РУБРИКИ

Органы дознания и предварительного следствия

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Органы дознания и предварительного следствия

Органы дознания и предварительного следствия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

СУМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПРАВОВЕДЕНИЯ

 
















Контрольная робота

по судебным и правоохранительным органам Украины на тему:

"ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ И

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ"

 

 






студентки группы ФПС “ правоведения ”

                                                    Ворошиловой Светланы Александровны

                                          преподаватель: Синченко Юрий Павлович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Сумы 2001 г.

Содержание

1. Общие понятия про органы дознания. 3

2. Система органов дознания в Украине, их задачи и полномочия. 5

3. Система органов предварительного следствия в Украине. 13

4. Следственный аппарат МВД Украины, его структура и полномочия. 15

Список литературы.. 19


1. Общие понятия про органы дознания

Судебное разбирательство уголовного дела, как правило, требует большой подготовительной работы по собиранию и оценке всех доказательств, способных неоп­ровержимо установить факт преступления и совершения его определенным лицом (лицами). Выполнение этой сложной и ответственной работы по раскрытию преступле­ний и обнаружению лиц, их совершивших, возлагается за­коном на специальные государственные органы - органы предварительного расследования.

Предварительное расследование — это деятель­ность специально уполномоченных органов государства по обнаружению преступлений и лиц их совершивших, сбору, проверке, всестороннему, полному и объективному иссле­дованию и оценке доказательств, выявлению причин и ус­ловий совершения преступлений.

Задачами органов предварительного расследования являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изо­бличение виновных лиц и привлечение их к уголовной от­ветственности, предупреждение и пресечение преступных деяний.

Органы предварительного расследования призваны обеспечить действенность принципа неотвратимости нака­зания за совершенное преступление. Сложной и ответст­венной задачей в борьбе с преступностью является и тот факт, чтобы ни один случай преступления не проходил не раскрытым.

В задачи органов предварительного расследования входит не только раскрытие преступления, выявление и привлечение к ответственности виновных в его совершении или реабилитация невиновных, но и исследование причин и условий, способствующих совершению преступления, при­нятие мер к их устранению. С этой целью указанными ор­ганами проводится большая профилактическая работа, на­правленная на предупреждение и пресечение преступных деяний.

Успешное выполнение возложенных на органы предварительного расследования задач, возможно лишь при условии строгого соблюдения ими законности, тесной связи с общественностью, применении научно-технических средств и научной организации труда. От работников аппа­рата предварительного расследования требуются глубокие и разносторонние юридические знания, максимум инициа­тивы, активности, настойчивости в изобличении преступ­ников и охране правопорядка, постоянное совершенствова­ние своей работы.

В этих целях в органах прокуратуры, внутренних дел и Службе безопасности организована и действует сис­тема повышения квалификации следственных и оператив­ных работников. Активно используется заочная и вечерняя система юридического образования.

Большое внимание уделяется научному и техниче­скому оснащению аппарата предварительного расследова­ния, внедрение в практику научно-технических средств и научных методов расследования преступлений, оказание работникам практической помощи в раскрытии и преду­преждении преступных деяний.

Предварительное расследование делится на два ви­да: дознание и предварительное следствие.

2. Система органов дознания в Украине, их задачи и полномочия

Дознание является наиболее простой разновидно­стью (формой) расследования преступлений. Под дознани­ем понимается совокупность оперативно-розыскных и процессуальных (следственных) действий, осуществляе­мых специально управомоченными на то административ­ными органами и должностными лицами в целях своевре­менного обнаружения и закрепления следов преступления и установления лиц, его совершивших, а также для предот­вращения и пресечения общественно опасного деяния.

Орган дознания, возбудив уголовное дело, как при наличии признаков преступления, не являющегося тяжким, так и по тяжкому преступлению производит оперативно-розыскные и следственные действия.

Так, при наличии признаков преступления, не яв­ляющегося тяжким, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процесеуального закона, производит следственные действия до уста­новления лица, его совершившего. После этого орган доз­нания, соблюдая сроки, не более десяти дней, начиная с момента установления лица, его совершившего, составляет постановление о передаче дела следователю, которое пред­ставляет прокурору для утверждения. Если такое лицо не установлено, дознание приостанавливается (ст. 209 УПК Украины) с соблюдением требований ч.З ст. 206 УПК Ук­раины, т.е. в случае когда лицо совершившее преступление не установлено, предварительное следствие (дознание) мо­жет быть приостановлено лишь после производства всех необходимых и возможных следственных действий для ус­тановления лица, совершившего преступление. Орган доз­нания принимает меры к установлению этого лица.

