РУБРИКИ |
Уголовная статистика и изучение преступности |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Уголовная статистика и изучение преступностиУголовная статистика и изучение преступностиМинистерство образования Украины Кировоградский институт регионального управления и экономики Р е ф е р а т По предмету: «Правовая статистика» На тему : Уголовная статистика и изучение преступности Выполнил : студент гр. ПР-97-2 з Рындыч Антон КИРОВОГРАД 1998 ПЛАН: ВВЕДЕНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УГОЛОВНОЙ СТАТИСТИКИ 2. ТЕНДЕНЦИИ В ИЗМЕНЕНИИ ПРЕСТУПНОСТИ И СУДИМОСТИ В СССР. 3. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ АЛКОГОЛИЗМА 4. ДРУГИЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПАТОЛОГИЙ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ВВЕДЕНИЕ Правовая статистика охватывает широкий круг проблем, связанных с негативными явлениями в обществе. Изучает различного рода преступления и правонарушения, такие как: бандитизм, ограбление, изнасилование, проституция, наркомания, алкоголизм, коррупция и другие отрицательные общественные явления, а так же нарушения морально-этических норм. Правовая статистика изучает не только негативные явления, но и позитивные, которые характеризуют моральный облик людей. К таким явлениям относятся участие граждан в общественных организациях по охране окружающей среды, бескорыстное донорство, участие в различного рода спасательных службах и т. д. Понятие "моральная статистика" ввел А. Герри еще во второй четверти ХIХ. Первоначально оно относилось только к статистике преступности, позже его пытались распространить и на изучение брачности и отчасти рождаемости. В настоящее время правовая статистика имеет огромное значение. Она составляет существенную часть социальной статистики, поэтому она содержит показатели, с помощью которых проводится глубокий и всесторонний анализ взаимосвязи преступности с социальными переменами в стране, с ее общим социально-экономическим развитием. Она широко используется при принятии правительственных решений по совершенствованию управления государством (решение кадровых и бюджетных вопросов) и может отражать, соответствует ли она действующим законам и правилам при планировании различного рода социальных мероприятий и анализе внутренней политики государства. Также данные правовая статистики позволяют правительственным органам не только более результативно бороться с преступностью и эффективно предупреждать ее, но и целенаправленно проводить воспитательную работу с населением. Кроме того, разрабатываемая статистическая информация способствует улучшению организации наблюдения и контроля со стороны соответствующих вышестоящих административных органов за работой милиции (полиции) и судов по предотвращению различного рода преступлений, дает возможность планировать мероприятия по борьбе с преступностью с учетом меняющихся обстоятельств. Долгое время в нашей стране практически все направления науки были идеологизированы. Это коснулось также и статистики, в частности правовой. Вследствие вышеизложенной причины развитие этого направления было затруднено. Правовая статистика рассматривалась как "одна из форм ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ, представляющая собой совокупность принципов и норм поведения, охватывающих отношения людей друг к другу и к обществу". Было введено понятие "коммунистической нравственности", в основе которой лежало "марксистское мировоззрение". Это мировоззрение отрицало то, что при социалистическом образе жизни возможны такие явления, как самоубийство, проституция, наркомания, клеветничество и многие другие. Поэтому исследователи не касались этих проблем и правовая статистика рассматривалась как "статистика общественного строя, трудового коллектива, статистика условий жизни". Нельзя сказать, что "социалистической" статистикой не учитывались показатели правонарушений. Но исследователи рассматривали в основном проблему алкоголизма, тунеядства, краж, убийств. Помимо того, что часть направлений правовой статистики не рассматривалась, существовала и другая проблема - искажение действительных данных. Это было связано и вследствие не совершенной системы регистрации, и вследствие несвоевременности представления в органы внутренних дел сведений о совершенных в стране преступлениях, и вследствие заинтересованности государственных органов в сокрытии, а, следовательно, в искажении части информации, и вследствие целого ряда других причин. После 1986 года в нашей стране произошли значительные перемены, позволившие свободно развиваться данному направлению науки. К нему стали проявлять повышенный интерес не только специалисты, но и государственные органы, понимая, что при его помощи возможно решить ряд социально-политических проблем развития нашего общества. Я постараюсь привести пример важности этой науки, исследуя период экономических и политических катаклизмов, период распада СССР. В статистическом плане, в этот период на мой взгляд, наиболее ярко прослеживается рост преступности, рост именно определенных его видов. 