РУБРИКИ

Организация органов милиции в Российской Федерации

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Организация органов милиции в Российской Федерации

Организация органов милиции в Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию                                                                                Государственное  образовательное учреждение высшего профессионального образования       Российский государственный торгово-экономический университет                             Южно-Сахалинский институт (филиал)

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Правоохранительные органы»

Вариант: 15

 

 

 

Выполнил:

Студентка 1 года обучения по сокращенной основной образовательной программе на базе высшего профессионального образования специальности 030501 «Юриспруденция» заочной формы обучения группы 1211 (ВПО) 07365

ПАНИНА СВЕТЛАНА ИВАНОВНА

Проверил______________

 

 

 

 

 

г. Южно-Сахалинск

2008

План

            I.      Организация органов милиции в Российской Федерации.

Введение………………………………………………………………….3 стр.

1.     Задачи и принципы деятельности милиции в Российской Федерации ……4 стр.

2.     Система милиции, ее обязанности и права ……………………….…………5 стр.

2.1. Криминальная милиция..……………………………..…………….6 стр.

2.2. Милиция общественной безопасности……………………………6 стр.

2.3.  Обязанности и права милиции ……………………………………7 стр.

3.     Перспективы реформирования органов милиции …………………….……14 стр.

Заключение………………………………………………………..…..16 стр.

Список литературы…………………………………………………..17 стр.


Введение.

В структуру современного Российского государства входит система государственных органов - субъектов правоохранительной безопасности, призванных обеспечивать соблюдение правопорядка в стране. Среди элементов государственной системы обеспечения правоохранительной безопасности ключевая роль отводится милиции, на которую возложен широкий круг задач. Речь идет о необходимости вести борьбу с преступностью, обеспечивать общественную безопасность и общественный порядок и оказывать социальную помощь населению.

Милиция представляет собой правоохранительную организацию, которая охватывает автономные звенья, обеспечивающие реализацию предусмотренных законодательством о милиции полномочий. Государственная многопрофильная милиция традиционно входит в структурную организацию Российского государства опосредованно, выступая подсистемой органов внутренних дел.

Ныне действующий Закон РФ "О милиции" трактует понятие "милиция" как комплекс определенных государственных органов исполнительной власти.

В данной работе описывается устройство органов милиции в Российской Федерации в настоящее время согласно действующему законодательству. А также рассматриваются возможные перспективы дальнейшего реформирования органов милиции.


1.     Задачи и принципы деятельности милиции в Российской Федерации.

Милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законодательством. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Задачами милиции являются: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.

Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом «О милиции», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами РФ, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, изданными в пределах их полномочий.

Милиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом.

Милиция предоставляет возможность задержанным лицам реализовать установленное законом право на юридическую помощь; сообщает по их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) о задержании их родственникам, администрации по месту работы или учебы; при необходимости принимает меры к оказанию им доврачебной помощи, а также к устранению опасности чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержания указанных лиц.

Милиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Милиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

2.     Система милиции, ее обязанности и права.

Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел РФ, а милиция общественной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ.

Министр внутренних дел РФ осуществляет руководство всей милицией в Российской Федерации.

Руководство милицией в субъектах РФ осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел по субъектам РФ, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом.

Назначение на иные должности в системе Министерства внутренних дел РФ, замещение которых предусмотрено лицами высшего начальствующего состава органов внутренних дел, и освобождение от этих должностей осуществляются Президентом Российской Федерации.

Руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях, в том числе в нескольких муниципальных образованиях, осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям.

Руководство милицией на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах осуществляют начальники соответствующих органов внутренних дел.

Министр внутренних дел Российской Федерации утверждает положения о министерствах внутренних дел, управлениях (главных управлениях) внутренних дел по субъектам Российской Федерации, а также определяет порядок утверждения положений об иных органах внутренних дел.

2.1. Криминальная милиция.

Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Криминальная милиция является органом дознания.

Начальники криминальной милиции по субъектам РФ являются по должности заместителями соответствующих министров внутренних дел или начальников управлений (главных управлений) внутренних дел по субъектам РФ.

Начальники криминальной милиции по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел.

Криминальная милиция финансируется за счет средств федерального бюджета.

2.2. Милиция общественной безопасности.

Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Милиция общественной безопасности является органом дознания.

Состав милиции общественной безопасности, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений, а также численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, определяются Правительством РФ. Создание, реорганизация и ликвидация изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых осуществляются в порядке, установленном министром внутренних дел РФ.

Создание, реорганизация и ликвидация подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, осуществляются в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов по согласованию с Министерством внутренних дел РФ.

К милиции общественной безопасности относятся подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, порядок создания, реорганизации и ликвидации которых определяется министром внутренних дел Российской Федерации.

Перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, определяется Правительством РФ.

