РУБРИКИ |
Организация и производство обыска и выемки |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Организация и производство обыска и выемкиОрганизация и производство обыска и выемкиДальневосточный Институт Законодательства и Правоведения
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
по теме: «Организация и производство обыска и выемки»
Выполнил(а): Назарова В.В.
ПЛАН:
Введение I. Возникновение и развитие законодательства, регламентирующего производство обыска в уголовном судопроизводстве России II. Содержание обыска и выемки как процессуального действия. а) основания для обыска и выемки; б) процессуальные основания обыска и выемки; в) виды обыска. III. Процессуальный порядок проведения обыска и выемки. а) личный обыск; б) особенности проведения обыска в помещениях, занимаемых иностранными гражданами, пользующимися дипломатической неприкосновенностью; в) арест и выемка почтовой и телеграфной корреспонденции. IV. Фиксация результатов следственного действия. Заключение
ВВЕДЕНИЕ Предпринимаемые в нашем обществе меры по усилению правовой основы государственной и общественной жизни, соблюдению законности, развитию и охране прав и свобод граждан непосредственно связаны с улучшением работы органов внутренних дел, прокуратуры, судов. Особую важность в усилении борьбы с преступностью имеет умелое использование мер процессуального принуждения. Их своевременное и обоснованное применение в уголовном судопроизводстве способствует раскрытию каждого преступления, обеспечивает неотвратимость ответственности лиц, совершивших преступление. Повышение эффективности мер процессуального принуждения выступает как одно из наиболее результативных средств интенсификации борьбы с преступностью. С одной стороны, использование мер принудительного характера существенно ограничивают права и законные интересы личности, но с другой стороны, без их применения в ряде случаев осуществление уголовно-процессуальной деятельности невозможно. Целью настоящей работы является рассмотрение такого действия, как обыск, потому что обыск как мера уголовно-процессуального принуждения значительно ограничивает провозглашенные Конституцией РФ право на личную неприкосновенность и право на неприкосновенность жилища. Как бы тщательно не готовился преступник к совершению преступления, каких бы действий не принимал к сокрытию следов преступления, в подавляющем большинстве случаев он не в состоянии предвидеть и уничтожить без исключения все то, что может послужить против него уликой. Поэтому тщательно подготовленный хорошо организованный и спланированный обыск, как правило, дает в распоряжение следователя ценные улики, помогающие изобличению преступника и раскрытию преступления. Обыск является действенным процессуальным средством обнаружения доказательств. Одним из главных условий, соблюдающихся при обыске, является правильное приобщение вещественных доказательств к делу. Иногда основанием для возбуждения уголовного дела служит обнаружение у лица определенных вещей и документов при личном досмотре.1 Производя обыск у подозреваемого (обвиняемого), следователь имеет возможность там же получить сведения, касающиеся его личности, связей с преступным миром, друзей и т.п. Полученные сведения могут повлиять как на квалификацию уголовного дела, так и на его исход. Для меня, как для будущего работника правоохранительных органов, важность выбранной темы дипломной работы заключается в том, чтобы в будущем на практической работе правильно применять нормы уголовно-процессуального законодательства. ___________________________________________ 1. Основы законодательства об административных правонарушениях. Ст. 33 УПК РФ, ст. 108. ГЛАВА I. Возникновение и развитие законодательства, регламентирующего производство обыска в уголовном судопроизводстве России В начале формирования Российского уголовно-процессуального законодательства обыск рассматривался как деятельность по сбору доказательств, от результатов которой зависел способ суда над подсудимым. По Судебникам 1497 г. и 1555 г. обыск и пытка являлись основными методами ведения уголовного процесса, причем все уголовное судопроизводство того времени именовалось обыском. Губные старосты и целовальники собирали людей и проводили обыск (расспрос). Всех, кого «облихуют» при обыске, до суда «отдавали за пристава» (лишали свободы) - человека сковывали и сажали в колоду.[1] Соборное уложение 1649 г. (глава X «О суде») более детально регламентировало порядок уголовного судопроизводства, однако обыск по-прежнему рассматривался в качестве процесса доказывания вины лица.[2] К XIX веку сформировалось понятие обыска как процессуального действия, как одного из средств доказывания. В Уставе уголовного судопроизводства 1864г. в ст.43 впервые появилась норма об обязательном присутствии понятых при обыске. В этот период обыск из всеобъемлющего способа сбора доказательств по делу превратился в конкретное следственное действие.[3] В связи с изменениями общественно-политического строя (Октябрьская социалистическая революция 1917г.) происходили определенные изменения в уголовно-процессуальном законодательстве. Так, 17 ноября 1917 г. в Наказе о взаимоотношениях ЦИК и СНК, принятом по предложению Я.М. Свердлова, мероприятия по борьбе с контрреволюцией могут быть проводимы СНК непосредственно, под условием ответственности перед ЦИК. В этот же период был упразднен институт прокурорского надзора, 22 марта 1918 г. было принято постановление ВЧК «О создании местных ЧК по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией», которым по таким преступлениям, а также по должностным преступлениям, местным ЧК принадлежало исключительное право производства всех арестов, обысков и т.