Принципы организации и деятельности суда
Принципы организации и деятельности суда
Волжский университет
им. В.Н. Татищева
Юридический факультет
Контрольная работа
по «Правоохранительным органам»
студента 1-го курса группы
ЮЗС-101
Короткова Станислава Юрьевича
Тема: «Принципы организации и
деятельности суда»
Научный руководитель: Рогова Нина
Геннадьевна
Тольятти 2003
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…………………3
1.ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ. ПРОБЛЕМЫ ИХ
РЕАЛИЗАЦИИ……………........…4
2.СОСТАВ СУДА………………………………………………………….…………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..………………………………………………………………………12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………. ……..14
Термин “судебная власть”
употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть –
это суд, систем соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды.
Энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных
органов государства, осуществляющих правосудие. В ряде случаев можно встретить
рекомендации “обратиться к судебной власти” для защиты тех или иных интересов,
разрешения спора и т. д. Глава 7 Конституции Российской Федерации, носящая
название “Судебная власть”, содержит статьи, определяющие не только компетенцию
различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение
судей, ряд принципов судебной деятельности.
Судебная власть – вид
власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть –
это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции,
которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация. Смысл
слова “власть” истолковывается в основном значении как “право, сила и воля над
кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования”, “право и
возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо”, “могущество,
господство, сила”.
Анализируя понятие
“судебная власть” К.Ф. Гуценко пишет: “Будет ошибкой сведение судебной власти к
суду, как государственному органу… властью является то, что данный орган может
и в состоянии сделать. По существу, это полномочия, функция, но не
исполнитель”. В.И. Швецов считает, что, “исходя из семантики слова, “власть”
следует понимать не как орган или систему органов, ее осуществляющих, а как
право, основанную на законе возможность этих органов выполнять определенные
действия и само выполнение этих действий”
Основными источниками
сведений, необходимых для выполнения данной работы, являются законодательные
акты Российской Федерации - Конституция России 1993 г., Федеральный закон о
Конституционном суде Российской Федерации от 21 июля 1994 г., некоторые
постановления Конституционного суда РФ, а также статьи и работы известных
ученых – юристов.
Судебная власть в России
принадлежит только судебным органам. Ее осуществляет только суд. Понятие « суд
» применяется в различных значениях: и как здание, в котором размещается
соответствующее учреждение и как состав суда, принявший решение по конкретному
делу, и т.д.
Суд, реализующий судебную
власть, - только государственный орган. Иные организации, в названии которых
содержится слово « суд » (например, суды чести в Вооруженных Силах), судебной
властью в том смысле, который заложен в Конституции России и в
соответствующих законах, не обладают и судами не являются.
Существует три вида
Федеральных судов:
1. Конституционный Суд РФ.
2. Федеральные суды общей
юрисдикции.
3. Арбитражные суды.
Конституционный Суд РФ
в Российской Федерации единственный судебный орган конституционного
контроля.
В систему федеральных судов
общей юрисдикции входят Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и
областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и
автономных округов, районные (городские) суды, военные и специализированные
суды.
Система арбитражных судов
состоит из Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов
и арбитражных судов субъектов Российской Федерации.
Суды субъектов Российской
Федерации, их соотношение с федеральными судами
К судам субъектов
Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов
Российской Федерации и мировые судьи.
Конституционный (уставный)
суд создается субъектом Российской Федерации. Это аналог Конституционного Суда
РФ, но на другом уровне.
Мировые судьи являются
судьями общей юрисдикции. В отличие от конституционного (уставного) суда
субъекта Российской Федерации порядок судопроизводства, осуществляемого
мировыми судьями по уголовным и гражданским делам, устанавливается УПК и ГПК, а
в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях,
— и законами субъектов Российской Федерации.
1.ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ. ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.
Правосудие – это
форма, составляющая деятельность, которая заключается в рассмотрении и
разрешении судебного заседания отнесённого к компетенции суда гражданского,
уголовного и иных дел. Правосудие осуществляется специальным на то органом –
судом.
Отправлением
правосудия занимается только суды, которые перечислены в законе “О судебной
системе”.
Правосудие
осуществляется в определённой законом процессуальной форме или в особом
процессуальном порядке. Порядок рассмотрения и разрешения дел судебными органами,
определяется процессуальным законодательством. Правосудие осуществляется путём
рассмотрения судебных заседаний в гражданском, уголовном и иных делах.
