РУБРИКИ

: Искусство арабских народов

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

: Искусство арабских народов

: Искусство арабских народов

Московский Государственный Авиационный Институт

Реферат

по теме:

"Искусство арабских народов”

Написал: студент гр. 04-501

Лебедев А.Г.

Проверил: Комаров В.П.

Москва 1996

1. ИСКУССТВО АРАБСКИХ НАРОДОВ

Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры

человечества. Не случайно средневековые географы называли Арабский Восток

грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце мировой

цивилизации. Арабская средневековая культура развивалась в Аравии, Ираке,

Сирии, Па­лестине, Египте и Северной Африке, а также на территории Южной

Испании в период существования там Кордовского халифата и арабских княжеств.

Средневековая арабская культура в свое время была крупным шагом вперед в

прогрессивном развитии че­ловечества. Большая заслуга народов Арабского

Восто­ка заключалась и в том, что они сохранили (особенно в области науки) и

передали последующим поколе­ниям многие ценные достижения античности.

В исторической науке верное представление об араб­ской культуре было

выработано не сразу. В прошлом веке, да и сейчас еще, среди многих буржуазных

ученых распространено ошибочное мнение, согласно которому во всех странах,

входивших в VII—IX веках в арабский халифат и воспринявших ислам,

существовала единая «арабская» культура. Такое понимание арабской куль­туры,

некритически следующее средневековой мусуль­манской традиции, ведет к

отрицанию самостоятель­ности развития культуры иранцев, азербайджанцев,

узбеков, таджиков и многих других народов в эпоху средневековья. На самом

деле в странах с неарабским населением, входивших в халифат, развивались,

опи­раясь на древние традиции, местные культуры, которые, как и культура

арабов, явились ценным вкладом в раз­витие средневековой цивилизации.

Конечно, между народами Ближнего и Среднего Востока в условиях средневековья

существовало сложное и важное для их культуры взаимодействие, порождавшее

черты общности.

Культура народов, населявших Аравийский полу­остров, известна с глубокой

древности. Античные геогра­фы называли южную, земледельческую Аравию

«счастливой». Здесь с середины первого тысячелетия до н.э. существовали

богатые государства: Минейское, а позд­нее Сабейское. В первом тысячелетии до

н.э. в се­веро-западной части полуострова (так называемой «каменистой

Аравии») возникло государство набатеев. Процветание этих царств определялось

выгодным эко­номическим положением на мировых путях сообщения и обширной

посреднической торговлей с Египтом, Пе­редней Азией и Индией.

Архитектура и искусство древних южно-арабских государств, изученные еще

далеко не достаточно, по своему типу входят в круг культур рабовладельческих

обществ Передней Азии. Сохранились остатки мощных крепостных сооружений,

плотин и цистерн, а также произведения скульптуры и прикладного искусства. На

каменных стелах, покрытых письменами, встре­чаются изображения людей,

животных и орна­менты.

Основную массу населения Аравии с древних времен составляли кочевники,

занимавшиеся скотоводством в степях и полупустынях полуострова. Глубокий и

сложный процесс классового расслоения внутри арабского общества и

политическая обстановка, связанная с борьбой между Ираном и Византией,

создали условия для возникновения средневекового арабского государ­ства.

Политическое объединение арабов в начале VII века происходило под эгидой

новой, ставшей вскоре мировой религии — ислама. Первоначальным местом

пребывания основателя ислама и главы арабского го­сударства — пророка

Мухаммеда и его преемников — халифов (отсюда название государства — халифат)

были аравийские города Медина, а затем Мекка.

В VII веке арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран. В

661 году Муавия — араб­ский наместник в Сирии — захватил власть и положил

начало династии Омейядов. Столицей Омейядов стал Дамаск. В конце VII и начале

VIII века к халифату была присоединена гигантская территория, включав­шая

Пиренейский полуостров и всю Северную Африку на западе, Закавказье и Среднюю

Азию до границ Индии — на востоке.

Арабский халифат стал большим раннефеодальным государством, хотя в некоторых

его областях долгое время сохранялись рабовладение и даже первобытнообщинные

отношения. Арабская знать жестоко эксплуа­тировала крестьян и ремесленников

завоеванных стран. Победоносные военные походы и успехи новой религии не

могли скрыть рост классовых противоречий. Борьба широких народных масс с

феодальным гнетом вылива­лась в мощные восстания и часто шла под лозунгом

освобождения от иноземного ига. Уже в IX—Х веках социальные потрясения, по

существу, вызвали распад халифата на отдельные государства.

Вместе с тем пробужденные освободительной и клас­совой борьбой творческие

силы народов, входивших в арабский халифат, привели к высокому подъему

средневековой культуры Ближнего и Среднего Востока; ее расцвет продолжался и

тогда, когда халифата как единого целого фактически уже не существовало.

В арабский халифат вошли страны, стоявшие на раз­ном уровне общественного

развития, обладавшие раз­личными культурными и художественными традиция­ми.

Однако сходство форм развития феодализма на Ближнем и Среднем Востоке

породило черты общности в идеологии и в других надстроечных явлениях. Эти

глубокие социально-экономические причины, а не рас­пространение религии —

ислама — лежат в основе един­ства, которое имеет место и в средневековой

культуре арабских стран.

