РУБРИКИ |
Особенности развития личности по Э.Эриксону и исследование эго-идентичности и ролевого смешения в по... |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Особенности развития личности по Э.Эриксону и исследование эго-идентичности и ролевого смешения в по...Особенности развития личности по Э.Эриксону и исследование эго-идентичности и ролевого смешения в по...Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский Национальный Технический Университет
Кафедра “Технология и методика преподавания”
КУРСОВАЯ РАБОТА
По теории педагогики Особенности развития личности по Э.Эриксону и исследование эго-идентичности и ролевого смешения в подростковом возрасте.
Руководитель: А.С. Баранова
Исполнитель: студент III курса, гр. 109503 А.П.Титова
Минск 2005 Содержание.Введение…………………………………………………………………………………4-5 1. Особенности развития личности по Э.Эриксону………………………….61.1 Проблема личности в психологии……………………………………..6-71.2 Многообразие теорий личности……………………………………….8-91.3 Теория личности Э.Эриксона…………………………………………101.3.1 Особенности развития личности………………………………10-17 1.3.2 Эго-идентичность и ролевое смешение в подростковом возрасте………………………………………………………………..18-20 2. Методика исследования…………………………………………………….21 2.2 Анализ результатов…………………………………………………...22-23 Заключение……………………………………………………………….24-25 Список использованных источников…………………………………….26 Приложения……………………………………………………………..…27 Введение.Термин «личность» имеет несколько различных значений. Её изучением занимается особый подраздел академической психологии, который охватывает широкий спектр разных, зачастую противоречивых теоретических представлений. Наука о личности - это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использоввания разнообразных исследовательских стратегий. Другая отличительная черта психологии личности- особое значение методов оценки при изучении, объяснении, прогнозировании, вынесении обоснованных решений в том или ином индивидуальном случае. К этим методам относятся интервью, тестирование, наблюдение и регистрация поведения, измерение физиологических реакций, анализ биографических и личных документов. Фактически, каждое направление исследования личности предполагает использование той или иной техники оценки. [11, 21] Ребёнок не может формироваться, воспитываться как личность и индивидуальность в изоляции от общества, вне социально обусловленного удовлетворения человеческих потребностей, вне системы общественных отношений и коллектива. Общественные зависимости, отношения, общение, образующиеся в коллективной деятельности, являются питательной средой образования человеческого, общественного начала в человеке. От богатства действительных общественных отношений личности зависит её духовное богатство, возможность превратить потенциальные сущностные силы в разносторонне развитые человеческие способности к труду, творчеству, общественной деятельности и общению.[3, 89] Существует большое количество теорий личности. В своей курсовой работе я рассмотрю теорию личности Э. Эриксона. Центральным для эраксоновской теории эго является положение о том, что человек в течение жизни проходит через восемь универсальных для всего человечества стадий. Процесс развёртывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определённое для неё время ( «критический период» ), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путём прохождения в своём развитии последовательно всех стадий. [5, 128] В курсовой работе мною изучается актуальная прблема, связанная с эго-идентичностью и ролевым смешением. Актуальность изучения эго-идентичности у подростков определяется значимостью для каждого человека данного периода в развитии личности. Целью работы является исследование эго-идентичности и ролевого смешения в подростковом возрасте. В соответстии с целью, выделяются следующие задачи: – Изучить литературу по теме курсовой работы; – Подготовить методику для изучения эго-идентичности и ролевого смешения; – Провести исследование; – Проанализировать результаты, сделать выводы. Объектом исследования является эго-идентичность и ролевое смешение. Предмет – подростки. Курсовая работа состоит из: введения, теоретической, практической части, заключения, списка использованных источников и приложений. Объём курсовой работы - 31 страница. Использованно 15 источников. Ключевые слова: личность, психология личности, эго-идентичность, ролевое смешение, теория личности, критический период, эпигенетическая концепция, кризис идентичности. Исследование проводилось на базе 10 ”O” класса СШ № 199. 1. Особенности развития личности по Э.Эриксону.1.1 Проблема личности в психологии.Психология личности, как отрасль общей психологии, обращается к методологическим основаниям построения различных теорий личности, выделяя в них общие компоненты. Среди них следующие: — структура или устойчивые качества в психической реальности человека; — мотивы и потребности как источники индивидуальной активности; —развитие личности или возможности ее качественного изменения под влиянием воздействия разных факторов; —понятие о норме и патологии психической реальности как обоснование возможностей воздействия человека на человека; —понятие о психическом здоровье как ответственности человека за осуществление собственной жизни. В современной психологической науке широко используются идеи о появлении и функционировании личностных качеств человека, разработанные З.Фрейдом, А.Маслоу, Э.Берном, К.Юнгом, А.Адлером, Э.Фроммом, К.Роджерсом и многими другими авторами. [1, 220] В современной психологии под личностью понимается «индивид как субъект социальных отношений и социальной деятельности». В более узком смысле данное понятие выражает системное качество индивида, определяемое включенностью в общественные отношения и формирующееся в совместной деятельности и общении. Данная категория является центральной в отечественной и зарубежной психологии. Основные психологические теории личности прошли достаточно длительный путь развития. [7, 33] Феномен личности как специфические особенности психической реальности описывает множество теорий личности. Теории личности, которые создают психологи, несут отпечаток конкретного времени их создания, так как ни один ученый не может избежать его влияния Прикасаясь в своем мышлении к истине, он может получить то знание, которое можно назвать абсолютно истинным. Тогда это знание будет транслироваться во времени как основание и обоснование самой науки. Так происходит, например, с идеями Аристотеля, которые в той или иной форме практически воспроизводятся в психологических теориях личности. Изучение его текстов — это работа по прояснению проблем и успехов своременных психологов в понимании, изучении личности. [1, 218] В современной отечественной психологии идет активное переосмысление сформировавшихся теоретических и методологических основ и взглядов на личность. Для выработки истинно научного психологического знания о личности важно всесторонне учесть достижения отечественной и зарубежной психологии. Объективный подход к этому вопросу указывает на то, что основы психологического знания изначально закладывались в зарубежной психологии. Поэтому целесообразно, прежде всего, на них обратить внимание. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Типы теорий личности |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Способ выяснения поведения |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Психодинамические |
|
Социодинамические |
|
Интеракционистические |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экспериментальные |
|
Способы получения данных о личности |
|
Неэкспериментальные |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Структурные |
|
Угол зрения на личность |
|
Динамические |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дошкольный Школьный период жизни |
|
Возрастной диапозон |
|
Вся жизнь от рождения до последних лет |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Черты, качества, свойства |
|
Понятия, в которых описывается личность |
|
Формы поведения |
Рис.1 Теории личности. Основание для классификации.