Гражданские дела
– это дела по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых,
административных и иных правоотношений, а также дела особого производства.
Уголовные дела –
это дела о преступлениях, предусмотренных уголовным кодексом РФ.
Иные дела – об
административных правонарушениях.
Принцип –
основное, исходное положение в науке. Принцип правосудия – это закреплённые в
Конституции РФ и иных нормативных актов, основных руководящих положений общего
характера, которые выражают сущность правосудия и служат выполнению задач,
стоящих перед судом.
В совокупности
принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных
законодательных предписаний, регулирующих правосудие. Предписания такого рода
не могут противоречить принципам, поскольку последние в большинстве своем
закреплены в законах, имеющих высшую юридическую силу — Конституции РФ и федеральных
законах. Они также берут свои истоки и в других высокоавторитетных актах —
Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. Декларации
прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.
В отличие от
конкретных законодательных предписаний специфика положений, именуемых
принципами (основами), состоит также в том, что содержащиеся в них правила
являются обязательными не только для граждан, должностных лиц и органов, призванных
соблюдать и исполнять законы, но и для законодательных органов, которые,
создавая новые законы или корректируя их, должны считаться с существующими демократическими
требованиями или традициями в той или иной сфере, в частности в сфере
организации и деятельности правосудия.
Принципы
правосудия имеют ряд признаков:
-
все принципы закреплены в законах (Конституция РФ
30 ст.; федеральный конституционный закон “О судебной системе”; федеральный закон
“О статусе судей”);
-
принципы правосудия представляют собой наиболее
общие правила, закрепляющие организацию судебных органов и основу их деятельности;
-
принципы правосудия носят руководящий характер;
-
принципы правосудия образуют единую систему, в которой
они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.
Рассмотрим
наиболее важные принципы более подробно.
1.Законность.
(ч. 2 ст. 15 Конституции РФ : «Органы государственной власти, органы
местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны
соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».)
В наши дни
законностью принято считать неуклонное соблюдение и исполнение предписаний
Конституции РФ, законов и соответствующих им иных нормативных актов всеми государственными
и негосударственными учреждениями и организациями, должностными лицами,
гражданами. К законам относятся федеральные законы и федеральные
конституционные законы, а также принимаемые в субъектах Федерации конституции и
уставы, другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям
Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону,
применяться не могут. Федеральные законы обязательны исполнению на всей территории
Российской Федерации. Соответственно акты, издаваемые органами субъекта Федерации,
действуют на территории данного субъекта. Если суд при разбирательстве
конкретного дела установит, что какой-то акт государственного или иного органа
противоречит закону, то он вправе принять решение, руководствуясь не этим
актом, а законом.
Таковы
конституционные положения, лежащие в основе принципа законности, который по
праву считают универсальным, поскольку он должен реализовываться во всех сферах
государственной жизни и деятельности. При характеристике этого принципа важно
знать, что он конкретизирован и развит во многих законодательных актах и ряде
международных соглашений, обязательных исполнению на территории Российской
Федерации.
Для правосудия
данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной
деятельности тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и
установленного им порядка разбирательства гражданских и уголовных дел. Там, где
нет такого соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии.
2.Осуществление правосудия только судом. (Ст.
49 , ст. 118 Конституции РФ, ст. 13 УПК: «Никто не может быть признан виновным
в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по
приговору суда и в соответствии с законом»).
Таким образом,
только суд, действующий на основании предписаний закона, может признать человека
виновным и назначить ему уголовное наказание. Применительно к отправлению
правосудия по гражданским делам, осуществляемому общими, арбитражными и
военными судами, положение, содержащееся в ст. 118 Конституции РФ, тоже конкретизируется
в ряде других законов, в первую очередь в ГПК и АПК.
Круг органов,
уполномоченных вершить правосудие, четко ограничен названными выше законами. К
ним отнесены Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, верховные суды и высшие
арбитражные суды республик, краевые, областные, городские суды и арбитражные
суды, суды и арбитражные суды автономной области и автономных округов,
районные (городские) народные суды, военные суды. Этот перечень является исчерпывающим.
Требование,
чтобы данный вид государственной деятельности выполнялся только судами, имеет
в виду также то, что акты правосудия (приговоры или иные судебные решения),
которые после вступления в законную силу приобретают общеобязательное значение,
подлежат неуклонному проведению в жизнь. Отменять или изменять их вправе лишь
вышестоящие судебные органы с соблюдением строгих процессуальных правил и
гарантий, ограждающих права и законные интересы граждан, а равно правомерные
интересы общества и государства.
