РУБРИКИ |
Криминалистическая фотография |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Криминалистическая фотографияКриминалистическая фотографияВ.В.Кузнецов, преподаватель кафедры криминалистики ЮИ МВД РФ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ, ВИДЕОЗАПИСЬ В РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 1. Краткий очерк истории фотографии. Криминалистическая фотография: понятие, значение, система. Фотография в работе органов внутренних дел занимает вид- ное место и широко применяется как средство фиксации доказа- тельственной информации при производстве следственных дейс- твий.Фотографические снимки позволяют воспринимать запечатлен- ные объекты в предметно-пространственной форме и в большем объеме ,чем это позволяет их словесное описание в протоколе следственного действия. Изучение криминалистической фотографии предполагает изу- чение не только ее специальных видов, но и общей фотографии, так как без знания основ общей фотографии трудно освоить прие- мы криминалистической. В 1989 году исполнилось 150 лет, как была открыта фотог- рафия. С первых лет своего существования она получила примене- ние не только в быту, но и использовалась в решении сугубо на- учных задач. Фотография ( фото-свет, графо- пишу). Появлению фотографии предшествовали открытия многих уче- ных. Первая фотокамера (камера-обскура) представляла собой светонепроницаемый ящик с отверстием в стенке, принцип работы которой описал в своих трудах еще выдающийся итальянский уче- ный и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Большой вклад в развитие фотографии внесли французы Жозеф Нисефор Нь- епс, Луи-жак Манде Дагерр и англичанин Вильям Фокс Генри Тал- болт. Дагерр, работавший до 1883 г. совместно с Ньепсом, полу- чил изображение на серебряной пластинке, обработанной парами - 2 - ртути и закрепленной с помощью раствора поваренной соли. Свой способ он назвал дагерротипией. В своих работах Дагерр исполь- зовал материалы исследования Ньепса, однако он никогда об этом не упоминал. Технология Дагерра не позволяла размножать сним- ки, и только изобретение англичанина Талболта положило начало разработке негативно-позитивного метода получения фотоснимков и способствовало открытию нового способа приготовления свето- чувствительной бумаги. В 1835 г. Талболт пропитав хлористым се- ребром бумагу, получил на ней снимок окна своего дома в виде негатива. Затем, приложив к нему бумагу, обработанную тем же раствором, он получил позитивный отпечаток. Снимки были далеки от совершенства, но своим изобретением Талболт доказал возмож- ность тиражирования отпечатков. Фотография, зародившись во Франции и Англии, быстро про- никла в другие страны. В России первые фотографические изобра- жения были получены русским химиком и ботаником Юлием Федоро- вичем Фрицше, который, изучив метод Талболта, предложил в це- лях улучшения изображения заменить тиосульфит натрия (гипо- сульфит) в проявляющем растворе на аммиак. Большой вклад в развитие фотографии внесли и другие русские ученые и изобрета- тели. Изобретатель-самоучка И.В..Болдырев предложил способ из- готовления прозрачной гибкой пленки за несколько лет до выпус- ка подобных пленок американской фирмой "Кодак", С.А.Юрковский изготовил шторно-щелевой затвор для коротких экспозиций, И.И.Филипенко сконструировал походную фотолабораторию, С.Л.Ле- вицкий, лично знавший Дагерра, сконструировал фотографическую камеру с мягким мехом для наводки на резкость. Этот способ на- водки на резкость находит находит применение и в современных крупноформатных камерах. Кроме этого Левицким предложено ис- пользование при съемке в неблагоприятных условиях электричес- кой дуги. Основоположником научной и судебной фотографии явля- ется русский специалист Е.Ф.Буринский. В 1894 г. по поручению Российской Академии наук он организовал лабораторию фотографи- ческого восстановления древних письмен. Им был разработан ме- тод, позволивший прочесть исчезнувший текст грамот Х1У в. на сыромятных кожах, которые ранее были признаны исследователями безнадежными. Буринский применил разработанный им метод восс- тановления угасших текстов, который состоит в ступенчатом по- - 3 - вышении контраста первоначального текста. Ввиду большого исто- рического значения этой работы, Российская Академия наук удос- тоила Е.Ф.Буринского премии имени М.В.Ломоносова "за метод исследования, равный значению микроскопа". В 70-х г.г. прошлого века предпринимаются попытки ис- пользовать фотографию для целей регистрации и расследования. Первой использовала фотографию французская полиция (1841 г.). Затем соообщения о фотографировании преступников появились в Бельгии, Швейцарии и в других странах. В это время разрабаты- ваются специальные способы и аппаратура для фотографирования преступников. Существенных результатов в этой области добился французский криминалист А.Бертильон, сконструировавший нес- колько фотокамер для опознавательной съемки, съемки на месте происшествия и для съемки трупов. Им же были разработаны пра- вила сигналетической и измерительной фотосъемки. Примером при- менения фотографии при розыске может послужить сообщение "Юри- дической газеты" за 1896 г. в котором описывался розыск двух арестантов, сбежавших из Ярославского острога. "Смотритель острога вспомнил, что один из бежавших писал письма в Волоко- ламский уезд Московской губернии, и направил туда розыскное требование, приложив к нему фотокарточки разыскиваемых. По описаниям они были задержаны и опознаны по фотографиям, а за- тем возвращены в острог". Наряду с использованием фотографии в розыскной и регист- рационной работе ее внедряют и в судебную экспертизу. В этом направлении много и плодотворно работал Е.Ф.Буринский. В 1892 году при Санкт-Петербургским окружном суде он на свои средства создает судебно-фотографическую лабораторию. В 1893 г. вместо нее при прокуроре Санкт-Петербургской судебной палаты создает- ся правительственная судебно-фотографическая лаборатория, за- ведование которой было поручно Е.Ф.Буринскому. В 1912 г. лабо- ратория была преобразована в Петербургский кабинет научно-су- дебной экспертизы, что положило начало созданию криминалисти- ческих учреждений в России. Развивая применение фотографии в следственной работе, Е.Ф.Буринский занимается разработкой приемов и средств судеб- ной фотографии. В отличие от Ганса Гросса, рекомендовавшего применять фотографию на всякий случай, Е.Ф.Буринский считал, - 4 - что необходимо разработать правила судебной фотографии, кото- рые должны найти отражение в законе и быть обязательными для исполнния всеми. Первой работой по вопросам использования фотографии в борьбе с преступностью была книга С.