1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УГОЛОВНОЙ СТАТИСТИКИ Анализ данных уголовной статистики строится на использовании целого ряда статистических показателей, выражаемых в форме абсолютных, относительных, средних величин, показателей рядов динамики. Абсолютные величины имеют наиболее широкое распространение: это численность лиц, обладающих теми или иными нравственными чертами, число нарушителей закона и т. д. Помимо традиционных видов относительных величин, в уголовной статистике используются и некоторые специфические показатели, например коэффициент "пораженности" преступностью различных социальных и половозрастных групп населения. Они счисляется как отношение доли определенной группы населения в составе контингента преступников к доле соответствующей группы в составе всего дееспособного населения. Аналогичная форма показателя может быть использована и для исследования распространенности прогрессивных начинаний. Средние величины чаще используются в анализе социальных аномалий и правонарушений. Это показатели средних сроков расследований, среднего возраста нарушителей закона, среднего срока лишения свободы по видам преступлений и др. Показатели динамики исчисляются для оценки скорости изменения показателей нравственного состояния населения во времени. В силу преобладания в уголовной статистике атрибутивных признаков существенное значение приобретают различные непараметрические методы проверки гипотез и непараметрические показатели тесноты связи. Среди непараметрических показателей тесноты связи широко используются коэффициенты ассоциации, взаимной сопряженности, ранговые коэффициенты корреляции. Также высокое значение в правовой статистике является исследование влияний социальных, экономических, демографических факторов на нравственный облик людей, изучений условий в которых происходит формирование как негативных, так и позитивных явлений, изучение процессов формирования моральных стереотипов в обществе. Круг источников информации уголовной статистики ограничен по сравнению с другими направлениями социальной статистики. Это связано с тем, что вопросам уголовной статистики долгое время не уделялось должного внимания в теории и практике, а так же тем, что многие характеристики морального облика весьма сложно выразить с помощью количественных оценок. Вместе с тем здесь можно использовать и статистическую отчетность правоохранительных органов, данных Всесоюзных переписей населения, статистики бюджетов, используются результаты опросов общественного мнения. Особое место по ценности информации о нравственном облике граждан занимают данные конкретных социологических исследований. Необходимо отметить, что в настоящее время система показателей моральной статистики требует основательной доработки. На страницах журналов ученые ведут полемику о методах исследования статистических данных и их регистрации. Так, например, Ю.Карпухин в своей статье "Совершенствовать статистику преступлений" рассматривает проблемы полноты и своевременности представления в органы внутренних дел сведений о совершаемых в стране преступлениях. Он отмечает, что нередко из-за несовершенства системы регистрации возникает неоднократное дублирование, например: "Если уголовное дело было возбуждено и по нему окончено расследование, а затем с утверждением заключения направленно в суд, где было бы рассмотрено по существу, то на различных этапах своего движения оно неоднократно проходило регистрацию в различных правоохранительных органах". Также он подчеркивает, что некоторые правоохранительные органы прямо или косвенно заинтересованы в сокрытии определенной части информации, поступающей к ним. Карпухин выделяет проблему противоречивости публикуемых данных. Это он объясняет тем, что "данные брались из разных источников и давались в процентном отношении друг к другу без общего, единого показателя, выражали конечный результат деятельности разных правоохранительных органов. Например, согласно сообщения бывшего министра внутренних дел СССР Власова А.В., в 1987 году лиц с установленным диагнозом "наркомания" было 52 тыс., а в другом источнике называлась цифра 46 тыс." Он делает вывод, что "сложившаяся к тому времени система регистрации и учета совершенных в стане преступлений и совершивших их лиц недостаточно совершенна, нуждается в отыскании новых субъектов и порядка регистрации, а также в установлении единого источника данных о моральной статистике". Выход из создавшегося положения он видел в том, что первоначальным органом регистрации поступающей информации обо всех преступлениях будет такой субъект, который бы находился в самой системе правоохранительных органов с непосредственным подчинением Министерству Юстиции СССР. "Такой субъект будет полностью независим от органов предварительного расследования, прокуратуры и суда". Карпухин отмечал, что "статистика преступности должна стать частью государственной статистики". М.