РУБРИКИ

Правовое положенние лиц, отбывающих наказание

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Правовое положенние лиц, отбывающих наказание

Правовое положенние лиц, отбывающих наказание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План



Введение______________________________________________________________3

Глава 1. Понятие правового положения лиц, отбывающих наказания____________6

Глава 2. Содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания___________11

Глава 3. Основные обязанности и права лиц, отбывающих наказания___________17

Заключение___________________________________________________________32

Список использованной литературы ______________________________________36

Введение.

          В Российской Федерации активно проводится правовая реформа, в том числе реформа законодательства, регулирующего исполнение наказаний. Основными ее этапами являются принятие Уголовного кодекса Российской Федерации (1996 год) и Уголовно–исполнительного кодекса Российской Федерации (1997 год), урегулировавшего исполнение и отбывание всех наказаний, закрепленных в статье 44 Уголовного кодекса, а также иных мер уголовно – правового характера.

          Принятие Уголовно–исполнительного кодекса позволило не только расширить  предмет правового регулирования, но и кодифицировать ранее действовавшие разнородные правовые акты, регулирующие исполнение различных видов наказания. До 1 июля 1997 года исполнение и отбывание наказания регулировали законодательные акты бывшего СССР и РСФСР, а именно: Положение о дисциплинарном батальоне Вооруженных сил СССР, Исправительно–трудовой кодекс РСФСР, Положение о порядке и условиях исполнения в РСФСР наказаний, не связанных с мерами исправительно –трудового воздействия на осужденных и другие довольно многочисленные нормативные правовые акты министерств и ведомств.

Характеризуя новый Уголовно-исполнительный кодекс, следует отметить и то, что он разработан с учетом рекомендаций международно-правовых актов. При противоречии между ратифицированными Российской Федерацией международными договорами и нормами Кодекса последние должны приводиться в соответствие с договорами.

К числу важнейших международных актов, касающихся обращения с осужденными, относятся, в частности: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, 1955 год; Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1975 год; Концепция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1984 год; Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, 1979 год; Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, 1982 год; Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни, 1984 год; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), 1985 год; Свод принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1989 год; Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), 1990 год; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 год; Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), 1990 год.

Уголовно–исполнительный кодекс закрепил важнейшее положение уголовно – исполнительной политики Российского государства о направленности законодательства и практики его применения не решение задач первостепенной важности, а именно на нравственное совершенствование личности осужденного, его исправление. Достижение именно этой цели, при всех трудностях воспитательного процесса, позволяет с большой степенью вероятности гарантировать правопослушное поведение осужденного во время отбывания наказания и после освобождения от него. Именно поэтому Кодекс расширил границы применения основных средств исправления осужденных, установив, что они применяются практически в каждом наказании.[1]

На этом понятии основывается и перечень основных средств исправления осужденных. К их числу относятся: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Все это подчеркивает важность достижения основной задачи правосудия в широком смысле - превращение бывшего преступника в члена общества, который не будет совершать новых преступлений.

Важное значение в Уголовно – исполнительном кодексе РФ придается охране прав осужденных. Подробно регламентируется их правовое положение, которому посвящена отдельная глава. Законодательно закреплены как обязанности осужденных, так и их права. Детально определяется и право на личную безопасность. Это касается также обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания осужденных; этого права осужденные до недавнего времени в течение многих десятилетий вообще были лишены.



















Глава 1. Понятие правового положения лиц,

отбывающих наказания.

          Лица, попадающие в сферу регулирования отношений, возникающих при исполнении наказания, имеют определенное правовое положение (статус). Соответственно можно говорить о правовом положении осужденного, правовом положении персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, правовом положении ближних родственников осужденного и т.д. В их числе особого внимания заслуживает правовое положение осужденных, социально-правовое значение которого выражается в следующем.

          Лица, отбывающие наказания, как граждане государства обладают правами и свободами человека и гражданина, которые согласно статье 2 Конституции Российской Федерации являются высшей ценностью. Это обуславливает наличие особых требований к нормативным правовым актам, закрепляющим правовое положение осужденных, к ограничениям их общегражданских прав и свобод. Кроме того, закрепление правового положения осужденных означает одновременно установление пределов и форм деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, иначе говоря – гарантию обеспечения законности в деятельности персонала при исполнении уголовных наказаний.

          Исполнение осужденными возложенных на них обязанностей и реализация принадлежащих им прав и законных интересов образуют тот правовой режим отбывания наказания, который составляет основу для достижения поставленных перед наказанием целей, в первую очередь – исправление осужденных. Социально обоснованная регламентация правового положения осужденных представляет собой важный инструмент их правового и нравственного воспитания, привития уважения к закону, правам и законным интересам других лиц.

          Правовое положение лиц, отбывающих наказания, в самом общем виде можно определить как основанное на общем статусе граждан России и устанавливаемое с помощью правовых норм положение осужденных во время отбывания уголовного наказания. Однако приведенная формула нуждается в научном толковании, позволяющем раскрыть специфику правового положения осужденных.

          Общепринято выделение трех видов правовых статусов личности. Это общий правовой статус граждан, специальный правовой статус какой-либо категории граждан и индивидуальное правовом положение гражданина. Правовое положение осужденных представляет собой разновидность специального правового статуса, в свою очередь подразделяемого на правовые статусы лиц, отбывающих различные виды наказаний (лишение свободы, исправительные работы и т.д.).