М.Потапова "Судебная фо- тография" (1926 г.), в которой он дал определение судебной фо- тографии как системы "научно выработанных методов фотографи- ческой съемки, применяемой в целях раскрытия преступлений и представления суду наглядного доказательственного материала". Работа выдержала три издания. В последнем издании этой работы (1948 г.) С.М.Потапов разделил систему судебной фотографии на: судебно-оперативную фотографию и судебно-фотографическую экс- пертизу. Первая, по его мнению, содержит методы запечатлеваю- щей фотосъемки - сигналетической, метрической, масштабной, репродукционной и дедективной. Вторая охватывает три вида экс- пертизы: для установления тождества,для выявления недоступных обычному зрению деталей и для обнаружения невидимого. Такое деление фотографии носит относительный характер, так как одни и те же методы и приемы фотографической съемки могут в принци- пе применяться как следователем, так и экспертом-криминалис- том. Определение судебной фотографии, предложенное С.М.Потапо- вым, в сущности сохранилось до настоящего времени.. Его лишь конкретизировали и несколько модернизировали. В рекомендован- ном учебнике (т.1,1987 г.) это определение выглядит следующим образом: "Криминалистическая фотография - это один из разделов криминалистической техники. Она представляет собой систему на- учных положений и разработанных на их основе фотографических методов, средств и приемов, используемых при фиксации и иссле- довании доказательств для раскрытия и предотвращения преступ- лений". Под фотографическими средствами имеют в виду аппаратуру для съемки, принадлежности к ней, фотоматериалы и используемые для их обработки химические реактивы. Фотографические методы и - 5 - приемы - это система правил и рекомендаций по применению фо- тографических средств для получения фотоизображений. Практическое значение криминалистической фотографии иск- лючительно велико. Она служит основным средством запечатления внешнего вида самых различных объектов, имеющих доказательст- венное значение по уголовным делам, их признаков, а в ряде случаев и свойств. Фотоснимки могут служить не только иллюст- ративным материалом, но и источником доказательств, средством для розыска и идентификации различных объектов. Применение фо- тографических методов исследования существенно расширяют воз- можности криминалистической и других видов судебных экспертиз. Являясь разделом криминалистической техники, криминалис- тическая фотография с учетом задач, стоящих перед ней, и сфер применения условно подразделяется: на оперативно-розыскную, судебно-следственную и судебно-экспертную (судебно-исследова- тельскую) фотографию. Судебно-следственную и оперативно-ро- зыскную фотографию можно объединить в одну группу - запечатле- вающая фотография, так как в работе следователя и оперативного работника применяются преимущественно методы последней. Объек- тами съемки в следственной практике являются: места происшест- вий с их обстановкой, трупы, следы преступления и преступника, вещественные доказательства, лица, обвиняемые в совершении преступления. Объектами съемки, применяемой в процессе опера- тивно-розыскной деятельности, служат событие преступления и лицо, его совершающее. Деление фотографии на запечатлевающую и исследовательскую также условно, поскольку в экспертной прак- тике применяются не только исследовательские, но и запечатле- вающие методы и, наоборот, при расследовании могут применяться исследовательские методы, например создание специальных усло- вий съемки и обработки фотоматериалов. Полученные при производстве различных следственных дейс- твий фотоснимки представляют собой фотодокументы-приложения к протоколам соответствующих следственных действий. Об изготов- лении этих фотодокументов делается отметка в протоколе следс- твенного действия, а сами фотоснимки оформляются в виде фото- таблиц, снабженных пояснительными надписями, либо приобщаются к делу в конверте. Фототаблицы подписываются следователем и лицом, производившим съемку. - 6 - От фотодокументов-приложений к протоколам следственных действий следует отличать фотодокументы-вещественные доказа- тельства, полученные вне производства по уголовному делу. Эти снимки после их просмотра приобщаются к делу следователем спе- циальным постановлением и служат полноценным средством доказы- вания. По сравнению с другими методами фиксации (протоколы, схе- мы, планы, рисунки, чертежи и т.п.) криминалистическая фотог- рафия обеспечивает более высокую степень наглядности, объек- тивности, точности и полноты запечатления. Перед судебно-исследовательской фотографией стоит иная задача. На основе научно-разработанных методов криминалисти- ческой фотографии исследуются объекты, имеющие или могущие иметь доказательственное значение по уголовному делу. Фотос- нимки, выполненные в процессе экспертного исследования, служат иллюстративным материалом к заключению эксперта и позволяют проследить за ходом экспертизы, воочию убедиться в наличии или отсутствии тех или иных признаков в объектах исследования. Признаки, выявленные в процессе фотографического исследования, эксперт кладет в основу заключения, т.е. они являются состав- ной частью заключения, имеющего значение средств доказывания. Ясно, что процессуальный режим фотоизображений может быть раз- личным. При производстве следственных действий, экспертных иссле- дований возникает необходимость запечатлеть определенные мате- риальные объекты, общий вид места происшествия, следы, вещест- венные доказательства, а также этапы следственного действия и экспертного исследования. Для этих целей криминалистикой, ис- ходя из целевого назначения, разработаны специальные виды и методы фотографической съемки. . - 7 - 2. Методы запечатлевающей фотографии. Применение фотографии при производстве следственных действий Основными методами запечатлевающей фотографии являются следующие: панорамная фотография, стереофотография, измери- тельная фотография, репродукционная фотография, макрофотогра- фия,сигналетическая фотография. _Панорамная фотография. .Это последовательная съемка объек- та, изображение которого при заданном масштабе не может помес- титься в обычном кадре, на нескольких взаимосвязанных кадрах, соединенных потом в общий снимок - панораму. При съемке пано- рамы необходимо, чтобы на каждом последующем снимке захватыва- лась небольшая часть предыдущего кадра, т.