3.Обеспечение
законности, компетентности и беспристрастности суда
(Ст. 18, 45, 47, 119, 121, 123 Конституции РФ).
Суть принципа:
суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские и уголовные
дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен и
беспристрастен. Это положение вытекает из анализа предписаний Конституции РФ
и других российских законов, в первую очередь судоустройственных и процессуальных,
а равно авторитетных международных документов. К числу последних можно отнести,
к примеру, Международный пакт о гражданских и политических правах: «Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения,
предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо
гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела
компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании
закона» ( в ч. 1 ст. 14 ).
4.Независимость
судей, присяжных и народных заседателей и подчинение их только закону (ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 Ф.К.З. “О судебной системе”, ст. 7
ГПК, ст. 16 УПК).
Судьи независимы
и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам. Суть принципа
состоит в стремлении обеспечить такие условия, в которых суд смог бы иметь
реальную возможность принимать ответственные решения без постороннего
вмешательства, без какого-то ни было давления, на прочной основе предписаний
закона. Реализацию принципа независимости определяют правовые, экономические и
политические гарантии судей, закреплённые законом:
-
Процессуальным законом предусматривается особая
процедура рассмотрения и разрешения дел;
-
Запрещается вмешиваться в деятельность по
осуществлению правосудия. Есть глава в Уголовном кодексе РФ по нарушениям в
сфере осуществления правосудия;
-
Несменяемость судей (ст. 121 Конституции РФ) –
после наделения полномочиями, деятельность судьи не ограниченна определённым
сроком. Исключения: судьи Конституционного суда РФ на 12 лет, не
переизбираются. Мировые судьи назначаются на 5 лет. Военные судьи гарнизонных
судов и судьи районных судов избираются 1-ый раз с испытательным сроком на три
года;
-
Судьи не подлежат переводу на другую должность или
в другой суд без их согласия;
-
Предоставлен исчерпывающий перечень для прекращения
и приостановления деятельности судей (ст.13,14 “Закон о статусе судей”);
-
Право судьи на отставку. Это почтительный уход или
удаление судьи с должности, все льготы сохраняются;
-
Неприкосновенность судей (ст. 122 Конституции РФ).
Уголовное дело может быть заведено только генеральным прокурором РФ или лицом,
исполняющим обязанности при согласовании с коллегией;
-
Система органов судебного сообщества создана для
выражения интересов судей (Всероссийский съезд судей, совет судей областного и
равного ему судов).
Экономические
гарантии судей:
-
Право на получение высокой зарплаты.
-
Достаточно продолжительный отпуск (30 дней).
-
Оплата стоимости проезда до места отдыха и обратно.
-
Нуждающийся в жилищной площади судья имеет право на
предоставления жилья в течение 6 месяцев вне очереди. Право на жилую
дополнительную площадь, 20 к.м., в виде отдельной комнаты.
-
Во внеочередном порядке телефон и место в детском
саде.
-
На территории города всеми видами общественного
транспорта имеет право пользоваться.
-
Судьи и члены их семей имеют право на бесплатное
медицинское обслуживание (своя поликлиника), санаторно-курортное лечение.
Политические
гарантии судей:
-
Запрет на политическую деятельность, вступление в
политические партии, оказывать политическим движениям материальную или иную
помощь.
5.Осуществление
правосудия на началах равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ:
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека
и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к
религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других
обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам
социальной, расовой, национальной, языковой, или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные
возможности для их реализации».)
Равенство перед
законом означает одинаковое применение положений, закрепленных в
законодательстве, ко всем гражданам. При этом имеется в виду не только предоставление
прав, их реализация, но и возложение обязанностей, возможность применения и
применение ответственности в соответствии с теми законодательными актами,
которые регламентируют осуществление правосудия.
Закон вместе с
тем предусматривает некоторые особенности судопроизводства, которые зависят от
принадлежности гражданина к Вооруженным Силам РФ, воинского звания или занимаемой
им должности. Но эти особенности проявляются лишь в том, что для лиц, состоящих
на военной службе, или тех, кто приравнен к ним, установлены свои правила
определения подсудности их дел. Рассматриваются они не общими судами, а военными.