Начальники милиции общественной безопасности по субъектам РФ являются по должности заместителями соответствующих министров внутренних дел или начальников управлений (главных управлений) внутренних дел по субъектам РФ.

Начальники милиции общественной безопасности по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел.

2.3. Обязанности милиции и права милиции.

Милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана:

1) предотвращать и пресекать преступления и правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и принимать меры к устранению данных обстоятельств;

2) оказывать помощь пострадавшими гражданам;

3) принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством;

4) выявлять и раскрывать преступления;

5) возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия;

6) разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных в случаях, предусмотренных законодательством, а также разыскивать похищенное имущество;

7) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях;

8) обеспечивать правопорядок в общественных местах;

9) осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

10) выдавать разрешения на хранение, ношение оружия, транспортирование по территории РФ указанного оружия и патронов к нему; контролировать соблюдение установленных федеральным законом правил оборота служебного и гражданского оружия;

11) охранять на основе договоров с физ. или юр.лицами принадлежащее им имущество; инспектировать подразделения охраны организаций;

12) проводить экспертизы и исследования по материалам оперативно-розыскной деятельности;

13) принимать при чрезвычайных событиях неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра; участвовать в соответствии с законом в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в случае их, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий;

14) исполнять определения (постановления) судов (судьи), письменные поручения прокурора, следователя о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, о заключении под стражу, производстве розыскных, следственных и иных предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий;

15) исполнять определения (постановления) суда (судьи) об административном аресте;

16) охранять, конвоировать и содержать задержанных и лиц, заключенных под стражу;

17) осуществлять контроль за соблюдением установленных правил регистрационного учета граждан Российской Федерации, а также за соблюдением правил въезда, выезда, пребывания и транзитного;

18) контролировать соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений; участвовать в предусмотренных законом случаях в контроле за поведением осужденных, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно;

19) согласовывать уставы служб безопасности в организациях; контролировать соблюдение установленных законом правил частной детективной и охранной деятельности;

20) принимать меры по обеспечению сохранности бесхозяйного имущества и кладов до передачи их в ведение соответствующих госорганов и должностных лиц;

21) обеспечивать сохранность найденного и сданного в милицию имущества и документов, принимать меры по их возврату владельцам либо по реализации;

22) осуществлять для оказания медицинской помощи привод в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированным судом (судьей), уклоняющихся от явки по вызову лиц, страдающих заболеваниями и представляющих непосредственную опасность для себя или окружающих, а также указанных лиц, совершивших общественно опасные деяния; обеспечивать совместно с органами здравоохранения наблюдение за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией, представляющими опасность для окружающих, в целях профилактики правонарушений;

23) оказывать содействие депутатам, кандидатам в депутаты различных ветвей, должностным лицам органов, членам избирательных комиссий, комиссий референдума, представителям общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;

24) применять меры безопасности, предусмотренные федеральным законом, в отношении судей, народных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, судебных исполнителей, должностных лиц контролирующих органов и органов внутренних дел, а также их близких; применять предусмотренные федеральным законом меры по охране потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, их близких, жизнь, здоровье или имущество которых находятся в опасности;

25) обеспечивать исполнение судебных решений о направлении несовершеннолетних, совершивших правонарушения, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением;

26) оказывать содействие избирательным комиссиям, комиссиям референдума в реализации их полномочий;

27) принимать меры по пресечению противоречащей закону агитации, информировать соответствующую комиссию о фактах нарушений и принятых в связи с этим мерах;

28) осуществлять государственную дактилоскопическую регистрацию в соответствии с законодательством РФ;

29) осуществлять лицензирование отдельных видов деятельности;

30) участвовать в обеспечении авиационной безопасности в гражданской авиации;

31) участвовать в противодействии терроризму и обеспечении правового режима контртеррористической операции;

32) оказывать содействие судебным приставам при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивать правопорядок на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправного действия, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления, представителей общественных объединений; удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия;

2) при достаточных основаниях: проверять документы, удостоверяющие личность; осуществлять личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей; проверять у физ. и юр.лиц разрешения (лицензии);

3) вызывать граждан по делам и материалам, находящимся в производстве милиции; подвергать приводу в случаях и в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

4) получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;

5) применять меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

6) производить в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия;

7) задерживать и содержать под стражей в соответствии с уголовно-процессуальным законом лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу;

8) задерживать и содержать в милиции лиц, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания и административного ареста, для последующей передачи их соответствующим органам и учреждениям;

9) задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им в установленном законом порядке принудительных мер медицинского и воспитательного характера;

10) задерживать и доставлять в приемники-распределители, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, а также центры социальной реабилитации лиц в случаях и порядке, предусмотренных законом;

11) доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в жилище - по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества;

12) задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления или правонарушения, до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам;

13) вносить в государственные органы, организации и общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений;

14) осуществлять учеты физических и юридических лиц, предметов и фактов и использовать данные этих учетов; использовать для документирования своей деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде;

15) производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, при невозможности установления их личности и иных лиц, в отношении которых в соответствии с федеральным законом предусмотрена обязательная дактилоскопическая регистрация;

16) осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законом;

17) применять предусмотренные законом меры по контролю за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно;

18) входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан и организаций, на принадлежащие им земельные участки, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях и массовых беспорядках.