д. Тогда же, в марте 1918 г. в ВЧК была создана Инструкция о производстве обысков и арестов. В этой Инструкции предписывалось относиться «бережно к людям арестуемым и обыскиваемым, «...», помня, что лишенный свободы не может защищаться, что он в нашей власти»[4]. Декретом ВЦИК от 06.02.1922 г. «Об упразднении ВЧК и о правилах производства обысков, выемок и арестов» был установлен порядок, согласно которому аресты, обыски и выемки могли впредь производиться органами Государственного политического управления (ГПУ) не иначе как по специальному постановлению и особым ордерам, порядок выдачи которых определяется инструкцией, утвержденной Народным комиссариатом юстиции. Согласно УПК РСФСР 1922 г. также требовалось специальное постановление и ордер на производство обыска, а также присутствие при производстве обыска понятых. В 1934 г. при НКВД было создано Особое совещание, которое действовало вне процессуального порядка и не было связано строгими рамками закона. В этот период стало возможным проведение, обыска без постановлений, ордеров и без понятых [5]. Основами уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 г. (ст.35) было установлено, что обыск может производиться по постановлению органа дознания или следователя и только с санкции прокурора в присутствии понятых. В 1961 г. был принят УПК РСФСР, которым устанавливались основания и порядок производства обыска: обыск производится только по постановлению следователя и с санкции прокурора, в присутствии понятых и лица, у которого производится обыск (ст. 168, 169 УПК). Настоящий кодекс с изменениями и дополнениями действует в РФ до настоящего времени. Всего за период действий УПК 1961 г. в него было внесено более четырехсот изменений и дополнений. С принятием в 1993 г. Конституции РФ ряд норм уголовно-процессуального законодательства оказался противоречащим Конституции РФ. Так, в Конституции РФ нашли свое закрепление принципы неприкосновенности личной жизни, личной неприкосновенности, неприкосновенности жилища (ст.21, 22, 23, 25). Таким образом, изменения во всех сферах жизни России, как и изменения в отраслях законодательства настоятельно требуют принятия нового уголовно-процессуального кодекса. Уголовно-процессуальные нормы, регулирующие порядок и условия производства такого процессуального действия, как обыск, также нуждаются в совершенствовании, проблемы которого нами будут рассматриваться в последующих главах и параграфах настоящей дипломной работы. Понятие обыска Обыск - это одно из предусмотренных УПК РСФСР (далее УПК) следственных действий, имеющее свой порядок производства, свою цель и свои особенности. Следственное действие можно определить как предусмотренное уголовно-процессуальным законодательством и применяемое в целях собирания и проверки доказательств мероприятие, состоящее из совокупности поисковых, познавательных и удостоверительных операций и приемов. Согласно ч.1 ст168 УПК, следователь, имея достаточные основания полагать, что в каком-либо помещении или ином месте, или у какого-либо лица находятся орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, а также другие предметы или документы, могущие иметь значение для дела, производит обыск для их отыскания и изъятия. Обыск может производиться и для обнаружения разыскиваемых лиц, а также трупов. Как видно из данной уголовно-процессуальной нормы, целью обыска является розыск и изъятие имеющих значение для дела объектов. Данная уголовно-процессуальная норма содержится в главе 14 «Выемка, обыск, наложение ареста на имущество». Обыск и выемка имеют достаточно много схожих черт, однако обыск, при его, казалось бы, внешней схожести с этим следственным действием, принципиально отличается от нее. Так УПК РСФСР определяет, что выемка состоит в изъятии определенных объектов, имеющих значение для дела, если точно известно, где и у кого они находятся (ст.167 УПК). Целью же обыска является, в первую очередь, розыск и изъятие имеющих значение для дела объектов, если есть достаточные основания полагать, что они находятся в каком-либо месте или у какого-либо лица (ст.168 УПК). Таким образом, для производства обыска (в отличие от выемки) не требуется точного знания ни объекта, подлежащего изъятию, ни точного места его нахождения. Условием для принятия решения о производстве выемки является наличие данных, позволяющих установить индивидуальные признаки предмета, подлежащего изъятию, и место его нахождения, тогда как условием для принятия решения о производстве обыска является наличие достаточных фактических данных, формирующих предположение о нахождении в определенном месте имеющих значение для дела объектов, а также оценка этих данных. Условиями производства любого следственного действия являются следующие: 1) следственное действие может производиться по решению следователя (либо органа дознания) только после возбуждения уголовного дела; 2) следственное действие проводится при наличии основания (сведения о фактах, определяющих необходимость собирания и проверки доказательств посредством следственного действия с целью достижения истины по делу); 3) порядок производства следственного действия и его процессуальное оформление должно строго соответствовать требованиям уголовно-процессуального законодательства; 4) ответственность за производство следственного действия возлагается на лицо, производящее расследование по уголовному делу. Все вышесказанное относится и к обыску как следственному действию. Обыск как следственное действие может производиться по мотивированному постановлению следователя после возбуждения уголовного дела. Имеется определенное исключение из этого правила - при задержании может быть произведен личный обыск без вынесения о том отдельного постановления и без санкции прокурора. Обыск как следственное действие может производиться только при наличии к этому достаточных фактических и юридических оснований. Уголовно-процессуальное законодательство регламентирует порядок производства и процессуальное оформление обыска как следственного действия. Ответственность за соблюдение уголовно-процессуального законодательства при производстве обыска несет следователь. Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. № 10 «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» действия органов предварительного следствия, выразившиеся в незаконном производстве обыска могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд. Кроме того, нарушения уголовно-процессуального законодательства при производстве обыска могут повлечь за собой отмену приговора. Так, в Обзоре кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ за 1999 год [6] приведен пример отмены приговора в отношении Лымарева, что стало возможным вследствие существенных нарушений установленного порядка производства обыска Таким образом, обыск можно определить как следственное действие, предусмотренное уголовно-процессуальным законодательством, проводимое по мотивированному постановлению следователя и только с санкции прокурора, направленное на получение доказательств по уголовному делу и состоящее в отыскании и принудительном изъятии орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, предметов и документов, могущих иметь значение для дела, а также для обнаружения разыскиваемых лиц или трупов. Основания, порядок и условия производства обыска, а также некоторые проблемные вопросы, возникающие при производстве данного следственного действия, нами будут рассмотрены в главе 3 настоящей работы. Значение обыска
Как нами указывалось выше, целью обыска является розыск и изъятие имеющих значение дам дела объектов, указанных в ст. 168 УПК, т.е. орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, других предметов и документов, могущих иметь значение для дела, а также для обнаружения разыскиваемых лиц или трупов. Иными словами можно сказать, что производство обыска является средством для добывания доказательств по уголовному делу. Согласно ст.69 УПК, доказательствами по уголовному делу являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке орган дознания, следователь и суд устанавливают наличие или отсутствие общественно опасного деяния (т.е. преступления), виновность лица, совершившего это деяние, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Такие данные устанавливаются в том числе протоколами следственных действий, одним из которых является обыск (ст.70 УПК). Согласно ч.3 ст.69 УПК в соответствии со ст.50 Конституции РФ не допускается использовать доказательства, полученные с нарушением федерального закона, то есть при наличии нарушений предписаний закона фактические данные не будут являться доказательствами по уголовному делу. По нашему мнению, понятие фактических данных, полученных с нарушением закона необходимо расширить. Согласно ч.4 ст. 15 Конституции РФ нормы международного права признаются составной частью правовой системы РФ, кроме того, при коллизии международно-правовой нормы и внутренней правовой нормы подлежит применению международно-правовая норма, а при коллизии закона и Конституции - конституционная норма. Так, Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.[7], ратифицированный СССР в 1973 г. провозглашает принцип неприкосновенности личной жизни человека и его жилища. В ст. 25 Конституции РФ также провозглашен принцип прикосновенности жилища. Согласно указанной норме, никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Таким образом, нам представляется, что положения УПК РСФСР относительно порядка проведения обыска нуждаются в существенной доработке. Нам представляется, что положения ч.3 ст. 168 УПК не в полной мере соответствуют Конституции РФ и международно-правовым нормам. Необходимо предусмотреть производство обыска на основании судебного решения, что поможет существенно усилить правовые гарантии неприкосновенности личной жизни человека и его жилища. Кроме того, нам представляется, что положения ст. 172 УПК, предоставляющие возможность проведения личного обыска без вынесения о том отдельного постановления и без санкции прокурора, в условиях современного правового нигилизма могут создавать почву для злоупотреблений, например, со стороны лиц, осуществляющих задержание. По нашему мнению, особо стоит оговорить вопрос о допустимости в качестве доказательств результатов оперативно-розыскной деятельности. Так, нельзя отождествлять проведенное оперативно-розыскное мероприятие с внешне сходным следственным действием. Перечень оперативно-розыскных мероприятий дан в ст.6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Так, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности имеет много схожих черт с обыском, однако в качестве доказательства результаты такого оперативно-розыскного мероприятия могут быть использованы только при соблюдении следующих условий: 1)если фактически добытые данные относятся к существенным обстоятельствам дела (ст.68 УПК); 2) если такие данные собраны, проверены и оценены по правилам ст.69-71 УПК, а также с соблюдением положений, регламентирующих собирание, проверку и оценку доказательств того вида, к которым предполагается отнести результаты оперативно-розыскного мероприятия. То есть, если при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий было обследование помещения, здания, сооружения, участка местности, то для того, чтобы эти результаты могли быть использованы в качестве доказательства по уголовному делу, необходимо соблюсти требования норм, регламентирующих производство обыска. Например, если оперативно-розыскное осуществлялось с проникновением в