Важную роль в развитии арабской культуры играло ее взаимодействие с высокой

средневековой культурой Ирана, Средней Азии и Закавказья. Арабский язык был

не только языком священной книги мусульман — Корана, но им, как латынью в

Западной Европе, пользовались многие ученые, писатели и поэты во всех частях

многоязычного халифата. Яркие примеры творческого взаимодействия сохранила

история лите­ратуры народов Востока. Художественное творчество многих народов

воплотилось и в знамени­той поэме «Лейла и Маджнун». Романтический образ

умирающего от любви Маджнуна и его возлюбленной Лейлы—Ромео и Джульетты

Востока, — родившись еще на заре феодализма в арабской среде, воодушевил на

создание замечательных произведений лучших поэ­тов средневекового

Азербайджана, Ирана и Средней Азии.

Важны, однако, не только взаимодействие и извест­ная общность, но и высокий

для того времени уровень культуры народов Ближнего и Среднего Востока. В

IX—XIII веках арабские, а также иранские, азер­байджанские и среднеазиатские

города были крупней­шими центрами учености, славились своими библиоте­ками,

школами, университетами и другими просвети­тельными учреждениями. Характерны

популярные изречения того времени: «Величайшее украшение че­ловека — знание»

или «Чернила ученого столь же достойны уважения, как кровь мученика». Не

удиви­тельно поэтому, что сирийский писатель XII века Усама ибн Мункыз, автор

«Книги назидания», оценивал нравы современных франков, с которыми ему

пришлось стал­киваться не только на военном поприще, но и в мир­ной жизни, с

позиций человека неизмеримо большей культуры.

Определенное влияние на развитие средневекового искусства арабов, как и

других народов, исповедовав­ших ислам, оказала религия. Распространение

ислама знаменовало отказ от старых, дофеодальных религий, утверждение

монотеизма — веры в единого бога. Му­сульманское представление о мире как о

созданном бо­гом едином целом имело важное значение для форми­рования

характерной в средневековую эпоху эстети­ческой идеи о некоей, хотя и

отвлеченной гармонии вселенной. Вместе с тем ислам, как и все средневековые

религии, идеологически оправдывал и закреплял феодальную эксплуатацию. Догмы

Корана затемняли сознание человека, препятствовали его развитию. Од­нако

взгляды на мир людей средневекового Востока, в том числе их художественные

взгляды, нельзя сводить к религиозным представлениям. В мировоззрении

человека средневековья противоречиво сочета­лись идеалистические и

материалистические тенден­ции, схоластика и стремление к познанию реальной

действительности. Один из величайших ученых и фи­лософов средневекового

Востока, Абу Али ибн Сина (Авиценна), признавал божественное происхождение

вселенной и вместе с тем утверждал, что научно-фи­лософское знание существует

независимо от религиоз­ной веры. Ибн Сина, Ибн Рушд (Аверроэс), Фирдоуси,

Навои и многие другие выдающиеся мыслители сред­невекового Востока, в чьих

трудах и поэтических произведениях особенно ярко проявились прогрессив­ные

черты эпохи, утверждали силу человеческой воли и разума, ценность и богатство

реального мира, хотя, как правило, не выступали открыто с атеистических

позиций.

Когда речь идет о влиянии ислама на изобразитель­ное искусство, обычно

указывают на запрещение изоб­ражать живые существа под страхом религиозной

кары. Несомненно, что с самого возникновения учение исла­ма содержало

иконоборческую тенденцию, связанную с преодолением многобожия. В Коране

кумиры (скорее всего, скульптурные изображения древних племенных богов)

названы «наваждением сатаны». Религиозная традиция решительно отвергала

возможность изобра­жения божества. В мечетях и других культовых зданиях не

разрешалось помещать также изображения людей. Коран и другие богословские

книги украша­лись только орнаментом. Однако первоначально в исламе не было

запрещения изображать живые суще­ства, сформулированного в качестве

религиозного за­кона. Только позднее, вероятно в IX—Х веках, иконоборческая

тенденция ислама была использована для запрещения определенной категории

изображений под страхом наказания в загробном мире. «Несчастье тому,— читаем

мы в комментариях к Корану,— кто будет изображать живое существо! В день

последнего суда лица, которых художник представил, сойдут с картины и придут

к нему с требованием дать им душу. Тогда этот человек, не могущий дать своим

созданиям души, будет сожжен в вечном пламени»; «Берегитесь изображать

господа пли человека, а пишите только деревья, цветы и неодушевленные

предметы».

История показала, что эти ограничения, наложив­шие отпечаток на развитие

отдельных видов искус­ства, имели значение не во всех мусульманских стра­нах

и строго выполнялись лишь в периоды особенного усиления идеологической

реакции.

Однако объяснение основных особенностей средне­векового искусства арабских

народов надо искать не в религии, которая влияла, но не определяла его

развитие. Содержание художественного творчества наро­дов Арабского Востока,

его пути и особенности были определены темп новыми идейно-эстетическими

зада­чами, которые выдвинул поступательный ход раз­вития общества,

вступившего в эпоху феодализ­ма.

