РУБРИКИ |
Игровые моменты и опорные конспекты на уроках истории |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Игровые моменты и опорные конспекты на уроках истории|27.| | | |28.| | | |29.| | | |30.| | | Данные о своём эмоциональном состоянии каждый ученик заносит цветным карандашом, в клеточку, напротив своей фамилии. Каждый цвет обозначает разное настроение: Красный - восторженное, радостное, активное настроение; оранжевый - радостное; Зелёный - спокойное, ровное; Синий - грустное, печальное; Фиолетовый - тревожное, тоскливое; Чёрный - состояние крайней неудовлетворённости. Приложение 2 Как работать с опорными конспектами (памятка учащегося) 1. очень внимательно выслушай объяснения учителя по опорному конспекту; 2. на уроке, выдели цветом основные вопросы темы (блоки опорного конспекта); 3. выполни домашнее задание в этот же день; 4. читая текст учебника сопоставляй его с опорным конспектом, обязательно расшифруй все сигналы опорного конспекта; 5. закрой учебник и расскажи содержание параграфа по опорному конспекту; 6. если возникли затруднения, прочти текст параграфа ещё раз; 7. попробуй записать твой ответ по опорному конспекту на магнитофон. Это поможет тебе усовершенствовать твою речь, преодолеть застенчивость; 8. выучи опорный конспект наизусть; 9. всегда помни, что на воспроизведение опорного конспекта на уроке отводится строго определённое время. Приложение 3 Урок-игра с элементами дискуссии Суд над Сократом (6 класс) Познавательное задание на весь урок: . Были ли справедливы и обоснованы обвинения выдвинутые против Сократа? . Почему всеми уважаемый человек предстал перед судом? . Считаете ли Вы справедливым смертный приговор Сократу? Ход игры Слово ведущего: Идёт 399 год до н.э. Прошло всего пять лет, как закончилась поражением долгая война со Спартой. Государство с трудом приводило себя в порядок. Греки задавали себе один и тоже вопрос: как случилось, что при отцах и дедах Афины были самым красивым городом Эллады, а теперь этот город оказался на краю гибели? Может быть, в этом виноваты такие как Сократ? Что бы выяснить это, мы и собрались сегодня на суд. Сократ известен не только афинянам, но и за пределами нашего города. Для начала послушаем Платона, его ученика. Платон: Я — ученик Сократа! Меня зовут Платон. Я немного знаю о жизни своего учителя, но больше — о его суждениях и мыслях. Сократ родился в 470 году до нашей эры в бедной семье каменотёса Софроникса и повитухи Фенариты, в Афинах. Я не знаю кто он по профессии, он никогда ни говорил об этом, но слышал, что люди говорили, что он помогал отцу и был скульптором. Но это было не для него. Он стал ходить по городу и проповедовать свои идеи на площадях. Первые его выступления относятся ко времени великого и мудрого Перикла. Сократ любил вести беседы о смысле жизни, о сущности знания. Он изобрёл особый вид беседы, который мы называем сократовским. Суть её в том, что каждый вопрос разбивается на несколько мелких, так, чтобы на них можно было ответить либо да, либо нет. Сократ строил свою беседу так, что всегда доказывал своему собеседнику, что тот ничего не знает. Но делал он это не для того, чтобы унизить или посмеяться, сам про себя он говорил: Я знаю только то, что ничего не знаю, и добавлял, что первым шагом к познанию мира является познание самого себя. Сократ был и есть сторонник Афинской демократии, но критикует её. Не за это ли теперь его судят? Сам Сократ называет себя не мудрецом, а любящим мудрость, отсюда и произошло понятие философия, которое означает — любовь к мудрости. Демонстрируются написанные на доске афоризмы принадлежащие Сократу: 1. Я ем, чтобы жить, а остальные живут, чтобы есть. 2. Говорят что боги ни в чём не нуждаются, так вот: чем меньше человеку надо, тем больше он похож на бога. 3. Как приятно, что есть столько вещей, без которых можно обойтись. 4. Если бы мы брали всё, что дают, нам бы ничего не давали, даже если бы мы просили. Учащимся предлагается обдумать и объяснить эти выражения. Слово ведущего: Обратите внимание на количество судей — 500. это сделано для того, чтобы затруднить их подкуп, к тому же, этот суд особый. Такого не было уже лет двадцать. Судят философа! Посмотрите на него (демонстрируется портрет). Сократу семьдесят лет, это невысокий крепкий старик, в грубом бедняцком плаще и босой. Когда-то в Афины приехал учёный знахарь, умевший по чертам лица определять характер человека. Его привели к Сократу, и он сразу сказал: «Жаден, гневлив и необуздан до бешенства». Афиняне расхохотались и уже собирались побить знахаря, потому, что не было в Афинах человека добродушнее и неприхотливее, чем Сократ. Но философ остановил их: «Граждане, он сказал вам чистую правду: я действительно чувствовал в себе жадность и гнев, но сумел взять себя в руки, воспитал себя и вот — стал таким, каким вы меня знаете». Так что о воровстве, обиде, обмане или государственной измене и речи идти не может. Так за что же судят Сократа? Послушаем трёх главных обвинителей — Милета, Анита и Ликона. Анит: Я гражданин Афин, Анит. Я обвиняю Сократа в том, что он не признаёт государственных богов и поклоняется новым богам, что недопустимо для гражданина города великой Афины Паллады. Сократ — уважаемый человек в нашем городе, много говорит, много беседует с людьми. А что если, другие станут поклоняться новым богам или уже делают это? И, может быть, из-за того мы проиграли войну со Спартой, что некоторые наши граждане недостаточно стойко защищали наших богов. Прокл: Я считаю эти обвинения против Сократа несправедливыми. Ведь во всех обрядах и жертвоприношениях он всегда участвовал вместе со всеми, и каждый видел это. Говорят, что он поклоняется новым богам — это про то, что у него есть внутренний