РУБРИКИ

Суды второго звена

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Суды второго звена

             Вопрос об организационном и ресурсном обеспечении деятельности судов общей юрисдикции, рассматривающих свыше 95% всех судебных дел и материалов в Российской Федерации, является одним из важнейших элементов судебной реформы, поскольку напрямую связан с обеспечением независимости судов.

            Ранее в СССР были опробованы различные модели организационного и материального обеспечения правосудия. Эти функции выполняли то органы юстиции, то непосредственно высшие судебные органы.

            И тот и другой порядок подвергался справедливой критике.

            Совмещение у вышестоящего суда надзорных полномочий с управленческими и организационными функциями приводило к отрицательным последствиям: нижестоящие суды оказывались не только в процессуальном, но и в административном подчинении вышестоящих судебных структур, что делало провозглашенную советской Конституцией независимость судей условной; в свою очередь, вышестоящие суды несли прямую ответственность за состояние дел в нижестоящих судах, особенно за законность и обоснованность принимаемых в них решений. Это побуждало суды областного уровня к искусственному завышению показателей стабильности в руководимых ими районных и городских судах путем оставления без изменения при кассационном рассмотрении дел приговоров и решений, содержавших судебные ошибки.

            Не менее отрицательно повлияла на объективность и обоснованность судебных постановлений передача функций управления судами в органы юстиции. Поскольку на Министерство юстиции и его органы на местах было возложено организационное руководство судами, исполнительная власть получила прямые рычаги воздействия на судей.

     Попытка укрепить независимость судей путем упразднения контрольных функций со стороны Министерства юстиции и возложения на его органы только решения задач ресурсного обеспечения судов привела к ослаблению контроля за организацией работы судов общей юрисдикции, что в сочетании с острой нехваткой средств вызвало ухудшение общего состояния дел в ряде судов.

            Анализ возможных путей улучшения организации работы судов общей юрисдикции привел к идее создания в рамках судебной системы автономного органа управления, который, с одной стороны, обеспечивал бы материально - техническое снабжение судов, а с другой - непосредственно занимался организацией их работы, включая контроль за деятельностью администрации и аппаратов судов по обеспечению процесса правосудия.

            В этих целях Федеральный конституционный закон "О судебной системе в Российской Федерации" предусмотрел образование Судебного департамента при Верховном Суде РФ, который и был создан Федеральным законом "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" от 8 января 1998 г.

             В ст. 1 названного Закона отмечается, что Судебный департамент при Верховном Суде РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

            Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества включает в себя решение вопросов организации работы судов, их кадрового, финансово - технического обеспечения, повышения квалификации судей и работников аппаратов судов.

            Важнейшим элементом организационного обеспечения является осуществление контроля за деятельностью судов, не связанной с отправлением правосудия (проверка деятельности канцелярий, организация работы с документами, своевременность назначения дел и материалов к слушанию, сроки оформления рассмотренных дел, финансово - хозяйственная работа судов и т.д.).

            Судебный департамент при Верховном Суде РФ и входящие в его систему органы не являются составной частью Верховного Суда РФ и нижестоящих судов общей юрисдикции.

            Указание на его нахождение при Верховном Суде РФ означает определение места Судебного департамента как составной части судебной системы.

            Руководителем Судебного департамента является Генеральный директор. Он назначается на должность и освобождается от нее Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ.

             Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом о Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, решениями органов судейского сообщества.

            Судебный департамент и его органы и учреждения должны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

             В главе 2 Закона о Судебном департаменте изложены полномочия и порядок его деятельности. Конкретные направления деятельности Судебного департамента определяются кругом задач, которые он призван решать.

            В сфере организации работы судов Судебный департамент призван обеспечить эффективное делопроизводство в судах, разработать систему рациональной организации работы аппаратов судов, включая их структуру, должностные обязанности работников, систему оплаты труда.

            Большое значение имеет четкая работа с поступающими в суды заявлениями, жалобами и другими документами, своевременное направление на исполнение вступивших в законную силу приговоров и решений, оформление в установленные сроки рассмотренных дел и материалов, а также система контроля за исполнительской дисциплиной работников аппарата суда.

            В сфере кадрового обеспечения судебной деятельности предполагается участие Судебного департамента в формировании корпуса судей. Департамент должен совместно с научными учреждениями вести работу по повышению квалификации и переподготовке судей. Департамент участвует в комплектовании штата служащих судов и осуществляет работу по их профессиональному обучению и переподготовке.

            На Судебный департамент возложена обязанность изучать и внедрять передовой опыт организации работы судов, включая компьютеризацию судов и переход к стенографированию судебных процессов.

            Департамент должен полностью взять на себя финансирование и материально - техническое обеспечение судов общей юрисдикции. Для этого законом предусмотрено его активное участие в формировании бюджета судов, распределении выделяемых судам средств. Департамент должен обеспечить материальную базу правосудия - от капитального строительства и ремонта зданий судов до обустройства их мебелью и снабжения канцелярскими принадлежностями.

            Судебный департамент также обязан заниматься реализацией предусмотренных для судей и работников аппаратов судов социальных гарантий; развивать систему оздоровительных учреждений для них; решать вопросы обеспечения судей жильем и средствами связи.

            На Судебный департамент также возложены ведение судебной статистики и некоторые другие функции, обеспечивающие деятельность органов правосудия.

           

             Законом о судебной системе РФ предусмотрено создание аппарата суда. Поскольку судебная власть самостоятельна и независима от исполнительной и законодательной власти, для обеспечения непрерывной и бесперебойной деятельности по отправлению правосудия необходим определенный механизм. Им являеться аппарат суда. Его следует рассматривать как структурное подразделение суда. На аппарат возлагается обеспечение работы суда. Таким образом, председатели судов, судьи, освободятся от обязанностей, не связанных с отправлением правосудия, что позволяе6т им полностью сосредоточиться на своих основных функциях по реализации судебной власти. Кроме того, аппарат суда является своеобразным посредником во взаимоотношениях судов с исполнительной властью, избавляя  суд от возможного давления на него со стороны представителей исполнительной власти.

