РУБРИКИ |
Диссертация: Средства массовой информации в контексте межнациональных и федеративных отношений |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Диссертация: Средства массовой информации в контексте межнациональных и федеративных отношенийорганов государственной власти. Эти принципы вытекают из мирового опыта, из исторических особенностей многовековой российской государственности, из современных реалий Российской Федерации. В частности, при формировании данных принципов следует принять во внимание следующие особенности государственно-национальной жизни России, присущие ей неизменно во все времена: - преимущественно мирное сосуществование самого крупного народа России - русского и других российских этносов, терпимое отношение государства ко всем религиозным конфессиям, к традициям, культуре, особенностям уклада жизни нерусских народов; - приоритетное значение для русских, других народов России духовных и нравственных ценностей по сравнению с экономическими, материальными; - государственническо - национальный менталитет подавляющего большинства россиян, независимо от их национальности и вероисповедания: сильное единое государство, коллективные права этноса, народа для них не меньшая, а может быть, даже большая ценность, нежели права и свободы человека и гражданина. С учетом сказанного, можно сформулировать следующие принципы национальной политики Российского государства: - уважение прав и основных свобод человека, независимо от его национальности, происхождения, социального положения и места проживания; - уважение и равенство всех народов, в том числе их права на различные формы своего конституционного самоопределения при условии сохранения территориального единства страны, целостности российской государственности, спокойствия, мира и сотрудничества со всеми народами своего региона и всей страны; - равная суверенность и ответственность перед населением своих республик, краев и областей, национальных автономий. Сохранение по их желанию традиционного статуса в составе федерации, закрепленного Федеративным договором и Конституцией Российской Федерации; - единство многонационального народа Российского государства как сообщества равноправных народов и граждан страны; - развитие многонационального российского общества на основе свободного, открытого, демократического диалога между гражданами, народами - с одной стороны, и властью всех уровней - с другой; - гарантированная защита со стороны государства личной безопасности человека, обеспечение безопасной жизни каждого этноса; - защита от любых форм дискриминации по национальному признаку, пресечение политических, идеологических и пропагандистских акций, разжигающих расовую, национальную вражду и рознь; - государственная поддержка национальных меньшинств, малочисленных народов в деле сохранения их культуры, языка, традиций и среды обитания; - создание механизмов международных гарантий защиты прав и свобод этнических россиян в иностранных государствах. Эти принципы образуют фундамент национальной политики Российской Федерации, но они по сути являются и принципами деятельности российских СМИ, и неуклонное следование им определяет и эффективность реализации стратегии национальной политики. Высшая цель национальной политики, а значит и задача СМИ - в формировании такого общества, где бы своевременно и максимально полно удовлетворялись национальные потребности как отдельного человека, так и конкретного этноса или всех проживающих в стране народов, причем так, чтобы это не ущемляло законных интересов других лиц или этносов, не сопровождалось напряженностью и конфликтами. Достижение этой цели предполагает создание соответствующих условий и механизмов воспроизводства национально-этнической жизни каждого народа во всем ее богатстве при сохранении и углублении традиций равноправного развития сотрудничества народов всей страны. Свободное национальное развитие того или иного народа в сотрудничестве с другими народами не только не исключает, а, напротив, усиливает его национальную консолидацию на основе общности культурно-исторического прошлого, национальных ценностей и интересов. Как для национального развития конкретного этноса, так и для межнационального сотворчества вредны противопоставление одного народа другому или другим, проявление агрессивного национализма и шовинизма, культивирование психологии национальной исключительности и предвзятости. Экономическое и культурное обособление наносит огромный ущерб экономике и культуре каждого народа, региона и всей стране в целом. Преодоление кризисных явлений в жизни конкретного народа и всего государства, движение к все более высоким ступеням материального и духовного прогресса возможны только на пути всемерного развития рациональной экономической и культурной интеграции. Настоящее и будущее российских народов, межнациональных отношений в России в решающей мере зависит от социально-экономического положения и национального самочувствия русского народа. Поэтому первоочередными являются задачи решения накопившихся в течение десятилетий социально-экономических и этнокультурных проблем русской нации ее подлинного национального возрождения и расцвета. Задачи СМИ в области социально-культурной и духовной сфер развития и сотворчества народов: - противостояние (сдерживание) процесса направления высвобождающейся национальной энергии в разрушительное русло. Отсюда необходимость подъема национальной культуры, которая повсеместно находится в тяжелейшем положении. Кризис культуры, особенно ее инфраструктурной базы, затронул все народы, проявляется во всех областях социокультурной деятельности. В этих условиях от государства требуется принятие специальных практических мер, обеспечивающих преемственность развития и выживаемость национальных культур; - публикация материалов, раскрывающих основополагающие принципы национально-культурного развития каждого народа и всего сообщества российских народов в условиях демократии. Свобода творческой деятельности человека, осознание каждым народом уникальности своего многовекового культурного наследия и необходимости реализации его потенциала на благо всего Отечества, сохранение и оздоровление социокультурной и экологической среды обитания этноса и человека, свобода выбора каждым народом своего самобытного пути в цивилизационно- культурном процессе, ориентация на культурное сотворчество народов, воспитание граждан страны в духе уважения других культур мира, в духе сотрудничества и созидания - эти и другие принципы должны быть учтены в политике национально-культурного развития и межнационального сотворчества культур; - ключевое значение для духовного развития многонационального российского народа, формирования духовного облика россиянина имеет русская культура. Исторически сложилось так, что невозможно говорить о духовном возрождении любого народа России, всего Отечества в отрыве от возрождения, сохранения и развития русской культуры; - поддержка СМИ требуется также для сохранения и развития культурных ценностей малочисленных народов. Состояние финансирования учреждений культуры и искусства, издательств, средств массовой информации на языках малочисленных народов ныне таково, что сохранение их культуры в современных условиях находится под вопросом. - ориентация на создание четких правовых гарантий защиты и развития этнокультурной самобытности народов, сдерживание этнокультурного нигилизма, питаемого безнациональной массовой культурой, которая распространяется по всему миру. Проведение в жизнь идеи создания условий для сохранения и развития своей культуры в такой общественно-политической среде, которая благоприятствует духовному сотворчеству народов. Особенно актуальна задача повышения уровня культурно-исторического сознания россиян. Ее решение требует ясного осознания каждым народом, каждым гражданином ценности своей самобытной национальной культуры, ценности культуры других народов, общности духовного мира соотечественников - россиян. Это в свою очередь требует соответствующей перестройки деятельности систем образования, воспитания, всей социокультурной сферы Ставится разработка целого ряда федеральных и региональных программ, направленных на выравнивание социально-культурной инфраструктуры народов и территорий. Плюралистический, многокультурный характер должны обрести культурно-информационная система государства в целом и субъектов Федерации. Важно расширить объем радио- и телевещания на языках народов России. Нужен специальный межнациональный канал на телевидении. Действенной формой реализации культурных потребностей дисперснопроживающих национальностей может стать экстерриториальная культурно- национальная автономия. Осуществляя реализацию социально-культурного и шире - духовного облика национальных групп, национально-культурная автономия будет способствовать их межнациональному согласию и сотрудничеству. Для учета и реализации культурных потребностей людей различных национальных групп следует создавать соответствующие учреждения в органах государственной власти в центре и на местах, обеспечивать их тесное взаимодействие с национально-культурными ассоциациями. На смену жестко регламентированной языковой политике должна прийти мобильная многовариантная языковая стратегия, функционирующая в соответствии с реальными потребностями на различных