РУБРИКИ |
Финансирование предпринимательства |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Финансирование предпринимательстваФинансирование предпринимательстваП л а н: ВВЕДЕНИЕ В настоящее время Россия находится на переломном этапе своего развития. Судьба проводимых преобразований поставлена под вопрос, ответы на этот который во многом зависят от состояния и тенденций развития предпринимательства. Становление предпринимательства происходит в сложных условиях выбора концептуальных путей становления рыночной экономики и формирования новой правовой системы в России в целом. Практическое решение многих проблем развития предпринимательства осложняется отсутствием их теоретических разработок. К числу таких проблем относится правовое регулирование предпринимательства. Российское законодательство далеко от состояния, отвечающего требованиям современного этапа развития предпринимательства. Сегодня общество несет огромные экономические и нравственные издержки из-за нецивилизованных отношений в сфере предпринимательства. Назрела необходимость в исследовании публично-правового межотраслевого и межсистемного механизма регулирования предпринимательства Кроме того, сегодня даже в концептуальном плане не решен вопрос о величине допустимого в стране риска для деятельности предпринимательских структур. До настоящего времени сосуществуют две точки зрения: первая состоит в том, что обеспечение своей деятельности - это имманентно присущая предпринимательству черта, а вторая сводится к необходимости регулирования и контроля вопросов предпринимательства государством. Вместе с тем пределы такого вмешательства не имеют достаточного теоретического обоснования. Проблема предпринимательства молода. Происходящий в последнее время взрыв интереса к этой проблеме обусловлен лавинообразным нарастанием противоречий в развитии предпринимательства в России. До настоящего времени отсутствуют специальные комплексные исследования вопроса государственного регулирования предпринимательства, учитывающие действующую в России организацию власти. Это обстоятельство тормозит дальнейшее совершенствование системы безопасности в целом. Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность в Финансирование предпринимательства очень важный вопрос в
предпринимательской деятельности вообще. Данная курсовая работа посвящена
рассмотрению вопроса о финансировании предпринимательской деятельности . Данная курсовая работа состоит из нескольких глав, каждая из которых посвящена тому или иному аспекту рассматриваемого вопроса. Глава 1 О предпринимательстве в общем 1.1 История развития предпринимательства Учитывая развитие предпринимательства в России, можно сказать, что роль государства традиционно всегда была определяющей в стимулировании и регулировании предпринимательства. Связь предпринимательства с деятельностью государственного аппарата
четко прослеживается на всех этапах развития российской экономики. Мысль о
попечительстве предпринимательства можно найти еще в известном изречении С XIV века предпринимательская деятельность попадает в почти полную зависимость от правительства, начинает складываться поощрительная и покровительственная системы, приведшие к созданию монополий и деформации экономического развития. Совершенно иными путями шло развитие в России крупного предпринимательства в сфере производства в период Петровских преобразований. В этот период именно государство, а не частный капитал, выступало главным инициатором развития большинства направлений предпринимательской деятельности. Отличительной чертой методов государственной поддержки предпринимательства Петровского периода является их сугубо именной характер. В послепетровское время арсенал правительственных мер поддержки предпринимательства пополнился новыми видами льгот. Использованием новых методов и средств государственной поддержки предпринимательства характеризуется первая четверть XIX века - реформы Александра 1. Это - появление первых профессиональных журналов для предпринимателей ("Северная почта" и "Журнал мануфактур и торговли"), способствовавших распространению полезного опыта предпринимательства и издававшихся за счет казны, а также открытие специальных школ, готовивших специалистов в области предпринимательства (Горный кадетский корпус-1804 г., Технологический институт-1826 г.). [2] С конца XIX века в России начинается восстановление значения государственного предпринимательства; усиливается с его стороны вмешательство в предпринимательскую деятельность; проводятся крупные, прежде всего финансовые, мероприятия для обеспечения поддержки и защиты национального предпринимательства (в первую очередь, используя политику протекционизма в отношении ведущих предприятий). 