Специфика средневекового искусства стран Арабско­го, как и всего Ближнего и

Среднего Востока очень сложна. Оно отражало живое содержание

действи­тельности, но, как и вся культура средневековья, глубоко проникнутая

религиозно-мистическим мировоз­зрением, делало это в условной, часто

символической форме, выработав для художественных произведений свой особый

образный язык.

Новаторство арабской средневековой литературы и вместе с тем ее жизненную

основу характеризует об­ращение к духовному миру человека, создание

нрав­ственных идеалов, имевших общечеловеческое значе­ние.

Большой образной силой проникнуто и изобразитель­ное искусство Арабского

Востока. Однако как литература пользовалась по преимуществу условной формой

для воплощения своих образов, так и в изобразительном искусстве жизненное

содержание выражалось особым языком декоративного искусства.

Условность «языка» средневекового изобразительно­го искусства у большинства

народов была связана с принципом декоративности, свойственным не только

внешним формам, но и самой структуре, образному строю художественного

произведения. Богатство деко­ративной фантазии и мастерское ее претворение в

прикладном искусстве, миниатюре и архитектуре со­ставляют неотъемлемое и

ценное качество замечатель­ных произведений художников той эпохи.

В искусстве Арабского Востока декоративность при­обретала особенно яркие и

своеобразные черты, став основой образного строя живописи и породив

богатей­шее искусство узора, обладающего сложным орнамен­тальным ритмом и

часто повышенной колористической звучностью. В тесных рамках средневекового

миро­воззрения художники Арабского Востока нашли свой путь воплощения

богатства окружавшей их жизни. Ритмом узора, его «ковровостью», тонкой

пластич­ностью орнаментальных форм, неповторимой гармо­нией ярких и чистых

красок они выражали большое эстетическое содержание.

Образ человека не был исключен из поля внимания художников, хотя обращение к

нему было ограничено, особенно в период усиления религиозных запретов.

Изображения людей заполняют иллюстрации в руко­писях и часто встречаются в

узорах на предметах при­кладного искусства; известны также памятники

мо­нументальной живописи с многофигурными сценами и скульптурные

изобразительные рельефы. Однако и в таких произведениях человеческий образ

подчинен общему декоративному решению. Даже наделяя мно­гими жизненными

чертами фигуры людей, художники Арабского Востока трактовали их плоскостно,

услов­но. В прикладном искусстве фигурки людей чаще всего включены в

орнамент, они теряют значение самостоя­тельного изображения, становясь

неотъемлемой частью узора.

Орнамент — «музыка для глаз» — играет очень важную роль в средневековом

искусстве народов Арабского Востока. Он в известной мере компенси­рует

изобразительную ограниченность некоторых ви­дов искусства и является одним из

важных средств выражения художественного содержания. Восходящая в своей

основе к классическим античным мотивам арабеска, получившая распространение в

странах средневекового Востока, явилась новым типом орна­ментальной

композиции, позволившей художнику за­полнять сложным, плетеным, подобно

кружеву, узором плоскости любого очертания. Первоначально в ара­беске

преобладали растительные мотивы. Позднее по­лучил распространение гирих —

линейно-геометриче­ский орнамент, построенный на сложном сочетании

многоугольников и многолучевых звезд. В разработке арабески, применявшейся

для украшения как больших архитектурных плоскостей, так и различных бытовых

предметов, мастера Арабского Востока достигли изу­мительной виртуозности,

создав бесчисленное множе­ство композиций, в которых всегда сочетаются два

начала: логически-строгое математическое построение узора и большая

одухотворяющая сила художествен­ной фантазии.

К особенностям арабского средневекового искусства относится также широкое

распространение эпиграфи­ческого орнамента — текста надписей, органично

вклю­ченных в декоративный узор. Отметим попутно, что религия 113 всех

искусств особенно поощряла каллиграфию: переписать текст из Корана считалось

для мусульманина праведным делом.

Своеобразный декоративно-орнаментальный строй художественного творчества по-

разному выражался в отдельных видах искусства. Общие для многих народов

Ближнего и Среднего Востока особенности архитек­туры были связаны с природно-

климатическими усло­виями стран и возможностями строительной техники. В

архитектуре жилищ издавна были выработаны прие­мы планировки домов с

внутренними дворами и с защищенными от зноя террасами. Строительная техника

породила особые конструкции из глины, кирпича и камня. Зодчие того времени

создали разнообразные формы арок — подковообразных и особенно стрель­чатых,

изобрели свои системы сводчатых перекрытий. Исключительного мастерства и

художественной выра­зительности достигли они в кладке больших куполов,

опирающихся на тромпы (конструктивную систему, возникшую еще в дофеодальный

период).

Средневековые архитекторы Арабского Востока со­здали новые типы

монументальных культовых и свет­ских строений: вмещавшие тысячи молящихся

мечети; минареты — башни, с которых призывали верующих на молитву; медресе —

здания мусульманских духов­ных училищ; караван-сараи и крытые рынки,

отвечав­шие размаху торговой деятельности городов; дворцы правителей,

укрепленные цитадели, крепостные стены с воротами и башнями.

