РУБРИКИ

Сущность и цели наказания в Российской Федерации

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Сущность и цели наказания в Российской Федерации

Сущность и цели наказания в Российской Федерации

Тема: Сущность и цели наказания в Российской Федерации.

Автор: Сусликов Андрей Валентинович, диплом защищался в Саратовской Государственной Академии права.     

ОГЛАВЛЕНИЕ:

                                                                                                                                                                 стр.

       ВВЕДЕНИЕ                                                                                                             2-4

   Глава 1.

    Меры государственного принуждения                                                                   5-14

§1.1. Соотношение социальной и юридической ответственности.                          5-10

§1.2. Правонарушение как основание юридической

ответственности, её принципы и виды.                                                                      10-14

    Глава 2.

     Понятие и сущность Уголовного наказания.                                                        15-31

§2.1. Историческое развитие понимания института уголовного наказания

в России.                                                                                                                        15-20

§2.2. Соотношение понятий «наказание» и «преступление»,

основные признаки наказания.                                                                                    20-23

§2.3. Современное состояние теории наказания в уголовном

праве России.                                                                                                                23-29

§2.4.   Отличие уголовного наказания от мер государственно –

правового и общественного воздействия.                                                                  30-31

     Глава 3.

   Теории целей и сущности наказания. Цели отдельных видов наказаний.  32-59

§3.1. Теории целей и сущности наказания.                                                                32-38

§3.2. Цели отдельных видов наказаний в уголовном праве России.                       38-57

§3.3. Перспективы развития института наказания в России.                                   57-59  


ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                          60  

БИБЛИОГРАФИЯ                                                                                                   61-62



ВВЕДЕНИЕ

 В условиях гро­мадной социальной мобильности, активности многомиллионных народных масс закономерно возрастает значение субъ­ективного фактора, т.е. сознательного, планомерного, научно обоснованного руководства людьми, различными сферами жизни и деятельности общества. В свою очередь, это требует совершенствования механизмов социальной (в том числе юридической) регламентации поведения людей в тех ситуа­циях, в которых «присутствует» общественный интерес. Достижения научно-технической революции, проникающие во все области общественной жизни, усложнение социальных процессов и отношений, развивающийся динамизм и увеличи­вающийся темп социальной жизни предъявляют к человеку все более высокие требования, повышают его ответственность перед обществом. В конечном счете возрастание социальной ответственности человека объясняется процессом развития общественной и личной свободы, границы которых расширяются по мере того, как общество и каждая отдельная личность все более глубоко познают объективные законы природы и социальной жизни и овладевают ими. Возрастание социальной ответственности личности представляется одной из закономерностей социаль­ного  государственно-правового развития в условиях разви­того  общества.

Существуя в природе, потребляя ее ресурсы, взаимодей­ствуя с ней, общество не может не считаться с теми естест­венными законами мироздания, которые стихийно управляют природой. «В природе (поскольку мы оставляем в стороне обратное влияние на нее человека) действуют одна на другую лишь слепые, бессознательные силы, во взаимодействии кото­рых и проявляются общие законы». Игнорирование этих за­конов, действие вопреки им всегда чревато угрозой нормаль­ной жизнедеятельности, прогрессу и даже существованию общества. Осознав это, люди всегда стремились постигнуть законы природы, чтобы действовать с учетом их требований и в их границах.

Однако свобода  об­щества всегда относительна, так как зависит от уровня (истинности) познания объективных законов и наличия дос­таточных средств для их использования. «Мы отнюдь не властвуем над природой,—говорил Ф. Энгельс,—так, как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо находящийся вне природы... мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим и находимся внутри её... все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять».

   Итак, чтобы быть свободным, общество должно познавать объективные законы природы и рацио­нально действовать в соответствии с ними в собственных ин­тересах. Однако этого недостаточно. Наряду с внешними по отношению к обществу объективными законами в нем самом действуют собственные (социальные) внутренние закономер­ности, некоторые из которых облечены в форму норм права.

        Но нормы права и нормативные акты, в которых они зафиксированы, не принесут желаемого результата, если не будут действовать. Одним из главных средств претворения норм права в жизнь являются правоотношения. Что толку принимать строгие законы в отношении преступников и их не наказывать? Мало что изменится, если в Конституции предусмотреть широкие права и свободы, но не предусмотреть механизма их реализации. Нарушение, игнорирование правового запрета должно влечь юридическую ответственность. Правоотношения позволяют перевести абстрактные юридические нормы в плоскость индивидуализированных связей, т.е. в плоскость субъективных юридических прав и обязанностей для данных субъектов. Правоотношение – это отношение между людьми, урегулированное нормами права. Став правовым, общественное отношение приобретает ряд свойств.

        Во-первых, конкретизируются субъекты, поскольку правоотношение возникает между определенными лицами.

        Во-вторых, определяется не только состав субъектов, но и их взаимное поведение по отношению друг к другу, их права и обязанности.