е. на смежных кадрах дважды фиксировался один и тот же объект-ориентир. В практике различают два способа панорамной съемки - круговой и линейный. Панорамную съемку можно производить как с помощью специального фотографического аппарата, так и обычной малоформатной каме- рой. Круговая панорама снимается с одной точки путем поворачи- вания фотоаппарата в горизонтальной плоскости вокруг оси шта- тива (или воображаемой оси - при съемке с рук). Круговое пано- рамирование применяется чаще всего при съемке многоплановых объектов как на открытой местности, так и в помещении. Нельзя снимать круговым панорамированием объекты, близко расположен- ные к фотоаппарату, т.к. различие в расстоянии от фотоаппарата до частей предмета, попадаемого в кадр, может создать большие перспективные искажения. Линейная панорама изготовляется путем перемещения фотоап- парата параллельно переднему плану фотографируемого участка. Каждый последующий кадр должен частично перекрывать предыду- щий. Линейное панорамирование применяется при съемке объектов, близко расположенных к фотоаппарату, и в тех случаях, когда нельзя выбрать более удаленную точку съемки. Линейным панора- мированием удобно фотографировать дорожку следов ног человека, следы транспортных средств, расположение пятен крови на полу и т.п. - 8 - _Стереофотография .представляет собой метод получения фотои- зображений, воспринимаемый в трех измерениях, объемно. На та- ких снимках легко определить пространственное расположение предметов, их форму, размеры и расстояние между ними.Стереос- копический метод съемки сложен по технике исполнения, но его следует применять в случаях: 1 нагромождения большого коли- чества предметов; 2 наличия множества расположенных близко друг к другу планов, которые на обычном фотографическом снимке могут слиться в одну плоскость ( места крушений, катастроф, взрывов и т.п.); 3 необходимости быстро зафиксировать обста- новку места происшествия, например, при ДТП; 4 фиксации объек- тов, которые трудно воспринимаются по обычному фотоснимку (ко- лодцы, ямы и другие подобные объекты фотографической съемки; 5 получения более правильного и четкого представления о позе трупа, обнаруженного на месте происшествия; 6 невозможности проведения фотосъемки без нарушения общепринятых правил фотог- рафирования ( например, сложные условия, не позволяющие выб- рать оптимальную точку съемки). Съемку стереоскопическим методом производят либо специ- альным стереоскопическим фотоаппаратом, либо серийно выпускае- мым обычным фотоаппаратом "ЗЕНИТ", с применением стереонасад- ки, представляющей собой комбинацию из двух симметрично распо- ложенных призм, обеспечивающих получение обоих снимков на од- ном стандартном кадре. либо с помощью стереопланки. _Измерительная фотография .предназначена для получения изображений, по которым можно определить пространственные ха- рактеристики запечатленных на фотоснимке объектов. Измерительный метод в судебной фотографии был разработан в конце прошлого столетия французским криминалистом А.Бертиль- оном, создавшим серию фотоаппаратов для этих целей. Значитель- ный вклад в развитие измерительного метода внес наш соотечест- венник С.М.Потапов. Измерительная съемка может осуществляться как фотоаппара- тами общего назначения, так и с помощью стереофотограмметри- ческих камер - МК-5,5/0808-120, применяемых в органах внутрен- них дел для фиксации места ДТП. Камера устанавливается на спе- циальном автомобиле и обслуживается специально подготовленным - 9 - специалистом. Стереофотограмметрические методы являются наибо- лее точными (прецизионными) из известных. Однако из-за высокой стоимости аппаратуры и большого количества обслуживающего пер- сонала применение стереофотограмметрической установки оправда- но лишь в крупных городах. Научно-исследовательским институтом специальной техники разработан стереофотограмметрический комп- лекс фиксации обстановки на месте происшествия (ФОМП 1), пред- назначенный для проведения стереосъемки,фотограмметрического анализа изображения по негативам и автоматизированного постро- ения схемы места происшествия. В отличие от установки "МК-5,5\0808-120" состав комплекса "ФОМП 1" состоит из пере- носной установки на базе двух фотоаппаратов "Зенит-авто- мат",устанавливаемых на штативах и лабораторного оборудования - измерительного микроскопа "ИМЦЛ 100х50,А-1", персональной ЭВМ и стереоскопа для индивидуального просмотра объемного изображения места происшествия. Наибольшего распространения получила измерительная фо- тосъемка с применением зеркальных фотоаппаратов типа "ЗЕНИТ". Этими фотоаппаратами измерительную съемку производят, исполь- зуя масштабную линейку либо ленточный или квадратный масштаб. Съемка с линейным масштабом заключается в фотографирова- нии объекта вместе с помещенной рядом с ним в одной плоскости масштабной линейкой, располагая фотоаппарат строго горизон- тально к плоскости фотографируемого объекта. Если снимается крупный предмет сложной конструкции, то на его разные участки необходимо положить отдельные масштабные линейки. Осуществляя фотосъемку данным методом необходимо соблю- дать следующие правила: 1 Масштабная линейка размещается на высоте плоскости предмета и не должна маскировать его; 2 Фото- аппарат должен располагаться строго вертикально над снимаемым объектом, и для этого его желательно закрепить на штативе; 3 Для того, чтобы при фотографировании избежать перспективных искажений фотографируемого объекта, задняя стенка фотоаппарата должна быть параллельна фотографируемой плоскости объекта. При съемке с ленточным (или глубинным) масштабом, которая применяется в случаях, когда необходимо запечатлеть на снимке значительный по размеру участок местности или закрытого поме- щения, используют бумажную ленту с делениями в виде черно-бе- - 10 - лых квадратов, со сторонами, равными кратному фокусному расс- тоянию объектива фотоаппарата ( Так, например, при фокусном расстоянии объектива "Индустар-50" в 50 мм., стороны квадратов на ленте должны быть равны 50 см.). При съемке с глубинным масштабом необходимо также соблюдать выработанные криминалис- тикой правила: 1 фотоаппарат устанавливается таким образом, чтобы его оптическая ось была параллельна полу (поверхности местности); 2 необходимо уложить масштабную ленту вглубь от фотоаппарата параллельно оптической оси объектива. При этом начало ленты должно быть расположено строго под объективом - для этого испоьзуется отвес, прикрепляемый к фотоаппарату. Измерительная съемка с квадратным масштабом представляет собой разновидность фотосъемки с глубинным масштабом и отлича- ется от последней тем, что вместо ленты в кадре помещают квад- ратный масштаб, изготовленный из картона, со сторонами, также равными кратному расстоянию объектива - 25, 50, 100 см. _Репродукционная фотография .