РУБРИКИ |
: Лечебная физкультура (Теория физического воспитания) |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
: Лечебная физкультура (Теория физического воспитания): Лечебная физкультура (Теория физического воспитания)1. ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ Теория физического воспитания, как и всякая обоб- щающая научная дисциплина, требует при знакомстве с ее содер- жанием четкого определения наиболее общих исходных понятий, от- носящихся к изучаемому объекту, и уточнения их связей с основны- ми смежными понятиями. Речь идет в первую очередь о понятиях <физическое воспитание> и <система физического воспитания>, а также о тяких непосредственно связанных с ними понятиях, как <физическое развитие>, <физическое совершенство>, <физическая культура> и <спорт>. 1.1. Физическое воспитание и система физического воспитания Понятие <физическое воспитание>, о чем говорит уже сам термин, входит в общее понятие <воспитание> в широком смысле. Это означает, что, так же как и воспитание в целом, физи- ческое воспитание представляет собой процесс решения определен- ных воспитательно-образовательных задач, который характеризу- ется всеми общими признаками педагогического процесса (направ- ляющая роль пелагога-специалиста, организация деятельности в соответствии с педагогическими принципами и т. д.) либо осущест- вляется в порядке самовоспитания. Отличительные же особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что это процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие так называемых физических качеств человека, совокуп- ность которых в решающей мере определяет его физическую рабо- тоспособность. В физическом воспитании различают две специфические сторо- ны, или <части>: обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физических качеств (способностей). Обучение движениям имеет своим основным содержанием физи- ческое образование, т. е. системное освоение челоиеком в проиессе специального обучения рациональных способов управления своими движениячи, приобретение таким путем необходимого в жизнц фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Образовательная сторона физического воспитания имеет первосте- пенное значение для рационального использования человеком своих двигательных возможностей в жизненной практике. Другая не ме- нee существенная сторона физического воспитания -- целенаправ- ленное воздействие на комплекс естественных свойств организма, относящихся к физическим качествам человека: стимулирование и peгулирование их развития посредством нормированных функцио- нальных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью (фи- зическими упражнениями), а также путем оптимизации индивиду- ального режима жизни и рационального использования природных условий внешней среды. Эту сторону физического воспитания назы- вают воспитанием физических качеств (или физическим воспитани- ем в узком смысле). В определенном смысле можно сказать, что суть воспитания физических качеств заключается в управлении их развитием. Непосредственным объектом и одновременно фактором управления является процесс двигательной деятельности. С помощью двигательной деятельности, орга- низованной соответствующим образом (физических упражнений), и других средств физического воспитания можно в широком диапазоне изменять функцио- нальное состояние организма, направленно регулировать его и тем самым вызы- вать прогрессивные приспособительные изменения в нем (совершенствование регу- ляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию, увеличение функ- циональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т. д.). Со- вокупность их приводит не только к количественным, но и к качественным изме- нениям фуикциональных возможностей организма в целом. Воспитывая таким пу- тем физические качества, достигают при известных условиях существенного изме- нения степени и направленности их развития. Это выражается в прогрессировании тex или иных двигательных способностей (силовых, скоростных и других), повы- шении общего уровня работоспособности, укреплении здоровья и в других показа- телях совершенствования естественных свойств организма, в том числе и свойств телосложения (разумеется, в той мере, в какой это допускают генетически закреп- ленные особеиности конституции человеческого организма). Развитию физическик качеств в процессе их воспитания придается, таким образом, направленный харак- тер, что и позволяет в этом смысле говорить об управлении их развитием. Обучение движениям и воспитание физических качеств практи- жски настолько тесно взаимосвязаны, что