РУБРИКИ

Анархизм

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Анархизм

Анархизм

АНАРХИЗМ

составил Иванов Олег

Рождение российского анархизма затянулось на несколько десятилетий.

Лишь в 80-е годы XlX в. он сформировался в революционное движение и начал

играть определяющую роль в системе общественно-политических взглядов

народников. Большинство из них поначалу, находились под влиянием

бакунистских идей. М.А.Бакунин, на первое место выдвигал борьбу всеми

дозволенными способами с государством и его институтами и громогласно

объявил себя врагом любой власти. В манифесте-книге “Государственность и

Анархия” - он предложил своим последователям единственную форму

революционной борьбы - немедленное всенародное восстание для разрушения

государственного строя. Взамен предлагалось организация вольного братского

союза

“производительных ассоциаций, общин и областных федераций, обнимающих

безгранично, потому свободно, людей всех языков и народностей”

По мнению Бакунина, долгом каждого честного революционера должна была

стать поддержка в народе инстиктунтивного духа протеста, его постоянной

готовности к революции. “ Живой ток революционной мысли, воли и дела”

должен был разбить традиционную замкнутость крестьянского мира, наладить

связь между фабричными работниками и селянами и создать на их основе

несокрушимую силу, способную одним махом произвести в стране социальную

революцию.

Развивая теоретические построение Бакунина, члены кружка А.В. Долгушина

вскоре предложили идею “хождение в народ” с целью подготовки крестьянских

восстаний для осуществления социальной революции. Через “хождение в народ”

прошли многие видные люди эпохи, искавшие действительные способы борьбы с

самодержавием.

Дальнейшее развитие анархические построения нашли в лице П.А, Кропоткина.

Осенью 1873 г. по поручению “чайковцев”м ( членов кружка Н.В. Чайковского)

- он составил программный документ организации, манифест -- “Должны ли мы

заняться рассмотрением идеала будущего строя ?“ В этом документе идеалом

будущего строя объявлялась

“ анархия “ - т.е. “союз вольных коммун”, без центральной государственной

власти. Движущими силами для проведения в жизнь анархической программы

Крапоткин считал не только крестьян, но и городских рабочих:

“Здесь мы должны распространять наши воззрения, здесь должны мы подыскать

товарищей. Прежде всего восстание должно произойти в самом крестьянстве и

городских рабочих только тогда может оно рассчитывать на успех”.

Насколько сильна была вера в осуществимость анархических построений у

российской молодежи той поры, показывает тот факт, что в первых больших

судебных процессах 70-х годов, организованных правительством против

революционеров ( процессы “50-ти” и “193-х” ), наиболее видные обвиняемые

почитали за честь называть себя анархистами.

В 70-- 90-е годы прошлого века П.А. Крапоткин осуществил разработку

концепции анархо-комунизма, воспринятую значительным большинством

анархистов. Система Крапоткина привлекали внимание современников своей

глубоко гуманистической направленностью, попытками синтеза и гормонии мира,

стремлением объяснить все явления в области общественной жизни объективными

законами природы. Под анархией он понимал “ мировоззрение основанное на

механическом понимание явлений “, Охватывающее всю природу, включая сюда и

жизнь человеческих обществ. В своих построениях новый теоретик российского

анархизма значительное место уделил вопросам революции. Он не считал народ

готовым к немедленному революционному выступлению и ставил вопрос о

создание анархической партии для “ тихой подготовительной идейной работы ”.

Социальную революцию он считал закономерным явлением исторического

процесса, “ резким скачком вверх “, который должен привести к полному

уничтожению все институтов власти и гос. учреждений. По его мнению, анархо-

комунизм можно было вводить сразу после разрушению старых порядков в ходе

революции. Кто же совершит эту великую революцию? “ Ее могут сделать

только сами трудящийся - рабочие и крестьяне и трудовые элементы из

интеллигенции”, - писал Кропоткин. Он так же отрицал необходимость

революционного правительства, не признавал ни какой революционной

диктатуры, так как при ней, по его мнению, “ революция неизбежно

вырождается в произвол и в деспотизм”.