При этом полностью соблюдаются одинаковые для всех общих и военных судов
правила судопроизводства и исключаются какие-то преимущества либо привилегии.
Установлены
изъятия из общих правил производства по уголовным делам я для случаев,
касающихся ответственности кандидатов в депутаты, депутатов, судей, прокурорских
работников, сотрудников Счетной палаты. В частности, в ст. 98 Конституции РФ
по этому поводу сказано следующее:
«1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы
обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут
быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на
месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением
случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения
безопасности других лиц.
2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по
представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей
палатой Федерального Собрания».
Изъятия,
касающиеся депутатов и других названных лиц, не означают установления
привилегий, освобождающих от ответственности, а являются дополнительными гарантиями
законности и обоснованности привлечения к ответственности с учетом общественной
значимости положения, занимаемого таким лицами. После возбуждения в отношении
их уголовного дела они начинают пользоваться процессуальными правами и исполнять
обязанности наравне со всеми гражданами.
6.Обеспечение
права граждан на судебную защиту (ст. 46 Конституции
РФ:
«1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов
государственной власти, органов местного самоуправления, общественных
объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.»)
Правом на
судебную защиту и на юридическую помощь может воспользоваться не только
гражданин Российской Федерации, но и иностранцы и лица без гражданства.
7.Принцип
состязательности и равноправия сторон (ст.123
Конституции РФ: «3.
Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон»).
В процессе
всегда присутствуют две стороны. В гражданском деле – истец и ответчик. Истец
доказывает законность и обоснованность своих исков, требований. Ответчик
доказывает не обоснованность исковых требований. В уголовном деле – обвинитель
и подсудимый. Сторона обвиняющего: прокурор, потерпевший, общественный
обвинитель, гражданский истец. Сторона защиты: подсудимый, его представитель или
адвокат, ответчик, общественный защитник.
Стороны при
рассмотрении дела равноправны, и у всех сторон права равны. Суд по очереди
выслушивает стороны. Решение всех возникающих вопросов в суде, принадлежит
только суду, который не связан доводами сторон.
8.Обеспечение
подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту (ст. 45 и 48 Конституции РФ)
Ст. 45 Конституции
РФ:
«1. Государственная защита прав и свобод человека и
гражданина в Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми
способами, не запрещенными законом.»
Ст. 48 Конституции
РФ:
«1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной
юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь
оказывается бесплатно.
2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в
совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с
момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления
обвинения».
Рассматриваемый
принцип опирается на признании трех исходных положений:
-
обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) должен быть
наделен комплексом таких прав, реализация которых позволила бы ему самому
эффективно защищать свои права и законные интересы (ч. 2 ст. 45 Конституции
РФ). В этих целях лицам, привлекаемым к уголовной ответственности,
предоставлен обширный круг прав: право знать, в чем их обвиняют, давать
показания и объяснения, знакомиться с доказательствами, обжаловать действия
должностных лиц, ведущих расследование либо поддерживающих обвинение, и т.д.;
-
обвиняемый имеет право пользоваться помощью
защитника. Обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) может пригласить сам (а в
некоторых случаях иметь назначенного) защитника. Такая возможность возникает с
момента задержания подозреваемого, ареста или предъявления обвинения лицу,
привлекаемому к уголовной ответственности. Защитнику, в качестве которого чаще
всего выступают адвокаты, закон тоже предоставляет широкий круг прав,
позволяющих ему активно бороться за права и законные интересы подзащитного;
-
лица, ведущих дознание, следователей, прокуроров и
судей обязаны осуществлять действия, направленные на содействие защите подозреваемых,
обвиняемых либо подсудимых. Защита последних не считается только их личным
делом. Например, в соответствии со ст. 20 УПК названные должностные лица
правоохранительных органов обязаны выявлять как уличающие и отягчающие ответственность
обвиняемого обстоятельства, так и оправдывающие его либо смягчающие
ответственность. На них возложено также разъяснение подозреваемому,
обвиняемому или подсудимому его прав.
Все названные и
многие другие права и обязанности в совокупности и призваны обеспечить право
на защиту.
9.Принцип
презумпции невиновности (ст. 49 Конституции РФ:
1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается
невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным
законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в
пользу обвиняемого.)
Обвиняемый в
совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет
доказана, предусмотренным в федеральном законе порядке и установлена в законную
силу приговором. Бремя доказательства ложится на прокурора, следовательно, эти
органы обязаны при осуществлении расследования дела всё выявить (оправдательные
и обвинительные факты).