постоянно переходят друг в друга. Но они никогда не сводятся друг к другу и по-разному соотносятся на различных этапах воспитания. В целостной рацио- нально организованной практике физического воспитания эти сторо- ны всегда так или иначе сочетаются с другими компонентами вос- питания в широком смысле слова. При этом физическое воспитание приобретает значение одного из основных факторов всестороннего развития личности, если обеспечено единство всех видов воспита- ния (физического, нравственного, интеллектуального, эстетическо- го), что, как будет видно из последующего, характерно для воспи- тания в социалистическом обществе. Наряду с термином <физическое воспитание> применяют термин <физическал подготовка>. По существу они имеют аналогичный смысл, но вторым термином пользуются преимущественно тогда, ко- гда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой или иной деятельности, тре- бующей физической подготовленности. Последняя (физическая под- I отовленность) есть результат физической подготовки, воплощенный в достигнутой работоспособности и в сформированных двигательных навыках, необходимых в определенной деятельности либо способ- ствующих ее освоению. Различают общую и специальную физиче- скую подготовку. О б щ а я ф и з и ч е с к а я п о д г о т о в к а пред- ставляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержание которого ориентировано на то, чтобы создать широкие общие пред- посылки успеха в самых различных видах деятельности (либо в не- которых из них). С п е ц и а л ь н а я ф и з и ч е с к а я п о д г о т о в- к а -- это разновидность физического воспитания, специализиро- ванного применительно к особенностям какой-либо деятельности (профессиональной, спортивной и др.), избранной в качестве объ- екта углубленной специализации. Соответственно, результат общей физической подготовки обозначают термином <о б щ а я ф и з и ч е - с к а я п о д г о г о в л е н н о с т ь>, а результат специальной физиче- ской подготовки -- <с п е ц и а л ь н а я ф и з и ч е с к а я п о д г о - т о е л е н н о с т ь>. Вся эта группа терминов лодчеркивает, таким образом, конкретно прикладную роль физического воспитания -- его практическое значение в подготовке человека к выполнению определенных социально обусловленных функций. Итак, физическое воспитание есть вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движенилм (двигательным дейст- виям) и воспитании (управлении развитиел) физических качеств че- ловека. В прикладном отношении физическое воспитание представ- ляет собой процесс физической подготовки человека к социально обусловленной деятельности (трудовой, военной и т. д.). В единстве с другими нидами воспитания и при достаточных социальных усло- виях физическое воспитание может приобретать значение одного из основных факторов всестороннего развития личности. Физическое воспитание -- общественное явление. Оно возникает вместе с обществом и развивается по законам общественного раз- вития. Идеи, направляющие социальную практику физического воспитания, и формы ее организации всегда обусловлены конкрет- ными общественными отношениями, что находит свое выражение в особенностях систем физического воспитания, создаваемых в усло- виях различных общественных формаций. Понятие <система физического воспитанияэ отражает в целом исторически определенный тип социальной практики физического воспитания, т. е. целесообразно упорядоченную совокупность ее ис- ходных основ и форм организации, зависящих от условий конкрет- ной общественной форлации. В совокупности с определяющими ее положениями система физического воспитания характеризуется: -- идеологическими основами, выраженными в ее социальных целевых установках, принципах и других отправных идеях, которые продиктованы потребностями всего общества либо интересами от- дельных классов и обусловлены в конечном счете коренными соци- альными отношениями, типичными для данной общественной фор- мации; -- теоретико-методическими основами, которые в развитом виде представляют собой целостную концепцию, oRединяющую научно- практические знания о закономерностях, правилах, средствах и ме- тодах физического воспитания; -- программно-нормативными основами, т. е. программным ма- териалом, отобранным и систематизированным согласно целевым установкам и принятой концепции, и нормативами, установленными в качестве критериев физической подготовленности, которая должна быть достигнута в результате физического воспитания; -- тем, как все зти исходные основы закреплены организацион- но и реализуются в деятельности организаций и