        В-третьих, возникнув на основе права (закона или прецедента, или нормы обычного права), общественное отношение приобретает правовую окраску, которая выражается в том, что теперь уже оно обеспечивается возможностью применения государственного принуждения.

          Именно одному из аспектов государственного принуждения, особому виду общественных отношений, а именно уголовному наказанию, его целям и  сущности,  посвящена данная работа.

       Глава 1.           

       Меры государственного принуждения.

§1.1. Соотношение социальной и юридической ответственности.

Юридическая ответственность – одна из форм  социальной ответственности. Сущность социальной ответственности состоит в обязанности инди­вида выполнять требования, предъявляе­мые к нему обществом, государством, людьми. Кроме юридической в обществе действуют и иные формы социальной ответственности: моральная, политическая, организационная, общественная, партийная и иная. Организационная и политическая ответственности знают такие формы как отчет, отставка, моральная – осуждение общественным мнением, партийная – исключение из партии и т.п. В совокупности все эти виды и предназначаются для обеспечения упорядоченности, стабильности общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности общества.

Отношение индивида к общественным интересам, вытекающее из правильного понимания и выполнения им своих обязанностей, определенных социальными нормами, представляет субъективную сторону социальной ответственности. Социальная ответст­венность как совокупность нормативных требований, предъявляемых к индивиду, есть объективная сторона социальной ответственности. Этим требованиям соответствуют по­зитивные и негативные санкции. Человек отвечает за свои действия, уже совершенные (ретроспективная ответственность) или за действия, которые совершаются, либо которые предстоит совершиться (перспективная ответственность).

Под перспективной (позитивной) социальной ответственностью, пони­мают правильное, активно-сознательное выполнение человеком своих социальных обя­занностей, обусловленных необходимостью соблюдения общественных интересов. То есть индивид должен выбрать активную, творческую линию поведения, которая бы в максимальной степени соответствовала потребностям и интересам развития общества. Социальная ответственность в ее позитивном смысле может быть нарушена сознательно-волевым актом антисоциального поведения индивида, результатом которого является наступление ретроспективной ответственности.

Ретроспективная ответственность - это ответственность за прошлое поведение, нарушающее требования социальных норм и влекущее за собой общественное осуждение и неблагоприятные последствия для нарушителя.

В зависимости от сферы социальной деятельности социальную ответственность, как уже было отмечено выше, разделяют на ответственность политическую, юридическую, моральную, ответственность перед общественными организациями.

Юридическая ответственность традиционно разрабатывалась в правовой науке как ответственность ретроспективная, то есть она напрямую связывается с противоправ­ным поведением. По отношению к субъектам права юридическая ответственность приоб­ретает государственно-принудительный характер. Это происходит из-за того, что госу­дарство, закрепляя нормы права, определяет юридическую ответственность независимо от воли и желания правонарушителей. Государственное принуждение в жизни проявля­ется через различные формы, порой не связанные с юридической ответственностью. Та­ким образом, юридическую ответственность отличает не просто государственное принуж­дение, а лишь государственное принуждение к исполнению норм права. Последнее выра­жается в различных видах деятельности правоохранительных органов. Во-первых, в кон­троле за юридически значимым поведением субъектов права. Во-вторых, в деятельности компетентных органов по расследованию и установлению фактов правонарушений. В-третьих, в применении к правонарушителям предусмотренных законом санкций.

Государственное принуждение к исполнению норм права характеризуется также тем, что сама эта деятельность строго регламентирована законом, имеет свои правовые рамки.

Юридическая ответственность проявляется в процессе осуществления государст­венного принуждения, но возникает только после установления факта правонарушения, особенно наличия в нем состава правонарушения. Таким образом, состав правонаруше­ния есть фактическое основание юридической ответственности, а норма права - правовое основание, без нее юридическая ответственность не существует.

  Определенно, правонарушение и юриди­ческая ответственность неразрывны, так как правонарушение всегда и сразу порождает юридическую ответственность. Реальное содержание и меру юридической ответственно­сти за совершение правонарушителем противоправного общественно опасного деяния выражается в применении к нему санкции.

Главным в правовом положении правонарушителя является обязанность ответить за содеянное, возни­кающая вследствие совершения им правонарушения, заключающаяся в неблагоприятных последствиях личного или имущественного характера, опреде­ляемых санкцией правовой нормы. Причем законом предусмотрена не только обязанность отвечать за содеянное, но и обладание объемом прав.

Вернемся к санкции, она представляет собой: неблагоприятные последствия пра­вонарушения, указанные в соответствующей норме права, которые применяются к пра­вонарушителю компетентными органами. Применение санкции в правовом государстве одновременно связано с общественным осуждением правонарушителя, причиняющего вред общественным или личным интересам. Хотя не все санкции носят карательный ха­рактер (ограничивают права и возлагают обязанности на правонарушителя), но все они имеют в виду применение государственного принуждения через исполнение обязанности под принуждением и содержат в себе неблагоприятные для него последствия, которые и являются юридической ответственностью. Юридическая ответст­венность тесно связана с санкцией правовой нормы и реализуется через применение этой нормы компетентным государственным органом. Таким образом, юридическая ответственность представляет собой принудительно исполняемую обязанность, которая возникла в связи с правонарушением и реализуется в конкретном правоотношении.

