РУБРИКИ |
Особенности возбуждения уголовного дела о причинении вреда здоровью |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Особенности возбуждения уголовного дела о причинении вреда здоровьюОсобенности возбуждения уголовного дела о причинении вреда здоровьюМИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Омская академия МВД России Кафедра криминалистики
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: «Особенности возбуждения уголовного дела о причинении вреда здоровью» Выполнил: Корман Евгений______(фамилия, имя, отчество, Юрьевич, набор 2003 г., 502 П уч.гр. специальность, год набора, № группы) РуководительК.ю.н., старший преподаватель,____ (уч. степень, уч. звание, Горшков Михаил Михайлович_____ должность, фамилия, имя, отчество) Консультант_______________________________ (уч. степень, уч. звание, _______________________________ должность, фамилия, имя, отчество) РецензентНач. КМ УВД по Кировскому АО__ (уч. степень, уч. звание, г.Омска, подполковник милиции__ должность, фамилия, имя, отчество) В.И.Галкин_____________________
К защите_____________________________________(допущена, не допущена) Начальник кафедры ___________________________ Дата защиты: ____________ Оценка _____________ СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………….…….3-7 Глава І. Особенности проверки сообщений о причинении вреда здоровью………………………………………………………………………….8-32 § 1. Поводы и основания возбуждения уголовного дела о причинении вреда здоровью…………………………………………………………………...8-19 § 2. Обстоятельства, подлежащие установлению по делам о причинении вреда здоровью………………………………………………………………….20-33 Глава II. Типичные следственные ситуации и планирование расследования по делам о причинении вреда здоровью…………………34-56 § 1. Типичные следственные ситуации первоначального этапа расследования по делам о причинении вреда здоровью…...………………...34-39 § 2. Криминалистические версии и планирование расследования на первоначальном этапе по делам о причинении вреда здоровью…………….40-53 Заключение………………………………………………………………..……54-57 Список использованных источников………..………………………...……58-63 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. В современном обществе умышленное причинение вреда здоровью человека рассматривается как одно из опасных преступных посягательств на личность. Такая оценка обществом уголовно-наказуемых деяний данного вида обусловлена недопустимостью посягательства на самое значимое что есть у человека – жизнь и здоровье. Ст. 2 Конституции Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. За последние годы проблема насилия над человеком приобретает крайне опасные, гипертрофированные формы, отражающие напряженность процессов, которые продолжают происходить в нынешней России. Ежегодно в нашей стране и во всём мире от насилия страдают сотни тысяч людей, причём степень общественной опасности преступных проявлений неуклонно усиливается. Поэтому не случайно проблема противодействия насилию человека над человеком является, пожалуй, одной из наиболее актуальных. В отечественном законодательстве охрана личности, её прав и свобод объявлены приоритетными направлениями внутренней и внешней государственной политики. В этой связи на правоохранительные органы, в том числе и на органы внутренних дел, возложены важные и ответственные задачи по обеспечению и охране прав и законных интересов человека и гражданина. Однако успешная деятельность по их решению весьма существенно зависит от своевременности реагирования на преступные проявления, а так же от характера действий, направленных на их быстрое и полное раскрытие и расследование. Вместе с тем это связано с выявлением и изучением закономерностей механизма преступления и оставляемых преступником следов. О назревшей необходимости решения указанных проблем свидетельствуют статистические данные о состоянии преступности и в частности те из них, которые относятся к посягательствам на жизнь и здоровье человека. По данным ГИЦ МВД РФ, в 2002 году число преступлений, связанных с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью увеличилось на 4,9 % (по сравнению с 2001 годом) и составило 58 469; в 2003 году − 57 087, а в 2004 году − 57 352 преступления. Хотя за январь-июль 2006 г. количество таких преступлений составило 31 069 (что на 9,6 % меньше, по сравнению с аналогичным периодом 2005 г.), однако наблюдается тенденция к увеличению количества нераскрытых преступлений (7285 нераскрытых умышленных причинений вреда здоровью (+4,4 %)). Причинение вреда здоровью — понятие, объединяющее ряд преступлений, различающихся между собой как по форме вины, так и по обстоятельствам, а также по степени тяжести наступивших последствий: умышленное или неосторожное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ст. 111, 112, 115, 118 УК РФ), причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта (ст. 113), при превышении пределов необходимой обороны или при превышении мер, необходимых при задержании лица, совершившего преступление (ст. 114). В данной работе будет идти речь, о составах преступлений предусматривающих умышленное причинение вреда здоровью различной степени тяжести (ст. 111, 112, 115 УК РФ). Различным проблемам расследования преступлений, связанных с причинением вреда здоровью, ранее были посвящены работы известных ученых-криминалистов: В.С. Бурдановой, В.В. Вандышева, Л.Д. Гаухмана, В.В. Козлова, В.А. Ледащева, М.Г. Матвеева, С.И. Медведева, Д.И. Соколова, А.П. Филиппова, Р.А. Руденко, Е.Г. Сахаровой, Т.В. Аверьяновой, Р.С. Белкина, Н.И. Гуковской Ю.Г. Корухова, Т.