голос который он постоянно слышит и слушается. Но вы ведь знаете, что дельфийская пророчица Пифия слышит голоса богов с Олимпа и что предсказатели умеют разгадывать знамения богов дающиеся в полёте птиц и пламени жертвенного костра. Почему вы не верите, что и Сократу боги могут что-нибудь говорить? Ликон: Меня зовут Ликон, и я обвиняю Сократа в том, что он — враг народа! Наша демократия стоит на том, чтобы всякий гражданин имел доступ к власти. Всюду мы выбираем себе начальников по жребию, чтобы все были равны. Сократ говорит, что это смешно, причём так смешно, как кормчего выбирать на корабль по жребию, а не по знаниям и опыту. Голос из толпы: Но это же неправильно! Нельзя заниматься каким-либо делом, не научившись ему. Нельзя хорошо управлять государством потому, что принадлежишь к власти по рождению! Ликон: Но у кого из граждан есть досуг, чтобы приобрести в политике знания и опыт? Только у богатых и знатных. Вот они и трутся около Сократа, слушают его уроки, а потом губят государство. Когда была война, нас чуть не погубил честолюбец Алкивиад, уведя наш флот в гибельный поход на Сицилию, а когда война закончилась — нас чуть не извёл жестокий Критий, глава «тридцати тиранов». Но ведь оба они — ученики Сократа. Клеоним: Я, Клеоним, утверждаю, что Сократ — не враг народа, а его друг. И Алкивиад и Критий были хорошими гражданами, пока слушали Сократа, и стали опальными лишь когда отбились от него. Разве тридцать тиранов любили Сократа? Они боялись его, утверждая, что он портит нравы юношества. Тайных уроков он не давал, жил у всех на виду, разговаривал со всеми запросто, даже с рабами, если тем было интересно. Он всегда говорил, что государством должны управлять хорошие люди, но не говорил, что хорошим можно быть только по рождению. Он как раз и учил людей быть хорошими, лишь бы сам человек хотел учиться этому. Голос из толпы: Сократа несправедливо обвиняют в том, что он портит нравы юношей, он не учит ничему плохому. Он не учил их изнеженности, тщеславию, жадности. Ведь он сам беднее всякого нищего. Я сам слышал как на рынке Сократ приговаривал: «Как приятно, что есть столько вещей без которых можно обойтись». Другой голос из толпы: И я слышал. Жена Сократа укорила мужа: «Что скажут люди о нашей бедности?». Он ответил улыбнувшись: «Если люди разумные, то им всё равно, а если не разумные, то нам всё равно». Сократ может быть чудак, но никак не враг народа! Фокион: Я Фокион, тоже считаю что Сократ не портит нравы молодёжи. Разве он учит неповиновению властям? Он говорит: «Если законы вам не нравятся, введите новые, а пока не ввели, повинуйтесь этим». Милет: Я, Милет, считаю, что Сократ — чудак, и все его разговоры о справедливости и добродетели не только пусты, но и опасны. Он задаёт вопросы и не даёт ответов на них. Сколько не отвечай на его вопросы, всё равно чувствуешь себя в тупике. Ему мало выполнять законы государства, он доискивается что такое истинная справедливость. Голос из толпы: Сократ — насмешник, он считает себя умнее всех и насмехается над остальными. Другие мудрецы говорят: «Думай то-то», а он: «Думай так-то». Додумаешься до чего-нибудь, скажешь ему, а он переспросит раз, и видишь, что нужно дальше думать. Но нельзя же думать до бесконечности, надо когда-то и дела делать. Зевксис: Я считаю, что Сократ невиновен в том, в чём его обвиняют. Он мудрец, и мудрее его не сыщешь по всей Элладе. Недаром дельфийский оракул прямо сказал: «Сократ мудрее всех меж эллинов». Он не философствует, а говорит: «О столяре судят не потому, как он рассуждает о столах, а потому, как он их делает. Я могу рассуждать о Солнце и звёздах, но разве я могу в доказательство сделать хоть одну маленькую звезду? Когда я рассуждаю о хороших и плохих поступках, то я сам стараюсь делать хорошие и не делать плохих, и это лучшее доказательство моих рассуждений». Рассуждает он только о делах человеческих, зато так тонко, как никто. Голос из толпы: Я согласен с Зевксисом. Однажды я завёл разговор с Сократом. - Хорошо ли красть? — спросил он у меня. - Нехорошо, — ответил я. - Всегда? - Всегда, — ответил я. - А украсть оружие врага перед сражением? - Да, надо уточнить: «У друзей красть нехорошо». - А украсть меч у больного человека, чтобы тот в отчаянии не бросился на него? — продолжал допытываться Сократ. - Да, надо уточнить, но как? Этими вопросами он учит нас понимать все предметы глубже, чем раньше. Слово ведущего: Мы выслушали речи и обвинителей и защитников, а теперь представим слово самому Сократу. Сократ: Граждане Афиняне! Против меня выдвинуты два обвинения, но оба они такие надуманные, что о них трудно говорить серьёзно. Наверное дело не в них, а в чём-то другом. Нет, афиняне привлекли меня к суду по другой причине, и я даже догадываюсь по какой. Сегодня мои защитники уже вспоминали слова оракула, когда он сказал странную вещь: «Сократ мудрее всех меж эллинов». Я очень удивился, ведь я то знал, что этого не может быть — ведь я ничего не знаю. Но оракула надо слушаться, и я пошёл по людям учится уму-разуму: к поэтам, политикам, гончарам и плотникам. И что же оказалось? Каждый в своём ремесле знал гораздо больше меня. Однако, каждый считал себя знающим абсолютно во всём и очень обижался, когда мои вопросы ставили его в тупик. Тут-то я и понял, что хотел сказать оракул: я знаю хотя бы то, что ничего не знаю, а они и этого не знают, вот поэтому я мудрее чем они. С этих пор я и хожу по людям с разговорами и расспросами: ведь оракулу надо повиноваться. И многие меня за это и невзлюбили. Неприятно убеждаться, что ты ничего не знаешь. Эти люди и выдумали обвинение, будто бы я учу чему- то нехорошему. А я вовсе ничему не учу, потому что сам ничего не знаю. И ничего не утверждаю, а только