РУБРИКИ

: Литература - Педиатрия (Дистрофии у детей)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

: Литература - Педиатрия (Дистрофии у детей)

: Литература - Педиатрия (Дистрофии у детей)

Тема: Дистрофии у детей (хронические расстройства питания).

Дистрофии - патологические состояния, которые характеризуются не только

изменением показателей физического развития, но и нарушением функционально-

морфологического состояния внутренних органов и систем, нарушением обменных

процессов, иммунитета, вследствие недостаточного или избыточного поступления

или усвоения питательных веществ.

Нормотрофия (эйтрофия) - термин предложил Тур. Подразумевает следующее:

ребенок с чистой, розовой, бархатистой кожей, нормальным тургором,

равномерным распределением подкожно-жировой клетчатки, без признаков

нарушения внутренних органов и систем, нормальными показателями физического,

моторного, психического развития, редко болеющий, легко переносящий

инфекционные заболевания, отличается хорошим аппетитом и положительным

эмоциональным тонусом.

Гипоплазия - термин предложил Сперанский. Включает в себя следующее:

нормальный здоровый ребенок, который укладывается в понятие эйтрофии, но

маленького роста. Подчеркнем, что это норма, а не патология (дети-

дюймовочки).

Дистрофия - понятие собирательное. Варианты дистрофий:

Дети первых двух лет жизни:

I. Дистрофия типа гипотрофии - отставание массы в сравнении с ростом.

II. Дистрофии типа паратрофии - избыток массы по отношению к росту.

Старшие возраста:

III. Дистрофия типа ожирения (тучность).

В развитых странах преобладает паратрофия, в развивающихся - гипотрофия.

Рассмотрим подробно каждый вариант дистрофии:

I. Паратрофии. Причины: перекорм - основная причина. Перекорм

наблюдается, как правило, за счет избыточного введения в питание углеводов:

злоупотребление кашей (например, на все кормления ребенку дают манную кашу на

молоке), неграмотная готовка молока, бесконтрольное введение творога и сливок.

Патогенез: углеводы в большем количестве поступают в пищеварительный тракт,

что ведет к повышенной активности выработки ферментов. Повышенная выработка

ферментов приводит к тому, что часть углеводов резорбируется, а часть углеводов

включается в цикл Кребса, в результате чего углеводы перерабатываются в жир.

Затем с пищей снова поступает большее количество углеводов, а возможность

ферментативной системы ограничена. Это приводит к тому, что часть углеводов не

усваивается и поступает в кишечник, где образуются органические кислоты,

углекислый газ, вода. В кишечнике идет переработка их микроорганизмами, что

приводит к процессам брожения. Клиника: равномерная избыточная масса

тела, бродильная диспепсия, вздутие живота, умеренно выраженный токсикоз за

счет всасывания органических кислот, дисбаланс по углеводам и белкам в сторону

повышения углеводов. Снижение количества белка приводит к дефициту

иммунологического статуса, следовательно, эти дети склонны к развитию

интеркурентных инфекций. Дети малоподвижны, повышено отложение подкожного жира,

кожные покровы бледные, так как присутствуют симптомы анемии, признаки мышечной

гипотонии, симптомы рахита, приглушенность тонов сердца, систолический шум,

отставание в моторном развитии. Отметим, что у этих детей закладываются

дополнительные жировые клетки, что заставляет включить их в группу риска по

развитию эндокринной патологии, манифест которой происходит в предпубертатном и

пубертатном периоде. Подходы к лечению:

· коррекция питания

· сбалансирование питания

· нормализовать режим дня ребенка

· массаж

· лечебная гимнастика

· прогулки

· бифидум-бактерин, лактобактерин, так как имеется дисбактериоз

· витамины, адаптогены так как есть дисбаланс в иммунном статусе

· прочая симптоматическая терапия (например, если есть симптомы анемии,

то дают препараты железа)

II. Гипотрофия. Термин введен в 1900 году. Классификация:

По происхождению:

· врожденные

· пренатальная

· внутриутробная. Симптомы внутриутробной гипотрофии

могут быть у недоношенных детей и встречаются в 30% случаев: масса тела не

соответствует срокам гестации. Кроме того, внутриутробная гипотрофия может быть

у доношенных детей (15-18%), а также у переношенных детей.

· нейродистрофия. В основе этой гипотрофии лежит

внутриутробное страдание структур мозга, которые отвечают за трофику, то есть в

основе - различной степени выраженности нейродистрофический процесс

нейросекреторных субстанций основания мозга плода. Причины: 1. Токсикоз

беременности, в результате которого могут происходить структурные нарушения

плаценты, что ведет к нарушению маточно-плацентарного кровообращения, в

результате чего страдает трофика плода. 2. Угроза прерывания беременности; 3.

Преждевременная отслойка плаценты; 4. Кровотечение; 5. Неправильное питание

беременной женщины; 6. Профессиональные вредности; 7. Психологический

микроклимат;8. Возраст первородящей (юная или пожилая первородящая); 9.

Кровнородственные браки; 10. Внутриутробные инфекции - цитомегаловирус, герпес,

краснуха, токсоплазмоз, и др.; 11. Пороки сердца и другая тяжелая соматическая

патология у матери.