В начале ХХ в. в России, в условиях общего революционного подъема и

невиданной накалу классовой борьбы, анархизм - вечный спутник революций и

социальных потрясений вновь заявил о себе, как об общественно-политическом

движении, обединяющем леворадикально, демократически настроенные слои

общества.

Первые шаги к усилению роли анархизма в общественно-политической жизни

страны были сделаны за границей. В 1900 г. в Женеве возникает организация

российских анархистов-эмигрантов “Группа русских анархистов за границей“,

издавшее воззвание с призывом к свержению самодержавия и социальной

революции. Ее лидерами были Мендель Дайнов, Георгий и Лидия Гогелия.

Супруги Гогелия в 1903 г. в Женеве создали группу

анархистов-комунистов “Хлеб и Воля”, принесшую известность Российскому

анархизму. “Хлебовольцам” при поддержке Кропоткина, М. И. Гольдсмит и В. Н.

Черкезова удалось в томже году организовать первого российского

анархического печатного органа за границей - - газеты “Хлеб и Воля”.

В самой России первые анархистские группы появляются весной 1903 г. в

г.Белостоке Гродненской губернии среди еврейской интеллигенции и

присоединившихся к ней ремесленных рабочих; летом - в г. Нежине

Черниговской губернии в среде учащийся молодежи. Начавшийся процесс

образования анархистских групп на территории страны шел по восходящий

линии, и уже к концу 1903 г. функционировало 12 организаций в 11 городах, а

в 1904 г. - 29 групп в 27 населенных пунктах северо-запада, Юго-запада и

Юга страны.

География российского анархизма четко обрисовалась в 1905-1907 годах.

“Столицами” движения считались Белосток, Екатиринослав и Одесса.

Социальную основу анархического движения составляли преимущественно

кустари, ремесленники, торговцы, крестьяне, деклассированные элементы,

часть интеллигенции, а также немногочисленные группы рабочих недовольные

существующими порядками, но слабо представляющие пути и средства борьбы с

ними. Если попытаться составить обобщенный портрет анархист периода первой

российской революции, то он бы выглядел так: это был бы молодой человек

(или девушка) 18-24-летнего возраста, имевший начальное образование и

представлявший, представлявший как правило демократические слои общества.

Касаясь модного сегодня национального вопроса, заметим, что в

анарходвижении преобладали евреи (по отдельным выборкам их число достигает

50%), русские (до 41%), украинцы (до 35%). Среди анархистов практически не

было лиц зрелого возраста. Самым пожилым в движение были - его

основатель Кропоткин (1842) и его ближайшая последовательница М. И.

Гольдсмит (1858). Основная масса крупных организаторов движения -

М. Э. Данилов, Н. И. Музиль,

Я. И. Кирилловский, А. А. Боровой,

В. И. Федоровловский (Д. Новомирский), - родились в середине - конце 70-х

гг. XIX в., т.е. к моменту

революции им было около 25 - 32 лет. В основном руководители и теоретики

анарходвижение имели высшее или среднее специальное образование, большие

навыки агитационной работы.

Июльский политический кризис 1917 г. закончился поражением сил революции

и частичным разгромом анархических организаций. В этот период на передней

край борьбы вновь выходит Кропоткин. Его фигура привлекла внимание не

только революционеров, но и сторонников правительства, пытавшився в своих

целях авторитет великого ученого и мыслителя.

А. Ф. Керенский делал невероятные усилия, чтобы уговорить Кропоткина войти

во Временное правительство, предлагая ему на выбор любой пост министра.

Крапоткин отказался ответив:” Я считаю ремесло чистильщика сапог более

честным и полезным”. Очевидно, результатом длительных размышлений стало его

участие в работе Государственного совещания в Москве,15 августа 1917г.

Консервативные круги вряд ли ожидали услышать от теоретика анархизма

проповедь идеи классового примирения всех сил “и правых и левых”,

действующих в революции. Возможно это был хитрый ход политика считавшего,

что достичь царства анархии можно будет только в условиях мира и

демократии. Но за такое положение дел анархистам еще предстояло бороться.

Накануне Октября 1917 г. они были все еще в значительной степени

разрозненны.