Н. Шамоновой и других. Большинство этих работ относятся к периоду до принятия нового Уголовного кодекса (1996 г.) и Уголовно-процессуального кодекса (2002 г.). С вступлением в силу нового законодательства остро встала необходимость в формировании новой теоретической и научно-методической базы, для обеспечения расследования преступлений против здоровья. В частности, практические сотрудники органов внутренних дел сталкиваются с трудностями, связанными с особенностями возбуждения уголовного дела по дела данной категории. Объект дипломной работы − преступная деятельность лиц, совершающих умышленное причинение вреда здоровью и деятельность должностных лиц, правоохранительных органов по выявлению раскрытию и расследованию преступлений рассматриваемой группы. Предмет дипломной работы – средства и методы проверки сообщения о преступлении, выделение поводов оснований к возбуждению уголовного дела, выделение типичных следственных ситуаций первоначального этапа расследования, а также выдвижение версий и планирование по делам о причинении вреда здоровью. Цели и задачи дипломной работы. Целью работы является рассмотрение научных и практических проблем этапа проверки сообщения о преступлении, выделения оснований к возбуждению уголовного дела, а также типичных следственных ситуаций, версий и деятельности следователя по планированию расследования дел о причинении вреда здоровью. Исходя из цели дипломной работы, поставлены для решения следующие задачи: - рассмотрение поводов к возбуждению уголовного дела; - выделение наиболее типичных поводов для рассматриваемой категории преступлений; - анализ практических трудностей, связанных с выявлением оснований к возбуждению уголовного дела; - уточнение обстоятельств, подлежащих установлению на этапе проверки сообщения о преступлении; - систематизация типичных следственных ситуаций, возникающих на первоначальном этапе расследования; - систематизация общих и частных следственных версий первоначального этапа расследования; - рассмотрение деятельности следователя по планированию расследования. Методология и методы исследования. Методологическую основу дипломной работы составляет всеобщий метод познания, отражающий диалектическую взаимосвязь теории и практики; системный подход; сравнительный, выборочный, исторический, системно-структурный анализ, методы интервьюирования и анкетирования; исследование статистических и иных сведений; изучение и обобщение практики правоохранительных органов по вопросам проверки сообщения о преступлении и возбуждения уголовного дела об умышленном причинении вреда здоровью. Эмпирическую основу дипломной работы составляет анализ 60 уголовных дел, возбужденных по признакам составов преступлений, предусмотренных статьями 111, 112, 115 УК РФ. Проведено анкетирование 90 респондентов, из них 45 сотрудников уголовного розыска, 21 следователь, 14 участковых уполномоченных милиции, 10 дознавателей по наиболее значимым и проблемным вопросам стадии возбуждения уголовного дела. Нормативную основу дипломной работы составляют положения Конституции Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», Закона Российской Федерации «О милиции», приказов МВД России и иных нормативных правовых актов. Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из двух глав. Глава І носит название «Особенности проверки сообщений о причинении вреда здоровью» и включает в себя параграфы: «Поводы и основания возбуждения уголовного дела о причинении вреда здоровью», а также «Обстоятельства, подлежащие установлению по делам о причинении вреда здоровью». Глава ІІ носит название «Типичные следственные ситуации и планирование расследования по делам о причинении вреда здоровью» и включает в себя также два параграфа: «Типичные следственные ситуации первоначального этапа расследования по делам о причинении вреда здоровью» и «Криминалистические версии и планирование расследования на первоначальном этапе по делам о причинении вреда здоровью». В структуру дипломной работы также включено введение, заключение, список использованной литературы. Основанием для написания дипломной работы является приказ начальника Омской академии МВД России № 101 от 27 февраля 2007 г. ГЛАВА І. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ СООБЩЕНИЙ О ПРИЧИНЕНИИ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ. § 1. Поводы и основания возбуждения уголовного дела о причинении вреда здоровью. Несмотря на то, что стадия возбуждения уголовного дела носит весьма краткосрочный характер, она является важной для всего расследования. В данной стадии выделяются две взаимообуславливающие составляющие – поводы и основания к возбуждению уголовного дела. В делах о причинении вреда здоровью определение данных обстоятельств имеет свои специфические черты. Как необоснованное возбуждение уголовного дела, так и необоснованный отказ в его возбуждении влекут отрицательные последствия для личности, общества и государства. В первом случае велика вероятность подвергнуть уголовному преследованию невиновного, а во втором порождается безнаказанность, создаются условия для рецидива, подрывается вера в неотвратимость наказания за совершенное преступление. Следует отметить, что сотрудники органов внутренних дел испытывают трудности в применении норм, предусматривающих ответственность за причинение вреда здоровью, который характеризуется определенной степенью тяжести последствий, и отграничении рассматриваемых составов от сходных преступлений, допускают ошибки, связанные с юридической оценкой поведения виновного. Так, возникают трудности в квалификации деяния, когда до принятия решения о возбуждении