Волков в статье "Что нам показывает статистика преступности" подчеркивал, что в правовой статистике чаще всего используются абсолютные показатели и темпы роста (или прироста), реже - относительные: "интенсивность-количество преступлений или лиц, их совершивших, приходящихся на 100 тыс. человек, которая более рельефно показывает складывающуюся картину". Также он придает большое значение учету половозрастной структуры населения. Как мне кажется, необходимо отметить то, что при преодолении вышеупомянутых негативных явлений в правовой статистике необходимо учитывать опыт специалистов других стран, применять их методы, разработки и подходы. 2.ТЕНДЕНЦИИ В ИЗМЕНЕНИИ ПРЕСТУПНОСТИ И СУДИМОСТИ В СССР. Ухудшившиеся условия жизни населения, межнациональные конфликты и в целом социальная напряженность в СССР способствовали росту преступности. В 1990г. было зарегистрировано 2,8 млн. преступлений, что на 13,2% больше, чем в 1989 году. В1990 году отмечался самый высокий уровень преступности за многие годы. Число зарегистрированных преступлений характеризовалось следующими данными: Таблица 1 | |тысяч |1990 в % к 1989 | | | |на 100 тыс. | | | |жителей | | |1989 |1990 |1989 |1990| | |СССР |2461.2|2786.6|113.2|856 |963 | |РСФСР |1619.2|1839.5|113.6|1096|1241 | |УССР |322.3 |369.8 |114.7|623 |713 | |БССР |66.5 |75.7 |113.8|650 |737 | |Узбекская ССР |84.5 |88.2 |104.4|420 |424 | |Республика Грузия |17.6 |19.7 |111.7|324 |361 | | Республика |15.0 |15.4 |102.9|212 |216 | |Азербайджанская | | | | | | |Республика |31.2 |37.1 |118.6|843 |993 | |Литовская | | | | | | | Республика Молдова|40.9 |43.0 |105.3|940 |985 | |Республика |29.7 |34.7 |116.9|1106|1290 | |Латвийская | | | | | | |Республика |25.5 |29.7 |116.1|590 |673 | |Кыргызстан | | | | | | |Таджикская СССР |16.4 |16.9 |103.0|317 |317 | |Республика Армения|8.4 |12.1 |143.9|256 |265 | |Туркменская ССР |17.3 |18.6 |107.8|493 |507 | |Эстонская |19.1 |23.8 |124.4|1213|1504 | |Республика | | | | | | Преступность росла, а раскрываемость преступлений падала. В 1990 году остались нераскрытыми 1,2 млн. преступлений, что на 0,25 больше, чем в 1989 году. Не было раскрыто каждое девятое убийство и изнасилование, каждое четвертое тяжкое телесное повреждение, каждое третье разбойное нападение, около половины грабежей, более половины краж. В результате преступлений погибло в 1990 году 72 тыс. человек против 66,6 тыс. в 1989 году. За 1990 год увеличилось число участников групповых преступлений с 382,2 тыс. до 421,2 тыс., или на 7,9% .Группами совершилось каждое пятое преступление, треть изнасилований, хищений огнестрельного оружия и боеприпасов, грабежей, краж, угонов автотранспортных средств, половина разбойных нападений. На почве пьянства чаще, чем другие преступления, совершаются убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования, разбойные нападения, хулиганства и составили 60% -70% . В состоянии наркотического возбуждения совершено 3,2 тыс. преступлений, что на 19,1% больше, чем в 1989 году. Более высокие темпы роста были в Грузии (в 1,5 раз), в Таджикистане и у нас на Украине (в 1,3 раза). Каждый шестой совершивший преступление в состоянии наркотического возбуждения несовершеннолетний. В стране росла насильственная преступность. Около половины осужденных за умышленное убийство и нанесение тяжких телесных повреждений лица в возрасте 30-49 лет. Изнасилование совершается в возрасте до 30 лет (84%), из них каждый третий несовершеннолетний. Среди осужденных за указанные преступления, неснятую и непогашенную судимость каждый четвертый (в1989 году каждый пятый) был осужден за это же преступление, а число рецидивистов, имевших три и более судимости, выросло на17,7%. Усиление инфляционных процессов, разбалансированный потребительский рынок привели к значительному росту корыстных преступлений. Их число за год увеличилось на 17,5% и составило1,9млн. Особенно большой размах получила спекуляция непроизводственными товарами. По данным обследования Госкомстата СССР, переплаты населения в связи с покупкой этих товаров на "черном" рынке увеличились за год в 2,8 раза. За год число осужденных за хозяйственные и должностные преступления увеличилось с 34,7 тыс. до 36,6 тыс. (5,6%). Нужно еще отметить, что от следствия, дознания и суда скрылось 119,4 тыс. человек, т.е. каждый двенадцатый из числа выявленных лиц, совершивших преступление. На конец 1990 года осталось в розыске 38,1тыс. человек, что на 35,3% больше по сравнению с прошлым годом. 