Арабские зодчие, авторы многих шедевров средне­векового искусства, большое

внимание уделяли деко­ративным возможностям архитектуры. Поэтому одной из

характерных черт синтеза искусств в монументальном зодчестве является важная

роль декоративных форм и особое значение орнамента, который то моно­хромным

кружевом, то красочным ковром покрывает стены и своды зданий.

Широкое применение в архитектуре Арабского Вос­тока получили сталактиты

(мукарны) — декоративное заполнение сводов, ниш и карнизов в виде

призма­тических фигурок с нитеобразным вырезом, рас­положенных выступающими

один над другим рядами. Возникли сталактиты из конструктивного приема —

особой кладки кирпича для создания в углах помещений перехода от квадрата

стен к кругу ку­пола.

Исключительно важная роль в художественной куль­туре стран Арабского Востока

принадлежала приклад­ному искусству. Экономической базой для этого слу­жило

интенсивное развитие ремесла. В художественных ремеслах нашли яркое выражение

местные древние традиции искусства, тесно связанного с народным бытом. Арабам

— мастерам прикладного искусства — было свойственно высокое эстетическое

«чувство вещи», позволявшее, не нарушая практических функций пред­мета,

придавать ему красивую форму и умело распо­лагать на его поверхности узор. В

прикладном деко­ративном искусстве Арабского Востока особенно ярко проявилось

значение культуры орнамента, раскрылись его огромные художественные

возможности. Орнамент привносит эстетическое содержание в совершенные по

исполнению восточные ткани, ковры, расписную ке­рамику, изделия из бронзы и

стекла. Произведениям прикладного искусства Арабского Востока присуще еще

одно важное качество: они обычно составляют очень целостный и выразительный

декоративный ансамбль с архитектурным интерьером.

Основным видом живописи, получившим развитие на Ближнем и Среднем Востоке в

эпоху средневековья, было иллюстрирование светских по содержанию рукописей.

Арабские мастера широко пользовались этой возмож­ностью, создав наряду с

богатыми орнаментальными украшениями рукописей превосходные серии красоч­ных

миниатюр, дающих поэтически-образный рассказ о судьбах героев литературного

произведения.

В XVI веке большинство стран Арабского Востока было захвачено Османской

Турцией, господство которой позднее сменилось гнетом западноевропейских

колонизаторов, тормозивших развитие национальной культуры и искусства. Однако

и в пору упадка, когда иноземные захватчики насаждали в архитектуре и

изобразительном искусстве формы, чуждые народам Арабского Востока, не умирало

подлинно националь­ное художественное творчество. Оно жило в произве­дениях

арабских крестьян и ремесленников, которые, несмотря на бедность и тяжелые

условия жизни, стре­мились в узорах на одеждах и предметах народной утвари

воплотить свои представления о прекрасном.

Рассмотрим более подробно культуру арабских стран на примере искусства

средневекового Египта.

2. ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОГО ЕГИПТА

История средневекового искусства Египта начинает­ся коптским периодом.

Искусство коптов — египтян, исповедующих христианство,— развивалось в IV—VII

веках н.э., в период, когда Египет входил в состав Византийской империи. От

этого времени сохрани­лись базилики в Белом и Красном монастырях на краю

Ливийской пустыни и многочисленные купольные гроб­ницы. С развитием

архитектуры был связан расцвет скульптурного узора и настенных росписей,

испол­ненных на религиозные сюжеты. Большим своеобра­зием отличались

произведения прикладного искусства: резьба по кости и дереву и особенно

ткани.

В искусстве коптов нашло выражение общее для всех областей Византии

стремление подчинить поздне-античные художественные традиции требованиям

но­вой средневековой религиозной идеологии. С другой стороны, в нем оказались

сильны и чисто местные черты, уходившие своими корнями в древнеегипетскую

культуру. Борьба этих тенденций определила свое­образие коптского искусства,

выработавшего свой спе­цифический художественный язык и подготовившего почву

для высокого подъема и расцвета искусства Египта в эпоху зрелого

средневековья.

В середине VII века Египет вошел в состав араб­ского халифата, но уже в IX

веке он фактически был самостоятельным феодальным государством. С середины Х

века, став центром могущественного государства Фатимидов, Египет начал играть

осо­бенно крупную роль в средневековой истории Ближ­него Востока. В XI—XII

веках он вел обширную торговлю с Византией и Западной Европой; в руках

египтян оказалась также транзитная торговля Среди­земноморья со странами

Индийского океана. Позднее, в XIII веке, после разрушения Багдада монголами,

главный город Египта — Каир — претендовал на роль общемусульманской столицы.

Однако еще важнее было то, что Каир стал средоточием культуры, одним из

крупнейших центров развития науки и искусства араб­ского мира. Наряду с

точными науками в Каире про­цветало изучение истории; в XIV веке из Туниса в

Египет переехал Ибн Халдун, которого называют пер­вым в мире социологом; в

Каире писал свои труды и крупный историк средневековья Ахмед Макризи.

