РУБРИКИ

Доклад: Карл Павлович Брюллов

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Доклад: Карл Павлович Брюллов

Доклад: Карл Павлович Брюллов

Карл Павлович Брюллов

(1799-1852)

Последний день Помпеи. 1833

Масло, холст. 456,5*651

Среди персонажей изображены автор картины (художник на ступенях храма, слева,

с красками и кистями в ящике, который он держит на голове) и Ю.П. Самойлова

(мать, обнимающая дочь).

Исторический живописец, портретист и жанрист, щедро одаренный человек, К.П.

Брюллов пользовался при жизни большой славой. "Великого Карла" почитали такие

выдающиеся его современники, как Пушкин и Гоголь. Но позже его имя стало

объектом ожесточенной полемики. Художники и критики второй половины XIX века -

времени расцвета реализма - видели в Брюллове лишь представителя ненавистного

им академического направления. Должно было пройти много лет, чтобы творчество

художника было понято и Брюллов занял по праву принадлежащее ему достойное

место в истории русского искусства.

Брюллов вырос в художественной семье, в которой не только братья живописца,

но его отец, дед, прадед были художниками. Он успешно окончил Академию

художеств. Вопреки привившимся в ее стенах традиционным классицистическим

правилам Брюллов уже в начале творческого пути сознательно нарушал устаревшие

каноны, отстаивая право художника "отступать от условий красоты форм" во имя

"простой натуры". По словам современника, он "Поставил выше всего натуру" и в

качестве профессора Академии снискал себе широкую популярность среди учеников.

Так, взамен копирования чужих оригиналов он приучал молодежь постоянно

наблюдать реальную жизнь, фиксируя увиденное в набросках.

Характеру живописного дарования Брюллова были близки устремления романтизма,

развившегося в европейском искусстве 1820-х -1830-х годов. Это во многом

определило новаторские черты в творчестве художника. Однако в своих

исторических картинах он проявляет сильную зависимость и от академической

традиции.

Большие художественные достижения и вместе с тем противоречивость

эстетических позиций Брюллова обнаруживаются в его капитальном и наиболее

известном произведении "Последний день Помпеи". Картина написана в 1830-1833

годах в Италии, где мастер прожил несколько лет в качестве пенсионера Общества

поощрения художников. Сюжет картины - гибель античного города Помпеи в

результате извержения вулкана Везувия в 79 году нашей эры. Работая над

осуществлением своего замысла, живописец тщательно изучил исторический

материал, в частности свидетельства очевидца катастрофы римского писателя и

государственного деятеля Плиния Младшего, ездил на место археологических

раскопок, где сделал много зарисовок и этюдов с натуры.

Художественный язык картины во многом традиционен, классицистичен: композиция

фронтальна, то есть развернута по длине холста, изображенные люди соединены в

группы, вписывающиеся в треугольник, героем под час не достает индивидуальности

образа, их чувства переданы языком жестов и пластикой драпировок. Но подход к

историческому сюжету и его живописное воплощение не согласуется с прежними

представлениями. Стремление к исторической правде и достоверности, замены темы

гражданского подвига героя тема народного бедствия, страданий, нравственная

красота человека как сила, противостоящая злу, - все это совершенно ново для

исторической картины и соответствует эстетике романтизма. В романтическом ключе

решено и живописное построение холста. Не виданное для воспитанника Академии

художеств яркость цвета способствует жизненности передачи материального мира,

сложное двойное освещение игра света и тени создают напряженный эмоциональный

настрой.

В картине "Последний день Помпея" косвенно отразились сложные явления

общественной жизни того времени и творческая эволюция самого художника. Первое

революционное выступление против царизма - восстание декабристов 1825 года - и

его разгром, революционная волна, прошедшая по Европе в 1830 году, не остались

без последствий в умах и чувствах мыслящих современников. Ведь колебались

первичные устои и порядки, рушилась вера в возможность общественной гармонии.

Романтические тенденции в европейском искусстве приобрели в это время

взволнованный, бунтарский характер. Брюллов не мог быть в стороне от этих

явлений. И далеко не случайно его картина воспринималась современниками

неразрывной от эпохи, в которой была создана. Гоголь отметил, что мысль картины

"принадлежит совершенно вкусу нашего века, который выбирает кризисы,

чувствуемые целою массою", а Герцен говорил, о героях картины, что "они падают

жертвами дикой. Тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы

бесполезной. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере.

После завершения картина была показана на выставке в Милане, затем в Париже и

Петербурге. Она пользовалась огромным успехом, в ней видели торжество русского

искусства.

Каледин Дмитрий 10 класс "б"


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.