уровнях. Здесь важно реализовать два комплекса мер. Во-первых, меры, направленные на поддержку русского и других национальных языков, и, во- вторых, меры, способствующие удовлетворению специфических потребностей носителей иных языков, не являющихся государственными. Придача в ряде республик статуса государственного двум или нескольким языкам должна сопровождаться правовой проработкой проблем взаимодействия языков в процессе их функционирования, соблюдения государственными органами, должностными лицами и гражданами законов о языке (языках). В разработке и реализации специальных федеральных и региональных программ нуждаются языки многих народов России. Важно преумножить имеющийся позитивный опыт культурно-языкового развития народов, их культур и литератур, издательского дела на национальных языках. Стоит подумать над разработкой и принятием субъектами Федерации совместных программ развития языков и национальных культур. Следует взять под государственную опеку продолжение работы по созданию письменности для бесписьменных народов. Анализ состояния основных тенденций и особенностей этноязыковых процессов в СМИ подскажет органам власти и управления в Центре и на местах другие необходимые меры. Но в любом случае следует помнить, что этноязыковые ситуации, традиции сохранения, развития и адаптации родных языков являются важным фактором национального самосознания и этнополитического самочувствия населения конкретных регионов. Реализация задач этнокультурного развития и сотворчества народов включает в себя принятие законов, регламентирующих деятельность национально-культурных ассоциаций. Требуются также соответствующие законодательные акты, касающиеся функционирования средств массовой информации, библиотек, музеев, развития национального искусства, определяющие порядок редакционно- издательской деятельности на языках народов России. Актуальным остается вопрос правовой защиты культуры, языка, среды обитания, традиций и форм хозяйствования конкретных народов. Остро ощущается потребность в пакете законодательных актов по охране культурно-исторического и природного наследия народов страны. Они могли бы быть подготовлены на основе осуществления специальных исследовательских программ, обеспечивающих комплексное изучение этнокультурных и языковых процессов развития наций и их культурное взаимодействие. Задачи СМИ в области решения социально-психологических проблем национального развития и межнационального общения: На настоящем этапе развития наций и межнациональных отношений социально- психологические проблемы их жизнедеятельности выходят на первый план. Это закономерно обусловлено как ростом национального самосознания, так и кризисными явлениями в обществе. Негативную, будоражащую национальные чувства роль сыграли разочарование в недавнем прошлом, методичное навязывание СМИ установки на полную ущербность этого прошлого, социально-политический, экономический и духовно-нравственный кризис, отсутствие доверия к государственной власти. В этой ситуации национальная принадлежность выступает как главный и самый понятный компенсаторный механизм. Отсюда повышенная доверчивость при восприятии людьми различного рода национальных идей и лозунгов, легкость, с какой они становятся жертвами популистской и не всегда чистоплотной политики узкого круга этнической элиты. Поэтому национальная политика государства должна строиться с учетом психологического состояния национального самосознания, обостренного отношения ко всему, что связано с национальным достоинством, национальным самочувствием. Нерв национальной жизни сегодня слишком болезнен. Сказанное подводит к выводу о необходимости специальных исследовательских программ, которые дали бы картину национально-психологического самочувствия отдельных народов, населения конкретных регионов и в целом национально- психологического состояния страны. Дифференциация здесь значительная. Одни народы подверглись депортации, другие репрессиям, третьи оказались переселенными, где насильно, а где добровольно, представители четвертых приехали когда-то из других мест, чтобы помочь коренным народам, представители пятых раньше ездили по всей России и «шабашничали», то есть зарабатывали деньги, и так далее. В течение веков сложился комплекс этнопсихологических стереотипов, накопились взаимные обиды и предубеждения. Вот почему от органов власти всех уровней при проведении национальной политики требуются осторожность, взвешенность и деликатность. Особого внимания заслуживают, в частности, социально-психологические изменения происходящие в национальном самосознании русской нации под воздействием таких факторов, как изменение политического и нравственного статуса русских на бывших национальных окраинах, неблагодарная, а то и просто враждебная реакция на помощь и поддержку, которую проявляют отдельные республики и страны, превращение русских в ряде новых государств в «национальное меньшинство», взваливание на них ответственности за все беды и несправедливости, причиненные центральной властью, будь то в Российской империи или в СССР и так далее. Национально-психологическую ситуацию следует подвергать анализу и систематически прослеживать во всех регионах, доводя дело до создания механизмов нравственно-психологической защиты чести и достоинства народов России. Такие механизмы, призванные обеспечивать своевременную нейтрализацию пагубных для этнического самочувствия и межэтнической социально-психологической стабильности явлений и процессов, должны встраиваться в культурно-информационную систему общества в целом и конкретных регионов и «работать» на создание общественно-политического и психологического климата, благоприятного для национального развития, межнационального диалога и согласия. Национальные меньшинства и малочисленные народы восприняли курс на демократию как шанс на получение возможности в полной мере удовлетворить свои культурно-политические и социально-экономические чаяния. Эти надежды не оправдались. Более того, народы ощутили огромную опасность для сохранения своей этнокультурной самобытности, социально-экономического выживания. Мировой опыт показывает, что кризис экономической жизни общества, рост безработицы и социальной конкуренции ведут к усилению межэтнической напряженности. В такой ситуации начинают активно действовать этнические элиты, которые формируют образ врага из инонациональных групп, национальных меньшинств. Чтобы блокировать подобные явления, власти следует сосредоточить усилия на придании всем созидательным процессам общегражданского характера: ни один народ, ни один регион не может быть исключен из них. Социальное внимание, социальную заботу должны ощущать все национальные группы. Задача государства, гражданского общества в нынешних трудных условиях - поддерживать чувство уверенности в завтрашнем дне, создавать идейно-нравственную и психологическую атмосферу, настраивающую всех граждан, все народы нашей многонациональной страны на совместное преодоление кризисных явлений. Особая роль в этом принадлежит массовой культурно-информационной работе среди населения, которая должна строиться на основе специальных программ и требует соответствующих средств. «Сверхзадача» этой работы - утверждение таких принципов как защита и уважение достоинства нации и национального достоинства человека; свободное национально-культурное самоопределение личности; соблюдение законов страны и ориентация на равноправный диалог национальностей и культур, их бесконфликтное взаимодействие в режиме духовного сотворчества; недопущение дискриминации личности по национальному признаку; формирование атмосферы уважения к культурно-языковым традициям всех народов страны, культуры межнационального общения. Задачи СМИ в области воспроизводства и миграции населения как предмета национальной политики многонационального государства. В современном мире эффективная национальная политика невозможна без учета этнических аспектов, демографических и миграционных процессов. Отсюда необходимость постоянного изучения таких показателей, как рождаемость и смертность населения, его воспроизводство с анализом региональной и национально-этнической дифференциации этих показателей; состояние здоровья населения в субъектах федерации и в масштабах всей страны; факторы депопуляции, имеющие определенную этническую специфику; положение семьи с учетом национальных традиций; миграция населения как наиболее болезненное и тревожное последствие межнациональных конфликтов [22]. Концепция управления демографическими процессами в многонациональной России, отражающая приоритеты национальной политики государства, должна исходить из трех обстоятельств: - создание условий для развития традиционной национальной семьи; - формирование процесса воспроизводства населения с учетом специфики состояния конкретных этносов и регионов; - своевременное принятие долгосрочных мер (поскольку демографические процессы обладают высокой инертностью, сдвиги в этой сфере происходят лишь за период, равный длине демографического поколения). Мировой опыт говорит о том, что демографические программы и программы развития семьи, усилия по укреплению здоровья населения страны относятся к числу наиболее капиталоемких. Причем они не приносят непосредственной прибыли. Поэтому соответствующие расходы ложатся в основной своей массе на государство - на