Некоторые ученые рассматривают юридическую ответственность как правоотношение между государством и гражданином, при котором государство в лице своих органов имеет право наказать правонарушителя, а он обязан претерпеть это наказание. По этим взглядам, у правонарушителя возникает как бы обязанность претерпеть определенные лишения, установленные государственно-властным путем за правонарушение. Но это все же слишком формальное и идеализированное понимание юридической ответственности, т.к. не всякий правонарушитель, особенно преступник, принимает на себя обязанность «претерпеть» наказание, напротив, он всячески стремится его избежать.

Суммируя вышесказанное, можно определить, что юридическая ответственность - это установленные законом меры воздействия на правонарушителя, содержащие неблагоприятные для него последствия, применяемые государственными органами в порядке, также установленном государством.

Юридическая ответственность, являясь одной из форм социальной ответственности, в то же время по целому спектру признаков отличается от всех других видов.

Прежде всего, она всегда оценивает прошлое: это ответственность за действие (бездействие), которое уже имело место, произошло, то есть юридическая ответственность – ответственность ретроспективная. Этим юридическая ответственность отличается от организационной, политической и других видов ответственности, обращенных в будущее (например, в постановлении какой-либо общественной организации определяется, что «товарищ Иванов отвечает за проведение мероприятия». Здесь налицо либо организационная, либо политическая ответственность и речь идет об ответственности товарища Иванова в будущем, если это мероприятие будет сорвано»).

Далее, юридическая ответственность устанавливается за нарушение правовых требований, а не за их выполнение. Увы, весьма часто можно встретить штампы, когда «прописывают» в законопроектах ответственность за соблюдение правовых положений: за достоверную информацию ( а надо за недостоверную), за выполнение договорных обязательств (а надо за нарушение) и т.п..

О связи юридической ответственности с государством уже упоминалось. Но здесь важно подчеркнуть, что только государство устанавливает меры этой ответственности и только органы государства их осуществляют в порядке, который также устанавливается государством. И меры эти всегда имеют неблагоприятные последствия для правонарушителя: имущественные, физические, политические и иные. Важно отметить, что эти последствия ложатся дополнительным бременем на его плечи. Если, к примеру, взявшего деньги в долг принуждают их отдать или самовольно занявшего жилую площадь выселяют, то здесь нельзя вести речь о юридической ответственности. Если же правонарушитель понесет какой-либо урон, обременение, а не только принудительно исполнит свою обязанность, которую он по каким-либо причинам добровольно не выполнял, то налицо будет юридическая ответственность. Например, правонарушитель возвращает не только похищенную вещь, но и уплачивает штраф за совершенное им мелкое хищение.

Юридическая  ответственность сочетается с государственным осуждением, порицанием поведения правонарушителя. Именно государственное осуждение помогает вызвать такие чувства, которые могут оказать существенное воспитательное воздействие на лиц, допустивших противоправное деяние. Например, помещение больного в психиатрическую больницу или таможенный досмотр лиц, пересекающих границы государств, или изъятие имущества его собственником у добросовестного приобретателя не сопровождаются осуждением, порицанием этих лиц, хотя и носят не совсем благоприятный для них характер.

Среди признаков юридической ответственности можно также выделить:

-         обязательное наличие правонарушения как основание для наступления юридической ответственности;

-         официальный характер государственного осуждения (порицания) поведения правонарушителя;

-         причинение правонарушителю страдания : морального, физического, имущественного (материального);

-         использование механизмов государственного принуждения.

Итак, в начале данной работы рассмотрено соотношение социальной и юридической ответственности, раскрыто понятие юридической ответственности и определены ее признаки, отличающие и роднящие ее с другими видами социальной ответственности.

 § 1.2.  Правонарушение как основание юридической ответственности, ее принципы и виды.

Деятельность человека  состоит  из поступков.  Поступок - глав­ный элемент человеческих взаимоотношений, в котором проявляются  раз­личные качества личности,  как хорошие,  так и дурные,  отношение к проблемам действительности, к окружающим людям. Всякий поступок вле­чет за собой неизбежные результаты: изменения в отношениях людей, в их сознании,  он также влечет последствия и для самого  действующего лица. Поступок всегда связан с определенной ответственностью челове­ка за свои действия.

В сфере  правовых отношений поступок может иметь двойное значе­ние. Основную часть актов  поведения  личности  составляют  поступки правомерные - то есть соответствующие нормам права, требованиям за­конов.  Антиподом правомерного поведения является поведение  неправо­мерное, то есть противоречащее нормам права. Неправомерное поведение выражается в правонарушениях, как это следует из самого термина, ак­тах, нарушающих  право,  противных ему.

