РУБРИКИ |
Курсовая: Информационное и библиотечное обслуживание населения г. Костромы |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Курсовая: Информационное и библиотечное обслуживание населения г. КостромыКурсовая: Информационное и библиотечное обслуживание населения г. КостромыКостромской государственный технологический университет
Программа профессиональной переподготовки2002/2003 учебный год
Государственное и муниципальное управлениеВыпускная работа Информационное и библиотечное обслуживание населения города Костромы: состояние, проблемы и перспективы развития Выполнил: __________________________ Руководитель: _______________________ Кострома, 2003 Введение. В 2000-ом году Президентом РФ была утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации[1], ключевыми требованиями которой по обеспечению национальных интересов являются следующие : - «обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина свободно искать, получать... информацию любым законным способом...» - «усовершенствовать систему формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно- технического и духовного потенциала Российской Федерации» - «развивать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов». Массовое информационное обслуживание на основе находящихся в их распоряжении информационных ресурсов осуществляют организационные структуры двух традиционных для информационной сферы видов : публичные библиотеки и разного рода информационные службы и центры. Публичные библиотеки изначально ориентированы на выдачу читателю во временное пользование экземпляра печатного издания, причем, как правило, бесплатно. Библиотечные формы обслуживания превалируют в РФ, изначально имея ключевое значение в стране с богатейшей литературной культурой, с давней традицией уважения к печатному слову, практически всеобщей грамотностью. Россия имеет самую насыщенную сеть публичных библиотек в мире. В формировании нового человека-человека 21 века - библиотекам отводится особая роль. Сегодняшняя библиотека-это один из самых доступных для широких масс центров культуры, общения с книгой. По определению министра культуры РФ М.Е. Швыдкого[2], «современная библиотека- это высокотехнологический информационный центр, где работают высокообразованные специалисты». Библиотеки могут влиять на общественное сознание, культуру, представление людей о жизни, о самих себе. В России более 150 тысяч библиотек, которые являются самым крупным общедоступным традиционным информационным ресурсом в стране. Библиотечным обслуживанием охвачены значительная часть населения страны, на протяжении последних 10-ти лет эта цифра составляет 40-42% населения РФ. Суть феномена публичной библиотеки, как наиболее массового учреждения, стремящегося обеспечить равный доступ всех граждан к знаниям, информации, культуре остается неизменной. В ряду различных культурных институтов города муниципальные библиотеки занимают особое место : по сравнению с театрами, музеями и клубами они более демократичны, общедоступны, ориентированы не только на интеллектуальную элиту, но и на самые широкие слои городского населения. Помимо других особенностей библиотеки отличает особая устойчивость, связанная, прежде всего, с их родовой функцией -постепенным многолетним накоплением печатных ресурсов. Укорененность в местную жизнь обеспечивает широко развитая библиотечная сеть, позволяющая максимально приблизить обслуживание населения к месту жительства или работы. Информационное и библиотечное обслуживание всех возрастных категорий населения Костромы осуществляют 4 областные и 20 муниципальных библиотек, объединенных в Муниципальное учреждение культуры “Централизованная библиотечная система”, созданное в августе 1978 года. Муниципальная библиотечная система Костромы –это уникальное книгохранилище города с книжным фондом более 600 тысяч экземпляров книг, брошюр и журналов, это более 58 тысяч читателей, которым ежегодно выдается более 1 млн. 200 тыс. изданий, с общим количеством работающих в ней- 196 человек. В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) одной из основных задач государственной культурной политики Правительства Российской Федерации является создание базовых условий для доступа граждан к информационным ресурсам государственных библиотечных фондов, содействие развитию информационных технологий электронных, печатных средств массовой информации, продолжение работы по сохранности предметов библиотечного фонда. Цель данной работы – исследование состояния, проблем и определения перспектив развития информационного