10.Открытое разбирательство дел во всех судах. (Ст. 123 Конституции РФ: 1. Разбирательство дел во всех судах открытое.
Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных
федеральным законом.»).
Суть принципа в
том, что все лица, участвующие в деле, имеют право присутствовать в зале
судебного разбирательства от начала и до конца. Этого они могут быть лишены
лишь в случае нарушения порядка в суде.
Граждане,
желающие присутствовать при рассмотрении дела, допускаются к этому, за исключением
несовершеннолетних (до 16 лет). Также ограничен доступ в зал, если нет свободных
мест.
В судебных разбирательствах
могут участвовать представители информационных организаций. Применение фото,
видео, кино плёнки с разрешения председательствующего по делу, он вправе
запретить применение этих средств фиксации, если эти действия могут затруднить
ведение процесса, или нарушать права и интересы сторон.
Исключение из
принципа гласности:
1.
Открытое разбирательство дел запрещёно, если это
противоречит интересам тайны государства.
2.
В арбитражных судах, если противоречит интересам
охраны коммерческой тайны.
3.
Если предметом исследования становятся сведения
военного характера, то они не подлежат разглашению, а также те, которые
содержат служебную тайну.
4.
Закрытое разбирательство дел допускается: по делам
о преступлении лиц, не достигших 16 лет; по делам о половых преступлениях; по
делам, по которым необходимо обеспечить безопасность потерпевшего, свидетеля,
или других лиц, участвующих в процессе, а также их семей и родственников.
5.
В целях предотвращения разглашения сведений об
интимных сторонах жизни, участвующих в деле лиц, а также обеспечение тайны
усыновления.
Личная переписка
и телеграфные сообщения, могут быть оглашены только с согласия лиц, между
которыми они происходили.
Ведётся закрытое
разбирательство дел по всем правилам судопроизводства. Решения и приговоры провозглашаются
публично, но они не должны содержать сведения, ради соблюдения тайны которых
проводилось закрытое разбирательство дел. О рассмотрении дела в закрытом
судебном заседании выносится определение, участники предупреждаются о
недопустимости разглашения сведений, услышанных во время процесса. При рассмотрении
дела в закрытом заседании могут присутствовать только его участники. По
гражданскому делу: истец, ответчик, прокурор, представители, эксперты и свидетели.
По уголовным делам: подсудимый и защитник, потерпевший и его защитник,
прокурор, свидетели, переводчик.
11.Национальный
язык судопроизводства. (Ст. 26 Конституции РФ: «2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор
языка общения, воспитания, обучения и творчества.»).
Государственный
язык – русский. Во всех основных судах судопроизводство ведётся на
государственном языке. В других федеральных судах общей юрисдикции судопроизводство
осуществляется на государственном языке РФ или языке республики, в которой
проходит суд.
Участвующие в
деле лица, не владеющие языком, на котором ведётся судопроизводство, имеют
право выступать с переводчиком. Данные лица обеспечиваются переводчиком, он им
переводит всё то, что было сказано в суде.
Все судебные
документы суда вручаются лицам, не владеющим языком, на котором ведётся
судопроизводство, переведёнными на их родной язык. В делах о преступлениях
лиц, не владеющих языком, на котором ведётся судопроизводство, обязательно участие
защитника (бесплатно).
12.Участие представителей народа в отправлении
правосудия. (Ст.32 Конституции РФ: «5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в
отправлении правосудия.»).
Участие в
разбирательстве судебных дел и в принятии решений может проявиться в выполнении
обязанностей народного заседателя либо присяжного заседателя. Народные
заседатели районных судов избираются собранием граждан на местах работы и
жителями, открытым голосованием.
Требования к
народному заседателю:
1.
Гражданин РФ.
2.
Возраст не менее 25 лет.
3.
Безупречная репутация.
В Арбитражных
судах введены в качестве эксперимента арбитражные заседатели, в 95 году.
Требования к ним:
1.
Гражданин РФ.
2.
Возраст не менее 25 лет.
3.
Опыт работы в сфере предпринимательства и иной
экономической деятельности.
Состав
утверждает пленум Высшего арбитражного суда.
Присяжные
заседатели не избираются, определяются методом случайной выборки, из списков,
сохранившихся после выборов. Из них подлежат исключению.
1.
Не достигшие 25-летнего возраста.
2.