            Понятие «правонарушение» состоит из совокупности признаков, раскрывающих социальную природу и юридическую форму определенного рода деяний. Общественная опасность, вред определенного вида человеческих действий для существующей системы общественных отношений называется социальной сущностью правонарушения. При этом единичное деяние не способно дезорганизовать сложившиеся общественные отношения, только в своей совокупности они нарушают нормальные условия существования общества. Деяние может быть определено как общественно опасное не в силу того, что оно само по себе приносит вред, а потому, что подобные явления становятся массовыми. Совокупность этих деяний нарушает порядок и нормальные условия существования общества, а значит, возникает необходимость противодействия правонарушениям со стороны государства.

            Юридическим выражением опасности, вредности деяния для общества является его противоправность. Как признак определенных видов поведения, противоправность представляет собой осознанное нарушение требований права. Деяние противоправно, считает И.С. Самощенко, если оно представляет собой неисполнение юридической обязанности или злоупотребление правом, то есть если оно правом запрещено и влечет за собой применение санкции правовых норм в случае его совершения(с.504, 9). При чем не является правонарушением то, что правом не запрещено. То есть никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Но если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (ст.54 п.2 Конституции РФ). Необходимо иметь ввиду, что положения статьи 54 распространяются на все правонарушения, которые по российскому праву подразделяются на преступления (только уголовные) и проступки.

     Разновидностью противоправного поведения людей является правонарушение, которое характеризуется строго определенными признаками, которые отличают его от нарушений неправовых правил поведения (норм морали, обычаев, норм общественных организаций и пр.). У В.Н. Хропанюка приведены следующие основные черты правонарушения:

1.     Правонарушение - такое поведение людей, которое выражается в действии или бездействии. Не могут быть правонарушениями мысли, чувства и желания человека, его интеллектуальная деятельность, если они не воплотились в определенных поступках и не регулируются правом. Бездействие является правонарушением если человек должен был совершить определенные действия, предусмотренные нормой права, но не совершил (не оказал помощь пострадавшему).

2.     Правонарушение - такое поведение человека, которое противоречит нормам права, то есть направлено против тех общественных отношений,  которые регулируются и охраняются этими нормами (получило название противоправности). То есть оно направлено против интересов других лиц, находящихся под защитой закона, но не все интересы человека охраняются законом, поэтому их нарушение не противоправно (конкуренция, самооборона).

3.     Правонарушениями считаются деяния только деликтоспособных людей. Деликтоспособность есть сознательный выбор определенной линии поведения и возможность предвидения социальных и индивидуальных последствий своих поступков. Так субъектами правонарушений (теми, кто совершил противоправные действия) не могут быть малолетние и душевнобольные.

4.     Виновность деяния, как признак правонарушения, есть сознательное, ответственное отношение человека к своим поступкам и окружающей действительности. Причем противоправное поведение лица при обстоятельствах, лишающих его выбора иного варианта поведения (самозащита), не является правонарушением. Противоправный поступок становится правонарушением, если есть вина.

5.     Правонарушение влечет за собой применение к правонарушителю мер государственного воздействия.

            Таким образом, правонарушениями являются виновные противоправные деяния деликтоспособных людей, влекущие за собой юридическую ответственность.

           У В.Н. Хропанюка можно найти еще один признак правонарушения:

6.     Правонарушение - поведение, причиняющее вред обществу, государству, гражданам, то есть оно наносит ущерб политическим, трудовым, имущественным, личным правам и свободам граждан, экономическим интересам организаций, боеспособности воинских подразделений.

          Вред - непременный признак каждого правонарушения, Характер вреда может различаться по объекту, размеру и другим признакам, но правонарушение всегда имеет социальный вред. Он может иметь материальный или моральный характер, быть измеримым или нет, более или менее значительным, ощущаемым отдельным человеком, коллективом и обществом в целом. Та или иная характеристика вреда зависит от видов нарушенных интересов, субъективных прав, объекта правонарушения. Наличие вреда является необходимым социальным признаком всякого правонарушения, обусловливающим все правонарушения в качестве общественно опасных деяний.

Правонарушения различны по степени вредности и поэтому различны по степени общественной опасности. Именно по этому критерию и проис­ходит разделение  правонарушений на преступления и проступки.  Прес­тупление характеризует большая степень общественной  опасности,  что не исключает,  однако,  наличие отдельных административных, трудовых, гражданских проступков весьма высокой степени общественной опасности.

            Таким образом, правонарушение - это виновное поведение праводееспособного индивида, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

           Из определений видно, что правонарушения тесно связаны с юридической ответственностью, являющейся одним из признаков правонарушения. Это в свою очередь обусловило создание юридической наукой системы признаков правонарушения, позволяющую зафиксировать его как юридический факт. Эта система признаков называется составом правонарушения, который выражается в единстве объективной и субъективной сторон правонарушения, необходимых и достаточных для применения юридической ответственности.