задаю вопросы и себе и другим. Задумываясь над этими вопросами никак нельзя стать дурным человеком, а хорошим можно. Потому я думаю, что совсем не виноват. Слово ведущего: Судьи начали совещаться. Обвинений Милета, Анита и Ликона всерьёз никто не принимает. Однако, судьи, как и многие другие, не раз вставали в тупик в беседах с Сократом и становились посмешищем толпы, следившей за этими спорами. Сейчас подвернулась хорошая возможность отомстить. К тому же, кто-то должен стать виновным в том, что Афины проиграли войну со Спартой и оказались на краю гибели. Судьи: Мы признаём Сократа виновным. Теперь надо проголосовать за меру наказания. Закона на такие случаи нет, поэтому обвинители должны предложить свою меру наказания, а обвиняемый — свою. Обвинители: Предлагаем мерой наказания избрать смертную казнь. Сократ: Граждане судьи! Как же я могу предлагать себе наказание, если я считаю себя невиновным. Я даже думаю, что я полезен государству тем, что разговорами своими не даю умам вашим впасть в спячку и тревожу их, как овод тревожит зажиревшего коня. Поэтому, я бы назначил себе не наказание, а награду. Ну, например, обед за казённый счёт, потому что я человек бедный. Могу предложить штраф, но какой же штраф я могу заплатить если всего добра у меня и на пять мин не наберётся. Слово ведущего: Речь Сократа вызвала бурную реакцию. Сторонники остались довольны, противники — восприняли её как издевательство над собой. Судьи проголосовали и назначили Сократу смертную казнь. Сократ: Граждане, я старый человек и смерти боятся мне не пристало. Что приносит людям смерть, я не знаю. Возможно она избавит меня от тяжкой дряхлости и это хорошо, возможно, я смогу за гробом встречаться с великими мужами древности и обратится к ним со своими расспросами, и это будет ещё лучше. Поэтому давайте разойдёмся: я — чтобы умереть, вы — чтобы жить, а что из этого лучше — нам неизвестно. Ученик: Казнили Сократа не сразу. Был праздничный месяц и все казни отложили. Друзья предлагали Сократу бежать, но на это он ответил: «Куда? Разве есть такое место где люди не умирают?». Его спросили, как он хочет быть похороненным. На это Сократ ответил: «Похоже, плохо вы меня слушали, если так говорите. Хоронить вы будете не меня, а моё мёртвое тело». Другой ученик: Казнили Сократа в Афинах. Ему подали чашу с вином, в котором был яд — он выпил её до дна. Друзья заплакали, а он сказал: «Тише, тише, умирать надо по хорошему». Когда холод подступил к его сердцу, он тихо произнёс: «Принесите жертву богу здоровья». Когда последний вздох покидал его тело, многим послышался голос, который горько молвил: «Я ожидал, о мужи-афиняне, что вы будете оправдываться». Приложение 4 Театрализованная игра-викторина (8 класс) Месть княгини Ольги. По каретам послы и разбойники! Вместо карет используется нарисованная верстовая лента, по которой двигаются разноцветные бумажные "каретки", показывающие путь, пройденный командами. У представителей команд - разноцветные банты соответствующего кареткам цвета. За ответы присуждаются 100, 200, 300, 400 или 500 верст в зависимости от их полноты и правильности. Эпизоды готовят заранее участники школьной театральной студии. Эпиграфы к эпизодам - это подсказки. Богиня истории Клио: О бессмертные боги! Повелели вы мне все людские дела и событья заносить в один свиток заветный. И с тех пор этот свиток историей звали, а меня нарекли богиней истории - Клио. С незапамятных лет и поныне муза моя вездесуща. Знаю все, что творимо везде и людьми, и богами: война ль между странами, несущая смерть, разрушенья, иль строительство храма великого. Ведаю все! О великомудрые! Предлагаю вам вместе со мной вспомнить славнейшего свитка страницы, дабы чтить наших предков великих! Эпизод 1. Ликин Богиня истории Клио: Они не строили себе пирамид и надгробий, Не оставили после себя наследников, детей, Сохранивших их имена, Но они оставили свое наследство в писаниях, В поучениях, сделанных ими... Небольшое помещение со шкафами, похожими на соты. Мальчик, старик, 2-3 работника за маленькими столиками. Все - в туниках, мальчик - в набедренной повязке. Мальчик и старик ходят по сцене, а работники за столами лишь на минуту отрываются от своих занятий: один что-то пишет гусиным пером и слизывает время от времени с узкого длинного листа, другой водит по листу колесиком, третий точит ножиком палочки. Мальчик кланяется статуе, стоящей недалеко от шкафов. Старик: Пойдем, Ликин, я объясню тебе твою службу. Тебе не приходилось лазить по деревьям? Мальчик удивленно смотрит на него. Старик: Ах да, я забыл, что живу в Египте, откуда бы здесь взяться деревьям? В общем, нетрудно тебе залезть на этот шкаф? Ликин: Нетрудно. Окидывает взглядом странные шкафы. Старик: Вот и прекрасно. Начнешь снизу, со шкафа АЛЬФЫ, затем перейдешь к шкафу БЕТА, затем - к третьему, его зовут ГАММА, далее - ДЕЛЬТА, ИПСИЛОН, ДЗЕТА И ЭТА. Вот тебе вода и тряпка, принимайся за дело. Старик уходит. Ликин: Альфа, Бета, Гамма, Дельта, Ипсилон... Слово "дельта" мне знакомо, так мы называем низовья Нила, имеющие форму треугольника. Но почему ДЕЛЬТОЙ называется квадратный шкаф? Ликин мочит тряпку и начинает протирать шкафы. Занавес закрывается. Ведущий: Пройдет совсем немного времени, и Ликин поймет, что это за буквы. А вы догадались? Ответ: Это библиотека в Египте, в городе Александрия, шкафы с папирусами помечены буквами греческого алфавита. Эпизод 2. Пираты. Богиня истории Клио: Ты помнишь час ужасной битвы, Когда я, трепетный квирит, Бежал, нечестно бросив щит, Творя обеты и молитвы? Как я боялся, как бежал! Но сам Гермес внезапной тучей Меня накрыл и вдаль умчал... На сцене - декорация корабля, разбойники, пленные, среди них - юноша в белой тоге, напуганный