Сред­невековый Египет дал миру превосходные литератур­ные произведения: цикл

арабских рыцарских романов и окончательную редакцию народных сказок «Тысяча и

одна ночь».

2.1. АРХИТЕКТУРА

Лучшие памятники средневековой архитектуры Егип­та сохранились в Каире. Город

прожил большую исто­рию. В 641 году арабский полководец Амр ибн ал-Ас ос­новал

Фустат, развалины которого находятся на юж­ной окраине современного Каира.

Согласно легенде, пер­вой на месте Фустата была воздвигнута мечеть. Не­большая

постройка уже в 673 году была расширена увеличением колоннады и двора. Несмотря

на позд­нейшие переделки и ремонты, мечеть Амра заслу­женно считается одной из

самых старых арабских колонных мечетей, сохранивших величие и простоту,

свойственные раннеарабской монументальной архитек­туре. В большом зале

мечети более ста мраморных колонн, увенчанных резными коринфскими капителями,

которые поддерживают высокие полу­круглые арки. Красивая перспектива уходящих

вдаль колонн и арок заставляет почувствовать грандиозность пространства зала.

Чрезвычайно ярко воплощено величие раннего арабского зодчества в архитектуре

прекрасно сохранившей свой первоначальный облик большой мечети Ибн Тулуна,

построенной в 876-879 годах в резиденции этого первого независимого от

Багдадского халифата правителя средневекового Египта. Ог­ромный квадратный двор

площадью почти в гектар (92х92м), окружен стрельчатой аркатурой, имеющей в

отличие от мечети Амра, в качестве опор не круглые колонны, а прямоугольные

столбы—пилоны с трех­четвертными колонками на углах. Широкие проходы между

столбами объединяют зал перед михрабом и об­ходы с трех других сторон двора в

единое простран­ственное целое. В мечети легко размещаются тысячи молящихся

мусульман. В ритме столбов и арок, охва­тывающих двор по периметру, выражена

строгая тек­тоника архитектуры мечети, которой подчинены и де­коративные мотивы

.

Архивольты больших и малых арок, капители колонок и карнизы украшены резным

по стуку стилизован­ным растительным узором. Софиты больших арок имеют более

сложные орнаментальные композиции Декоративные детали, украшая и гармонично

выделяя основные плоскости и линии постройки, своим распо­ложением

подчеркивают тектонику целого. Таким об­разом, узор и архитектурные элементы,

из которых слагается облик постройки, проникнуты единым орна­ментальным

ритмом. Интересно отметить, что стрельчатый профиль больших и малых арок

мечети как бы повторяется в заостренных изгибах стебля, образую­щего основу

непрерывного орнамента, идущего по аб­рису арок и по пилонам.

Снаружи мечеть Ибн Тулупа имеет характерные для раннесредневековых

монументальных сооружений Ближ­него Востока черты суровой крепостной

архитектуры. Традиции крепостного зодчества, а может быть, и реальная

потребность в случае нападения на город превращать мечеть в оплот защиты

вызвали своеобразный прием окру­жения культового зда­ния внешней стеной,

создававшей вокруг ме­чети свободный, ничем не застроенный широ­кий обход.

Все же мону­ментальная гладь на­ружных стен мечети Ибн Тулуна не лишена

декоративной обработ­ки: верхнюю часть стен расчленяет своеобраз­ный фриз из

стрельча­тых окон и арочек, контрастно выделенных светотенью; кроме того,

ажурный парапет увен­чивает стены. Близкое по характеру оформле­ние окнами и

арками было сделано в IX веке и на фасадах мечети Амра. Таким образом, как и

в Самарре, в ранних каирских постройках видна художественная пере­работка

древнейших приемов монументального крепо­стного зодчества.

В архитектурном облике мечети важную роль играет минарет, возвышающийся рядом

со зданием, между двойными стенами. Исследователи считают, что перво­начально

он имел вид ступенчатой круглой башни, снаружи которой спиралью шла лестница.

Своим расположением и формой минарет сильно напоминает Мальвию большой мечети

в Самарре. Как и там, устремленное вверх тело Минарета было противопоставлено

горизонтально растянутой аркатуре двора. О том, что наряду с местными

художественными традициями при сооружении мечети играли известную роль и

месопотамские строительные приемы, свидетельствует также применение кирпичной

кладки, не свойственной зодчеству Египта.

В 1926 году в центре двора мечети был воздвигнут купольный павильон над

бассейном для омовения и, по-видимому, одновременно нижнюю часть минарета

заключили в кубической формы башню.

К середине IX века относится самый ранний из дошедших до нашего времени

памятников гражданской архитектуры средневекового Египта — Нилометр,

построенный на острове Рода близ Фустата. Сооружение представляет глубокий

колодец с высокой колонной посередине, по которой измерялся уровень воды в

Ниле. Стены колодца выложены камнем, украшены декоративными нишами и фризами

с куфическими надписями.

2.2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Исследования, проведенные за последние несколько десятилетий, свидетельствуют

о развитии в средне­вековом Египте монументальной живописи, а также

миниатюры, особенно в XI—XII столетиях. В каир­ском Музее исламского

искусства хранится найденная при раскопках 1932 года замечательная стенная

рос­пись с изображением человеческих фигур в крупных стрельчатых обрамленьях.