            Создание аппарата суда соответствует требованиям международно - правовых документов, в частности Основным принципам независимости судебных органов, согласно которым каждое государство обязано предоставлять соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции.

             Аппарат суда создается во всех судах. Однако объем их функций неодинаков. Так, согласно ст. 30 Закона обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ осуществляется аппаратами этих судов, в то время как обеспечение деятельности судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Таким образом, обеспечение большинства судов - судов общей юрисдикции возложено не только на аппараты этих судов. Поэтому работники аппаратов судов общей юрисдикции будут находиться в определенных взаимоотношениях с работниками Судебного департамента при Верховном Суде РФ, при этом подчиняясь председателю суда, в котором они работают.

            Деятельность аппарата суда конкретизирует принятый Федеральный закон о судебном департаменте при Верховном Суде РФ <*>. Указанный Закон предполагает создание целых подразделений, занимающихся организационно - правовым обеспечением работы суда. Законом предусмотрено образование соответствующих управлений (отделов) в рамках Судебного департамента, которые должны выполнять поставленные перед ними задачи.

            --------------------------------

            <*> Российская газета, 1998, 14 янв.


     Следует отметить, что с принятием указанного Закона была введена  такая должность, как администратор суда. Именно на администратора суда возложены полномочия по организационному обеспечению деятельности краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа. Полномочия администратора суда весьма разнообразны. Прежде всего это принятие мер по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний, организация охраны зданий, помещений, обеспечение различными техническими средствами судей, работников суда, ремонт зданий, помещений, их строительство, обеспечение юридической литературой, организация ведения судебной статистики, делопроизводства, работы архива. На администратора суда возложена задача обеспечения надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда.

            Администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа назначается на должность и освобождается от должности начальником главного управления организационно - правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя соответствующего суда.

            Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

            Придавая важное значение деятельности по обеспечению работы суда, Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" предусматривает, что работники аппарата суда являются государственными служащими и должны способствовать реализации судьями государственной власти.

Суды субъектов Федерации в штатном расписании имеют должности специалистов, выполняющих специализированные обязанности судебного органа, а также подразделения обеспечивающие опраление правосудия

Консультанты суда изучают жалобы и дела, поступившие в суд для проверки в порядке надзора; докладывают жалобы и дела председателю суда для решения вопроса о затребовании дела по жалобе в порядке надзора и вынесения протеста либо отказа в истребовании дела и в принесении протеста по делу.

Заведующий канцелярией руководит секретарями судебных коллегий, организует прием посетителей, докладывает председателю о поступившей в суд корреспонденции, организует вызов в суд народных или присяжных заседателей, выдает гражданам с разрешения председателя копии различных документов.

Секретари судебных коллегий ведут протокола судебных разбирательст дел по превой инстанции, выписывают повестки участникам процесса, извещают прокуроров и адвокатов о времени слушания дела, организуют доставку в суд подсудимого, находящегося под стражей.

Секретарь президиума ведет делопроизводство, оповещает членов президиума и прокурора о дате заседания.

Секретари судебного заседания проводят работу по подготовке дела к рассмотрению в судебном заседании, обеспечивают вручение копий обвинительных заключений подсудимому; выдают адвокату, прокурору, общественному защитнику, общественному обвинителю дела для ознакомления; сдают дела  по завершении оформления протоколв судебных заседаний и всего дела в канцелярию суда; ведут протоколы судебного заседания при рассмотрении дела по первой инстанции; по окончании судебного заседания оформляют дело и после подписания дела судьей, который председательствовал по делу, секретари сдают его в канцелярию.

            К работникам аппарата суда как к государственным служащим предъявляются высокие требования. На них распространяется Закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г., Положение о федеральной государственной службе от 22 декабря 1993 г. Работники аппарата суда подлежат обязательной аттестации. Им могут присваиваться классные чины, в зависимости от образования, стажа работы, в том числе и по специальности, квалификации и т.д. Работникам аппарата суда могут присваиваться и другие специальные звания, а работники аппаратов военных судов также могут иметь воинские звания. Возможно, что присвоение классных чинов, других специальных званий будет распространяться не на всех работников аппарата суда.

            В отношении сотрудников аппарата суда установлены определенные ограничения. Они не вправе осуществлять правосудие, вмешиваться в деятельность судей по отправлению правосудия, давать какие-либо указания судьям по отправлению правосудия. Работники аппарата суда не могут выступать в качестве народных, присяжных и арбитражных заседателей.

            Суды, как олицетворение одного из видов государственной власти - власти судебной, имеют государственную символику.

            Символами государственной власти в судах являются Государственный флаг Российской Федерации, флаг субъекта Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации и герб субъекта Российской Федерации.

            Установление Государственного флага и Государственного герба символизирует суверенитет государства. Кроме того, наличие на здании суда Государственного флага РФ свидетельствует о принадлежности суда государству, и это особенно важно, когда суд Российской Федерации находится за пределами Государственной границы РФ (например, военный суд).

            Законом предусмотрено, что судьи заседают в мантиях либо имеют другой отличительный знак своей профессиональной деятельности. Мантию также следует рассматривать как символ судебной власти. Слово "мантия" происходит от греческого mantion, означающего широкую, длинную одежду, надеваемую поверх другого платья, а также торжественную одежду царей.      

 

Глава 3

ВОЕННЫЕ СУДЫ.

             Военные суды по своему правовому статусу в общей характеристике имеют много общего с судами общей юрисдикции. В своей работе они, как и суды общей юрисдикции, руководствуются в своей работе теми же конституционными и федеральными законами, правовыми актами, входят в туже систему судов Федерации.    