19) проводить освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления либо в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств;

20) производить оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведении мероприятий в случае эпидемий, пресечении беспорядков и действий, нарушающих работу транспорта, связи, организаций, а также при розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств.

21) участвовать в проведении предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты;

22) временно ограничивать или запрещать движение на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий;

23) запрещать эксплуатацию транспортных средств, создающих угрозу безопасности дорожного движения, а также транспортных средств, в отношении которых не исполнена обязанность по страхованию гражданской ответственности, останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, страховой полис ОСАГО владельцев транспортного средства, а также документы на транспортные средства и перевозимые грузы;

24) осматривать места хранения и использования оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также объекты, где они обращаются; при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные предписания гражданам и должностным лицам об устранении этих нарушений, изымать указанные предметы, запрещать деятельность соответствующих объектов, аннулировать выданные разрешения и применять иные меры, предусмотренные законодательством;

25) при наличии данных о влекущем уголовную или иную ответственность нарушении законодательства, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя:

производить осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества;

производить досмотр транспортных средств;

изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать предоставления в 5-тидневный срок с момента вручения постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов;

изымать с обязательным составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз;

требовать при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, обязательного проведения в срок не более тридцати дней проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии, изымать при производстве проверок и ревизий документы либо их копии с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов либо их копий.

26) осуществлять полномочия лицензирующего органа;

27) изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения, хранить бесхозяйное имущество и в установленном порядке решать вопрос об их дальнейшей принадлежности;

28) использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в милицию, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств и проезда к месту происшествия или сбора личного состава милиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, с отстранением при необходимости водителей от управления этими средствами;

29) пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям, объединениям и гражданам;

30) получать безвозмездно от организаций и граждан информацию;

31) использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для установления обстоятельств преступлений, а также лиц, их совершивших, для розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия и суда, и лиц, без вести пропавших;

32) привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам и организациям; поощрять граждан, оказавших помощь милиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей;

33) участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов;

34) в соответствии с законодательством Российской Федерации получать сведения, составляющие налоговую тайну;

35) при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством РФ;

36) подразделения милиции и сотрудники милиции, участвующие в контртеррористической операции и обеспечении правового режима контртеррористической операции, наделяются правом применения мер и временных ограничений, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

3.     Перспективы реформирования органов милиции.

Российская милиция представлена в структурной организации двумя функциональными блоками, которые можно условно обозначить словосочетаниями "федеральная криминальная милиция" и "федеральная милиция общественной безопасности". Несмотря на то, что последняя черпает свои ресурсы из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, ее организационные звенья максимально централизованы. Для названных разновидностей федеральной милиции единым наименованием является словосочетание "государственная милиция", поскольку вся милиция РФ входит в единую систему государственных учреждений, возглавляемую МВД РФ, и вне ее организационных звеньев не функционирует.

Ныне действующий Закон РФ "О милиции" трактует понятие "милиция" как комплекс определенных государственных органов исполнительной власти. Однако последнее десятилетие XX в. показало, что данное определение не соответствует объективной действительности, поскольку милиция в РФ представляет собой систему служб, подразделений и учреждений, не имеющих единого организационного оформления. Это наглядно видно при сопоставлении организационного устройства милиции, действующей в рамках МВД РФ, и антинаркотической полиции, организационно оформленной в качестве самостоятельной федеральной службы, имеющей статус правоохранительного органа.

Реформирование органов правопорядка в РФ может привести к созданию федеральной службы расследований. Возможны две организационные модели такой структуры: во-первых, объединяющей оперативные и экспертно-криминалистические аппараты, а также оперативные подразделения различного профиля; во-вторых, только обеспечивающей организацию следственной и экспертно-криминалистической деятельности. В случае создания единой федеральной централизованной системы органов и учреждений, осуществляющих предварительное следствие по уголовным делам в РФ, оправданным представляется создание федеральной полиции, которая объединила бы в своем составе соответствующие правоохранительные структуры различного профиля.

Наряду с государственной милицией в России наблюдается процесс создания муниципальных органов охраны общественного порядка вне системы МВД России. Если адаптировать зарубежный опыт к организации милиции в Российской Федерации, то необходимо на законодательном уровне разделить федеральную милицию и милицию органов местного самоуправления в качестве автономных органов правопорядка. Такое разделение требует принятия специальных законов, которые были бы посвящены назначению, организации, функциям, полномочиям и порядку ресурсного обеспечения этих правоохранительных органов. Действие принципа федерализма в зарубежных государствах означает, что организация полиции может входить в компетенцию и федеральных, и региональных, и местных органов власти. Государственное переустройство России также стимулировало процесс разделения отечественной системы милиции на федеральную и местную. Укрепление вертикали власти четко прояснило вопрос устройства милиции, определив, что вне системы федеральной милиции могут функционировать только муниципальные органы охраны общественного порядка.