уголовного дела невозможно решить вопрос о длительности заболевания или о проценте утраты трудоспособности. Также бывает трудно разграничить умышленное причинение вреда от неумышленного (ст. 111 УК и ст. 118 УК, ст. 112 УК и ст. 113 УК), особенно в тех случаях, когда не установлено лицо, причинившее вред здоровью и опросить его по поводу происшедшего не представляется возможным. Правильная квалификация данных деяний, а так же знание элементов их криминалистической характеристики, определяет содержание обстоятельств, подлежащих установлению как на стадии возбуждения уголовного дела (при предварительной проверке сообщения о преступлении), так и при расследовании по уголовному делу. Процессуальная деятельность следователя по уголовному делу берет свое начало со стадии возбуждения уголовного дела. Данная стадия начинается с получения информации о преступлении и завершается вынесением постановления о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела. В этой стадии процесса проверяется полученная информация о преступлении и закрепляются его следы. Словосочетание «возбуждение уголовного дела» в юридической литературе используется в трех понятиях: 1) первоначальная стадия уголовного процесса; 2) процессуальный документ, завершающий данную стадию; 3) уголовно-процессуальный институт1. Стадия возбуждения уголовного дела − первая стадия уголовного процесса, в ходе которой устанавливаются поводы и основания к началу уголовного преследования в связи с совершенным или готовящимся преступлением и создаются правовые условия для последующих процессуальных действий органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда2. Стадия возбуждения уголовного дела является самой кратковременной в уголовном процессе, но в то же время имеет важное процессуальное значение, так как производство всех следственных действий возможно только после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Исключение составляет лишь одно следственное действие — осмотр места происшествия, которое законодатель разрешает проводить до возбуждения уголовного дела. В результате проверочных действий следователь определяет, имеются ли достаточные данные, указывающие на признаки преступления, и нет ли оснований, перечисленных в ст. 24 УПК, для отказа в возбуждении уголовного дела, что является главной целью первой стадии уголовного судопроизводства. Для решения вопроса о возбуждении уголовного дела необходимо не только установить наличие оснований к возбуждению дела, но и отсутствие оснований к отказу возбуждении уголовного дела. Основаниями отказа возбуждения уголовного дела являются: 1) отсутствие события преступления; 2) отсутствие в деянии состава преступления; 3) истечение сроков давности уголовного преследования; 4) смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего; 5) отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 20 УПК; 6) отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в пунктах 1, 3 - 5, 9 и 10 части первой статьи 448 УПК, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда Российской Федерации, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пунктах 1 и 3 - 5 части первой статьи 448 УПК1. При наличии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу, принимается решение об отказе в его возбуждении. В стадии возбуждения уголовного дела последовательно совершаются следующие действия, которые составляют ее содержание: · получение и регистрация первичной информации о готовящимся, совершаемом или совершенном преступлении (заявления, сообщения, явки с повинной, рапорта должностного лица и т.п.); ·
определение, является ли сообщение о преступлении · принятие мер к предупреждению или пресечению преступления, а также к закреплению и сохранению следов преступления; · осуществление проверки на предмет наличия или отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела и обстоятельств, препятствующих возбуждению уголовного дела, определение, по какой статье УК может быть квалифицировано преступление; · передача сообщения по подследственности; · вынесение решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК, а по уголовным делам частного обвинения − в суд. Необходимыми условиями возбуждения уголовного дела являются наличие в поступившем в правоохранительные органы материале повода и основания к возбуждению уголовного дела. Установленный законом источник информации о готовящемся или совершенном преступлении, надлежаще оформленный и переданный лицу или органу, уполномоченному принимать решение о возбуждении уголовного дела, называется поводом к возбуждению уголовного дела1. Т.е. повод является юридическим фактом, порождающим уголовно-процессуальную деятельность и связанные с ней правовые отношения между субъектами уголовного судопроизводства. УПК РФ по сравнению с ранее действовавшим УПК РСФСР 1960 г. сужает перечень поводов для возбуждения уголовного дела (ранее их было шесть), но не устанавливает исчерпывающий их перечень1. Поэтому наряду с заявлением о преступлении и явкой с повинной в п. 3 ч. 1 ст.140 указаны также иные источники получения сообщения о совершенном или готовящемся преступлении. Заявлением следует считать обращение лица в органы дознания, предварительного следствия, в прокуратуру или в суд. Оно может быть сделано любым лицом в устном или письменном виде. Заявление, направленное в иные органы, не уполномоченные принимать решение о возбуждении уголовного дела (например, в органы местного самоуправления), должно направляться в органы дознания, органы предварительного следствия или прокурору. Уголовно-процессуальный