жилище, необходимо проверить, вынесено ли судьей постановление, о разрешении провести подобное оперативно-розыскное мероприятие. Кроме того, необходимо осуществить предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством действия для приобщения к делу добытых предметов и документов. Довольно интересно в этом плане законодательство США, регламентирующее производство обыска. Так, согласно IV поправке «Билля о правах» (15.12,1791 г.) гласит, что «право народа на гарантии неприкосновенности личности, жилища, документов и имущества от необоснованных обысков и арестов не должно нарушаться. Ни один ордер не должен выдаваться иначе, как при наличии достаточного основания, подтвержденного присягой или торжественным заявлением; при этом ордер должен содержать подробное описание места, подлежащего обыску, лиц или предметов, подлежащих аресту». Ордер на обыск выдается судьей -магистратом (судьей, обладающим правомочиями по единоличному рассмотрению и разрешению дел о малозначительных преступлениях, проверке достаточности оснований для привлечения лица к уголовной ответственности, а также производства ряда следственных действий). Правами магистрата наделены все судьи федеральных судов США. Общие требования, предъявляемые к выдаче ордера на обыск и его реализации, определены в Главе № 205 об обысках и изъятиях в разделе 18 «Преступления и уголовный процесс» Свода законов США, 11 параграфов которого вынесены в Федеральные правила уголовного процесса в окружных судах США Требования к выдаче ордера на обыск сформулированы в Правиле 41 главы IX "Дополнительные и специальные процессуальные действия". Нарушения правил производства обыска влечет признание добытых фактических данных недопустимыми доказательствами [8]. Так, М.А.Пешков в своей книге «Арест и обыск в уголовном процессе США» приводит пример по делу Эдвардса (1972 г.), когда суд установил, что изъятая из мусорного контейнера без ордера на обыск упаковка от марихуаны является недопустимым доказательством, так как ее владелец мог вполне обоснованно рассчитывать, что содержание принадлежащего ему мусорного контейнера останется в тайне [9]. В этом деле ярко проявляется закрепленное в американском законодательстве понятие «прайвеси» - «право быть оставленным в покое», впервые сформулированного в 1890 г. американскими юристами С.Уорреном и Л.Брандейсом. Данный термин не имеет адекватного эквивалента в русском языке [10]. Говоря о значении обыска в современном российском уголовно-процессуальном доказывании, необходимо еще раз отметить, что обыск - это следственное действие, направленное на розыск и изъятие имеющих значение для дела объектов, и, как при производстве любого следственного действия, при производстве обыска требуется строжайше соблюдать установленные законом требования. Нарушение этих требований повлечет за собой невозможность использования полученных при производстве обыска фактических данных в качестве доказательств по уголовному делу. Обыск в современном российском уголовном процессе - это один из способов добывания доказательств, и его результаты должны оцениваться не сами по себе, а в совокупности с другими доказательствами, добытыми в процессе расследования. ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ОБЫСКА И ВЫЕМКИ КАК ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ. Гарантированные Конституцией РФ неприкосновенность жилища и личной жизни граждан могут быть ограничены на законных основаниях в случаях проведения обыска или выемки по уголовному делу. Обыск - это следственное действие, заключающееся в отыскании и изъятии предметов или документов, имеющих доказательственное значение по уголовному делу, обнаружении трупов или живых лиц, а также денег и ценностей, нажитых преступным путем, в помещениях, иных местах или у лиц, где, по имеющимся данным, они спрятаны. Выемка - это следственное действие, состоящее в изъятии указанных выше предметов, документов, трупов, скрываемых лиц, денег и ценностей в помещениях, иных местах или у лиц, где они, по имеющимся данным, находятся, если для их обнаружения нет надобности в проведении поисков. При обыске необходимы поиски предмета, тогда как при выемке предмет выдается добровольно и поиски не проводятся. Но «поиски» - признак, производный от позиции лица, обладающего вещью, документом. Надобность в поисках возникает лишь тогда, когда лицо отказывается выдать предмет или документ добровольно. Обыск и выемка не одинаково воспринимаются людьми. Обыск порочит больше. Выемка же, если это акт доброй воли, не является мерой процессуального принуждения. Поэтому четкое разграничение обыска и выемки важно с точки зрения охраны интересов граждан. Основная цель обыска, выемки - собирание доказательств. Исходя из этого, задачами обыска являются: 1. Отыскание и изъятие предметов, имеющих доказательственное значение, каковыми являются: а) орудия и средства преступления (оружие, орудия взлома, приспособления для членовредительства и т.д.); б) объекты преступных действий (похищенное имущество, деньги и другие ценности); в) предметы со следами преступления или приспособления, используемые для его сокрытия (одежда со следами крови, оборудование тайника и т.д.); г) трупы разыскиваемых лиц; д) имущество, деньги, иные ценности, нажитые преступным путем; е) другие предметы и документы, которые могут иметь значение для дела (письма, различные записи, фотоснимки и т.д.). 2. Обнаружение разыскиваемых лиц, в частности дезертиров, а также материалов, характеризующих их личность и облегчающих розыск. 3. Отыскание имущества, которым можно обеспечить возмещение материального ущерба и возможную конфискацию. При этом отыскиваются не только сами ценности, но и материалы, указывающие на места их хранения: переписка и записи о нахождении имущества у родственников и знакомых, квитанции ломбардов и т.