учреждений непо- средственно осуществляющих и контролирующих физическое воспи- тание в обществе. Отсюда не трудно заключить, что систему физического воспи- тания характеризуют не столько отдельные явления практики фи- зического воспитания, сколько ее общая упорядоченность, а следо- вательно, и то, на каких исходных системообразующих основах обеспечивается ее упорядоченность, организованность и целенаправ- ленность в рамках конкретной общественной формации. В зависи- мости от условий своего развития система физического воспитания может быть относительно элементарной или высокоразвитой, иметь ограниченную либо широкую сферу распространения, причем орга- низационная мощь системы зависит прежде всего от степени учас- тия государства и ведущих общественных сил в ее становлении и функционировании. Официальная система физического воспитания в обществе, разделенном на антагонистические классы, по существу не может удовлетворять потребности всех членов общества; она охватывает главным образом ту часть социальной практики физи- ческого воспитания, которая находится под непосредственным кон- тролем государственных и общественных организаций, создавае- мых господстаующим классом. Социалистическое общество создает систему физического воспитания принципиально нового типа, входя- щую в состав коммунистической общенародной системы всесторон- него воспитания. 1.2. Физическое воспитание и физическое развитие; физическое совершенство Из предыдущего (1.1) уже видно, что в системе пе- дагогических явлений физическое воспитаыие имеет первостепенное значение как специальный фактор целесообразного воздействия на развитие физических качеств человека, его двигательных способ- ностей и непосредственно связанных с ними естественных свойств человеческого организма. Если физическое воспитание осуществля- ется систематически на протяжении основных этапов онтогенеза (индивидуального развития организма), оно играет роль одного Я3 рещающих факторов всего процесса физического развития ин- дивида. В самом общем смысле физическим развитием человека называ- g)T процесс изменения естествеиньсх морфо-функциональных свойств его организма в течеиие индивидуальной жизни *. Внешними коди- чественными показателями физического развития являются, напри- мер, изменения пространственных размеров и массы тела, качествен- но же физическое развитие характеризуется прежде всего существен- ным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изме- нении отдельных физических качеста и общего уровня физиче- ской работоспособности. Известно, что на протяжении жизни индивида последовательно сменяются различные периоды развития: пренатальный (внутриутробный), ранний постна- тальный (первые годы жизни), детский, подростковый, юношеский, периоды зре- лости и старения Наиболее значительные прсгрессивные изменения форм и функ- циональных возможностей организма происходят в первые периоды (в частности, рост после рождения до периода возрастного созревания увеличивается р 3 -- 4 ра- за, вес -- в 20 -- 30 раз, жизненная емкость легких -- в 5 -- 10 раз, ударный объем сердца -- в 20 -- 30 раз и более, показатели силовых способностей -- в 50 раз и бо- лее); затем наступают периоды относительной стабилизадии форм и функций, сменяемые по мере старения периолами возрастной инволюции, когда определен- ные морфо-функциональные свойства организма постепенно регрессируют*. Этот жизненный цикл физического развития воспроизводится от поколения к поколе- нию, повторяясь в определенных чертах и вместе с тем приобретая новые черты в зависимости от всей совокупности естественных и общественных условий сущест- вования людей. Хотя биологическая эволюция современного человека, по-видимо- му, в основном завершена, новые поколения существенно отличаются от преды- дущих не только своими функциональными возможностями, но и морфологически. Одно из наглядных свидетельств тому -- акселерация в физическом развитии под- растающих поколений (например, рост современных подростков в ряде стран мира превышает рост их 'сверстников в предыдущих поколениях на 10 -- 15 см, вес -- !