РУБРИКИ

Курсовая: Эмоции

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Курсовая: Эмоции

Курсовая: Эмоции

Введение

Эмоциональный компонент выполняет особую функцию в структуре мотивации.

Эмоция, возникающая в составе мотивации, играет важную роль в определении

направленности поведения и способов его реализации.

Эмоция – особая форма психического отражения, которая в форме

непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное

к ним отношение. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают

значимость объектов и ситуаций, действующих на субъект, обусловленную

отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции выполняют

функции связи между действительностью и потребностями.

Эмоции охватывают широкий круг явлений. По поводу того, какие субъективные

переживания следует называть эмоциями, существует несколько точек зрения.

Приведем три из них.

Так, П.Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, страх,

радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голода, жажды и т.д.), тем

не менее, они обнаруживают много общего и их разделение достаточно условно.

Одной из причин их различения является разная степень связи субъективных

переживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, боли

субъективно связывается с возбуждением определенных рецепторов

(температурных, болевых). На этом основании подобные состояния обычно и

обозначаются как ощущения. Состояние же страха, гнева трудно связать с

возбуждением рецепторов, поэтому они обозначаются как эмоции. Другая причина,

по которой эмоции противопоставляются общим ощущениям, состоит в нерегулярном

их возникновении. Эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных

внешних факторов, тогда как голод, жажда, половое влечение возникают с

определенными интервалами. Однако и эмоции, и общие ощущения возникают в

составе мотивации как отражение определенного состояния внутренней среды,

через возбуждение соответствующих рецепторов. Поэтому их различие условно и

определяется особенностями изменения внутренней среды.

Вместе с тем существует и иная точка зрения. Так, П.Фресс считает, что, хотя

и существует единый континуум внутренних переживаний — от слабых чувств к

сильным, только сильные переживания могут быть названы эмоциями. Их

отличительной чертой является дезорганизующее влияние на текущую

деятельность. Именно эти сильные чувства и обозначаются как эмоции. Эмоции

развиваются, когда мотивация становится слишком сильной по сравнению с

реальными возможностями субъекта. Их появление ведет к снижению уровня

адаптации. Согласно этой точке зрения эмоции — это страх, гнев, горе, иногда

радость, особенно чрезмерная радость. Например, радость может стать эмоцией,

когда из-за ее интенсивности мы теряем контроль над собственными реакциями:

свидетельством тому являются возбуждение, бессвязная речь и даже безудержный

смех. Такое сужение понятия эмоции отвечает представлению, выраженному в

активационной теории Д.Линдсли, согласно которой эмоции соответствуют

локальному участку на верху шкалы активации с наиболее высоким ее уровнем. Их

появление сопровождается ухудшением выполняемой деятельности.

Не все субъективные переживания относятся к эмоциям и по классификации

эмоциональных явлений А.Н.Леонтьева. Он различает три вида эмоциональных

процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффекты — это сильные и

относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся

резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека

аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его

физическое существование, так и социальными, например, социальными оценками,

санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают

в ответ на уже фактически наступившую ситуацию. В отличие от аффектов

собственно эмоции представляют собой более длительное состояние, иногда лишь

слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они выражают оценочное личностное

отношение к складывающейся или возможной ситуации. Поэтому они способны, в

отличие от аффектов, предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не

наступили. Они возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых

ситуациях. Третий вид эмоциональных процессов — это так называемые предметные

чувства. Они возникают, как специфическое обобщение эмоций и связаны с

представлением или идеей о некотором объекте — конкретном или отвлеченном

(например, чувство любви к человеку, ненависти и т.д.). Предметные чувства

выражают устойчивые эмоциональные отношения.

Таким образом, наименее ясным остается вопрос о взаимоотношении эмоций как

более узкого класса явлений, характеризующихся яркостью субъективных

переживаний, с теми переживаниями, эмоциональная насыщенность которых менее

выражена. Последние характерны для очень широкого класса состояний человека.