В одной из таких ниш по­мещена фигура сидящего мужчины в пестром халате, с

тюрбаном на голове и кубком в правой руке. Его округлое лицо не лишено живой

выразительности. Живопись исполнена в плоскостной манере, в светлых тонах;

контуры фигуры обозначены широкой свободной линией.

Значительное число миниатюр, относящихся к фати-мидской эпохе, собрано в

Музее исламского искусства и в частных собраниях Каира. Эти миниатюры имеют

ярко выраженное своеобразие, что позволяет говорить о существовании в Египте

в этот период вполне само­стоятельной школы миниатюры—одной из наиболее

ранних в истории средневекового искусства Ближнего Востока.

Прикладное искусство Египта издавна отличалось высоким художественным

совершенством и разно­образием видов. Особенно выделялись богато

орна­ментированные льняные и шелковые ткани, изделия из горного хрусталя,

стекла и металла.

Художественное ткачество имеет в Египте древние традиции. Главные центры

средневекового текстиль­ного производства — Александрия, Дамиетта, Тиннис —

были знамениты своими изделиями еще в рим­ское и византийское время.

Художественные традиции коптских тканей III—IV веков продолжают жить с

некоторыми изменениями в египетском текстиле вплоть до конца фатимидского

времени. Это и не уди­вительно: роскошные ткани в мастерских халифов по-

прежнему вырабатывались в значительной части руками мастеров-коптов.

Для тканей конца VIII—IX веков характерен про­стой, строгий узор, состоящий

обычно из нешироких полос, заполненных куфическими надписями, содержа­щими

благопожелания и нередко имя правящего хали­фа, или несложным геометрическим

орнаментом. При этом большая часть фона ткани оставалась свободной.

В тканях фатимидского времени (X—XII века) воз­рождается все богатство

технических и художествен­ных приемов коптского ткачества, преломленных,

однако, в духе требований новой эпохи: исчезают столь распространенные в

коптском текстиле живописно ис­полненные композиции и отдельные фигуры на

мифоло­гические сюжеты. Изображения различных птиц и животных приобретают

стилизованно-орнаментальный характер. Большую роль в художественном строе

де­кора играет полихромия.

Уже в раннефатимидских тканях рубежа Х—Х1 ве­ков с полной ясностью выявляются

характерные для этого периода приемы композиции декора и орнамен­тации. Так, на

одной из шелковых тканей узкие полосы с куфическими надписями (черно-белые

буквы на кар­минно-красном фоне) выделяют широкую полосу, ук­рашенную овальными

медальонами со стилизованными изображениями орла в середине и четырех уток по

сторонам. Расцветка деталей меняется в каждом медальоне: поле одного из

них красное с тон­кой зеленой каймой, фигуры птиц синие или светло-голубые на

желтом фоне; внутри фигуры орла — обве­денный черным контуром красный щит с

белым рисун­ком. В другом медальоне фон зеленый с красной каймой, утки красные

на белом фоне, орел желтый на красном фоне со светло-голубым внутренним

рисунком на черном щите. Такое чередование цветов при мелко­масштабном узоре

усиливает впечатление разнообразия орнамента и создает богатую и тонкую игру

цветовых пятен. Для тканей этого времени характерны также полосы с куфическими

надписями по краям и изобра­жениями зверей и птиц (зайцев, собак, уток) в

сред­ней полосе.

В художественном текстиле более позднего времени (XII век) наблюдаются

известные перемены: надписи вместо угловатого куфи исполняются округлым

по­черком насх, рисунок делается более схематичным, излюбленным становится

золотой фон. В это время очень распространены широкие декоративные полосы,

где между узких кайм со стилизованным буквенным орнаментом расположены

овальные или ромбовидные медальоны, в которых чередуются изображения

жи­вотных и птиц. В расцветке этих тканей доминирует мягкий желто-золотой

цвет узора на карминно-красном фоне. Полосы с надписями нередко разделены

тонкими светло-синими линиями. Орнаментальные полосы, зна­чительно более

широкие, чем в изделиях предшест­вующего периода, располагаются близко друг к

другу, оставляя мало свободного фона.

Наряду с узорными льняными и шелковыми тканями в египетском текстиле были

очень распространены различные виды вышивок. Выделывались также драго­ценные,

затканные тяжелыми золотыми и серебряными нитями ткани с очень тонкой

основой, на которой рельефно выступали пышные узоры. С XIII—XIV ве­ков в

египетском художественном текстиле преобладают ткани, сплошь покрытые узкими

разноцветными полосами с мелким геометрическим узором, образо­ванным

сочетаниями различных звезд, треугольников и других фигур.

В узоре резьбы по дереву наряду с развитием новых декоративных тенденций

достаточно прочно держались старые местные традиции и технические приемы. Об

этом свидетельствует, в частности, распространение фигурных изображений на

многих резных панелях и досках.

Одним из выдающихся образцов раннефатимидского резного дерева является

иконостас церкви Варвары в Каире; хотя это, несомненно, работа копт­ского

мастера, она обнаруживает все характерные для этого времени черты и мотивы.