Колебание различных частей анархического движения не спасли его от

подчинения решительной и властной тактике большевиков. В дни Октября

большевики использовали анархистов в качестве боевой, разрушительной силы

против буржуазии, оказывая им всемерную помощь оружием, продовольствием и

пр. Анархисты окунувшись в родную стихию борьбы и разрушения, участвали в

октябрьских событиях 1917 г. в Петрограде, Москве, Иркутске и других

городах.

Но для большевиков утвердившихся у власти, анархизм, с его лозунгами

борьбы за свободу личности и против государственных институтов, был хорош

только до той поры, пока не мешал осуществлению собственных планов

государственного строительства. Большевики опосались соединения идей

анархии с лозунгами своих противников из среды демократических слоев

общества. Для борьбы с анархистами и их попутчиками были использованы все

методы: от обвинения их в поддержке “буржуазных контрреволюционеров”, в

организации “пьяных погромов” до попыток формирования ими собственных

отрядов.

17 декабря в газете петроградских анархистов появился призыв к созданию

собственных вооруженных сил. “Вольные анархические дружины” нужны были

анархистам ”для организованного удара... по власти, для смертельной за

социальную революцию”. В публикации содержалась прямая угроза большевикам:”

Если вы станите на нашем пути к анархии, к камуне, мы растопчем и вас”.

Весной 1918 г. анархисты приступили к созданию постоянных боевых отрядов.

Кадры “боевиков” предназначались для борьбы “за идеалы анархизма”, с

“контрреволюцией” в России, а также для подавления выступлений “германских

белогвардейцев”.

Постоянная нацеленность анархистов на задач мирового революционного

развития не мешала им устраивать прозаические налеты на квартиры, грабить

склады и магазины, и даже захватывать здания. Московские анархические

группы зимой 1918 г. устроили настоящие соревнование по захвату особняков

в городе.

Почувствовав за собой некую силу, анархисты решили добиться

окончательного своего признания Советской властью. Весьма важной для них

была задача обеспечения оружием и продовольствием в равных пропорциях с

красногвардейцами. Власти Москвы и Петрограда признали требования

анархистов недопустимыми и запретили им выдачу оружия.

Анархисты не могли смирится с таким решением властей. В конце марта 1918

г. члены Московской Федерации анархических групп официально уведомили

Моссовет о захвате помещения купеческого собрания на Малой Дмитровке дом №

6 и размещении там своих организаций. Такая позиция создала угрозу

возможных насильственных действий против большевиков. Насколько такая

задача была реальной и выполнимой для анархистов?

Сейчас трудно ответить на этот вопрос. Во всяком случае, в Москве стали

усиленно распостранятся слухи о готовящемся выступление анархистов.

В ночь с 11 на 12 апреля в городе силами ВЧК, воинских частей и латышских

стрелков из охраны Кремля

был проведен захват зданий, занимаемых анархистами, и разоружение

сторонников анархии. В некоторых местах анархисты оказывали сильное

сопротивление, но в основом застигнутые врасплох, здавались. Вскоре было

проведено разоружение анархических групп в Петрограде, Вологде, подавлен

анархо-мятеж в районе Бугуруслана-Самары.

Верхушка движения не имевшая после смерти

П. А. Крапоткина в 1921 г. подлинного руководителя и теоретика, раскололась

на несколько частей.

Многие анархисты заявило о кризисе движения, его перерождение своем желании

трудится на благо большевиков и вступило в РКП(б). Другая часть духовному

гнету и лжи предпочла эмиграцию и выехала или была выслана за границу.

Наконец, оставшийся в стране приверженцы анархии пытались проводить какую-

то работу но их было ничтожно мало.

Многие анархисты тяжело переживая разрыв с родиной, одиночество, и

усталость от бесполезной борьбы, принимают решение вернуться в СССР. Кто-то

возвращался по своей воле, кто-то из-за связей с чекистами, но как правило

конец жизни эти в прошлом идейные анархисты проводили одинаково - на

стройках и лагерях

ГУЛАГа. В 1929 г. на воле уже практически ни кого не было. Анархические

организации в стране прекратили свое существование.


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.