РУБРИКИ

Курсовая: Творчество Нестерова на уроках

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Курсовая: Творчество Нестерова на уроках

Курсовая: Творчество Нестерова на уроках

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

По теме: Изучение творчества М.В. Нестерова

на уроках МХК общеобразовательной школы

2004

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение ........................3

Глава 1. Творческое наследие М.В. Нестерова в контексте

русского искусства второй половины IXI – первой

половины XX в

1. Общая характеристика Российского искусства эпохи .....6

2. М.В. Нестеров – как художник переходного периода

рубежа XIX – XX вв ..................12

3. Становление М.В. Нестерова как художника

и характеристика его творчества .............20

Глава 2. Изучение творчества М.В. Нестерова на уроках МХК

в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы

2.1. Специфика структуры уроков по МХК ............33

2.2. Организация процессов восприятия учениками

5 – 6-х классов творчества М.В. Нестерова ........39

2.3. Экспериментальный урок по предмету МХК

в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы ........46

2.4. Методические рекомендации учителям ...........53

Заключение .........................

Список литературы ....................

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной дипломной работы «Изучение творчества М.В. Нестерова на уроках

МХК общеобразовательной школы».

Интерес к этой теме вызван тем, что творчество талантливого русского

художника М.В. Нестерова – это поиск духовно-религиозного и этического

идеала, обращение к воплощению просветленной и чистой душевной красоты людей,

пренебрегших мирской суетой.

Тихая созерцательность, эмоциональная роль пейзажа в образном строе его

произведений внесли новые поэтические ноты в русскую живопись.

М.В. Нестеров создавал не только картины – сказки, картины – легенды, картины

– иконы, но также он работал в области монументальной живописи, был

талантливым мастером портрета. Многие исследователи посвятили свои работы

изучению портретной живописи М.В. Нестерова.

Г.В. Ляхова и К.А. Дятлова, в своем труде «Мастера портрета», упоминают о

том, что М.В. Нестеров обратился к портретной живописи в завершающий период

своего творчества, но и за это недолгое время он успел прославиться как

талантливый портретист.

Художник создал целую галерею изображений видных деятелей науки и искусства.

Чаще всего мастер показывал свои модели в процессе труда. С течением времени

портретные образы М.В. Нестерова становились все более выразительными и

глубокими. Исследователь С. Дурылин замечает, что для портретного мастерства

М.В. Нестерова, становятся характерными черты, найденные в предшествующие

годы, - отражение душевного строя человека в единении со средой, интерьером и

пейзажем.

Внимание к образной символике сближало многие произведения М.В. Нестерова.

Он был тонким мастером лирического пейзажа.

Во-вторых, меня заинтересовала проблема такой темы в общеобразовательной

школе. Уроки МХК строятся по интегративному принципу, а это делает их

содержание не похожим на традиционные учебные дисциплины. Специфика предмета

обучения – сложнейший мир художественной культуры и художественной

деятельности людей в мировом историческом контексте – для этого нужны особые

формы и методы обучения.

Цель данной дипломной работы: определить историко-культурологический подход к

изучению творчества русского художника второй половины XIX - начала XX в.

М.В. Нестерова учащимися 5 – 6-х классов общеобразовательной школы.

Цель определяет задачи:

1. Показать место и роль русского искусства второй половины

XIX – первой половины XX в. в мировой культуре.

2. Раскрыть значимость творчества М.В. Нестерова.

3. Проанализировать педагогические и психологические

особенности преподавания творчества М.В. Нестерова в 5 – 6-х классах

общеобразовательной школы.

Поставленные задачи помогают последовательно выстроить текст дипломной

работы, т.е. определить ее структуру.

Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список

использованной литературы.

В первой главе «Творческое наследие М.В. Нестерова в контексте русского

искусства второй половины XIX – первой половины XX в. рассматривается общая

характеристика эпохи, и краткая характеристика творчества М.В. Нестерова.

Во второй главе, «Изучение творчества М.В. Нестерова на уроках МХК в 5 – 6-х

классах общеобразовательной школы» - методика преподавания творчества М.В.

Нестерова.

Представлено изучение психологических особенностей учащихся 5 – 6-х классов,

даны эстетические принципы преподавания творчества М.В. Нестерова в курсе

МХК.

В заключение сделаны выводы по теме.

Объект исследования – изучение творчества М.В. Нестерова в 5 – 6-х классах

общеобразовательной школы. Предмет исследования – особенности развития

познавательных процессов учащихся 5 – 6-х классов при ознакомлении с

творчеством М.В. Нестерова.

Исследование осуществлялось в 3 этапа:

1. Историко-теоретический.

На данном этапе изучается творческое наследие М.В. Нестерова в контексте

русского искусства второй половины XIX - начала XX в.

2. Опытно-экспериментальный.

Урок в 5 – 6-х классах общеобразовательной школы .

3. Заключительно-обобщающий.

Представление методических рекомендаций по изучению творчества М.В. Нестерова.

Практическая значимость данного исследования заключается в его направленности

на усвоение знаний о творчестве М.В. Нестерова, формирование навыков

художественного анализа и эстетического вкуса, нравственного идеала

подростков.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в раскрытии такого

аспекта психолого-педагогической деятельности, как развитие нравственных черт

в личности и формирование художественного вкуса, идеалов у учеников 5 – 6-х

классов.

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ М.В. НЕСТЕРОВА В КОНТЕКСТЕ РУССКОГО ИСКУССТВА

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

1.1. Общая характеристика российского искусства эпохи

Вторая половина XIX в. несла на себе печать реформ Александра II, а после его

гибели в 1881 г. преддверия революционных событий первых двух десятилетий XX

в. Исходя из общественного бытия этого большого периода, можно сказать, что

искусство играло тогда огромную роль в формировании национального сознания.