федеральный и местные бюджеты. В большинстве регионов России происходит ухудшение демографических показателей, сокращается средняя продолжительность жизни, ухудшается здоровье населения. Вот почему, несмотря на переживаемые государством финансовые трудности, важно изыскивать ресурсы для долгосрочных государственных программ, реализация которых призвана переломить эти губительные для людей и народов тенденции. При этом следует нацелить программы на преодоление региональной и этнонациональной дифференциации уровня обеспеченности медицинской помощью. Для каждого конкретного этноса должны быть составлены программы, способствующие преодолению депопуляционного барьера и обеспечению хотя бы простого замещения поколений. Соответственно, должны быть разработаны и программы оптимизации процесса планирования семьи, охраны здоровья матерей и будущих поколений. Исходя из совокупности социально-экономических и этнополитических факторов, следует разработать концепцию формирования населения в отдельных регионах страны. Учитывая сложность этнических процессов в России, важно выработать общие принципы проведения в конкретных регионах исследований по проблемам воспроизводства, миграции и занятости населения. В связи с этим нужно держать под постоянным контролем исследовательских центров и государственных органов власти: - основные тенденции динамики численности, возрастной и этнических структур населения России на долгосрочный период; - этнорегиональную дифференциацию рождаемости и перспективы воспроизводства населения; этнорегиональную дифференциацию брачности и перспективы модернизации семейной структуры населения; - межгосударственные, межрегиональные и межэтнические миграционные процессы, их последствия для расселения этнических структур населения в отдельных регионах страны. В связи с вышеуказанными проблемами следует существенным образом доработать законодательно-нормативную базу их своевременного решения. Задачи СМИ в решении проблем малочисленных народов. Одним из главных показателей состояния национальной политики страны является положение малочисленных народов, численность которых не превышает 50 тысяч человек. Их в Российской Федерации более 60. Проблемы развития малочисленных народов охватывают на деле весь комплекс вышеперечисленных вопросов и программ. Как правило, малочисленные народы России образуют самостоятельные этнические организмы, но есть и тенденции к их объединению в большие этносы. Каждый из этих этносоциальных процессов требует специальных государственных программ поддержки и развития. Провозглашенные в начале демократических преобразований намерения перевести малочисленные народы, особенно народы Севера, от иждивенческих ориентации к достойному существованию за счет самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности пока не принесли ничего, кроме разрухи существовавших хозяйств и системы обеспечения. Места проживания малочисленных народов с учетом характеристики всего комплекса объективных условий их жизнедеятельности фактически становятся зонами этнического бедствия. Нужны срочные программы - микроэкономические и этнокультурные, то есть направленные не на целый регион, как это уже делалось неоднократно и без пользы для конкретных народов, а на локальные этнические сообщества, на выживание каждого отдельного малочисленного этноса. Стала ясна, в том числе и из международного опыта, необходимость обозначения малочисленных народов в качестве самостоятельных социально-политических и социально-культурных, а в некоторых случаях и экономических субъектов политики, носителей самобытного культурно-исторического и хозяйственного образа жизни на исторической территории предков. Есть опасность, что без разработки и осуществления специальных программ и дальше будут происходить нивелировка и сглаживание уникальных условий жизнедеятельности малочисленных этносов, фактически на повестку дня ставится вопрос об их социокультурном выживании. Долг государства - оградить эти народы от грубого вмешательства в их образ жизни и среду обитания, разработать и осуществить проекты их совместного проживания с другими малочисленными этносами. Иными словами, речь идет о двуединой задаче. С одной стороны, оберегать малочисленные народы от чрезмерного инонационального вмешательства, сохранить их этноисторическое, самобытное лицо. А с другой - сделать их участниками современных цивилизационных процессов. Основная проблема малочисленных народов сегодня - это их неспособность в силу объективных причин быть равносильными (конкурентоспособными) с более мощными, многочисленными группами населения в том, что касается возможности самостоятельно создавать политические, социокультурные, социоимущественные, экономические условия своего полноценного этнокультурного воспроизводства и хозяйственного самообеспечения. Поэтому в национальной политике следует предусматривать право этих народов на нетрадиционные формы политического самоуправления. Соединение этих двух начал - социально-экономической и этнической самобытности и самобытности форм самоуправления позволит малочисленным народам стать в перспективе самостоятельными, вполне жизнеспособными субъектами страны. Решающее значение при этом имеет налоговая система, направленная на активизацию хозяйственной деятельности локальных этнокультурных общностей. Она должна предоставлять льготные условия возрождения традиционных форм хозяйствования. Сходные меры можно принять и по отношению к старообрядческим общинам русских, а также к общинам татар, украинцев и других национальностей. Стоит подумать над разработкой и реализацией специальных государственных программ по созданию прибыльных этнонациональных предприятий и корпораций в районах компактного проживания представителей малочисленных народов. Кроме чисто производственной деятельности эти предприятия могли бы решать задачи воспроизводства традиционных систем жизнедеятельности, восстановления культурно-хозяйственной идентификации этих этносов. В этом плане полезно было бы изучить опыт этнонациональной политики в отношении малочисленных народов, имеющийся в странах Скандинавии, Канаде, США. Новую систему механизмов государственной национальной политики сначала можно было бы отработать экспериментально в отдельных районах компактного проживания малочисленных народов. Национальная политика по отношению к малочисленным народам не должна замыкаться только на обеспечении их физического собирания и сохранения в резервациях. Не должна она ограничиваться и «суверенизацией» их культурно- исторического опыта, патронажной помощью. Ее цель - превращение малочисленных народов в самостоятельные субъекты жизни многонационального федеративного государства. Для эффективной работы СМИ в обозначенных областях необходимо новое этнополитическое мышление, понимаемое как совокупность взглядов, идей, концепций и теорий, а также приемов, методов, путей и способов снятия межэтнических противоречий, решения этнополитических конфликтов, стабилизации этнополитической ситуации и т.д. Этнополитическое мышление-продукт исторического развития цивилизации. Оно является одной из форм отражения общественного бытия, и, прежде всего, условий существования этносов (наций и этнонациональных групп), их взаимоотношений с государством. Этнополитическое мышление не только отражает реалии этнополитической ситуации в стране и мире, но и оказывает на них существенное влияние. Характер этого влияния, степень его консервативности и реакционности или, напротив, демократичности и прогрессивности зависят от типа мышления - старого или нового. Новое этнополитическое мышление - это тип мышления, предусматривающий не только кардинальный разрыв со многими устаревшими догмами и стереотипами или переоценку не утративших своей актуальности положений, но и постоянный творческий процесс переосмысления этнополитической ситуации, разработка новых теоретических подходов, поиск оригинальных и эффективных путей достижения этнополитической стабильности общества. Основу нового этнополитического мышления составляют: а) взгляды, идеи, концепции и теории, выработанные на протяжении человеческой истории и не утратившие своей значимости в частности, ряд положений историко-экономической, психологической, культурнической, этнической и других теорий нации , и национально-государственных отношений; б) документы ООН, ЮНЕСКО, других международных организаций, регламентирующие этнополитические отношения; в) отечественный и зарубежный опыт (позитивный и негативный), решения этнополитических проблем и т.д. Приведем предложенную Картуновым А.В. сравнительную аналитическую таблицу. С нею можно соглашаться или не соглашаться, но она, по нашему мнению, дает представление о сущности, характере, основных принципах и чертах старого и нового этнополитического мышления. ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Эта таблица, по моему мнению, должна стать руководством к действию каждого органа (средства) массовой информации, и я осмеливаюсь предложить ее в качестве одного из практических предложений для эффективной реализации национальной политики СМИ и властными структурами, как своего рода мост взаимодействия между ними. Заключение Проведенный в диссертации анализ дает основания для переосмысления ряда функций средств массовой информации с учетом характера и особенностей реформирования национально-государственного устройства Российской Федерации. При этом автор исходит из того, что СМИ призваны способствовать государственной стабилизации, социально эффективной организации общества, учитывать экономический ресурс как государства в целом, так и активных носителей культуры, традиций, социальных и национальных ценностей в их развитии. Рассмотрение федеративных и национальных отношений как предметного поля СМИ подчеркивает исключительную важность прессы, электронных средств массовой информации в качестве производительной силы в области массового сознания, как действенного участника формирования новой политической инфраструктуры. Такой подход обусловлен тем, что именно СМИ обладают способностью преобразовывать, стабилизировать, обогащать (или обеднять) общество, тем самым сохранить и культивировать общегосударственные и национальные ценности, содержательно реализовать взаимодействие народов страны или противодействовать их взаимопониманию. Здесь, как отмечается в методическом пособии «Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации», мы имеем дело с отражением, когда с помощью и при посредстве СМИ происходит своеобразное распределение ролевых функций, социальный обмен деятельности на базе интересов людей. Таким образом, социально-преобразующее отражение и постижение сути явления служит средством поиска информационной модели, образа, что затем реализуется в процессах управления [23]. Авторы методического пособия справедливо замечают, что развитие общества в значительной степени зависит от уровня развития межгруппового, межэтнического общения, а следовательно, от характера, степени социально- правовой комфортности функционирования средств массовой информации. Это тем более важно, что информационное пространство после декабря 1991 года рассматривается в контексте новой государственности. Вот почему именно на этапе формирования новой национальной политики, тенденциозная подача фактов и соответствующая интерпретация в СМИ факторов, которые в идеале призваны работать на консолидацию общества, неприемлема в принципе, ибо такая информационная деятельность тормозит реформирование государства и общества, а рост национального самосознания превращает в предмет политических спекуляций, политического торга, провоцирует на этническое противостояние. В силу этого демократическое общество, интересы его граждан, в отношении печати, радио и телевидения сосредоточены на ожиданиях объективизации информационной деятельности, ее ориентации на стабилизацию политической и социально-экономической обстановки в стране. Исходя из этого, деятельность средств массовой информации мы вправе рассматривать как важнейший фактор реализации принципов государственной национальной политики. Деятельность средств массовой информации, как деятельность политическая, нуждается в системной организации, под которой мы подразумеваем их управляемость, подотчетность правительственным органам в той части, где затрагиваются вопросы государственного строительства и национальной политики. Речь, иначе говоря, идет о том, что в информационной деятельности необходим обязательный учет, с одной стороны, общественно значимых проблем государства (этнических, национально-территориальных, экологических, социальных и т. д.), а с другой - проблем взаимодействия видов СМИ (телевидения, радио, периодической печати), государства и общества. Анализ показывает, что власть все в большей степени оказывается объектом влияния СМИ. В этом нас убеждают и события, связанные с отставками и перестановками в Правительстве, когда отдельные телекомпании, редакции, с одной стороны, пытаются повернуть власти в русло своих политических интересов, а с другой - закрепить в представлении общественности те политические инвективы, которые исповедуют владельцы или спонсоры данных изданий. Это ведет к нестабильности в обществе, а то и к ненужным в процессе реформирования политическим баталиям. Организация деятельности российских СМИ, должна строится на базе исторических ценностей России, с включением понятных населению государственно- патриотических, властных рычагов. В уже упоминавшемся методическом пособии отмечается, что поскольку СМИ являясь частью политической системы, находятся вне государственной власти, следует видеть цель их деятельности в мобилизации социальных сил народа и гармонизации этнополитических отношений. Поэтому поставленные самими СМИ задачи, отражая жизненные интересы народа, должны быть подлинно объединяющими на базе традиционной российской идеи: справедливости, всенародного суверенитета, приоритета духовных ценностей над материальными, солидарности власти, исповедующей эти ценности и пользующейся всеобщим доверием и авторитетом[24]. Выше неоднократно подчеркивалось, что складывается все более откровенная зависимость ряда СМИ от крупных политических сил, экономических структур, финансового капитала и даже криминальных структур. Чтобы избежать этого, выход видится в идее государственного покровительства над средствами массовой информации. Самоокупаемость того или иного средства информации должна быть не мнимой (за счет спонсоров), а реальной - лишь при таком условии можно вести речь о независимости или объективности СМИ (исходя из того, что независимость и объективность суть не одно и то же). Ряд изданий, телеканалов работает на ослабление государства, расшатывания доверия населения к любой власти или объективно ведут к этому. Хотя и под видом независимости, открытости и т. д. Очевидно что проблема государственного, правового регулирования деятельности СМИ стала по сути обязательным условием выживания Российского государства. Как без Концепции государственной национальной политики нельзя было выстроить иерархию ценностей в этой области, точно так же нельзя строить приоритеты СМИ, не имея государственной национальной политики. При этом такая политика государства должна не допустить как голого администрирования так и безбрежной безответственности перед государством и обществом, противостоять интенсивному проникновению в инфраструктуру СМИ зарубежного, а тем более криминального капитала. Суммируя результаты исследования, отметим, что СМИ, являясь частью массовой коммуникации, выступают тем не менее самостоятельным политическим институтом общества и функционируют по присущим им законам, преследуя в том числе собственные политические интересы. Каждое средство информации представляет собой организацию, существующую за счет того или иного источника финансирования, являющуюся местом постоянной или временной работы определенной группы специалистов. Эти факторы побуждают журналистов, применяясь к принятым внутри политической системы правилам поведения, к типу и уровню бытующей политической культуры, действовать таким образом, чтобы удержать внимание своей аудитории, стараясь расширить ее, подтверждая тем самым свою общественную необходимость и закономерность финансирования конкретного издания, реализуя творческие и коммерческие интересы. Политика вне СМИ не осуществляется. Политик призван убеждать ближайшее окружение, оппонентов, сторонников, народные массы. В связи с этим наибольший интерес вызывает та часть коммуникативного процесса, которая осуществляется в расчете на самую широкую аудиторию, обращенная к массам и одновременно к личности каждого индивида, входящего в аудиторию. Именно в этом проявляется политическая власть как способность политиков инициировать общественное обсуждение потенциальных политических споров, влиять на общественное мнение, принимать и проводить решения. СМИ при включении их в политику выполняют три главных функции - управленческую, политико-пропагандистскую и побуждающую к обратной связи. Функции СМИ тесно взаимосвязаны и переплетены. Внешне они выглядят и как задачи, и как мотивации политика к включению в массовую коммуникацию. Целями включения политика в СМИ являются: - обнародование и разъяснение решений, новых ситуаций в политике; обращение к массам за политической поддержкой; - создание собственного привлекательного образа в глазах масс, особенно в период предвыборной кампании; отчет перед электоратом, в частности прощальное слово политика, сходящего со сцены; расчет на международный резонанс выступления. СМИ, действующие в рамках демократической плюралистической системы, фиксируют самые разные оттенки мнений и суждений, бытующих в общественном сознании, вследствие этого, доступные для классификации, анализа, оценки репрезентативности. Следовательно, именно эти данные позволяют политикам при сопоставлении с информацией, поступающей по внутренней, закрытой коммуникации, принимать наиболее взвешенные решения. Естественно, при этом повышается ответственность как политиков за своевременное принятие верных решений, так и СМИ - за полную и объективно точную фиксацию исходного материала - всего разнообразия общественных настроений. Это же накладывает определенную ответственность и на общество в целом, от активности или апатии которого зависит репрезентативность переданной по каналам СМИ информации о состоянии общественного мнения. Гласность и свобода печати в контексте выявления и отображения общественного мнения выступают как факторы демократизации общества и в то же время как обязательные условия ее формирования. Политологи оказываются вовлеченными в борьбу за «производство истины» о политической реальности, которая по большому счету оказывается борьбой за навязывание общественными группами своих представлений другим, т.