В случае возбуждения органом дознания дела о тяжком преступлении он обязан передать его следователю через прокурора, после выполнения неотложных следст­венных действий, в срок не более десяти дней с момента возбуждения дела. Если по делу о тяжком преступлении, переданном следователю, не установлено лицо его совер­шившее, орган дознания продолжает выполнять оператив­но-розыскные действия и уведомляет следователя об их результатах.

Следует отметить, что оперативно-розыскная рабо­та органов дознания регулируется не нормами уголовно-процессуального права, а законом Украины «Об оператив­но-розыскной деятельности». При их выполнении орган дознания обязан тщательно соблюдать закон. Данные, по­лученные в результате оперативно-розыскных мероприя­тий, сами по себе не имеют значения доказательств и не могут фигурировать в деле, если они не проверены и не закреплены процессуальными (следственными) действиями по правилам уголовно-процессуального законодательства.

При осуществлении следственных действий по ус­тановлению и закреплению следов преступления, орган дознания производит: осмотр, обыск, выемку, освидетель­ствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей в строгом соответствии с требо­ваниями уголовно-процессуального законодательства.

Из сказанного следует сделать вывод о том, что хо­тя органы дознания и применяют оперативно-розыскные меры, однако, имеющая значение для судебного рассмот­рения дела основная деятельность этих органов происходит целиком и полностью в рамках процессуального законода­тельства. Это важно подчеркнуть потому, что органы доз­нания являются не следственными, а административными органами. Однако в своей деятельности по подготовке ма­териалов, они обязаны соблюдать уголовно-процессуальные нормы. Не случайно поэтому уголовно-процессуальный закон предъявляет в равной мере к суду, прокуратуре, следователю и лицу, производящему дознание требование о всестороннем, полном и объективном исследовании об­стоятельств дела на основе оценки доказательств по внут­реннему убеждению. Этим обеспечивается не только доб­рокачественность материалов дознания, но и законность во всей их деятельности, соблюдения конституционных прав граждан.

Уголовно-процессуальное законодательство уста­навливает исчерпывающий перечень органов дознания. Ими являются: 1) милиция; 2) налоговая милиция; 3) ор­ганы безопасности; 4) командиры воинских частей, соеди­нений, начальники воинских учреждений; 5) таможенные органы; 6) начальники учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов, ЛТП и ВТП; 7) органы государ­ственного пожарного надзора; 8) органы пограничной ох­раны; 9) капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании[1].

Никакие другие органы государства и должностные лица не правомочны возбуждать уголовные дела и вести дознание.

Закон различает орган дознания и лицо, произво­дящее дознание. Органом дознания является либо учреж­дение в целом (из числа учреждений, содержащихся в вы­ше приведенном перечне), либо руководитель данного уч­реждения. Однако не все работники названных учрежде­ний могут осуществлять дознание. Дознание по уголовным делам проводят только те лица, которые управомочены на это органом дознания. К примеру, в Вооруженных Силах органом дознания является командир воинской части, ко­торый сам может вести дознание, но, как правило, назначает для этого военного дознавателя из числа офицеров час­ти. Командир части может поручить производство дозна­ния любому офицеру части.

Большинство из указанных органов дознания про­изводят его только по отдельным категориям дел, или на определенной территории, или в каких-то специальных ус­ловиях. Командиры воинских частей, соединений, началь­ники воинских учреждений производят дознание только по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими и военнообязанными во время про­хождения ими сборов, а также по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил Украины в связи с выполнением служебных обязанностей либо в расположении части, соединения, учреждения.

Органы безопасности осуществляют дознание по делам об особо опасных государственных и иных преступ­лениях, отнесенных законом к их ведению[2].

Начальники исправительно-трудовых учреждений управомочены производить дознание о всех преступлениях, совершенных в расположении исправительно-трудовых учреждениях осужденными и любыми другими лицами, а также о преступлениях против установленного порядка не­сения службы, совершенных сотрудниками ИТУ (лицами начальствующего состава, рабочими и служащими) как в пределах, так и вне расположения учреждения.

В соответствии с ведомственными актами МВД Ук­раины должностными лицами, на которых возложены функции органов дознания в системе исправительно-трудовых учреждений, являются: начальник главного управления по исполнению наказания МВД Украины, на­чальники управлений, отделов исправительно-трудовых учреждений внутренних дел областей (городов); начальни­ки исправительно-трудовых колоний; начальники тюрем; начальники следственных изоляторов; начальники лечебно-трудовых и воспитательно-трудовых профилакториев.