меньше всех. Главарь шайки подходит к юноше, трогает его за плечо. Юноша: Прочь, собака! Я накажу тебя за твою дерзость. Ты будешь распят на кресте. Пират отступает, как бы ища защиты, оборачивается к столпившимся вокруг пиратам и незаметно подмигивает им. У разбойников вдруг подкашиваются ноги. Они падают на палубу, изображая раскаяние. Сам главарь простирается на палубе и униженно протягивает юноше руки. Главарь разбойников: Прости, патриций, с кем не случается, если бы знал заранее, что будешь на этом корабле, разве я бы посмел? Поди, догадайся, кто плебей, а кто патриций! И одежда у тебя, как у всех... Юноша: Ты посмел забрать мою одежду! Главарь разбойников: Ах негодяи, ах воры! Немедленно возвратите патрицию его одеяние! Напуганные до смерти пираты бросаются к мешкам. Выбрасывают одежду. Пленники замирают у мачты. Главарь разбойников (кричит): Остановитесь! Разве вы не видите, что это одеяние нашего патриция? Как ты смеешь марать его своими грязными лапами? (Выхватывает у одноглазого пирата тогу и бережно поднимает ее двумя пальцами). Эй вы, взгляните на свое рванье, сравните его с этой белизной! Теперь вы поняли, что не достойны подметок его сандалий? (Хлопает себя по лбу). Сандалии... Разве вы не видите, что патриций стоит на палубе босиком? Он может испачкать свои божественные ноги. Кто-то из пиратов ползком добирается до юноши, неся его сандалии. Тот как ни в чем не бывало, протягивает сначала одну ногу, потом другую ногу. Главарь разбойников: Истинный патриций. Потомок Ромула. И тут пираты начинают хохотать. Пираты: Ай да Минуций, ай да насмешил! Занавес закрывается. Ведущий: Этот эпизод действительно произошел с человеком, имя которого известно каждому из вас. Впоследствии он станет знаменитым консулом, военачальником. До сих пор мы произносим крылатые выражения, которые приписываем ему. Назовите его имя. Ответ: Юлий Цезарь. "Жребий брошен", "Рубикон перейден", "И ты, Брут!", месяц июль назван его именем. Эпизод 3. Княгиня. Богиня истории Клио: Ино зло племя человеческо Прямое смирение отринули, Стали жить в суете и неправде, В распре великой, И за то на них господь Бог разгневался, Попустил на них напасти великие, Скорби немерные, находы супостатные... На троне - женщина с ребенком на руках. Входят послы. Послы: Здравствуй, княгиня! Княгиня: Добрые гости пришли! Говорите, зачем пришли сюда? Послы: Послали нас с такими словами: "Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, грабил, а наши князья хорошие!" Пойдешь замуж за князя нашего, Мала? Княгиня: Приятна мне речь ваша. Мужа моего мне уже не воскресить. Пришлите лучших людей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди. Послы уходят. Спустя время входят другие послы, более нарядно одетые. Послы: Пришли мы, княгиня, просить выйти замуж за князя нашего, Мала! Княгиня зовет слуг: Приготовьте баню для гостей великих. (К гостям): Вымойтесь, придите ко мне, хочу вам воздать честь перед людьми моими. Послы уходят. Княгиня: Заприте баню и подожгите ее! Из бани доносятся крики послов. Княгиня подходит к бане: Хороша ли вам честь? Это за мужа моего и за воинов моих, которые с ним от рук ваших погибли! Занавес закрывается. Ведущий: Вы, конечно, узнали героиню этого эпизода? Назовите ее и вспомните, какие наказания она придумала для древлян. Ответ: Ольга. Послов закопали в яму, древлян убили на тризне по Игорю. Птицы, к лапкам которых Ольга приказала привязать горящие нити, сожгли Искоростень - древлянскую столицу. Эпизод 4. Художник. Богиня истории Клио: Когда замыслит дивный ум создать Невиданные облики - сначала Он лепит из простого материала, Чтоб камню жизнь затем двойную дать, И на бумаге образ начертать. Как ловко бы рука ни рисовала, Потребно проб и опытов немало, Чтоб мудрый вкус мог лучшее избрать... На сцене - Джованни, рыбак; мессере Пьеро; молодой художник. Входит рыбак, держа под мышкой щит. Мессере Пьеро: Что скажешь, друг? Усиленно кланяясь, рыбак просит: Попросите вашего сына, молодого художника, намалевать на этой вывеске что-нибудь устрашающее, удивительное для вывески моему брату на лавочку. Я задумал вместе с братом торговать рыбным товаром. Что-нибудь поудивительнее, Ваша милость, уж сделайте одолжение! Тогда каждому покупателю захочется зайти в лавку поглазеть на чудеса. Глядишь, что-нибудь купят! Пьеро, смеясь, соглашается отдать щит своему сыну. В мастерской. Мессере Пьеро: Сынок, намалюй на доске что-нибудь особенное, чтоб мурашки по телу забегали! Молодой художник принимается за дело. Следуя своему принципу точно следовать природе, он собирает для щита всяких животных: бабочку, саранчу, кузнечика, змею, летучую мышь. Все это он достает из корзины и располагает так, что получается чудовище, туловище которого выползает из мрачной расщелины скалы. Кажется, что дыхание этого чудовища заражает воздух, дым клубится, выходя из раскрытых ноздрей. Наконец работа закончена. Мессере Пьеро: Это я, сынок. Ну и жара, открывай скорее, у меня руки полны - я принес яблоки. Молодой художник: Сейчас, отец, картину надо поставить на возвышение - будет виднее. Вот так... А теперь - пожалуйте... Он распахивает дверь, придвигает щит к окну. Яркие лучи солнца озаряют изображение. Кажется, что чудовище смотрит с мольберта, вот-вот бросится на человека и задушит его в своих объятиях. Лицо мессере Пьеро покрылось мертвенной бледностью, в глазах - ужас. Забыв, что это картина, он начинает креститься и бросается бежать. Молодой художник: Успокойтесь, батюшка, ведь это всего-то картина. Я достиг того, что хотел, - картина возбуждает ужас. Занавес закрывается. Ведущий: Назовите имя художника. Прикрепите свои банты к картинам, принадлежащим его кисти. На стене - Леонардо да Винчи "Мадонна с