Содержательно все они представлены следующими теориями: психоаналитические концепции фрейдизма, постфрейдизма и неофрейдизма; бихевиористские и необихевиористские концепции; гуманистические теории; интеракционистские (интерперсональные) концепции; экзистенциалистские; социологические (в том числе марксистски ориентированные); эклектические и другие. [7, 33-34]
Как уже говорилось выше, существуют следующие теории личности: психоаналитические концепции фрейдизма, постфрейдизма и неофрейдизма; бихевиористские и необихевиористские концепции; гуманистические теории; интеракционистские (интерперсональные) концепции; экзистенциалистские; социологические (в том числе марксистски ориентированные); эклектические и другие.
БИХЕВИОРИЗМ (от англ, behaviour - поведение) как науку о поведении обосновал американский психолог Дж. Уотсон. «С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения до смерти», - писал основоположник бихевиоризма.
Бихевиоризм исключил сознание из психологии, хотя его наличие не отрицалось. Считалось, что сознание не может быть предметом научного изучения, поскольку при объективной изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он йог бы назвать сознанием».
ФРЕЙДИЗМ (ПСИХОАНАЛИЗ). Направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими по отношению к сознанию психическими факторами. Психоанализ показал, что за сознанием скрываются мощные пласты несознаваемых субъектом психических сил, процессов, механизмов. Зигмунд Фрейд (1856-1939).
Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психиатр, психолог, основатель АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. В психике выделял «сознательное» и «бессознательное», которому принадлежит решающая роль в регулировании поведения. Бессознательное, в свою очередь, существует в двух формах:
а) индивидуальной (личной);
б) коллективной - ее образует психический фонд, в котором закреплен опыт предшествующих поколений. Содержанием этого фонда являются инстинкты, влечения, архетипы.
Альфред Адлер (1870 - 1937) - австрийский психолог. Он стал родоначальником ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. . Краеугольным камнем в системе взглядов А. Адлера является положение о том, что индивидуум не может быть отделен от социума.Он подчеркивал социальные детерминанты личности: способность людей творить свою судьбу, преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду в борьбе за более удовлетворительную жизнь, совершенствовать себя и окружающий мир посредством самопознания.
НЕОФРЕЙДИЗМ, или ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ.
Направление в психологии, сторонники которого пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести основные его положения в социальный контекст. К этому направлению принадлежат Карен Хорни, Эрих Фром, Эрик Эриксон.
ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ направление в рамках неофрейдизма ярко представляет Эрих Фромм, который выразительно обрисовал социальные детерминанты личности.Фромм первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру.
ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ. Основным положением этой школы психологии стало утверждение, что исходными, первичными данными психологии являются целостные структуры (геш-тальты). Представители: М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Левин.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, Зародилась в Калифорнии в 1950-е годы. Данное направление в психологии называют гуманистическим, т. к. оно основано на вере в возможность расцвета каждой личности, если предоставить ей самой выбирать свою судьбу и направлять ее. Таким образом, стержнем гуманистической идеи является оптимистический взгляд на природу человека.
В развитие гуманистической психологи особый вклад внесли Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт. Один из лидеров гуманистической психологии Карл Роджерс (1902-1987) считал, что фундаментальным компонентом личности выступает собственная жизненная концепция, которая формируется в процессе взаимодействия человека с социальной средой.
Отечественные психологи подходили к предмету психологии с различных точек зрения: Л. С. Выготский разработал культурно-историческую теорию; С. Л. Рубинштейн - принцип единства сознания и деятельности; А. Н. Леонтьев развил их идеи в концепцию деятельностного подхода. Б. Г. Ананьев предложил системно-целостный поход, на основе которого сформировалась акмеология.
Рассмотренные представления о психике, характерные для основных направлений развития психологического знания в зарубежных и отечественных школах, подчеркивают не столько их противоречивость, сколько многообразие взглядов психологической науки на психику человека. Основные пути развития российской психологии связаны с системным подходом к анализу психологических проблем.
В целом важно понимать, что овладение всем богатством психологического знания о личности является важной предпосылкой для проникновения в глубинные тайны человека, его поведения и деятельности. Знание достижений зарубежной психологии позволяет обогатить представления о личности, которые сложились в отечественной психологии. Это является важной предпосылкой для уточнения психологической структуры личности и обеспечения продуктивного развития и использования творческого потенциала. [7, 34-45]
1.3 Теория личности Э.Эриксона.