     В теории уголовного права выделяются состав общий, включающий признаки, необходимые в любом преступлении, и специальный (или видовой), предусматривающий те признаки, которые определяют лишь данный вид преступления. К основному составу относится общий, о чем свидетельствует деление признаков состава на обязательные и факультативные (соответственно обязательные для всех преступлений и свойственные лишь некоторым из них). Что же касается «специального» (или видового) состава, то все его признаки являются для него обязательными.

          В теории нет ясности и согласия в отношении наименования структурных частей понятия преступления и его состава. Употребляются два термина - элемент и признак. Например, В.П. Мальков  четко разграничивает эти понятия. Элементами он называет те составные части, из которых образуется преступление и его состав (субъект, объект, деяние, последствие, причинная связь, цель, мотив и пр.), а признаками - те свойства, которые имеются у отдельных элементов. К ним он относит вменяемость и возраст, характеризующие субъекта. Это именно свойства субъекта, а не составные части преступления. К признакам Мальков относит также специальные свойства субъекта (должностное лицо, работник транспорта, военнослужащий), состояние опъянения и т.д. Свойства самого деяния - это повторность, неоднократность, общеопасный способ и пр.

        В теории значительное место занимает анализ структуры состава преступления, но там нет единого состава, а существует множество его вариантов. Преобладающей является четырехчленная структура: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Тот же Мальков в статье пишет, что в самом общем виде преступление может быть определено как деяние (действие или бездействие) субъекта (человека), посягающее на правоохраняемый объект. Отсюда следует вывод, что преступление состоит не из четырех, а из трех основных элементов: объекта, субъекта и деяния. Именно такой трехчленной структуры, например, придерживались известные русские дореволюционные юристы. И только в самом деянии могут быть выделены объективная и субъективная стороны.

        Резюмируя, еще раз определим правонарушение – виновное противоправное деяние вменяемого лица, причиняющее вред другим лицам и обществу  и влекущее юридическую ответственность.

        Глава 2.

       Понятие и сущность уголовного наказания.

       2.1. Историческое развитие понимания института уголовного наказания в России.

 Институт уголовного наказания, способствующий воплощению в жизнь социально-превентивной функции уголовного права (общее и специаль­ное предупреждение преступлений), является одним из важнейших инсти­тутов уголовного права. Именно оно выступает основной формой реализации уголовной ответственности. Это вынужденное, но необходимое в современных условиях средство борьбы с преступностью. Вме­сте с тем оно — орудие, отнюдь, не решающее. Приоритет в этой борьбе принадлежит экономиче­ским,    социально-политическим,    культурно-воспитательным, организационно-хозяйственным и иным мерам, осуществляемым государством.

        Уголовное наказание исторически обусловле­но, существует в классовом, социально неоднород­ном обществе как реакция государства на преступ­ление. Не будучи изобретением нашего государст­ва, оно возникло вместе с появлением уголовного права тогда, когда зародилась государственность.

    В различные исторические периоды Россий­ского государства уголовное наказание имело свои особенности. Важнейший памятник древнерусского права — Русская Правда — допускал применение кровной мести, назначение уголовного наказания за чужую вину, в то же время в качестве наказания был широко представлен штраф, а телесные нака­зания не были известны. Отличительным призна­ком уголовного наказания по Судебнику 1497 г. был устрашающий характер кары. Даже квалифи­цированная кража каралась смертной казнью. В Соборном Уложении 1649 г. указывалось: «казнити смертью безо всякия пощады», «посадити в тюрь­му..., чтобы на то смотря иным неповадно было впредь так делати», «чинити жестокое наказание, что государь укажет». В основе законодательства лежала идея воздаяния равным злом за причинен­ное зло. Назначение наказания за преступления против жизни и здоровья базировалось на принци­пе талиона «око за око, зуб за зуб». Артикул воин­ский 1715 г. устанавливал жестокие квалифициро­ванные виды смертной казни и членовредительные наказания. Устрашение являлось одной из важней­ших целей наказания. Уложение о наказаниях уго­ловных и исправительных 1845 г., не давая общего понятия наказания, в систему наказаний, наряду с другими, включало смертную казнь, каторжные работы, телесные наказания.

    К началу XX века понимание наказания как возмездия за вину, которую преступник должен искупить, было традиционным. Источник уголов­ного права этого периода — Уголовное Уложение Российской империи 1903 г. Однако в российской уголовно-правовой науке теория возмездия крити­ковалась1.