цветком", "Джоконда", "Мадонна Литта", любые картины художников эпохи Возрождения. Ответ: "Мадонна с цветком", "Джоконда", "Мадонна Литта". Конец игры. приложение 5 Опорные конспекты Блок-тема 1 Западная и Центральная Европа в период раннего средневековья разработка урока для седьмого класса 1-2. Цивилизационное развитие Европы идёт по пути взаимовлияния, борьбы и слияния двух составляющих. Первая из них — разрушение родоплеменной организации варваров и складывание раннефеодального государства; вторая — трансформация античной рабовладельческой цивилизации в средневековую. В пятом веке нашей эры, германцы переходят к двуполью и от родовой общины к соседской. Растёт производительность труда. Выделяется знать. Вожди. Хлодвиг. Галлия обретает самостоятельность после падения Западной Римской империи в 476 г. 2. В 486 году франки разбили войско римлян и подчинили Галлию. 3. Знатные франки и римские рабовладельцы постепенно превращаются в феодалов (крупные землевладельцы, правители областей, приближённые короля, дружинники). Феод, феодал, поместье. Формируется слой зависимых и крепостных крестьян. Три способа: за долги, отдача под покровительство, захват земель. 4. К 500 году завершается процесс образование раннефеодального государства у франков. Хлодвиг — король. Расцвет франкского государства при Карле Великом. Военные походы, увеличение территории. Система власти и управления в стране. Законы франков. Церковь. Роль насилия в государстве. Цивилизационные задачи государства. 5. Повинности крестьян. Оброк. Барщина. Десятина. Сопротивление крестьян. 6-7. Натуральное хозяйство. Слабость хозяйственных связей. Усиление крупных феодалов. Феодальная раздробленность. Сеньор. Вассал. Король — первый среди равных. Междоусобные войны. 8. Порядок жизни, слои населения раннесредневекового общества. 9. Пятый-одиннадцатый века в Европе — период раннего средневековья. Объяснение содержание знаков и элементов опорного конспекта по Истории средних веков для седьмого класса |Хозяйство, | |Трёхполье. | | |экономика в | | | | |целом. | | | | |Производительност| |Феодалы. | | |ь труда, | | | | |возрастание и | | | | |совершенствование| | | | |Натуральное | |Десятина церкви. | | |хозяйство. | | | | |Переход от | |Община, общество в| | |натурального | |целом. | | |хозяйства к | | | | |торговле, обмен | | | | |между городом и | | | | |с/х. | | | | |Междоусобные | |Выделение знати, | | |войны. | |неравенство. | | |Военные походы. | |Город, центр | | | | |ремесла и | | | | |торговли. | | |Угнетение народа,| |Распад | | |борьба за свободу| |государства, | | |и землю. | |раздробленность. | | |Церковь, | |Германия, | | |католичество. | |Священная римская | | | | |империя. | | |Православная | |Франция. | | |церковь. | | | | |Подсечное | |Италия, Рим. | | |земледелие. | | | | |Двуполье. | |Улучшения в | | | | |сельском | | | | |хозяйстве, тяжёлый| | | | |плуг. | | |Феодальная | |Торговля, торговые| | |лестница. | |пути. | | |Крестоносцы. | |Центр торговли, | | | | |пересечение | | | | |торговых путей. | | |Занятие арабов - | |Византия. | | |разведение | | | | |верблюдов. | | | | |Верблюд — | | | | |«корабль | | | | |пустыни». | | | | |Крестьяне. | |Христианское | | | | |учение о божьем | | | | |суде. | | |Сословия. | |Выступление | | | | |крестьян. | | |Столетняя война. | |Три пути | | | | |закрепощения | | | | |крестьян. | | |Централизованное | |Королевская | | |государство. | |власть, король. | | |Совершенствование| |Солнце, луна и | | |оружия. | |пять планет. | | |Верхнебойное | |Образование, | | |водяное колесо. | |школа. | | |Мореплавание. | |Города на | | | | |пересечении дорог.| | |Америка. | |Города у мостов. | | |Англия. | |Города у | | | | |монастырей. | | |Испания. | |Города у гаваней. | | |Раннефеодальное | |Цех, союз | | |государство. | |мастеров. | | |Культура. | |Насилие, разбой. | | |Ручное | |Мастер, | | |производство. | |подмастерья, | | | | |ученики. | | |Рабы. | |Деньги, доходы. | | |Рабы с хижинами. | |Препятствия в | | | | |торговле. | | |Колоны. | |Остров. | | |Объединение | |Полуостров. | | |страны в единое | | | | |государство. | | | | |Добыча металлов, | |Церковные обряды. | | |шахты. | | | | |Программы, | |Церковные | | |требования. | |должности. | | |Торговая | |Святыни церкви. | | |компания. | | | | |Поражение в | |Индульгенции. | | |войне. | | | | |Разделение труда | |Низовье рек | | |между областями | |Шельды, Мааса и | | |страны. | |Рейна. | | |Генеральные | |Еретик. | | |штаты. | | | | |Осада города. | |Парламент. | | |Восстание | |Европа. | | |крестьян. | | | | |Людовик 14. | |Африка. | | |Азия. | |Буржуа. | | |Рабочие. | |Античная культура.| | |Рабовладельцы. | |Разделение труда | | | | |на мануфактуре. | | |Огораживание. | |Кровавые законы. | | | | |Преследование и | | | | |казни огороженных | | | | |крестьян. | | |Нидерланды. | |Новые дворяне. | | |Ярмарки. | |Вторжение варваров| | | | |на территорию | | | | |Римской империи. | | |Торговые связи | | | | |между областями | | | | |страны. | | | | приложение 6 Опорные конспекты на уроках истории (примерный образец записей учащегося в тетради) |Под диктовку учителя: |Тема: «Развитие ремесла и торговли. | | |Рост городов в Европе». | | |Цель: Я должен уяснить, почему и как| | |рем. Отделяется от с/х и возникают | | |города, как организов. произв-во и | | |обмен товаров, каковы последствия; | | |знать быт, жизнь и взгляды горожан. | |Во время краткой развёртки опорного | | |конспекта записи не ведутся. | | |Подробная проработка материала урока|1. Успехи в с/х | |по опорному конспекту: |излишки обмен «умельцы» ( | | |жизнь — ремесло). | | | | | | | | |Но: | | | | | |И укрепления город Т+ Р =| | | | | | | | |Рем. Мастерская: — мелкое | | |— ручное | | |б/разд. Труда | | |Мастер, подм., учен. (МПУ) «Шедевр» | | |Товар торговля | | | | | |От к | | | | | | | | |Цехи — союзы М. Одной спец. | | |Устав. Качество! | | |Цех 11 - 12 вв. — прогресс | | |К 15 веку — тормоз. | |Все записи учитель делает на доске |2. Феодал | |по ходу рассказа и развёртки |город | |опорного конспекта. Материал |борьба за свободу. | |проговаривается в сжатом виде, не | | |менее трёх раз. |МЭР | | |Слои населения: | | |Элита | | |Город. Совет | | |Средние | | |Низы | | |Суд, казна, войско. Права,| | |свободы. | | |Торговля. РАЗДРОБЛЕННОСТЬ. | | |— пошлины | | |— что упало, то пропало | | |— разбойники, рыцари | | | | | |Города и купцы за объединение | | |страны. | | |Торг. Пути ярмарки-центры. | | |Шампань. | | | | | |Т — Д — Т. | | |Деньги — Банки, Ростовщики. | | |Вывод: | | | | | |Необходимость объединения страны. | |К следующему уроку. Задание учащимся|Домашнее задание: Развернуть и | |— сделать два (три) доклада о жизни |проработать опорный конспект, | |и быте горожан средневекового |материалы параграфа учебника. | |города. | | Приложение 7 Урок-аукцион (6 класс) «История России в датах» Цели урока: 1. Закрепить у учащихся знание исторических фактов в их хронологической последовательности и взаимосвязи; 2. Раскрыть роль хронологии в изучении истории; 3. Продолжить формирование умения работать с историческими источниками и исторической картой. Оборудование: карточки-даты, иллюстрации памятников культуры, плакаты с инграми по хронологии. Ход урока: Класс делится на три команды: «московские купцы», «тверские купцы», нижегородские купцы». Команды выбирают «купеческого старшину». Формируется «совет времени» (из трёх человек) во главе с богом времени Хроносом. Аукцион состоит из четырёх этапов, на каждом разыгрывается определённое количество дат. Задача участников – назвать как можно больше событий, связанных с датой. Каждый ответ фиксируется экспертами. Выигрывает дату та команда, которая сможет назвать больше всех исторических фактов связанных с ней. Первый этап. 1547 – провозглашение царём Ивана Грозного. 1613 – провозглашение царём Михаила Романова, воцарение новой династии. 1700 – переход России на новое летоисчисление. Ученик, изображающий Петра первого, зачитывает указ: «Поелику в России считают новый год по-разному, с сего дня перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря, а в знак того доброго починания и веселия поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения елей, детей забавлять, на санках катать с гор, а взрослым людям, пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает». 1711 – создание Сената. Ученик-глашатай зачитывает указ Петра первого: «Повелеваю! Думным боярам! Отныне по бумаге не читать, Дабы дурость каждого узнать. Думные чины боярам не давать. Вместо Думы создать сенат». 1741 – воцарение на российский престол Елизаветы Петровны. Стоят школьники-«гренадёры». К ним подходит школьница, исполняющая роль цесаревны Елизаветы: - Ребята! Вы знаете чья я дочь. Ступайте за мной! - Матушка! – кричат солдаты, -- Мы готовы! - Хотите ли вы служить мне, как служили отцу моему и вашему Петру Великому? На аукционе наступает перерыв, «торговых гостей» приглашают в «игровой зал», где они могут пополнить свою хронологическую копилку, если по представленному сюжету определят о каком событии идёт речь, и назовут его точную дату. Для этого разыгрывается несколько мини-сценок, заранее подготовленных учащимися. Второй этап 1565 – Учреждение опричнины. 1649 – Принятие Соборного Уложения. После розыгрыша этих дат « торговых гостей» приглашают на выставку картин русских художников, где они также могут пополнить свои хронологические копилки, определив точные даты изображенных на картинах исторических событий. Предложенные картины: Иванов М. В. «Земской собор» (1549) Суриков В. И. «Покорение Ермаком Сибири» (1582) Суриков В. И. «Утро стрелецкой казни» (1698) Серов В. А. «Пётр Первый в Петербурге» (1703) Третий этап 1564 – Начало книгопечатания в России. 1605 – Воцарение Лжедмитрия первого. 1670-1671 Крестьянское восстание под предводительством Степана Разина. 1773-1775 Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва. После розыгрыша дат «купцы» приглашаются в видеозал, где они должны определить, в связи с какими историческими событиями и когда были построены памятники культуры. На экран проецируются следующие иллюстрации: Церковь Вознесения в Коломенском (1530 год, построена в честь рождения Ивана четвёртого). Храм Василия Блаженного ( 1552 год, построен в честь взятия Казани). Казанский собор в Москве (1612, в память освобождения Москвы от поляков). Здание Московского государственного университета (1755, открытие первого российского университета). Подведение итогов игры. 1. Полнота содержания ответа (разносторонняя характеристика исторического деятеля, исторического события или факта прошлого) – 10 баллов. 2. Историчность (учёт особенностей соответствующего периода) – 10 баллов. 3. Артистизм исполнителей – 15 баллов. 4. Использование средств наглядности – 10 баллов. 