кодекс устанавливает обязанность принимать заявление граждан о совершенном преступлении любой орган дознания или орган предварительного следствия, а также прокурора независимо от подследственности уголовных дел, установленной ст. 151 УПК РФ, а также в течении 3 суток (данный срок может быть продлен до 10 суток) произвести по нему проверку и принять одно из предусмотренных законом решений. Порядок приема и проверки сообщений о преступлении определяется не только положениями Уголовно-процессуального кодекса, но и приказом МВД РФ от № 1070 от 29 декабря 2005 г. «О едином учете преступлений». В уголовных делах о причинении вреда здоровью данный повод имеет место в 13% рассматриваемых дел. В большинстве случаев заявителем выступает сам потерпевший, его родственники или знакомые, реже − свидетели-очевидцы. Дела об умышленном причинении легкого вреда здоровью (ст.115 УК) возбуждаются только по заявлению потерпевшего, которому разъясняется, что дело может быть прекращено за примирением сторон. В исключительных случаях, перечисленных в законе, такие дела могут быть возбуждены прокурором1. Явка с повинной — это добровольное сообщение лица о совершенном им или готовящемся преступлении органу расследования. Главной ее особенностью является свободное и осознанное волеизъявление гражданина передать себя в руки правосудия. Явкой с повинной можно считать лишь такое заявление гражданина, которое касается преступления, ранее неизвестного правоохранительным органам (незарегистрированного), или же преступления известного, но нераскрытого, когда лицо, его совершившее, не установлено следственным путем. Не будет являться явкой с повинной заявление лица, подозреваемого в совершении преступления, когда оно задержано или доставлено в ОВД, по поводу данного преступления. На практике часто встречаются ситуации, когда оперативные сотрудники принимают явку с повинной от лица, которое в ходе опроса по данному факту, созналось в содеянном. Данная ситуация противоречит самому понятию явки с повинной. В случае явки с повинной должностное лицо устанавливает личность явившегося (как правило, путем ознакомления с имеющимися при нем документами или другими способами), определяет, содержатся ли в деянии, о котором сообщает явившийся с повинной, признаки преступления, выясняет место и время совершения деяния, в чем оно выразилось, какие последствия наступили, кто может быть вызван в качестве свидетеля, имеются ли вещественные доказательства, какие мотивы побудили лицо явиться с повинной и способствовали формированию его волеизъявления. Явка с повинной не предполагает обязательного личного и непосредственного обращения такого лица в прокуратуру, органы следствия или дознания. Оно может быть представлено через его близких родственников, адвоката или других лиц (например, в случае заболевания лица). Действующий уголовно-процессуальный закон предусматривает для явки с повинной не только устную, но и письменную форму1. Данный повод не является распространенным, он усматривается всего лишь в 1% изученных уголовных дел о причинении вреда здоровью. Еще один вид поводов к возбуждению уголовного дела − сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученные из иных источников. Пункт 3 ч. 1 ст. 140 УПК не указывает, из каких именно иных источников может быть получено сообщение о совершенном или готовящемся преступлении. Ими могут быть: сообщения в СМИ; сообщения медицинских учреждений; результаты ОРД, полученные в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»2; сообщения страховых организаций, куда потерпевший может обратиться за страховым вознаграждением и т.д. При получении такого сообщения должностным лицом органов дознания, органов предварительного следствия или прокуратуры, составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Рапорт составляется также в случаях, когда сотрудники правоохранительных органов, выполняющие обязанности по охране общественного порядка, были очевидцами преступлений. Для преступлений, связанных с причинением вреда здоровью, наиболее распространенным поводом к возбуждению уголовного дела (86%) являются сообщения медицинских учреждений в правоохранительные органы об обращении за медицинской помощью лиц с какими-либо ранениями и иными повреждениями. Данные сообщения поступают в правоохранительные органы от медицинских учреждений в рамках взаимодействия, предусмотренного совместной инструкции, утвержденной приказом от 9 января 1998 г. № 4/83. В ней регламентируется порядок такого взаимодействия при поступлении (обращении) в лечебные учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера. Лечебно-профилактические учреждения, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, незамедлительно сообщают в дежурные части органов внутренних дел о всех фактах поступления (обращения) граждан с телесными повреждениями насильственного характера, а также граждан с телесными повреждениями, находящимися в бессознательном состоянии1. В инструкции определены телесные повреждения, о которых следует информировать органы внутренних дел, к ним относятся: · телесные повреждения, связанные с огнестрельными, колото-резанными, рубленными ранами, переломами, обморожениями, ушибами, сотрясением мозга и так далее; · телесные повреждения и отравления, связанные с покушением на самоубийство; · телесные повреждения и отравления, полученные при ожогах кислотами и различными токсичными веществами; · ранения и травмы, полученные при взрывах и других чрезвычайных происшествиях; · травмы и ранения, связанные с неосторожным обращением с огнестрельным оружием и