     Во втором и третьем десятилетиях XX века во взглядах российских ученых наметилась тенденция отхода от представления о наказании как возмездии за вину, которую преступник должен искупить. В частности, Н.Д. Сергеевский все теории справедли­вости в своих первичных основаниях считал несостоятель-ными, а предлагаемую ими организацию наказания противоречащей принципу экономии карательных мер. «Теории возмездия, по мнению ученого, смешали закон соразмерности наказания и преступных деяний с внешним и случайным при­знаком равенства заключающегося в них вреда»2. С.В. Познышев рассматривал взгляд на наказание как на возмездие в своей основе метафизическим, поскольку считал, что он опирается на сверхопытное начало справедливости, на самом деле не суще­ствующее. После революции 1917 г. в первом же систематизированном акте Советского государства по вопросам уголовного права был провозглашен отказ от наказания — возмездия. В ст. 10 Руково­дящих начал по уголовному праву РСФСР 1919 г. закреплялось, что «наказание не есть возмездие за вину, не есть искупление вины». Руководящие начала не просто отвергли наказание — возмезие, но и закрепили новое понятие наказания. В со­ответствии со ст. 7 разд.III «О преступлении и наказании «наказание—это те меры принудительного воздействия, посредством которых власть обеспе­чивает данный порядок общественных отношений от нарушителей последнего (преступников)». На­ряду с этим, несмотря на использование термина «наказание», в ряде принципиальных норм, опре­делявших содержание и задачи уголовного права, упоминался термин «репрессия», а в скобках сохранялось привычное для всех понятие «наказа­ние»; в ст. 11 вместо наказания употреблялось сло­восочетание «меры воздействия».

     Согласно ст. 8 УК РСФСР 1922 г. наказание применялось с целью общего предупреждения но­вых нарушений, как со стороны нарушителя, так и со стороны других неустойчивых элементов обще­ства, приспособления нарушителя к условиям об­щежития путем исправительно-трудового воздей­ствия и лишения преступника возможности совер­шения дальнейших преступлений. Законодатель признавал наказание мерой оборонительной, оно должно было быть целесообраз-ным и совершенно лишено признаков мучительства, а также не долж­но было причинять преступнику бесполезных и лишних страданий (ст. 26 УК РСФСР 1922 г.). Ос­новные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г., а вслед за ними и УК РСФСР 1926 г., исключили всякое упоминание о наказании и ввели термин «меры социальной защи­ты», которые подразделялись на меры судебно-исправительного,   медицинского и  медико-педагогического характера (ст. 5 Основных начал 1924 г.). Они имели своими целями предупрежде­ние преступлений, лишение общественно опасных элементов возможности совершать новые преступ­ления и исправительно-трудовое воздействие на осужденных. Наряду с этим было провозглашено, что «задач возмездия и кары уголовное законода­тельство Союза ССР и союзных республик себе не ставит». Все меры социальной защиты должны бы­ли быть целесообразными и не должны были иметь цели причинения физического страдания и униже­ния человеческого достоинства (ст. 4 Основных начал 1924 г.). Отказ законодателя от термина «на­казание» и замена его термином «меры социальной защиты» в дальнейшем были признаны необосно­ванными: это было не только неудачным в терми­нологическом аспекте, но и «…не создавало необходимой правовой базы для применения уголовной репрессии»1.        

      Постановление ЦИК СССР от 8 июня Л 934 г. «О дополнении Положения о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо, для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления) статьями об измене Родине» восстанавливает термин «уголовное наказание», упоминая о нем в санкциях статей. С тех пор поня­тие «наказание» прочно закрепилось в уголовном законодательстве. К сожалению, возрождение этого термина, без которого немыслимо уголовное право, совпадает с трагическими событиями истории Рос­сийского государства — необоснованными массо­выми политическими репрессиями. Возможно, та­кое совпадение не случайно.

Вопрос об эффективности уголовного права в значительной мере сво­дится к вопросу об эффективности уголовного наказания и зависит от правильного определения целей наказания.

 До принятия "Основ уголовного законодательства" вопрос об отличии понятий "уголовная ответственность" и "уголовное наказание" не был предметом специального рассмотрения. Понятие "уголовная ответствен­ность" как отличное от понятия "наказание" появилось впервые лишь в "Основах уголовного законодательства" в 1958 г.

УК РСФСР 1960 г. исходил из положения, что наказание не только является карой за совершенное преступление, но и имеет целью исправление и перевоспитание осужденных в духе чест­ного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами (ст. 20 УК). Раскрывая содержание ст.20  И.С.Ной отмечал три положения, закреп­ленных в этой статье: «во-первых, в ней содержится определенная инфор­мация о наказании как социальном институте, во-вторых, определяется результат, который должен быть достигнут при применении наказания, и в-третьих, определяются целенаправленность и характер деятельности по достижению указанного результата».

     Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г. понятие уголовного нака­зания определяли таким образом: «Наказание есть мера принуждения, применяемая от имени государ­ства по приговору суда к лицу, признанному ви­новным в совершении преступления, и заключаю­щаяся в предусмотренных законом лишении и ог­раничении прав и свобод осужденного» (ст. 28).

В ходе подготовки нового УК мнения разде­лились, возобладали же две теоретические концеп­ции, которые нашли отражение в ст.40 проекта УК России, подготовленного Министерством юстиции РСФСР и опубликованного для всенародного об­суждения в 1992 г. Сторонники одной из них в понятие уголовного наказания вкладывали сле­дующий смысл: «Наказание есть мера принуждения, принимаемая от имени государства по приговору суда и в соответствии с законом к лицу, признанному ви­новным в совершении преступления, и выражающая отрицательную оценку его преступной        деятельности» ( ст.57 ). Были даны и другие формулировки понятия наказания.