1.2 ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Предпринимательская деятельность - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ). При анализе данного понятия можно выделить следующие его признаки: Первым из них является осуществление деятельности с целью получения прибыли. Каждый собственник имущества вправе свободно им распоряжаться по своему усмотрению себе во благо, что выражается, как правило, в плодах и доходах от имущества. В законодательном регулировании был разрешён вопрос: прибыль от какой деятельности считается полученной от предпринимательства. Его объектом согласно ГК является пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг. Так что же конкретно понимать под предпринимательской деятельностью? Следующий бесспорный признак предпринимательской деятельности — ее осуществление на свой риск, то есть под собственную имущественную ответственность. Такой риск включает принятие на себя предпринимателем как собственником имущества не только могущих произойти неблагоприятных последствий, но и дополнительного (специфического предпринимательского) риска в обязательственных отношениях. Ответственность предпринимателя является повышенной, на него возлагаются неблагоприятные последствия, возникшие не только по его вине, но и в иных случаях, кроме непреодолимой силы. Существенным упущением законодателя в понятия предпринимательства,
приведенном в Кодексе, можно считать отсутствие упоминания признака
профессионализма в деятельности предпринимателя. Такой признак упоминается
в законодательстве Франции (ст. 1 Французского торгового кодекса), Германии Подводя небольшой итог всему вышесказанному необходимо отметить, что несмотря на то, что положения о предпринимательстве постоянно разрабатываются еще слишком много пробелов существует в Законодательстве на этот счет. Наверное, имеет смысл, для того чтобы устранить юридико- технические недочёты и усечённость гражданского законодательства в вопросах предпринимательства, разработать и принять специальный закон о предпринимательской деятельности, который позволит упростить приобретение статуса и деятельность предпринимателя, оптимизировать и удешевить государственное регулирование его деятельности и надзор за нею, что, несомненно, пойдёт на пользу всему обществу и облегчит работу правоприменителя. Глава 2 Финансирование предпринимательской деятельности 2.1 ФИНАНСИРОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ Финансирование является одним из видов обеспечения денежными
средствами предпринимательской деятельности. Финансирование и кредитование
очень похожие понятия, но все же имеют ряд отличий друг от друга. Финансирование же является безвозмездным и безвозвратным предоставлением денежных средств в разных формах для осуществления какой- либо деятельности. Так же необходимо сказать и о том, что важной отличительной чертой финансирования выступает то, что право собственности у субъекта, который предоставил денежные средства, не возникает. К тому же финансирование может осуществляться исключительно денежными средствами. Этим финансирование отличается от инвестирования, поэтому нельзя смешивать эти понятия. И еще одной основной отличительной чертой инвестирования является получение прибыли, тогда как финансирование такой цели не преследует. Итак, подводя небольшой итог вышесказанному, нужно отметить, что финансирование отличается от инвестирования, а так же и от кредитования. Но кредитование можно рассматривать как часть финансовых правоотношений, тогда как инвестирование нельзя смешивать с финансированием никоим образом. Переходя к следующим главам своей курсовой работы, хотелось бы добавить, что финансирование делиться на четыре вида: государственное, самофинансирование, банковское финансирование и коммерческое финансирование. 2.2 Источники финансирования предпринимательской деятельности После определения необходимой суммы, необходимой для начала собственного дела или развития уже существующей деятельности, возникает вопрос: где взять капитал? Так предпринимателю требуется вся сумма с самого начала, поскольку эти средства пойдут на инвестиции, оборотный капитал в первые месяцы работы. Поэтому невозможно начинать свое дело или расширять уже существующее производство до тех пор, пока у не будет необходимого капитала. Источников финансирования много. В этой главе будут лишь кратко
упомянуты все виды финансирования предпринимательской деятельности а так же
немного рассказано о достоинствах и недостатках каждого из них. Более
подробно некоторые из видов финансирования будут рассмотрены в последующих
главах. Классификацию видов финансирования можно провести по ряду оснований. Собственный капитал - это личные средства, вкладываемые в дело. Если
бизнес не состоится, то вкладчик их потеряет. Собственный капитал является
рисковым капиталом, поскольку владелец рискует своими собственными
деньгами, вкладывая их в этот бизнес. Хотя это представляет риск лично для Инвестировать собственные средства в дело рискованно. Также можно часть Большинство кредитных организаций, предоставляющих средства для финансирования предпринимательской деятельности, ставят одним из условий при выдаче кредитов инвестировать в дело часть собственных средств предпринимателя. Далее речь пойдет о кредитах, как о виде финансирования
предпринимательской деятельности. Кредит - это предоставление денег или
товаров в долг (пользование на срок на условиях возвратности) и, как