Таможенные органы управомочены производить дознание по делам о контрабанде.

Органы государственного пожарного надзора вы­ступают в качестве органов дознания по делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил. С учетом структуры органов пожарной охраны в МВД Украины органами доз­нания следует считать такие из них: управление государст­венной пожарной охраны МВД Украины; управления (от­делы) пожарной охраны УВД областей и городов; военизи­рованные пожарные части крупных городов; инспекции государственного пожарного надзора горрайорганов внут­ренних дел.

Органы пограничной охраны - подразделения по­граничных войск, на которые возложена охрана сухопут­ной и морской государственной границы Украины, осуще­ствляют дознание по делам о нарушении государственной границы.

Капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, являются органами дознания по делам о всех преступлениях, совершенных во время нахождения судна вне пределов территории, являются органами дознания по делам о всех преступлениях, совершенных на судне, произ­водится соответствующими территориальными органами.

Налоговая милиция проводит дознания по делам об уклонении от уплаты налогов и сборов (обязательных пла­тежей), а также по делам о сокрытии валютной выручки.

Наибольший объем работы по расследованию пре­ступлений среди других органов дознания выполняет ми­лиция. Ей предоставлено право производить дознание по делам о любых преступлениях, если расследование их не отнесено к компетенции иного органа дознания. Это обу­словлено наличием у милиции широких полномочий для выполнения возложенных на нее задач по охране общест­венного порядка, собственности, прав и законных интере­сов граждан, предприятий, учреждений и организаций от преступных посягательств, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений.

Аппараты милиции (уголовный розыск, ГСБЭП, охраны общественного порядка, ГАИ, паспортные подраз­деления) входят в состав соответствующих учреждений внутренних дел, начальником милиции считается руково­дитель учреждения внутренних дел. Таким образом, на­чальником милиции Украины является министр внутрен­них дел Украины, областной милиции - начальник управ­ления внутренних дел области, городской - начальник го­родского Управления МВД Украины в области, районный - начальник районного отдела городского управления МВД Украины в области. Именно эти должностные лица, а не те, которые возглавляют аппараты милиции, входящие в состав учреждений внутренних дел, являются руководите­лями органов дознания.

Милиция, особенно районного и городского звена, наиболее приближена к населению. Поэтому сотрудники милиции, как правило, первыми обнаруживают преступле­ния и принимают меры к их раскрытию. При этом возника­ет необходимость производства следственных действий для выявления и закрепления следов преступления, обнаруже­ния и задержания лиц, его совершивших, этим и объясняется то, что милиция наделена правом возбуждать уголовные дела и производить следственные действия по большинству совер­шенных преступлений.

Органы дознания могут возбудить уголовное дело и провести следственные действия, но далеко не все из них управомочены на проведение оперативно-розыскных дей­ствий. Оперативную деятельность не осуществляют, в ча­стности, командиры воинских частей в армии, органы по­жарного надзора, капитаны морских судов.

Наряду с органами дознания в законе говорится о лице, производящем дознание. Это должностное лицо, ко­торое непосредственно проводит расследование в форме дознания. Таким правом наделены руководители соответ­ствующих органов. Вместе с тем они могут поручить про­изводство дознания своим подчиненным, занимающим оп­ределенное должностное положение. Круг таких лиц, до­пускаемых к производству дознания, в общих чертах опре­деляется ведомственными подзаконными актами.

В милиции к производству дознания допускаются все лица оперативно-начальствующего состава, включая участко­вых инспекторов милиции, имеющих специальное образова­ние или опыт расследования преступлений. В крупных горрайорганах внутренних дел образованы отделы дознания, введены штатные должности дознавателей и старших дознавателей.

В органах Службы безопасности производство доз­нания может быть возложено на любое достаточно подготов­ленное лицо из числа оперативно-начальствующего состава.

В учреждениях исполнения наказания дознание по приказу начальника учреждения производится одним из лиц начальствующего состава, как правило, из состава опе­ративных служб УИН.

В органах государственного пожарного надзора производство дознания осуществляется инспекторами по­жарного надзора.

Капитаны морских судов могут поручить производ­ство дознания одному из своих помощников или другому лицу из числа начальствующего состава экипажа судна.

