РУБРИКИ

Доклад: Контркультура

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Доклад: Контркультура

Доклад: Контркультура

Сравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на феномен

контркультуры, на его роль в исторической динамике. В его трактовке возникли

новые позиции, более того сама тема перестала восприниматься как

периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К

обсуждению проблемы подключились не только и культурологи, но и

культурофилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что решение данной

проблемы позволяет, наконец, приблизиться к постижению самой культуры как

специфического явления, к распознанию механизмов её обновления и

преображения. Отсюда своеобразный исследовательский бум, первые признаки

которого обнаруживаются еще в конце 80-х годов.

Термин «контркультура» используется для обозначения социально-культурных

установок, противостоящих принципам «базовой» культуры.

Внимание современных культорологов на проблеме контркультуры удерживает тот

парадокс, что ценности и идеалы, рожденные на гребне антибуржуазных

выступлений 60-х годов, не растворились в общественном мировосприятии

последующих десятилетий. Сами молодежные движения после своего пика вскоре

пошли на убыль, лево-радикальный тип сознания стал утрачивать массово-

социальную опору, приобрел неожиданные модификации. Однако жизненные

ориентации, приобретенные молодежью в процессе борьбы с истеблишментом, не

исчезли. Они вошли в плоть и кровь современной культуры Запада.

Молодые бунтари, выступив против державных установок западной культуры,

противопоставили им собственные ценности, и что же? С одной стороны, есть

основания говорить о том, что новые ориентации растворились в лоне

господствующей культуры. Но, с другой стороны, сама культура, вобрав в себя

множество новых компонентов, предстала во многом иной.

Необходимо отметить, что в современной культурологии и социологии понятие

контркультуры используется в двух смыслах: во-первых, для обозначения

социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам,

которые господствуют в конкретной культуре, и во-вторых, оно отождествляется

с западной молодежной субкультурой 6-х годов, отразившей критическое

отношение к современной культуре и отвержение её как «культуру отцов».

Понятие «контркультура» появилось в западной литературе в 1960г., отразив

либеральную оценку ранних хиппи и битников. Слово принадлежит американскому

социологу Теодору Роззаку, который попытался объединить различные духовные

влияния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно

целостный феномен – контркультуру. Кто такие хиппи, теперь более или менее

известно. Что касается «разбитого поколения», то Джек Керуак был первым

писателем, который сформулировал новые духовные ориентиры молодежи.

Битничество зародилось в 1944-1945 гг., когда встретились вместе Джек Керуак,

Уильям Берроуз Аллен Гинзберг. Познакомившись, писатели стали

экспериментировать с такими понятиями, как «дружба», «новое видение», «новое

сознание». Родиной «поколения разбитых» оказалась Калифорния. Этот социо-

культурный полигон Америки дал миру спустя десятилетия Джимми Хендрикса и

Дженнис Джоплин, «Грейтфуд Дэд», «Джефферсон Эйрплейн» и психоделический рок.

Калифорния стала местом съемок культового фильма безумных 70-х «Забриски-

пойнт» Микеланджело Антониони. Сан-Франциско превратился в культурную столицу

Тихоокеанского побережья США.


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.