3.СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ АЛКОГОЛИЗМА За 1985-1990гг. потребление алкогольных напитков на душу населения сократилось в 1,8 раз и составило 4,6 литра, а с учетом самогоноварения 6,7 литра против 10,7 литра в 1984 году. Это было связано с принятием в мае 1985 года постановления Совета министров СССР "О мерах предотвращению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения" и с решением Совета Министров СССР о сокращении производства винно-водочных изделий, принятом в 1988 году. Резкое сокращение продажи спиртных напитков вызвало рост спекуляции алкогольными напитками, цены "черного" рынка на водку превышали государственные в 2,4 раза, на вино - в 3 раза. За спекуляцию спиртными напитками в 1990 году привлечено к ответственности 36,6 тыс. граждан, что на 19% больше, чем в 1989году. Имело место самогоноварение. Население на эти цели израсходовало в 1990 году свыше 1 млн. тонн сахара, из которого было изготовлено 150 млн. декалитров самогона, что составило немногим менее трех четвертей по отношению к объему продажи ликероводочных изделий в целом по стране за 1989 год. Торговля алкогольными напитками проходила с большими трудностями. За пять лет число специализированных магазинов сократилось на 30%. Неудовлетворительная организация торговли алкогольными напитками усугубляет многочисленные нарушения правил торговли ее работниками. В течение 1989 года органы внутренних дел выявили около 20.1 тыс. работников предприятий торговли и общественного питания нарушившие правила торговли спиртными напитками. Одним из самых негативных явлений связанных с пьянством, является рост дорожно-транспортных происшествий по вине водителей, находившихся в нетрезвом виде. В 1990 году по сравнению с 1989 годом увеличилось количество водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения и достигло 1,3 млн. человек, около 80% дорожно- транспортных происшествий совершается по вине нетрезвых водителей. По вине лиц, находившихся в нетрезвом состоянии, в 1989 году произошло 23,1 тыс. пожаров, в которых погибло около 5 тыс. человек. Оставался высоким уровень заболеваемости алкоголизмом. Общая численность лиц, стоящих на учете в медицинских учреждений на начало 1991 года составило 4,1млн., из них 1,1 млн. (27%) сельских жителей, 0,5 млн.(12%)-женщин. Согласно данным социологического обследования, истоки пьянства и алкоголизма среди подростков кроются в семье. Положительное отношение к употреблению спиртных напитков в два и более раз выше у учащихся из тех семей, где нет взаимопонимания между родителями и детьми и где пьющие родители. Каждый четвертый школьник и учащийся профтехучилища начал употреблять алкоголь раньше пятнадцати лет. В 1989 году от причин, непосредственно связанных с алкоголизмом, умерло 22,9 тыс. человек, из них 85% - в результате алкогольного отравления. В 1990 году число умерших по сравнению с 1989 годом выросло более чем на 20% и составило 23,8 тыс. человек. В целом в стране было привлечено к ответственности 9,5 млн. человек за нарушение антимонопольного законодательства, из них 7,6 млн. - к административной ответственности. Более чем для 100 тыс. граждан меры, принятые к ним в административном порядке, не стали серьезным уроком, и они были привлечены к уголовной ответственности. 4. ДРУГИЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПАТОЛОГИЙ. 1. О лицах ведущих бродяжнический образ жизни. В 1989 году было зарегистрировано 168,6 тыс. лиц в трудоспособном возрасте (от 18 лет), неработающих и не учащихся и официально предупрежденных о прекращении такого образа жизни, что на 24% меньше уровня 1988 года. Снижение их числа было связано с ослаблением на практике применения статьи уголовного кодекса о занятии бродяжничеством или попрошайничеством. Среди этих лиц 48,2 тыс. или 28,6% молодежи в возрасте18-29 лет (88год-81,9 тыс.). Каждый пятый из них ранее совершил преступление. Социально опасным явлением, усугубляющим криминогенную обстановку в обществе, является также бродяжничество. Число таких лиц характеризовалось следующими данными: ТАБЛИЦА 2 | |ТЫСЯЧ |на 100тыс. | | | | | |жителей | | | | |1989 |1990 |1989 |1990 | |СССР |142.2 |140.0 |50 |49 | |РСФСР |89.0 |88.5 |61 |60 | |УССР |19.8 |18.9 |38 |37 | |Казахская ССР |11.0 |10.6 |67 |64 | |Узбекская ССР |10.8 |10.0 |55 |50 | |Республика Армения |0.1 |0.4 |4 | 11 | За последние годы отмечалось незначительное (на 1,7% меньше по сравнению с 1988 годом) снижение числа лиц в возрасте 16 лет и старше, подозреваемых в занятии бродяжничеством. Почти 2/3 этих лиц прибыло в районы задержания из других регионов, из них столько же находилось в нем до10 суток, почти треть от 3 до 10 месяцев, 92,1 тыс. лиц (или65,8%) имели судимость. Среди бродяг количество лиц в трудоспособном возрасте составляет 104,3 тыс. (или 92,4%), из них почти треть - в возрасте от 18 до 30 лет. Три четверти из них имеют специальности. Число женщин составляет 19 тыс. или 16,9%, это на 7,9%меньше, чем в 1988 году. 2.