          В соответствии со ст. 22 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. “О судебной системе Российской Федерации” военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

          Согласно ст. 1 Федерального закона от 3 декабря 1994 г. “О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции “военные суды в качестве федеральных судов осуществляют правосудие в Вооруженных Силах Российской Федерации и других воинских формированиях, предусматривающих военную службу[6].

           Военные суды входят в судебную систему Российской Федерации в качестве подсистемы судов общей юрисдикции, являются федеральными судами и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, формированиях, в которых предусмотрена военная служба.

          Порядок осуществления правосудия военными судами, как и для других судов общей юрисдикции, установлен уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательствами. При рассмотрении дел в военных судах применяются те же принципы правосудия, что и в судах общей юрисдикции.

         К подсудности военных судов относятся:

дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими военных сборов;

дела о всех преступлениях, совершенных лицами офицерского состава, прапорщиками, мичманами, сержантами, старшинами, солдатами и матросами органов Федеральной службы безопасности;

дела о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных лицами начальствующего состава исправительных учреждений;

дела о шпионаже;

дела о преступлениях, совершенных лицами, в отношении которых есть специальное указание в законодательстве.

          

         Если военнослужащий обвиняется в совершении преступления в составе группы гражданских лиц, то все дело рассматривается военным судом.

        Военные суды рассматривают в основном уголовные дела. Гражданские дела рассматриваются военными судами в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды, а также в российских войсках, находящихся за границами России. Кроме того, военные суды рассматривают жалобы военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих их права и свободы.

       Военные суды подразделяются на звенья. В каждое звено входят суды, имеющие одинаковую структуру и обладающие равной компетенцией. Низшее звено составляют суды гарнизонов, армий, флотилий. Второе (среднее) звено образуют военные суды округов, видов Вооруженных Сил, групп войск, флотов. Высшим звеном для военных судов является Верховный Суд РФ, в составе которого есть Военная коллегия.

В гарнизонах, армиях, флотилиях, соединениях действуют военные суды, составляющие низшее звено системы военных судов. Это звено является основным, поскольку именно эти суды рассматривают большую часть уголовных дел, отнесенных к подсудности военных судов, и все гражданские дела.

3.1. Характеристика среднего звена военных судов.


            Военные суды округов, видов Вооруженных Сил, групп войск, флотов составляют среднее звено системы военных судов. Они рассматривают дела в качестве судов первой инстанции, второй (кассационной) и надзорной инстанций.

           В качестве судов первой инстанции суды округов рассматривают уголовные дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинское звание полковника или капитана 1 ранг, а также лиц, занимающих должности командира полка, корабля 1 ранга и выше, и им равных по служебному положению лиц. Военные суды округов и равные им военные суды рассматривают также все дела о преступлениях, за которые в мирное время возможно применение смертной казни. Кроме того, суды среднего звена вправе принять к своему производству любое уголовное или гражданское дело, отнесенное к подсудности нижестоящего суда при наличии ходатайства или согласия сторон.

          В качестве суда кассационной инстанции суды округов и равные им суды проверяют приговоры и решения судов первого звена - гарнизонов, флотилий, соединений, армий, - не вступившие в законную силу.

           В порядке надзора суды округов и равные им суды проверяют законность и обоснованность приговоров и решений нижестоящих судов, вступивших в законную силу, но только в том случае, если они не были предметом кассационного рассмотрения в этих судах.


                                    3.2.  Состав военного суда среднего звена

               В состав военного суда округа и равного ему суда входят судьи и народные заседатели. Судьи назначаются на должность указом Президента РФ, срок их полномочий законом не ограничен. Народные заседатели избираются на собраниях военнослужащих сроком на 5 лет и призываются для исполнения своих обязанностей не более двух недель в году. Судьи и народные заседатели состоят на воинской службе, на них распространяются положения Закона “О статусе военнослужащих в РФ”. Вместе с тем статус военных судей определяется Законом “О статусе судей в РФ”. Они независимы, подчиняются только закону, неприкосновенны. Народные заседатели пользуются всеми правами судьи в период их привлечения к осуществлению правосудия.

           Дела по первой инстанции в военном суде округа и ему равном рассматриваются только коллегиально: или судьей и двумя народными заседателями, или тремя профессиональными военными судьями. В кассационном и надзорном порядке военные суды второго звена рассматривают дела в составе трех судей.

             Военный суд округа и равный ему суд не имеет каких-либо структурных образований. Возглавляется он председателем, который осуществляет и судебные функции: председательствует на судебных заседаниях, ведет прием граждан, приносит протесты на приговоры и решения военных судов первого звена и организует работу суда. Председатель распределяет обязанности между военными судьями, решает вопрос о передаче дела из военного суда одного гарнизона в военный суд другого гарнизона, организует работу по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики.

           В состав военного суда округа и ему равного входят также заместители председателя, его помощник.

           В аппарате этого суда имеются судебный секретарь, секретари судебных заседаний, осуществляющих ведение протокола судебного заседания и подготовку дела к слушанию, заведующий делопроизводством, начальник канцелярии, консультанты, на которых возлагается предварительное рассмотрение поступающих жалоб на вступившие в законную силу приговоры и решения нижестоящих судов и подготовка в случае необходимости проектов протестов, справок.


       3.3 Особенности организация работы военных судов судов.

 

       При рассмотрении вопроса организации работы военных судов необходимо отметить, что имеется ряд значительных отличий от организации работы в судах общей юрисдикции, что вызвано спецификой формирования данных судов.

      В соответствии со ст. 33. ФКЗ от 23.06.1999 года № 1-ФКЗ “О военных судах Российской Федерации” аппараты военных судов обеспечивают осуществление правосудия военными судами, обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, систематизацию законодательства и выполнение других функций суда. Деятельность аппарата военного суда контролируют председатель военного суда.

            Структура и штатное расписание аппарата военного суда, численность его работников определяются в пределах выделенных средств президиумом соответствующего суда, а при его отсутствии - председателем соответствующего суда.