В культуре России, во всех ее направлениях преобладал критический реализм,

стремившийся раскрыть обществу глаза на углублявшиеся социальные проблемы,

углублявшийся раскол между различными слоями и группами в российском

обществе.

Именно художники 60-х гг. XIX в. Показали свое критическое отношение к

действительности, проявив в этом свою гражданскую и нравственную позицию. Их

искусство было остросоциальным, соответствовавшим новой системе видения задач

творчества, которые давали подробную оценку новым работам художников.

Искусство критического реализма носило характер проповеди, размышления.

Живопись была тесно связана с литературой (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой,

Н.А. Некрасов). Произведения художников являлись не только иллюстрацией к

этой литературе, но и к самой жизни.

70-е годы XIX века - это пора расцвета русского демократического реализма.

Прогрессивная демократическая живопись завоевала тогда общественное

признание. Появились критики - Стасов, И.Н. Крамской, в это же время П.

Третьяков начал коллекционировать самые значительные произведения.

Петербургская Академия художеств продолжала давать академическое образование

с требованием тем дипломных работ на мифологические темы.

В 1863 году борьба за отражение реальной действительности вылилась в так

называемый Бунт 14 ти, которые отказались писать картины на предложенную

руководством Академии тему, т.к. они считали, что есть темы намного важнее,

чем религиозная тематика. Они ушли из Академии художеств и организовали свою

«Петербургскую артель художников». Одним из организаторов этого бунта и

артели был И.Н. Крамской.

Артель просуществовала недолго, но вскоре московские и петербургские

художники объединились в Товарищество передвижников (передвижные выставки с

1870 г.). Тематика произведений была социально-направленной, что будоражило

общество, вызывало неоднозначную реакцию со стороны разных слоев. Наибольший

расцвет передвижники достигли в 80-е годы XIX века. У них была своя четкая

идейная программа - отображать жизнь со всеми ее социальными проблемами.

Бытовой жанр был лишен анекдотичности, основная направленность -

гражданственность. Товарищество было создано по инициативе И.Н. Крамского и

Г.Г. Мясоедова, их поддерживали В.Г. Перов, Н.Н. Ге, И.И. Шишкин, А.К.

Саврасов, В.Е. Маковский и др.

Членами учредителями был составлен и 1-й устав Товарищества.

В 70 - 80-е годы к ним присоединились такие художники, как И.Е. Репин, В.Н.

Суриков, В.М. Васнецов, Н.А. Ярошенко, Н.А. Касаткин и др. А с середины 80-х

гг. в передвижных выставках приняли участие В.А. Серов, И.И. Левитан, В.Д.

Поленов.

Основной задачей передвижников было многостороннее отражение современной им

жизни, их творчество будило общественную мысль, привлекало зрителя к

наболевшим вопросам современности.

Особенно ими развивался бытовой жанр, а также историческая, портретная и

пейзажная живопись. В этих жанрах прослеживались тенденции к созданию

монументальной картины - эпопеи на современную и историческую тему, серий

батальной живописи, портреты - картины, лирического и эпического жанров.

Переходным направлением в российской живописи рубежа XIX - XX вв. стал

модернизм, яркими представителями которого во всей его многоликой ипостаси

стали М. Врубель, К.Ф. Юон, М. Шагал, К. Малевич и др.

Свое видение жизни они показывали в произведениях, далеких от реализма и

классицизма, при этом считая, что их искусство стало преддверием революции

1905-1917 гг.

Революции 1917 г. внесли свою лепту в развитие изобразительного искусства

России: появилось множество течений, групп, ассоциаций, которые до 1925 г.

существовали автономно и только дискутировали между собой, доказывая

истинность своего видения искусства для народа.

В 20 - 30-е гг. XX в. - это время существования разных группировок, у каждой

из которых была своя идея, манифесты, программа и выразители средств.

Наибольшее значение приобрела тогда «АХРР» («Ассоциация художественной

революции России»), поддерживавшая политику государства (возникла в 1922 г.

на базе Товарищества художественных передвижных выставок). С 1928-го г. была

переименована в «АХР» («Ассоциация художников революции»). В нее вошли

художники из «Союза русских художников» и др. Основная программа - отражение

быта рабочих, крестьян и т.д.

Были организованы ими выставки: «Жизнь и быт рабочих» (22 г.), «Жизнь и быт

Красной армии» (23 г.), «Жизнь и быт народов СССР» (26 г.). Эти художники

работали почти во всех жанрах. Основная тематика - революционная, в которой

ведущую роль сыграл И.И. Бродский, создававший серию «Лениниада». В бытовом

жанре работал Е.М. Чепцов. Его картины посвящены повседневной жизни крестьян

и рабочих («Заседание сельской ячейки»). Произведения Н.А. Касаткина

посвящены жизни и быту рабочих («Шахтерка», 1894 г., «Углекопы. Смена.» 1895

г.).

Батальный жанр представлял М.Б. Греков, писавший картины о революционных

событиях в романтическом ключе («Отряд Багратион»). Впоследствии он повлиял

на развитие батальной живописи.

В жанре портрета работал С.В. Малютин («Портрет инженера Передерия», «Портрет

писателя-бойца Д. Фурманова»), Г.Г. Ряжский.

В 20-е г. заметно обращение к портрету, где сочетаются индивидуальные черты с

чертами, характерными для этой эпохи. Они отражают социально-обобщенное лицо

модели («За учебу. Пионерка с книгами», «Председательница» Н.А. Касаткина).

Новый образ строящейся страны прослеживается в пейзажном жанре. Так возникает

индустриальный пейзаж («Транспорт налаживается» Яковлевой, «Купола и

ласточки» (21 г.) К.Ф. Юона, «Мойка. Белые ночи.» (27 г.) Осмеркина, «Голубая

весна» (30 г.) Бакшеева и др).