правило, с уплатой процента. Выступает как банковский и коммерческий. Получение кредита для начального капитала означает, что кто-то ссужает вам деньги. вы должны платить процентную ставку по кредиту и вернуть кредит. Возможно вернуть кредит, выплачивая по частям (в рассрочку) или всю сумму сразу в зависимости от условий договоренности с учреждением, выдавшим вам кредит. Если брать кредит для стартового капитала - это будет более обременительно для бизнеса, чем использование собственного капитала. К определенному сроку вам придется выплачивать проценты и возможно часть кредита. Это всегда представляет сложности для нового бизнеса и обычно лучше занимать как можно меньше денег для начала своего дела. Одним из основных источников получения кредитов для начала своего дела являются банки. Большинство банков имеют отделы, куда можно обратиться за получением кредита. Эти отделы, как правило, знакомы с особыми условиями работы малого бизнеса и готовы рассмотреть заявку на получение кредита для организации предпринимательской деятельности. Получить кредит в банке нелегко, поскольку банк предъявляет жесткие требования. Если Вы знаете, каковы требования банка и для чего он их предъявляет, Ваши шансы на получение кредита возрастут. Обычно банк предъявляет два основных требования: 1. Тщательно продуманное и четко представленное технико-экономическое обоснование с концепцией бизнеса, в которое должен поверить банк. 2. Банку потребуется определенное обеспечение выданного кредита. Так же коротко я хотел бы упомянуть о правительственных кредитных схемах. Многие правительства ввели кредитные схемы для предпринимателей, пожелавших работать в малом бизнесе. Кредитные схемы зачастую действуют в рамках правительственных или неправительственных организаций в чьи функции входит оказание разнообразной поддержки малому бизнесу. Для получения кредита по этой линии не обязательно обеспечение, однако требование к технико-экономическому обоснованию предъявляются такие же строгие, как и в банках. В большинстве случаев подобные организации оказывают поддержку при составлении технико-экономического обоснования. Они также могут предоставить вам разнообразную помощь, например, в обучении. Еще одним видом кредитования является лизинг. Вместо покупки оборудование, можно получить его на условиях лизинга. Лизинг подобен долгосрочной аренде. Важным условием успешного развития лизинга является его правовое обеспечение. На это следует обратить пристальное внимание, потому что лизинговые отношения чрезвычайно сложны и в разных странах квалифицируются и регулируются неодинаково, что имеет особое значение при международном лизинге. Неправительственные кредитные схемы так же являются вариантом
финансирования. Существует целый ряд неправительственных организаций,
работающих по своим кредитным схемам для малого бизнеса. Часто они работают
также как и правительственные организации, но иногда они помогают
определенным группам предпринимателей. Далее речь пойдет о грантах. Иногда правительственные и неправительственные организации выдают гранты потенциальным предпринимателям для начала небольшого дела. Иногда это делают организации, работающие по кредитным схемам. Грант представляет собой безвозмездную целенаправленную поддержку. 2.3 Государственное финансирование Итак, далее речь пойдет о таком виде финансирования
предпринимательской деятельности как государственное финансирование. Конкретные методы государственного влияния на увеличение финансовых возможностей малого и среднего предпринимательства можно разделить на три группы: прямые, непрямые и финансирование через товарищества рискованного капитала. Источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета иди бюджета субъекта Российской Федерации. Данный вид финансирования предпринимательской деятельности носит строго целевой характер, получающий закрепление в актах государственных органов. Расходование средств не по целевому назначению следует рассматривать в качестве нарушения обязательства со стороны получателя ассигнований и может служить основанием для применения мер ответственности. В целях обеспечения контроля за целевым использованием государственных средств они отражаются на отдельных субсчетах по кредиту счета 96 «Целевые финансирование и поступления». Для организаций, выполняющих государственный заказ за счет средств федерального бюджета, предусмотрена обязанность вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному заказу1. Государственное финансирование осуществляется в нескольких формах. Так, финансирование государством может осуществляться прямыми и непрямыми методами. Итак, что же относится к прямым методам финансирования? Во-первых, это субсидии. Что же такое субсидии? Это вид
неоплачиваемой помощи, которая предоставляется в основном крупным фирмам. Далее хотелось бы сказать о том, что одним из наиболее важных
направлений государственного финансирования является обеспечение денежными
средствами государственных нужд. Общие правовые и экономические принципы и