    В аппаратах военных судов устанавливаются должности помощников председателя суда, помощников судей, начальников отделов, заместителей начальников отделов, советников, консультантов, главных специалистов, ведущих специалистов, специалистов I категории, специалистов II категории, специалистов.

      Работники аппаратов военных судов являются федеральными государственными служащими. К аппаратам военных судов могут быть прикомандированы военнослужащие. Права и обязанности указанных работников, а также порядок прохождения ими государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Указанным работникам присваиваются классные чины, специальные звания, а военнослужащим присваиваются также воинские звания.

   Работники аппаратов военных судов подлежат аттестации один раз в три года. Порядок аттестации определяется положением об аттестации работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, утверждаемым Председателем Верховного Суда Российской Федерации. Аттестация военнослужащих, прикомандированных к аппаратам военных судов, осуществляется в порядке, установленном в Вооруженных Силах Российской Федерации.

        На работников аппаратов военных судов и Военной коллегии (в том числе военнослужащих) и членов их семей распространяются положения о материальном обеспечении, мерах социальной защиты и иных правовых и социальных гарантиях, установленные для работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и членов их семей федеральным законом.

           

            Функции администратор военного суда:


          1. принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда;

          2. взаимодействует с государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, их должностными лицами и другими работниками по вопросам обеспечения деятельности суда;

          3. принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей военного суда и работников аппарата военного суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно - курортного лечения;

          4. обеспечивает судей военного суда и работников аппарата военного суда юридической литературой, пособиями и справочно - информационными материалами;

          5. осуществляет информационно - правовое обеспечение деятельности военного суда, организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива;

          6. организует охрану здания, помещений и другого имущества военного суда в нерабочее время, обеспечивает бесперебойную работу транспорта военного суда, средств связи, работу хозяйственной службы;

          7. организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений военного суда;

          8. разрабатывает проект сметы расходов военного суда, утверждаемый председателем военного суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента;

          9. осуществляет иные меры по обеспечению деятельности военного суда;

          10. выполняет приказы и распоряжения председателя военного суда, связанные с обеспечением деятельности военного суда.

          Администратор военного суда осуществляет свои полномочия под контролем председателя соответствующего суда и под руководством соответствующего подразделения Судебного департамента.    Он  назначается на должность и освобождается от должности начальником соответствующего подразделения Судебного департамента по представлению председателя соответствующего военного суда.


             Особенности комплектования военных судов,


   На должности судей военных судов предусмотренные штатным расписанием государственные должности работников аппаратов военных судов назначаются военнослужащие, прикомандированные к военным судам в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе"

    Судьи военных судов, а также работники аппаратов военных судов из числа военнослужащих прикомандировываются к военным судам на срок пребывания в соответствующей должности.

             Перечень должностей работников аппаратов военных судов, замещаемых военнослужащими, и соответствующих этим должностям воинских званий утверждается Председателем Верховного Суда Российской Федерации. Должности судей военных судов и, а также должности работников аппаратов военных судов, замещаемые военнослужащими, включаются в соответствующий перечень воинских должностей.


    


 Глава 4

Арбитражные суды их место и роль в системе правоохранительных органов.


Арбитражные суды в общегосударственной системе России появились совсем недавно. Дело в том, что всего каких-нибудь десять лет назад системы разрешения коммерческих споров в РФ не существовало как таковой по причине отсутствия самих коммерческих споров. Система судоустройства в виде уголовных и гражданских судов существовала, ибо существовали  и уголовные правонарушения и гражданские споры, а вот коммерческих споров не было, так как не было самих коммерческих отношений, способных приводить к подобного рода спорам. Существовали организации, именовавшиеся словом “арбитраж”, но это были либо государственные суды, отстаивавшие именно государственные интересы, а не интересы истца или ответчика, либо подразделения государственных министерств и ведомств, занимавшиеся урегулированием разногласий, возникшими между государственными организациями в процессе выполнения ими же государственного плана.

 В настоящее время организация и деятельность арбитражных судов законодательно регламентирована ст. ст. 125, 127 Конституции, Федеральным конституционным законом от 5 апреля 1995 г. “Об арбитражных судах в Российской Федерации” и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

           Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации” и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК) определили правовой статус арбитражных судов в судебной системе Российской Федерации, принципы их деятельности и основные задачи, закрепили особенности правового положения судей арбитражных судов, установили систему, структуру и состав данных судов, их компетенцию (подведомственность и подсудность), особенности производства в первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанциях и по вновь открывшимся обстоятельствам и многие другие положения.  Нормы двух указанных выше законов необходимо рассматривать в едином контексте, так как они взаимно дополняют друг друга, определяя совместно построение и деятельность арбитражных судов.

В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона “Об арбитражных судах в Российской Федерации” арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.

В систему же арбитражных судов России составляют арбитражные суды республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (суды субъектов РФ). Они являются основным (первым) звеном системы арбитражных судов. Средним (вторым) звеном системы являются федеральные арбитражные суды округов. Высшим (третьим) звеном является Высший Арбитражный Суд РФ.

Основными задачами арбитражных судов являются:

1.       Защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

2.       Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в этих сферах деятельности.


Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений:


между юридическими лицами (организациями), гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность и имеющими статус индивидуального предпринимателя;

между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между самими субъектами РФ.

Так, арбитражные суды разрешают экономические споры о признании права собственности, о возмещении убытков и др. Они рассматривают также дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан, в том числе с участием иностранных организаций.  Порядок деятельности арбитражного суда определяется Арбитражно-процессуальным кодексом РФ, принятым 5 апреля 1995 г.

При осуществлении полномочий судьи арбитражных судов обладают статусом, установленным Законом РФ “О статусе судей в Российской Федерации”.