Например, это переживания усталости, скуки, голода и т.д. Существуют ли эти

две группы переживания раздельно, или же для них имеется общий, единый

нейрофизиологический механизм?

Ряд экспериментальных данных, полученных методами психосемантики, скорее

говорят в пользу последнего предположения.

Классификация эмоций

Общепризнанно деление эмоций на отрицательные эмоции, отражающие

неудовольствие и положительные эмоции, отражающие удовольствие

(приятные чувства). Говорят так же о нейтральных эмоциях, отражающих

безразличие (нейтральные чувства). Отрицательные эмоции ощущаются нами в форме

недовольства собой и недовольства средой обитания, в форме обиды, гнева,

страха. Положительные эмоции мы ощущаем в виде радости, довольства собой,

блаженства. Положительные и отрицательные эмоции всегда характеризуются

определённой интенсивностью. Эмоции принято делить на стенические, повышающие

умственную и физическую работоспособность, и астенические, наличие которых

снижает работоспособность. Стенические эмоции могут быть и положительными и

отрицательными; астенические, как правило, являются отрицательными. В реальной

жизни эмоции встречаются в сложных сочетаниях и выделить в них какой – либо

ведущий компонент далеко не просто. Поэтому говорят о сложных, или смешанных,

эмоциях. Исходя из представлений о трёх видах потребностей и мотиваций,

предлагается все эмоции подразделить на низшие, или витальные

(первичные) и высшие (вторичные). Эмоции, возникающие на основе

социальных и творческих, духовных потребностей, называют чувствами. К ним

относят моральные чувства (патриотизм, дружба, преданность семье),

интеллектуальные чувства (радость познания, огорчение от недопонимания, от

неудачи) и эстетические чувства, порождаемые встречей с произведениями

искусства, с созерцанием природы, общением со всем красивым. Наряду с этим есть

чувства, относящиеся к нашей собственной самооценке (совесть, стыд, чувство

вины, раскаяния).

Базисные эмоции (интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение,

презрение, страх, стыд и вина) ведут к различным внутренним переживаниям и

различным внешним проявлениям. Они могут взаимодействовать друг с другом,

ослабляя или усиливая одна другую, в результате чего формируются комплексы

эмоций. В рамках теории дифференциальных эмоций, базисным эмоциям даны

следующие характеристики:

1. Интерес – волнение – наиболее частая положительная эмоция,

мотивирующая обучение, развитие навыков и умений, творческие стремления.

2. Радость – мотивирует созидание, творчество, это постоянно желаемая

эмоция.

3. Удивление – эмоция, способствующая освобождению нервной системы от

предыдущей эмоции и направляющая внимание на объект, вызвавший удивления,

мотивирует познавательные процессы.

4. Горе – страдание – эмоция, связанная с чувством одиночества,

отсутствием контактов с людьми и жалостью к себе, снижает энергетический

потенциал человека.

5. Гнев – эмоция, связанная с агрессией, вызывает ощущение силы,

чувства храбрости или уверенности в себе.

6. Отвращение – эмоция, которая часто возникает вместе с гневом, но

обладает собственными мотивационными признаками и субъективно переживающаяся

иначе.

7. Презрение – сопутствует гневу или отвращению, или проявляется

вместе с ними. (гнев, отвращение и презрение называется «враждебной

триадой»).

8. Страх – эмоция, которая вызывается за счет непрерывной стимуляции,

сигнализирующей о реальной или воображаемой опасности, за исключением

случаев, когда страх «парализует», эта эмоция мобилизирует энергию.

9. Стыд – мотивирует желание спрятаться, исчезнуть; может

способствовать возникновению чувства бездарности; часто способствует

сохранению самоуважения.

10. Вина – эмоция, возникающая при нарушениях морального, этического или

религиозного характера в ситуациях, когда субъект чувствует личную

ответственность.