1.3.1 Особенности развития личности.
Прошло почти десятилетие, прежде чем Эриксон систематизировал свои клинические наблюдения. Он выдвинул три новых положения, ставших тремя важными вкладами в изучение человеческого Я. Во-первых, Эриксон предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития (оральной, анальной, фаллической и генитальной), в ходе которого меняется направленность влечения (от аутоэротйзма к внешнему объекту), существуют и психологические стадии развития Я, в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Во-вторых, Эриксон утверждал, что становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, а растягивается на весь жизненный цикл. И наконец Эриксон говорил, что каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, способные принимать положительные и отрицательные значения. [9, 316]
Теоретические формулировки Эриксона касаются исключительно развития эго. Хотя он неизменно настаивал на том, что его идеи не более, чем дальнейшее систематическое развитие концепции Фрейда о психосексуальном развитии в свете новых открытий в социальных и биологических науках, Эриксон решительно отошел от классического психоанализа по четырем важным пунктам. Во-первых, в его работе отчетливо виден решительный сдвиг акцента от ид к эго, что сам Фрейд лишь частично признавал в последние годы своей деятельности. С позиции Эриксона, скорее именно эго составляет основу поведения и функционирования человека. Он рассматривал эго как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация; параллельно идет развитие ид и инстинктов. Подобный взгляд на природу человека, названный эго-психологией, радикально отличается от раннего психодинамического мышления тем, что эго-психология описывает людей как более рациональных и поэтому принимающих осознанные решения и сознательно решающих жизненные проблемы. Эриксон доказывал, что эго — это автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти.
Во-вторых, Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых формируется эго у ребенка. Он основывается на результатах наблюдений за людьми, принадлежащими к различным культурам, чтобы показать: развитие эго неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой ценностей.
В-третьих, теория развития эго охватывает все жизненное пространство индивидуума (то есть от младенчества до зрелости и старости).
Его теория ставит во главу угла качества эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития. Возможно, это последнее различие является ключевым для понимания концепции Эриксона об организации и развитии личности.
Пока мы касались только основных теоретических расхождений между Эриксоном и Фрейдом. Однако стоит отметить, что существуют и вопросы, по которым между ними существует согласие. Например, оба теоретика сходятся в том, что стадии развития личности предопределены, и порядок их прохождения является неизменным. Эриксон также признает биологические и сексуальные основы всех более поздних мотивационных и личностных диспозиций, а также принимает фрейдовскую структурную модель личности (ид, эго, суперэго). [11, 217-219]
Центральным для созданной Эриксоном теории развития эго является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:
1) в принципе, личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;
2) общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития [15, 320].
Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго (как говорят, на «восемь возрастов человека»). Согласно его утверждению, эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития (по-гречески «επi» означает «после», a «γενεσιζ » — «рождение, происхождение») базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом — поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Иначе говоря, каждая из восьми фаз жизненного цикла человека характеризуется специфичной именно для данной фазы («фазо-спеЦифической») эволюционной задачей — проблемой в социальном развитии, которая в свое время предъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение. [13, 201]
Эриксон выделял основные дихотомии, характерные для различных стадий психосоциального развития личности:
1) доверие — недоверие (грудной возраст);
2) автономия — стыд и сомнения (1—2 года);
3) инициатива — чувство вины (3—5 лет);
4) трудолюбие — неполноценность (младший школьный возраст);
5) становление индивидуальности (идентификация) — ролевая диффузия (юность);
6) интимность — одиночество (начало взрослого периода);
7) творческая активность — застой (средний возраст);
8) умиротворение — отчаяние (старость) (табл.1)
Стадии развития личности (по Э.Эриксону)
Стадии
Нормальная линия
Аномальная линия
развития
развития
развития
1
2
3
1. Раннее мла-
ДОВЕРИЕ К ЛЮДЯМ как
НЕДОВЕРИЕ К ЛЮДЯМ как
денчество (от 0 до 1
взаимная любовь, привя-
результат плохого обращения
года)
занность, взаимное призна-
матери с ребенком, игнориро-
ние родителей и ребенка,
вания, пренебрежения им, ли-
удовлетворение потребно-
шения любви. Слишком раннее
стей детей в общении и дру-
или резкое отлучение ребенка
гих жизненно важных по-
от груди, его эмоциональная
требностей
изоляция
2. Позднее мла-
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ,
СОМНЕНИЕ В СЕБЕ И ГИ-
денчество (от 1 года
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ.
ПЕРТРОФИРОВАННОЕ ЧУВ-
до 3 лет)
Ребенок смотрит на себя как
СТВО СТЫДА. Ребенок чувст-
на самостоятельного, но
вует свою неприспособлен-
еще зависимого от родите-
ность, сомневается в своих спо-
лей человека
собностях, испытывает лише-
ния, недостатки в развитии эле-
ментарных двигательных навы-
ков (например, хождении).
Слабо развита речь, сильное
желание скрыть свою ущерб-
ность от окружающих людей.