          Отличительной чертой специального правового статуса осужденных является то, что он базируется на общем правовом статусе граждан России, так как осуждение лица к уголовному наказанию не влечет лишения гражданства России и соответственно общего правового статуса граждан нашей страны. В статье 6 Конституции прямо указывается на то, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

          Исходя из этого, в Законе Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 года не предусмотрено лишение гражданства по мотивам осуждения к уголовному наказанию. Более того, согласно статье 23 этого закона отбывание уголовного наказания служит препятствием для выхода из гражданства России по желанию осужденного.

          Сохранение гражданства Российского государства по отношению к лицам, совершившим преступления, соответствует международным актам, закрепляющим принципы обращения с осужденными, служит ярким примером реализации принципов демократизма и гуманизма в сфере исполнения уголовных наказаний. Кроме того, его значение выражается в том, что оно, во-первых, способствует обеспечению законности при исполнении наказания, ибо нарушения последней в любых формах их появления неизбежно связана с ущемлением прав, законных интересов осужденных, в том числе принадлежащих им как гражданам государства. Конкретное выражение рассматриваемое положение находит в требовании исчерпывающего закрепления законом ограничений общегражданских прав осужденных. В результате этого осужденным гарантируется пользование правами граждан, не подвергшихся ограничению, в противном случае (в случае их ограничения) – теми правами и законными интересами, которые сохранились у осужденных в остаточном объеме.

          Во-вторых, сохраняя за осужденными гражданство, государство преследует цель повышения воспитательного потенциала наказания, так как это позволяет не формально, а по существу обращаться к гражданским чувствам осужденных, что усиливает воспитательную функцию наказания. Примеры обращения к гражданским чувствам осужденных имелись в наиболее тяжелое время для нашей страны, например, в Великую отечественную войну. Есть такие примеры и в настоящее время. Свидетельством этого служат случаи добровольного перечисления осужденными пожертвований в различные благотворительные фонды, помощь во время ликвидаций последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах.

          В-третьих, сохранение гражданства означает то, что осужденный к уголовному наказанию пользуется общегражданскими правами, а также несет обязанности, возложенные на граждан Российской Федерации. Так, осужденные к лишению свободы пользуется без каких-либо существенных ограничений правами в сфере наследственных, брачно-семейных, трудовых и иных отношений.

          Осужденные – субъекты как общих, гражданских, так и специальных, присущих только условиям отбывания наказания, отношений. В результате этого появляются специальные права, законные интересы и обязанности осужденных. Механизм их появления обусловлен назначением осужденному уголовного наказания – своеобразного средства самозащиты общества против нарушений условий его существования. Наказание, как разновидность государственного принуждения применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (статья 43 Уголовного кодекса). Кроме этого, государственно-принудительный характер имеют порядок и условия отбывания наказания, а также применение к некоторым из осужденных исправительного воздействия. В правовой форме государственное принуждение выражается в виде ограничений прав и свобод человека и гражданина. Например, для осужденных к лишению свободы устанавливаются ограничения в свободе передвижения, выборе места жительства и места пребывания.

          В условиях отбывания наказания происходит не только ограничение общих прав граждан, но и их конкретизация и дополнение. Конкретизация представляет собой детализацию прав, свобод, обязанностей граждан в условиях отбывания наказания. При этом конкретизация может выражаться как в уточнении субъекта прав, свобод и обязанностей, так и в детализации их содержания. Примером могут быть права и обязанности осужденных к лишению свободы, возникающие в связи с получением общего и профессионального образования.

          Дополнение общих прав и свобод граждан применительно к условиям отбывания наказания происходит за счет регулирования законом специфических отношений, не имеющих аналога в общественной жизни и присущих только условиям отбывания наказания того или иного вида.

          По своему содержанию правовой статус осужденных – это совокупность юридических средств, с помощью которых закрепляется положение осужденного во время отбывания наказания. Содержание правового статуса складывается из прав, законных интересов и обязанностей осужденных.

          С учетом изложенного правовой статус лиц, отбывающих наказания, можно определить как закрепленное нормами различных отраслей права и выраженное через совокупность прав, законных интересов и обязанностей положение осужденных во время отбывания уголовного наказания того или иного вида.






























Глава 2. Содержание правового статуса лиц,

отбывающих наказания.

          Как уже отмечалось, осужденные не лишаются статуса гражданина и имеют общегражданские права и свободы. В то же время они отбывают уголовное наказание, содержание которого согласно части 1 статьи 43 Уголовного кодекса представляет собой предусмотренные Уголовным кодексом лишения или ограничения прав свобод этих лиц. Взаимодействие этих факторов определяет и содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания.

В содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания, входят права, законные интересы и обязанности осужденных. Они возникают и реализуются в рамках, как правило, уголовных и уголовно-исполнительных правоотношений. Однако, права, законные интересы и обязанности осужденных могут возникать в отношениях, регулируемых нормами государственного, административного, гражданского и иных отраслей права.

Права, законные интересы и обязанности осужденных – это самостоятельные элементы содержания правового статуса, которые могут быть охарактеризованы с точки зрения их социального назначения, сущности и содержания.