Лицо, производящее дознание, наделено правом самостоятельно принимать решения о производстве необходимых следственных действий и выполнять их. Однако, если дознание производится не руководителем органа, ко­торому это поручено, решения по важнейшим процессу­альным вопросам расследования, в первую очередь о на­правлении дела (по возбуждении, приостановлении, во­зобновлении и прекращении), о применении мер процессу­ального принуждения (задержании, приводе, обыске, на­ложении ареста на имущество и др.) и другим вопросам, должны быть утверждены начальником органа. Такое ут­верждение не требуется лишь в тех случаях, когда в законе в связи с принятием конкретного процессуального решения говорится не об органе дознания, а о лице, производящем дознание[3].

Надзор за деятельностью органов дознания и лиц, производящих дознание, осуществляет прокуратура. При этом прокурор обладает более широкими правами, чем при надзоре за следователями. В частности, при несогласии с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняе­мого, о квалификации преступления, о прекращении дела и др., орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору, однако не приостанавливая выполнения этих указаний.

Милиция как орган дознания осуществляет работу по протокольной форме досудебной подготовке материалов[4].

Анализ и обобщение сложившейся практики под­твердили жизненность и профессиональную необходи­мость протокольной формы досудебной подготовки мате­риалов. Подавляющее число преступлений, в отношении которых осуществляется такая подготовка материалов, со­вершаются в условиях очевидности. Проверка здесь не со­ставляет больших затруднений, если, конечно, она начата и организована в строгом соответствии с законом.

В судебном разбирательстве по большинству таких дел остаются без изменения объем и характер обвинения, а также юридическая оценка преступления. В связи с этим приговоры, как правило, вступают в законную силу по ис­течению кассационного срока; лишь на небольшую часть из них приносятся кассационные жалобы или протесты.

Протокольная форма досудебной подготовки мате­риалов включает 4-е этапа: 1. Порядок производства; 2. Порядок направления материалов в суд;
3. Возбуждение дела в суде; 4. Рассмотрение дела в суде.

I. Порядок производства. Протокольная форма досудебной подготовки материалов осуществляется по делам о преступлениях, не представляющих большой обществен­ной опасности и сложности в расследовании. Ранее по ним, как правило, проводилось дознание либо предварительное следствие. Применение протокольной формы досудебной подготовки материалов осуществляется по 33 составам преступлений[5].

II. Порядок направления материалов в суд. По де­лам о преступлениях о злостном уклонении от уплаты али­ментов, незаконной охоте, хулиганстве без отягчающих обстоятельств, нарушении правил административного над­зора и др., органы дознания не позднее, чем в 10-дневный срок устанавливают обстоятельства совершенного престу­пления и личность правонарушителя, очевидцев и др. лиц, истребуют справку о наличии или отсутствии судимости у правонарушителя, характеристику с места его работы или учебу и др. материалы, имеющие значение для рассмотре­ния дела в суде.

У правонарушителя отбирается обязательство яв­ляться по вызовам органов дознания и суда и сообщать им об изменении места жительства.

Об обстоятельствах совершенного преступления составляется протокол, к которому приобщаются все мате­риалы, а также список лиц, подлежащих вызову в суд. Про­токол утверждается начальником органа дознания, после чего все материалы предъявляются правонарушителю для ознакомления, о чем делается соответствующая отметка в протоколе и удостоверяется подписью правонарушителя. С санкции прокурора или его заместителя протокол вместе с материалами направляется в суд[6].

III. Возбуждение дела в суде. Признав материалы о преступлении, достаточными для рассмотрения в судебном заседании, судья выносит постановление о возбуждении уголовного дела, предании правонарушителя суду, избира­ет в отношении его в необходимых случаях меру пресече­ния и рассматривает дело в судебном заседании либо воз­вращает материалы для производства предварительного следствия, а при отсутствии оснований к возбуждению уго­ловного дела, отказывает в возбуждении уголовного дела.

В постановлении судьи излагается формулировка обвинения с указанием статьи уголовного закона, по кото­рому лицо предано суду.

Постановление судьи вручается подсудимому не позднее, чем за трое суток до дня рассмотрения де­ла в суде (ст.430 УПК Украины).

IV. Рассмотрение дела в суде. Дело о преступлении подлежит рассмотрению в суде не позднее, чем в десяти­дневный срок с момента поступления материала в суд. При рассмотрении таких дел суд вправе возвратить их для про­изводства предварительного следствия, если возникает не­обходимость выяснения существенных дополнительных обстоятельств, которые не могут быть установлены в судебном заседании[7].