порядок финансирования государственных нужд установлены рядом законов. Это Так что же такое государственные нужды? Дадим им определение. Итак, Целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации[6]. Порядок разработки и реализации федеральных целевых и
межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует В целях организации работы по выполнению целевых программ и иных
государственных нужд устанавливаются государственные заказчики. Их роль
немного специфична, а выражается это в следующем. Дело в том, что
государственные заказчики не выступают в роли самостоятельных хозяйствующих
субъектов, они лишь выполняют функцию по обеспечению реализации программ,
иных государственных нужд, действуя от имени и в интересах государства в
пределах предоставленной им компетенции. Исходя их этого можно сделать
вывод о том, что государственные заказчики являются главными
распорядителями бюджетных средств. В заключении хотелось бы добавить,
что целевые программы и государственные заказчики утверждаются Для выполнения целевых программ и обеспечения иных государственных нужд заключаются государственные контракты. Государственный контракт представляет собой такой договор, заключенный органом государственной власти или государственным заказчиком от имени РФ. субъекта РФ с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд1. Совокупность заключенных государственных контрактов представляет собой государственный заказ. Утвержденные целевые программы и иные государственные нужды финансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также привлекаемых для выполнения программ внебюджетных источников: взносов участников реализации программ, целевых отчислений от прибыли организаций, заинтересованных в осуществлении программ, средств внебюджетных фондов и других поступлений. Перечень федеральных и межгосударственных целевых программ,
принимаемых к финансированию из федерального бюджета, представляется Финансирование закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд
осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в
федеральном бюджете, а также с учетом реального поступления в бюджет
финансовых ресурсов. Финансирование осуществляется Министерством финансов Для определения объемов бюджетного финансирования государственный заказчик ежемесячно, не позднее 20 числа месяца, предшествующего планируемому, представляет в соответствующий департамент отраслевого финансирования Министерства финансов РФ информацию (заявку) о потребности в средствах, необходимых для финансирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд. Полученные из бюджета средства должны расходоваться главными
распорядителями средств строго по целевому назначению. Средства,
направленные не по целевому назначению, засчитываются Минфином РФ в счет
текущего финансирования и в дальнейшем не компенсируются. Контроль за
строго целевым расходованием указанных средств осуществляется Главным
управлением федерального казначейства и Контрольно-ревизионным управлением Отношения между государственным заказчиком и исполнителем Кроме финансирования целевых программ и иных государственных нужд
государство осуществляет мероприятия по оказанию финансовой помощи и
поддержки хозяйствующих субъектов и отраслей, деятельность которых, с одной
стороны, является жизненно необходимой для удовлетворения публичных
интересов общества, а с другой - не может осуществляться без притока
денежных средств извне. Финансовая помощь и поддержка может осуществляться
путем финансирования определенных затрат организаций (селективное
санирование) или отраслей в целом, потребностей субъектов Российской Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Например, в бюджете 1998 года было предусмотрено выделение дотаций субъектам Российской Федерации на содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования. Субсидии - что бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Государством, например, субсидируются программы и мероприятия по развитию животноводства, растениеводства и другие затраты. Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого
уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и
безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Порядок предоставления субвенций определен законодательством. Основанием возникновения конкретного обязательства о предоставлении
субвенции следует считать Федеральный закон о федеральном бюджете на
соответствующий год, а также договор, заключаемый между органом,
предоставившим субвенцию, и ее получателем. В роли органа, предоставляющего
субвенции из федерального бюджета, выступает от имени Российской Федерации В договоре о предоставлении конкретной субвенции должны быть зафиксированы ее назначение, объем, получатель, порядок и условия предоставления. Праву органа, предоставившего субвенцию, контролировать се использование, корреспондирует обязанность получателя субвенции отчитаться об ее использовании в течение месяца после утверждения отчета об исполнении соответствующего бюджета. Ответственность за неисполнение условий предоставления и использования
субвенций во многом предопределяется целевым характером их выделения. В
соответствии со ст. 3 Закона субвенция, не использованная в срок или