5. Степень участия каждого участника группы – 15 баллов каждому активному участнику. Группы не принимавшие непосредственного участия в игре, получают баллы за активную работу в классе (при подготовке к игре), выполнение проблемных заданий в ходе игры, ответы на вопросы героев игры и участие в разрешении их споров, оценки поступков того или иного исторического деятеля. Приложение 7 Структура учебного процесса на основе дидактических игр Создание проблемной ситуации: введение моделирующей (игровой) ситуации Ход игры: «проживание» проблемной ситуации в её игровом воплощении, действие учащихся по игровым правилам, развёртывание игрового действия Подведение итогов игры. Самооценка действий участников Обсуждение хода и результатов игры – игровых Действий и переживаний участников. Анализ игровой (моделирующей) ситуации, её соотношения с реальностью. Учебно-познавательные итоги игры Приложение 8 Технология организации дидактических игр |Этап подготовки игры |Разработка игры |Разработка сценария; | | | |План деловой игры; | | | |Общее описание игры; | | | |Инструктаж; | | | |Материальное | | | |обеспечение. | | |Ввод в игру |Постановка проблемы и | | | |цели; | | | |Условия игры; | | | |Регламент и правила; | | | |Распределение ролей; | | | |Формирование групп; | | | |Консультации. | | | | | |этап проведения игры |Групповая работа над |Работа с источником; | | |заданием |Тренинг; | | | |Мозговой штурм; | | | |Работа с игротехником. | | |Межгрупповая дискуссия |Выступления групп; | | | |Защита результатов; | | | |Правила дискуссии; | | | |Работа экспертов. | | | | | |этап анализа и | |Выход из игры; | |обобщения | |Анализ и рефлексия; | | | |Оценка и самооценка | | | |работы; | | | |Выводы и обобщения; | | | |Рекомендации для | | | |дальнейшей работы. | Приложение 9 Этапы организации деловой игры |Этап 1: |Этап 2: Ввод |Этап 3: |Этап 4: |Этап 4: | |Разработка |в игру. |Групповая |Межгрупповая |Анализ и | |(конструирование| |работа по |дискуссия. |обобщение. | |) игры. | |заданиям. | | | |Диагностика |Разъяснение |Поиск |Выступление |Вывод из | |учебно - |смысла игры и|информации. |группы (защита|игры. | |воспитательного |её программы.| |идеи, | | |процесса и | | |проекта). | | |определение | | | | | |задач, которые | | | | | |предстоит | | | | | |решить. | | | | | |План, сценарий, |Знакомство с |Разыгрывание |Открытый |Оценка игры | |ориентация |правилами, |игровой |микрофон. |экспертами. | |участников на |условиями и |ситуации. | | | |исполнение |регламентом. | | | | |игровой роли. | | | | | |Правила |Распределение|Мозговой |Коллективный |Анализ и | |(условия), |ролей |штурм. |анализ |рефлексия. | |инструкции для |(групповых и | |(взаимооценка)| | |команд и |личных). | |. | | |игроков. | | | | | |Проблема |Постановка |Подготовка | |Выводы, | |(название) игры,|конкретных |спикера | |рекомендации| |формулирование |задач, |(избранного | |, принятие | |общей и частной |определение |лидера). | |общего, | |цели для групп, |регламента | | |коллективног| |участников игры.|выступлений. | | |о решения. | | |Назначение | | | | | |(выборы) | | | | | |группы | | | | | |экспертов. | | | | |Игровое последействие! | 2.3 Деловая игра «Мозговой штурм» Правила "мозговой атаки". 1. Выбор ведущего при равноправном положении всех участников. 2. Свобода воображения. Авансированно-доброжелательный настрой на партнеров. 3. Возможны лишь уточняющие вопросы, поощрение и поддержка партнеров. Это не относится к экспертам. 4. Неприемлемость критических замечаний и промежуточных оценок в процессе «штурма» (например: «согласен, но можно и по-другому»). Возможны дополнения и комбинирование идей. 5. Четкость и обобщенность формулирования суждений, идей. Действие по принципу: чем больше идей, решительнее атака, тем ближе достижение цели штурма. 6. Свобода от некоторых (предварительно обозначить) педагогических стереотипов и традиций. Доброжелательный настрой и раскованность участников. 7. Активность всех участников команд оценивается баллами. Пассивные участники дают повод экспертам снимать баллы команде. 8. Оптимизм и уверенность. Этапы и методы проведения игры «Мозгового штурма». I. Формулировка учебной проблемы, обоснование задачи ее решения. Определение условий и правил коллективной работы. Указывается, что за нарушение правил снимается от 2 до 4 баллов с группы. Образование рабочих групп по 3-5 человек и экспертной группы, которая должна будет оценить и отобрать лучшие из идей. Весь класс распределяется по группам (не более 5). Эксперты занимают свои места в группах. (Экспертов либо дети выбирают, либо назначает учитель, но в любом случае это должны быть хорошо подготовленные учащиеся, знающие проблему с разных сторон, способные аргументировать свою позицию.) II. Экпресс-разминка. Быстрый поиск ответов на вопросы и задачи тренировочного характера, подготовленные ведущим (либо учителем). Это одновременно настрой и проверка работы групп: учащиеся в группах пробуют и проверяют свой интеллектуальный потенциал. III. «Штурм» поставленной проблемы. Правила не напоминаются. Еще раз ведущим быстро уточняется задача. Напоминается о соблюдении объявленных заранее правил. Генерирование идей в группах под наблюдением экспертов начинается по сигналу учителя одновременно во всех группах (звонок будильника начинает и заканчивает работу групп, поэтому необходимо его завести на определенное время). В группе участники поочередно высказывают вслух свои идеи. Эксперты в своих группах фиксируют идеи, работу каждого, соблюдение ими правил. "Штурм" проблемы в группах длится 10-15 минут. IV. Обсуждение экспертами итогов работы групп. V. Отбор и оценка наилучших идей. VI. Сообщение о результатах «мозговой атаки» («штурма») по очередности выполнения задания или по часовой стрелке (обговорить заранее). VII. Публичная защита наилучших идей. Перечень примерных заданий для «Мозгового штурма». 1. Сравните культуру европейского и русского крестьянства. Найдите отличия между ними. 2. Л.Гумилев высказывал мысль, что монголо-татарского ига Руси не существовало. Приведите аргументы "за" и "против" данной точкой зрения. Аргументируйте свою позицию. 3. Определите преимущества и недостатки политического курса московских князей по сравнению с другими русскими князьями в XIV веке. 5. Покажите роль Реформации и Контрреформации в формировании ценностей и идеалов европейца. 