Объединение «Четыре искусства» - выдвинуло на 1-й план вопросы специфики

изобразительности искусства и выразительности художественной формы,

лаконичность простых форм (Петров-Водкин К.С., П. Кузнецов и др.). «Общество

молодых художников» («ОМХ» 1928 г.) стремилось передать материальное

богатство мира с помощью энергичной лепки объема, смелой свето-теперовки

(П.П. Кончаловский, А.В. Куприн, Р.Р. Фальк), («Снедь московская» Маликова и

др.).

Скульптура 20-х гг. овеяна революционной романтикой И.Д Шадра («Булыжник -

оружие пролетариата»). Он стремился в своем творчестве использовать традиции

мирового искусства, в частности, Родена.

После смерти В.И. Ленина правительство поставило перед деятелями искусства

задачу отражения в нем образа Ленина, как вождя мирового пролетариата. Был

объявлен конкурс скульптуры вождя для Финляндского вокзала, победил проект

скульптуры Авсеева «Ленин на броневике». Также работал в то время С.Д.

Меркулов, тяготевший к монументальности в портретном жанре. Он снимал

посмертную маску с Ленина, на основе которой возникла его композиция «Смерть

вождя».

Памятники Ленину создавались для разных городов.

В портретной скульптуре работала А.С. Голубкина, Домогадский и Николадзе.

Скульптор С. Лебедева смогла уловить и показать в своих работах

индивидуальность характера, но с чертами своей эпохи («Женский портрет»). В

классической манере работал А.Т. Матвеев, который в 1929 г. создал композицию

«Октябрь». В 1926 г. сформировалось общество русских скульпторов («ОРС»), в

него входили многие мастера разных школ и направлений, их объединял интерес к

современности. Просуществовало оно до 1932 года.

В архитектуре начала XX в. Ведущим направлением был конструктивизм. В нем

подчеркивалась, в первую очередь, функциональность. Принципы конструктивизма

были разработаны на Западе. Советский конструктивизм представлен в проекте

«Дворец труда» (в Москве, братья Леснины), но не был осуществлен. Однако, он

способствовал утверждению конструктивных форм в архитектуре, широко

использовался в строительстве общественных зданий, театров, дворцов культуры,

домов культуры («Дом на набережной Мосова», «Мавзолей Ленина» Щусева А.В и

др).

В 20 - 30-е гг. возникло соперничество между конструктивизмом и

неоклассицизмом. К концу 30-х гг. неоклассицизм стал явно преобладать над

конструктивизмом. В середине 30-х гг. возводятся станции Московского

Метрополитена. С роскошной внутренней отделкой (мозаика, скульптура, фрески,

витражи, мрамор и бронза и мн. др.). Но при этом произошла перегрузка

советской символикой (пятиконечные звезды, серпы с молотами, чрезмерная

помпезность), что шло в ущерб здравому смыслу и удобству.

Это направление просуществовало вплоть до 50-х гг. - его называют сталинским

ампиром.

Таким образом, краткий взгляд на эпоху позволяет сделать вывод, что искусство

России второй половины XIX в до середины 50-х гг.XX века прошло очень большой

путь до неоклассицизма (сталинского ампира), перешагнув при этом через

множество направлений модернизма, футуризма и других «измов», что до сих пор

высоко оценивается во всем мире. И значительное место в этом периоде развития

русской живописи занимает творчество М.В. Нестерова.

[1]

1.2. М.В. Нестеров - как художник переходного периода

рубежа XIX - XX веков

Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942), родился в г. Уфе. Уфа в то время была

одним из губернских городов России.

Купечество составило основную массу в городе. К этому сословию принадлежала и

семья Нестеровых. Род Нестеровых происходил из новгородских крестьян. Позднее

они переселились на Урал, где стали крепостными Демидовых - владельцев

знаменитых горноделательных заводов. Позднее они получили вольную.

Впоследствии дед художника записался в купеческую гильдию.

Отец М.В. Нестерова, Василий Иванович, торговал мануфактурными и

галантерейными товарами, а позднее стал одним из инициаторов создания

общественного городского банка.

Мать художника, Мария Михайловна, происходила из елецкой купеческой семьи

Ростовцевых, богатых торговцев пшеницей.

Известно, что М.В. Нестеров любил рисовать с детства, обладал редкостной

фантазией и удивительным умением воображать себе несуществующие события.

В гимназии (1872 г.) он учился плохо. Чувствовал влечение лишь к предметам

учителя В.П. Травкина - рисованию и чистописанию.

В 12 лет отец повез его в Москву, поступать в Императорское техническое

училище. Он сдал экзамен лишь по закону Божьему, рисованию и чистописанию, к

остальному он не имел интереса и провалился.

Тогда его определили в училище К.П. Воскресенского. Там он сделал заметные

успехи в рисовании. Его учителем по этому предмету был А.П. Драбов. Вскоре

его отдали в Училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он стал учиться у

В.Г. Перова.

В 1881 г. М. Нестеров уезжает в Петербург и поступает в Академию художеств по

классу П.П. Чистякова.

На ученических выставках М.В. Нестеров показал свои эскизы жанровых сценок,

но они не принесли ему настоящей радости. Он чувствовал, что бытовой жанр не

его призвание.

Пробовал работать и над историческими сюжетами, но они его не устроили.

Требования Академии художеств не отвечали его стремлениям.

М.В. Нестеров подолгу работал в Эрмитаже. Там он познакомился с М. Врубелем,

Крамским.

Нестеров возвратился в Москву с намерением восстановиться в Училище живописи

к В.Г. Перову. Но к тому времени В.Г. Перов был уже при смерти. М.В. Нестеров

пишет умирающего В.Г. Перова. Он был очень расстроен его болезнью и его

смертью.