Имеющие неснятую или непогашенную судимость.
3.
Лица, признанные ограниченно дееспособными или
недееспособными.
Затем из списков
избирателей исключаются:
1.
Лица, не владеющие языком, на котором ведётся
следствие.
2.
Травмированные
3.
Престарелые
4.
Военнослужащие
5.
Священники
6.
Руководители и заместители законодательных или
исполнительных органов.
Для суда
характерно разграничение полномочий между судами и судебными заседателями. При
вынесении вердикта, должен быть дан ответ на три вопроса: 1) Имело ли место
деяние 2) Доказано ли, что данное деяние совершил подсудимый 3) Виновен ли
подсудимый в совершённом преступлении.
13.Непосредственность,
устность и непрерывность судебного разбирательства.
Этот принцип
означает неизменность состава суда при разбирательстве дела. Все дела
рассматриваются судом при непосредственном участии всех участников процесса и
при непосредственном изучении всех материалов, имеющихся в деле. Все материалы
зачитываются вслух, чтобы обеспечить равное восприятия материалов дела всеми
участниками процесса. Состав суда, начавший рассмотрение дела, не имеет права в
перерывах между заседаниями рассматривать другие дела. В случае если данный
состав изменен, рассматривание дела начинается заново (ст. 123 Конституции РФ;
ст. 157 ГПК РФ; ст. 10 АПК РФ; ст. 240 УПК РФ).
14.Пределы
судебного разбирательства.
Судебное
разбирательство осуществляется лишь по тому обвинению, по которому обвиняемые
(подсудимые) преданы суду. Изменения допускаются, если этим не ухудшается
положение подсудимого и не нарушается его право на защиту. В противном случае
суд направляет дело для дополнительного следствия или дознания. По гражданским
делам, в зависимости от выяснившихся обстоятельств дела, суд может выйти за
пределы заявленных истцом требований, если это необходимо для защиты прав и
охраняемом законом интересов (ст. 252, 299, 380-383 УПК РФ; ст. 196 ГПК РФ)
2. СОСТАВ СУДА
Единолично
судьей рассматриваются дела об административных правонарушениях, гражданские
дела в судах первой инстанции, а также, в соответствии с УПК РФ (ч. 2ст. 30),
уголовные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести (с максимальным
наказанием в виде лишения свободы на срок не более пяти лет) и дела,
рассматриваемые в апелляционном порядке.
Коллегия
из трех судей федерального суда общей юрисдикции рассматривают уголовные дела о
тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого,
заявленного до назначения судебного заседания. Рассмотрение уголовных и
гражданских дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе
судьи-председательствующего и двух судей, в порядке судебного надзора – в
составе судьи-председательствующего и не мене двух судей. В случаях,
предусмотренных федеральным законом, гражданские дела в судах первой инстанции
рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей.
Дела
в первой инстанции арбитражного суда рассматривается судьей единолично, если
коллегиальное рассмотрение дела не предусмотрено АПК РФ. Коллегиальное
рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе
трех судей и двух арбитражных заседателей.
В
первой инстанции арбитражного суда коллегиальным составом судей
рассматривается:
1)
дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
2)
дела об оспаривании нормативных правовых актов;
3)
дела о несостоятельности (банкротстве), если иное не установлено федеральным
законом;
4)
дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с
указанием на коллегиальное рассмотрение.
Арбитражный
суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей
рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и
иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о
рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.
Не
подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, предусмотренные
рассматривается только коллегиальным составом судей, а также дела, возникающие
из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого
производства. Дела в арбитражном суде апелляционной и
кассационной инстанций, а также в порядке надзора рассматриваются коллегиально
в составе трех или иного нечетного количества судей, если иное не установлено
АПК РФ. При коллегиальном рассмотрении дела один из судей председательствует в
судебном заседании. В случае, если АПК РФ судье предоставлено
право единолично рассматривать дела и разрешать отдельные процессуальные
вопросы, судья действует от имени арбитражного суда.
Судья
федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных
заседателей - по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях,
подсудны Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города
федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Суд – третья ветвь власти в
государстве, именно ему подлежит вынесение нелегких решений, в соответствии с
установленным законом выносить справедливые решения, выносить приговоры о
виновности, выносить определения по различным фактам.