предназначена для получения фотокопий текстов, рисунков, чертежей и других плоских объек- тов. Репродукционная съемка может производиться как с помощью специальной установки, так и с помощью зеркальных фотоаппара- тов типа "ЗЕНИТ". При репродукционной съемке следует соблюдать два важных условия: 1) задняя стенка фотоаппарата должна быть строго параллельна задней плоскости фотографируемого докумен- та; 2) документ должен быть равномерно освещен. Репродукционные установки бывают портативные ( типа "С-64") и стационарные ( типа "МРКА", "УЛАРУС" и т.п.). Первые используются главным образом при производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, вторые - обычно в условиях криминалистических лабораторий. _Макрофотография .. Макрофотография - метод получения изоб- ражения в натуральную величину или с увеличением без использо- вания микроскопа, масштаб увеличения при этом возможен от 1:2 до 20:1. Для съемки используют зеркальные камеры с удлинитель- ными кольцами или макроприставки, а в лабораторных условиях специальные установки типа "МРКА","УЛАРУС" и т.п. - 11 - Криминалистическая фотография как средство точной и объ- ективной фиксации используется в ходе производства следствен- ных действий и при проведении оперативно-розыскных мероприя- тий. Задачи применения криминалистической фотографии при про- изводстве следственных действий заключаются в более полном закреплении в материалах дела наблюдаемых объектов, действий с ними, действий участников и той обстановки, в которой осущест- вляются следственные действия. Для этих целей разработаны и постоянно совершенствуются специальные приемы фотографирования применительно к особенностям тех или иных объектов. В следс- твенной практике наиболее часто фотосъемка применяется в про- цессе осмотра места происшествия, обыска, опознания, при вос- создании обстановки события (т.е. при реконструкции), при про- ведении следственного эксперимента и проверки показаний на месте. Фотосъемка на месте происшествия обеспечивает полноту фиксации всех предметов и обстановки на месте происшест- вия.Фиксация осуществляется путем применения специальных видов съемки, целью которой является определенная систематизация за- печатленного на фотоснимках материала и раскрытие его содержа- ния в логической последовательности от общего к частному. Для обеспечения этой цели на месте происшествия выполняют: ориен- тирующую, обзорную, узловую и детальную съемку. _Ориентирующая съемка .осуществляется с целью запечатления места происшествия в целом с охватом его ориентиров и окружаю- щей обстановки. Ориентирующий снимок наглядно иллюстрирует место происшествия, его размеры и границы, показывает, где оно находится. Ориентирующая фотосъемка может осуществляться с нескольких точек, чтобы иметь более полное представление о месте происшествия. Если условия фотографирования не позволяют запечатлеть картину события в одном кадре или место происшест- вия охватывает значительную территорию, то ориентирующую съем- ку следует выполнять панорамным способом. _Обзорная съемка .( средний план) - это съемка самого места - 12 - происшествия без охвата окружающей обстановки. Обычно произво- дится с трех или четырех точек, а при возможности - и свер- ху.При производстве обзорной съемки в зависимости от характера места происшествия могут применяться панорамный, стереоскопи- ческий и измерительный методы. У _зловая съемка .(крупный план)- съемка отдельных предметов, наиболее важных частей обстановки места происшествия. На узло- вом снимке объекты изображаются крупным планом так, чтобы мож- но было определить форму, характер повреждений, взаиморасполо- жение следов на предмете. Детальная съемка преследует цель за- печатления отдельных деталей, признаков объекта, следов прес- тупника, орудий преступлений и т.п. и, таким образом, помогает раскрывать характерные особенности сфотографированного объек- та.Детальные фотоснимки должны нести максимум информации, пос- кольку порой бывает сложно исчерпывающе описать отдельный предмет или его часть в протоколе осмотра места происшествия или иного следственного действия. Осуществляется этот вид съ- емки методом измерительной фотографии. _Опознавательная (сигналетическая) фотосъемка .применяется для запечатления внешности человека в целях последующего его опознания, розыска и криминалистической регистрации преступни- ков, а также для опознания трупов. Криминалисты разработали специальные установки для сигна- летической съемки и приемы фотографирования. Однако, эти уста- новки были громоздки, неудобны в работе и в силу этого не наш- ли широкого применения в практической деятельности. В основном сигналетическая фотосъемка производится фотоаппаратами общего пользования. Необходимо отметить, что для данного вида съемки предпочтение следует отдавать средне- и крупноформатным фото- камерам. Осуществляя фотографирование в целях уголовной регистра- ции, обычно делают два снимка: в фас и правый профиль.Перед съемкой головной убор снимается, волосы зачесываются так, что- бы обнажить уши, очки снимаются, глаза должны быть открытыми. Если опознавательные фотоснимки предполагается использо- - 13 - вать для установления личности сфотографированного оперативным аппаратом органов внутренних дел или в процессе допросов сви- детелей и потерпевших, то кроме съемки в фас и правый профиль, целесообразно запечатлеть лицо в левый профиль и в 3/4 поворо- та. Это вызвано тем, что многие характерные приметы могут на- ходиться и на левой половине лица, а фотоснимок в 3/4 поворота очень удобен для узнавания. Желательно лицо сфотографировать не только без головного убора и без очков, но также в том го- ловном уборе и в той одежде, в которых его задержали. Кроме этого необходимо сфотографировать человека и в полный рост. Обязательное условие изготовления опознавательных снимков - недопущение ретуши отпечатков. _Опознавательная съемка трупа .производится по тем же пра- вилам, что и съемка живых лиц. Целью опознавательной съемки трупа является установление личности покойного, если она не известна. При необходимости перед опознавательной съемкой ,ко- торая производится в стационарных условиях, специалист (судеб- ный медик) проводит "туалет" трупа, т.