е. борьбой за влияние, за власть. Соответственно, они сами попадают в ловушку, столь тщательно расставленную для политиков. Признавая известный приоритет СМИ в умении угадывать и выделять общественно значимые проблемы, основной смысл деятельности СМИ состоит в том, что они формулируют идеи и проблемы прежде, чем читатели, зрители, радиослушатели могут сделать это сами, хотя они к этому уже готовы. Равнодействующую можно сформулировать и как единство двух функций СМИ - быть и транслятором, и выразителем общественно значимых идей и мнений. Формы, в которые облекается публичный разговор в СМИ, уже во многом выработаны практикой мировой и отечественной журналистики. К ним относится: интервью, беседа, реплика, цитата, публикация результатов социологических исследований, прямой эфир, письмо и другие. Выделенные формы обратной связи появились в журналистской практике в процессе исторического развития. Их устойчивость показательна и дает основания предположить, что и в будущем указанные формы найдут свое применение. Однако, с точки зрения функционирования гражданского общества, максимально приспособленными к ним оказываются электронные СМИ. Анализ функциональных целей воздействия СМИ показывает, что в конечном счете это воздействие сводится к тому, чтобы побудить реципиентов к определенной деятельности, ориентированной на разделяемые данным обществом ценности, к определенному поведению, осуществляемому в пределах выработанных обществом норм. Воздействие СМИ может побудить реципиентов и к такому образу политических действий, который разделяется коммуникатором и стоящей за ним некоторой организованной группой людей. С одной стороны, коммуникатор может поддерживать и утверждать уже принятые обществом ценностные установки; а с другой - предпринимать усилия для их расшатывания, а потом и замены новыми. Действия коммуникатора могут как находить поддержку в других средствах информации, так и встречать сопротивление. Подобная «амплитуда» действий СМИ, норма функционирования массовой коммуникации, участники которой всегда будут стремиться к переубеждению оппонентов, привлечению на свою сторону колеблющихся. В радиообращении 14 марта 1997 г. Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин подчеркнул, что одно из главных завоеваний новой России, которое не оспаривается даже противниками - свобода печати, ее независимость от начальственного окрика и идеологических накачек. Президент РФ также отметил, что подлинно демократическое общество немыслимо без свободы слова и печати, однако и «свобода не может быть безграничной», она обязательно имеет какие-то рамки, ограничения. «Этими рамками, - подчеркнул Президент России, является ответственность журналистов перед обществом». В идеале цель журналистской деятельности можно сформулировать так: объективно и ответственно отражать происходящие в стране и мире факты и события, давать как бы срез сегодняшней общественно-политической жизни. Цель же аналитической журналистики заключается в объективном анализе фактов и событий, выявлении тенденций общественного развития, разработки его прогнозов. Между тем, уже беглый взгляд на российское информационное пространство позволяет сделать вывод о том, что идеальные цели журналистской деятельности очень далеки от их реального воплощения на страницах российских газет и журналов, в программах теле- и радиопередач. Такие необходимые для СМИ качества как объективность и ответственность в отражении и анализе событий вряд ли можно назвать характерными для значительной части российских средств массовой информации, независимо от их политической ориентации. СМИ в сегодняшней России играют качественно новую роль по сравнению с той, которая им принадлежала еще несколько лет тому назад. Средства массовой информации стали определяющим каналом формирования общественного мнения. В соответствии со своей новой ролью в обществе, СМИ становятся инструментами финансово-политических группировок, властных структур в создании и поддержании ими собственного благоприятного имиджа, проведения собственной политики, пропагандистских и избирательных кампаний, формирования общественного мнения нужной направленности. Принадлежность СМИ различным властным, финансово-политическим группам обуславливает и специфику их работы, вызывает острую конкуренцию между ними. Для успешной конкуренции информация в том или ином канале должна иметь соответственно «высокий товарный вид», а именно: должна быть оперативной, по возможности сенсационной, привлекательной по форме подачи, должна быть адресной и соответствовать потребностям и ожиданиям конкретной аудитории (или групп, аудиторий), а также критерию достоверности. Отбор информационных событий (или их соотношения) для анализа и освещения осуществляется с учетом двух факторов: 1) целей и задач коммуникатора и 2) интересов и потребностей аудитории. Очень часто цели и задачи властных, политических, финансовых группировок, владеющих - прямо или опосредовано СМИ, заключается не столько в прямой рекламе своей политики (хотя и это немаловажно), сколько в отвлечении внимания аудитории от того или иного факта, события, ситуации в целом. В совокупности с методами откровенного дезинформирования и тенденциозного анализа используется, как отмечалось ранее, метод «смещения акцентов», что ведет к фактическому манипулированию общественным мнением, созданию ложных стериотипов и представлений в массовом сознании, а в конечном счете к формированию у людей неадекватного представления о происходящих событиях. Теоретически творческие работники СМИ должны отождествлять свои интересы и потребности с интересами и потребностями большинства. На практике же нередко случается, когда узкий корпоративный интерес журналистов может возобладать: когда журналисты, постоянно находящиеся в некотором ореоле исключительности, понимая творческую избранность меньшинства, а иногда - преследуя свои корыстные интересы, начинают гиперболизировать свою роль в социальных и, особенно, в политических процессах. В этой связи, возвратимся к проблеме правового поля, на котором действует журналистика. Юридическая база российских средств массовой информации только складывается. Во многих ситуациях регулирование их деятельности осуществляется указами Президента РФ, постановлениями, распоряжениями правительства, статьями Гражданского, Уголовного, Административного кодексов Российской Федерации. В современных условиях все эти официальные документы порой не просто не стыкуются между собой, но и противоречат друг другу. В реальной журналистской практике это приводит не только к ошибкам, но и к тупиковым ситуациям. Журналист в своей повседневной деятельности находится по многим поводам как бы в точке пересечения сразу нескольких законодательных актов. При определенном стечении обстоятельств, когда материал задевает интересы властных структур, или крупных коммерсантов, когда огласка чьих-то неблаговидных действий становится опасной, нередко находится законный (не говоря уже о криминальных) способ отомстить «обидчику». Газеты нередко повествуют о таких фактах. Законодательство зарубежных демократических стран содержит четко оговоренные ограничения «полной свободы» журналистики для сохранения этой стабильности. Юридическое регламентирование деятельности СМИ - это и охрана прав и законных интересов личности от посягательств всех институтов общества, в том числе - и самой журналистики. В соответствии с «Всеобщей декларацией прав человека», другими документами ООН государства должны обеспечивать такую защиту. Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации впервые в истории России закрепила в части 5 статьи 29 понятие «свобода массовой информации», стала основой для новых законов о СМИ. Перечисленные в «ключевом» законе - «О средствах массовой информации» - правомочия, гарантирующие «свободу массовой информации» могут быть ограничены лишь правовыми нормами, которые и установил закон «О СМИ». Запрещено использовать СМИ «в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости». В июле 1995 года в этот закон была внесена поправка, запрещающая использование скрытых вставок в теле-, видео-, кинопрограммы и т.д., воздействующих на подсознание аудитории. Говоря об ограничениях «свободы массовой информации», следует уяснить главное: любое ограничения должны быть законными, т.е. содержаться лишь в законах, а не в подзаконных актах и ведомственных документах. Наряду с законом о СМИ и, законодательной основе свободы массовой информации относится и Федеральный Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», регламентирующий, в основном, деятельность электронных СМИ, в том числе - порядок предоставления эфирного времени в региональных СМИ. Кроме специальных законов о СМИ, законодательную базу свободы массовой информации составляют правовые нормы других законодательных актов. К примеру, Уголовный кодекс России содержит статьи 130 и 131, устанавливающие повышенную ответственность за клевету и за оскорбление, нанесенные с помощью средств массовой информации. Но и при самом взвешенном подходе, тщательной кодификации информационного законодательства (а когда-нибудь такая отрасль права станет общепризнанной) противоречия между властью и прессой сами по себе не исчезнут. Необходима не столько государственная, а в целом национальная информационная политика - такую идею выдвигают ведущие ученые в области теории журналистики. За «столом», где разрабатывается такая политика, должны оказаться не только власти, но и институты гражданского общества. В основу этой политики должны быть положены принципы информационной безопасности применительно к сфере журналистики. Профессор Е.