После смерти своего учителя М. Нестеров возвратился в Петербург, в Академию

художеств. Но вскоре он вновь покидает Академию.

Лето 1883 г. М. Нестеров провел в родной Уфе. Там он познакомился со своей

будущей женой М.И. Мартыновской, для которой написал рисунок «Первая встреча»

(«Конский топ»), положивший начало многим изображениям М.И. Мартыновской.

Там же он написал эскиз к картине «Домашний арест» и подарил его М.И.

Мартыновской с подписью, содержащей слова: «Ученик В.Г. Перова». Вскоре он

восстановился в Училище. В Училище живописи, где на экзамене в 1885 г.

получил за все эскизы первые номера, а за эскиз «Призвание М.Ф. Романова» -

награду и почетное решение совета училища взять эскиз в «оригиналы».

В этом же, 1885, году М.В. Нестеров женился на М.И. Мартыновской. В 1886 г.

вышел альбом рисунков М.В. Нестерова и С.В. Иванова. М. Нестеров получил

звание классного художника и большую серебряную медаль за картину «До

государя челобитчики».

В этом же году у художника родилась дочь Ольга. Но при родах умерла его жена.

М. Нестеров написал посмертный портрет М.И. Мартыновской. Акварель,

изображающая умирающую, подписана рукой художника так: «Последнее

воскресенье. 1 июня 1886 г.».

В 1887 г. М.В. Нестеров написал три варианта картины «Царевна», где он снова

запечатлевает образ покойной жены. Потом он написал «картину - воспоминание»

- «Христова невеста» - с лицом любимой жены.

В 1888 - 1889 гг. М. Нестеров отправляется в поездку по Волге, затем

ненадолго заехал в Уфу, там сделал наброски «За приворотным зельем», и

одновременно работал над картиной «Пустынник». Позже он поселился под

Москвой, в Троице - Сергиевом Посаде. Впервые посетил дом Мамонтовых в

Абрамцеве, где он познакомился с В.Д. Поленовым, В.Н. Суриковым, В.А.

Серовым. Здесь же увидел картины В.М. Васнецова.

Вскоре М.В. Нестеров дебютировал «Пустынником» на XVII выставке Товарищества

передвижников. Картина была приобретена П.М. Третьяковым. Потом художник

поехал в Петербург. А чуть позже он впервые поехал за границу (Вена, Венеция,

Флоренция, Рим, Неаполь, Капри, Париж, Дрезден).

В 1889-1890 гг. М.В. Нестеров работал в Троице-Сергиевом Посаде и в Москве

над картиной «Видение отроку Варфоломею». Картину в Москве смотрят И.И.

Левитан, В.И. Суриков. Она была куплена П. Третьяковым. И также она была

показана на XVIII выставке Товарищества передвижников.

В 1890-1895 гг. М.В. Нестеров переехал в Киев. Там он познакомился с В.

Васнецовым. Работал во Владимирском соборе. Сблизился с семьей Прахова.

В 1891 г. он работал в Киеве над картиной «Юность Сергия Радонежского». В

Москве, Зоологическом саду писал «мерзкую тварь» для этой картины. И

продолжал работу над ней в Уфе.

В 1892 году Нестеров привез картину «Юность Сергия Радонежского» в Москву.

Показывал ее братьям Васнецовым, П. Третьякову. Потом он возвратился в Киев и

работал над головой Сергия.

В 1893 году картина «Юность Сергия Радонежского» после горячих дебатов была

принята жюри Товарищества передвижников. Поездка за границу во второй раз

была им осуществлена в том же году (Константинополь, Греция, Италия).

Весною 1895 года М.В. Нестеров поселился в окрестностях Троице-Сергиевого

Посада - «у Черниговской». Там он написал картину «Под благовест». Вскоре он

отправляется в поездку по старым русским городам (Переславль-Залесский,

Ростов, Ярославль, Углич).

В 1896 г. М. Нестеров был избран членом Товарищества передвижников. Пишет

картину «На горах» - это первая часть его «романа в картинках».

В 1897 г. М. Нестеров в Киеве пишет картину «Великий постриг».

В 1898-1999 гг. М. Нестеров пишет другую картину - «Дмитрий царевич

убиенный». Потом он выставляет картины «Чудо», «Под благовест» на

художественной выставке в Мюнхене. В том же году был избран академиком

живописи (по представлению И.Е. Репина, Поленова, В. Васнецова).

В 1899-1904-х гг. М.В. Нестеров работает над росписями в храме Александра

Невского в Абастумане.

В 1900-1901 гг. произошла его встреча с М. Горьким (в Ялте) и началась их

дружба.

В этот же период М.В. Нестеров работает над этюдом к картине «Святая Русь».

Позже он едет на Белое море, в Соловецкий монастырь. Пишет портретный этюд М.

Горького. Знакомиться с художественным театром, сближается с Ф. Шаляпиным.

В 1901-1905-х гг. М. Нестеров работает над картиной «Святая Русь».

В 1902 году художник женится на Е.П. Васильевой.

В 1905 году М. Нестеров едет в Париж, а затем по Волге и Каме. В это время он

пишет картину «За Волгой» - третью часть «романа в картинках». Также он пишет

в это время портреты своей второй жены Е.П. Нестеровой, а также портреты

своей дочери О.М. Нестеровой и портрет И.Г. Яшвиль.

В 1906 году М. Нестеров написал портреты Яна Станиславского, О.М. Нестеровой

(«Амазонка»). Тогда же отправляется в поездку к Л. Толстому в Ясную Поляну.

В 1907 году у М. Нестерова была большая персональная выставка в Петербурге и

Москве. Были выставлены картины «Святая Русь», «Дмитрий царевич убиенный».

Всего 85 произведений, в том числе - неожиданные для зрителя - «Свирель»,

«Два лада». Потом он второй раз едет в Ясную Поляну, и пишет там портрет Л.