е. воспроизводит его прижизненный облик. Если условия не позволяют придать трупу сидячее положение, то производится погрудное фотографирование из положения лежа на спине в фас, в левый и правый профиль, а так же с поворотом в правую и левую стороны. Труп фотографиру- ют в одежде и обнаженным. Во избежание ошибки при опознании не рекомендуется фотографировать труп в чужой одежде. При фотосъемке трупа на месте происшествия он запечатле- вается на ориентирующих,обзорных, узловых снимках, а отдельные повреждения на нем также и на детальных снимках. Количество ориентирующих снимков определяется в зависимости от особеннос- тей места происшествия. Съемку трупа рекомендуется осушест- влять с трех точек : сверху и с боковых сторон. Нельзя фотог- рафировать труп со стороны головы и ног, так как это может привести к значительным перспективным искажениям. При фотографировании расчлененного трупа сначала фотогра- фируются части трупа на месте их обнаружения в том виде и в той упаковке, в которой они найдены. Затем делаются снимки каждой части в отдельности, после чего все части составляются - 14 - в одно целое и фотографируются. В тех случаях, когда фотосъемка проводится в процессе эксгумации трупа, необходимо вначале сфотографировать общий вид могилы, гроб в могиле, извлеченный гроб, труп в гробу, за- тем труп изолированно от окружающей обстановки. _При фотографировании отдельных предметов . следует вначале делать снимки, на которых фиксируется взаимное расположение предметов, следов и общая картина обстановки. Непосредственно перед съемкой отдельные предметы и следы обозначаются цифрами. При последующем фотографировании крупным планом желательно, чтобы эти обозначения попали в кадр. Это позволит в дальнейшем правильно разобраться во взаимном расположении следов при ре- шении вопроса о механизме их образования. _Фотографирование следов рук .на месте происшествия предс- тавляет некоторые сложности, поэтому обычно фотографируют предметы, на которых обнаружены эти следы. Если же приходится фотографировать сами следы, так как предметы, на которых нахо- дятся следы, изъять невозможно, то их следует фотографировать в натуральную величину, на непрозрачных предметах - в отражен- ном, а на прозрачных - в проходящем свете. Съемка следов про- изводится при этом с масштабной линейкой, которая кладется ря- дом со следом. При съемке следов в проходящем свете источник света располагается за предметом, на котором находится след. Некоторые особенности имеет _фотографирование следов выст- _рела из гладкоствольного оружия ..Перед съемкой площадь, занима- емую следами, целесообразно очертить мелом или карандашом, а в дробовые каналы вставить спички, надев на них маленькие кусоч- ки бумаги (белой или черной - в зависимости от цвета прегра- ды), что облегчит определение по масштабному снимку площадь разлета дроби, количество попавших дробин и направление их по- лета. Рекомендуется подобрать освещение таким образом, чтобы не образовывались резкие тени от спичек с бумажками, а выделя- лись четко дробовые каналы. При фотографировании следов крови следует использовать светофильтры, подбирая их в зависимости от цвета поверхности, на которой они обнаружены. _Репродукционная съемка .применяется для получения копий с - 15 - оригиналов, которые по каким-либо причинам нельзя изъять или которые требуется размножить для рассылки в подразделения ОВД, а также для сохранения в деле копии документа, подлинник кото- рого отправляется на экспертизу, особенно когда документы не штриховые, с которых можно изготовить ксерокопию, а полутоно- вые,например документы с фотографиями и т.п. Репродукционную съемку можно осуществлять как с примене- нием специальных установок, зеркальным фотоаппаратом, так и рефлексным способом.Особенностью рефлексного способа является то, что негатив изготовляют не с помощью фотоаппарата, а кон- тактным путем на специальной контрастной бумаге.После высыха- ния негатива с него контактным способом изготавляют позитив. При репродукционной съемке необходимо соблюдать следующие правила: 1) оригинал и фотоаппарат должны быть параллельны; 2) поверхность фотографируемого предмета должна освещаться равно- мерно; 3) необходимо точно произвести наводку на резкость. Наилучшие результаты получаются при фотографировании до- кументов средне и крупноформатными камерами с двойным растяже- нием меха, что позволяет получать точные копии оригинала в на- туральную величину. Фотографирование при производстве иных следственных дейс- твий преследует цель запечатления обстановки и действий их участников, а также результатов следственного действия.. Так, при производстве следственного эксперимента фотогра- фирование производится в целях фиксации общей обстановки ,хода и полученных результатов. При этом производятся следующие виды съемки:ориентирующая, обзорная, узловая и детальная. Фотографирование в процессе предъявления для опознания производится для запечатления обстановки и результатов данного следственного действия. Сначала фотографируют вместе всех предъявляемых лиц или предъявляемые предметы, т.е. осуществля- ют обзорную и узловую съемку, а затем момент опознания - де- тальную. Фотографирование при производстве обыска применяется для иллюстрации хода и результатов обыска. Фиксируется обстановка, места хранения (тайники), индивидуальные особенности предме- тов. При фотографировании тайников и обнаруженных предметов применяют масштабную съемку для фиксации опознавательных приз- - 16 - наков обнаруженных предметов, особенно тех, которые из-за сво- ей громоздкости не могут быть изъяты, и предотвращения подмены одних предметов другими. Снимки, изготовленные в процессе следственного действия, являются приложением к протоколу и вместе с ним служат источ- никами доказательств при условии, что они изготовлены по пра- вилам криминалистической фотографии и процессуально оформлены. Факт и основные условия фотосъемки отмечаются в протоколе следственного действия, в процессе которого проводилась съем- ка. Полученные фотоснимки должны быть надлежащим образом оформлены в виде фототаблицы, в начале которой указывается по какому делу производилась фотосъемка, при выполнении какого следственного действия и в каком месте. Снимки на фототаблице размещают по принципу от общего к частному. Каждый снимок так- же снабжается надписью с указанием, что именно является объек- том съемки. При этом нельзя преждевременно давать квалификацию события. В тех случаях, когда на снимках наносятся стрелки, необходимо приложить второй экземпляр того же отпечатка без разметок "контрольный".Каждый снимок скрепляется по углам от- тиском печати.Если фотографии не наклеены ( например, конт- рольные), оттиск печати располагают на обороте фотографии вместе с пояснительным текстом. В конце фототаблицы наклеивают конверт, и помещают и нем негативы. Каждая фототаблица снабжа- ется надписями, в которых указывают модель фотоаппарата и объ- ектива, величину диафрагмы и выдержки, светочувствительность фотопленки, применялся ли светофильтр и какой, в обязательном порядке указывается, при каком освещении (естественном или ис- куственном ) производилась фотосъемка и кто ее осуществлял. На каждой фототаблице или отдельном фотоснимке, прилагаемом к протоколу, ставится подпись следователя и, по возможности, по- нятых. На фототаблицах к экспертизам ставится подпись экспер- та. 3.