П.Прохоров в выступлении на IV съезде Союза журналистов России пояснил, что, по его мнению, значит добиться информационной безопасности: «Во-первых, все субъекты общественных отношений - и государства, и гражданского общества - имеют возможность высказаться. Во-вторых, все имеют право быть «услышанными» всеми теми, кого касается высказывание. В-третьих, все «говорящие» и все «слушающие» должны исходить из признания равенства собеседников и видеть свои интересы на фоне интересов других. В-четвертых, поэтому требуется владеть навыками равноправного и конструктивного социального диалога, предполагающего поиск компромисса на путях «сдвига к центру»[25]. Перечисленные минимальные требования к информационной безопасности России соблюдается далеко не всегда, что приводит ко многим трудностям в становлении демократии и достижении общественного согласия, к неуверенности людей в завтрашнем дне. С содержательной точки зрения средства массовой информации специфичны. Они реализуют свое предназначение иначе, чем другие сферы политического действия. Если влияние политики на социальную жизнь закрепляется соответствующими нормативными установками, которые, в свою очередь, становятся регуляторами политического поведения масс, то средства массовой информации развивают политические идеи применительно к широкому кругу жизненных интересов миллионов людей и тем самым обеспечивают последовательность, завершенность процесса социально-политического управления. Средства массовой информации координируют свою деятельность со всеми сферами управлениями, нередко участвуют в выработке и принятии решений по законодательным, государственно-административным, экономическим и другим вопросам. Роль средств массовой информации максимально актуализируется в ситуации нестабильности в качестве информационной составляющей между моментом принятия решения и периодом претворения его в жизнь. Возможности средств массовой информации аккумулировать, сфокусировать общественное мнение, оперативно транслировать его определяют результативность управленческих приемов сохранения стабилизации социальной системы. Средства массовой информации существуют в «пограничной сфере», где политические идеи взаимодействуют с обыденными представителями масс, с их настроениями, иллюзиями, стереотипами. И задача средств массовой информации состоит в том, чтобы опереться на позитивные политические элементы массового сознания, преодолеть предрассудки и ложные стереотипы. Политическая система в целях обеспечения стабильности и рационального социально-политического управления обществом обязана иметь механизм адаптации к объективно происходящим переменам в среде; она определяет и нормативно закрепляет в этом механизме место для средств массовой информации. Эта обязанность вытекает из функционального для политической системы значения феномена «прямой и обратной связи» и из непосредственного участия в ней средств массовой информации. При административно-бюрократической (монистической) системе коммуникативная связь «власть-средства массовой информации-народ» носит директивный и, в основном, односторонний характер «сверху-вниз». Для условий же экономического кризиса, глубоких реформ в нынешней России характерны активное включение средств массовой информации не только в общий политический процесс, -но даже попытки вести самостоятельную политическую игру. В сложившихся условиях возникла насущная потребность в создании системы сдержек и противовесов, в том числе из механизмов, не встроенных непосредственно в государственную машину, но способных оказывать не нее воздействие. Среди них средства массовой информации - в силу своей специфики воздействия на политическую систему, в том числе - власть. В таких условиях они действительно выступают в роли противовесов, сдержек, фактором социальной стабильности [26]. И это - мнение не только отечественных, а и многих иностранных политологов, исследователей[27]. Олицетворением любой власти является государство. Без него утратили бы смысл всякая политическая деятельность, межпартийная борьба; а политические амбиции наших харизматических лидеров нашли бы себе иное применение. Суть назначение государства наглядно раскрываются в его взаимоотношениях с обществом. И не случайно государство и общество существуют как две стороны противоположности; и ни то, ни другое не может быть понято вне ее. Одной из актуальнейших проблем современной России является формирование механизмов социальной обратной связи, подчинение государства контролю гражданского общества. Важным звеном, опосредующим демократическое государство и современное гражданское общество, выступают, наряду с партиями профсоюзами, трудовыми коллективами, и средства массовой информации. Именно СМИ выступают узловым звеном в создании механизмов социальной обратной связи. Именно они активно развивают политические идеи применительно к широкому кругу жизненных интересов миллионов людей. Основополагающими принципами этой деятельности становятся гуманизм, социальная справедливость, равенство прав человека, патриотизм, создание необходимых условий для последовательного осуществления положения, согласно которому свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Таким образом, культура межнациональных отношений - это явление, в котором органически сливаются политические и правовые, нравственные и эстетические и иные ценности, создающие единую базу для реального воплощения в жизнь гражданских прав и обязанностей свободных индивидов, осознания ими их органического сочетания. От нее во многом зависят нравственное отношение граждан к властвованию одних людей над другими, правосознание, социокультурные ориентиры, эстетические взгляды и др. Для воспитания будущих граждан на принципах демократии, межнационального согласия и гуманизма нужно, чтобы семейное воспитание было направлено, прежде всего, на формирование таких нравственных качеств, как забота о ближнем, трудолюбие, уважение к людям независимо от их образования, национальности, социального и материального положения. Одним из факторов, формирующих культуру межнациональных отношений, является выработка российской общенациональной идеи, которая могла бы консолидировать общество. Однако СМИ не проявляют серьезного внимания к ее выработке в национальной сфере. Первая - это активизация национальной жизни и национальных движений; вторая - ломка национальных перегородок, создание интернационального единства. Они выступают как две стороны противоречивого развития межнациональной жизни, что находит отражение в СМИ. Ознакомление с материалами прессы убеждает, что не демократизация создала нынешнюю напряженность в национальных взаимоотношениях; она лишь вскрыла тот конфликтный потенциал, который подспудно тлел и накапливался десятилетиями. Националистические настроения, всплески экстремистских проявлений, нагнетания враждебных эмоций иногда побуждают к выводу, о том, что интернационалистское сознание либо уже исчезло, либо исчезает. В печати теле - и радиопередачах немало высказываний, в которых злорадно оплакивались «интернационализм», «патриотизм», идеи националистов как и собственных, отечественных, так и зарубежных. Оздоровление, гармонизация национальных отношений на новой, современной основе выдвигается как одна из высших целей государственной национальной политики. Дружеское сожительство народов, сохраняющих свою самобытность и вместе с тем открытых друг другу, приумножение единства российского общества - все это важные стратегические задачи национальной политики. В публикациях идеологов ряда национальных движений современные национальные проблемы неизменно выводятся из взаимодействия имперского прошлого России с политической практикой 20 - 80-х гг. Стремление сохранить целостность России характеризуется, подчас, как рецидив имперского сознания, альтернативой которому объявляется не интернационализм, а гипертрофированное национальное сознание, ориентирующие народы на замкнутость и самолюбование. Однако картина изъянов и деструкции в национальных отношениях не может отменить тех реальных свершений, которые знаменуют утверждение интернационалистских воззрений как доминантной установки в массовом сознании. Практика показывает наличие совокупности интересов, которая при любых различиях принимается каждым народом России. Это повышение качества жизни народов России, демократизация общества, поддержание на должном уровне обороноспособности страны и другие. Творческие работники СМИ умеют выявлять и показывать это общее. В современных условиях главное предназначение средств массовой информации и их задачи стать центром общественного и гражданского согласия, способствовать сформированию у граждан России необходимого для современного цивилизованного общества уровня культуры. Например, они могут консолидировать позиции различных партий и движений, не только