и библиотечного обслуживания населения в городе Костроме. Задачи : 1. проанализировать существующую постановку информационного и библиотечного обслуживания в городе 2. выявить основные проблемы организации информационного и библиотечного обслуживания 3. определить стратегические цели развития библиотечного дела и перспективу насыщения города информационными услугами 4. наметить пути улучшения качества библиотечно-информационного обслуживания населения города. I. Постановка библиотечно-информационного обслуживания в городе Костроме. Муниципальная библиотечная система города Костромы в своей деятельности руководствуется Федеральным Законом “О библиотечном деле”, принятом в 1994 году, и осуществляет работу на принципах, гарантирующих права человека на свободный доступ к информации без ограничения уровня образования, специальности, отношения к религии, пола, возраста, национальности, политических убеждений и на принципах открытости, бесплатности основных библиотечных услуг, позитивного отношения к контактам и новациям в организации досуга горожан. Приоритетом государственной политики в области библиотечного дела в последнее десятилетие стала защита и реализация права граждан на библиотечное обслуживание, создание условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей посредством сохранения, развития и модернизации библиотек на территории всей страны. Самое главное сейчас для муниципальных библиотек – помогать своими библиотечными средствами становлению и развитию той социальной среды, в которой они живут – и органам власти, и местному сообществу, и производству, и образованию, и здравоохранению. Посещение читателями библиотек связано прежде всего с образовательными, научными и другими деловыми потребностями. Библиотеки остаются, по сути, единственным открытым, доступным учреждением, где образовательные и самообразовательные потребности человека могут быть удовлетворены бесплатно. Особенно этот вопрос становится важным в связи с социальным расслоением общества. И не случайно, большую часть читателей составляют люди не самого высокого достатка: учащиеся, бюджетники и пенсионеры. Важность разработки проблем рационального хозяйствования в библиотечном деле сегодня очевидна. От этого в ряде случаев зависит само выживание библиотек, сохранение, наращивание и использование накопленного ими ресурсного потенциала в интересах общества. Предлагаемые библиотечной наукой специфические методы анализа деятельности изучаемых объектов основаны, в первую очередь, на применении критерия выгодности от использования тех или иных всегда ограниченных ресурсов, тех или иных организационных структур и технологий, т.е. экономической эффективности. В городе Костроме решение об открытии первой публичной библиотеки было принято городской думой в 1913 году, но начала Костромская Городская Общественная библиотека – читальня им. Ф.В. Чижова работать с читателями лишь в марте 1915 года (ныне это Центральная городская библиотека имени А.С. Пушкина). В 1993 году из Одессы в Кострому был прислан уникальный документ- отчет Костромской Городской общественной библиотеки-читальни имени Ф.В. Чижова за 1915 год, чудом попавший и уцелевший в Одесской общественной библиотеке. Проведем небольшой экскурс в историю постановки библиотечного дела в городе Костроме. Хозяйственные, экономические проблемы в библиотечном деле России возникли уже во второй половине 19 века, с началом формирования широкой сети общедоступных библиотек, когда появилась необходимость оценки выгод от общедоступной формы пользования книгами, обоснования затрат, их структуры, выбора экономически оправданных форм организации и функционирования библиотечного производства. Известно, что само возникновение общественных библиотек было вызвано желанием более экономного приобщения к чтению широких масс населения, закрепления грамотности и стимулирования самообразования. Чаще всего судили о библиотечном хозяйствовании в тот период, основываясь на чисто житейских представлениях и простейших расчетах выгоды. Характер построения библиотек и их сетей, нормы финансирования, материального оснащения определялись «на глазок» с надеждой, что сам опыт работы внесет в них необходимые коррективы. Не случайно, в губерниях и уездах дореволюционной России наблюдался значительный разнобой не только в самих принципах построения сети народных библиотек, но и в нормативах их финансирования. В одних случаях считалось, что имеет смысл направлять средства на создание большого количества небольших библиотек, в других – открывать крупные библиотеки, но, естественно, в меньшем количестве. И тогда уже предпринимались попытки сопоставить разный опыт, определить оптимальные с экономической точки зрения варианты библиотечного строительства. В городе Костроме решение об открытии первой публичной библиотеки было принято городской думой в 1913 году, но начала Костромская Городская Общественная библиотека – читальня им. Ф.