· Приобретенные. В основе могут лежать врожденные факторы, но

сказываются они на состоянии питания только после рождения ребенка.

Приобретенные гипотрофии в зависимости от причин делят на 2 большие группы:

1. Экзогенные

2. Эндогенные:

· первичные - гипотрофии, в основе которых лежат наследственные

заболевания пищеварительного тракта.

· Вторичные - это гипотрофии, в основе которых лежат дефекты развития

других систем, исключая пищеварительную систему.

Диагностика гипотрофий:

1. Анамнез

2. Выявление симптомов гипотрофии при обследовании: непропорциональность

тела ребенка, так как имеется равномерное истончение подкожножирового слоя;

выраженность костных образований: выпирают ребра, суставы; складчатость кожи

в области головы, ягодиц, за счет того, что не выражен подкожножировой слой;

антропометрические индексы отклонены от нормы.

3. Отклонения со стороны внутренних органов и систем: симптомы изменения

со стороны ЦНС - повышенная нервно-мышечная возбудимость, нарушение сна,

снижение выраженности врожденных рефлексов (сосание, глотание, и проч.),

склонность к переохлаждению, тремор конечностей. Изменения со стороны

пищеварительной системы: склонность к частым срыгиваниям, рвоте, разжиженному

стулу, нарушению акта сосания (ребенок плохо берет грудь). Изменения со

стороны дыхательной и сердечно-сосудистой системы: бради - или тахикардия,

нарушение глубины дыхания, склонность к развитию пневмонии.

Формы врожденных гипотрофий:

1. Невропатическая - нормальное развитие в росте, дети не отстают в

психическом развитии, моторике, но у них не обычный негативизм к пище, то есть,

нет чувства голода. Кроме того, у этих детей повышенная нервная

возбудимость, неадекватная реакция на раздражители, повышенная раздражимость.

2. Нейродистрофическая - негативизм к пище, повышенная нервная возбудимость,

неадекватная реакция на раздражители, повышенная раздражимость, отставание

в росте и в психомоторном развитии. Отметим, что компьютерная томография и

ЯМРТ головного мозга отклонений от нормы не выявляет. В неврологическом статусе

(патологические рефлексы и пр.) отклонений нет.

3. Нейроэндокринная - отличается от всех гипотрофий тем, что преобладает

отставание в росте, а не в массе тела.

4. Энцефалопатическая - широко представлена неврологическая симптоматика:

полнейшая толерантность к пище, полное отсутствие реакции на окружающих, нет

сосательных рефлексов.

Лечение:

1. Подобрать диету, но необходимо полностью исключить насильственное

кормление. Индивидуализировать питание, нормализовать режим.

2. Медикаментозное лечение: препараты, вмешивающиеся в трофику:

церебролизин, глютаминовая кислота. К вышеуказанным препаратам добавляют

ретаболил и другие анаболики. Кроме того, применяют апилак в свечах для

повышения аппетита.

3. Лечебная физкультура - массаж, лечебная гимнастика.

К сожалению нейроэндокринная и энцефалопатическая гипотрофии крайне мало

перспективны в отношении лечения.

Экзогенные приобретенные гипотрофии.

Причины:

1. алиментарные факторы: недоедание ребенка

2. инфекционные заболевания, в первую очередь кишечные инфекции; другие

инфекции, особенно тяжелой степени тяжести, также могут вызывать данный вид

гипотрофии.

Эндогенные приобретенные первичные гипотрофии.

Причины:

1. Функциональная патология пищеварительного тракта - ахалазия, халазия

кардии (спазм или недостаточность), пилороспазм, дуоденоспазм. Учитывая

вышесказанное, дети будут страдать обильными срыгиваниями и рвотой, в

результате чего у ребенка возникнет недостаточное поступление пищи в

организм.

2. Анатомические пороки развития - короткий пищевода, пилоростеноз,

дуоденостаз, незавершенный поворот кишки. Анатомические пороки развития будут

проявляться симптомами рецидивирующей верхней или нижней кишечной

непроходимости: рвота, поносы, могут наблюдаться запоры с каловой

интоксикацией.

3. Ферментопатии: муковисцидоз, дисахаридазная недостаточность и др.

Эндогенные приобретенные вторичные гипотрофии.

Причиной являются любые анатомические пороки различных органов и систем,

исключая пороки ЖКТ. Например, при врожденном пороке сердца у ребенка

наблюдается гипоксия органов и тканей.

Таким образом, прежде чем лечить приобретенную гипотрофию, необходимо выявить

причину, вызвавшую данную патологию и устранить ее, и только потом

применяется диетотерапия. Диетотерапия стоит на первом месте, если есть

алиментарная гипотрофия. При наличии гипотрофии применяется следующая схема

диетотерапии: 1 ст. Гипотрофии (дефицит массы 15%) - коррекция питания. При 2

и 3 ст. гипотрофии применяется этапное вскармливание:

1 этап - разгрузочный: дается в течение недели меньший объем пищи

2 этап - минимальное вскармливание, объем пищи доводится до положенного в

течение одного месяца.

3 этап - повышенный калораж - в течение одного месяца вводим прикорм.

4 этап - физиологическое вскармливание.


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.