боеприпасами; · травмы, полученные в результате дорожно-транспортных происшествий; · телесные повреждения и травмы, связанные с неудовлетворительным состоянием строительных конструкций, зданий, сооружений и нарушениями техники безопасности на производстве; · иные телесные повреждения при подозрении на насильственный характер их происхождения1. Так же в рамках взаимодействия инструкцией предусмотрено, что по запросу органа внутренних дел лечебно-профилактические учреждения обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе выдавать письменные справки о поступивших или обратившихся гражданах с телесными повреждениями насильственного характера с указанием предварительного диагноза, возможных причин их получения (в том числе со слов пострадавшего). Для возбуждения уголовного дела помимо повода необходимо наличие оснований, т.е. достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК)2. Выявление основания вызывает особую сложность, т. к. возникают практические трудности с определением на данной стадии процесса степени тяжести вреда, причиненного здоровью, т. е. с определением статьи УК РФ по которой будет возбуждено уголовное дело. Основания для возбуждения уголовного дела законом определяются как «наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления». В данной норме можно выделить три момента: 1) признаки преступления; 2) данные, указывающие на признаки преступления; 3) достаточность данных для принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела3. Необходимо отметить, что в момент принятия решения о возбуждении уголовного дела не требуется иметь исчерпывающие сведения обо всех элементах состава преступления, достаточно лишь установить факт умышленного причинения вреда здоровью. Полное, всестороннее установление конкретных лиц, формы вины, мотива, способа и других обстоятельств совершения преступления составляет задачу стадии предварительного расследования, а в дальнейшем — судебного разбирательства. Признаки преступления не тождественны понятию состава преступления. Они сформулированы в ст. 14 УК РФ. Преступлением признается виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное Уголовным законом под угрозой наказания. Из этого следует, что признаками преступления являются общественная опасность, виновность, противоправность, наказуемость деяния. Степень общественной опасности преступления зависит от разных обстоятельств: от объекта преступления; наличия вредных последствий, их характера и размеров; личности преступника и его поведения (умышленное или неосторожное преступление); способа совершения преступления, последствий преступления и др. В рассматриваемой нами категории преступлений тем выше общественная опасность, чем более тяжкий вред здоровью причинен, а так же на общественную опасность влияют квалифицирующие признаки (например, преступление совершенное из хулиганских побуждений). Преступлением может быть признано лишь такое общественно-опасное, противоправное деяние, которое совершено виновно. Вина — это психическое отношение лица к совершенному общественно-опасному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности1. Без вины не может быть уголовной ответственности. Обязательным признаком преступления является его уголовная противоправность, т.е. предусмотренное нормой уголовного закона виновное общественно-опасное деяние, влекущее за собой уголовную ответственность и соответствующее уголовное наказание. При установлении оснований к возбуждению уголовного дела необходимо выявить не просто признаки преступления, а признаки конкретного преступления. Квалификация деяния по определенной статье Уголовного кодекса — одно из сложных решений на этой стадии, ибо сроки добывания достаточной информации, указывающей на признаки преступления, ограничены 3 или 10 сутками1. Данных, указывающих на признаки преступления, должно быть достаточно. Достаточность — это требование, содержащееся в законе2 (ч. 1 ст. 88 УПК РФ). Оно представляет собой определяемую по внутреннему убеждению совокупность относимых, допустимых, достоверных доказательств, необходимых для установления обстоятельств преступления в соответствии с действительностью и вынесения обоснованных решений в процессе расследования и рассмотрения уголовного дела Достаточность доказательств, позволяющая принять решение о возбуждении уголовного дела — категория оценочная. Следует согласиться с Н.Г. Шурухновым в том, что вопрос о достаточности фактических данных в каждом конкретном случае решается должностным лицом по своему внутреннему убеждению, с учетом совокупности всего имеющегося материала. Причем заранее предусмотреть все многообразие фактических данных, которые могут свидетельствовать о признаках преступления, невозможно3. Круг обстоятельств, подлежащих выяснению, определяет следователь. Он же и оценивает достаточность данных, указывающих на наказуемость, противоправность, общественную опасность и виновность деяния, полученных в результате предварительной проверки сообщений и заявлений о преступлении. Принимая во внимание вышеизложенное, возможно сделать вывод о том, что для рассматриваемой категории преступлений самым распространенным поводом для возбуждения уголовного дела является сообщение медицинских учреждений в правоохранительные органы об обращении за медицинской помощью лиц с какими-либо ранениями и иными повреждениями, что составляет 86 % от числа изученных уголовных дел. Явка с повинной, напротив, нетипична и встречается лишь в 1 %. Промежуточное положение занимает заявление о преступлении – 13 % от общего числа изученных дел. Говоря