Чувство стыда
3. Раннее детство
АКТИВНОСТЬ. Живое во-
ПАССИВНОСТЬ. Вялость, от-
(около 3 -5 лет)
ображение, активное изуче-
сутствие инициативы, инфан-
ние окружающего мира,
тильное чувство зависти к дру-
подражание взрослым,
гим детям и людям, подавлен-
включение в полоролевое
ность, уклончивость, отсутствие
поведение, инициативность
признаков полоролевого пове-
Дения, чувство вины
4. Среднее детство
ТРУДОЛЮБИЕ. Выражен-
ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ
(от 5 до 11 лет)
ное чувство долга и стрем-
НЕПОЛНОЦЕННОСТИ. Сла-
ление к достижениям, раз-
боразвитые трудовые навыки,
витию познавательных и
избегание сложных заданий,
коммуникативных умений и
ситуаций соревнования с дру-
навыков. Постановка перед
гими людьми, острое чувство
собой и решение реальных
собственной неполноценности,
задач, нацеленность фанта-
обреченности на то, чтобы всю
зии и игры на лучшие пер-
жизнь оставаться посредствен-
спективы, активное усвое-
ностью. Ощущение временно-
ние инструментальных и
го затишья перед бурей или пе-
предметных действий, ори-
риодом половой зрелости, кон-
ентация на задачу
формность, рабское поведение,
чувство тщетности прилагаемых
усилий при решении разных
задач
5. Половая зрелость, подростни-чество и юность (от 11 до 20 лет)
ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ. Развитие временной перспективы — планов на будущее, самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях.
ПУТАНИЦА РОЛЕЙ. Смещение и смешение временных перспектив: мысль не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб отношениям с внешним миром. Полоролевая фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках.
УЧЕНИЕ. Четкая половая поляризация в формах поведения. Формирование мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и при необходимости подчинение им. Становление индивидуальности.
6. Ранняя взрослость (от 20 до 40-45 лет)
БЛИЗОСТЬ К ЛЮДЯМ. Стремление к контактам с людьми, желание посвятить себя другим людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью.
ИЗОЛЯЦИЯ ОТ ЛЮДЕЙ. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих угрожающих сил. Состояние одиночества.
7. Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет)
ТВОРЧЕСТВО. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная, разнообразная жизнь, удовлетворенность семейными отношениями, гордость за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения
ЗАСТОЙ. Эгоизм, эгоцентризм, непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Исключительная забота о самом себе, всепрощение себя
8. Поздняя взрослость (свыше 60лет)
ПОЛНОТА ЖИЗНИ. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна. Состояние умиротворения
ОТЧАЯНИЕ. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно летит слишком быстро. Осознание бессмысленности, потеря веры в себя и других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем доброго, разумного начала. Боязнь приближающейся смерти.
[12, 52-54]
Эриксон выделяет восемь стадий развития человека, причем с фиксацией на каждой стадии связан определенный паттерн личностных черт или конкретных периферических характеристик. Первые четыре стадии довольно тесно связаны с фрейдистскими оральным, анальным, фаллическим и латентными периодами, хотя очевидно, что Эриксон больше интересуется их психологической значимостью, а не биологической природой. Этот акцент позволяет ему рассматривать латентный период как важный этап жизнедеятельности взрослого, несмотря на то, что этот период не имеет серьезного биологического обоснования. Кроме того, вместо одного генитального периода, продолжающегося от пубертата до смерти, Эриксон выделяет еще четыре стадии развития, никоим образом не соотносящиеся с биологическим анализом сексуального инстинкта или либидо. У Эриксона практически теряется фрейдистский акцент на сексуальности, по крайней мере теряется, но все же признается важность психосексуальных конфликтов, сопровождающих кормление, выделение и т. п.
Согласно Эриксону, первая (оральная) стадия развития создает основу для базового доверия или базового недоверия. На этой стадии ребенок беспомощнее, чем когда бы то ни было в жизни, он нуждается в других людях, которые должны заботиться о нем, защищать и поддерживать. Если эти потребности удовлетворяются, ребенок будет смотреть на мир и на свою роль в нем с позиции общего доверия, но если он попадает в условия жесткой депривации, он будет недоверчивым. В дальнейшем доверие или недоверие человека сильно влияло на смысл жизни человека. По признаку доверия и базового недоверия Эриксон выделяет группу личностных черт, что является, по крайней мере, основой типа характера, хотя он и не детализирует их ни в каком определенном направлении. Этот недостаток детализации, характерный для групп личностных черт, выделяемых на восьми стадиях" развития, к сожалению, мешает Эриксону справиться с задачей, которую персо-нолог ставит перед собой, разрабатывая теорию периферии личности. Невозможно просто перейти от утверждений Эриксона к поведению конкретных людей, точно зная только, на что нужно обращать внимание, пытаясь определить, доверие или недоверие является частью характера человека. В любом случае он предлагает интересные описания всеобъемлющей значимости своей позиции. [4, 269]
Самостоятельность и нерешительность. Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его мотврных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, опускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере, своей средой то есть у него появляется самостоятельность.
Но если воспитатели проявляют нетерпение и спешат – способствует развитию у них чувства неполноценности. [9, 317]
Раннее детство, совпадающее с третьей стадией, Эриксон называл возрастом игры. Ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности.
Здесь определяющим фактором формирования чувства инициативы в значительной степени зависит от того, как родители относятся к проявлению у ребенка собственного волеизъявления. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы.
В условиях депривации, когда родители не позволяют действовать детям самостоятельно или наказывают детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола (сексуальная природа кризиса по Фрейду), на первый план выходит чувство вины у детей. Тогда поведение ребенка становится агрессивным, он боится постоять за себя. В группе сверстников такие дети обычно ведомые и чрезмерно зависят от родителей. Им не хватает целеустремленности или решительности, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их.