~а 5 -- 10 кг). Для понимания роли физического воспитания в физическом раз- витии человека чрезвычайно существенно, что физическое разви- тие -- не только естественный, но и социально обусловленный про- цесс. Это естественный процесс, поскольку он развертывается на природной основе, передаваемой по наследству, и подчиняется есте- ственным законам. К ним относятся закон взаимодействия наслед- ственных тенденций развития и тенденций, определяемых условия- ми жизни; законы взаимообусловленности функциональных и струк- турных изменений (их единство и ведущая роль функциональных изменений по отношению к морфологическим); постепенность и воз- растная сменяемость периодов развития (периоды поступательного развития сменяются периодами относительной стабилизации форм и функций, затем наступают периоды инволюционных изменений) и др. Однако действие этих естественных законов проявляется в зави- симости от социальных условий жизни и деятельности человека (ус- ловий раслределения и использования магериальных благ, воспита- ния, труда, быта и т. д.), в силу чего его физическое развитие обус- ловлено социально, причем в решающей мере. В зависимости от всей совокупности факторов и условий, влия- ющих на физическое развитие, оно может приобретать различный характер -- быть всесторонним и гармоничным либо ограниченным и дисгармоничным. Зная и умело используя объективные закономер- ности физического развития человека, можно, в принципе, так воз- действовать на него, чтобы придать ему направление, оптимальное для индивида и общества, обеспечить гармоническое совершенст- вование форм и функций организма, повысить работоспособность, необходимую для созидательного труда и других общественно по- лезных форм деятельности, и даже <отодвинуть> сроки естествен- ного старения, увеличив тем самым творческое долголетие человека. Эти возможности целесообразного управления физическим развити- ем реализуются при известных условиях в процессе физического вос- питания. Научное понимание роли физического воспитания в физи- ческом развитии человека исходит именно из того, что процесе физического развития в принципе управляем; в целесообразно напра; вляющем воздействии на этот процесс прежде всгго и состоит спе- цифическая социальная функция (назначение) физического вос- питания. Это, понятно, не означает, что физическое воспитание целиком предопределяет физическое развитие. Последнее, как уже было ска- зано, зависит от многих факторов и условий, естественных и соци- альных, самые фундаментальные среди которых -- условия матери- альной жизни общества. Тем не менее физическому воспитанив при- надлежит особая роль как специальному фактору рациональноге регулировяния физического развития человека в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему обществом. Именно от фи- зического воспитания (если есть все другие необходимые условия~ непосредственно зависят тенденции, сознательно привносимые в фи- зическое развитие, его направленность, степень, а также и то, какие двигательные способности, умения и навыки формируются и совер- шенствуются у человека в течение жизни. Физическое воспитание в условиях социалистл~~еского общества содействует всестороннему развитию личности. Оптимизация физи- ческого развития при этом идет по пути достижения все более высо- ких показателей физического совершенства. Понятие <физическое совершенство> обобщает представления об оптимальной мере гармо- чического физического развития и всесторонней физической аодго- товлеиносхи человека. Причем подразумевается, что эта мера опти- мально соответствдет требованиям трудовой и других сфер его жиз- недеятельности, выражает достаточно высокдю степень развития индивидуальной физической одаренности и отвечает закономерно- стям долголетнего сохраиения крепкого здоровья. Конкретно исто- рический характер физического совершенства состоит в том, что его действительные черты (признаки, показатели и т. п.) определя- ются реальными запросами и условиями жизни общества на каж- дом данном историческом этапе и потому меняются по мере разви- тия общества. Отсюда следует, в частности, что нет и не может быть некоего неизменного идеала физического совершенства, как нет и не может быть неизменкых эталонных показателей его. Впервые идеал всестороннего гармонического развития челове- ка приобретает вполне конкретные черты в связи с массовым вопло- щением его в жизнь на современном историческом этапе строитель- ства коммунистического общества, когда неуклонно возрастают воз- можности воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совер- щенство. Перед научной теорией воспитания сейчас стоит ответст- веннейшая задача -- разработать обоснованные педагогические кри- терии всестороннего гармонического совершенства человека, в том числе физического совершенства, которые вполне соответствовали бы требованиям общественного прогресса на современном этапе развития социалистического общества и в перспективе. 