Статистика анонимок. У любого гражданина страны есть право обратится с любым сообщением в соответствующие органы и организации. Но в силу ряда причин эти сообщения не всегда подписываются. Такие сообщения принято называть анонимками. К сожалению, количество таких писем с каждым годом увеличивалось. Долгие годы эта проблема замалчивалась, что приводило к негативным явлениям. 2 февраля 1988года был издан Указ Верховного Совета СССР" О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан". С этого времени анонимные письма должны быть поставлены вне закона, т.к. письма без подписи не подлежат рассмотрению. Но, к сожалению, данная проблема не исчезла. Живучесть негативных традиций, попытка воспользоваться для сведения личных счетов данными, изложенными в анонимках, которые продолжают поступать в различные инстанции, вызывают необходимость анализа причин их возникновения и последствий. Можно выделить три основные причины появления негативных писем: 1.боязнь преследования со стороны должностного лица за критику, месть за нее; 2.боязнь мести со стороны лица, совершившего правонарушение; 3.желание автора уйти от ответственности за заведомую клевету. Вот о чем говорили статистические данные конца восьмидесятых, начала девяностых годов. Объектами нападок со стороны анонимщиков становятся: работники предприятий бытового обслуживания и железнодорожного транспорта (12%), сельского хозяйства, научных учреждений и медицины (по 9%), вузов, партийных и советских органов (по 5%),юридических учреждений, органов внутренних дел (по 4%), иных -12%. Чаще всего встречаются анонимки следующего содержания: - о якобы совершенных преступлениях 18%; - о научной несостоятельности 10%; - о фальсификации научных исследований 10%; - о злоупотреблении служебным положением 8%; - незаконные действия должностных лиц 6%; - аморальное поведение 6%; - незаконное обогащение 2%; - вымогательство 2%; - преследование за критику 1% . Если говорить о фактически подтвержденных сведениях, то до 20% из них получили полное подтверждение, 8% частичное и 72% вообще не подтвердились. Наивно думать, что анонимщики исчезли сами по себе. Поэтому важное значение приобретает вопрос о своевременном выявлении и привлечении их к уголовной ответственности, возмещении материального ущерба. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Статистика, как и многие другие науки не является точной, к тому же она по прежнему остается инструментом в руках политиков. Статистические данные всячески искажаются в угоду тем или иным силам. Если раньше правовая статистика, как самостоятельная наука попросту игнорировалась, то сейчас она подвергается искусственным искажениям. Необходимо сказать о том, на сколько сильно и быстро правовая статистика вскрывает самые потайные болезни общества. Например, по виду наиболее часто упоминающихся преступлений можно смело говорить о экономической и политической ситуации с стране. Приведенные в реферате статистические данные наглядно показывают следствие разрушения политической власти в стране, правовой и экономической неопределенности. Резко возросшие в те годы число экономических преступлений, выявило неграмотный подход к ходу реформ. Если говорить о правовой статистике сегодня, то она, как и раньше, продолжает цитировать действительность. Резкое обнищания населения, возросшее количество безработных, бездомных детей, невероятные масштабы проституции и наркомании наглядно демонстрируют результат безвластия и не координированности действий государства. Проанализировав все это, можно смело говорить, что любые решения, экономические программы, расчет бюджета и другие сферы общественного регулирования можно проводить в жизнь лишь глубоко изучив все статистические данные. ЛИТЕРАТУРА. . "Вестник статистики" 5'89 Ю.Карпухин, Ю.Торбин "Статистика анонимок" . "Вестник статистики" 7'89 Маркович, Хмельницкий "Организация моральной статистики во Франции" . "Вестник статистики" 8'89 Карпухин Ю. "Совершенствовать статистику преступлений". . "Вестник статистики" 10'90 "О лицах ведущих паразитический и бродяжнический образ жизни". . "Вестник статистики" 3'91 Волков М. "Что нам показывает статистика преступности". . "Вестник статистики" 8'91 "О преступности и судимости в стране" . "Вестник статистики" 9'91 И.Кириллов "Потребление алкоголя и социальные последствия пьянства и алкоголизма". . "Социальная статистика" Учебник. М. Финансы и статистика. 1988г., стр.144-157. . "Народное хозяйство в СССР" 1989 г. (Стат. сборник). |
|
© 2010 |
|