Деятельность арбитражных судов строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности, равноправия сторон и гласности разбирательства дел. На характеристике этих принципов мы уже останавливались при рассмотрении принципов деятельности Конституционного Суда РФ. Помимо указанных принципов, Арбитражно-процессуальный кодекс также называет принцип непосредственности судебного разбирательства и национального языка судопроизводства, относящиеся к принципам деятельности системы общих судов.  Содержание этих принципов заключается в том, что при разбирательстве дела арбитражный суд обязан непосредственно в судебном заседании исследовать все доказательства по делу.

Судопроизводство в арбитражных судах ведется на русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право ознакомления с материалами дела, участие в деле переводчиков и право выступать в суде на родном языке.


4.1. Характеристика арбитражных судов среднего звена


    Средним (вторым) звеном арбитражных судов РФ являются федеральные арбитражные суды округов. Законом предусмотрено создание десяти окружных региональных судов по географическо-экономическому признаку.  В соответствии со статьей  24 Федерального Конституционного Закона РФ от 28.04.95 г. № 1-ФКЗ “Об Арбитражных судах в Российской Федерации” Федеральные арбитражные суды  округов  являются  судами  по   проверке  в  кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов Российской Федерации,  принятых  ими  в  первой  и    апелляционной инстанциях.

     В Российской Федерации действуют:

          1) Федеральный    арбитражный   суд   Волго-Вятского   округа,      осуществляющий  проверку  решений,  принятых  арбитражными  судами      Владимирской   области,  Ивановской  области,  Кировской  области,     Республики  Коми,  Костромской  области,  Республики   Марий   Эл,    Республики Мордовия, Нижегородской области, Чувашской Республики -      Чаваш республики, Ярославской области;

          2) Федеральный  арбитражный  суд  Восточно-Сибирского  округа,      осуществляющий  проверку  решений,  принятых  арбитражными  судами      Республики   Бурятия,   Иркутской   области,  Красноярского  края,      Республики Саха (Якутия),  Республики  Тыва,  Республики  Хакасия,   Читинской области;

          3) Федеральный  арбитражный   суд   Дальневосточного   округа,      осуществляющий  проверку  решений,  принятых  арбитражными  судами      Амурской  области,  Еврейской   автономной   области,   Камчатской      области,   Магаданской   области,  Приморского  края,  Сахалинской   области, Хабаровского края, Чукотского автономного округа;

          4) Федеральный   арбитражный  суд  Западно-Сибирского  округа,      осуществляющий  проверку  решений,  принятых  арбитражными  судами      Республики    Алтай,   Алтайского   края,   Кемеровской   области,      Новосибирской области,  Омской области, Томской области, Тюменской      области,  Ханты-Мансийского  автономного  округа,  Ямало-Ненецкого      автономного округа;

          5) Федеральный    арбитражный    суд    Московского    округа,      осуществляющий  проверку  решений,  принятых  арбитражными  судами      города Москвы и Московской области;

          6) Федеральный    арбитражный    суд    Поволжского    округа,      осуществляющий  проверку  решений,  принятых  арбитражными  судами      Астраханской области,  Волгоградской области,  Пензенской области,      Самарской   области,  Саратовской  области,  Республики  Татарстан      (Татарстан), Ульяновской области;

          7) Федеральный   арбитражный   суд   Северо-Западного  округа,      осуществляющий  проверку  решений,  принятых  арбитражными  судами      Архангельской   области,   Вологодской   области,  Калининградской      области,  Республики  Карелия,  Мурманской  области,  Новгородской      области,    Псковской    области,    города   Санкт-Петербурга   и      Ленинградской области, Тверской области;

          8) Федеральный   арбитражный  суд  Северо-Кавказского  округа,      осуществляющий  проверку  решений,  принятых  арбитражными  судами      Республики   Адыгея   (Адыгея),   Республики  Дагестан,  Ингушской      Республики,    Кабардино-Балкарской     Республики,     Республики      Калмыкия-Хальмг     Тангч,     Карачаево-Черкесской    Республики,      Краснодарского  края,  Ростовской  области,  Республики   Северная      Осетия, Ставропольского края;

          9) Федеральный    арбитражный    суд    Уральского     округа,      осуществляющий  проверку  решений,  принятых  арбитражными  судами      Республики  Башкортостан,  Коми-Пермяцкого   автономного   округа,      Курганской   области,   Оренбургской  области,  Пермской  области,      Свердловской области, Удмуртской Республики, Челябинской области;

          10) Федеральный    арбитражный    суд   Центрального   округа,      осуществляющий  проверку  решений,  принятых  арбитражными  судами      Белгородской   области,  Брянской  области,  Воронежской  области,      Калужской области,  Курской области,  Липецкой области,  Орловской      области,   Рязанской   области,   Смоленской  области,  Тамбовской      области, Тульской области.


      Данной статьей предусмотрено, что  Федеральным  законом  может  быть  изменен  состав судебных округов.                  Полномочия федерального арбитражного суда округа определяются ст. 26 вышеуказанного закона.   Федеральный арбитражный суд округа наделен следующими полномочиями: 

- проверки в кассационной инстанции законности  судебных  актов по  делам,  рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской   Федерации в первой и апелляционной инстанциях;

- пересмотра дел по   вновь  открывшимся обстоятельствам принятых им и вступившие в законную силу судебных актов;              - обращения в   Конституционный   Суд  Российской  Федерации  с запросом о проверке  конституционности  закона,  примененного  или    подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

       Кроме этого федеральный арбитражный суд округа изучает и обобщает судебную практику,  подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных      нормативных правовых актов,  анализирует судебную статистику.


Федеральные арбитражные суды округов проверяют законность решений и постановлений, принятых арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой и апелляционной инстанциях.

Кассационную проверку вступивших в законную силу судебных актов непосредственно осуществляют судебные коллегии федерального арбитражного суда округа.

Арбитражный Процессуальный Кодекс  (от   5 мая 1995 года N 71-ФЗ) закрепляет принцип коллегиальности в деятельности судебной коллегии по рассмотрению кассационных жалоб, что позволяет обеспечить полноту, всесторонность при проверке законности решений и постановлений арбитражного суда, уменьшает возможность ошибок.