использованная не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее
органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их
выделение прекращается. Решение о возврате субвенции или досрочном Особенностью ответственности в отношениях субвенционного финансирования следует считать бесспорный порядок ее реализации. В соответствии с действующим законодательством, возврат субвенции осуществляется в бесспорном порядке за счет средств получателя субвенции в трехмесячный срок после принятия соответствующего решения. Определенные особенности имеет финансирование казенных предприятий. В основном финансирование деятельности казенных предприятий
осуществляется за счет доходов от реализации продукции (работ, услуг). При
их недостаточности заводу выделяются средства из федерального бюджета на: Решение о выделении предприятию средств из федерального бюджета
принимается Правительством РФ по представлению Министерства экономики РФ и Не использованные казенным предприятием по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет. Предприятие представляет уполномоченному органу отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ассигнований. Порядок осуществления государственного кредитования предпринимательской деятельности зависит от субъекта, которому предоставляются денежные средства. Государственным и муниципальным унитарным предприятиям могут
предоставляться процентные и беспроцентные бюджетные кредиты на условиях и
в порядке лимитов, которые предусмотрены соответствующим бюджетом. Хозяйствующему субъекту, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, бюджетный кредит предоставляется на основании договора на условиях возмездности и обеспеченности. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является
проведение предварительной проверки финансового состояния получателя. Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Осуществление операций и платежей за счет средств бюджетного кредита осуществляется заемщиком самостоятельно в соответствии с целями кредита и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Одной из форм государственного кредитования является изменение срока уплаты налогов и сборов (глава 9 Налогового кодекса РФ), Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, регулируется Приказом Минфина РФ от 30 сентября 1999 г. № 64н[8]. Нормами Бюджетного кодекса РФ предусмотрена ответственность за нарушения, связанные с предоставлением (на возвратной и безвозвратной основе) и использованием государственных денежных средств. Мерами ответственности являются предупреждение, наложение штрафов, взыскание пени, процентов за пользование бюджетными средствами, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств. 2.4 Самофинансирование Самофинансирование - обязательное условие успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширению производственно - технической базы предприятия, он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. Смысл инвестирования средств в производство продукции состоит в получении чистого дохода, и если выручка превышает себестоимость, то предприятие получает его в виде прибыли. Прибыль и амортизационные отчисления являются результатом кругооборота средств, вложенных в производство, и относятся к собственным финансовым ресурсам предприятия, которыми они распоряжаются самостоятельно. Оптимальное использование амортизационных отчислений и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить производство продукции на расширенной основе. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия - это многоцелевой источник финансирования его потребностей, но основные направления ее использования можно определить как накопление и потребление. Пропорции распределения прибыли на накопление и потребление определяют перспективы развития предприятия. Амортизационные отчисления и часть прибыли, направляемая на накопление, составляют денежные ресурсы предприятия, используемые на его производственное и научно - техническое развитие, формирование финансовых активов - приобретение ценных бумаг, вклады в уставной капитал других предприятий и т. п. Другая часть прибыли, используемая на накопление, направляется на социальное развитие предприятия. Часть прибыли используется на потребление, в результате чего возникают финансовые отношения между предприятием и лицами, как занятыми, так и не занятыми на предприятии. В современных условиях хозяйствования распределение и использование амортизационных отчислений и прибыли на предприятиях не всегда сопровождается созданием обособленных денежных фондов. Амортизационный фонд как таковой не формируется, а решение вопроса о распределении прибыли в фонды специального назначения оставлено в компетенции предприятия, но это не меняет сущности распределительных процессов, отражающих использование финансовых ресурсов предприятия. Поскольку финансы предприятия как отношения являются частью экономических отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, принципы их организации определяются основами хозяйственной деятельности предприятий. Исходя их этого, принципы организации финансов можно сформулировать следующим образом: самостоятельность в области финансовой деятельности, самофинансирование, заинтересованность в итогах финансово - хозяйственной деятельности, ответственность за ее результаты, контроль за финансово - хозяйственной деятельностью предприятия. 2.4 Банковский кредит Банковский кредит очень важный источник финансирования предпринимательской деятельности. Банковский кредит - это одна из наиболее распространенных форм