На этом возрастном этапе происходит половая индефикация и ребенок осваивает определенную форму поведения, мужскую или женскую.
Среднее детство-предпубертанный возраст, т.е. предшествующий половому созреванию ребенка. В это время развертывается четвертая стадия, связанная с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Школа становится для них «культурой в себе», со своими особыми целями, достижениями и разочарованиями.
Этот период жизни характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способность взаимодействовать со сверстниками в соответствии с правилами.
Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и обрести чувство компетентности, у ребенка развивается чувство трудолюбия, в процессе освоения технологии своей культуры.
Если же достижения не велики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности, которое может отбить у ребенка охоту учиться дальше. Так же чувство неполноценности может развиться в том случае, если дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально - экономическое положение, а вовсе не их уровень знаний и мотивация, определяют их личностную значимость и достоинство.
Период начального школьного обучения - это так же начало профессиональной индефикации, ощущения своей связи с представителями определенных профессий. И здесь Эриксон отмечает, важна не только школьная успеваемость, но поиск индивидуальных и общественных целей, что является основой эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни. [2, 295]
Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости – иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начала среднего возраста.
Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание Я и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным – одиночества.
Под близость Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу.
Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество – состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.
Седьмая стадия – зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью на другом.
Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей – он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.
На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная работа жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь. [10, 186-187]
1.3.2 Эго-идентичность и ролевое смешение в подростковом возрасте.
Юность, на которую приходится пятая стадия в схеме жизненного цикла Эрик-сона, считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12-13 до примерно 19-20 лет в американском обществе), подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде. Теоретический интерес фиксона к подростковому возрасту и характерным для него проблемам побудил его проанализировать эту фазу более глубоко, чем другие стадии развития эго.
Новый психосоциальный параметр, появляющийся в юности, на положительном полюсе предстает в виде эго-идентичности, на отрицательном полюсе — в виде ролевого смешения. Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты, девушки-скауты, хористы и т. д.) и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную Античность, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. Эриксон подчеркивает психосоциальную сущность эго-идентичности, обращая пристальное внимание не на конфликты между психологическими структурами, а скорее на конфликт внутри самого эго — то есть на конфликт идентичности и ролевого смешения. Основной упор делается на эго и на то, как на него влияет общество, в особенности группы сверстников. Следовательно, эго-идентичность можно определить следующим образом.
В определении идентичности, данном Эриксоном, можно выделить три элемента. Первое: молодые люди и девушки должны постоянно воспринимать себя «внутренне тождественными самим себе». В этом случае у индивидуума должен сформироваться образ себя, сложившийся в прошлом и смыкающийся с будущим. Второе: значимые другие люди тоже должны видеть «тождественность и целостность» в индивидууме. Это значит, что юным нужна уверенность в том, что выработанная ими раньше внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них. В той степени, в какой они могут не осознавать как свои Я-концепции, так и свои социальные образы, их появляющемуся чувству самотождественности могут противостоять сомнения, робость и апатия. Третье: молодые люди должны достичь «возросшей уверенности» в том, что внутренние и внешние планы этой целостности согласуются между собой. Их восприятие себя должно подтверждаться опытом межличностного общения посредством обратной связи.
В социальном и эмоциональном отношении созревание подростков заключает в себе новые пути оценки мира и своего отношения к нему. Они могут придумывать идеальные семьи, религии, философские системы, общественные устройства, а потом сравнивать и сопоставлять задуманное с весьма несовершенными личностями и организациями, знания о которых они почерпнули из собственного ограниченного опыта. Согласно Эриксону, «ум подростка в поисках вдохновляющего единства идеалов становится умом идеологическим». Таким образом, «диффузия идеалов» является следствием того, что индивидуум не может принять ценности и идеологию, носителями которой выступают родители, церковь и другие источники авторитета. Индивидуум, страдающий от расплывчатости своей идентичности, никогда не пересматривает своих прошлых представлений о себе и о мире, так же как и не приходит к решению, которое ведет к более широкому и, возможно, более «подходящему» взгляду на жизнь. Таким образом, кризис идентичности становится психосоциальной проблемой, требующей немедленного разрешения.
Согласно Эриксону, основа для благополучной юности и достижения интегр рованной идентичности закладывается в детстве. Однако за пределами то подростки выносят из своего детства, развитие личной идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми они себя идентифицирует.
Неспособность юных достичь личной идентичности приводит к тому, что Эриксон назвал кризисом идентичности. Кризис идентичности, или ролевое смешение, чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки, страдающие от специфичного для этого возраста конфликта, испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности. Они ощущают свою неприспособленность, деперсонализацию, отчужденность и иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности— противоположной той, что настойчиво предлагают им родители и сверстники. В этом ключе Эриксон интерпретирует некоторые виды делинквентного поведения. Однако неудачи в достижении личной идентичности не обязательно обрекают подростка на нескончаемые поражения в жизни. Возможно, даже в большей степени, чем другие представленные здесь персонологи, Эриксон подчеркивал, что жизнь — это постоянные изменения. Благополучное разрешение проблем на однои жизненной стадии не дает гарантии, что они не появятся вновь на следующих стадиях или что не будет найдено новое решение старых проблем. Эго-идентичность — это борьба «на всю жизнь». [11, 229-231]
Успешное развитие приводит к формированию основ четкой взрослой идентичности, в то время как неуспешное развитие приводит к рассеянному, фрагментарному, размытому, непостоянному ощущению собственной самости. По словам Эриксона:
«С установлением хороших отношений с миром умений и инструментов и с наступлением половой зрелости детство закономерным образом приходит к своему завершению. Начинается юность. Но в пубертате и юности все виды тождественности и целостности, достигнутые ранее, снова ставятся под сомнение, это связано с быстрым ростом тела, сравнимым по скорости с ростом в раннем детстве, и с совершенно новым приобретением — физической половой зрелостью. Растущие... юноши... озабочены теперь в основном тем, как они выглядят в глазах окружающих по сравнению с тем, как они сами себя ощущают, и тем, как можно соединить освоенные ранее роли и навыки с профессиональными моделями сегодняшнего дня.