Исследовательская фотография. Применение фотографических методов исследования вещественных доказательств. - 17 - Судебно-исследовательская фотография используется в трех основных целях: для получения фотографическим путем материалов для сравнительного исследования, для проведения сравнительного исследования объектов по фотоизображениям, для выявления неви- димого (плоховидимого) и различий деталей в объектах. Посколь- ку для достижения первых двух целей применяются главным обра- зом изложенные ранее в данной лекции методы, остановимся на методах выявления невидимого.В своем большинстве это фотогра- фическая съемка при особых условиях освещения. При этом, в ос- новном, применяют приемы выявления рельефной структуры следов с помощью теней (теневая съемка) и выявления бесцветных пятен, следов, штрихов за счет различного отражения следа и той по- верхности, на которой он находится (съемка рефлектирующих сле- дов). _Теневая съемка .служит для выявления рельефа предметов. Тени, образующиеся при правильно выбранном источнике света и его положении относительно снимаемого объекта, очерчивают кон- туры деталей.Длина теней будет зависеть от глубины рельефов и угла падения света на фотографируемый объект. Чем выше рельеф и острее угол падения света на объект, тем длиннее тени. А от этого зависит четкость и полнота выявленного рельефа элементов структуры объекта. Найти величину угла источника света можно лишь опытным путем. В ряде случаев для лучшего выявления рель- ефа следует использовать несколько источников света, при этом необходимо правильно определить и условия съемки. Например, при съемке в косопадающем свете резко падает освещенность по мере наклона пучка света, и поэтому экспозицию приходится зна- чительно увеличивать против расчетной или получаемой с помощью экспонометрических устройств. Фотосъемка _рефлектирующих следов .применяется при съемке следов, находящихся на зеркально отражающих гладких поверхнос- тях: стекле, полированном дереве, шлифованном металле, а также на влажных поверхностях. Как известно, зеркальное отражение света подчинено правилу - угол падения света равен углу отра- жения. Наибольший эффект при съемке следов на зеркальноотражаю- щей поверхности может быть получен с помощью направленного света от специальных осветителей типа (ОИ), дающих параллель- - 18 - ный пучок света. Оптимальный угол падения света и точка съемки (положение фотоаппарата) находят опытным путем в процессе на- водки на резкость. Аппарат должен быть зеркального типа. Фотографирование _в ультрафиолетовых лучах .позволяет выя- вить следы травления, прочесть вытравленные, смытые, залитые и написанные симпатическими чернилами тексты,установить сходные на первый взгляд вещества и материалы. Этот метод позволяет также выявить дописки, исправления ,выполненные другими краси- телями, а также определить последовательность нанесения двух пересекающихся штрихов, один из которых нанесен графитным ка- рандашем.Графит хорошо отражает ультрафиолетовые лучи, что позволяет отличить графитные штрихи от штрихов копировальной бумаги, отражающих эти лучи во много раз слабее и, следова- тельно,люминесценция этих красителей будет различной. Ультра- фиолетовые лучи дают возможность выявить различия между чер- нильными и карандашными штрихами одного цвета, но написанными в разное время, или различными по химическому составу красите- лями; обнаружить следы различных веществ на тканях и других объектах; установить различие стекол по пропусканию ими уль- трафиолетовых лучей (УФЛ) и т.д. В качестве источника УФ лучей используют ртутные лампы, иногда кварцевые, ксеноновые и водо- родные лампы. Поскольку большинство этих источников выделяют наряду с УФ и видимые лучи, для их фильтрации применяют свето- фильтры УФС, пропускающие ультрафиолетовые лучи и поглощающие все остальные. Фотографирование _в инфракрасных лучах .основано на свойс- тве этих лучей проникать через вещества, которые для видимых лучей непрозрачны. Фотографирование в инфракрасных (ИК) лучах применяют: - для выявления записей, выполненных красителями, погло- щающими ИК лучи (графит, черная тушь, черная типографская краска, черная лента пишущих машин и черная копировальная бу- мага) и залитых красителями, прозрачными для этих лучей; - для выявления признаков подделки подписей, оттисков пе- чатей и штампов, перекопированных через копировальную бумагу или давлением, предварительно перерисованных карандашом,а за- тем обведенных чернилами; - для выявления текстов на сожженных документах, если эти - 19 - тексты были выполнены веществами, поглощающими ИК лучи (гра- фит, черная типографская краска и т.п.); - для дифференцирования штрихов записей с целью решения вопроса о дописке или исправления цифр; - для восстановления подчищенных или плохо видимых по иным причинам записей, если они выполнены веществами, поглоща- ющими инфракрасные лучи; - для выявления и фиксации скрытых и плоховидимых крово- подтеков на теле человека, внедрившихся под кожу инородных тел (например, дроби), а также для выявления следов выстрела ( ко- поти, внедрившихся порошинок) на предметах темного цвета. Для фотографирования в ИК лучах необходимы мощные источ- ники (200,300,500 вт.), в которых спектр содержит много инфра- красных лучей, специальные светофильтры и специальные инфра- хрорматические, чувствительные к инфракрасным лучам. Изображение, наблюдаемое с помощью электронно-оптического преобразователя, также может быть сфотографировано. Так как на экране электронно-оптического преобразователя создается види- мое изображение, то оно может быть сфотографировано на обычных фотоматериалах. Съемка в _рентгеновских лучах . применяется для съемки ряда объектов без их вскрытия или разборки. Фотосъемка осуществля- ется без фотоаппарата.Источник рентгеновских лучей устанавли- вают над объектом,который помещают на кассете с рентгеновской пленкой. Вместо кассеты можно использовать пакет из черной бу- маги или иного светонепроницаемого материала. После экспозиции пленку обрабатывают обычным способом. Кроме изложенного кон- тактного способа съемку можно производить и обычным фотоаппа- ратом с экрана криптоскопа рентгеновского аппарата. _Цветоделительная фотография .