Эмоции имеют четкие выражения в мимике и легко распознаются по фотографиям и

рисункам, несмотря на значительные различия между людьми, воспитанными в

традициях разных культур.

Различают так же адекватные (здоровые) и неадекватные (патологические)

эмоции. Здоровые эмоции – это чувства, адекватные реальной ситуации, как по

выраженности, так и по содержанию. При ряде заболеваний (чаще психических)

эмоции становятся неадекватными. Наиболее распространенным видом

патологических эмоций является «огневая взрывчатость», возникающая по

незначительному поводу, или вообще при отсутствии его. Достаточно часто

встречаются и состояния беспричинной угнетенности, мрачного настроения, тоски

и тревоги (состояния депрессии) или наоборот, беспричинной веселости и

смешливости (эйфория, маниакальное состояние).

Физиологическое выражение эмоций

Эмоции выражаются не только в двигательных реакциях: мимике, жестах, но и в

уровне тонического напряжения мышц. В клинике мышечный тонус часто

используется как мера аффекта. Многие рассматривают повышенный мышечный тонус

как показатель отрицательного эмоционального состояния (дискомфорта),

состояния тревоги. Тоническая реакция диффузна, генерализована, захватывает

все мышцы и тем затрудняет выполнение движений. В конечном счете, она ведет к

тремору и хаотичным, неуправляемым движениям.

Лица, страдающие от различных конфликтов, и особенно с невротическими

отклонениями, характеризуются, как правило, большей скованностью движений,

чем другие. Р.Мальмо с сотрудниками показали, что мышечная напряженность у

психических больных выше, чем в контрольной группе. Особенно она высока у

психоневротиков с преобладанием патологической тревожности. Многие

психотерапевтические приемы связаны со снятием этой напряженности, например,

методы релаксации и аутогенной тренировки. Они учат расслабляться, в

результате чего уменьшается раздражительность, тревожность и связанные с ними

нарушения.

Одним из наиболее чувствительных индикаторов изменения эмоционального

состояния человека является его голос. Разработаны специальные методы,

позволяющие по голосу распознавать возникновение эмоциональных переживаний, а

также дифференцировать их по знаку (на положительные и отрицательные). Для

этого голос человека, записанный на магнитную ленту, подвергается частотному

анализу. С помощью ЭВМ речевой сигнал разлагается в частотный спектр.

Установлено, что по мере возрастания эмоционального напряжения ширина

частотного спектра произносимых слов и звуков расширяется и сдвигается в

область более высокочастотных составляющих. При этом для отрицательных эмоций

спектральная энергия концентрируется в более низкочастотной части смещенного

спектра, а для положительных эмоций — в его высокочастотной зоне. Эти сдвиги

в спектре речевого сигнала могут быть вызваны даже очень большой физической

нагрузкой. Этот метод позволяет в 90% случаев правильно определять увеличение

эмоционального напряжения, что делает его особенно перспективным для изучения

состояний человека.

Важным компонентом эмоция являются изменения активности вегетативной нервной

системы. Вегетативные проявления эмоций весьма разнообразны: изменение

сопротивления кожи (КГР), частоты сердечных сокращений, кровяного давления,

расширение и сужение сосудов, температуры кожи, гормональный и химический

состав крови и др. Известно, что во время ярости повышается уровень

норадреналина и адреналина в крови, учащается ритм сердца, перераспределяется

кровоток в пользу мышц и головного мозга, расширяются зрачки. Благодаря этим

эффектам животное подготавливается к интенсивной физической деятельности,

необходимой для выживания.