Панели иконостаса украшены арабесковыми завитками, в которые вкомпонованы

изображения птиц, животных и превосход­но исполненные охотничьи и жанровые

сцены. Все эти сюжетные изображения трактованы чисто декора­тивно, а фигуры

животных и птиц часто помещены в симметричной, геральдической композиции.

Другим интересным примером являются несколько панелей, находящихся в Музее

Виктории и Альберта в Лондоне. Композиция украшающего их узора, в общем

одинаковая, состоит из округлых переплетений цветущих стеблей, трактованных в

духе арабески; меняются лишь центральные изображения: в ряде случаев это

стоящие друг перед другом в геральдической позе фигуры птиц и животных, на

одной панели изображен сидящий музыкант. Благодаря зна­чительному углублению

фона (примерно на 1,5 см) создается очень богатая и контрастная игра

светотени, четко выявляющая рисунок. Подобными же чертами отличаются и панели

с изображениями конских голов (Музей исламского искусства, Каир; Музей

Метро­политен, Нью-Йорк), где глубоко выбранный фон еще сильнее подчеркивает

контуры узора. На некоторых панелях встречается резьба в несколько планов.

Выдающиеся образцы художественной резьбы по дереву, украшавшей некогда Малый,

пли Западный, дворец, фатимидских халифов (был закончен между 1058 и 1065

годами), обнаружены в комплексе мари-стана султана Калауна, где эти резные

доски были вторично использованы в XIII веке. Первоначально они составляли

фриз, украшенный многочисленными изображениями охотников, музыкантов,

танцовщиц, торговцев с верблюдами, зверей и птиц. Все эти изображения

размещены на фоне раститель­ных побегов, данных более низким рельефом, чем

фигуры. Рисунок здесь свободнее и живее, чем в ран­них памятниках, но

значительно менее детализи­рован.

В резном дереве XII века фигурные изображения приобретают все более обобщенную,

силуэтную трак­товку, сравнительно редко встречавшуюся в произве­дениях Х—XI

веков; само исполнение их становится менее тщательным. Зато совершенствуется и

обога­щается орнаментальная резьба. Выдающимся памят­ником этого времени

является михраб мечети Сайиды Нафисы, исполненный между 1138 и 1145 годами

(Му­зей исламского искусства, Каир). Его узор состоит из прекрасно выполненных

арабесок и плетений вино­градных лоз в сочетании с геометрическими полосами,

образующими многоугольники. Другим примером слу­жит деревянное резное надгробие

ал-Хусайни сере­дины XII века, вся поверхность которого покрыта арабеской,

состоящей из геометрических полигональ­ных узоров и растительных мотивов.

Среди египетских художественных изделий из брон­зы Х—XII веков выделяются

декоративные фигуры и сосуды в виде различных животных и птиц.

Характерным примером является водолей в виде павлина (X—XI века, Лувр); его

ручка заканчивает­ся стилизованной голо­вой сокола или кречета, вцепившегося

клювом в шею павлина. Над ок­руглым туловищем пти­цы с объемно передан­ными

крыльями подни­мается длинная, изящно изогнутая шея, несущая небольшую голову с

полуоткрытым клювом. Оперение передано тон­ким чеканным орнамен­том. В более

позднем памятнике этого рода — большом крылатом гри­фоне (XI—XII века, музей в

Пизе) орнамен­тальное начало домини­рует над пластической формой — почти вся

по­верхность фигуры покрыта орнаментом, имитирующим детали оперения, полосами

куфических надписей, клеймами с изобра­жениями сиринов и различных

фантастических живот­ных.

В XIII веке, когда установились тесные связи Египта с Сирией и Ираком, в

Египте появилось значительное количество художественных изделий прославленных

иракских, особенно мосульских мастеров. Надписи, выгравированные на некоторых

предметах, сохранили нам имена мосульских мастеров, работавших в Каире и

оказавших влияние на творчество египетских ремес­ленников. Интересным

примером художественных брон­зовых изделий этого времени является

датированная 1271 годом сферическая прорезная курильница с име­нем эмира

Бейсари (Британский музей. Лондон). На поверхности курильницы между поясами

надписей расположены круглые медальоны с ажурными изо­бражениями двуглавых

орлов; поле вокруг медальонов заполнено растительной арабес­кой.

Прекрасный образец художе­ственной работы 113 металла — шестигранный

инкрустированный столик султана Калауна, сделан­ный мастером Мухаммедом нон

Сункуром 113 Багдада в 1327 году (Музей исламского искусства в Каире).

Его ажурные боковые стенки и дверцы, а также верхняя плоскость украшены

кал­лиграфическими надписями (вкомпонованными в медальоны или пояса), розетками

и инкрустиро­ванными изображениями стайки летящих птиц. Прорезные столики,

курильницы, шкатулки из металла и т. п. становятся очень распро­страненными

изделиями в Египте, Сирии и Ираке в XIV — XV ве­ках.