Социально-правовое значение прав осужденных заключается в укреплении режима законности при исполнении наказания, поскольку мера свободы осужденного в свою очередь означает меру несвободы государства по отношению к нему, придерживаться которой – важнейшая обязанность его представителей, в данном случае – персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Права осужденных, гарантированные материально, политически, идеологически и организационно, способствуют развитию личности осужденного, а в конечном итоге – его исправлению. Права осужденных, провозглашенные лишь формально, углубляют существующий антагонизм между ним и обществом, существенно отдаляют выполнение поставленных перед наказанием целей.[2]

Сущность прав осужденного заключается в предоставлении управа моченному лицу возможности определенного поведения или пользования социальными благами. Степень реализации такой возможности и соответственно степень притязания осужденного на закрепленное правом поведение и блага определяется содержанием субъективного права, включающим в себя: во-первых, возможность осужденного свободно пользоваться социальными благами (питанием, вещественным довольствием) в рамках, установленных правом; во-вторых, возможность требовать исполнения корреспондирующих данному праву юридических обязанностей персоналом учреждений и органами, исполняющими наказания, другими субъектами уголовно-исполнительных и иных правоотношений; в-третьих, возможность прибегнуть в необходимых случаях к защите своего субъективного права. В статье 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод гражданина. Основываясь на указанном принципе, защита прав осужденных обеспечивается с помощью прокурорского надзора, международного, судебного, ведомственного и общественного контроля.

Исходя из изложенного, субъективное право осужденного можно определить как  закрепленную законом и гарантируемую государством реальную возможность определенного поведения осужденного или пользования им социальными благами, обеспечиваемую юридическими обязанностями должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, других субъектов возникающих правоотношений.

В качестве одного из элементов правового статуса лиц, отбывающих наказание, необходимо рассматривать законные интересы осужденных. Социально-правовое значение законных интересов заключается в том, что они позволяют обеспечить дифференцированный подход к осужденным, стимулировать их исправление в процессе отбывания наказания.

Содержание законных интересов состоит из трех элементов.

Первый – это стремление к получению предусмотренного законом социального блага, как материального (например, получение дополнительных посылок и передач, дополнительное расходование денег на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, премирование за лучшие показатели в работе и т.д.), так и духовного (предоставление дополнительного свидания, телефонного разговора). Ряд благ, выступающих объектом законных интересов осужденных могут иметь как материальный, так и духовный характер (выезд за пределы мест лишения свободы, проведение свидания за пределами исправительного учреждения и т.д.).

Объектом законных интересов могут быть социальные блага, как существенно изменяющие правовое положение осужденных (например, перевод на облегченные или льготные условия отбывания лишения свободы, перевод в колонию-поселение), так и не сопровождающиеся таковыми (оказание материальной помощи при освобождении из мест лишения свободы).

Материальные либо духовные блага, составляющие объект законного интереса осужденного, даны в нормах права в виде цели, для достижения которой необходимы определенные юридические факты. Однако для большинства законных интересов характерно то, что в основе их реализации лежит (в числе других факторов) оценка поведения осужденного (отношение к соблюдению режимных правил, труд, воспитательной работе, обучению). Такая оценка осуществляется персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания, прокуратурой, судом и другими субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений. Поэтому в качестве второго элемента содержания законных интересов осужденных можно назвать возможность ходатайствовать перед указанными управамоченными субъектами и участниками об их соответствующих действиях, направленных на реализацию законных интересов осужденных.

Третий элемент – возможность обращаться к компетентным органам за защитой законных интересов. И хотя такое обращение не предполагает автоматического удовлетворения обращения осужденного, оно означает, что законные интересы осужденных, как и их субъективные права, гарантированны государством.

Следовательно, законные интересы осужденных можно определить как закрепленные в правовых нормах конкретного действия стремления осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемые, как правило, в результате оценки администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, прокуратуры, судом поведения осужденных во время отбывания наказания.

Виды законных интересов осужденных довольно разнообразны. Так, по социально – политическому назначению блага законные интересы могут быть разделены на три группы.

Первую группу представляют законные интересы, направленные на получение поощрения, возможность которого закреплена в поощрительных нормах уголовного (условно – досрочное, досрочное освобождение), уголовно – исполнительного (представление облегченных или льготных условий отбывания лишения свободы) и иных отраслей права.

Вторая группа – это законные интересы, направленные на получение льгот осужденными. В отличие от поощрений, являющихся мерами государственного одобрения поведения людей, большинство льгот устанавливаются не в зависимости от заслуг человека, а в связи с обстоятельствами, которым закон придает правовое значение. Такие льготы предусмотрены для осужденных уголовно – исполнительным законодательством (например, возможность осужденных в местах лишения свободы на передвижение без конвоя и сопровождения).

Третью группу представляют законные интересы, направленные на получение благ, по своей социально – правовой сущности не являющихся для осужденного ни поощрениями, ни льготами. В одних случаях они закреплены в законе в виде законного интереса осужденных. Например, согласно части 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса администрация исправительных учреждений привлекает осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. В других случаях законные интересы осужденных нередко закрепляются в законе в виде субъективных прав осужденных, однако в силу слабости гарантий реализации (в основном материальных) не реализуются в полном объеме. В их числе право лиц, лишенных свободы, на трудовое и бытовое устройство, которое вследствие социально – экономических условий в стране не может быть гарантировано в качестве субъективного права и представляет собой законный интерес осужденных.

Социально – правовое значение обязанностей выражается в том, что они служат средством формирования нравственного и правового сознания осужденных, укрепления законности и правопорядка, дисциплины и организованности во время отбывания наказания.

Сущность юридических обязанностей осужденных выражается в требовании необходимого с точки зрения государства, власти и закона поведения. Это поведение осужденных обязательно, непререкаемо и обеспечивается мерами государственного принуждения.

Сущность юридических обязанностей осужденных выражается через их содержание или структуру, в которую входят два элемента. Это, во-первых, необходимость совершения определенных действий (обязанность осужденных к лишению свободы, обязательным работам и исправительным работам трудиться, обязанность лица, осужденного к штрафу, уплатить сумму штрафа в уставленный законом срок и т.д.); во-вторых, необходимость воздержания от  установленных законом действий (запрещение осужденным к лишению свободы иметь наличные деньги и ценные вещи, увольнения осужденных к исправительным работам по собственному желанию и т.п.).