п., а также предметы, подтверждающие наличие у данного лица разыскиваемого имущества (товарные ярлыки, фабричные паспорта, детали искомого прибора и т.п.) 4. Кроме того, при обыске изымаются предметы, запрещенные к обращению (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, яды, наркотики, предметы порнографии, самодельные крепкие спиртные напитки и аппараты для их выработки, платина, золото и серебро в слитках и т.д.) Основной задачей выемки является изъятие предметов как в добровольном, так и в принудительном порядке, имеющих доказательственное значение для дела. Поскольку при проведении обыска и выемки право лица на неприкосновенность серьезно ограничивается, обыск может быть произведен только при наличии в материалах достаточного числа фактических и процессуальных оснований. Фактические основания обыска и выемки. В ст. ст. 167,168 УПК РФ говорится, что для производства обыска и выемки следователь должен иметь достаточные основания полагать, что в определенном месте или у какого-либо лица находятся предметы или документы, которые могут иметь значение для дела. Выделим три группы лиц, у которых может быть произведен обыск и выемка: 1 группа - обвиняемые и подозреваемые. Они имеют непосредственное отношение к преступлению. У этих лиц производство обыска допустимо уже на том основании, что они изобличаются в совершенном преступлении и, следовательно, есть основания полагать, что у них могут находиться имеющие значение для дела предметы и документы. 2 группа - лица, которые допрашиваются по делу в качестве свидетелей. Однако имеются основания их подозревать в совершении преступления, в соучастии или укрывательстве. Одним из средств проверки этих лиц и их причастности к преступлению является обыск и выемка. Основанием для такого обыска могут быть материалы дела, свидетельствующие и возможной причастности указанных лиц к преступлению, что должно быть тщательно проверено и оценено следователем. 3 группа - это свидетели, которые, хотя сами и непричастны к совершенному преступлению, но связаны с обвиняемым или подозреваемым узами родства, дружеских отношений, знакомства и т.п. Обыск у этих граждан может быть произведен только при наличии конкретных данных о нахождении у них разыскиваемых предметов или документов, которые нужно изъять. Источники фактических данных, которые кладутся в обоснование постановления о производстве обыска, выемки могут быть: n процессуальные (протоколы следственных действий) и n непроцессуальные (оперативные данные). Сведения, полученные из непроцессуальных источников, сопоставляются с материалами дела и, если они не противоречат этим материалам и подтверждаются ими, они учитываются при принятии решения о производстве обыска.
Процессуальные основания обыска и выемки. Обыск и выемка могут быть произведены только по возбужденному уголовному делу указанными в законе должностными лицами при наличии мотивированного постановления. Однако законодатель не раскрывает, что следует понимать под мотивированностью постановления. В то же время правильная трактовка степени мотивированности постановления имеет не только процессуальное, но и тактическое значение. Закон обязывает следователя перед началом обыска, выемки предъявить постановление лицу, у которого будут производиться данные следственные действия, а в его отсутствие - совершеннолетним членом семьи обыскиваемого или представителям домоуправления и др. Наряду с этим в законе содержится требование о недопустимости разглашения данных предварительного следствия. 11 Таким образом, с одной стороны, следователь в постановлении должен обосновать свое решение о производстве обыска, выемки, а с другой стороны, интересы следствия требуют неразглашения данных предварительного следствия. Поэтому следователь, мотивируя постановление, должен умело использовать предоставленное ему право решать, какие и в каком объеме ______________________________ 11. УПК РФ ст. 139. М., 1994. данные следствия могут быть преданы гласности. При всех условиях следователь должен не разглашать в постановлении источники имеющихся у него сведений, так как это может помешать расследованию. Постановление о производстве обыска, выемки должно быть санкционировано прокурором. Лишь в случаях, не терпящих отлагательств, обыск и выемка могут быть произведены без санкции прокурора, но с последующим сообщением в суточный срок прокурору о произведенном обыске, выемке, причинах принятия решения о немедленном производстве данных следственных действий и результатах. Такими случаями могут быть: n внезапное установление следователем места сокрытия преступления и предметов, имеющих значение для расследования; n необходимость пресечь готовящееся или совершаемое преступление и т.п. Говоря об основаниях обыска и выемки, в заключении следует обратить внимание, что следователю не всегда представляется возможность получить сведения, прямо указывающие на конкретное лицо, поэтому следователь может в данном случае использовать оперативную информацию. Так, в разделе III «Правомочия милиции» Закона РФ «О милиции»12 , указывается, что милиция имеет право проводить негласные мероприятия в целях обнаружения, пресечения, раскрытия преступлений... и использовать ______________________________ 12. Сборник законодательных актов «Российская милиция». М., «Юридическая литература». 