Толстого.

В 1908 году М. Нестеров вновь едет в Италию (Неаполь, Капри). В этом же году

он отклоняет предложение стать профессором Академии художеств.

В 1908 - 1911 гг. М.В. Нестеров работает над росписями для Марфо-Мариинской

обители в Москве.

В 1909 году художник участвует в Международной художественной выставке в

Мюнхене. Дарит свою коллекцию картин русских художников Уфе (она составила

основу Музея, открытого в 1920 г.).

В 1910 году он окончательно переезжает из Киева в Москву, где был избран в

том же году действительным членом Академии художеств.

В 1911 году он снова отправляется в поездку в Италию. Также он участвует в

Международной художественной выставке в Риме.

В 1913 - 1914-х гг. М. Нестеров работает для Собора в Сумах.

В 1914 году пишет картину «Лисичка» и портрет Н.М. Нестеровой.

В 1914 - 1916 гг. он пишет картину «На Руси», задумывает картины «Христиане»,

«Душа народа». В это же время пишет такие свои произведения, как «Философы»,

«Архиерей», «В лесах», «Соловей поет».

В 1918 - 1919-х гг. М.В. Нестеров пишет автопортрет. В этот же период едет на

Кавказ, пребывает в Армавире с семьей.

В 1920 году он возвращается в Москву. В 1921 - 1922-х гг. была им написана

картина «Мыслитель».

В 1923 году М. Нестеров написал портрет своей второй дочери Н.М. Нестеровой

(«Девушка у пруда»).

В 1925 году им были написаны портреты А.Н. Северцова, П.Д. Корина, В.М.

Васнецова. А также женский портрет .

В 1926 году было празднование 40-летия творческой деятельности М.В. Нестерова

в Государственной академии художественных наук. В этом году он начал писать

воспоминания («Давние дни»).

В 1927 - 1928-х гг. пишет портреты С.И. и Н.И. Тютчевых.

В 1928 году он пишет автопортрет (два варианта). Совершает поездки в

Ленинград и Киев. Пишет портрет В.М. Титовой, «Большая девушка», «Элегия».

В 1930 году - пишет портрет П.Д. и А.Д. Кориных. Первый портрет И.П. Павлова.

В 1931 году - портретный этюд А.М. Нестерова.

В 1933 - 1934-х гг. - первый портрет С.С. Юдина.

В 1934 году М. Нестеров написал портрет И.Д. Шадра, второй портрет А.И.

Северцова.

В 1935 году у художника была выставка 16-ти картин в ГМИИ в Москве.

Также он написал портреты В.Г. Черткова (1935), второй портрет С.С. Юдина

(1935), второй портрет И.П. Павлова (1935), Е.П. Разуновой (1936), Е.И. Таль

(1936), К.Г. Держинского (1936-37), О.Ю. Шмидта (1937), Е.С. Кругликовой

(1939), В.И. Мухиной (1939-1940).

В 1936 году было празднование 50-летия творческой деятельности М.В. Нестерова.

В 1941 году художник получил Государственную премию первой степени за портрет

И.П. Павлова (1935). В этом же году портрет А.В. Щусева.

В 1942 году вышла из печати книга М.В. Нестерова «Давние дни». Чествование

М.В. Нестерова связанное с его 80-летием, было отмечено в этом же 1942 году,

и в это же время его наградили орденом Трудового Красного Знамени и присвоили

ему звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В этом же году он написал свое последнее произведение - картину-пейзаж «Осень

в деревне».

М.В. Нестеров скончался 18 октября, на 81-м году жизни.

Таким образом, краткий взгляд на жизнь и творчество этого художника

показывает, что картины М. Нестерова говорят о взаимоотношениях художника с

окружавшими его явлениями, событиями, большими темами русской истории и

действительности, русской культуры, русской живописи его времени. И речь

здесь идет не о том, как лично относился к этому всему М.В. Нестеров,

художник и человек, а о том, какое место, какая «ячейка» была ему отведена,

что им найдено в общей мозаике сложной, противоречивой и все же диалектически

целостной картине его эпохи, России конца XIX в и начала XX в.

Перед М. Нестеровым, как и перед его сверстниками, вставал вопрос об

«излитии» любыми приемами накопившегося в сердце и в совести. Нестеров был

одним из самых взыскательных художников в истории не только русского

искусства, но и мирового. Для него не могло быть «все равно как», а надо было

«хорошо», «особенно». И не «все равно, что», а тоже - «нечто большое и

важное», «народное и русское».

То, что выбрал М. Нестеров, было, без сомнения, «внутренним», не «внешним», и

не «историей» (на этот путь встали художники В.И. Суриков и А.П. Рябушкин), и

не «иконой» или былиной (как В.М. Васнецов), а «поэзией и легендой», или, как

это выразил исследователь С. Дурылин (9), «легендой, и песней, и сказкой».

[2]

1.3. Становление М.В. Нестерова как художника и характеристика его

творчества

Следя за ростом, за эволюцией М.В. Нестерова - художника, можно увидеть, как

целеосознанно и последовательно он осуществлял особую программу, им в словах,

естественно, не формулируемую. Происходит развитие, увеличение его образов.

Он втягивается, подобно Сурикову, в историческое прошлое своей страны. То,

что Нестеров был реалистом, в лучшем смысле слова художником правды,

связанным с Россией, и с народом, в этом сомнений нет.

Говоря о его раннем творчестве, можно заметить, что Нестеров - один из

замечательнейших исторических иллюстраторов в нашем искусстве. В лучших своих

произведениях он никогда не шел по пути внешней иллюстрации. Считаются

чудесными фантастически-реальными иллюстрации М. Нестерова к «Коньку-

Горбунку», и совсем забытые, очень хорошими - к А.С. Пушкину.