1.3. Физическое воспитание и физическая культура Из сказанного о физическом воспитании (1.1 и 1.2) понятно, что оно имеет существенное значение для личности и об- щества в целом. Результаты физического воспитания, которые вы- ражаются в поклзателях совершенствования человека, а также все то, что обеспечивает достижение этих результатов и создается в связи с практикой физического воспитания (специальные знания, средства, методы и т. ri.), представляют значительную общекуль- турную ценность. В данном качестве физическое воспитание отно- сится к физической культуре общества. Физическая культура (в широком смысле слова) составляет важ- ную часть культуры общества -- всю совокупность его достижений в создании и рациональном использовании специальных средств, ме- годов и дсловий направленного физического совершенствования че- ловека ~. В самом содержании физической культуоы и органически связанных с нею явлений можно с некоторой условностью выделить две основные стороны, или части: -- во-первых, все то ценное, что создает и использует общество в качестве специальных средств, методов и условий их применения, позволяюи~их оптимизировать физическое развитие и обеспечить определенный уровень физической подготовленности людей (функ- ционально-обеспечивающая сторона физической культуры); -- во-вторых, позитивные результаты использования этих средств, методов и условий (результативная сторона физической культуры) . Функционально-обеспечивающую сторону физической культуры наиболее пол- но характеризует состояние системы физического воспитания -- прогрессивность заложенных в ней идей и организационных форм, научно-практические достоин- ства ее содержания, степень методической разработанности, а опосредованно -- условия, обеспечивавщие ее качественное функционирование: обеспеченность кад- рами специалистов, медицинское, информационное и мат~риально-техническое обеспечение, отражение физической культуры в произведениях искусства и т. д. Наиболее же сущсственным выражением результативной стороны физической кчльтуры являюгся: общий уровень физической подготовленыости и физического развития людей, а также высшие спортивные достижения и другие показатели, свидетельствующие о фактических результатах внедрения физической культуры в жизнь народа Эти две стороны физической культуры едины, но между ними бывают и несоответствия. Первая сторона как бы: переходит во вторую на основе системы физического воспитания прежде всего благодаря практической деятель- ности по физическому воспитанию. Физическая культура, как и культура в целом, -- продукт сози- дательной деятельности общества. На каждом историческом этапе она изменяется в зависимости от возможностей, предоставляемых для ее развития той или иной общественной формацией, и в то же время наследует непреходящие культурные ценности, созданные человечеством на предыдущих этапах (научные знания о законо- мерностях физического совершенствования человека, объективно оправдавшие себя средства и методы физического воспитания, про- изведения искусства, отражающие эстетические ценности физиче- ско~'; культуры, материально-технические достижения и т. п.). Физи- ческая культура советского общества воплощает в себе, по общему признанию, высшие достижения в данной сфере общечеловеческой культуры. Ярким свидетельством ее расцвета является невиданный в истории размах советского физкультурного движения, охватив-. шего десятки миллионов людей, высокий общий уровень всесторон- ней физической подготовленности, выраженный прежде всего в мас- совом овладении нормативами физкультурного комплекса <Готов к труду и обороне СССР>, победное шествие советских спортсменов на международной арене, передовой характер всей советской систе- мы физического воспитания. Наряду со своей ролыо в физическом совершенствовании чело- века физическая культура может оказывать существенное влияние и на его духовный мир -- мир эмоций, эстетических вкусов, эти- ческих и мировоззренческих представлений. Однако какие именно взгляды, убеждения и принципы паведения формируются при этом -- зависит в первую очередь от идейной направленности физкультурно- го движения, от того, какие социальные силы его организуют и на- правляют. Прогрессивный характер советской физической культуры определяется не только материальными условиями ее развития, но и высокой идейностью физкультурной практики, которая вместе со всей культурно-воспитательной практикой в нашей стране направ- ляется Коммунистической партией по пути воплощения гуманней- ших идей коммунизма. Для уточнения представлений о соотношении физической куль- туры и физического воспитания следует отметить, что при всем ор- ганическом единстве этих явлений