Особую группу эмоциональных реакций составляют изменения биотоков головного

мозга. Физиологи считают, что у животных ЭЭГ-коррелятом эмоционального

напряжения является ритм настораживания (или гиппокампальный тета-ритм),

пейсмекер которого расположен в перегородке. Его усиление и синхронизация

наблюдаются при появлении у животного оборонительного, ориентировочно -

исследовательского поведения. Гиппокампальный тета-ритм усиливается также во

время парадоксального сна, одной из особенностей которого является резкое

возрастание эмоциональной напряженности. У человека такого яркого ЭЭГ-

показателя эмоционального состояния, каким является гиппокампальный тета-ритм

животного, найти не удается. Ритм, подобный гиппокампальному тета-ритму, у

человека вообще плохо выражен. Лишь во время выполнения некоторых словесных

операций и письма в гиппокампе человека удается наблюдать возрастание

регулярности, частоты и амплитуды тета-ритма.

Эмоциональные состояния человека находят отражение в ЭЭГ скорее всего в

изменении соотношения основных ритмов: дельта, тета, альфа и бета. Изменения

ЭЭГ, характерные для эмоций, наиболее отчетливо возникают в лобных областях.

По некоторым данным у лиц с доминированием положительных эмоций

регистрируются альфа-ритм и медленные составляющие ЭЭГ, а у лиц с

преобладанием гнева - бета-активность.

П.Я.Баланов, В.Л.Деглин и Н.Н. Николаенко для регуляции эмоциональных

состояний у больных применяли электросудорожную терапию методом униполярных

припадков, которые вызываются наложением электрораздражения на одну сторону

головы - правую или левую. Они нашли, что положительные эмоциональные

состояния связаны с усилением альфа-активности в левом полушарии, а

отрицательные эмоциональные состояния - с усилением альфа-активности в правом

и усилением дельта-активности в левом полушарии.

Кроме того, появление эмоциональных состояний сопровождается изменениями

электрической активности миндалины. У пациентов с вживленными электродами в

миндалину при обсуждении эмоционально окрашенных событий обнаружено усиление

в ее электрической активности высокочастотных колебаний. У больных с височной

эпилепсией, для которых характерны выраженные эмоциональные нарушения в виде

повышенной раздражительности, злобности, грубости, в дорзомедиальной части

миндалины зарегистрирована эпилептическая электрическая активность.

Разрушение этого отдела миндалины делает пациента неагрессивным.

Функции эмоций

Биологическое значение эмоций в том, что они позволяют человеку быстро

оценить свое внутреннее состояние, возникшую потребность, возможности ее

удовлетворения. Например, истинную пищевую потребность в количестве белков,

жиров, углеводов, витаминов, солей и т.д. мы оцениваем посредством

соответствующей эмоции. Это переживание голода или — ощущение сытости.

Существуют несколько функций эмоций: отражательная (оценочная), побуждающая,

подкрепляющая, переключательная и коммуникативная.

Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции

охватывают весь организм и тем самым производят почти мгновенную интеграцию,

обобщение всех видов деятельности, которые им выполняются, что позволяет,

прежде всего, определить полезность и вредность воздействующих на него

факторов и реагировать прежде, чем будет определена локализация вредного

воздействия. Примером может служить поведение человека, получившего травму

конечности. Ориентируясь на боль, человек немедленно находит такое ее

положение, которое уменьшает болевые ощущения.

Эмоциональные оценочные способности человека формируются не только на основе

опыта его индивидуальных переживаний, но и в результате эмоциональных

сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, в частности через

восприятие произведений искусства, средства массовой информации.

Оценочная или отражательная функция эмоции непосредственно связана с ее

побуждающей функцией. Согласно Оксфордскому словарю английского языка слово

“эмоция” произошло от французского глагола “mouvoir”, означающего “приводить

в движение”. Его начали употреблять в XVII в., говоря о чувствах (радости,

желании, боли и т.д.) в отличие от мыслей. Эмоция выявляет зону поиска, где

будет найдено решение задачи, удовлетворение потребности. Эмоциональное

переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и отношение к

нему, что и побуждает человека к действию.

П.В.Симонов выделяет подкрепляющую функцию эмоций. Известно, что эмоции

принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти.

Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго

запечатлеваются в памяти. Так, у сытой кошки нельзя выработать условные

пищевые рефлексы. Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного

возбуждения, в данном случае отражающегося в чувстве голода. Однако

соединение индифферентного раздражителя с голодовым возбуждением еще

недостаточно для выработки условных пищевых рефлексов. Требуется третий

компонент — воздействие фактора, способного удовлетворить существующую

потребность,— пища. В опытах Т.Н.Ониани, который сочетал внешний стимул с

электрическим раздражением лимбических структур мозга, вызывающим у сытой

кошки потребность в еде, удалось выработать только условную реакцию избегания

и страха. А условных рефлексов еды получить не удалось главная причина —

электрическая стимуляция лимбической структуры, использованная в качестве

подкрепления, не содержала награды — удовлетворения потребности.

Также не удается выработать условно-рефлекторный голод, если сочетать

индифферентные раздражители — обстановочные сигналы с состоянием, вызываемым

пищевой депривацией. У такого животного на обстановку эксперимента

вырабатывается не поисковое пищевое поведение, а реакция страха и избегания.

Т.е. индифферентный стимул связывается с реакцией избегания, которой животное

реагирует на ситуацию длительного голодания, так как эта реакция уменьшает

страх.

Таким образом, реальным подкреплением для выработки условного рефлекса

(классического и инструментального) является награда. Наградой голодному

животному может быть пища. Само болевое раздражение не является наградой, ее

дает лишь освобождение, избежание его. Получение награды ассоциируется с

возникновением положительных эмоций. Поэтому "только интеграция голодового

возбуждения с возбуждением от фактора, способного удовлетворить данную

потребность, т.е. механизм, генерирующий положительную эмоцию, обеспечивает

выработку условного рефлекса" (Симонов П.В. Мотивированный мозг).

Подкрепляющая функция эмоций наиболее успешно была исследована на

экспериментальной модели "эмоционального резонанса", предложенной П.В.

Симоновым. Было обнаружено, что эмоциональные реакции одних животных могут

возникать под влиянием отрицательных эмоциональных состояний других особей,

подвергнутых воздействию электрокожного раздражения. Эта модель воспроизводит

типичную для социальных взаимоотношений ситуацию возникновения отрицательных

эмоциональных состояний в сообществе и позволяет изучать функции эмоций в

наиболее чистом виде без непосредственного действия болевых раздражителей. В

опытах Л.А.Преображенской, в которых собака - "жертва" подвергалась наказанию

электрически током на глазах у собаки - "наблюдателя", у последней возрастала

частота сердцебиения и увеличивалась синхронизация гиппокампального тета-

ритма. Это указывает на появление у нее негативного эмоционального

напряжения. В таких условиях собака- "наблюдатель" способна выработать

избегательный инструментальный рефлекс (в виде подъема лапы), прекращающий

подачу тока собаке - "жертве". Выработка такого инструментального рефлекса у

собаки- "наблюдателя" сопровождается снижением у нее ЧСС и уменьшением

гиппокампального тета-ритма, т.е. исчезновением отрицательного эмоционального

состояния. Следовательно, предотвращение отрицательного эмоционального

напряжения и служит ей той наградой, на которой и вырабатывается данный

условный инструментальный рефлекс.

В естественных условиях деятельность человека и поведение животных

определяются многими потребностями разного уровня. Их взаимодействие

выражается в конкуренции мотивов, которые проявляют себя в эмоциональных

переживаниях. Оценки через эмоциональные переживания обладают побуждающей

силой и могут определять выбор поведения.

Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции

мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, в

экстремальных условиях может возникнуть борьба между естественным для

человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать

определенной этической норме, она переживается в форме борьбы между страхом и

чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от

личностных установок.

Рассмотрим коммуникативную функцию эмоций. Мимические и пантомимические

движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям,

информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Мимика, жесты,

позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются "языком человеческих

чувств", средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.

Существуют генетически заданные универсальные комплексы поведенческих

реакций, выражающие возникновение основных фундаментальных эмоций.