Художник с необычной последовательностью воплотил в ряде образов судьбу

русской женщины, ее «недолю» в старое время. В «отшельницах» и «отшельниках»

Нестерова отсутствует самый мотив молитвенного экстаза, самомучения,

покаяния, аскетизма. Горестная грустность, щемящая покорность судьбе - это

налицо. Но вокруг нестеровских героинь не толстые стены келий, а природа,

которая аккомпанирует даже картине «Великий постриг». Судьбу русской девушки

М. Нестеров не погружает в горестный крестьянский быт, как это делали С.В.

Иванов и В.М. Максимов, и никак ее не идеализирует, как это себе позволяли

салонные художники К.Е. Маковский и С.С. Сагочко, а стремится ее образ

обобщить.

«Не живопись была главным, - говорил М.В. Нестеров про своего «Пустынника» -

первую картину, которая его прославила, - «Мне, как Перову, нужна была душа

человеческая.»[3]. (22, стр. 48)

Также следует отметить картину Нестерова (из его раннего творчества) «Видение

отроку Варфоломею». За нее Нестерова называли декадентом и мистиком, видели в

его живописи сходство с некоторыми французскими художниками.

В картинах М. Нестерова, посвященных жизни конкретно жившего в Древней Руси

Сергия Радонежского, в детские годы носившего имя Варфоломея, художник

следует легендам, записанным и сохранившимися в рукописной литературе тех

лет. Элементы церковности, сияния вокруг головы у Нестерова - живописца

связаны несравненно более с Пювисом де Шаванном и Филиппо Липпи, нежели с

настоящей русской иконой. В рисунке, в передаче природы, в образах самого

Сергия, мальчика и юноши, право нет ничего декадентского, т.е. нарочито

вывернутого, искаженного, переутонченного, чересчур искусственного.

М.В. Нестеров был убежден в том, что «Явление отроку Варфоломею» - его лучшее

произведение, наиболее полно и совершенно выразившее его художественный идеал.

Он всегда утверждал: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если

через 30, 50 лет после моей смерти он еще что-то будет говорить людям - значит

он жив, значит жив и я»[4]. (23 стр. 41)

Образ Сергия Радоженского - как народного святого - был близок М. Нестерову с

детства. М. Нестеров на этой картине так поставил фигуру старца по отношению

к отроку, что то, что происходит на картине, вопринимается зрителем не как

«Встреча отрока со старцем» , а именно как «Видение отроку Варфоломею»:

старец мнится, не пришел к дубу, как пришел мальчик по лугу, а «вдруг

отделился от темного ствола большого дерева» - и предстал пред отроком,

пошедшим в поле за конями.

За год до «Христовой невесты» М. Нестеров создал рисунок «У креста»: среди

широкого среднерусского простора девушка-подросток с лицом Марии Ивановны

(первой жены художника) молится у покачнувшегося креста. В этом рисунке М.

Нестеров, как будто приближается к теме «Христовой невесты».

«Христову невесту» он писал назависимо от всех прописей и линеек. Его

творческий почерк здесь самостоятелен, неповторимо своеобразен. У него здесь

не только другие краски, у него другой подход к краскам. Вместо прописей

грубой, суховатой черноты у него теперь иссиня-зеленая мягкая гамма красок;

нежная и прозрачная. Недаром, когда художник писал эту картину, ему казалось,

что от музыкант (24 стр 36): в красочных аккордах «Христовой невесты» есть

музыкальная стройность; это картина-элегия, выдержанная в одной глубоко

прочувствованной и верно подобранной тональности.

Но самое главное было не в новизне красочного звучания, а в том, что молодому

художнику удалось создать новый поэтический образ - насквозь русский и

глубоко народный. Кто она, эта «Христова невеста»? Обычно считают, что она

инокиня, удалившаяся от мира в глухой лесной скит. Но она не инокиня. На ней

темно-синий сарафан, белая рубаха. Голова покрыта темно-синим же платком, так

как им покрывались все женщины в Нижегородском Заволжье.

«Христова невеста» она не потому, что уже произнесла обет иночества, а

потому, что она уже не верит в счастье на земле и устремляется своей душой и

сердцем на иной, внутренний путь. Глубокая грусть застыла в ее больших

глазах, и кончится или нет ее тропа в скиту - одно несомненно: для этой

поэтической, чистой души все пути к счастью «заказаны». До этой картины

Нестеров не был пейзажистом. В его работах 80-х годов пейзаж отсутствует. Он

любит природу, но ее еще нет в его искусстве. Однако эту девушку, столь

выношенную в его сердце, он окружил чудесным, так же как она, насквозь

русским пейзажем. Гладя на эту северную тихость и ласковость природы,

чувствуешь, что природа одна еще говорит скорбной душе одинокой девушки и

будет говорить ей в какое бы крепкое безмолвие не ушла эта чуткая одинокая

душа.

Отныне М.В. Нестеров вступил безысходно в самый избранный тесный круг певцов

и вдохновенных поэтов русской природы.

Достаточно назвать «нестеровская девушка», чтобы появился перед глазами

зрителя живой образ девушки из народа, поэтический образ, неразрывный с

безмолвной печалью. Эта девушка в сарафане, рожденная Нестеровым из его

скорби по утерянной подруге, повела за собой на его картины целую вереницу

девушек и женщин, исполненных внутренней красоты и чистоты, но всегда

отмеченных «возвышенной стыдливостью страдания».

Картина «На горах»: высоко над долиной Волги, над неоглядной ее ширью, над

поросшей кустами ее луговой поймой, остановилась молодая женщина в темном

сарафане, в белом платке; в ее руке несколько гроздьев алой рябины.

Неоглядный простор манит неудержимою волей. А на душе у нее неизбывная

кручина, такая же горькая, как эта рябина в ее руке. Она вслушивается в

смутный голос души, да в светлые, ласкающие и зовущие голоса родной природы.