Все судьи коллегии пользуются равными правами. Судья, оказавшийся в меньшинстве, вправе изложить свое особое мнение, но вынесенное по большинству голосов постановление кассационной инстанции обязан подписать.

Предметом рассмотрения кассационной инстанции могут служить все решения арбитражного суда первой инстанции и все постановления апелляционной инстанции, принятые арбитражными судами субъектов Российской Федерации. Никаких исключений из этого правила, предусматривающих какое-либо ограничение в праве обжалования судебных актов в зависимости от характера рассматриваемых дел, АПК не предусматривает.

Кассационная инстанция проверяет судебные акты с точки зрения правильности применения и соблюдения норм материального и процессуального права

Кассационная жалоба на решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции рассматривается в месячный срок со дня ее поступления вместе с делом в федеральный арбитражный суд округа.

Федеральный арбитражный суд округа, рассмотрев дело, вправе:

1)       оставить решение первой инстанции или постановление апелляционной инстанции без изменения, а жалобу без удовлетворения;

2)       отменить решение первой инстанции или постановление апелляционной инстанции полностью или в части и принять новое решение;

3)       отменить решение первой инстанции и постановление апелляционной инстанции и передать дело на новое рассмотрение в инстанцию арбитражного суда, решение или постановление которой отменено, если принятое решение или постановление недостаточно обосновано;                4)            изменить решение первой инстанции или постановление апелляционной инстанции;

5)       отменить решение первой инстанции или постановление апелляционной инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения полностью или в части;

6)       оставить в силе одно из ранее принятых решений или постановлений.


Основаниями к изменению или отмене решения или постановления арбитражного суда являются нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы принимается постановление, которое подписывается всеми судьями. 

Указания арбитражного суда, рассматривающего дело в кассационной инстанции, изложенные в постановлении, обязательны для суда, вновь рассматривающего дело.

Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение должно быть принято при новом рассмотрении дела


В случае пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам вступившего в законную силу судебного акта Арбитражный суд, рассмотрев заявление о пересмотре, удовлетворяет заявление и отменяет судебный акт либо отказывает в пересмотре.     Определение арбитражного суда об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта может быть обжаловано.

        В случае отмены судебного акта дело рассматривается арбитражным судом по правилам, установленным АПК.

        При установлении факта вновь открывшихся обстоятельств и необходимости пересмотра судебного акта именно вследствие данных обстоятельств арбитражный суд удовлетворяет заявленное ходатайство о пересмотре. В противном случае арбитражный суд выносит определение об отказе в пересмотре.

        Не допускается обжалования определения арбитражного суда, удовлетворяющего заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. Такое определение немедленно вступает в законную силу.

        Поскольку определение арбитражного суда об отказе удовлетворить заявление о пересмотре может быть обжаловано, оно вступает в законную силу по истечении срока на обжалование либо после отклонения жалобы апелляционным судом.

        В зависимости от того, судебный акт какой инстанции отменяется по вновь открывшимся обстоятельствам, дело будет рассмотрено в арбитражном суде первой инстанции, апелляционной, кассационной инстанциях. При этом применяются правила АПК, регламентирующие производство в данной судебной инстанции. Вместе с тем нужно иметь в виду, что положения о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении дела в суде той же инстанции и суде другой инстанции не распространяются на случаи рассмотрения дела по вновь открывшимся обстоятельствам (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 13).

        Решения, определения, постановления, принятые по результатам пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, могут быть пересмотрены в апелляционном, кассационном и надзорном порядке в соответствии с нормами гл. 20 - 22 АПК.


4.2. Состав Арбитражных судов второго звена

 Состав арбитражных судов определяется “Регламентом арбитражных судов Российской Федерации” утвержденным  постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 июня 1996 г. N 7 (с изменениями от 20 июля 1998 г.)

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе  президиума федерального арбитражного суда округа и  судебных коллегий.  Порядок формирования судебных коллегий и судебных составов определен главой 2 регламента.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в федеральных арбитражных судах округов создаются следующие судебные коллегии:

судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Создание других судебных коллегий не допускается.

Персональный состав судебных коллегий и его изменения утверждаются в федеральных арбитражных судах округов и арбитражных судах субъектов Российской Федерации - президиумом соответствующего арбитражного суда.

Президиум федерального  арбитражного  суда  округа действует в      составе председателя федерального арбитражного  суда  округа,  его      заместителей, председателей судебных составов и судей.

          Судьи федерального арбитражного суда округа, входящие в состав  президиума  федерального  арбитражного  суда округа,  утверждаются  Пленумом  Высшего  Арбитражного  Суда  Российской   Федерации   по  представлению председателя федерального арбитражного суда округа.

  К полномочиям  президиума  федерального  арбитражного суда округа относятся:

     - утверждение по    представлению    председателя    федерального      арбитражного суда округа членов судебных коллегий и  председателей      судебных составов этого суда;

     - рассмотрение вопросов организации работы суда;     - рассмотрение вопросов судебной практики.

        Президиум федерального арбитражного суда округа  созывается      председателем этого суда по мере необходимости. Он  правомочен решать вопросы при наличии большинства членов президиума.   Постановления  президиума  федерального  арбитражного  суда округа  принимаются  открытым голосованием большинством голосов от  общего числа  присутствующих  членов  президиума  и  подписываются    председателем   федерального   арбитражного   суда  округа.  Члены   президиума не вправе воздерживаться от голосования.

  

 Судебные коллегии федерального  арбитражного  суда    округа.  