Воплощение в жизнь идеи привлечения к обеспечению правоохранительной безопасности муниципальной милиции требует выбора ее определенной организационной модели с учетом прецедентов, существующих за рубежом. Это влечет за собой потребность в надлежащем законодательном оформлении статуса и содержания деятельности этого органа охраны правопорядка. Вне системы МВД РФ помимо муниципальных органов охраны общественного порядка сформировались и развиваются и иные правоохранительные структуры, прежде всего местная частная милиция. Специфика развивающейся частной милиции в России такова, что она интенсивно адаптирует зарубежный опыт деятельности подобного рода структур и проявляет стремление к созданию отечественной "индустрии" частной службы безопасности. Частная полиция - это особый субъект негосударственной милицейской (полицейской) деятельности, оказывающий услуги населению на возмездной основе. В отличие от муниципальных органов охраны общественного порядка процесс формирования и развития на местном уровне частной милиции, особенно в форме коммерческо-сервисных предприятий, протекал достаточно интенсивно. Однако незавершенным остается законодательное оформление правового статуса частных детективов, частных детективных и охранных организаций, служб безопасности хозяйствующих.

Состояние системы обеспечения правоохранительной безопасности отличается сложным и незавершенным устройством. Процесс реформирования отечественных органов правопорядка может получить свое развитие по следующим альтернативным направлениям:

1) постепенное увеличение в структуре государства количества обособленных организаций, образующих федеральную полицейскую систему при одновременном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка;

2) создание на базе органов внутренних дел многопрофильной федеральной полиции, федеральной гвардии и муниципальной милиции;

3) сохранение ныне действующей системы органов внутренних дел с одновременной оптимизацией ее организационной структуры. В пользу этого варианта свидетельствуют опыт многолетнего функционирования данного органа правопорядка в отечественных условиях и его положительная роль в обеспечении правоохранительной безопасности страны.

Заключение.

В структуру современного Российского государства входит система государственных органов - субъектов правоохранительной безопасности, призванных обеспечивать соблюдение правопорядка в стране. Среди элементов государственной системы обеспечения правоохранительной безопасности ключевая роль отводится милиции, на которую возложен широкий круг соответствующих задач. Речь идет о необходимости вести борьбу с преступностью, обеспечивать общественную безопасность и общественный порядок и оказывать социальную помощь населению.

В переходный период проявилась тенденция к признанию милиции общественной безопасности милицией субъектов РФ с перспективами ее децентрализации и переподчинения ее органам государственной власти субъектов РФ. С учетом этого криминальная милиция стала автоматически признаваться федеральной структурой. Одновременно модель российской милиции видоизменилась и за счет попыток реализовать конституционное право органов местного самоуправления на обеспечение охраны общественного порядка на территориях, входящих в их юрисдикцию.

Вне системы МВД РФ протекает процесс формирования и развития коммерческо-сервисных предприятий, оказывающих гражданам услуги в сфере правоохраны, а также служб безопасности хозяйствующих субъектов. В число субъектов обеспечения правоохранительной безопасности страны влилась частная полиция - негосударственный орган охраны правопорядка, создание и функционирование которого предопределяется, с одной стороны, законодательством о предпринимательской деятельности, а с другой - специальным законом.














Список литературы.

1.      Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы.  - М, 2003.

2.      Кваша Л.Ф., Кваша Ю.Ф. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебное пособие: В 2 ч. - М., 2000.

3.      Галузо В.Н. Система правоохранительных органов России. - М., 2000.

4.      Кваша Л.Ф. Милиция (полиция) в условиях переходного типа государства и права: «Российский следователь» 2006, № 4.

5.      Кваша Л.Ф. Возможности реформирования российской милиции в переходный период: «Административное право и процесс» 2006, № 1.

6.      Кваша Л.Ф. Муниципальная власть и ее возможности по обеспечению охраны общественного порядка: «государственная власть и местное самоуправление» 2006, № 3.

Нормативные акты.

1.      Закон РСФСР от 18.04.91 №1026-1 «О милиции» (ред. 04.08.2001).

2.      Указ Президента РФ от 12.02.93 № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» (ред. 02.12.98).

3.      Приложение № 1 к Указу Президента РФ от 12.02.93 № 209 «О ми­лиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Фе­дерации» (ред. 02.12.98).

4.      Постановление Правительства РФ от 14.08.92 № 587 «Вопросы ча­стной детективной и охранной деятельности» (ред. 26.07.2000).




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.