Проведение дознания по уголовным делам и прото­кольной форме досудебной подготовки материалов в сис­теме МВД Украины возлагается на органы дознания, в т.ч. на штатные подразделения дознания горрайлинорганов внутренних дел.

Руководство штатными подразделениями дознания возлагается на заместителя министра, начальников ГУМВД Украины в Крыму, г. Киеве и Киевской области, УМВД в областях, г. Севастополе, а также на транспорте и на на­чальников горрайлинорганов внутренних дел.

Штатные подразделения дознания возглавляют на­чальник отдела дознания МВД Украины, начальники отде­лов (отделений) дознания ГУМВД, УМВД, а также началь­ники отделов, отделений, старшие групп дознания горрай­линорганов внутренних дел.

В состав штатных подразделений дознания входят: отдел дознания МВД, отдел (отделение) дознания ГУМВД, УМВД, отделы, отделения, группы дознания горрайлинор­ганов внутренних дел, а также органов внутренних дел на закрытых объектах.

Задачи штатных подразделений дознания.

1. Во взаимодействии с работниками других служб оперативно реагировать на заявления и сообщения о со­вершении преступления, принимать эффективные меры по установлению лиц, их совершивших, собирание и закреп­ление доказательств их вины.

2. Всестороннее, полное и объективное расследова­ние уголовных дел и подготовка материалов протокольных производств при неукоснительном соблюдении действую­щего законодательства, чтобы по каждому уголовному делу или протокольному производству были приняты обос­нованные и законные решения.

3. Контроль за расследованием уголовных дел и по протокольной форме досудебной подготовки материалов работниками иных служб ОВД и оказание им методиче­ской помощи в этой работе.

4. В пределах компетенции, предусмотренной зако­ном, применять соответствующие меры по прекращению нарушений прав граждан и интересов государства.

5. Обеспечение возмещения убытков физическим и юридическим лицам, которые причинены им преступлением.

6. Выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и применение, через соответст­вующие органы мер по их устранению.

7. Восстановление чести и прав граждан, постра­давших от незаконного задержания или привлечения их к уголовной ответственности.

Принципы деятельности штатных подразделений дознания.

Дознание проводится на принципах: справедливо­сти, гуманизма, равенства граждан перед законом незави­симо от социального, национального и расового происхож­дения, материального, служебного либо иного положения, вероисповедания и политических взглядов.

Дознаватель - это специально предусмотренная штатным расписанием должностное лицо ОВД уполномо­ченное осуществлять расследование уголовных дел и досудебную подготовку материалов протокольной формы в пределах своей компетенции.

Штатным расписанием Отдела дознания МВД Ук­раины, отделов, отделений, групп дознания ГУМВД, УМВД предусмотрены должности старшего дознавателя по особым поручениям, старшего дознавателя, а в отделах, отде­лениях, группах горрайлинорганов - старшего дознавателя, дознавателя.

На должности дознавателей назначаются граждане Украины, которые, как правило имеют высшее или среднее специальное юридическое образование, прошли стажиров­ку и проявили при этом профессиональную принадлеж­ность к работе в дознании.

Обязанности и права дознавателя.

Дознаватель лично осуществляет осмотр места происшествия и несет полную ответственность за его каче­ство. Специалисты и оперативные работники ОВД, кото­рые берут участие в осмотре, действуют на месте происше­ствия под руководством дознавателя и по его указанию. В соответствии со своими процессуальными полномочиями совместно с экспертом-криминалистом, другими членами следственно-оперативной группы осуществляет иные неот­ложные следственные действия. Информирует оператив­ных работников, других членов группы и дежурную часть ОВД о выявлении во время работы на месте происшествия, обстоятельств, имеющих значение для розыска и задержа­ния преступников. Непосредственно либо через начальника ОВД дает поручения и указания членам группы по прове­дению неотложных следственных действий и розыскных мероприятий. Вносит предложения по привлечению до­полнительных сил и средств и приглашает необходимых специалистов. Обеспечивает своевременное закрепление и направление на исследование выявленных на месте проис­шествия следов, предметов, документов. Оформляет ре­зультаты осмотра места происшествия. Организует обяза­тельную проверку подозреваемых и задержанных лиц, а также изъятых номерных вещей, оружия, автотранспорта, по автоматизированным и оперативно-розыскным учетам ин­формационных центров.

Дознаватель организует свою работу так, чтобы обеспечить своевременное проведение необходимых следственных действий по всем уголовным делам и материа­лам, которые находятся в его производстве. С этой целью он составляет календарный план-график работы по всем направлениям и материалам. А также письменные планы по каждому уголовному делу, в том числе и прекращенные производством.