6. Сравните католическое, православное и лютеранское учения. Что общего между ними и в чем отличия ? 7. Роль интеллигенции в культурной и общественной жизни России в XIX веке. ----------------------- [1] Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2001. С. 3. [2] Левитес В. Г. Школа для профессионалов. Семь уроков для тех кто учит. Воронеж, 2001. С. 26. [3] Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999. С. 8. [4] Эльконин Д. Б. Психология игры. С. 45. [5] Борзова Л. П. Игры на уроке истории. С.23. [6] Гуревич А. Я. История конца 20 века в поисках метода. М., 1999. С. 15. [7] Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр // Преподавание истории в школе. 1997. № 3. С. 38. [8] Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Как сегодня преподавать историю С. 29. [9] Алексеева Н. М. Игры на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1994. № 4. С. 27. [10] Озеркова И. А. Ролевые игры как технология самовоспитания // Школьные технологии. 2000. № 1. С. 183. [11] Озеркова И. А. Ролевые игры как технология самовоспитания. С. 187. [12] Озеркова И. А. Ролевые игры как технология самовоспитания. С. 187. [13] Борзова Л. П. Игры на уроках истории. С. 18. [14] Занько С. Ф., Тюнников Ю. С., Тюнникова С.М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового общения. В 2 т. М., 1992. Т 1. С. 6. [15] Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. С. 24. [16] Чуракова Р. Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх //Преподавание истории в школе. 1997. № 3. С. 28. [17] Игровое моделирование: теория и практика /под ред. Ладенко И. С. Новосибирск, 1987. С. 132. [18] Занько С. Ф., Тюнников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового общения. В 2 т. Т 2. С. 130. [19] Игры на уроках истории. Из опыта работы учителей // Преподавание истории в школе. 1989. № 4. С. 36. [20] Игровое моделирование: теория и практика /под ред. Ладенко И. С. С. 141. [21] Занько С. Ф., Тюнников С. Ф., Тюнникова С. М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового общения. В 2 т. Т 2. С. 132. [22] Борзова Л. П. Игры на уроках истории. С. 95. [23] Озеркова И. А. Ролевые игры как технология самовоспитания. С. 37. [24] Игры на уроках истории. Из опыта работы учителей. С. 40. [25] Там же. [26] Голов А. А. Методологический анализ игры. Проблемы методологии. М., 1984. С. 173. [27] Алапьева В. Г. Методические рекомендации по организации учебно- технических и деловых игр. Екатеринбург, деловая книга, 1999. С. 4. [28] Айламазьян А. М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра. М.: Владос, 2000. С. 32. [29] Ладенко И. С. Игровое моделирование: методология и практика. С. 19. [30] Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка //Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 35. [31] Абрамова Г. С. Деловые игры: теория и организация. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. С. 12. [32] Ананьева В. Г. методические рекомендации по организации учебно- технических и деловых игр. С. 34. [33] Абрамова Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: теория и организация. С. 27. [34] Ладенко И. С. Игровое моделирование: методика и практика. С. 78. [35] Педагогика и психология игры. Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск: НГПИ, 1985. С.275. [36] Абрамова Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: теория и практика. С. 4. [37] Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Классный руководитель. 2001. № 8. С. 40. [38] Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Владос-пресс, 1998. С. 32. [39] Гуревич А. Я. История конца двадцатого века. В поисках метода. М.: Владос-пресс, 1999. С. 10. [40] Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1989. С. 41. [41] Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998. С. 54. [42] Кулакова Н. И. Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1999. № 8. С. 31. [43] Мирошниченко Н. П. Преподавание истории древнего мира по системе В. Ф. Шаталова //Преподавание истории в школе. 1990. № 4. С. 21. [44] Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. М.: Владос-пресс, 1999. С 54. [45] Там же. С. 34. [46] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989. С. 11. [47] Мирошниченко Н. П. Преподавание истории древнего мира по системе В. Ф. Шаталова // Преподавание истории в школе. 1990. № 6. [48] Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Владос, 1998. С. 123. [49] Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. С. 35. [50] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. С. 98. [51] Мирошниченко Н. П. Преподавание истории древнего мира по системе В. Ф. Шаталова. С. 25. [52] Там же. С. 26. [53] Монахов М. В. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. С. 87. [54] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989. С. 64. [55] Оберман В. Я. Опорные конспекты и схемы на уроках истории. // Преподавание истории в школе. 1996. № 3 . С. 20. [56] Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. М.: Владос, 1998. С. 47. [57] Борзова Л. П. Игры на уроках истории. М.: Владос-пресс, 2001. С. 23. [58] Там же. С. 25. [59] Занько С. Ф., Тюников Ю. С., Тюникова С. М. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового общения. В 2 т. М., 1992. Т 1. С. 49. [60] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989. С. 78. [61] Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. С. 56. [62] Мирошниченко Н. П. Преподавание истории древнего мира по системе В. Ф. Шаталова // Преподавание истории в школе. 1990. № 4. С. 39. [63] Кулакова Н. И. Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках истории // Преподавание истории в школе. 1999. № 8. С. 42. |
|
© 2010 |
|