РУБРИКИ

Доклад: Софокл

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Доклад: Софокл

Доклад: Софокл

Софокл

496 – 406 гг. до н. э.

Софокл занимает почетное место в триаде великих трагиков. Младший современник

и ученик Эсхила Софокл запечатлел пору расцвета афинской демократии, сумев

достойно сменить своего учителя и стать любимым драматургом современников. Он

был поистине любимцем богов, прожил долгую и счастливую жизнь, наделенный

всевозможными талантами, драматическими и музыкальными способностями, он

обладал чувством ритма и сценического пространства, отличался отменным

здоровьем, был внешне привлекателен, неутомим в работе. Греки считали Софокла

идеалом гармонического человека, являвшего собой физическое, духовное,

нравственное совершенство. Он участвовал почти в 30 драматургических

состязаниях, 24 раза был первым, в остальных случаях – вторым. Софокл написал

123 пьесы, но до нас дошли лишь 7. Это трилогия о царе Эдипе («Царь Эдип»,

«Эдип в Колоне», «Антигона»), «Электра» (близкая по сюжету к «Хоэфорам»

Эсхила, т. е. ко второй части «Ористеи»), «Филоктет», «Трахиянянки», «Аякс».

Он входил в кружок людей искусства, окружавших Перикла, вождя афинской

демократии, находился с ним в дружеских отношениях. Его не раз выбирали на

общественные должности, например казначеем, даже военным стратегом и

дипломатом, но тут его успехи были скромнее, чем на драматургическом поприще.

Человек традиционных консервативных взглядов, Софокл примкнул к

олигархическому заговору 411 г. до. Н. э., но, когда заговорщики потерпели

неудачу и были схвачены, Софокла не тронули, учитывая его возраст, ему тогда

исполнилось восемьдесят пять лет, да и слава первого трагика не позволила

этого сделать. После смерти, наступившей в возрасте девяноста лет, Софокла,

подобно Гомеру, Архилоху и Эсхилу, причислили к лику героев. Было решено

устраивать жертвоприношения в его честь, сооружена бронзовая статуя и издан

закон относительно выверенного текста и списка трагедий Софокла (а также

Эсхила и Еврипида), хранившихся в специальном месте. Актерам запрещалось

отходить от канонического текста; ведь гений считался национальным достоянием

Греции.

По словам Гете, «никто не знал сцены и своего ремесла, как Софокл». Продолжая

дело Эсхила, Софокл придал трагедии, всем ее элементам законченность и

совершенство. Если у Эсхила герои нередко выступают как орудие богов, внешних

сил, то у Софокла персонажи более «очеловечены» , более самостоятельны в

своих действиях и поступках, хотя все же остаются ограниченными в своих

знаниях. А потому человек бессилен противостоять злому року, не в состоянии

переломить уготованную ему судьбу. Классическая «трагедия рока» – «Царь

Эдип», герой которой не может уйти от судьбы, несмотря на все свои усилия,

которые приводят его лишь к противоположным результатам. Некогда

могущественный царь покрывает себя позором. И в то же время Софокл показывает

людей «такими, какие они должны быть», то есть героизированными,

возвышенными, наделенными высокими нравственными качествами. Таков Эдип,

который ищет преступника, т. е. самого себя, а потом беспощадно себя казнит;

такова и Антигона из одноименной трагедии, которая совершая погребальный

обряд над братом, объявленным Креонтом «врагом», - выполняет свой высший

долг, но тем самым обрекает себя на смерть.

Софокл выступает как мастер четко выписанных человеческих характеров. Он

использует прием контраста, противопоставляя одних героев другим: Эдипа

Креонту (в «Царе Эдипе»), Антигону Исмене (в «Антигоне»). Его трагедии обычно

имеют развернутые «предыстории». Многие обстоятельства выясняются в процессе

развития событий. На глазах зрителей обычно происходит развязка, и мы

непременно обнаруживаем отголоски прошлого в настоящем. Блистательный образец

такой композиции – трагедия «Царь Эдип». Она не случайно считается одним из

шедевров мировой драматургии. Мастерски владея архитектоникой, построением

пьесы, Софокл придает партиям «очаровательную сладость и величие»; хор же, в

свою очередь, удачно дополняют исполненные драматизма диалоги. Пьесы Софокла

столь совершенны и гармоничны, что его называли «Фидием литературы».

Красноярское государственное хореографическое училище

Реферат

На тему: Софокл.

Выполнила:

Ученица 5-9 класса

Бадикова Надя

Красноярск 2000 г.


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.