применяется для выявления ма- лых различий объектов съемки. К выявлению теневого контраста при криминалистических исследованиях прибегают для того, чтобы прочесть вдавленные тексты ,установить подчистку, дописку и исправления,выполненные красителем,отличимым от красителя ос- новного текста. Цветоделение дает возможность выявить следы крови и иных веществ на одежде и других объектах. При цветоде- лительной съемке один какой-либо цвет выделяется за счет уда- ления других. Чтобы получить изображение в определенной зоне - 20 - спектра, используются светофильтры. Существует правило, по которому подбирают необходимый для съемки светофильтр - 1для усиления цветового контраста берут 1светофильтр того же цвета, что и основной фон. 0В каждом конк- ретном случае светофильтр подбирают опытным путем. Одним из условий качественного расследования преступлений является широкое использование при собирании и оценке доказа- тельств научно-технических средств и специальных познаний. Не- редко специальные познания применяются в форме экспертиз. Наряду с традиционными криминалистическими экспертизами - такими как экспертиза с целью идентификации личности по чертам внешности и установления тождества предмета по его изображени- ям на фотографическом снимке, в практике получает распростране- ние и 1судебно-фотографическая экспертиза 0, которая призвана ре- шать вопросы, связанные со способами, средствами, условиями изготовления и изучения содержания фотографических снимков, устанавливаемые на основе специальных познаний в области кри- миналистики и фотографии при расследовании уголовных дел и рассмотрении их судом. В процессе исследования фотографических снимков представ- ляется возможным установление способа изготовления изображения и печати фотоснимков, отождествление негативов и позитивов по отпечаткам, установление фотографического монтажа, установле- ние средств фотографической техники, применявшейся для их из- готовления. Результаты исследования фотографических снимков способс- твуют определению места производства фотоснимков и круга лиц, причастных к фотографическому процессу. Иногда в процессе исследования приходится восстанавливать фотографическое изображение. Эта необходимость возникает при исследовании старых фотоснимков или в случае умышленной порчи фотоснимков преступником. Обычно восстановление проводят для того, чтобы можно было увидеть испорченное изображение и с достаточной достоверностью судить о содержании снимка. Направляемые на экспертное исследование снимки необходи- мо соответствующим образом упаковать в конверт и снабдить по- яснительными надписями. Очень ветхие фотоснимки следует поло- жить между двумя листами картона, обклеить по краям липкой - 21 - лентой и, завернув в бумагу, поместить в конверт. 4. Применение видеозаписи в процессе раскрытия и расследования преступлений. Анализ следственной практики показывает, что видеозапись находит применение при расследовании преступлений. Несмотря на это, уголовно-процессуальным законом не регламентировано при- менение видеозаписи в процессе раскрытия, расследования и су- дебного разбирательства.Однако это не должно являться препятс- твием для ее использования. Видеозапись возникла в результате технического развития киносъемки и звукозаписи, она сочетает в себе наглядно-образную и вербальную формы фиксации доказатель- ственной информации. Преимущества видеозаписи перед протоколь- ной формой фиксации очевидны. При отборе материала,заносимого в протокол, большое влияние оказывает субъективный фактор, поскольку каждый человек обладает присущим только ему способом восприятия действительности и стилем письменного изложения мыслей. Видеозапись, обеспечивая максимальную полноту фиксации, позволяет сохранить эмоциональную окраску речи и видимые про- явления поведения участников следственных действий. Материалы видеозаписи не требуют лабораторной обработки и могут быть воспроизведены сразу же после съемки, и в случае брака видео- запись можно повторить. Однако, следует отметить, что в ряде случаев видеозапись усту- пает протоколированию, так как в видеофонограмме содержится много избыточной информации. Избежать этого недостатка позво- ляют приемы осуществления видеозаписи и использования ее результатов. В данной лекции мы не будем рассматривать технические ха- рактеристики аппаратуры и принципы ее работы, поскольку они изучаются по курсу специальной техники, а остановимся на ос- новных методических рекомендациях по применению видеозаписи на дознании и предварительном следствии. До начала видеозаписи в целях фиксации соответствующих действий следует: - 22 - - определить объекты, подлежащие фиксации и разработать план (сценарий) видеозаписи; - пригласить специалиста-оператора. В плане проведения видеозаписи необходимо отразить после- довательность запечатления эпизодов исходя из материалов дела (показаний свидетелей, протоколов осмотров, фототаблиц и т.д.), ориентировочные точки нахождения оператора с камерой, масштабы изображения, места размещения всех участников следственного действия. В качестве специалиста для проведения видеозаписи в соот- ветствии со ст. 131 УПК РСФСР могут быть привлечены лица, об- ладающие навыками работы с соответствующей аппаратурой. Приг- лашение специалиста освобождает следователя от технической ра- боты и положительно сказывается на качестве видеофильмов. Получаемая в ходе следственного действия видеофнограмма, как и протокол следственного действия,должна состоять из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная и заключи- тельная части содержат сведения, поясняющие и удостоверяющие фонограмму, а основная часть отражает ход и результаты следс- твенного действия. Вводную часть видеофильма целесообразно начинать с фикса- ции лица, проводящего данное следственное действие, которое называет свою должность , фамилию и сообщает, какое следствен- ное действие проводится и по какому уголовному делу. Далее следователь поочередно называет каждого участника следственно- го действия, которые так же фиксируются крупным планом. Затем следователь, находясь в кадре, называет дату, время, место ви- деозаписи и кем она проводится. Только после этого можно прис- тупить к фиксации самого следственного действия. Заключительная часть представляет собой удостоверение все- ми участниками следственного действия правильности зафиксиро- ванного. Следовательно, данная часть протокола записывается после просмотра фидеофонограммы всеми участниками следственно- го действия. Если видеозапись производилась в неблагоприятных условиях, то просмотр и запись заключительной части может осу- ществляться в помещении после возвращения с места проведения следственного действия. Анализ сложившейся практики применения видеозаписи пока- - 23 - зывает, что применение данного способа фиксации особенно эф- фективно: 1. 