отражая и знакомя население с их воззрениями, но и регулярно проводя диалоги между ними по вопросам, волнующим современное общество. В обобщающих комментариях можно выделить из всех дискуссий те предложения которые будут направлены на улучшение жизни людей, на изменение негативной ситуации в различных областях жизнедеятельности. При этом нельзя забывать о большой моральной ответственности тех, кто работает в структурах «четвертой власти». Каждому из них целесообразно не просто высказывать собственное мнение по тому или иному вопросу, но и обосновывать его. Последнее очень важно, чтобы ставить правильный акцент в национальной политике, исходя из формирующейся культуры межнациональных отношений. Это можно делать, если данные проблемы будут в поле зрения СМИ повседневно. По моему мнению, имело бы смысл создание специальных отделов на телевидении, радио и в печати с тем, , чтобы они освещали вопросы, формирующие культуру межнациональных отношений в -контексте государственной национальной политики России. У многонациональной России нет и не может быть будущего без научно обоснованной национальной политики, способной обеспечить гармонию в межнациональных отношениях, сотрудничество всех населяющих страну народов. Россия всегда нуждалась в восстановлении в своих правах национальной политики в качестве важнейшего самостоятельного направления деятельности Российского государства, а не вынужденной меры в работе с национальными меньшинствами, которые «мешают» развитию государства. В этой ситуации одной из важнейших задач СМИ - освещать процесс формирования национальной политики и выступать как фактор, стабилизирующий межнациональные отношения в обществе. Высшая цель национальной политики - это и цель, и задачи СМИ - в формировании такого общества, где бы своевременно и максимально полно удовлетворялись национальные потребности как отдельного человека, так и конкретного этноса или всех проживающих в стране народов, причем так, чтобы это не ущемляло законных интересов других лиц или этносов, не сопровождалось напряженностью и конфликтами. Достижение этой цели предполагает создание соответствующих условий и механизмов воспроизводства этнической жизни каждого народа во всем ее богатстве при сохранении и углублении традиций равноправного развития сотрудничества народов всей страны. Вместе с тем, ясно, что основополагающие принципы национально-культурного развития каждого народа и всего сообщества российских народов могут самореализоваться лишь в условиях демократии, свободы творческой деятельности человека, осознания каждым народом уникальности своего многовекового культурного наследия и необходимости реализации его потенциала на благо всего Отечества. Негативную, будоражащую гражданские и национальные чувства роль сыграли разочарование у части людей в недавнем прошлом, методичное навязывание СМИ установки на полную ущербность его на фоне социально- политического, экономического и духовно-нравственного кризиса, это привело к утрате доверия к государственной власти. В этой ситуации как главные и самые понятные компенсаторным механизмом выступила национальная принадлежность человека. Отсюда повышенная доверчивость при восприятии людьми различного рода национальных идей и лозунгов, легкость, с какой они становятся жертвами популистской и не всегда чистоплотной политики узкого круга этнической элиты. Поэтому национальная политика государства должна строиться с учетом национального самосознания. Общепризнанно, что в современном мире эффективная национальная политика невозможна без учета этнических аспектов демографических и миграционных процессов. Отсюда необходимость постоянного изучения таких показателей, как рождаемость и смертность населения, его воспроизводство; состояние здоровья населения; миграция населения как наиболее болезненное и тревожное последствие межнациональных конфликтов (Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 года № 1668 одобрена Федеральная миграционная программа с учетом указанных и других факторов). В этой связи главная задача как СМИ так и науки (политики) состоят в выработке, нового этнополитического мышления, предусматривающего не только кардинальный разрыв со многими устаревшими догмами и стереотипами или переоценку не утративших своей актуальности положений, но и постоянный творческий процесс переосмысления этнополитической ситуации, разработку новых теоретических подходов, настойчивый поиск оригинальных и эффективных путей достижения этнополитической стабильности общества. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Официальные материалы: 1. Конституция Российской Федерации. М.: 1994. 2. Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». М.: 1990. 3. Закон РФ «О средствах массовой информации». М.: 1992. 4. Закон РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». - Российская газета, 1995, 17 января. 5. Закон РФ «О национально-культурной автономии». 6. Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного телевещания в Российской Федерации», № 919 (25.08.97). 7. Указ Президента РФ «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации», № 1019 (06.10.95), 8. Указ Президента РФ «О мерах по созданию космической телекоммуникационной системы Российской Федерации», № 111 (30.07.96). 9. Указ Президента РФ «О основах государственной политики в сфере информатизации», № 170 (20.01.94). 10. Указ Президента РФ «Совершенствование структуры государственного радиовещания», №32, М., 1997. 11. Концепция Государственной национальной политики Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. №909. 12. Концепция государственной программы национального возрождения народов Российской Федерации. М.: 1992. 14. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "России нужен новый порядок (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" М. 13. Хартия прав человека: Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948.) 14. Декларация о средствах массовой информации в демократическом обществе 4- й европейской конференции министров по политике в области средств массовой коммуникации. Прага, 7-8 декабря 1994. 15. Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитии прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне. 28 ноября 1978. Научная литература по теме диссертации: 1. IX съезд Союза журналистов России. Материалы и документы.- . 1995. 2. Абдулатипов Р. Г. Государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России.- М.: 1994. 3. Абдулатипов Р. Г. Послание президенту РФ Б. Н. Ельцину о федеративной и национальной политике.-М.: 1995. 4. Абдулатипов Р. Г., Михайлов В. А., Чичановский А. А. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации.-М.: 1997. 5. Абдулатипов Р. Г. Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. - М.: 1995. 6. Абдулатипов Р. Г. Национальная идея и национализм. Этнополитический вестник №3.-М.: 1995. 7. Абдулатипов Р. Г. Россия на пороге XXI века. Состояние и перспективы федеративного устройства. М.: Славян. диалог. 1996, 8. Алаев Э. Региональные и этнические конфликты.// Федерализм, №1.-М.: 1996. 9. Алешина И. Паблик рилейшнз. М.: 1997, 10. Атаманчук Г.В. Лекция на тему: «Государство как субъект управления общественными процессами». - М.: 1995. 11. Безгодова О. В. Паблик рилейшенз в системе полит, управления. Канд. диссерт.// РАГС. 1997. 12. Блумер Г. Коллективное поведение: Пер. с англ.// Американская социологическая мысль: Тексты. М.: 1994. 13. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.: 1991. 14. Буданцев Ю.П. Системность в изучении массовых / информационных процессов. М.: Изд-во ун-та дружбы народов, 1986. 15. Бюрократизм, авторитаризм и будущее демократии в России (материалы «круглого стола») // Вопросы философии.- 1993. №2. 16. Васильев В. П. Методология и методика конкретных социальных исследований СМИ и пропаганды. М.: 1986. 17. Власть, закон, пресса. Материалы конф. М.: Б. п., 1998. 18. Вопросы межнациональных и федеративных отношений: Материалы к учебному пособию. Вып.1. М.: 1995. 19. Горшков М. К. Общественное мнение: История и современность. -Политиздат, 1988. 20. Государство и информация. М.: 1996. 21. Грабельников А.А. СМИ постсоветской России. М.: 1997. 22. Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. М.: 1967. 23. Дзялошинский И., Журналист и информация. М.: МГУ, 1998. 24. Доти Дороти И. Паблисити и паблик рилейшенз. Перевод с англ. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ» - 1996. 25. Дугин Е. Я. СМИ как институт прямой демократии в условиях перестройки: социологический анализ. Автореферат док. диссертации. М.: АОН. 1990. 26. Егоров В.В. Телевидение и власть. М.: 1977. 27. Егоров В.В. Телевидение и зритель. М.: 1977. 28. Жовтун Д. Т. Межэтнические конфликты по ту сторону логики. Новый Вавилон. N 1. 29. Иванов О., Маслова Г. Как формируется общественное мнение.// СПб ведомости,- 1993.- 18 дек. 30. Иванян Э. А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша: Белый дом и пресса. М.: Политиздат, 1991. 31. Известия. - 1992.-№211. 32. Кантор В. К. Демократия как историческая проблема России. //Вопросы философии. 1996. - №5. 33. Кин Дж. Демократия и средства массовой информации // Новый взгляд на демократию - 1991.- №2. 34. Колацкая А.Н. Социокультурное влияние СМИ на возрождение национального самосознания. Автореферат диссертации, к.