Генетическая детерминированность экспрессивных реакций подтверждается

сходством выразительных мимических движений у слепых и зрячих (улыбка, смех,

слезы). Различия в мимических движениях между слепыми и видящими маленькими

детьми совсем незначительны. Однако с возрастом мимика зрячих становится

более выразительной и генерализованной, тогда как у слепых она не только не

совершенствуется, а даже регрессирует. Следовательно, мимические движения

имеют не только генетическую детерминанту, но и сильно зависят от обучения и

воспитания.

Физиологи нашли, что выразительные движения животных управляются

самостоятельным нейрофизиологическим механизмом. Стимулируя электрическим

током различные точки гипоталамуса у бодрствующих кошек, исследователи смогли

обнаружить два типа агрессивного поведения: "аффективную агрессию" и

"хладнокровное" нападение. Для этого они помещали кошку в одну в одну клетку

с крысой и изучали влияние стимуляции гипоталамуса кошки на ее поведение. При

стимуляции одних точек гипоталамуса у кошки при виде крысы возникает

аффективная агрессия. Она набрасывается на крысу с выпущенными когтями,

шипением, т.е. ее поведение включает поведенческие реакции, демонстрирующие

агрессию, которые обычно служат для устрашения в борьбе за первенство или за

территорию. При "хладнокровном" нападении, которое наблюдается при стимуляции

другой группы точек гипоталамуса, кошка ловит крысу и хватает ее зубами без

каких-либо звуков или внешних эмоциональных проявлений, т.е. ее хищническое

поведение не сопровождается демонстрацией агрессии. Наконец, еще раз изменив

локализацию электрода, у кошки можно вызвать поведение ярости без нападения.

Таким образом, демонстративные реакции животных, выражающие эмоциональное

состояние, могут быть включены в поведение животного, а могут и не быть

использованы. Центры или группа центров, ответственных за выражение эмоций,

находятся в гипоталамусе.

Коммуникативная функция эмоций предполагает наличие не только специального

нейрофизиологического механизма, обуславливающего осуществление внешнего

проявления эмоций, но и механизма, позволяющего читать смысл этих

выразительных движений. И такой механизм найден. Исследований нейронной

активности у обезьян показало, что в основе идентификации эмоций по мимике

лица лежит активность отдельных нейронов, селективно реагирующих на

эмоциональное выражение. Нейроны, реагирующие на лица с выражением угрозы,

обнаружены в верхней височной коре и в миндалине у обезьян. Не все проявления

эмоций одинаково легко идентифицируются. Легче распознается ужас (57%

испытуемых), затем отвращение (48%), удивление (34%). По ряду данных,

наибольшую информацию об эмоции содержит выражение рта. Идентификация эмоций

возрастает вследствие научения. Однако некоторые эмоции начинают хорошо

распознаваться уже в самом раннем возрасте. 50% детей в возрасте до 3 лет

распознавали реакцию смеха на фотографиях актеров, а эмоцию боли в возрасте

5-6 лет.

Внешнее проявление эмоций

Любые эмоции, возникающие у человека, на вербальном уровне оцениваются как

определенные чувства, переживания, которым взрослый человек может дать

относительно четкое словесное описание. Одновременно, все эмоции имеют те или

иные внешние проявления, степень выраженности которых зависит от многих

факторов. Каждому человеку присущ неповторимый тип эмоциональных реакций.

Есть люди, которые реагируют на все то, что видят, с чем встречаются,

доброжелательно, терпимо, с отзывчивостью, а другие отвечают с на то же самое

с неприязнью или равнодушием.

Чаше всего эмоции проявляются в мимике, т.е. в изменении выражения лица, в

появлении специфических жестов (пантомимике), в изменении мышечного тонуса.

Кроме того, внешним проявлением эмоций являются вегетативные компоненты. При

эмоциях изменяется деятельность вегетативной нервной системы, а так же

продукция катехоламинов мозговым слоем надпочечников. Внешним проявлением

вегетативного компонента эмоций являются изменения деятельности внутренних

органов, которые не связаны с физической нагрузкой.

