РУБРИКИ

Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений

Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений

Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной

распространенностью и повышенной общественной опасностью. Успешное

расследование дорожно-транспортных происшествий (ДТП), совершенствование

деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от

четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при

которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного

движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая

характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил

безопасности.

События, происшедшие в результате нарушения тех или иных правил

безопасности дорожного движения, в котором обязательно участвовал

автомототранспорт либо городской электротранспорт и после которого

наступили вредные последствия, именуется дорожно-транспортным

происшествием. Однако не все, а лишь те дорожно-транспортные происшествия,

в результате которых наступили серьезные вредные последствия – менее тяжкие

или тяжкие телесные повреждения либо смерть потерпевшего, именуется дорожно-

транспортными преступлениями, то есть деяниями, влекущими уголовную

ответственность в соответствии с уголовным законодательством. Остальные

случаи дорожно-транспортных происшествий являются, как правило, основанием

дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности.

Видами ДТП являются: а) наезд транспортного средства на пешеходов,

велосипедистов, гужевой транспорт и животных; б) столкновение транспортных

средств; в) опрокидывание транспортного средства; г) наезд транспортного

средства на препятствие; д) падение пассажиров; е) прочие ДТП.

По причинам возникновения дорожно-транспортные происшествия можно

подразделить на: 1) происшествия, возникшие по вине людей (водителей,

пассажиров, лиц, ответственных за техническое состояние транспортных

средств и дорог, и другие) и 2) происшествия, которые обусловлены

непреодолимой силой природы (наводнение, обвал, землетрясения и т.п.), а

также случайным стечением обстоятельств.

В подавляющем большинстве случаев ДТП возникают в результате нарушения

правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами,

велосипедистами, а также вследствие грубых нарушений работниками

транспортных хозяйств правил технической эксплуатации и плохого контроля за

состоянием дорог и организации регулирования уличного движения.

Нарушение правил дорожного движения со стороны водителей чаще всего

заключаются в: превышении безопасной скорости при маневрах (повороте,

обгоне, необходимости уклонится от столкновения или наезда, объехать

препятствие или неровность дороги), попадании на участок дороги с худшими

характеристиками; обострении дорожной обстановки; несоблюдении очередности

проезда перекрестков; неподачи или неправильной подачи предупредительного

сигнала; неправильном расчете минимального остановочного пути при различных

скоростях движения и состоянии дорожного покрытия; нарушении требований

сигналов светофора, дорожных знаков и указателей, требований дорожной

разметки; не соблюдении безопасной дистанции; неожиданном выезде из своего

ряда движения и ослеплении светом фар; стоянке на проезжей части без

освещения; нарушении правил перевозки пассажиров; нетрезвом состоянии

водителя, его работе по времени, превышающем допустимые пределы, после

которых наступает утомляемость и другие.

Нарушение правил дорожного движения со стороны пешеходов обычно

состоят в: неожиданном появлении пешехода из-за препятствия (например, из-

за стоящего на остановке автобуса, автомобиля у тротуара или обочины);

внезапном выходе из-за транспортного средства, движущегося в попутном или

встречном направлении; непредсказуемом поведении пешехода, при котором

водитель ошибочно уверен во взаимном контакте с пешеходом (например,

пешеход, явно пережидающий проезд автомашины, вдруг перебегает наперерез);

выходе на проезжую часть в месте, где это запрещено; внезапном выходе из

неосвещенной зоны дороги и другие.

Огромную опасность представляет управление механическими транспортными

средствами лицами, находящимися в состоянии опъянения. Специальные

медикопсихологические и психофизиологические исследования неопровержимо

подтверждают, что даже незначительное количество алкоголя в организме

человека существенно снижает его способность к управлению автомобилем,

мотоциклом, трактором и другим механическим транспортным средством.

Для ДТП характерно наличие многочисленных следов и изменений в

материальной обстановке. Это – и следы движения, скольжения по дороге,

следы повреждений на самих транспортных средствах, наземных сооружениях,

повреждения и травмы, полученные водителем, пассажирами, пешеходами и т.п.

Последствием ДТП, как правило, является материальный ущерб, связанный

с повреждением (уничтожением) транспортного средства, наземных сооружений и

т.д. Наиболее тяжкие последствия – гибель людей, получение телесных

повреждений, психических травм. В результате ДТП возможны и вредные

воздействия на окружающую среду (аварии транспортных средств, перевозящих

взрывоопасные, токсичные и радиоактивные вещества).