В. Чижова работать с читателями лишь в марте 1915 года (ныне это Центральная городская библиотека имени А.С. Пушкина). В 1993 году из Одессы в Кострому был прислан уникальный документ- отчет Костромской Городской общественной библиотеки-читальни имени Ф.В. Чижова за 1915 год, чудом попавший и уцелевший в Одесской общественной библиотеке. Как пишет директор библиотеки в этом отчете о работе за 1915 год, открытие библиотеки состоялось 15 марта: «Период деятельности библиотеки до 15 марта заключался в подготовительной работе: книжное имущество было приобретено . и необходимо было привести его в порядок до открытия; изъять ветхие книги и заменить их новыми, отдать в переплет и записать в инвентарный каталог». На 1 января 1916 года книжный фонд насчитывал 13156 экземпляров, в том числе: - книг по разным отделам - 6987, - детских книг – 655, - иностранных – 266, - журналов (книг) – 4503, - иностранных журналов (книг) – 745. Библиотека выписывала за плату 57 наименований журналов и получала бесплатно 33 наименования журналов. Пользование библиотекой было платным, и читатели назывались подписчиками. Подписчики разделялись на 3 разряда: подписчики 1-го разряда вносили 3 рубля залогу и 30 копеек платы за каждый месяц, 2-го разряда – 2 рубля залогу и 20 копеек в месяц, 3-го разряда – 1 рубль в месяц и 10 копеек в месяц. За просрочку подписчики уплачивали штраф за каждый номер нового журнала или книгу 5 копеек в сутки, за каждый номер старого журнала или книгу 3 копейки. (Чтобы сопоставить размер подписки к заработной плате того времени приведу пример: жалование библиотекаря в это время составляло 75 рублей, помощницы библиотекаря – 30 рублей). Причем размер штрафа в то время считался высоким, но «штраф назначен был единственно ради удобства публики, чтобы книги и журналы не находились неопределенно долгое время у одного и того же лица» (из отчета за 1915 год). К 1 января 1916 года фондом документов Костромской Городской Общественной библиотеки – читальни пользовалось 1311 человек, в том числе 695 мужчин и 616 женщин. Распределение читателей по возрасту и полу выглядело следующим образом: Таблица 1
Распределение подписчиков по профессиям: Таблица 2
За 10 месяцев 1915 года костромичами было прочитано 26716 книг и журналов. Что же читали 88 лет назад костромичи? Распределение общего числа выданных книг по отделам каталога: Таблица 3
Ниже будут приведены цифры, характеризующие чтение в Костроме в 2002 году. Не смотря на то, что прошло столько лет, пристрастия костромичей не изменились : по - прежнему, на первом месте – чтение художественной литературы. Да и в анализе читаемости авторов на первом месте Вербицкая (автор любовных романов) (690 требований), лишь на четвертом – Достоевский (286 требований), на пятом – Тургенев (285 требований), в то время как книги А.С. Пушкина запрашивались 91 раз, Некрасова – 76 раз, Гюго – 127 раз, Диккенса – 75 раз. В отчете библиотеки – читальни за 1915 год приведены кассовые расходы библиотеки за отчетный период: Таблица 4
Трансформируя приведенные расходы в современную бухгалтерскую классификацию, с учетом требований формы № 6-нк Федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной Госкомстатом России 03.09. 1999 года, в соответствии с которой федеральные органы власти отслеживают расходы на содержание библиотек России сегодня, можно построить следующую таблицу расходов библиотеки за 1915 год: Таблица 5
После Октябрьской революции важным дополнительным стимулом развития экономики библиотечного дела стали требования нового руководства страны эффективно использовать каждую имеющуюся книгу в интересах приобщения к чтению всего населения, а также новые возможности их реализации в связи с появлением в центре и на местах специальных органов государственного управления библиотечным делом и научно – методических учреждений. Отличительной особенностью этого времени была усиливающаяся тенденция к централизации управления библиотеками в рамках всего государства, к унификации форм, приемов и методов построения библиотек и библиотечных систем на основе отбора прогрессивных, по мнению центральной власти, вариантов. Уже в 1920 году