они не сводятся друг к другу. Соответствующие им понятия тождественны только в определенноъ~ отношении, а именно: в отношении той ценности, какую представля- ют собой физическое воспитание и его результаты для общества. Иначе говоря, физическое воспитание относится к явлениям куль- туры постольку, поскольку в нем реализуются достигнутые или до- стигаются новые культурные ценности (отрицательные и быстро преходящие явления практики физического воспитания по существу <не вяжутся> с понятием культуры). Социальная практика физиче- ского воспитания в этом отношении является как бы каналом, по которому идет передача ценностей физической культуры от старших поколений младшим. В то же время это есть и способ умножения культурных ценностей, поскольку младшие поколения не просто вос- принимают прежние достижения, но и приумножают их. 1.4. Физическое воспитание и спорт В современных системах физического воспитанил все более видное место занимает спорт. Это объясняется рядом причин, но прежде всего особой действенностью спорта, как средст- ва и метода физического воспитания, его популярностью, широчай- шим развитием в последние десятилетия международных спортив- ных связей, неуклонно возрастающей общекультурной и престижной значимостью спорта в современном мире. Ядро спорта, основу его особенностей составляет специфическал соревновательная деятельность, т. е. деятельность, характерной фор- мой котсрой является система состязаний, исторически сложившая- ся преимущественно в области физической культуры общества как особая сфера выявления, развития и унифицированного сравнения человеческих возможностей (сил, способностей, умения рациональ- но пользогаться ими). В отличие от других форм деятельности че- ловека, включаюших соревнование лишь как один из своих момен- тов или методов (в сфере производства, искусства и т. д.), сорев- новательная деятельность в спорте строится прежде всего по логике состязания, в форме состязания. При этом ее характеризуют осо- бый тип отношений соперничества, свободный в принципе от антаго- низма, четкая регламентация взаимодействий соревнующихся, а также унификация состава действий, условий их выполнения и спо- собов оценки достижений по установленным правилам, которые в настоящее время приобрели значение международных или относи- тельно локальных, но достаточно широко признанных норм состя- зания. Непосредственная цель соревновательной деятельности в спор- те -- достижение возможно высокого результата, выраженного в ус- ловных показателях победы над соперником либо в иных показате- лях, принимаемых условно за критерий достижений. Но ее суть никогда не сводится к достижению лишь чисто спортивных результа- тов. Как деятельность, воздействующая на самого человека, и как сфера своеобразных межчеловеческих контактов, она имеет и более глубокий смысл, обусловленный в конечном счете совокупностью основных общественных отношений, в которые она включена и ко- торые определяют ее социальную направленность в конкретных ус- ловиях того или иного общества. В своем жизненном воплощении спорт -- это и неуклонное стремление человека к расширению <гра- нии> своих возможностей, реализуемое через специальную подготов- ку и систематическое участие в состязаниях, связанных с преодоле- нием возрастающих трудностей, и делый мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами на этом пути, и сложный комплекс межчело- веческих отношений, и популярнейшее зрелище, и одно из наиболее массовых социальных движений современности, и многое другое. Спорт, таким образом, -- многогранное общественное явление. В процессе своего исторического развития он занял видное место как в физлческой, так и в духовной культуре общества, причем его социальная значимость продолжает стремительно возрастать. В широком понимании <спорт> -- это собственно соревнователь- ная деятельность, специальная подготовка к ней, специфические межчеловеческие отношения и установления в сфере этой деятель- ности, ее общественно значимьсе результаты, взятые в целом *. Со- циальная ценность спорта заключается более всего в том, что он представляет собой совокупность наиболее действенных средств и методов физического воспитания, одну из основных форм подготовки неловека к трудовой и другим общественно необходимым видам дея- тельности, а наряду с этим -- и одно из важных средств этического и эстетического воспитания, ддовлетворения духовнык запросов об- щества, упрочения и расширения интернациональных связей, спо- собствующих взаимопониманию, сотрудничеству и дружбе междд народами . Особая действенность