Заслуживает внимания определение, данное А.И.Чучаевым:  уголовное наказание - это «мера государственного принуждения, установленная уголовным законом и влекущая лишение или ограничение прав и интере­сов осужденного,  наказание применяется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается от имени государства по приговору суда».

Уголовное наказание - одна из наиболее значительных мер государс­твенного принуждения. Об этом свидетельствует исторический опыт. Так, Чезаре Беккариа в трактате  «О преступлениях и наказаниях» писал, что «только законы могут устанавливать наказание за преступления, и власть их издания может принадлежать только законодателю... Никакой судья не может, не нарушая справедливости устанавливать наказания для других членов общества. Несправедливо наказание, выходящие за пределы закона, т.к. оно бы явилось другим наказанием не установлен­ным законом».

 С позиции данной точки зрения наказанному от имени государства выражает-ся осуждение, и он подвергается предусмотренным законом опреде­ленным правоограничениям. В качестве варианта предлагалось сохранить термин «кара»: «Наказа­ние, являясь карой за совершение преступления, есть мера принуждения, применяемая от имени государства по приговору суда к лицу, признанно­му виновным в совершении преступления, и за­ключающаяся в предусмотренных законом лише­нии или ограничении прав и свобод осужденного».

Авторы различных вариантов проекта УК РФ 1995 г., разработанных Комитетом по законода­тельству и судебно-правовой реформе и Комитетом по безопасности, однозначно рассматривали уго­ловное наказание как меру государственного при­нуждения, назначаемую по приговору суда и выра- жающуюся в лишении или ограничении прав и  свобод осужденного.

  Обобщая значимые теоретические разработки, ныне действующий Уго­ловный кодекс РФ закрепил на уровне закона "принцип законности", где определено, «преступность деяния, его наказуемость и иные уголов­но-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом».

       Это положение проекта УК РФ явилось про­образом понятия уголовного наказания, закреплен­ного в новом УК РФ, в соответствии со ст.43 кото­рого «наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказа­ние применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в преду­смотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица».


       §2.2. Соотношение понятий «наказание» и «преступление», основные признаки наказания.

  Проблема  уголовного наказания является одной из наиболее сложных и многогранных в уголовно-правовой науке. Её значение определяется тем, что уголовное право реализует себя, прежде всего, угрозой и применением наказания. Уголовная наказуемость является обязательным признаком понятия преступле-ния. Наказание – это реакция государства на совершенное преступление. Если общественно опасное деяние не влечёт за собой наказания, оно не может считаться преступлением.

  Не смотря на это, в уголовно-правовой науке существуют разные концепции относительно взаимосвязи преступления и наказания.

   Большинство правоведов считают, что преступление предшествовало наказанию, поэтому система наказания является системой мер борьбы с преступностью. Не может существовать понятие преступление без наказания и наоборот. Это подтверждает вся история развития преступления и наказания в отечественном уголовном законодательстве. Существует и другая точка зрения. Сторонники её (А.Ф. Кистяковский) утверждают, что наказанию  принадлежит первенствующее место в уголовном праве, т.к. в нём выражается идея уголовного права. Они считают, что институт наказания появился в общественной жизни и общественном сознании раньше, чем понятие преступления. Такая позиция разделяется немногочисленным количеством учёных. В связи с пониманием наказания, обращаясь к истории, можно условно выделить два периода:

1)     от Русской Правды до конца XVIII в, когда наказания являлось, по сути, физическим мучением;

2)     с конца XVIII в.: в это время происходит кодификация законодательства, наказание выражается в различных формах лишения свободы и иных мер, в основном, имущественного характера.

Таким образом наказание (по действующему уголовному кодексу) есть мера государственного принуждения, которая назначается по приговору суда лицу, признанному виновному в совершении преступления, и заключается в предусмотренных уголовным законом лишении или ограничении прав и свобод этого лица (ч.1 ст.43 УК РФ).

Наказание выражает отрицательную оценку преступника и его деяния со стороны государства и общества.

Наказание является мерой государственного принуждения и состоит в предусмотрённом уголовном законом лишении или ограничении прав и свобод осуждённого (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека). Наказание применя-ется к лицу, признанному в установленном законом порядке виновным в совершении преступления (ч. 1, ст. 49 Конституции РФ).