Юридические обязанности осужденных вследствие двухэлементной структуры имеют различные формы выражения в праве. Если необходимость совершения определенных действий устанавливается с помощью обязывающих (позитивно обязывающих) норм, то воздержание от совершения определенных законом действий – с помощью запрещающих (негативно обязывающих) норм. Такая двойственная форма выражения не всегда учитывается в практике, где нередко запреты противопоставляются обязанностям осужденных. Между тем, в том, и в другом случаях запреты должны рассматриваться в качестве разновидности обязанностей осужденных, а именно в качестве обязанностей воздержания от определенных законом действий.

Таким образом, юридическую обязанность осужденных можно определить как установленную в обязывающих и запрещающих нормах права меру необходимого поведения осужденного во время отбывания наказания, обеспечивающую достижение целей уголовного наказания, поддержание правопорядка во время его отбывания, соблюдение прав и законных интересов как самого обязанного лица, так и иных лиц.















Глава 3. Основные обязанности и права лиц,

отбывающих наказания.

В нормах главы 2 Уголовно–исполнительного кодекса впервые закреплена развернутая система субъективных прав и юридических обязанностей осужденных. В наименованиях статей 11 и 12 Уголовно-исполнительного кодекса они названы основными обязанностями и  основными правами осужденных. Закрепленные в статьях 13, 14 и 15 права осужденных на личную безопасность, свободу совести и обращения с заявлениями, предложениями и жалобами представляют собой элементы тех же самых основных прав осужденных.

Если в ранее действовавшем Исправительно–трудовом кодексе РСФСР правовое положение осужденных определялось с учетом ограничений, предусмотренных законодательством для осужденных, а также вытекающих из приговора суда и режима отбывания конкретного вида наказания, то в Уголовно – исполнительном кодексе РФ последние два вида ограничений сняты, так как они давали возможность произвольного и весьма расширительного толкования,  особенно ограничения, вытекающие из режима отбывания наказания. Более всего таких вольностей допускалось при исполнении наказания в виде лишения свободы, когда ведомственные нормативные правовые акты устанавливали различные ограничения, объясняя это необходимостью укрепления режима отбывания наказания. Теперь подобное исключается в принципе.

При определении правового положения осужденных принципиальным является закрепление в законе прежде всего их обязанностей. Это вытекает из обязанности исполнения приговора суда. Осужденный обязан отбыть наказание со всеми его тяготами и лишениями, позором и неудобствами, утратой определенных благ и возможностей и многими другими негативными последствиями.

Прежде всего в Кодексе закрепляется требование об исполнении общегражданских обязанностей: осужденные должны исполнять установленные законодательством обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятие в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены. Данное положение создает правовую основу для установления специфической обязанности осужденных по соблюдению, например, правил санитарии и гигиены в месте их пребывания и работы со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе и применением специфической дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение таких общегражданских обязанностей. Если в условиях свободы граждане вольны в установлении пределов выполнения требований санитарии и гигиены собственного тела и жилища, то в местах лишения свободы к этим аспектам жизнедеятельности предъявляются определенные требования, соблюдать которые осужденные обязаны.

На  осужденных возлагается обязанность соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними иных правовых актов. Это прежде всего соблюдение положений Уголовно–исполнительного кодекса, а также принятых в соответствии с ними, например, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (статья 82 УИК), Правил отбывания уголовных наказаний военнослужащими осужденными (статья 5 УИК) и т.д.  Все эти требования должны быть в полном объеме доведены до осужденных, чтобы они могли с ними ознакомиться, иметь соответствующие выписки. Особенно это относится к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, в которых детализируются общие положения, относящиеся к обязанностям и запретам. Причем значительное число этих обязывающих предписаний и запретов должны знать родственники осужденных, которые приезжают на свидания, пересылают посылки и корреспонденцию, передают передачи. Например, передача осужденному любой корреспонденции минуя цензуру, запрещена; это является нарушением режима со всеми вытекающими отсюда последствиями как для осужденных, так и родственника (в результате этого может быть прервано свидание).

На осужденных возлагается специальная обязанность выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; без этого невозможно в полном объеме, точно и в срок исполнить наказание. Речь идет о выполнении осужденными законных требований, а не любых указаний и приказов  администрации. Законность предъявляемого требования следует определять исходя из его общей характеристики и направленности, а не из того, в компетенции или нет данного сотрудника требовать от осужденных выполнения конкретных действий. В исправительных учреждениях устанавливаются единые режимно – педагогические требования, предъявляемые к осужденным, за выполнением которых обязаны следить все сотрудники исправительного учреждения независимо от занимаемой ими должности;  все требования будут законными. Невыполнение осужденными предъявленного сотрудником требования со ссылкой на его незаконность должна быть обоснованной (требование носит сугубо личный характер, не предусмотрено правовой нормой, противоречит закону и т.д.).