спорта как средства и метода физическо- го воспитания обусловлена соревновательным характером спортив- ной деятельности, присущей ей направленностью к возможно высоким результатам и объективнымизакономерностями их дости- жения в процессе специальной подготовки (необходимость углуб- ленной специализации, связанной с использованием функциональ- ных нагрузок, возрастающих вплоть до предельных и др.), а также особенностями организации и стимулирования спорта в обществе (специфическая система поощрений за спортивные достижения -- от квалификационных значков и званий до высших правительствен- ных наград). В силу этого спорт по сравнению с другими средства- ми и методами физического воспитания позволяет обеспечить наи- высшую степень специализированного развития определенных спо- собностей, умений и навыков. В интересах конкретизации представлений о соотношении физи- ческого воспитания и спорта важно наряду с изложенным учиты- вать, что спорт не сводится лишь к физическому воспитанию. Как уже отмечалось, он многогранное общественное явление, имеющее самостоя гельное общекультурное, педагогическое, эстетическое, престижное и другие значения. В особой мере это относится к спор- ту высших достижений (так называемому <большому спорту>) . Кро- ме того, ряд видов спорта вообще не является действенным средст- вом физического воспитания или имеет к нему косвенное отношение (шахматный, авиамодельиый спорт и некоторые другие виды спор- та, прямо не связанные с высокоактивной двигательной деятельно- стью) . С другой стороны, физическое воспитание не может ограничи- ваться только спортом. Те же самые особенности, какие придают действенность спорту, не позволяют рассматривать его как универ- сальное средство физического воспитания. В связи с повышенными, нередко предельными .требованиями к функциональным возможно- стям организма и прочими специфическими особенностями спор- тивной деятельности включение последней в педагогический процесс лимитируется определенным возрастом, состоянием здоровья и уровнем предварительной подготовленности воспитуемых. Система физического воспитания включает в себя кроме спорта и другие средства, лредоставляющие возможности для менее <острого>, бо- лее регулируемого и избирательного воздействия (строго регламен- тированные физические упражнения, относящиеся к основной гимна- стике, относительно простые подвижные игры, регламентированный туризм и др.) . С началом специализированных занятий спортом про- цесс физического воспитания приобретает ряд особенностей, харак- теризующих его как процесс саортивной тренировки. Наряду с ши- рокой общей физической подготовкой и профессионально приклад- ными формами физической подготовки спортивная тренировка относится к числу основных направлений системы физического вос- питания. 1.3. Резюме Изложенные понятия дают общее представление о физическом воспитании, его особенностях, социальных функциях и взаимосвязях с другими явлениями. Совокупность этих понятий в первую очередь характеризует физиче- ское воспитание как общественно-педагогическое явление. Являясь неотъемлемым компонентом воспитания в широком смысле слова, физическое воспитание играет существенную роль в реализации как общепедагогических, так и специфических образовательно-воспитательных задач, продиктованных потребностями общества в целесообразном воздействии на развитие человека, необходимостью подготовки его к трудовой и другим общественно значимым видам деятельности. Специфическое содержание физического воспитания составляют физическое образование и еоспи- тание физических качеств человека. Первое осуществляется путем обучения и свя- зано преимущественно с формированием двигагельных умений, навыков и специ- альных знаний; второе направлено на развитие жизненно важных свойств челове- ческого организма, относящихся к физическим качествам человека, которые лежат в основе его двигательных способностей (силовых, скоростных, выносливости, и т. д.) и определяют в комплексе общий уровень физическсй работоспособности. В процессе смены поколений через физическое воспитание происходит передача накапливаемого человечеством рационального опыта использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или иной мере направленное физическое развитие людей. Общим прикладным резуль- татом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовлен- ность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и на- выках. В этом отношении физическое воспитание можно определить как проце "с физической подготовки человека к полноценной жизнедеятельности. |
|
© 2010 |
|