Интеграция, происходящая теперь в форме эго-идептичности, — это не просто сумма детских идентификаций. Это приобретенный опыт способности эго интегрировать данные идентификации в сочетании с превратностями либидо, со способностями, развитыми на основе дарований, и возможностями, предлагаемыми социальными ролями. Таким образом, чувство эго-идентичности- это приобретенная уверенность в том, что внутренняя тождественность и целостность сочетаются с целостностью и тождественностью предназначения человека относительно других людей, подтверждением чему является реальная перспектива „карьеры". [14, 245]
Во многих, а может быть и во всех обществах определенной части подростковой популяции разрешены и законодательно закреплены определенные отсрочки в принятии ими ролей взрослых. Для обозначения этих интервалов между подростковостью и взрослостью Эриксон ввел термин психосоциальный моратории. В США и других технологически развитых странах психосоциальный мораторий институционализирован в форме системы высшего образования, что дает возможность молодым людям попробовать определенное количество различных социальных и профессиональных ролей до того, как они решат, что им нужно на самом деле. Есть и другие примеры: многие молодые люди бродяжничают, обращаются к различным религиозным системам или пробуют альтернативные формы брака и семьи до того, как найдут свое место в обществе.
Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, — это верность. Эриксон использует термин верность в значении «способности подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей». Верность—краеугольный камень идентичности, она представляет собой способность юных принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества. Здесь следует внести ясность в значение термина «идеология». Согласно Эриксону, идеология — это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление культуры; цель идеологии — «создание образа мира, достаточно убедительного для поддержания коллективного и индивидуального чувства идентичности». Идеология предоставляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности: «Кто я?», «Куда я иду?», «Кем я хочу стать?» Воодушевленные идеологией молодые люди вовлекаются в разного рода деятельность, бросающую вызов устоявшимся традициям культуры — акции протеста, бунты и революции. В более широком смысле, считает Эриксон, утрата доверия к идеологической системе может обернуться всеобщей неразберихой и неуважением к тем, кто регулирует совокупность социальных правил. [11, 232]
2. Методика исследования.
Для исследования эго-идентичности и ролевого смешения у подростков были использованы две методики. Первая- это методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсена. эта методика состоит из двадцати утверждений. И четыре варианта ответов: Часто, Иногда, Редко и Никогда. Подсчет результатов позволяет определить степень одиночества. 40-60 баллов - высокая степень одиночества, 20-40 баллов – средний уровень одиночества, 0-20 баллов – низкий уровень одиночества. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение, что субъективноеощущение одиночества влияет на достижение эго-идентичности.
Вторая методика - «Незаконченные предложения» Сакса и Леви, состоящая из 60 незаконченных предложений. В них заключены 15 критериев:
1. Отношение к отцу.
2. Отношение к себе.
3. Нереализованные возможности.
4. Отношение к подчинённым.
5. Отношениеи к будущему.
6. Отношение к вышестоящим лицам.
7. Страхи и опасения.
8. Отношения к друзьям.
9.Отношение к своему прошлому.
10. Отношение к лицам противоположного пола.
11. Сексуальные отношения.
12. Отношение к семье.
13. Отношение к сотрудникам.
14. Отношение к матери.
15. Чувство вины.
Которые оценивают отношения подростка в общении.
В исследовании принимало участие 23 ученика 10 «О» класса СШ №199.
2.2 Анализ результатов.
Проанализировав данные по первой методике можно составить следующую таблицу.
По уровню одиночества:
Средний уровнь одиночества
Низкий уровнь одиночества
Кол-во человек
4
19
У 83% исследуемых подростков низкий уровень одиночества, это говорит о том, что они, вероятно, уже близки к дотижению эго-идентичности. А 17% подростков находятся на пути к достижению идентичности.
Из результатов второй методики видно, какие области наиболее важны и какие наиболее волнуют подростка в данное время. Выделяются области, в которых, вероятно, возникла проблемная ситуация. В приложении 2 приведён график, на котором видно, какие критерии наиболее часто являются проблемными у исследуемых подростков.
Совместив результаты двух методик, можно сказать, что у исследуемой группы нет подростков, у которых бы проявлялось роленвое смешение. Это говорит о том, что есть подростки на стадии достижения идентичности (17%) и есть те, которые уже почти завершили свой путь к достижению эго-идентичности (83%). Эти подростки ясно представляют себя в будущем (74%), называют себя самостоятельными и взрослыми в будущем. У них сформировон образ Я, сложившийся в прошлом и смыкающийся с будущим. У этих подростков сложившиеся отношения с друзьями (82,6%). Они ждут от своих друзей, что те не оставят их в беде, будут всегда помнить о друге, не будут предателями, будут помогать во всём, будут верными и сами действуют также. С семьёй у испытуемых отношения положительные (91% от выборки). Скорее всего, у них есть чёткое понимание того, что значимые близкие приняли их такими, какими они видят себя сами – эго-идентичность достигнута.