социол. наук, М. 1999. 35. Комсомольская правда.-1993-№34. 36. Конфликты и консенсус. 1991.-№1. 37. Коробейников В. С. Пирамида мнений. Общественное мнение: природа и функции. М.: Мол. гвардия, 1981. 38. Лазерсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые эстетические вкусы и организованное социальное действие, // Массовые коммуникации. Вып. 4. 39. Лассуэл Г. Структура и функции коммуникации в обществе.// Массовые коммуникации. Вып. 4.- 4. 40. Леванский В.А. Концептуальная модель государственного управления в РФ. //Анализ систем на пороге XXI века: теория и практика. М.: 1996.-Т.1. 41. Лысенко В. И. От Татарстана до Чечни / становление нового российского федерализма/. М.: 1995. . 42. Манаев О. Т. Методологические проблемы исследования эффективности СМИ. М.: 1991, . 43. Мацнев А. А. Этнополитические конфликты: природа, типология, пути урегулирования. Социально - политический журнал, №4, 1996. 44. Михайлов В. А. Национальная политика как фактор государственного строительства. 1995. 45. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации. Учебное пособие. В соавторстве. - М.: Славянский диалог, 1997. 46. Нечипоренко Ю. Профаны в эфире: Наше вождистское телевидение.// Независ. газета.- 1994., 18 окт. 47. Общественное мнение и власть: механизм взаимодействия. Киев: Наукова думка, 1993 48. Панарин А. С. Политология: Учебник МГУ им. М. В.Ломоносова. М.: проект 1997. 49. Печать РФ в 1996, М.: 1997. 50. Печенев В.А. О национальной и региональной политике в федеративной России.//Этнополитический вестник.№1-2. М.: 1995. 51. Политические партии России // Программные документы политических партий. Ч.1. М.: 1994. 52. Политология. Энциклопедический словарь. М.: 1993. 53. Право России. "Независимая газета" 25 мая 1993. 54. Пронин Е.И. Печать и общественное мнение. М.: 1971. 55. Пшеничный Г. М. Правовое пространство российской журналистики.//Теория систем. Тезисы. М.: 1996. 56. Рыбаковский Л., Захарова О. Демографическая ситуация в Российской Федерации: состояние и прогноз. //Этнополитический вестник №2. М.: 1992. 57. Слуцкий Е. Г. Прессовые опросы: истории, опыт перспективы использования,//Материалы к конференции "Общественное мнение и политический процесс". 58. Солженицын А. И. Традиции Российской государственности и перспективы федерализма // Федерализм. N 3. 1996. 59. Строев Е. Российский Федерализм: нужно идти дальше общих формул.//Федерализм №3, 1996. 60. Тард Т. Общественное мнение и толпа: Пер. с франц.- М.: 1902. 61. Тюньков Ю.И. Правительство и пресса: пути и принципы взаимодействия. // Вестник МГУ. Серия 10, Журналистика. - №6.1990. 62. Чичановский А.А. Взаимодействие средств массовой информации и властных структур в условиях идейно-политической модернизации российского общества. Политологический анализ. Дис. док. пол. наук. М.: 1995. 63. Чичановский А. А. Инстанция истины. Средства массовой информации и жизнь: возможности, поиск, ответственность. М..-1989. 64. Чичановский А. А. Средства массовой информации и власть //Диалог №5-6. М.: 1995. 65. Чичановский А.А. В тенетах свободы: Политологические проблемы взаимодействия властных структур, средств массовой информации и общества в новых геополитических условиях. М.: Славянский диалог, 1995. 66. Чичановский А.А. Пореформенные средства массовой информации: фактор демократизации общества или показатель его духовной деградации? //Коллективная монография "Власть и нравственность: согласие, благополучие, безопасность". М.: Славянский диалог, 1997. 67. Чичановский А.А. Проблемы взаимодействия государства и средств массовой информации // Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. М.: Луч, 1995. 68. Чичановский А.А. Распространение массовой информации. Научный комментарий в кн. "Правовое поле журналиста. Настольная справочная книга". М.: Славянский диалог, 1997. 69. Чичановский А.А. Средства массовой информации и терпимость: "проблемы реализации конструктивного идейно-политического потенциала общества/Этнополитический вестник. N 5. 70. Чичановский А.А. Толерантность в условиях постсоветского информационного пространства. // Сб. статей "Толерантность и согласие", М.: ИЭА РАН, 1997. 71. Шахназаров Г. X. Цена свободы: Реформация Горбачева глазами его помощника. М.: Россика: Зевс, 1993. 72. Шумейко В. Федерализм как принцип государственного строительства и как государственная политика. Этнополитический вестник №6. М.: 1995. 73. Этнополитические аспекты //Ж. "Социологические исследования". М.: 1996. №12 [1] Чичановский А.А. Средства массовой информации и власть // Диалог №№ 5-6. М., 1995.С.124. [2] Блумер Г. Коллективное поведение. Пер. с англ.// Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.С.173. [3] Тард Г. Общественное мнение и толпа. Пер. с франц. М., 1902. С.62-63. [4] Бердяев Н.А. Самопознание. М., СП «ДЭМ» международные отношения, 1990.С.334-26; Бессонов Б.Н. Назначение человека РАГС М., 1995. С.103. Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике. 1995. С.238. Шахназаров Г.Х. Цена свободы: Реформация Горбачева глазами его помощника. М., Зевс, 1993.С.624. [5] Комаровский В.С. Обновление политической системы России. М. 1996. С.233. Панарин А.С. Политология: Учебник МГУ им. М.В.Ломоносова. М., Проект 1997.С.408. Рогачев С.В. Политология: Введение к предмету: Лекция/РАУ, Политол. центр. М.: Луч, 1992.-40с. [6] Бурлацкий Ф.М. Глоток свободы кн.1.-М.: Культура, 1997.-559с.; Бутенко А.П. От коммунистического тоталитаризма к формированию открытого общества в России (политические и правовые проблемы). М.:Магистр., 1997, -47с.; Коробейников В.С. Пирамида мнений. Общественное мнение: природа и функции. М.: Мол-гвардия, 1981; Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. пособие. М.: 1995.-294с.; Тощенко Ж.Т. Власть и общество: октябрь 1991-май 1992/РАУ. -М. 1992.-61с. [7] Афанасьев В.Г. Социальная информация. М.: 1994. -201с.; Борев В., Коваленко А. Культура и массовая коммуникация. - М, 1986. -303с.; Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. - Тбилиси: 1989. -671с.; Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. -М. 1967. -400с.; Дзялошинский И. Журналист и информация: -М. МГУ, 1998. -248с.; Дугин Е.Я. СМИ как институт прямой демократии в условиях перестройки: социологический анализ. Автореферат док .диссертации. -М.: АОН. 1990;Егоров В.В. Телевидение и власть. М.: 1977, 208с. Суханов А.П. Информация в жизни человека. М.:1983.-112с. [8] Ахнезер А. Ценности общества и возможности реформ в России. -М. 1993. -248с.; Грабельников А.А., СМИ постсоветской России. М.: 1967. - 400с.; Жагер М. Бумажные динозавры // Коммерсантъ-ВаНу, 2 ноября, 1996. -С. 16.; Заблюк А. Индустрия управляемой информации. М.:1971; Козлова Н.Н. Заложники слова?//Социс., 1995, -140с, № 09-10; Чичановский А.А. В тенетах свободы. Политологические проблемы взаимодействия властных структур, средств массовой информации и общества в новых геополитических условиях. М.: 1995; Чичановский А.А. Инстанция истины. Средства массовой информации и жизнь: возможности, поиск, ответственность. М.: 1989. [9] Абдулатипов Р.Г., Михайлов В.А., Чичановский А.А. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации. М.: 1997. -111с.; Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века. Состояние и перспективы федеративного устройства. М.: 1996. -253с.; Болтенкова Л.Ф. Федерализм//Этнополитический вестник. М.: № 5, 1995. С.133-144; Калинина К.В. Институты государства - регуляторы межнациональных отношенийЮтнополис. М.: 1995; Королева- -Конопляная Г.Н. В поисках средства соединения разделенного//Федерализм, № 3, 1996; Лысенко В.И. От Татарстана до Чечни//становление нового российского федерализма/. М.: 1995. -219с.; [10] Абдуллатипов Р.Г.. Послание Президенту РФ Б.Н. Ельцину о федеративной и национальной политике. М., 1995 г. С.З [11] Алаев. Региональные и этнические конфликты. // Федерализм, №1. - М.: \ 996. [12] Абдулатипов и др. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации. М.: Славянский диалог, 1997. С. 86-94. [13] Там же. С.76 [14] Чичановский А.А. В тенетах свободы. М.: 1995. С.182-195 [15] Конфликты и консенсус. -1991. - № 1. С. 17 [16] Бюрократия, авторитаризм и будущее демократии в России (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. - 1993. - №2. С. 26. [17] Там же. [18] Закон РФ «О средствах массовой информации». М.: 1992. [19] Абдулатипов Р.Г. Послание о федеративной и национальной политике.М.: 1995 [20] Михайлов В.А. Понятие национальной (этнической) политики. Метод, пособие. М.: 1995. С.5. [21] Абдулатапов Р.Г. Государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России. М..-1994.С.45.94 [22] Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 года № 1668 одобрена Федеральная миграционная программа с учетом указанных и других факторов [23] См.Абдулатипов Р. Г., Михайлов В.А., Чичановский А.А. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации. Метод, пособие М.: 1997., С.88. [24] Там же. С.91 [25] IV съезд Союза журналистов России. Материалы и документы. М.: 1995. С.92. [26] Кин Дж. Демократия и средства массовой информации //Новый взгляд на демократию -1991. №2; Горшков М. К. Общественное мнение: История и современность Политиздат, 1 988. [27] Серван-Шрейбер Ш. Л. Власть информации. М.: 1973. С.28. Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|