3. Система органов предварительного следствия в Украине

По возбужденным, в связи с совершением преступ­лений, уголовным делам, в целях быстрого и полного рас­крытия преступлений, изобличения виновных лиц и преда­ния их суду, проводится расследование.

Под расследованием понимается деятельность специальных органов государства (на которые закон воз­ложил раскрытие и предупреждение преступлений и обна­ружение лиц, их совершивших) по собиранию и проверке, исследованию и оценке доказательств, установлению об­стоятельств самого события преступления, выявлению причин и условий его совершения и привлечению к ответ­ственности виновного.

Деятельность соответствующих органов государст­ва по расследованию преступлений урегулирована нормами уголовно-процессуального права и является составной ча­стью уголовного процесса. Без расследования невозможно было бы быстрое и правильное разбирательство уголовных дел в суде. Это и понятно, поскольку судебное рассмотре­ние уголовного дела о совершении преступления, как пра­вило, требует большой подготовительной работы по соби­ранию и проверке всех материалов и данных, которые под­тверждают факт преступления и совершения его опреде­ленным лицом. Расследование преступления представляет собой сложную, ответственную, творческую, а порой и опасную работу высококвалифицированных специалистов.

Расследование в уголовном процессе подразделяет­ся на два вида (формы) - дознание и предварительное следствие.

Предварительное следствие - это предусмотрен­ная уголовно-процессуальным законодательством дея­тельность специально уполномоченных лиц - следователей по собиранию и исследованию доказательств, установле­нию факта преступления и лица, виновного в его соверше­нии, с целью предания обвиняемого суду.

Материалы предварительного следствия исследу­ются в судебном заседании, что дает суду возможность ра­зобраться во всех деталях уголовного дела, окончательно решить вопрос о виновности или невиновности обвиняемо­го и вынести приговор о его осуждении или оправдании. Конечно, суд кладет в основу приговора только те данные предварительного следствия, которые нашли свое под­тверждение в ходе судебного разбирательства, однако без образцово поставленного предварительного следствия не­возможно успешное осуществление правосудия по уголов­ным делам. Именно предварительное следствие дает воз­можность быстро и квалифицированно собрать и сохранить все доказательства и улики, обнаружить лицо, совершив­шее преступление, подготовить все материалы уголовного дела для их анализа и оценки судом.

Задачами органов предварительного следствия явля­ются быстрое и полное раскрытие каждого преступления и своевременное привлечение к уголовной ответственности ви­новных лиц.

Следственные органы обязаны принимать все пре­дусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования уголовного дела, выявить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоя­тельства, проверить все возможные по делу версии, установить и привлечь к ответственности всех виновных лиц. Кроме того, органы предварительного следствия должны выявить причины и условия способствовавшие соверше­нию преступления и принять меры к их устранению, про­вести необходимую предупредительную и воспитательную работу. Успешная работа следователей при разрешении этих вопросов, возможна лишь при условии самого тща­тельного соблюдения ими всех норм уголовно-процессуального права, применения научно-технических средств и научной организации труда.

Органами предварительного следствия являются следователи прокуратуры, следователи органов внутренних дел, следователи органов безопасности и следователи на­логовой милиции, которые при расследовании преступле­ний руководствуются нормами уголовно-процессуального права без каких-либо исключений[8].

Следователь является ответственным и самостоя­тельным работником государственного аппарата, поэтому все решения о направлении следствия и производстве след­ственных действий он принимает самостоятельно и несет полную ответственность за их законность и своевременное проведение. Следователь может задержать и допросить любое лицо, подозреваемое в совершении преступления. Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящемуся в его производстве уголовному делу, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Компетенция или, точнее говоря, подследственность дел следователей каждой из четырех систем следст­венных органов точно определена в уголовно-процессуальном законодательстве. Так, например, дела об особо опасных государственных преступлениях расследу­ют следователи Службы безопасности Украины. В уголовно-процессуальном законодательстве предусмотрен ряд категорий уголовных дел, подследственных следователям территориальных прокуратур и значительное количество уголовных дел подследственных следователям органов внутренних дел.

4. Следственный аппарат МВД Украины, его структура и полномочия

Проведение предварительного следствия в системе МВД Украины возлагается на Главное следственное управ­ление министерства, следственные управления (отделы) ГУМВД, в Автономной Республике Крым, УВД областей, городов Киева и Севастополя, УВДТ, следственные отде­лы, отделения (группы) городских, районных, линейных органов внутренних дел, а также подразделения по рассле­дованию преступлений, совершенных на закрытых объек­тах, которые функционируют в соответствии с действую­щим законодательством Украины[9].