1993. полученные данные в качестве доказательств. Основания для производства обыска и выемки сформулированы в уголовно-процессуальном законодательстве следующим образом: «Имея достаточные основания полагать...». Очевидно, что закон прямо не связывает принятие такого решения с наличием необходимой для этого совокупности информации. Это, однако, не означает, что, возможно, принятие решения о производстве обыска и выемки на основании оперативных данных в любых случаях. Под достаточностью оснований в данном случае следует понимать определенную совокупность оперативной информации и наличие в уголовном деле доказательств, имеющих процессуальное значение. Кроме того, без вынесения постановления и санкции прокурора может производиться личный обыск и выемка при задержании, заключении под стражу, а также обыск лица, находящегося на месте производства обыска и выемки, при наличии достаточных оснований полагать, что оно скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для дела. Виды обыска В зависимости от характера обыскиваемых объектов различают: n обыск помещения; n обыск участка местности, находящегося в ведении определенного лица или организации, в частности, территории воинской части; n личный обыск. Если поиск производится на открытой территории (лес, поле, водоем...), доступной любому лицу, в этом случае речь идет не об обыске, а об осмотре местности. Обыск может единичным, когда он производится в одном месте, и групповым, проводимым одновременно на нескольких удаленных друг от друга объектах. Групповой обыск целесообразен тогда, когда есть основание полагать, что разыскиваемые предметы находятся у близких между собой лиц или у одного лица, но в разных местах (на квартире, даче, в служебном помещении) и разновременное проведение обыска может способствовать сокрытию искомого заинтересованными лицами. Обыск может быть первичным и повторным. Это зависит от того, обыскивался ли ранее данный объект. Повторный обыск проводится в том случае, если первый не дал положительных результатов и имеются основания полагать, что разыскиваемые предметы могли быть не обнаружены при первичном обыске или появились на ранее обследованном объекте в последующем. ГЛАВА III. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ОБЫСКА И ВЫЕМКИ. В ст. 167 УПК РФ сказано, что в случае необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, следователь производит выемку. Выемку документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной, производит следователь только с санкции прокурора или его заместителя и в порядке, согласованном с руководителем соответствующего учреждения. Выемка производится по мотивированному постановлению следователя. В ст. 168 УПК РФ сказано, что следователь, имея достаточные основания полагать, что в каком-либо помещении или ином месте, или у какого-либо лица находятся орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, а также другие предметы, документы, могущие иметь значение для дела, производит для их отыскания и изъятия обыск. Обыск может также производиться для обнаружения разыскиваемых лиц, а также трупов. Как уже отмечалось, обыск производится по мотивированному постановлению следователя и только с санкции прокурора (об исключениях смотри выше). В зависимости от роли, выполняемой в ходе обыска, выемки, участвующие делятся на участников обыска, выемки и лиц, присутствующих при их проведении. К первой группе относятся: следователь военной прокуратуры, военный прокурор, дознаватель, работники милиции, специалисты, представители общественности и другие лица, привлекаемые для выполнения вспомогательных работ. Лицами, правомочными проводить обыск и выемку, являются следователь военной прокуратуры, прокурор, а в отдельных случаях - дознаватель. Обычно обыск и выемка по уголовному делу проводится следователем, в производстве которого находится дело или который участвует в его расследовании. При необходимости для участия в обыске и выемке приглашаются через соответствующих должностных лиц дознаватели воинских частей и оперативные работники милиции. По решению прокурора в помощь следователю, расследующему преступление, могут быть выделены другие следователи. Как указано в ст. 169 УПК РФ, обыски или выемки в помещениях, занятых предприятиями, учреждениями и организациями, производятся в присутствии представителя данного учреждения, предприятия и организации, поэтому обыск и выемка в воинской части производится в присутствии представителя командования воинской части. Обыск и выемка личных вещей военнослужащего, находящегося на казарменном положении, производится в присутствии представителя командования подразделения или старшины. При необходимости к участию в обыске и выемке привлекаются военные и гражданские специалисты, которые своими советами и действиями помогают следователю проводить поиски и фиксировать результаты обыска. В соответствии со ст. 169 УПК РФ к лицам, присутствующим при обыске и выемке, относятся обыскиваемый, либо совершеннолетние члены его семьи. В случае невозможности их присутствия приглашаются представители жилищно-эксплуатационной организации, местной администрации. Кроме того, в ст. 169 УПК РФ указано, что при производстве обыска, выемки обязательно присутствие не менее двух понятых, которые приглашаются из числа не заинтересованных в деле лиц. При личном обыске необходимо, что понятые были одного пола с обыскиваемым. Обыск военнослужащего из соображений воинской этики не следует производить в присутствии понятых из числа военнослужащих в воинском звании ниже, чем оно у обыскиваемого, тем более, если они являются его подчиненными. В соответствии со ст. 169 УПК РФ лицам, у которых производится выемка или обыск, понятым, представителям должно быть разъяснено их право присутствовать при всех действиях следователя и делать заявления по поводу этих действий, подлежащие занесению в протокол. В законе указано, что производство обыска и выемки в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательств, не допускается. В теоретической модели Уголовно-процессуального