об основаниях к возбуждению уголовного дела о причинении вреда здоровью, следует указать, что на данной стадии нет необходимости иметь исчерпывающие сведения о всех признаках состава преступления, предусмотренного статьей Уголовного кодекса, достаточно лишь установить факт умышленного причинения вреда здоровью, а также обстоятельства, исключающие производство по делу, если таковые будут иметь место. На стадии возбуждения уголовного дела о причинении вреда здоровью перед следователем стоит сложная задача. Ему необходимо по поступившему в правоохранительные органы поводу к возбуждению уголовного дела в короткий срок, установленный законом, провести предварительную проверку и вынести одно из предусмотренных решений о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении. Необоснованное затягивание принятия этого решения ведет к потере доказательств и иным негативным последствиям. § 2. Обстоятельства, подлежащие установлению по делам о причинении вреда здоровью. Принятие законного и обоснованного решения по большинству поступающих заявлений и сообщений о преступлениях невозможно без получения дополнительной информации. В этих случаях законом предусмотрено проведение проверки. Она представляет собой деятельность органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора на первом этапе уголовного судопроизводства. Предварительная проверка является составной частью стадии возбуждения уголовного дела и носит процессуальный характер. В УПК РФ четко определены ее сроки – 3 суток со дня поступления сообщения о преступлении, а также по ходатайству следователя или дознавателя данный срок может быть продлен до 10 суток1. Предварительную проверку в полной мере можно считать основным содержанием этой стадии. На практике и в теории существуют различные наименования данной деятельности: первичная проверка, предварительная проверка, доследственная проверка, деятельность по проверке заявлений и сообщений о преступлении, − которые, однако, не влияют на ее сущность. Практические работники и ученые относятся к этой деятельности различно − от полного отрицания необходимости ее до обязанности проверять каждое заявление, сообщение о преступлении2. Но законодатель, в ст. 144 УПК РФ, устанавливает обязанность проверить сообщение о преступлении. К заявлениям и сообщениям о причинении вреда здоровью, нуждающимся в проверке оснований для возбуждения уголовного дела, относятся те, из которых нельзя сразу сделать вывод о достаточности данных, свидетельствующих о признаках преступления, а также наличии или отсутствии обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела. Как правило, необходимость проведения предварительной проверки определяется: 1) неполнотой информации, содержащейся
в поступившем 2) сомнением в достоверности,
содержащейся в заявлении или Изучение практики расследования причинения вреда здоровью показывает, что предварительная проверка сообщений проводится далеко не во всех случаях (23% от общего количества дел). В ходе проверки, так же как при расследовании, устанавливаются конкретные обстоятельства преступления. В отличие от предварительного следствия и дознания проверка заявлений и сообщений преследует иную цель − установить только наличие или отсутствие признаков преступления, а также обстоятельств, исключающих производство по делу, которые должны являться достаточными, для принятия решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. На этом этапе достаточно получить достоверные сведения о наличии события и его противоправности, то есть данные о том, что в реальной действительности имело место уголовно наказуемое деяние. Проверка проводится как раз для того, чтобы убедиться именно в этом1. На практике сотрудники, проводящие проверку, нередко пытаются установить данные, не имеющие отношения к вопросу о разрешении заявления и сообщения. При получении излишней информации происходит нерациональная трата сил и рабочего времени как работников милиции, так и граждан, поскольку большинство полученных объяснений и истребованных материалов в последствии дублируется следственными действиями. Так, иногда предпринимаются попытки установить лицо, причинившее вред здоровью. Однако это не входит в задачу предварительной проверки. Более того, установить лицо, совершившее преступление, на данном этапе значительно труднее, чем при расследовании уголовного дела. И в то же время из-за несвоевременности возбуждения уголовного дела утрачиваются важные доказательства, которые могли бы способствовать раскрытию преступления. Другой недостаток − проведение неполной проверки. Сотрудники в целях экономии времени стремятся максимально сократить количество проверочных действий. Нередко они не отбирают объяснений от заявителей или очевидцев, на которых ссылаются заявители. И полученной информации оказывается явно недостаточно для принятия законного и обоснованного решения. Для устранения данных недостатков в проведении предварительной проверки сообщения о преступлении, связанном с причинением вреда здоровью, сотрудникам ее проводящим, необходимо четко определять круг обстоятельств, подлежащих установлению на данной стадии. В ходе проверки, прежде всего, необходимо выяснить имеется ли лицо, здоровью которого причинен вред. Выяснение данного обстоятельства на практике, как правило, не представляет особой сложности. Во многих случаях потерпевший сам является заявителем, а при возбуждении уголовного дела по ст. 115 УК данное условие является обязательным. Также, потерпевшие данной категории могут быть выявлены по сообщениям медицинских учреждений, куда они