Территориальные, межрегиональные, транспорт­ные, специализированные следственные подразделения составляют единый следственный аппарат с подчиненно­стью и подотчетностью нижестоящих органов вышестоя­щим.

Основными задачами органов предварительного следствия являются:

1) всестороннее, полное и объективное расследование обстоятельств дела при неукоснительном соблюдении действующего законодательства для того, чтобы по каждо­му уголовному делу было принято законное и обоснован­ное решение;

2) в пределах компетенции, предусмотренной зако­ном, применение соответствующих мер по прекращению нарушений прав граждан и интересов общества;

3) обеспечение возмещения ущерба физическим и юридическим лицам, которые получили их от преступле­ний;

4) выявление причин и условий, которые способст­вуют совершению преступлений, и применение через соот­ветствующие органы мер по их устранению;

5) восстановление чести, достоинства и прав граж­дан, которые пострадали от незаконного задержания, аре­ста, привлечения к уголовной ответственности.

В системе МВД Украины органы предварительного следствия в своей деятельности придерживаются следую­щих принципов:

1) свои полномочия осуществляют независимо от ка­кого бы то ни было ведомственного или местного влияния;

2) предварительное следствие проводится на прин­ципах справедливости, гуманизма, равенства граждан пе­ред законом, независимо от социального, национального и расового происхождения, имущественного, служебного или иного положения, вероисповедания и политических убеждений;

3) при расследовании уголовных дел органы пред­варительного следствия взаимодействуют с другими служ­бами министерства, государственными учреждениями и общественными организациями, руководствуясь дейст­вующим законодательством, а в отношениях с компетент­ными органами других государств также международными договорами.

Структуру и штаты органов предварительного следствия составляют: - Главное следственное управление МВД Украины возглавляет заместитель министра, он же начальник Глав­ного следственного управления, который имеет первого заместителя, заместителей и помощников по работе с кад­рами. В Главном следственном управлении образованы управления, отделы и отделения, возглавляемые начальни­ками и их заместителями. В их состав входят: старшие сле­дователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам, старшие следователи, помощники следова­телей, технический персонал.

С учетом задач, выполняемых Главным управлени­ем, в нем образовано организационно-методическое управ­ление, управление по контролю и организации расследо­вания преступлений, совершенных организованными груп­пами, следственная часть (на правах управления) которая расследует более сложные и многоэпизодные дела по тяж­ким и межрегиональным преступлениям. Они имеют соот­ветствующие подразделения и обеспечивают выполнение функций, относящихся к компетенции Главного следствен­ного управления.

Следственное управление (отдел) имеет в своем составе организационно-методический отдел (отделение) и следственную часть. С учетом штатной численности и в зависимости от местных условий организационно-методический отдел может иметь в своем составе отделе­ния, группы по отдельным направлениям служебной дея­тельности (учета, анализа, зонального и линейного контро­ля, отраслевой специализации и т.д.) в таком количестве следственных работников, которая бы обеспечивала над­лежащее функционирование следственного аппарата. Следственная часть, как правило, специализируется на рас­следовании сложных дел о преступлениях в сфере экономики и преступлениях по линии уголовного розыска, для чего создаются соответствующие структурные подразделения.

Следственные управления (отделы) ГУМВД в Ав­тономной Республике Крым, УМВД областей, городов Киева и Севастополя, УМВДТ возглавляют заместители начальников этих управлений, они же являются начальни­ками вышеупомянутых следственных подразделений, кото­рые имеют своих заместителей.

Следственные управления (отделы) имеют в своем составе специализированные подразделения, а также след­ственные части (на правах отделов, отделений), которые расследуют уголовные дела о преступлениях, которые со­держат повышенную общественную опасность и слож­ность.

На должности руководителей следственных под­разделений органов внутренних дел республики назнача­ются граждане Украины, которые имеют высшее юридиче­ское образование, необходимые профессиональные качест­ва, организационные способности и стаж следственной ра­боты не менее трех лет.

 Штатным расписанием Главного следственного управления МВД Украины, следственных управлений (от­делов) ГУМВД в Автономной Республике Крым, УМВД областей, городов Киева и Севастополя, УМВДТ преду­смотрены должности: старших следователей по особо важ­ным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей, помощников следователей, а следственных отделов УВД городов, следственных отделе­ний (групп) горрайлинорганов - старших следователей, сле­дователей, помощников следователей.