У остальных подростков, видимо, есть какие-то проблемы в вышеперечисленных сферах, и поэтому они ещё не достигли эго-идентичности, но находятся на пути к ней.
Методом беседы было выявлено, что большинство подростков ариентируются на мнение родителей и других, значимых для них людей при выборе профессии и находятся в настоящее время в стадии моротория (поиска).
О плной идентичности в профессиональном плане можно говорить только после получения профессии или во время учебной практики.
Заключение.
Эрик Эриксон, один из наиболее выдающихся эго-психологов, сделал упор на динамику развития эго на протяжении жизненного цикла. Он рассматривал личность как объект влияния социальных и исторических сил. В отличие от Фрейда, у Эриксона эго предстает как автономная личностная структура. Его теория сфокусирована на качествах эго, появляющихся в предсказуемые периоды жизни.
Эриксон утверждает, что эго проходит в своем развитии через несколько универсальных стадий. Согласно его эпигенетической концепции развития человека, каждая стадия жизненного цикла наступает в оптимальное время. Последовательное развертывание жизненных стадий – результат взаимодействия биологического созревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей.
С точки зрения Эриксона, жизненный цикл человека включает восемь психосоциальных стадий. Для каждой из них характерен определенный тип кризиса или решающий этап в жизни человека. Стадии описаны в терминах ведущих психологических конфликтов: 1) базальное доверие – базальное недоверие; 2) автономия – стыд и сомнение; 3) инициативность – вина; 4) трудолюбие – неполноценность; 5) эго-идентичность – ролевое смешение; 6) интимность – изоляция; 7) продуктивность – инертность, застой; 8) эго-интеграция – отчаяние. Индивидуальное своеобразие личности зависит от разрешения этих конфликтов.
В работах Эриксона были выделены четыре самостоятельных ориентации, или статуса эго-идентичности: 1) диффузия идентичности; 2) предрешенность; 3) мораторий; 4) достижение идентичности.
Диффузия идентичности характеризуется «отягощенностью отсутствием обязательств». Индивидуум с диффузией идентичности может переживать или не пережиивать кризис, но в любом случае здесь наблюдается минимум или даже отсутствие принятых индивидуумом ценностей и ролей, отсутствие заветной мечты. Предрешенностъ — состояние юноши или девушки, уже утвердившихся в своих основных ориентациях. Однако при этом отсутствуют признаки (или их очень мало) того, что они переживали кризис. Примером «предрешенной идентичности» может служить студент колледжа, решивший стать зубным врачом, потому что это профессия его отца и деда. Статус моратория на идентичность предполагает, что человек находится в данное время в состоянии кризиса (выбирает между альтернативами), и его предпочтения слишком слабы и неопределенны. Студентка колледжа, видящая себя в будущем химиком, министром или журналисткой, - пример, иллюстрирующий состояние упорной и продолжительной внутренней борьбы с неопределенностью выбора, характерной для этого статуса. Наконец, статус достижения идентичности относится к людям, пережившим период кризиса и сделавшим определенный выбор в отношении профессиональных и идеологических целей и позиций.
Данная курсовая работа позволяет определить, на какой стадии на пути к достижению идентичности находится подросток, и проблемы в какой области мешают этому достижению.
Подросток, успешно справившийся с задачей психосоциальной идентификации, ощущает, кто он есть, где находится и куда идёт.
Список использованных источников
1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для Вузов. – М.: Академический Проект, 2002. – 496 с.
2. Крайг Г. , Бокум Д. Психология развития . – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с.
3. Лихачёв Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог. Учеб. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-М, 2001. – 607 с.
4. Мадди, Сальваторе Р. Теории личности: сравнительный анализ / пер. с англ. – СПб.: Издательство “Речь”, 2002. – 539 с.
5. Материалы 61-й республиканской научно-практической конференции / Под ред. С.А. Иващенко, Е.Е. Петюшик, И.А. Иванов, И.И. Лобач, В.И. Молочко, В.И. Черновец, А.А. Соловянчик, В.А. Федорцев. – Мн, 2005. –
6. Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д.: “Феникс”, 1999. – 576 с.
7. Психология и педагогика. Учебное пособие / под ред. В.И. Жукова, Л.Г. Паптева, А.И. Подолоский, В.А. Сластёнина. – М.: Издательство Института психотерапии, 2004. – 585 с.
8. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара.: Издательский Дом “БАХРАХ–М”, 2002. – 672 с.
9. Райгородский Д.Я. Теории личности в заподно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. – Самара.: Издательский дом “БАХРАХ”, – 1996. – 480 с.
10. Теории личности: познание человека, 3-е изд./ С.Клонингер. – СПб.: Питер, 2003. – 720 с.
11. Хьелл Л., Зиглер Д.Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2005.– 607 с.
12. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 572 с.
13. Эрик Эриксон Детство и общество. – СПб, 1996. – 426 с.
14. Эрик Эриксон Идентичность: юность и кризис/ пер. с англ. – М.: Издательская група “Прогресс”, 1996. – 342 с.
15. Эрик Эриксон Молодой Лютер / пер. с англ. – М.: Московский философский фонд “Медиум”, 1996. – 506 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1.
Методики, используемые в исследовании.
1.Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М.Фергюсона.