Эта картина подлинная историческая драма.

«На горах» было лишь началом живописного сказания о судьбе русской женщины,

задуманной Нестеровым.

Его повесть о русской женщине и о ее недоле в любви и счастье не была бы так

искренна, правдива, глубока, если бы в душе самого художника не светил так

высоко, не горел так ярко и неугасимо пламенник веры в то, что человек рожден

для счастья и любви.

М.В. Нестеров написал целый цикл о судьбе русской женщины - «Роман в

картинках» («На горах», «В лесах», «За Волгой»).

За картину «До государя челобитчики» Нестеров был удостоен большой серебряной

медали и звания классного художника.

Сюжет ее прост и не содержит каких бы то ни было сложных общественных

коллизий, однако, М. Нестерова здесь интересует не только достоверное

изображение быта. Он прежде всего стремиться показать едва заметное

внутреннее состояние человека, его настроение, настороженную таинственность,

загадочность.

В 1888 году М. Нестеров начинает работать над картиной «За приворотным

зельем». Образы ее навеяны также допетровской Русью, но художника привлекает

не история, а внутренняя жизнь человека, лирическая драма. Замысел картины

прост: девушка пришла к местному колдуну за приворотным зельем. М.В. Нестеров

смолоду был уверен, что ядро внутренней действительности - в портрете ли, в

картине - всегда заключено в лице человеческом: из огня или пламени глаз, из

темной улыбки или смеха уст идет электрический ток действительности,

приводящий в действие всю фигуру и все соприкасающееся с нею на картине. Он

упорно искал лицо колдуна. Это простое, умное лицо крестьянина с Волги

художник подвергает многим бытовым, психологическим, физиологическим,

стилистическим изменениям, чтобы превратить его в лицо знахаря, ведуна,

колдуна, каким представлялся народному изображению мельник, водивший дружбу с

нечистою силою. Образ девушки был давно близок художественному воображению М.

Нестерова. Это образ его умершей жены, прошедший через многие его картины,

через облики его сказочной «Царевны» и «Христовой невесты».

На картине «Под благовест» М. Нестеров хотел показать, как он сам истолковывал

задачу, поставленную им себе в этой картине: «на призыв монастырского колокола

к вечерней молитве бредут в церковь два монаха с книгами в руках. Один,

молодой, он из тех, которые становятся впоследствии архимандритами и

архиереями. Другой сзади - согбенный и уже ветхий деньми старец, но он полон

сил и наивного детства, благодушия и радости бытия. Зачем ему сан? Он не знает

честолюбия. В свои годы он даже не иеромонах»

[5].(22 стр. 39) «Вокруг красивая природа, старец в восторге от нее. Но

чужим проходит среди этого опьянения природы монах-юноша, и в унисон ему живет

душа монаха старца»[6].(23 стр. 27)

Картины М.В. Нестерова из жизни монахов-простецов (тот же «Пустынник») - это

прекрасное сказание о старости простого русского человека, живущего в чистоте

сердца, в мире с совестью и людьми и в дружбе с природой. Оно написано с той

простотой и правдой, с какою сам народ передал это сказание в древнерусской

летописи, повести в легенде.

Много картин М.В. Нестеров написал о жизни Сергия Радонежского. Это и его

любимое произведение «Видение отроку Варфоломею», а также «Юность Сергия

Радонежского», «Сергий с медведем», «Прощание Дмитрия Донского с преподобным

Сергием», «Дозор». К «Дозору» непосредственно примыкают две картины -

«Пересвет и Ослабея» и «Небесные защитники». На этих картинах изображены

иноки-витязи на конях. Художнику удалось воплотить их силу, смелость. Родная

природа, кажется, бодрым шумом напутствует всадников, устремившихся на

встречу с врагом родины.

В разные годы по-разному возвращался М.В. Нестеров к любимому образу (Сергия)

и всегда находил в нем разрешение всех своих дум и русском народе.

Также следует заметить, что М.В. Нестеров работал во Владимирском соборе

начиная с 28 лет, а закончил там работать лишь вступив в 6-й десяток. Он

писал в соборе картину «Великомученица Варвара». Получилась слишком

легендарная, Варвара на коленях, около нее меч, на голову ее сходит венец

мученический. Но Нестерову на заседании это запретили. И он переписал: лицо

писал с Е.А. Праховой, сделал фигуру стоячей, убрал мученический венец. Но

летом того же 1894 года написал первоначальный вариант «Варвары».

Вскоре он поехал в селение Зарумы к остаткам древнего храма, послужившего

прототипом для Абастуманского, эта поездка вызвала в художнике изумление пред

чудесами древнерусского искусства. Именно М.В. Нестерову обязан этот

прекрасный памятник древнерусского искусства, тем, что были отпущены средства

на его восстановление.

Также Нестеров много работал и в других храмах и соборах. За что о нем не лестно

отзывались многие критики: «будто он всегда переходит на скользкий путь

официальной церковной живописи»[7].(10

стр. 6)

М.В. Нестеров всегда мечтал о большой картине, которая вобрала бы в себя всю

его тягу к народной Руси, весь опыт его творчества, его творческого

вчувствования в ее мятущийся дух, в ее щедрое сердце.

Для Нестерова такой большой картиной должна была стать «Святая Русь». На

первоначальном эскизе встреча Христа с народной Русью, со страждущими

русскими людьми, происходила в летний день у небольшого озерка, затерявшегося

в глуши лесов, сюда в бедный скит, прибыли на богомолье, и навстречу им из

скита вышел не послушник-привратник, а сам Христос с угодниками.