Криминалистическая характеристика ДТП включает в себя также

совокупность общих, частных и индивидуальных взаимообусловленных черт,

проявляющихся преимущественно в механизме преступления, некоторых

особенностях способа его совершения, обстановки и средств совершения

преступления, а также особенностях личностного характера участников.

В криминалистической характеристике данного преступления ведущим

элементом является именно механизм преступления, а не способ его

совершения, как это нередко наблюдается в криминалистических

характеристиках других преступлений. Способ совершения дорожно-

транспортного происшествия, имеющий своеобразные черты, чаще играет

подчиненную роль по отношению к механизму и другим элементам

криминалистической характеристики дорожно-транспортного происшествия. При

этом под механизмом дорожно-транспортного происшествия понимается

совокупность промежуточных состояний и процессов, формирующих последствия

на взаимодействовавших объектах в материализованном виде, на предаварийном,

аварийном и послеаварийном этапах развития дорожно-транспортного

происшествия.

Способ совершения дорожно-транспортного происшествия как

самостоятельный элемент криминалистической характеристики в силу

своеобразия этого вида преступлений чаще всего рассматривается с позиций

особенностей поведения в предаварийной обстановке, способа предотвращения

наступления вредных последствий либо уменьшения их тяжести. Способ

сокрытия факта дорожно-транспортного происшествия или своего участия в нем,

а иногда и способ маскировки его под другое преступление являются

самостоятельными элементами указанной характеристики.

Обстановка преступных нарушений правил безопасности включает в себя

такие элементы, как место, время и другие обстоятельства. Дорожная

обстановка, например, представляет собой сложную исключительную динамичную

совокупность объективных и субъективных обстоятельств, которые должны

учитываться водителем при управлении транспортным средством. Она включает

в себя и планировку дорог и уличных магистралей, освещенность проезжей

части в темное время суток, состояние дорожного покрытия, средств

автоматического и иного регулирования дорожным движением, интенсивность и

скорость движения машин и пешеходов, поведение пешеходов и водителей

автомобилей и т.д. Чем сложнее дорожная обстановка, тем больше оснований

ожидать возникновения аварийных ситуаций. Так, чаще всего дорожно-

транспортные происшествия имеют место в часы наиболее интенсивного движения

транспорта, при неблагоприятных погодных условиях, в ночное время и т.п.

Наряду с обстановкой, криминалистическое значение имеет также

техническое состояние транспортного средства, попавшего в аварию. Судебно-

следственная практика свидетельствует о нередких фактах

недоброкачественного технического осмотра, ремонта транспортных средств,

использование в отдельных автохозяйствах при ремонте нестандартных деталей,

некачественных, легко воспламеняющихся смазочных материалов. Выезд

водителей на неисправных автомобилях по указанию должностных лиц нередко

приводит к авариям с тяжелыми последствиями.

Важное значение имеют особенности личности нарушителей правил

дорожного движения. Как правило, этой категории правонарушений

свойственны: излишняя самоуверенность, эгоизм, нечестность;

пренебрежительное отношение к правилам безопасности; недостаточная

профессиональная подготовка; отсутствие необходимого опыта, практических

навыков; недостаточная требовательность к себе и подчиненным в части

соблюдения требований безопасности дорожного движения и эксплуатации

транспорта.

Дорожно-транспортное происшествие, как правило, -- результат многих

обстоятельств, образующих совокупность причин и следствий. Установление

истинных причин нарушения правил безопасности, приведших к аварии, и

обстоятельств, им способствующих, не только одна из важных задач раскрытия

преступления, но и неотъемлемая часть обеспечения безопасности движения и

эксплуатации автотранспорта. Наиболее типичными обстоятельствами,

способствующими автотранспортным преступлениям в обобщенном виде, являются:

недостатки в организации движения автотранспорта и пешеходов, в контроле за

техническим состоянием транспортных средств, дорог и улиц; отсутствие

надлежащего надзора за движением со стороны органов ГАИ, общественности;

недостатки в подготовке водителей транспортных средств (как профессионалов,

так и автолюбителей), в пропаганде правил дорожного движения среди его

участников.


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.