В целях обеспечения нормальных взаимоотношений между осужденными и персоналом в законе установлена специфическая обязанность осужденных вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещаемым учреждения и органы, исполняющие наказания, а также к другим осужденным.  Следует отметить, что если требования о вежливом отношении к персоналу и иным лицам осужденными в целом воспринимаются положительно и в основном соблюдаются, то поддерживать вежливые отношения между собой им удается далеко не всегда. На этой почве больше всего допускается нарушений режима и преступлений. Поддерживать выполнение осужденными данной обязанности помогает жесткий надзор и контроль за их поведением, а также проведение мероприятий воспитательного характера. Важным здесь является безусловный пример взаимоотношений персонала, а также форма обращения со стороны его отдельных членов к осужденным.[3]

Еще одной специфической обязанностью осужденных выступает обязанность являться по вызову администраций учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. Данная обязанность в большей мере относится к осужденным, в отношении которых исполняются наказания без изоляции от общества, когда явка к соответствующему


должностному лицу выступает формой контроля, а также проведения воспитательной работы. Должностное лицо может предложить осужденному дать объяснения как в устной, так и в письменной форме, отказ от дачи объяснений может повлечь за собой применение предусмотренных законодательством мер воздействия.

          За невыполнение возложенных на них обязанностей осужденные несут специфическую ответственность, которая может быть разнообразной. В дисциплинарном порядке могут быть применены такие специфические меры воздействия, как водворение в штрафной или дисциплинарный изолятор, в помещение камерного типа, одиночную камеру и тому подобные взыскания. В случае неуспеха применения таких видов дисциплинарной ответственности может наступить ответственность более серьезная – замена одного вида наказания другим – более строгим (ограничение свободы, исправительные работы могут быть заменены лишением свободы) или же может быть заменен вид исправительного учреждения (колония–поселение – на охраняемую исправительную колонию, исправительная колония – на тюрьму). В качестве особого вида ответственности выступает направление злостных нарушителей режима в единые помещения камерного типа.

Указанные в статье 11 Уголовно–исполнительного кодекса обязанности осужденных не являются исчерпывающими. Обязанности осужденных в своей большей части закреплены в нормах Особенной части Уголовно–исполнительного кодекса применительно к конкретным видам уголовных наказаний. Например, на осужденных к лишению свободы нормами Особенной части Уголовно– исполнительного кодекса возлагаются обязанности трудиться, постоянно находиться в исправительном учреждении и соблюдать установленные правила общения с внешним миром и т.д.

В отличие от обязанностей, прописанных в Кодексе в общем виде, право осужденных регламентированы в нем исключительно подробно; это обусловлено в том числе и стремлением создать дополнительные гарантии обеспечения законности при исполнении наказаний. В статье 12 Уголовно–исполнительного кодекса закрепляется право осужденных на получение информации о своих правах и обязанностях, а также об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана представить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с последующими изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

Законом гарантировано право на вежливое обращение со стороны персонала, что в сочетании с частью 4 статьи 11 Уголовно–исполнительного кодекса, устанавливающей обязанность осужденных вежливо относиться к персоналу, образует правовой режим взаимоотношений между осужденными и персоналом во время отбывания наказания. Кроме того, осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Вскрытие фактов подобного обращения влечет строгую ответственность представителя персонала (вплоть до уголовной ответственности), допустившего такое обращение с осужденным Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе, как на основании закона. Порядок применения к осужденным, например, физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия деятельно регламентирован в Законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Следствием влияния международных стандартов обращения с осужденными выступает правило, затепленное в части 3 статьи 12 Уголовно–исполнительного кодекса: осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставит под угрозу жизнь и здоровье. Это запрещение носит абсолютный характер и неукоснительно исполняется; утверждения о том, что такие опыты в России, якобы, проводились или проводятся, являются в лучшем случае досужим вымыслом. Тщательное изучение фактического положения дел в местах лишения свободы позволяет с уверенностью это утверждать. Осужденных никогда не использовали в качестве подопытных при проведении медицинских экспериментов или как спарринг – партнеров при тренировках личного состава различного рода спецслужб и т.п. [4]

Уголовно–исполнительный кодекс существенно расширил право осужденных на обращения, причем в ряде случаев в весьма нетрадиционных формах. Они имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты осужденных). Принципиально новым является возможность обращения за защитой прав осужденных в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Закон не разъясняет, что следует понимать под между государственными органами по защите прав и свобод человека, но из его текста следует, что речь идет именно об органах (например, о специализированных судах, комиссиях и комитетах ООН, Совета Европы и аналогичных органах), а не разного рода общественных правозащитных  организациях, с которыми целесообразно осуществлять взаимодействие, представляя им информацию о состоянии здоровья осужденных, их поведении, проблемах и устремлениях и иных сведениях подобного характера.

В Уголовно–исполнительном кодексе закрепляется важнейшее право осужденных давать объяснения, вести переписку, обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации или ее субъектов по месту отбывания наказания Государственным языком Российской Федерации, является русский язык, он же выступает языком межгосударственного общения. В случае, если документы, составленные на языке субъекта Российской Федерации направляются в органы, расположенные вне пределов его территории либо в межгосударственные органы, расположенные за границей Российской Федерации, то они должны быть переведены на русский язык по месту составления документов. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствия возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации (не русском языке). Перевод полученного ответа на язык обращения обеспечивается учреждением или органом, исполняющим наказания.

Осужденные – иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами на родном или любом другом языке, которым они владеют; в необходимых случаях они могут пользоваться услугами переводчиков. Ответы осужденным данной категории также даются на языке обращения. Ответы осужденным также даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом на язык обращения. Учреждения уголовно-исполнительной системы, где отбывают наказание указанные категории осужденных, должны располагать (на договорной основе) необходимым числом переводчиков, чтобы при необходимости своевременно осуществить перевод; затраты на это относятся на бюджет уголовно-исполнительной системы.