Наказание назначается от имени государства и только по приговору суда (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Наказание является одновременно и формой государственного принуждения, и карой за содеянное, и как средство исправле-ния осуждённого, и как средство предупреждения совершения новых преступле-ний. Основные признаки наказания:

-         наказание носит строго личный характер и направлено всегда против личности преступника;

-         наказание имеет объектами воздействия наиболее значимые для блага (жизнь, свобода личности, имущество);

-         наказание по своей тяжести пропорционально тяжести содеянного;

-         наказание состоит в лишении или физическом ограничении прав и свобод виновного лица;

-         наказание применяется на основании принципа справедливости, т.е. соответствия наказания тяжести преступления, обстоятельствами дела и личности виновного;

-         применение наказания носит характер воспитательного воздействия;

-         наказание назначается на основе принципа экономии использования карательных средств при наказании преступников;

-         основанием применения наказания является совершённое преступление;

-         наказание влечёт за собой судимость;

-         наказание выражает отрицательную оценку совершённому преступления и лица, его совершившего;

-         наказание назначается по приговору суда и от имени государства;

-         оно применяется на основе уголовного закона к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

В случае совершения преступления наказание выступает конечным звеном уголовно-правового механизма защиты интересов личности, общества и государства от преступных посягательств (преступник – преступление – уголовная ответственность). Наказание призвано устанавливать торжество законности и справедливости в обществе, при соблюдении принципа неотвратимости оно выступает как серьезное средство профилактики преступления.

Таким образом можно сделать следующий вывод, что под наказанием по российскому уголовному праву следует понимать особую меру государственного принуждения, включающую в себя как карательные элементы, так и воспитательные, назначаемую судом лицу, виновному в совершении преступления и влекущую судимость. Наказание выражает от имени государства и общества отрицательную правовую, социальную и моральную оценку преступного деяния и преступника.

 


    §2.3. Современное состояние теории наказания в уголовном праве России.

          Полагаю, что законодатель понятие «ка­ра» заменил не понятием «государственное принуждение», а понятием «лишение или ограничение прав и свобод осужденного». Определение уголовного наказания как меры государственного прину­ждения отражает один из признаков этого феноме­на и свидетельствует о влиянии концепции, соглас­но которой содержание наказания не исчерпывает­ся карой. Отказ от понятия кары подтверждает также то, что наказание — не месть за совершенное преступление и не преследует цели покарать пре­ступника. Признак наказания «осуждение, порица­ние виновного за совершенное им преступление» находит отражение в ст. 43 УК, указывающей на то, что наказание назначается только по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления. Именно в приговоре суда выражается эта отрицательная оценка. Новое законодательное определение понятия уголовного наказания отражение тех глубинных преобразований общест­ва, в ходе которых проблеме личности, человека и гражданина возвращается достойно принадлежа­щее ей место. Конституция РФ признает человека, его права и свободы высшей ценностью. Однако осуществление прав и свобод человека и граждани­на не должно нарушать прав и свобод других лиц. Совершая же преступление, лицо посягает на раз­личные общественные отношения, зачастую нару­шая при этом права и свободы других лиц. Законо­дательное понятие наказания соответствует нормам международного права о правах человека и об об­ращении с осужденными. Положение ст. 43 УК учитывает требования ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, предусматривающей, что каждый член общества должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом ис­ключительно с целью обеспечить должное призна­ние и уважение прав и свобод других.

Ст. 55 Конституции РФ предусматривает воз­можность ограничения прав и свобод человека и гражданина, обусловленного необходимостью за­щиты основ конституционного строя, нравственно­сти, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства от преступных посягательств.

Лишение или ограничение прав и, свобод осу­жденного выступают сущностью уголовного нака­зания. Они могут быть физического, имуществен­ного, морального и иного характера. Так, например, лишение свободы сопровождается существенными ограничениями в образе жизни, свободе передви­жения, всегда связано с помещением осужденного помимо его воли в особое учреждение. В соответ­ствии со ст. 56 УК РФ лишение свободы заключа­ется в изоляции осужденного от общества путем направления его в исправительное учреждение, находясь в котором, он обязан соблюдать требова­ния режима содержания.

Ограничение имущественных прав осужден­ного ярко выражено в таких видах уголовного на­казания, как штраф, исправительные и обязатель­ные работы, конфискация имущества.

Применение смертной казни лишает человека самого основного неотчуждаемого и принадлежа­щего от рождения права — права на жизнь.

Лишение и ограничение прав и свобод осуж­денного — соответствующее мерило тяжести пре­ступления и общественной опасности лица, его совершившего. Это предполагает определенную зависимость характера и количества ограничений прав и свобод осужденного от характера и степени общественной опасности совершенного преступле­ния, обстоятельств его совершения и личности ви­новного. Соблюдение этого соответствия свиде­тельствует о назначении справедливого наказания.

Вместе с тем лишение и ограничение прав и свобод осужденного отнюдь не означает, что он полностью бесправный и беззащитный человек и гражданин. Многими правами и свободами челове­ка и гражданина, гарантированными Конституцией РФ, пользуются и осужденные, но в ряде случаев с определенными ограничениями. Так, осужденным гарантируется свобода совести и вероиспове-дания. Они вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Осужденные имеют право на личную безопасность, право на образование, бесплатное и платное медицинское обслуживание и т.д. Правовое положение осужденных определено нормами уголовно-исполнительного права, где со­держится строгая регламентация ограничений прав и свобод осужденных. Новеллы УИК РФ 1996 г. свидетельствуют о появлении реальных гарантий осуществления прав и свобод осужденных.

Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.