Эмоция, получившая достаточную силу и организованность, приобретает

способность оказывать большое влияние на функциональное состояние различных

психических механизмов. Организующая функция эмоций проявляется в нескольких

различных формах:

• в форме выразительных движений,

• в форме эмоциональных действий,

• в форме высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях,

• в форме определенного отношения к окружающему.

В экспериментах, проведенных Борингом и Титченером, испытуемым показывали

рисунки с вариантами мимического выражения. При предъявлении этих вариантов

испытуемым каждый из них казался вполне естественным. Однако, когда нужно

было назвать эмоцию, соответствующую этим изображениям, мнения оценивающих

обнаружили довольно большие расхождения; так, лицо, которое должно выражать,

по мнению авторов, презрение, описывалось такими понятиями, как упрямство,

рассеянность, неодобрение, пренебрежение, отвращение; большинство (34%

испытуемых употребили, однако, определение "презрение".

Шлосберг предположил, что отдельные формы мимического выражения не являются

качественно особыми и их можно представить в виде некоторого континуума,

построив шкалу мимического выражения.

Попытки Лэндиса установить, какие группы мышц участвуют в выражении отдельных

эмоциональных состояний, дали отрицательные результаты. Вопреки ожиданиям

оказалось невозможным найти мимику, типичную для страха, смущения или других

эмоций (если считать типичной мимику, характерную для большинства людей).

Следует подчеркнуть, что типичные мимические корреляты не были найдены не

только для ситуаций, которые классифицировались как вызывающие страх,

смущение и т. д., но и для тех эмоциональных состояний, которые определялись

так самими испытуемыми (то есть для тех случаев, когда последние утверждали,

что они испытывали страх, отвращение и т. п.). Вместе с тем было установлено,

что у каждого испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар

мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях: закрывать или широко

раскрывать глаза, морщить лоб, открывать рот и т. д.

Представление о том, что по выражению лица можно судить об испытываемых

человеком эмоциях, верно, если оно относится к конвенциональным мимическим

реакциям, к тому своеобразному языку мимики, которым пользуются люди для

преднамеренного сообщения о своих установках, замыслах, чувствах. Возможно,

что это представление верно и в отношении спонтанной мимики, но при условии,

что имеются в виду хорошо знакомые люди. Когда нам приходится долго общаться

с человеком, мы узнаем, что такое-то выражение лица означает у него

раздражение, тогда как другое - восторг. Помимо общего языка эмоций,

необходимо знать еще язык индивидуальный, то есть язык мимики конкретного

человека. Обычно мы постигаем язык эмоций лишь близких нам людей.

Таким образом, на формирование мимического выражения эмоций оказывают влияние

три фактора :

• врожденные видотипичные мимические схемы соответствующие

определенным эмоциональным состояниям;

• приобретенные, заученные, социализированные способы проявления

чувств подлежащиё произвольному контролю;

• индивидуальные экспрессивные особенности, придающие видовым и

социальным формам мимического выражения специфические черты, свойственные

только данному индивиду.

Любая эмоция сопровождается изменением электропроводности (сопротивления)

кожи, т.е. появлением кожно-гальванического рефлекса, или реакции. Это

обусловлено изменением потоотделения.

Изменение электрической активности коры больших полушарий также служат

внешним признаком эмоций. ЭЭГ – исследования показывают, что при эмоциях,

независимо от их знака, усиливается тета-ритм, т.е. колебания с частотой 4-7

Гц. При сильных положительных эмоциях может наблюдаться депрессия альфа ритма

и усиление высокочастотного бета-ритма. При отрицательных эмоциональных

переживаниях наиболее типичны депрессия альфа-ритма и нарастание быстрых

колебаний, т.е. бета-ритма, хотя на первых этапах развития отрицательных

эмоций имеет место тормозное влияние на кору больших полушарий со стороны

лимбической системы.