Часто
Иногда
Редко
Никогда
1.Я несчаслив, занимаясь столькими вещами в одиночкую
2.Мне не скем поговорить.
3.Для меня невыносимо быть таким одиноким.
4.Мне не хватает общения.
5.Я чувствую, будто никто действительно не понимает себя.
6.Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне.
7.Нет никого, к кому я мог бы обратиться.
8.Я сейчас больше нискем не близок.
9.Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи.
10.Я чувствую себя покинутым.
11.Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает.
12.Я чувсвую себя совершенно одиноким.
13.Мои социальные отношения и связи поверхностны.
14.Я умираю от тоски по компании.
15.В действительности никто как следует не знает меня.
16.Я чувчтвую себя изолированным от других.
17.Я несчастен, будучи таким отверженным.
18.Мне трудно заводить друзей.
19.Я чувствую себя исключённым и изолированным от других.
20.Люди вокруг меня, но не со мной.
Ключ.
Подсчитывается количество очков каждого из вариантов. Сумма ответов «Часто» умножается на три, «Иногда»- на два, «Редко»- на один и «Никогда»- на ноль. Полеченные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества- 60 баллов.[8, 397-380]
2. Методика исследования «незаконченные предложения» Сакса и Леви.
1. Думаю, что мой отец редко______________________________________________________
2. Если все против меня, то________________________________________________________
3. Я всегда хотел_________________________________________________________________
4. Если бы я занимал руководящий пост____________________________________________
5. Будущее кажется мне___________________________________________________________
6. Мое начальство________________________________________________________________
7. Знаю, что глупо, но боюсь_______________________________________________________
8. Думаю, что настоящий друг_____________________________________________________
9. Когда я был ребенком___________________________________________________________
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является__________________________________
11. Когда вижу женщину вместе с мужчиной_________________________________________
12. По сравнению с большинством других семей моя семья_____________________________
13. Лучше всего мне работается с___________________________________________________
14. Моя мать и я__________________________________________________________________
15. Сделал бы все, чтобы забыть____________________________________________________
16. Если бы мой отец только захотел________________________________________________
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы________________________________________
18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы________________________________________
19. Если кто-нибудь работает под моим руководством_________________________________
20. Надеюсь на__________________________________________________________________
21. В школе мои учителя__________________________________________________________
22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь_______________________________
23. Не люблю людей, которые______________________________________________________
24. До войны я___________________________________________________________________
25. Считаю, что большинство юношей и девушек______________________________________
26. Супружеская жизнь кажется мне_________________________________________________
27. Моя семья обращается со мной как c_____________________________________________
28. Люди, с которыми я работаю____________________________________________________
29. Моя мать_____________________________________________________________________
30. Моей самой большой ошибкой было_____________________________________________
31. Я хотел бы, чтобы мой отец_____________________________________________________
32. Моя наибольшая слабость заключается в том______________________________________
33.Моим скрытным желанием в жизни______________________________________________
34. Мои подчиненные_____________________________________________________________
35. Наступит тот день, когда_______________________________________________________
36. Когда ко мне приближается мой начальник________________________________________
37. Хотелось бы мне перестать бояться______________________________________________
38. Больше всего люблю тех людей, которые_________________________________________
39.Если бы я снова стал молодым___________________________________________________
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)______________________________________
41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь___________________________________
42.Большинство известных мне семей_______________________________________________
43. Люблю работать с людьми, которые______________________________________________
44. Считаю, что большинство матерей_____________________________________________
45. Когда я был молодым, то чувстврвал себя виновным, если__________________________
46. Думаю, что мой отец__________________________________________________________
47.Когда мне начинает не везти_____________________________________________________
48. Больше всего я хотел бы в жизни________________________________________________
49. Когда я даю другим поручение__________________________________________________
50. Когда буду старым____________________________________________________________
51. Люди, превосходство которых над собой я признаю________________________________
52. Мои опасения не раз заставляли меня_____________________________________________
53. Когда меня нет, мои друзья_____________________________________________________
54. Моим самым живым воспоминанием детства является______________________________
55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)_________________________________
56. Моя половая жизнь____________________________________________________________
57. Когда я был ребенком, моя семья________________________________________________
58. Люди, которые работают со мной________________________________________________
59. Я люблю свою мать, но________________________________________________________
60. Самое худшее, что мне случилось совершить,это____________________________________
Подсчёт баллов производился следующим образом: +1 балл присваивался за положительный ответ, -1 балл- за негативный, отрицательный откет, 0 баллов – за безразличный ответ или уход от ответа. Подсчитывалось количество баллов за каждый критерий.
Критерии № предложений
1. Отношение к отцу. 1 16 31 46
2. Отношение к себе. 2 17 32 47
3. Нереализованные возможности. 3 18 33 48
4. Отношение к подчинённым. 4 19 34 49
5. Отношениеи к будущему. 5 20 35 50
6. Отношение к вышестоящим лицам. 6 21 36 51
7. Страхи и опасения. 7 22 37 52
8. Отношения к друзьям. 8 23 38 53
9. Отношение к своему прошлому. 9 24 39 54
10. Отношение к лицам противоположного пола. 10 25 40 55
11. Сексуальные отношения. 11 26 41 56
12. Отношение к семье. 12 27 42 57
13. Отношение к сотрудникам. 13 28 43 58
14. Отношение к матери. 14 29 44 59
15. Чувство вины. 15 30 45 60
[8, 117-121]
Приложене 2.
|
© 2010 |
|