РУБРИКИ

Доклад: Собор святой Софии

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Доклад: Собор святой Софии

Доклад: Собор святой Софии

Христианская Византия также посвятила много труда украшению храма Единого

Бога. Церкви Константинополя поражали своей величественной архитектурой и

великолепием отделки внутри.

Но со времени Юстиниана гордостью Константинополя, или Византии, стал

построенный этим императором храм святой Софии, в память усмирения бунта,

когда этот государь едва не лишился престола.

Задумав соорудить храм, Юстиниан обратился к знаменитейшим зодчим своего

времени - Анфимию из Траллеса и Исидору из Милета.

Он желал, чтобы воздвигаемый храм стал для него великим памятником, и потому

не щадил для постройки никаких издержек. Под руководством Анфимия и Исидора

на постройках ежедневно были заняты до 10.000 человек каменщиков, плотников и

других работников.

По мысли Юстиниана, храм святой Софии должен был превзойти все когда-либо

существовавшие храмы своей величиной и роскошью. Золото, серебро, слоновая

кость, дорогие породы камней использовались для постройки и украшения в

несметном количестве. Со всех концов империи свозились колонны и глыбы редких

мраморов, шедшие на убранство храма. Результатом было то, что невиданное и

неслыханное великолепие поразило даже народную фантазию, и в Византии

сложились легенды, что в постройке зодчим помогали сами небесные силы.

Там, где Юстиниан задумал постройку, был уже храм во имя божественной

мудрости - святой Софии, построенный Константином. Храм, над которым место

святого Креста так оскорбительно для христиан уже четыре столетия занимает

магометанская луна, построен на том же месте, как и первый, но гораздо позже.

Первый был мал для многочисленного христианского населения, и Констанций, сын

Константина, увеличил его. В 404 г., в царствование Аркадия, он был сожжен во

время смятения. Император Феодосий вновь отстроил собор. Впоследствии он еще

раз сгорел, и только император Юстиниан выстроил новый каменный храм св.Софии

в несравненно больших размерах и с большим великолепием. Этот-то храм и

сохранился до наших времен. Чтобы выполнить свой замысел, император приказал

всем губернаторам отыскивать мрамор, колонны и скульптурные украшения для

нового храма. Последний пожар, уничтоживший остатки прежнего храма, был в

январе 532 года, а 23-го февраля того же года был заложен первый камень

нового. Новый храм возводился около семи лет, и в декабре 538 года

праздновалось окончание строительства, но семнадцать лет спустя восточная

часть главного купола обрушилась от землетрясения и пала на драгоценный

алтарь и амвон. Это несчастие нисколько не уменьшило рвения Юстиниана: он

возобновил церковь с большею прочностью и великолепием, и 24-го декабря 568

года, перед днем Рождества Христова, праздновали ее освящение. Под

руководством двух главных архитекторов - Анфимия Траллесского и Исидора

Милетского - сто других архитекторов управляли работами, и каждый из них имел

под своим начальством по сто каменщиков. Пять тысяч работников трудились на

правой стороне храма и столько же на левой. По византийским преданиям, Ангел

начертал план этой церкви императору во время сна. Император ободрял

работников деньгами и своим присутствием и, вместо того, чтобы по восточному

обычаю отдыхать после обеда, он, обвязав голову платком и с палкою в руке,

ходил осматривать работы в самой простой полотняной одежде. Все сословия

внесли денежную дань на построение храма. Мрамор всех цветов - белый,

розовый, зеленый и голубой, гранит Египта и порфиры, а также драгоценные

колонны, извлеченные из разных древних языческих храмов: восемь порфировых

колонн нижнего этажа знаменитого храма Солнца в Баальбеке, другие восемь из

храма Дианы в Эфесе - украшали его. Замечательно, что материалы, вошедшие в

состав здания, взяты из храмов, принадлежащих почти всем языческим религиям,

так что оно опиралось на колонны храмов Изиды и Озириса, Солнца и Луны (в

Гелиополисе), Минервы Афинской и Аполлона Делосского.

Вообще, во всем здании преобладает форма святилища храма Соломонова. Чтобы

легче понять устройство собора св.Софии, надо вообразить пространный

четырехугольник, к которому с четырех его сторон примыкают четыре меньших

квадрата и тем образуют внутри главные части здания и форму креста. По углам

среднего большого квадрата выстроены четыре массивных столба (пильеры),

вершины которых соединены между собою полукруглыми арками, и поверх всей этой

аркады возвышается огромный купол, имеющий 35 метров в диаметре. Купол, по-

видимому, опирается на арки только четырьмя точками, а остальная часть его

поддерживается пандативами (треугольники в пересечении арок), которые

начинаются на острых углах пильеров и идут вверх, так незаметно округляясь,

что кажутся простыми легкими жилками, а точки опоры этого гигантского свода

ускользают от глаз наблюдателя, и купол кажется висящим в воздухе. Верхняя

точка свода возвышалась на 61 метр над полом церкви; длина церкви внутри стен

81 метр, а ширина 60 метров. К восточной и западной части среднего свода

примыкают два полукупола и к каждому из них по три ниши, так что крыша

главной части здания состоит из девяти куполов, возвышающихся один над

другим. Остальная часть была покрыта мраморными плитами, а сами купола -

свинцовыми листами. Полукупола и ниши поддерживаются как четырьмя главными

пильерами, так еще другими четырьмя меньшими, и под каждой нишей - по две

порфировые колонны с капителями и базисами из белого мрамора. С севера и юга

главного квадрата, под арками, между каждыми двумя большими пильерами,

помещаются по четыре колонны из прекраснейшего гранита, поддерживающие хоры

или галереи для женщин, которые у древних христиан стояли во время

богослужения отдельно. На 24-х других колоннах из египетского гранита

примыкают к хорам боковые галереи, освещенные окнами в три яруса: в нижнем и

среднем по семи окон, а в верхнем пять. Главный купол освещен 4-мя окнами.

Над 40 колоннами нижнего этажа расположены в верхних галереях 60 других и

выше входных дверей еще семь, так что всего 107 колонн. Этому числу на

Востоке приписывали таинственное значение. Все колонны верхнего этажа

мраморные или гранитные, превосходно полированные и гладкие, но карнизы и

архивольты поверх этих колонн совершенно фантастические. Они украшены

бесчисленным множеством листьев и полосок в виде галунов, перемешанных и

переплетенных между собою. Главный купол, для соединения полного развития его

размеров с легкостью стиля, сложен из глиняных горшков, которые до сих пор

удивляют своею крепостью; они сделаны из легкой глины, найденной на острове

Родосе, и так легки, что вес 12-ти горшков равен весу одного обыкновенного

кирпича. Стены сложены из кирпича и все покрыты мраморными плитами, а пильеры

- из больших известковых камней, сцепленных между собою железными связями, и

гладко оштукатурены известковым раствором на масле под мрамор различных

цветов.


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.