Закон четко определяет
структуру судебной власти и четко делит полномочия судов, закон (кодексы)
которыми в своей деятельности руководствуются те или иные суды в зависимости от
полномочий, другие правовые (подзаконные) акты. Точное деление на инстанции
судов, как правило, необходимое условие, установленное законом, для
установления истины и торжества справедливости.
Проанализировав основные
правовые принципы и основы деятельности судов Российской Федерации можно
придти к выводу, что на современном этапе развития отечественного
судопроизводства суд обладает всеми необходимыми полномочиями и инструментами
для выполнения своих первостепенных задач - защиты конституционных основ
общественного строя и прав граждан России.
Для России в современных
условиях судебная власть крайне важна. Но важна она не только своим
существованием, а действительностью и применимостью в реальной жизни нашего
общества.
Конституционный Суд РФ,
суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно
независимых друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие
задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем,
обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3
Закона «О судебной системе РФ» говорится, что единство судебной системы
достигается путем установления судебной системы конституционным законом,
соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми
судами Конституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности
исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской
Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов судебной
власти за счет средств федерального бюджета.
К сожалению, судебная
власть все еще остается слабым местом в России. Закрепленные в Конституции
принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном
случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти.
Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как-то
несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не
могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной
базы. Помимо этого большой проблемой для правосудия в сегодняшнее время стала
коррумпированность судей.
Кроме того, проблема
эффективности работы судов в России заключается в обеспечении исполнения
решений Суда, которые порой игнорируются. Неисполнение судебных решений -
характерная черта всего российского правопорядка. Законность же в государстве
должны обеспечивать не Суд, а исполнительная власть, прокуратура,
правоохранительные ведомства. Суд - это фактически высшая и последняя
инстанция, и он должен вступать в действие лишь тогда, когда не срабатывает вся
остальная система власти.
Решением этой проблемы
видится не искоренение указанных причин в порядке принуждения, а формирование
такого состояния общественного сознания и правовой культуры, при котором ни у
одного органа, должностного лица или гражданина не возникает и доли желания
действовать вопреки решению суда. Это станет лучшей гарантией выполнения
судебных решений в полном объеме и в короткие сроки.
В заключение хотелось бы
подчеркнуть тот момент, что тема данной работы очень актуальна в наше время,
так как, несмотря на значительные перемены в юридических основах нашего
общества, как то, принятие новой Конституции Российской Федерации, новый
Гражданский Кодекс, новый Уголовный Кодекс, огромное количество принципиально
новых нормативно-правовых актов и др. судебная власть и документы, которые ее
регламентируют еще далеки от совершенства. Необходимо провести большую работу в
целях повышения «качества» работы органов судебной власти, для этого необходимо
обеспечить реальную независимость судей, материально-техническую базу для
органов, осуществляющих правосудие, а самое главное привести в соответствие с
сегодняшними требованиями нормативно-правовую базу, основой которой и послужит
Конституция Российской Федерации, которая хотя и дала основополагающие принципы
работы судебной власти, но не может регламентировать все аспекты работы органов
правосудия. Для этого необходимы еще новые Кодексы и огромное количество
нормативных актов, регламентирующих осуществление правосудия в наше время.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Конституция Российской Федерации. 1993.
2.
Федеральный конституционный закон «О судебной
системе Российской Федерации» от 23 октября 1996 г. № 1-ФКЗ.
3.
Федеральный конституционный закон «О военных судах
Российской Федерации» от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ.
4.
Федеральный конституционный закон «О
Конституционном суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г.
5.
Федеральный конституционный закон «Об арбитражных
судах в Российской Федерации» от 12 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ.
6.
Арбитражно-процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002
г. № 95-ФЗ.
7.
Гражданско-процессуальный кодекс РФ от 14 ноября
2002 г. № 138-ФЗ.
8.
Уголовно-процессуальные кодекс РФ от 18 декабря
2001 г. № 174-ФЗ.
9.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30
декабря 2001. № 195-ФЗ.
10. Закон «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. №
3132-1.
11. Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц
правоохранительных органов и контролирующих органов» от 22 марта 1995 г.
12. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17
декабря 1998 г. № 188-ФЗ.
13. Федеральный закон РФ от 8 мая 1994 г. "О статусе депутата Совета
Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации".
14. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 1995.
15. Петухов Н.А. Загорский Г.И. Правоохранительные органы. Учебник. М.,
2003.
16. Свердюков Н.В. Правоохранительные органы Российской Федерации. Курс
лекций. М. 2003, ТЕИС.
|