Художественная обработка металла использовалась также в отделке

монументальных зданий. Выдающимся примером этого рода являются бронзовые

инкрусти­рованные двери мечети султана Хасана в Каире, украшенные виртуозно

исполненным многоплановым геометрическим орнаментом, ажурной резьбой и

поя­сами декоративных надписей.

Искусство обработки горного хрусталя было особенно развито в Х—XI веках. Из

больших кристаллов ис­кусно вырезались кувшины, бокалы, кубки, флаконы,

различные шахматные и иные фигуры, их поверхность часто гранилась или

покрывалась гравиров­кой. Историк Макризи сообщает, что в сокро­вищнице

фатимидских халифов хранилось око­ло двух тысяч драго­ценных хрустальных

со­судов. Изделия еги­петских гранильщиков очень высоко ценились в

средневековой Европе. Среди прекрасных про­изведений этого рода особенно

выделяются два больших кувшина, находящихся в Музее Виктории и Альберта в

Лондоне. На одном из них рельефной грави­ровкой среди крупных вьющихся стеблей

и по­лупальметт изображены большие хищные птицы, клюющие поверженную лань.

Рисунок несколько схематичен и обобщен, но очень уве­рен и смел и прекрасно

вкомпонован в отведен­ное ему пространство. Другой кувшин лишен какого бы то ни

было орнаментального деко­ра; его главное досто­инство состоит в пора­зительной

четкости и пропорциональности формы и безукоризнен­ном качестве грани,

при­дававшей ему в лучах света сияние алмаза.

Художественное стек­ло, имевшее в Египте давние традиции, до­стигло своего

наибольшего расцвета в XIII—XIV веках, когда к известным ранее приемам

украшения — гранению, гравировке, рельефу, цветному и витому стеклу —

присоединилась роспись золотом и цветными эмалями. Основными цен­трами

производства художественного стекла были Фустат, Александрия, Фаюм. По своим

формам и общему характеру декора художественное стекло Египта близко к

сирийскому, но для него типичны крупные надпи­си с благопожеланиями, нередко

покрывающие широкими поясами почти всю поверхность сосуда.

Египетские художественные керамические изделия — расписанные люстром и

различными красками фаян­совые и глиняные вазы, чаши и блюда — часто наряду с

различными растительными и геометрическими моти­вами украшены изображениями

животных, рыб, птиц и человеческих фигур. Особенно красивы большие

зеленовато-желтые люстровые блюда XI века с крупными фигурны­ми изображениями,

исполненными в сво­бодной живописной манере. Среди изобра­жений встречаются

фигуры музыканта, человека, наливаю­щего в кубок вино, всадника, двух- и

трехфигурные жан­ровые и батальные сцены, а также реаль­ные и фантастиче­ские

животные, моти­вы борьбы зверей. По стилю роспись на ке­рамике XI века очень

близка упомянутой выше фатимидской стенной живописи.

В ХIII-ХV столе­тиях искусство кера­мики в Египте вновь пережило подъем:

исполнялись сосуды с тонкой многоцветной росписью, изображавшей животных и

птиц среди растительных мотивов. Традиции расписной керамики, как и других

видов прикладного искусства, продолжали жить в Египте на протяжении всей

эпохи средневековья и сейчас составляют основу народных художественных

ремесел.

Развивавшееся на протяжении многих столетий ис­кусство средневекового Египта

представляет большую, самобытную школу в истории искусства арабских стран,

игравшую крупную роль в процессе взаимодей­ствия художественных культур

Ближнего Востока и Западной Европы.

3. ПОСЛЕСЛОВИЕ

Вклад арабских народов в историю мирового искус­ства и архитектуры трудно

переоценить. Они внесли большой вклад в сокровищницу мировой художественной

культуры, создали произведения искусства, одухотворенные свое­образным и

тонким пониманием прекрасного. Однако при наличии общих черт искусство каждой

области арабского мира крепко связано с местными художест­венными традициями,

прошло свой путь развития, обладает ярко выраженными особенностями. Черты

неповторимого своеобразия отличают памятники сред­невекового искусства Сирии

от памятников Ирака, Египта, Северной Африки и мавританской Испании.

Творчество средневековых арабских художников ока­зало плодотворнее

воздействие на искусство многих стран, в том числе и на искусство Европы.

Арабское или, как его чаще называли в Европе, «мавританское» художественное

влияние прослеживается, особенно в тканях, керамике, украшении оружия и

других отрас­лях прикладного искусства, не только в пору расцвета

средневековых арабских государств, но и много сто­летий спустя после их

падения.

4. ЛИТЕРАТУРА

1. “Искусство арабских народов” Б.Веймарн, Т.Каптерева, А.Подольский;

2. “Красная книга культуры” под ред. В.Рабиновича.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ИСКУССТВО АРАБСКИХ

НАРОДОВ......................................................................

.........................................................

2. ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОГО

ЕГИПТА.......................................................................

............................................

2.1.

АРХИТЕКТУРА..................................................................

.............................................................................

.......................

2.2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ

ИСКУССТВО....................................................................

...............................................................

3.

ПОСЛЕСЛОВИЕ..................................................................

.............................................................................

.......................

4.

ЛИТЕРАТУРА...................................................................

.............................................................................

..........................


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.