обращаются за медицинской помощью или были доставлены. Определив наличие объекта преступления, следует установить его объективную сторону. Учитывая, что интересующие нас составы преступлений материальные, необходимо установить последствия преступного деяния (физический вред), а также причинную связь между ними. Так для возбуждения уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 111 УК необходимо установить последствия деяния в виде тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека или повлекшего потерю зрения, речи, слуха, или какого-либо органа, либо утрату органом его функций и др. При тяжком вреде здоровью трудностей с определением указанного признака состава преступления, как правило не возникает, так как в большинстве случаев (85 % от общего количества изученных дел) поводом для возбуждения уголовного дела по ст. 111 УК РФ, является сообщение из медицинского учреждения, из которого вытекает, что пострадавшему причинено проникающее ранение, что практическими работниками квалифицируется по признаку опасности для жизни и дополнительной проверки на стадии возбуждения уголовного дела, не требует1. В некоторых случаях до полного выздоровления пострадавшего бывает невозможно решить вопрос о длительности заболевания или о проценте утраты трудоспособности. В этом случае следователь сталкивается с трудностями квалификации деяния. Поэтому, в тех случаях, когда имеются сомнения в длительности заболевания или не известен процент общей утраты трудоспособности, должно быть возбуждено уголовное дело по признакам причинения менее тяжких телесных повреждений и проведено расследование2. Установление субъекта, на этапе проверки, не входит в задачу данной стадии и не является обязательным, однако его установление способствует установлению субъективной стороны. К данному признаку состава, как известно, относятся вина (умысел или неосторожность), мотив, цель. Наличие в деянии вины в форме умысла или неосторожности служит основанием для разграничения составов, связанных с причинением вреда здоровью, а также преступного деяния от непреступного. В случаях причинения тяжкого вреда здоровью, при наличии умысла, деяние будет квалифицированно по ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), а при наличии в действиях лица признаков неосторожности по ст. 118 (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности). Неосторожное причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью не образует состава преступления и, соответственно, не влечет за собой уголовной ответственности. В подобных ситуациях установить форму вины возможно по внешним проявлениям субъективной стороны − по характеру деяния и его последствиям, т.к. субъективное в преступлении всегда находит свое выражение в объективном. Об умышленном нанесении вреда здоровью могут свидетельствовать характер и расположение телесных повреждений. Однако полные данные о лице, совершившем преступление, форме его вины и других признаках субъективной стороны преступления устанавливаются не в стадии возбуждения уголовного дела, а на предварительном расследовании. Установление вины представляет собой одну из самых сложных задач предварительной проверки в случаях, когда лицо, причинившее вред здоровью, не установлено. Первичную информацию о преступном деянии следователь, а также должностное лицо органа дознания, может получить от заявителя. Информация, содержащаяся в заявлениях, составляемых гражданами собственноручно, как правило, не дает полного представления о характере совершенного преступления, не позволяет определить его признаки. Происходит это в силу юридической неграмотности заявителей. Например, авторы многих заявлений и сообщений, приводя данные о преступлении, не указывают, откуда получены эти сведения, не ссылаются на конкретные источники информации. Проверка таких заявлений, как правило, состоит в получении объяснений от заявителя. В других случаях сама личность заявителя (например, странности в поведении, изложении событий в заявлении) может вызвать сомнения в достоверности приведенных данных, что и обусловливает большую часть проверок. В значительной мере сомнения устраняются при личной беседе с заявителем, ознакомлении с его анкетными данными. Предупреждением поступления заявлений о вымышленных преступлениях служит своевременное разъяснение заявителю возможности его привлечения к уголовной ответственности за заведомо ложный донос1. Не обязательно в случае сомнений в достоверности информации, содержащейся в заявлении или сообщении, проверять ее всю. В некоторых случаях достаточно проверить только часть информации и при ее подтверждении принять решение по заявлению или сообщению в целом. Первичная информация о степени тяжести вреда здоровью может быть получена следователем из сообщений и заявлений, но, как правило, она не является достаточной. Более полная и достоверная информация должна быть получена в рамках медицинского освидетельствования, которое призвано определить степень тяжести вреда здоровью. Медицинское освидетельствование производится по направлению органа расследования медицинским учреждением по «правилам судебно-медицинского определения степени тяжести телесных повреждений», утвержденным приказом Минздрава СССР от 11 декабря 1978 г. № 12081, а также в соответствии с приказом Минздрава № 161 от 24 апреля 2003 г. «Об утверждении инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы»2 и не относится к следственным действиям. Сведения о последствии преступного деяния возможно получить с помощью истребования необходимых материалов. Истребование необходимых