законодательства СССР и РСФСР 1989 года к случаям, не терпящим отлагательства, относят случаи, когда промедление может привести к уничтожению, сокрытию или порче вещественных доказательств или документов, либо бегству разыскиваемых лиц, допускается в виде исключения проведение обыска без санкции прокурора и выемки в ночное время. Приступая к выемке или обыску, следователь обязан предъявить постановление об этом. В необходимых случаях для участия в производстве выемки или обыска следователь вправе вызвать соответствующего специалиста. При производстве выемки после предъявления постановления, следователь предлагает выдать предметы или документы, подлежащие изъятию, а в случае отказа в этом производит выемку принудительно. При производстве обыска после предъявления постановления следователь предлагает выдать орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, а также другие предметы или документы, могущие иметь значение для дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться сокрытия разыскиваемых предметов и документов, следователь вправе ограничиться изъятием выданного и не производить дальнейших поисков. При производстве обыска и выемки, следователь вправе вскрывать запертые помещения и хранилища, если владелец отказывается добровольно открыть их, при этом следователь должен избегать не вызываемого необходимостью повреждения запоров, дверей и других предметов. Для проникновения в запертое помещение следователь может воспользоваться помощью представителя домоуправления, милиции, администрации, а при обыске или выемке в войсковой части - командования части. В наше время огромное внимание уделяется проблеме свободы личности. В действующем законодательстве следователю предоставлено право в определенной степени ограничивать права лиц, находящихся на месте обыска. Так, например, следователь вправе запретить лицам, находящимся в помещении или месте, в котором производится обыск или выемка, а также лицам, приходящим в помещение ил место, покидать его, а также сноситься друг с другом, с другими лицами до окончания обыска или выемки. Определенные ограничения возникают при производстве личного обыска, но об этом будет сказано ниже. В то же время следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при обыске и выемке обстоятельства интимной жизни лица, занимающего данное помещение и других лиц. Это закрепелено в ст. 170 УПК РФ. Однако ст. 12 УПК РФ говорит о том, что следовало бы распространить гарантию о неразглашении не только интимной, но и личной жизни граждан. Обязанность принимать меры к неразглашению личной жизни граждан нужно возложить и на оперативных работников, привлекаемых к проведению обыска или выемки. Перед началом обыска, выемки следователь должен предупредить всех участников этого процессуального действия (понятых, специалистов, переводчика, технических помощников) о недопустимости разглашения как самого факта производства обыска, выемки, так и обстоятельств лично жизни обыскиваемого и других граждан. При этом должна быть разъяснена ответственность за несоблюдение этой обязанности. К сожалению, закон такую ответственность пока четко не устанавливает. Но за разглашение тайны переписки, с которой участники обыска ознакомились в ходе его проведения. Ответственность наступает по ст. УК РФ. Кроме того, может быть применена ст. УК РФ, предусматривающая ответственность за разглашение данных предварительного следствия, но при условии, что следователь включил личные тайны граждан в тайну предварительного следствия и предупредил участников следственного действия о недопустимости ее разглашения (ст. 139 УПК РФ). Запись об этом, удостоверенная подписями соответствующих участников процесса, должна быть сделана в протоколе обыска, выемки. Но все-таки лучше иметь самостоятельный уголовно-правовой состав, предусматривающий ответственность участников процессуальных действий за разглашение обстоятельств личной жизни граждан, если указанные лица были предупреждены о недопустимости этого следователем или дознавателем. Необходимо установить в законе обязанность следователя не предъявлять понятым и специалистам предметы и документы, выявленные при обыске, выемки, если они содержат тайны личной жизни граждан, но к уголовному делу не относятся. Речь идет о личной переписке, фотографиях, видеозаписях, не относящихся к делу. При исследовании обстоятельств интимной жизни граждан, выявленных, в частности, благодаря обыску или выемке, суд должен предупредить всех участников процесса о недопустимости их разглашения и отобрать у них об этом подписки. Во время исследования этих обстоятельств разбирательство дела в суде производится при закрытых дверях. Обнаруженные при обыске предметы следователь предъявляет понятым, другим присутствующим лицам, обращая внимание на индивидуальные особенности, место и способ хранения. Эти предметы в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска. В Теоретической модели кроме того, предлагается внести дополнение о том, что снятие упаковки и печати допускается при дальнейшем производстве лишь с участием понятых. Следователь должен строго ограничиться изъятием предметов и документов, могущих иметь отношение к делу. Предметы и документы, запрещенные к обращению, подлежат изъятию независимо от их отношения к делу. К ним относятся, как отмечалось выше, оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, яды, наркотики и т.