На большой же картине М. Нестеров наоборот развернул широкую, пологую долину

с лесистыми крутосклонами, покрытую снегом, за нею простирается необъятный

океан полей и лесов, скованных безмолвием под снеговою пеленою. К зимнему

пейзажу художник перешел после поездки на Соловки, где впервые увидел русский

далекий север. На картине, это лесистая долина с далеким снежным окоемом -

пейзаж «Всея Руси». (20 стр. 51) Нестеров верно нашел и написал природное

окружение для задуманной картины. Только суриковские зимы («Боярыня Морозова»

и «Взятие снежного городка») могут сравниться по своей подлинности и

«морозности» с этою нестеровской зимой, могучею и старою, прекрасною и

широкою, как сама русская земля.

Второе название картины, взятое из Евангелия: «Приидите ко Мне все

нуждающиеся и обремененные и Аз успокою вы»,- точно выражает ее содержание.

На картине действительно изображены «нуждающиеся»: в ней нет ни одного лица,

взятого из иной жизненной среды. Весь этот этюд «обременен» тяжкой ношей

жизни. Но их «обременяют» и не одни телесные недуги и нужды. Почти в каждом

лице трепещет внутренняя боль невысказанного чувства, проступает тревога

снедающей мысли, тлеет огонь неосуществленной мечты. Любимой картиной М.В.

Нестерова была из всей русской живописи «Явление Христа народу» Иванова. То,

что задумал М.В. Нестеров дать в своей большой картине, было «Явление Христа

русскому народу»(10 стр 11)

На этой картине, по воле или против воли художника, в толпе идущей в своему

Христу, как бы еще не отношение к самому Христу. Ошибка ли это

художника, прямо перенесшего лица людей на картину с превосходных портретных

этюдов и не подчинившего выражение лиц, движение глаз общему смыслу

происходящего на картине? Или это не ошибка, а намерение художника показать

всю разность чувств и ощущений в толпе, вызванную появлением Христа, -от

светлого умиления до спокойного равнодушия и острого недоверия? Свет тихого

радостного общения с Христом светит только в ясных глазах деревенской

девочки. Случайность ли это или не случайность? Не есть ли это следствие

убеждения художника в истине евангельских слов: «Если не будете как дети, не

войдете в Царствие Небесное, не увидите и Христа».

Позже М.В. Нестеров написал картину «Душа народа» (хотя сначала назвал ее

«Христиане»). Эта картина стала его новой «Святой Русью». Всюду он искал и

находил людей, которых видел на своей будущей картине. Также он хотел чтобы в

нее вошли и представители интеллигенции (Л. Толстой, Ф. Достоевский,

Соловьев). Перешел с эскиза на картину и Алеша Карамазов, один из любимых

литературных героев Нестерова. В новый замысел «Христиан» должны были войти и

трудники исторического дела России, которые неотделимо по убеждению

художника, от духовного пути русского народа. В картине, кроме безвестного

иноческого «лика» и крестьянского люда, кроме жителей современного русского

города, кроме высшего круга интеллигенции, должны были появиться исторические

предствители церкви (священник, епископ), представители государственной

власти (царь), представители воинской силы (воеводы с воинством). Но он не

изображал определенные исторические личности. В это время была война, и все

восхищались солдатами, М.В. Нестеров тоже восторгался в них красотой души и

необычайной скромностью русского человека. Он решил, что именно такой русский

солдат, ослепший от газов, должен появиться на его картине, замыкая собою

исторический круг защитников русской земли.

Первое впечатление от картины у первых зрителей, было полнейшей

неожиданностью. Здесь был какой-то новый Нестеров, новый не в основе своей, а

новом качестве, которого как будто не было прежде. Привычная лирическая

ласковость живописного сказания М.В. Нестерова сменялась чем-то иным,

мужественным и строгим. Картина приковывала своей ширью и силою. Удлиненность

картины по диагонали, причем ближайшие фигуры правой стороны писаны в рост

человеческий, делали то, что представлялось, будто это плотная, тесная толпа

идет по луговине, движется упорно и неостановимо, а за ближайшими ее рядами,

двигаются еще ряды, движется еще толпа, и нет конца этому народному движению.

Ни на одной русской картине (кроме репинских «Бурлаков» и «Крестного хода»)

это движение, не передано с такой простотою, с таким лаконизмом, но и с такой

силою, как здесь у М.В. Нестерова.

Все в природе здесь широко, привольно, прекрасно, но обычно. Необычна лишь

спокойная, безмолвная толпа, движущаяся по берегу Волги.

Среди мужчин и женщин, М.В. Нестеров изобразил в толпе высокого, худого,

нагого (прикрыты лишь чресла) старика с длинными седыми волосами и бородой.

Извернувшись изможденным телом вполоборота к идущей толпе, словно отстраняет

руками некую тучу, готовую низринуться на толпу людей, или видит кого-то там,

за этим облачным небом, и беседует с ним. Этот нагой человек - Христа ради

юродивый - тот, кто хочет посмеяться над всем, что люди считают важным и

великим в жизни: над водностью, богатством, человеческим судом, рассудком,

кто добровольно принимает на себя облик безумца, для того, чтобы внутри себя

выразить человека, живущего лишь по закону любви и правды.

Правдива картина Древней Руси, невозможна без исторической и глубоко народной

фигуры юродивого. Это знал и А.С. Пушкин (в «Борисе Годунове»), это знал и

Суриков в «Боярыне Морозовой»). Это знал и М.В. Нестеров, сделав юродивого

главной фигурой левого плана картины.

Фигура Л. Толстого, быть может, более всего поражает на этой картине

М.В. Нестерова своей неожиданностью. Духовные особы были возмущены: как на

картине, изображающей путь русского народа к Христу, может быть человек,

отлученный от церкви? М.В. Нестеров отвечал им кратко, но твердо: «Ничего не

поделаешь. Надо ему там быть. Из песни слова не выкинешь. Русский он. Толстого

от России не отлучишь!»[8] (22 стр. 84)

Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.