Центральная библиотечная комиссия Наркомпроса РСФСР утвердила единую для всего государства структуру библиотечной сети, включавшей в себя самостоятельные библиотеки, библиотеки при избах – читальнях и передвижки. В основу организации сети был положен административно – территориальный принцип, и первичной территориальной единицей был принят населенный пункт. Для каждого вида библиотек устанавливалась норма первоначального книжного фонда (волостная – 2 тысячи томов, при избах – читальнях на правах её филиалов – 150 томов). В 1926 году в сборнике Наркомпроса РСФСР были напечатаны нормы расходов для центральной уездной библиотеки. Несколько позже появились: «Проект нормальных штатов», в котором предлагалось учитывать при определении штатной численности количество книг, читателей, книговыдач и даже рабочих дней библиотеки, «Измерители расходов для центральной детской библиотеки», «Обоснование штата губернской, уездной, центральной библиотеки и районной городской библиотеки». В 1930 году опубликованы «Бюджетные и плановые нормы и расчеты по городским библиотекам». Уже с первых лет советской власти в практической работе по организации библиотечной сети централизованно осуществлялась политика сглаживания уровня обеспеченности библиотеками разных территориальных образований. Это диктовалось интересами обеспечения равенства в доступности библиотек для населения и соображениями чисто экономическими, ибо равномерное, пропорциональное распределение ресурсов позволяло более полно их использовать. С началом в 1977 году объединения муниципальных (массовых) библиотек в единую структуру по территориальному принципу– Централизованную библиотечную систему - и принятием «Временных типовых штатов централизованных библиотечных систем Министерства культуры СССР» практически сформировалась сеть муниципальных библиотек в том виде, в котором она сохранилась до сих пор. II. Состояние библиотечно-библиографического и информационного обслуживания населения г. Костромы . Проанализируем нынешнюю организацию библиотечно-библиографических и информационных услуг в городе Костроме. Их предоставляет муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система города Костромы», объединяющая 20 библиотек. Двадцатая библиотека – историческая библиотека Дома Романовых - открылась в 2002 году. При Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина работает отдел обслуживания читателей (объединивший абонементы и читальный зал), отдел книгохранения и единого фонда, отдел внестационарного обслуживания населения и Муниципальный информационный центр. Среди муниципальных библиотек 4 детские и 16 библиотек, обслуживающих разновозрастное население. На абонементе Центральной городской библиотеки выделена юношеская кафедра, которая обслуживает пользователей до 21 года. В других библиотеках дети до 14 лет обслуживаются на детском отделении, с 15 лет – на взрослом. Количество муниципальных библиотек Костромы по состоянию на 1 января 2003 года Таблица 6
Каждый пятый житель города Костромы- читатель муниципальных библиотек города. В настоящее время информационные услуги, предоставляемые библиотеками настолько обширны и многообразны, что, например, можно ознакомиться с картой звездного неба над Костромой и изучить новейшие Указы Правительства и Президента РФ. Основными направлениями деятельности муниципальных библиотек являются : - улучшение качества и расширение видов библиотечных и информационных услуг, оказываемых населению - внедрение новых информационных технологий в развитие библиотечного дела в городе - организация культурного досуга горожан. -
ОСНОВНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫМуниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система города Костромы» за 2001г. и 2002 г. Таблица 7
КНИГОВЫДАЧА ПО ТЕМАМ: 2001 г 2002 г Общественно-политической литературы 374698 377241 Естественно-научной литературы 110059 112765 Технической литературы 102449 97698 Сельскохозяйственной литературы 42965 41426 Искусство и спорт 44869 46217 Художественной 387614 384308 Языкознание и литературоведение 35583 38260 Качественные показатели, характеризующие загруженность библиотечных работников: Таблица 8
МАССОВАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ РАБОТА: 2001г 2002г Читательские конференции 3 2 Литературные и тематические вечера 142 150 Устные журналы 8 13 Обсуждения, диспуты 21 16 Обзоры 486 472 Беседы 518 461 Книжные выставки 1123 1251 Премьеры книг 17 26