Кодекс закрепляет право осужденных на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения. Обязанность охраны здоровья осужденных, отбывающих наказания, связанные с изоляцией от общества, возлагается на администрацию это учреждения или органа уголовно-исправительной системы. Последние располагают широкой сетью специализированных медицинских учреждений, осуществляющих лечебно-профилактическую работу среди осужденных. Кроме того, в каждом исправительном учреждении имеется медицинская часть со стационаром и специализированными кабинетами оказания лечебно-профилактической помощи осужденным. В случае необходимости больных осужденных направляют на лечение в специализированные больницы.

В  отличие от ранее действовавшего исправительно-трудового законодательства Уголовно-исполнительный кодекс закрепляет право осужденных на социальное обеспечение, в том числе и на получение пенсий и социальных пособий. Под правом социального обеспечения понимается гарантированная статьей 39 Конституции РФ возможность граждан законным путем удовлетворять свои социальные потребности. Другими словами, это совокупность правовых норм, регулирующих комплекс социально-экономических мер, проводимых государством, по представлению гражданам различных выплат и услуг в случаях, если они окажутся лишенными всех или части своих доходов от труда, на все время или на какой-то период, в связи с нетрудоспособностью, старостью и в других случаях, предусмотренных российским законодательством[5].

До недавнего времени право социального обеспечения распространялось на осужденных в ограниченном объеме. Им не назначались и не выплачивались предусмотренные пенсионным законодательством пенсии по старости, по инвалидности и социальные пенсии.

В настоящее время право социального обеспечения осужденных к лишению свободы законодательно закреплено в части 7 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса. Конкретизируется это положение статьей 98 УИК, которая впервые закрепила принцип обязательного государственного страхования и пенсионного обеспечения осужденных к лишению свободы. Основанием для социального страхования осужденных является факт их привлечения к труду в соответствии со статьей 103 УИК. Таким образом, осужденные, работающие в исправительных


учреждениях, уравниваются в праве на социальное страхование со всеми иными категориями граждан Российской Федерации, участвующими в труде и подлежащими этому виду страхования.

Согласно статье 98 Уголовно-исполнительного кодекса осужденные имеют на общих основаниях право на получение пенсий и социальных пособий. Соответственно осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости (мужчины по достижении 60 лет, женщины – 55), при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а осужденные женщины обеспечиваются пособиями по беременностям и родам. Необходимо отметить, что в отношении осужденных, отбывающих лишение свободы в исправительных учреждениях, действие добровольного медицинского страхования приостанавливается до окончания срока пребывания в исправительном учреждении.[6]

Право осужденных пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи (в основном это представители различных юридических контор, центров по оказанию юридической помощи населению, работающие как субъекты правозащиты, альтернативные традиционным коллегиям адвокатов), также отнесено законодателем к основным. При этом данное право гарантируется всем осужденным независимо от вида назначенного наказания. Формы реализации права на получение юридической помощи закреплены в ряде статей Уголовно-процессуального кодекса. Например, в части 4 статьи 89 Уголовно-исполнительного кодекса устанавливается, что для получения юридической помощи осужденным по их заявлению предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи.

Инициатива по поводу необходимости свидания может принадлежать осужденному, адвокату и иным лицам. Однако основанием для его представления является письменное заявление осужденного, адресуемое администрации исправительного учреждения. При этом администрация, по общему правилу, не может отказать осужденному в свидании с адвокатом или лицом, имеющим право на оказание юридической помощи. Исключение здесь составляю случаи, если в исправительном учреждении вводится режим особых условий и доступ на территорию учреждения для граждан, не являющихся сотрудниками этого учреждения, полностью прекращается, либо если в учреждении в связи с эпидемией какого-либо заболевания объявляется карантин. Однако отказ по указанным основаниям является обоснованным только на время действия в учреждении режима особых условий или введения карантина.

Свидания с адвокатом или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, представляется при условии, что, прибыв на свидание с осужденным, они предъявят соответствующие документы, удостоверяющие их личность и полномочия на защиту прав и законны интересов данного клиента. Администрацией обеспечиваются необходимые условия для общения адвоката с осужденным, в том числе, по их желанию, наедине.

Осужденные иностранные граждане наравне с гражданами России пользуются закрепленными Уголовно-исполнительным кодексом правам и свободами, а также установленными средствами защиты. Кроме того, осужденным иностранным гражданам, отбывающим арест, ограничение свободы или лишение свободы, гарантируется право поддерживать связь со своими дипломатическими и консульскими учреждениями, а при отсутствии в России таковых – с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных. Данная  связь может выражаться в переписке с указанными учреждениями, направлении в их адрес заявлений, предложений и жалоб, предоставлении свиданий с дипломатическими и консульскими работниками.

К числу основных прав лиц, отбывающих наказания, законом отнесено право осужденных на личную безопасность. При этом в нормах статьи 13 Уголовно-исполнительного кодекса гарантируется личная безопасность осужденного независимо от того, от кого исходит угроза его безопасности (от других осужденных, персонала и т.д.). Характер угрозы личной безопасности может быть различным: угроза убийством, причинением телесных повреждений, избиения и иного посягательства. В ряде случае речь может идти о фактах систематического издевательства, которые в конечном счете могут спровоцировать возникновение конфликта с угрозой личной безопасности для индивида, подвергающегося глумлению.

При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться к любому должностному лицу учреждения с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять соответствующие меры. На практике они обычно выражаются в помещении такого осужденного в отдельную свободную камеру штрафного изолятора до решения вопроса о месте его дальнейшего нахождения в учреждении или за его пределами. Нахождение осужденного в данном помещении никаких ограничений для него не предусматривает, он пользуется всеми принадлежащими ему правами.