Кроме того, как показано Н.М.Бехтеревой, при эмоциональном возбуждении на ЭЭГ

появляются сверхмедленные колебания потенциала. Обнаружено также, что

увеличение субъективной оценки отрицательного эмоционального состояния у

здоровых людей связано с возрастанием синхронизации потенциалов,

регистрируемых в лобных отделах мозга, с потенциалами, регистрируемыми в

правой височной области.

Теории эмоций

Биологическая теория Ч.Дарвина

Согласно представлениям выдающегося естествоиспытателя, у млекопитающих

эмоции выполняют регуляторную роль. Эмоционально выразительные движения

эмоций – это проявления инстинктивных действий, предназначенных для передачи

биологически значимых сигналов представителям своего и других видов животных.

Эти эмоциональные сигналы (страх, угроза, радость) и сопровождающие их

мимические и пантомимические движения имеют адаптивное значение. Многие из

этих сигналов проявляются с момента рождения и определяются как врожденные

эмоциональные реакции. Ч.Дарвин обратил внимание на то, что эмоциональные

переживания тесно связаны с вегетативными сдвигами в организме. Однако

вскрыть механизмы, лежащие в основе эмоций он не смог.

Теория Джеймса – Ланге

Она была предложена для объяснения вегетативных компонентов эмоций. В целом,

высказанная более 100 лет тому назад, эта теория положила начало

многочисленным попыткам физиологов и психологов ответить на вопрос «Что такое

эмоция?». Согласно этой теории, после восприятия события, вызвавшего эмоцию,

человек переживает эту эмоцию как ощущение физиологических изменений в

собственном организме. Уильям Джеймс утверждал «.мы грустим, потому что

плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим». Таким

образом, каждой эмоции соответствует свой собственный набор физиологических

изменений.

Таламическая теория Кеннона – Барда

Эта теория полагает, что при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные

импульсы первоначально поступают в таламус, откуда идут в кору больших

полушарий, обеспечивая формирование субъективного переживания, в параллельно

в гипоталамус, за счет чего формируется вегетативный компонент эмоций.

Активационная теория Линдсли

Ее автор предполагает, что поступающая сенсорная информация активирует

ретикулярную формацию ствола мозга, нейроны которой и вызывают эмоции. Теория

предполагает возможность коркового контроля над состоянием нейронов ствола

мозга, следовательно, над проявлением эмоций. Ключевая роль стволовых

структур мозга хорошо согласуется с представлением о роли норадренергических,

дофаминерегических, серотонинергических и опиоидергических нейронов в

развитии эмоций.

Теория П.К.Анохина

Она рассматривает эмоции как механизм, возникший в процессе эволюции,

благодаря которому регулируется адаптивное поведение животного. П.К.Анохин

считал, что в поведении человека и животных условно можно выделить две

основные стадии, чередование которых составляют основу жизнедеятельности, -

стадию формирования потребностей и стадию их удовлетворения. Так же он

полагал, что во всех эмоциях, начиная то грубых низших и, заканчивая высшими

социально обусловленными, используется одна и та же физиологическая

архитектура. Теория П.К.Анохина послужила основной потребностно-инфорационной

теории эмоций П.В.Симонова

Заключение

Многие физиологи отмечают, что наличие большого числа несогласованных между

собой теорий и концепций не позволяют сегодня дать целостную картину того,

что происходит в мозговых структурах, в процессах формирования эмоций. Они

полагают, что появление общепризнанной теории эмоций, видимо, дело

отдаленного будущего.

Очевидно, что в настоящее время за основу представлений о физиологических

основах эмоций следует взять потребностно – информационную теорию

П.В.Симонова.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности:

Учебник. М.: Учебная литература, 1997. 432 с.

2. В.И.Циркин., С.И.Трухина – «Физиологические основы психической

деятельности и поведения человека». Москва, Мед.книга, 2001г.


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.