В  федеральном  арбитражном  суде округа создаются судебные   коллегии,  которые утверждаются президиумом суда  из  числа  судей   этого суда по представлению председателя суда. Судебные коллегии возглавляют  председатели  -  заместители      председателя суда.  Председатель  суда  в  случае  необходимости  вправе  своим      распоряжением   привлекать   судей  одной  судебной  коллегии  для    рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии. Судебные  коллегии  федерального  арбитражного  суда округа  проверяют в  кассационной  инстанции  законность  судебных  актов,   вступивших в законную силу,  по делам,  рассмотренным арбитражными      судами субъектов Российской Федерации  в  первой  и  апелляционной  инстанциях,  изучают  и обобщают судебную практику,  разрабатывают предложения  по  совершенствованию  законов  и  иных   нормативных    правовых   актов,   анализируют   судебную   статистику,  а  также     осуществляют   иные   полномочия,   предусмотренные    регламентом    арбитражных судов.

  

 Судебные  составы  федерального  арбитражного суда    округа

   В судебных коллегиях федерального арбитражного суда  округа   могут быть образованы судебные составы из числа судей,  входящих в    соответствующую судебную коллегию.

 Судебные  составы  формируются  председателем  федерального    арбитражного суда округа. Судебный   состав  возглавляет  председатель,  утверждаемый      президиумом федерального арбитражного суда округа.

Персональный состав судебных составов определяется приказом председателя арбитражного суда.

Численность судебного состава составляет не менее 5 судей. В исключительных случаях по решению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть созданы судебные составы с меньшей численностью судей.

Председатель судебного состава организует работу судебного состава.  Должностные обязанности председателей судебных коллегий и судебных составов определяются Положением о судебной коллегии утверждаемыми председателем арбитражного суда.



3.3 Организация работы арбитражного суда среднего звена

Данные вопросы регламентированы несколькими законодательными актами Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Арбитражным Процессуальным Кодексом РФ, “Регламентом арбитражных судов Российской Федерации”

Регламент работы арбитражных судов был утвержден, на основании ст. 13   Федерального конституционного  закона  "Об  арбитражных  судах   в   Российской   Федерации", Постановлением высшего Арбитражного суда РФ № 7 от 5 июня 1996 г.        Регламент регулирует     вопросы    внутренней    деятельности арбитражных судов в Российской  Федерации,  взаимоотношения  между ними   и  является  обязательным  для  всех  арбитражных  судов  в Российской Федерации.

Структура   и   штатное  расписание  арбитражного  суда   утверждаются   председателем   арбитражного   суда   в    пределах численности  судей  и  работников  аппарата,  установленной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Один экземпляр штатного расписания, утвержденный председателем арбитражного  суда,  направляется   в   Высший   Арбитражный   Суд Российской Федерации.

Структурные подразделения арбитражного  суда  действуют на   основании   Конституции   Российской  Федерации,  федеральных законов, приказов и распоряжений Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и заместителей Председателя,  издаваемых в пределах предоставленных им  полномочий,  а  также  положений  о структурных     подразделениях,     утверждаемых     председателем арбитражного суда.

Председатель арбитражного   суда  и  заместитель  председателя издают по  вопросам  организации  деятельности  арбитражного  суда приказы и распоряжения. Для организации деятельности структурных  подразделений арбитражного  суда  могут  разрабатываться  инструкции  (правила и т.п.) с учетом структуры арбитражного суда.

          Делопроизводство   осуществляется   в   соответствии  с Инструкцией по делопроизводству  в  арбитражных  судах  Российской Федерации.

      В арбитражных судах  ведется  учет  законодательства  и иных нормативных правовых актов, информационно - справочная работа на основании утвержденных Председателем Высшего Арбитражного  Суда Российской  Федерации  Примерных  правил  учета законодательства и судебной практики  в  арбитражных  судах  Российской  Федерации  и Классификатора  отраслей  законодательства  для  учета нормативных актов и судебно - арбитражной практики.

          В  арбитражных  судах ведется статистическая отчетность по  формам,  утверждаемым  Высшим  Арбитражным  Судом   Российской Федерации.

      Статистические сведения представляются  в  Высший  Арбитражный Суд Российской Федерации в установленные им сроки.

     Статистические сведения  основываются  на   первичном   учете, который  заключается в ведении учетно - статистической карточки на каждое дело, заявление и жалобу.

     Ответственность за  достоверное  и своевременное представление статистической отчетности несет председатель арбитражного суда.

      Председатель  арбитражного  суда в случаях установления фактов  нарушения  принципа  независимости  и   неприкосновенности судей,  угроз  физического  воздействия  на них и членов их семей, посягательства на их  имущество  принимает  меры,  предусмотренные Федеральным  законом “О государственной защите судей,  должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов”,  незамедлительно информирует соответствующие органы, а также Высший Арбитражный Суд Российской Федерации об этих обстоятельствах.

       Председатель    арбитражного    суда    незамедлительно      информирует  Высший  Арбитражный  Суд   Российской   Федерации   о  чрезвычайных происшествиях.

          В  арбитражном  суде  организуется  работа  по  приему граждан.

      Не допускается необоснованная пересылка дел,  жалоб  и заявлений из одного арбитражного суда в другой.


     Председатель арбитражного суда являясь  руководителем суда организует его деятельность.     Вся организационно     -     распорядительная     деятельность председателя  арбитражного  суда  и  его  заместителей имеет своей целью  обеспечение  правосудия  при  строгом  соблюдении  принципа независимости судей и подчинения их только закону.

    На председателя арбитражного суда возлагаются следующие обязанности:

-          Работа  с  кадрами  арбитражного.   Он осуществляет прием на работу и увольнение работников аппарата арбитражного суда. организует  работу по повышению квалификации судей и  работников  аппарата  арбитражного суда.

-          Решает  вопросы  о применении мер поощрения и дисциплинарного взыскания к  работникам аппарата арбитражного суда.

-          Распределяет обязанности между   заместителями  председателя  и  определяет  их  функции  в пределах полномочий, организует    работу   по      определению   специализации   судей   и   судебных   составов   по рассмотрению споров.