п. Предметы, деньги и другие ценности могут выступать в двух качествах: 1) как нажитые преступным путем (при установлении этого обстоятельства они должны быть признаны вещественными доказательствами по ст. 83 УПК РФ); 2) как обеспечивающие гражданский иск или возможную конфискацию имущества (ст. 175 УПК РФ). Закон допускает возможность проведения обыска для обнаружения и изъятия предметов, денег и других ценностей, отнесенных лишь к первой группе (ст. 168 УПК РФ). Предметы, деньги и другие ценности, отнесенные ко второй группе, подлежат аресту в порядке ст. 175 УПК РФ. Правда, закон допускает наложение ареста на них одновременно с обыском или выемкой. Но в данном случае речь идет об обыске или выемке, осуществляемых не специально для обнаружения этих предметов, денег и ценностей, а с целью отыскания доказательств. В Теоретической модели выделена специальная статья (224), которая называется «Устранение вреда, причиненного незаконными или необоснованными выемкой или обыском». В ней, в частности, говорится, что если выемка или обыск не привели к обнаружению предметов или документов, имеющих значение для дела, то лицам, у которых производились эти следственные действия, должно быть официально принесено извинение. По их просьбе извинение приносится письменно. Кроме того, при производстве выемки или обыска без постановления (либо определения), когда по закону необходимо его вынесение, либо без санкции прокурора, когда по закону она обязательна и в других случаях существенного нарушения порядка производства данных следственных действий, изъятые документы утрачивают значение доказательств и не могут быть использованы для обоснования процессуальных решений, устанавливающих или усиливающих ответственность подозреваемого, обвиняемого. Степень вероятности нахождения предмета в определенном месте, при наличии которой допустимо проведение обыска или выемки, всецело зависит от критериев, выработанных практикой. По мере укрепления законности и развития демократических начал общественной жизни, эти критерии становятся все более строгими и требуют все более высокой степени вероятности как достаточного основания для производства обыска. Сошлемся на практику проведения обысков у родственников обвиняемого. До сих пор существует мнение, что одного лишь родства достаточно для проведения обыска и выемки. Близкие дружеские отношения с обвиняемым нередко также служат основанием для производства обыска и выемки. Изучая уголовные дела на практике, я сделал вывод, что обыски и выемки проводились по 65% изученных мною уголовных дел. Нередки случаи, когда подозреваемые, их родственники, другие лица хранят при себе, в том числе на теле или в естественных отверстиях драгоценные камни, редкие металлы, деньги, записки, шифры, другие предметы, могущие служить вещественными доказательствами по уголовному делу. Для их обнаружения и изъятия может быть проведен личный обыск. Личный обыск. Личный обыск проводится с целью отыскания орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, других предметов и документов, могущих иметь значение для дела. Это следственное действие предполагает правомерное ограничение телесной неприкосновенности личности и, как правило, сопряжено с применением принуждения. Само требование следователя о выдаче скрываемых предметов и документов носит принудительный характер. Оно воздействует на психику лица, побуждая его вопреки своей воле предоставить в распоряжение следователя отыскиваемые им предметы. Если же такого психического воздействия недостаточно, то допустимо применение физического принуждения для отыскания и изъятия скрываемых предметов. Поскольку личный обыск - мера принудительная, закон устанавливает ряд условий, при наличии которых он может быть проведен: 1) если возбуждено уголовное дело; 2) если имеются основания полагать, что у данного лица находятся разыскиваемые предметы и документы; 3) если имеется составленный при соблюдении требований закона процессуальный акт, открывающий возможность для его проведения. Рассмотрим эти условия. Процессуальные действия проводятся после возбуждения уголовного дела (исключение составляет осмотр места происшествия в случаях «не терпящих отлагательства» - ч. 2 ст. 178 УПК РФ). Но в отношении личного обыска это далеко не очевидно. В случаях, когда лицо подлежит задержанию, как правило, возникает необходимость в одновременном проведении и личного обыска для изъятия у задержанного документов, удостоверяющих личность, оружия, вещественных доказательств. Задержание может быть двух видов: уголовно-процессуальное (ст. 122 УПК РФ) и административное (ст. 33 Основ законодательства об административных правонарушениях, 9 ст. 240 КАП РФ 10). Первое служит пресечению преступлений, второе - административных правонарушений. Закон разрешает обыскать подозреваемого после того, как он доставлен в милицию и органом дознания принято решение о его задержании в порядке ст. 122 УПК РФ (ход и результат обыска фиксируются в протоколе задержания), либо произвести личный досмотр и досмотр вещей административного правонарушителя, если для этого есть основания. Основания для уголовно-процессуального задержания, по существу, совпадают с основаниями возбуждения уголовного дела. Значит, принимая решение об уголовно-процессуальном задержании, орган дознания (следователь) положительно решает вопрос о возбуждении уголовного дела. Практически постановление о возбуждении уголовного дела составляется после задержания и сопутствующего ему личного обыска. Юридически же при осуществлении уголовно-процессуального задержания и проведении личного обыска по правилам УПК уголовное дело должно считаться возбужденным. Проведение личного обыска, как и других следственных действий, до возбуждения уголовного дела могло бы лишить смысла сам акт возбуждения уголовного дела, сделать его ненужным, позволило бы вести расследование вне установленных законом сроков и распространять процессуальное принуждение на отношения, находящиеся вне сферы уголовного судопроизводства. 13 Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|