Начальник учреждения, исполняющего наказание в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, обязан досконально разобраться в создавшейся ситуации, выяснить причины возникновения такой угрозы, выявить участников конфликта, его организаторов. В зависимости от результатов рассмотрения и оценки сущности конфликта начальник принимает конкретное решение относительно осуществления мер, устраняющих угрозу личной безопасности осужденного, в том числе и его помещения в безопасное место либо перевода в другое учреждение.

Законодатель рассматривает свободу совести и свободу вероисповедания осужденных в качестве основного их права. Такое положение исходит из установлений Конституции Российской Федерации и Закона РФ «О свободе вероисповеданий». Согласно этим установлениям лица, осужденные за уголовные преступления, независимо от вида назначенного наказания имеют право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию либо не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Важной гарантией реализации этого права является соглашение о сотрудничестве между Российской Патриархальной Церковью и МВД РФ от 30 августа 1996 года, предусматривающее расширение взаимодействия в сфере просветительной и воспитательной работы среди осужденных, в создании благоприятных условий для проведения священнослужителями в исправительных учреждениях духовно-нравственных бесед, совершения треб и богослужений.

Сущность права осужденных на свободу вероисповедания заключается в возможности открыто признавать и следовать своей религии, жить согласно своим религиозным убеждениям. Исходя из закона, содержание этого права состоит из права отправлять религиозные обряды, права получать, приобретать, хранить и пользоваться предметами культа и религиозной литературой. Право на распространение религиозных убеждений может быть реализовано через многотиражные газеты для осужденных, ведомственные и иные издания, а также путем организации индивидуальной и массовой работы в рамках воскресных школ, библейских курсов, во время совершения обрядов крещения, венчания, покаяния, соборования, причастия и т.д.

Вместе с тем законом устанавливаются и некоторые ограничения.  Право осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания осуществляется исключительно на добровольной основе и с учетом специфики вида режима учреждений,  исполняющих наказания. Религиозные обряды совершаются в специально отведенное распорядком дня время и на основании договоров, заключенных между местными епархиями и управлениями по исполнению наказаний. Отправление треб и богослужений не должно ущемлять права других осужденных.

Регулируя порядок приглашения служителей религиозных объединений к осужденным, отбывающим наказания, закон определяет ряд условий, соблюдение которых гарантирует это право осужденных: 1) заявление, просьба осужденного; 2) факт регистрации религиозного объединения в установленном порядке. На администрацию исправительного учреждения возлагается обязанность предоставить для совершения того или иного культового обряда соответствующее помещение (церковь, часовню, молельную комнату и т.д.). Проведение треб (крещение, венчание, соборование и др.) оплачивается из средств, находящихся на лицевых счетах осужденных. Им разрешено получать в посылках, приобретать, иметь при себе и пользоваться религиозными книгами, журналами и газетами в установленном количестве, а также атрибутами культа (нательные крестики, ладанки и т.д.), кроме предметов, выполненных в виде колюще-режущих средств, и помимо изделий из драгоценных металлов, камней либо представляющих собой культурно-историческую ценность.

Закон  впервые допускает возможность посещения служителями культа лиц, содержащихся в штрафных изоляторах, одиночных камерах колоний особого режима, штрафных и дисциплинарных изоляторах, а также в помещениях камерного типа. Правовое значение данного положения состоит в том, что он формирует законный интерес указанных категорий осужденных, отличающихся повышенной социальной опасностью. Этот интерес удовлетворяется при отсутствии угрозы личной безопасности служителей культа и зависит от усмотрения администрации исправительного учреждения, которая в любом случае обязана проинструктировать священнослужителей о соблюдении мер предосторожности.

Порядок осуществления всех этих прав устанавливается Уголовно-исполнительным кодексом и иными нормативными актами (Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, Положением о дисциплинарной воинской части Министерства обороны Российской Федерации, Положением об уголовно-исполнительных инспекциях и др.).  В законе специально оговорено требование, чтобы при осуществлении прав осужденных не нарушались порядок и условия отбывания наказаний, а также не ущемлялись права и законные интересы других лиц. Кроме того, статьей 15 Уголовно-исполнительного кодекса устанавливается, что осужденные могут направлять предложения, заявления и жалобы по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов. Жалобы обычно подаются на неправомерные действия, нарушающие права осужденных. Заявление могут касаться разрешения любых вопросов, относящихся к реализации прав, свобод и иных законных интересов осужденных, в том числе и в связи с их нарушением или ограничением. Предложения, как правило, носят позитивный характер и направлены на совершенствование реалий жизнедеятельности, как самих осужденных, так и всего общества в целом, в чем также проявляется их связь с гражданским обществом. Предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной и письменных формах, а также представлены на кино-, фото-, видео носителях. Все они рассматриваются администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, которая обязана дать ответ на каждое обращение осужденных.

Предложения, заявления и жалобы осужденных относительно ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы адресованные в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, направляются через администрацию учреждения и органов, исполняющих наказания. К таким обращениям администрация, как правило, предлагает сведения, содержащие краткие установочные данные заявителя, а также информацию о том, когда и как разрешилась проблема, обозначенная в обращении. Предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности. При этом предложения, заявления и жалобы осужденных по поводу решений и действий администраций учреждений и органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений и действий.

Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных; то есть в данном случае применяется обычной для всех порядок рассмотрения обращений граждан.

 Таким образом, гарантиями осуществления осужденными своих прав, свобод и законных интересов, а также выполнение ими в полном объеме возложенных на их обязанностей выступает контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебный и ведомственный контроль, контроль общественных объединений, прокурорский надзор; совместными усилиями они должны обеспечит соблюдение законности при исполнении уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

Заключение.

Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в последние годы в России обусловили повышенное внимание отечественной юридической науки к проблемам обеспечения прав человека и гражданина. Особое место в общем комплексе правозащитных проблем в нашем обществе занимают вопросы обеспечения прав человека в местах лишения свободы.

Уголовное наказание в виде лишения свободы представляет собой одну из наиболее острых форм государственного принуждения, оказывающую существенное влияние на правовой статус определенной категории граждан Российской Федерации. Правовое положение осужденных регламентируется уголовно-исполнительным законодательством, согласно которому они не теряют гражданства Российской Федерации и, соответственно, основных прав гражданина, гарантированных Конституцией РФ. Имеющиеся у граждан права и свободы важны в той мере, в какой они служат удовлетворению их реально существующих потребностей. Только они определяют выбор человеком формы своего поведения, являясь исходным пунктом и движущим фактором любой человеческой деятельности. Поэтому Уголовно-исполнительный кодекс серьезное внимание уделил регламентации правового положения осужденных, значительно расширив его и углубив, а также посвятив этому вопросу самостоятельную главу.

В указанной главе, как уже писалось выше, закрепляются общие принципы определения правового положения осужденных, их субъективные права и юридические обязанности. Данная глава исходя из социально-правовой значимости отношений, входящих в ее предмет, поставлена законодателем на второе место, сразу за главой, устанавливающей общие положения. Это решение вполне закономерно и оправдан, учитывая архитектонику Конституции Российской Федерации, где глава о правовом положении человека и гражданина также расположена после общих конституционных положений и принципов.

Однако Конституция не только обусловила место главы о правовом положении осужденных, но и в своих нормах определила принципы к закреплению правового статуса осужденных и его содержание. Так, Конституция существенно изменила требования к источникам ограничений прав человека и гражданина. В части 3 статьи 55 Конституции установлено, что права человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Что же следует из данного положения для правового статуса осужденных к уголовному наказанию?

Во-первых, не могут устанавливаться ограничения прав гражданина нормативными правовыми актами, в том числе ведомственными актами. Тем более они не могут быть предусмотрены указаниями должностных лиу персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

Во-вторых, ограничения общегражданских прав осужденных не могут устанавливаться законами субъектов Федерации. В соответствии с положениями статьи 71 Конституции уголовно-исполнительное законодательство отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации.

В-третьих, ограничения могут устанавливаться в интересах обеспечения строго определенного круга социально-подитических ценностей, например, защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, подводя итог всему изложенному, можно отметить, что осужденные, несмотря на совершенные ими преступления, нередко против государственных интересов, находятся под правовой и социальной защитой прежде всего Российского государства. Это не исключает защиту прав, свобод и законных интересов с помощью общественных, правозащитных организаций, однако приоритет отдан законодателем именно государственным процедурам защиты. Кроме того, Российская Федерация берет на себя обязанность уважать и охранять права, свободы и законные интересы осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под юрисдикцией государства.

Список использованной литературы.

1.                Конституция Российской Федерации.

2.                Уголовно-исполнительный кодекс.

3.                Закон РФ «О гражданстве РФ» от 28.11.1991 г.

4.                Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание

в виде лишения свободы» от 21.07.93 с изменениями и дополнениями от 15.06.1996 г., 13.04.1998 г.,21.07.1998 г.

5.                Правила отбывания уголовных наказаний военнослужащими. Утвержден приказом Министра обороны от 29.07.1997. № 302.

6.                Положение о дисциплинарной воинской части. Утвержден постановлением Правительства РФ от 4.06.1997г. № 669.

7.                Положение об уголовно-исполнительных инспекциях. Утвержден постановлением Правительства РФ от 16.07.1997 г. № 729.

8.                Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу под ред. проф. А.И. Зубкова М. 1997.

9.                Уголовно-исполнительное право России. Учебник под ред. проф. В.И. Селиверстова.  М.2000.

10.           Уголовно-исполнительное право России. Учебник под ред. проф. А.И.Зубкова М. 1997.

11.           Дерюга Н.Н. Петров А.Я. Принцип обязательности труда для осужденных  и его развитие в уголовно-исполнительном кодексе Росии. //Государство и право 1998. № 4.

12.           Долженкова Г.Д. Правовые основы социального обеспечения осужденных к лишению свободы. //Журнал Российского права. 2000 № 5/6

13.           Михлин А. Уголовно-исполнительный кодекс: общие положения. //Российскя юстиция 1997. №4.

14.           Стецовский Ю. Общественный контроль за обеспечением прав заключенных. // Правозащитник 1999. №1.

15.           Ткачевский Ю.М. Уголовно-исполнительный кодекс. //Законодательство. 1997. № 2.





[1] Уголовно–исполнительное право России. Учебник под ред. проф. Селиверстова В.И. 2000  С.5.



[2] Уголовно-исполнительное право. Учебник под ред. проф. Селиверстова В.И. 2000. С. 115

[3] Уголовно – исполнительное право России. Учебник под ред. проф. А.И. Зубкова. М. 1997. С. 396.

[4] Уголовно – исполнительный кодекс. Комментарий под ред. проф. А.И. Зубкова М. 1997. С.30.

[5] Мачульская Е.. Право социального обеспечения. Учебное пособие. М. 1998. С. 5.

[6] Долженкова Д.Г. Правовые основы социального обеспечения осужденных к лишению своюбоды. // Журнал Российского права 2000. №5/6 С.154.



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.