материалов − это запросы в организации, учреждения и предприятия о направлении в орган расследования справок, актов, копий или оригиналов документов. Истребоваться также могут различные предметы и образцы. Количество истребуемых материалов также должно соответствовать задачам и целям проверки. Условно их можно подразделить на группы: 1) непосредственно связанные с преступным событием; 2) устанавливающие обстоятельства, содержащиеся в заявлении или сообщении; Материалы могут быть получены в копиях и оригиналах. При получении копии сотрудник, осуществляющий проверку, вправе истребовать оригинал. Если интересующие материалы получены быть не могут, лицо, производящее проверку, знакомится с ними по месту нахождения. В случае причинения телесных повреждений гражданам истребуются справки о причинении вреда здоровью, выписки из истории болезни, одежда, в которой в момент нападения находился потерпевший и иные вещи и документы которые могут дать информацию о совершенном деянии и его последствии. Данные об умысле могут быть получены из объяснений. Получение объяснений − основное и самое распространенное средство проверки информации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, встречалось в 80 % изученных дел. Как правило, их необходимо получить у очевидцев, заявителей, правонарушителей, а также у пострадавшего, если он не является заявителем. У правонарушителей объяснения следует получать только тогда, когда нет опасений, что они могут скрыться или воспрепятствовать следствию. В противном случае информацию необходимо добыть из других источников. До получения объяснений сотрудник, осуществляющий проверку, должен наметить вопросы, чтобы получить от лица, дающего объяснения, необходимую для проверки заявления и сообщения информацию. Обязательно выясняется, в каких отношениях находится лицо, дающее объяснения, с заявителем и правонарушителем. Это необходимо для более критического отношения к объяснениям, поскольку в них могут быть сообщены необъективные или ложные сведения. Объяснения должны содержать самую необходимую и достаточную информацию для принятия одного из предусмотренных законом решений. Иные сведения могут быть получены при повторном получении объяснений или его допросе при производстве расследования1. Лица, дающие объяснения, об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний или за отказ от дачи показаний не предупреждаются. Это возможно только после возбуждения уголовного дела. С помощью получения объяснений возможно получение сведений различного характера, по всем интересующим следователя на данном этапе вопросам. Еще одним важным средством предварительной проверки сообщений и заявлений о причинении вреда здоровью является осмотр места происшествия. В соответствии со ст. 176 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр может быть произведен до возбуждения уголовного дела (в рамках проверки сообщения о преступлении). Основываясь на положениях УПК РФ, Инструкция № 334 от 1996 года[2] предписывает, что для более оперативного реагирования на сообщения и заявления о преступлении создается дежурная следственно-оперативная группа. В ее задачи, в том числе, входит производство осмотра места происшествия в рамках предварительной проверки по поступившему сообщению о преступлении. Она формируется в составе следователя, сотрудников оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, кинолога. Возглавляет её следователь.[3] От того, насколько своевременно, методически верно и тщательно будет проведен осмотр места происшествия во многом зависит правильное решение вопроса о возбуждении уголовного дела, и даже окончательный результат расследования. Необходимо подчеркнуть, что закон допускает производство осмотра до возбуждения уголовного дела только на месте происшествия, потому осмотр местности, помещений, а также предметов и документов вне места происшествия в этой стадии уголовного процесса недопустим3. Возможно лишь изъятие предметов в ходе осмотра, а их осмотр только после возбуждения уголовного дела. К таким предметам могут относится орудия преступления, вещи со следами крови, и другие, имеющие отношение к событию преступления. Следует отметить, что данное следственное действие до возбуждения уголовных дел о причинении вреда здоровью проводилось менее чем в 50% случаев. В дальнейшем, в ходе расследования, путем проведения иных следственных действий приходится моделировать обстановку преступления, чтобы определить механизм его совершения. В ходе осмотра места происшествия можно обнаружить следы, свидетельствующие о том, что причинение вреда здоровью имело место, ведь зачастую преступник их не маскирует, не пытается скрыть. Во всех ситуациях, связанных с причинением вреда здоровью, прослеживается определенный механизм следообразования в результате контактов орудий преступления с телами причинившего телесные повреждения и потерпевшего, их одеждой, с предметами на месте происшествия или там, где орудие находилось до и после преступления. Следы, возникающие при совершении преступления данного вида — это телесные повреждения, кровь, дефекты одежды, микроследы (наложения, включения, наслоения, отслоения, внедрения), повреждения на предметах в виде проколов, царапин, отщепов и т. п., следы пребывания людей на месте происшествия: следы ног, рук, частей тела (статические и динамические), оставленные или унесенные предметы1. Проанализировав полученные данные, сотрудник милиции, проводивший осмотр, обязан сделать вывод о наличии или отсутствии признаков преступления. Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|