Утренники 141139 Игровые мероприятия 312 293 Литературные и тематические часы 90 127 Всего мероприятий 2861 2968 Концепцией работы всех муниципальных библиотек города является сохранение библиотечной системы как социального института и превращение ее в информационно-культурный центр, необходимый всему населению города Костромы. Основная задача библиотек города – повышение уровня информированности населения. Со своими основными задачами – информационной, просветительской, досуговой – муниципальные библиотеки справляются. Подтверждением этому служит то, что, несмотря на демографический спад, увеличиваются цифровые показатели, характеризующие библиотечную деятельность. Растет число читателей (в 2001 году - 57 219 чел., в 2002 году - 58 136 чел.), увеличивается количество выполненных библиотечно-библиографических и фактографических справок (в 2001 году - 50 169, в 2002 году - 60 264), усложняются запросы пользователей, растет число досуговых клубов при библиотеках, не только для детей и подростков, но и для взрослых (в 2001 году - 12, в 2002 году - 18). Сейчас в профессиональной библиотечной литературе идут споры, должна ли массовая библиотека заниматься всем «понемножку» или специализироваться на чем-то одном. Библиотека – это инерционная система, и приспособиться к «внезапным» изменениям потребностей читателей она сможет быстро в том случае, если уже долгие годы работала в данном направлении. Видимо, многообразие форм и направлений деятельности публичной библиотеки оправдано и целесообразно. Книжное ядро муниципальных библиотек Костромы скомплектовано как универсальное. Восемь лет назад, с целью наиболее полного удовлетворения информационных запросов читателей, предпринята попытка создать специализированные библиотеки. Сейчас из 20 муниципальных библиотек - 13 специализированных: - библиотека № 2 – центр литературного краеведения; - библиотека № 6 – информационно-досуговый центр по профилактике наркомании и подростковой преступности, работает по программе «К духовности через книгу»; - библиотека № 7 – центр детского творчества, работает по программе «Возрождение национальной культуры»; - библиотека № 10 работает по программе «Мировая художественная культура»; - библиотека № 12 – городской экологический центр, работает по программе «Экология. Природа. Человек»; - библиотека № 13 – библиотека социальной поддержки населения; - библиотека № 14 – историческая библиотека Дома Романовых; - библиотека № 15 – информационно-досуговый центр по пропаганде здорового образа жизни; - библиотека № 16 – работает по программе «Все игры в гости к нам»; - библиотека № 17 - центр работы с литературой по искусству; - библиотека № 19 – центр исторического краеведения; - библиотека № 20 – библиотека игр и развлечений; - библиотека № 23 – библиотека им. В.Розанова, центр литературы по философии «серебряного века». - имеется также муниципальный информационный центр по местному самоуправлению и краеведению при ЦГБ им. А.С. Пушкина. 13 библиотек ЦБС являются специализированными или работают по какой-либо программе, в связи с чем основная работа, как и комплектование фонда документов, в них осуществляется в рамках выбранного направления. Самым востребованным видом информации для всех социальных групп сегодня является правовая информация. Она необходима всем слоям населения, всем заинтересованным физическим и юридическим лицам, общественным объединениям, а также для качественного и оперативного обслуживания служащих органов местного самоуправления. Поэтому одним из основных направлений работы Муниципального информационного центра при ЦГБ им. А.С. Пушкина стало предоставление читателям услуг по информационно-поисковым системам на базе данных правовых актов: “Консультант Плюс” (Костромской выпуск) и “Консультант Плюс: Версия Проф” (федеральное законодательство), которые еженедельно обновляются. Всё это позволило привлечь новых пользователей. Среди них студенты, предприниматели, пенсионеры, служащие. Востребованы в МИЦ документы по приватизации жилья, о льготах (местных и федеральных), о пособиях на рождение детей, об общественных объединениях, о налогах, законодательство о ветеранах и др. Неоценима помощь в предоставлении правовой информации, которая содержится на CD-ROM “Большая Российская юридическая энциклопедия”, “Энциклопедия Российского права” (федеральный выпуск) и др. Подключение к сети Интернет значительно расширило спектр информационных услуг центра. И не только в области образования. Перспективной является возможность доступа через Интернет к наиболее интересным базам данных для того, чтобы Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|