На должности следователей назначаются граждане Украины, которые имеют высшее юридическое образова­ние, прошли стажировку и проявили при этом профессио­нальное соответствие к следственной работе. И отвечают требованиям изложенным в Положении о прохождении службы рядовым и начальствующим составом ОВД.

Касаясь полномочий следователя, необходимо под­черкнуть, что они определены УПК Украины (ст. 114) и Положением об органах предварительного следствия МВД Украины.

При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и о производстве следст­венных действий, следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено по­лучение санкции от прокурора и несет полную ответствен­ность за их законное и своевременное проведение.

В случае несогласия следователя с указаниями про­курора о привлечении лица в качестве обвиняемого, о ква­лификации преступления и объеме обвинения, о направле­нии дела для предания обвиняемого суду или о прекраще­нии дела следователь вправе представить дело вышестоя­щему прокурору с письменным изложением своих возра­жений. В этом случае прокурор или отменяет указания ни­жестоящего прокурора, или поручает производство следст­вия по этому делу другому следователю.

Следователь по расследуемым им делам вправе да­вать органам дознания поручения и указания о производст­ве розыскных и следственных действий и требовать от ор­ганов дознания содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания сле­дователя являются для органов дознания обязательными.

Постановления следователя, вынесенные в соответ­ствии с законом по находящемуся в его производстве уго­ловному делу, обязательны для исполнения всеми предпри­ятиями, учреждениями, организациями, должностными ли­цами и гражданами.

При производстве разных следственных действий следователь вправе использовать звукозапись, стенографирование, фотографирование, киносъемку и видеозапись.

При проведении предварительного следствия сле­дователь имеет право знакомиться с оперативно-розыскными и учетными материалами органов дознания, поручать их руководителям организацию оперативно-розыскных мер, исполнения отдельных процессуальных действий и иной необходимой работы с целью выявления обстоятельств, которые имеют значения для дела. Поруче­ния даются следователем в письменной форме, которые являются обязательными для органа дознания и подлежат исполнению в 10-дневный срок, который может быть про­длен следователем по представлению органа дознания.

В случае не исполнения поручений должностными лицами органа дознания в установленный срок без уважи­тельных причин, следователь имеет право требовать от ру­ководства органа дознания соответствующего реагирова­ния вплоть до привлечения виновных к дисциплинарной ответственности.

По делам о преступлениях, совершенных установ­ленными лицами, проведение оперативно-розыскных дей­ствий органами дознания возможны лишь при согласова­нии этих вопросов со следователем.

Следователь вправе через прессу, радио, телевиде­ние, информировать население об обстоятельствах совер­шенного преступления для привлечения общественности к его раскрытию. Материалы уголовного дела. не могут быть разглашены до окончания предварительного следствия без разрешения следователя, в производстве которого находит­ся дело.

В целях успешного разрешения задач, которые сто­ят перед следователем и следственными подразделениями органов внутренних дел, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, следователи могут привлекать отдельных граждан к выполнению обязанно­стей общественных помощников следователей.

Список литературы

1. Конституция Украины.

2. Закон Украины «О судоустройстве Украины».

3. Закон Украины «Об органах судейского самоуправления».

4. Закон Украины «О статусе судей Украины».

5. Закон Украины «О Конституционном Суде Украины».

6. Закон Украины «Об Арбитражном суде Украины».

7. Уголовный кодекс Украины.

8. А.М. Бандурка. Судебные и правоохранительные органы Украины. – Х., 1999.

9. П.В. Шумський «Прокуратура України».- “Вен турі”, К., 1998.

10. Марочкін І.Е., Сибільова Н.В. та ін. Організація судових та правоохоронних органів / Навчальний посібник. - X.: Нац. юр. акад. України, 1996.

11. О.М. Бандурка. Основи управління в органах внутрішніх справ: теорія, досвід, шляхи удосконалення. - X., 1996.



[1] Ст. 101 УПК Украины.

[2] Ст. 56, 56', 57-60, 62, 63, пункты «а», «б» и «в» ст. 253 Уголов­ного кодекса Украины.

[3] Ст. 26,29, 50, 51, 52, 79 УПК Украины.

[4] Ст. 426,426,430,431 УПК Украины.

[5] См., например, ст. 425 УПК Украины.

[6] Ст. 426 УПК Украины.

[7] Ст.431 УПК Украины

[8] Ст. 102 УПК Украины.

[9] Ст. 112 УПК Украины.



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.