-          С  учетом  нагрузки  и специализации  судей  вправе  поручать рассмотрение дел конкретным судьям,  своим распоряжением перераспределять дела между  судьями, привлекать  судей  одной  судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной  коллегии,  если  отсутствует  возможность сформировать  состав  суда  для  рассмотрения конкретного спора из закрепленных за данной коллегией судей или когда нагрузка судей  в коллегии  не  позволяет рассмотреть дело в установленные сроки,  а также в других случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

-          Организует  систематическое   изучение   и   обобщение   судебной  практики  и статистики,  на  основании  которых   готовятся   предложения   по совершенствованию    действующего    законодательства,   а   также обеспечивается соблюдение  норм  материального  и  процессуального права.

-          Осуществляет      организационные    мероприятия,    направленные    на   соблюдение процессуальных сроков.

-          Определяет  порядок  и время приема граждан в суде.


      Председатель  арбитражного  суда  осуществляет  другие полномочия,  установленные Федеральным конституционным законом “Об арбитражных судах в Российской Федерации”.

       По вопросам внутренней деятельности  арбитражного  суда проводятся   оперативные   совещания,   периодичность   и  порядок проведения которых определяется председателем арбитражного суда.



   Заместитель председателя арбитражного суда           в соответствии с распределением обязанностей организует деятельность коллегии, председателем которой он является, а также курируемых им структурных подразделений суда.

          В соответствии с  Федеральным  конституционным  законом “Об арбитражных судах в Российской Федерации” в федеральных арбитражных судах  округов создаются следующие судебные коллегии:

    1.судебная коллегия   по  рассмотрению  споров,  возникающих  из гражданских и иных правоотношений;

    2.судебная коллегия   по  рассмотрению  споров,  возникающих  из административных правоотношений.

    Создание других судебных коллегий не допускается.       Персональный  состав  судебных коллегий и его изменения утверждаются в федеральных  арбитражных  судах  округов и арбитражных судах субъектов  Российской  Федерации  -  президиумом  соответствующего арбитражного суда.

В соответствии с  Федеральным  конституционным  законом “Об арбитражных судах в Российской Федерации” в судебных коллегиях арбитражных судов субъектов  Российской  Федерации образуются судебные составы.

   Судебные составы  формируются  из  числа  судей,  входящих   в соответствующую  судебную  коллегию.

    Персональный состав  судебных  составов  определяется приказом председателя арбитражного суда.

    Численность судебного  состава составляет не менее 5 судей.  В исключительных   случаях   по   решению    Председателя    Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть созданы судебные составы с меньшей численностью судей.   Должностные обязанности председателей судебных коллегий и судебных составов определяются Положением о судебной коллегии, а при  отсутствии судебной коллегии - Положением о судебном составе, утверждаемыми председателем арбитражного суда.


 Функции работников аппарата арбитражного суда.

 

Работники   аппарата   арбитражного  суда  обеспечивают деятельность арбитражного суда.   Функции    работников    аппарата   арбитражного   суда определяются Федеральным конституционным законом  “Об  арбитражных судах в Российской Федерации”, приказами председателя арбитражного суда  и  должностными  инструкциями,  утверждаемыми  руководителем соответствующего структурного подразделения.    Аппарат арбитражного суда:

          -   Организует    предварительный    досудебный    прием   лиц,   участвующих в деле;

          -  Принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов      арбитражного суда,  производит  рассылку  и  вручение  документов, проверяет   уплату  государственной  пошлины,  судебных  расходов,  подлежащих внесению на депозитный счет арбитражного суда,  а также   арбитражных штрафов;

           -  Содействует  судьям  в  подготовке  дел  к  рассмотрению  в  судебных заседаниях;

          -   Ведет  учет  движения  дел  и  сроков  их   прохождения   в  арбитражном суде, осуществляет хранение дел и документов;

           -    Изучает и обобщает судебную практику;

           -  Подготавливает  предложения  по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно-справочную    работу;

           -  Ведет статистический учет в сфере деятельности арбитражного  суда;

           -   Осуществляет      материально-техническое       обеспечение     арбитражного   суда,   социально-бытовое   обслуживание   судей  и     работников аппарата арбитражного суда.


Организация делопроизводства в Арбитражных судах регламентирована Приказом ВАС РФ № 7 от 26.04.96 года. В соответствии с данным приказом установлена   единая   система   организации  делопроизводства,  порядок работы с процессуальными и  иными  документами,  письмами  и  обращениями  граждан  Общее ведение делопроизводства и методическое руководство      работой с документами в  структурных  подразделениях  арбитражного   суда  возлагается  на  службу делопроизводства – канцелярию.

   Руководитель подразделения назначает ответственного за ведение      делопроизводства,  который утверждается приказом  по  арбитражному суду.    Поступающая в арбитражный суд корреспонденция принимается   и регистрируется в канцелярии.     Поступившая  корреспонденция подбирается (сортируется) по категориям:  исковые заявления, апелляционные жалобы, кассационные    жалобы, заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся      обстоятельствам,  дополнительные  материалы  к   судебным   делам,  законодательные, нормативные, служебные документы и т.д.


       Работники   аппарата   арбитражного   суда   находятся   на  федеральной   государственной    службе.    Права,    обязанности,      ответственность  работников  аппарата  арбитражного суда и условия  прохождения ими государственной службы устанавливаются законами  и    иными  нормативными правовыми актами о федеральной государственной  службе.

 

                                

 




1 Российская газета. –1993. -N 237.

1 Российская газета. –1993. -N 237.

1 Российская газета. –1993. -N 237.

2 Российская газета. –1997. -N 3

3 Российская юстиция. – 1995. -  N 11.

1   Собрании законодательства Российской Федерации, 6 января 1997 г., N 1, ст. 1

[1] Собрании законодательства Российской Федерации, 6 января 1997 г., N 1, ст. 1

[2]    "Российская юстиция", N 11, 1995

[3]    "Российская юстиция", N 11, 1995


[4] Конституция Российской Федерации "Российская газета" от 25 декабря 1993 года

[5]

[6]  Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г., N 32, ст. 3305,


Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.