1При осмотре места _п .роисшествия 0в случаях, когда необхо- димо запечатлеть динамику обстановки, которую сложно отразить в протоколе, при пожарах, транспортных катастрофах, когда из-за сложных метеорологических условий требуется быстрая фик- сация всего комплекса информации. 3 1.При обыске, 0когда требуется фиксация информации о спо- собе сокрытия ценностей и орудий преступления, характере тай- ников, использованных преступником. Сложность видеозаписи в данном случае заключается в том, что невозможно заранее опре- делить точки съемки данных объектов. 4. 1При проведении допросов и очных ставок 0, особенно глухо- немых. 5. 1При выходе на место происшествия с целью проверки пока- 1заний 0и сопоставления их с материалами дела или с показаниями других лиц.В этих случаях фиксируется маршрут движения и место совершения преступления. При обнаружении в процессе проверки показаний на месте предметов, могущих в дальнейшем иметь дока- зательственное значение, рекомендуется при их запечатлении об- ращать внимание на характерные признаки. 6. 1При проведении следственного эксперимента 0для запечат- ления опытных действий с целью установления возможности: - наблюдения объекта в определенных условиях; - совершения каких-либо действий; - наступления какого-либо явления; - образования следов. При фиксации экспериментов основная задача - наиболее полно, точно и выразительно запечатлеть весь ход опытного действия. 7.Пр 1и проведении опознания по фотоизображениям об 0ъектов, когда отсутствует возможность их непосредственного предъявле- ния. Особенно это эффективно при проведении опознания, прово- димого по динамическим признакам. Предъявление для опознания по видеофильму оформляется протоколом в соответствии с требо- ваниями ст. 166 УПК РСФСР. Видеозапись может применяться не только при производстве следственных действий, но и при осуществлении экспертных исс- - 24 - ледований, преимущественно в области трасологии и баллистики. 5. Заключение. Развитие технических средств фиксации, в том числе и фо- тографических, идет по тому же пути, что и развитие техники в целом, и происходит по следующим основным направлениям: совер- шенствование технических средств; совершенствование методов, видов и приемов; разработка технических основ судебной фотог- рафии. Проходят всестороннюю проверку так называемые односту- пенчатые фотографические аппараты и фотоматериалы, с помощью которых происходит одновременное образование негативного и по- зитивного изображений, либо негативная стадия вообще отсутс- твует. Фотопроцессы, применительно к особенностям следственной работы, должны отвечать следующим требованиям: а) 1быть направ- 1лены на фиксацию внешнего вида объектов 0; б) 1быть сравнительно 1простыми 0; в) 1давать возможность сразу же на месте получать го- 1товое изображение. Возникли новые способы фиксации изображения - такие как голография. Голография - "полная запись" подобно фотографии представляет собой универсальный метод исследования и фиксации разнообразных объектов материального мира. В соответствии с термином "голография" получаемые изображения -"голограммы" -отражают все стороны наблюдаемого объекта материального мира, в том числе и объемность, тогда как на традиционном фотоснимке вся глубина реальных предметов "зажата" в одной плоскости. По- мимо оптической голографии в видимом диапазоне света немало- важное значение имеет ее применение в невидимых областях спектра, что позволяет существенно расширить возможности экс- пертных исследований. Широкое внедрение голографии в практику работы органов внутренних дел на современном этапе сдерживает- ся необходимостью применения источников когерентного излучения - лазера и громоздкостью аппаратуры. Исследование, проведенное во ВНИИ МВД РФ, позволило наме- тить вопросы, требующие специального исследования. В области судебно-следственной и оперативно-розыскной - 25 - (запечатлевающей фотографии) - это совершенствование применяе- мых фотографических средств и методов в целях увеличения объ- ема и повышения качества информации, содержащейся в фотографи- ческих снимках. В области исследовательской фотографии - разработка мето- дики повышения резкости черно-белых и цветных снимков и ис- пользование спектрозональной пленки в целях увеличения возмож- ностей цветоделения. В области судебной фототехнической экспертизы круг задач, требующих разрешения, еще больше и к ним относятся: 1) установление завода изготовителя, партии негативных и позитивных материалов, реактивов, применяемых для обработки фотопленок и фотобумаг; 2) установление принадлежности негативов к одной и той же пленке при отсутствии общих линий разделения; 3) определения периода выпуска фотопленок и фотобумаг; 4) идентификации предметов, помещений и участков местнос- ти, изображенных на фотоснимках, с использованием фотограммет- рической техники; 5) установление условий съемки и изготовления фотоснимков; 6) совершенствование методик восстановления негативов и позитивов, испорченных в результате умышленных действий прес- тупника или в результате "старения". Решение перечисленных задач будет способствовать дальней- шему развитию криминалистической фотографии и развитию средств и приемов фиксации доказательств. ЛИТЕРАТУРА: Башкатов В.К.Судебно-фотографическая экспертиза: Учебное пособие. М.:Академия МВД СССР,1980.51 с. Градобоев В.М. Судебная фотография для следователей: Часть 1.Учебное пособие. Л.,1987.-987 с. Журба Ю.И. Краткий справочник по фотографическим процес- сам и материалам. М.: "Искусство", 1990. - 352 с. - 26 - Колесниченко А.Н., Найдис И.Д. Судебная фотография. Харь- ков:Вища школа.1981. - 184 с. Криминалистическая экспертиза: возникновение, становление и тенденции развития.-М.:ЮИ МВД РФ, 1994.-231 с. Курский Л.Д, Фельдман Я.Д. Иллюстрированное пособие по обучению фотосъемке. Практ. пособие. М.: Высш.шк.,1991.-160 с. Леви А.А., Горинов Ю.А. Звукозапись и видеозапись в уго- ловном судопроизводстве.М.:Юрид.лит.,1983. -112 с. Микулин В.П. 25 уроков фотографии . М.:"Искусство", 1955.- 480 с. Салтевский М.В., Гапонов Ю.С. Вопросы судебной фотографии и киносъемки: (Учебное пособие). КВШ МВД СССР,Киев,1974.159 с. Справочник следователя.Вып.1 (Практическая криминалисти- ка: следственные действия).М.:Юрид.лит.,1990.- 288 с. Сырков С.М., Моисеев А.П. Фотографирование на месте про- исшествия.Часть 1 Общие положения.М.:ВНИИ МВД СССР.1980.104 с. Чибисов К.В.Общая фотография.М.:"Искусство",1984.- 446 с. Эйнгорн Э. Основы фотографии. М.:"Искусство",1989.-240 с. |
|
© 2010 |
|