кредитных отношений в экономике, объектом которых выступает процесс
передачи в ссуду непосредственно денежных средств. Предоставляется
исключительно специализированными кредитно-финансовыми организациями,
имеющими лицензию на осуществление подобных операций от центрального банка. Онкольные ссуды, подлежащие возврату в фиксированный срок после поступления официального уведомления от кредитора. В настоящее время они практически не используются не только в России, но и в большинстве других стран, так как требуют относительно стабильных условий на рынке ссудных капиталов и в экономике в целом. Краткосрочные ссуды, предоставляемые, как правило, на восполнение временного недостатка собственных оборотных средств у заемщика. Совокупность подобных операций образует автономный сегмент рынка ссудных капиталов — денежный рынок. Средний срок погашения по этому виду кредита обычно не превышает шести месяцев. Наиболее активно применяются краткосрочные ссуды на фондовом рынке, в торговле и сфере услуг, в режиме межбанковского кредитования. В современных отечественных условиях краткосрочные кредиты, получившие однозначно доминирующий характер на рынке ссудных капиталов, характеризуется следующими отличительными признаками: а) более короткими сроками, обычно не превышающими одного месяца; б) ставкой процента. Обратно пропорциональной сроку возврата ссуды; в) обслуживанием в основном сферы обращения, так как недоступны из-за цен для структур производственного характера. Среднесрочные ссуды, предоставляемые на срок до одного года (в отечественных условиях — до трех-шести месяцев) на цели как производственного, так и чисто коммерческого характера. Наибольшее распространение получили в аграрном секторе, а также при кредитовании инновационных процессов со средними объемами требуемых инвестиций. Долгосрочные ссуды, используемые, как правило, в инвестиционных целях. В России на стадии перехода к рыночной экономике практически не
используются как из-за общей экономической нестабильности, так и меньшей
доходности в сравнении с краткосрочными кредитными операциями (например, в Так же выделяют и классификацию по способу погашения. В этой классификации выделяют следующие виды ссуд. Ссуды погашаемые единовременным взносом (платежом) со стороны заемщика. Традиционная форма возврата краткосрочных ссуд, весьма функциональная с позиции юридического оформления, так как не требует использования механизма исчисления дифференцированного процента. Ссуды, погашаемые в рассрочку в течение всего срока действия кредитного договора. Конкретные условия (порядок) возврата определяются договором, в том числе — в части антиинфляционной защиты интересов кредитора. Всегда используются при долгосрочных ссудах и, как правило, при среднесрочных. По способу взимания ссудного процента так же различают следующие виды банковских кредитов. Ссуды, процент по которым выплачивается в момент ее общего погашения. Ссуды, процент по которым выплачивается равномерными взносами заемщика в течение всего срока действия кредитного договора. Традиционная форма оплаты средне- и долгосрочных ссуд, имеющая достаточно дифференцированный характер в зависимости от договоренности сторон (например, по долгосрочным ссудам выплата процента может начинаться как по завершении первого года пользования кредитом, так и спустя более продолжительный срок). Ссуды, процент по которым удерживается банком в момент
непосредственной выдачи их заемщику. Для развитой рыночной экономики эта
форма абсолютно нехарактерна и используется лишь ростовщическим капиталом. Вообще, необходимо отметить, что классификаций очень много. Скажу лишь кратко, банковские кредиты делят еще и по наличию обеспечения, и по целевому назначению и еще по многим параметрам. По наличию обеспечении делят на доверительные ссуды, обеспеченные, ссуды под финансовые гарантии третьих, лиц. По целевому назначению делят банковские кредиты на ссуды общего
характера, целевые ссуды. 2.5 КОММЕРЧЕСКИЙ КРЕДИТ Итак, далее речь пойдет о коммерческом кредите. Одна из первых форм кредитных отношений в экономике, породившая
вексельное обращение и тем самым активно способствовавшая развитию
безналичного денежного оборота, находя практическое выражение в финансово-
хозяйственных отношениях между юридическими лицами в форме реализации
продукции или услуг с отсрочкой платежа. Основная цель этой формы кредита —
ускорение процесса реализации товаров. а следовательно, извлечения
заложенной в них прибыли. В зарубежной практике коммерческий кредит получил исключительно
широкое распространение. Например, в Италии до 85% от суммы сделок в
оптовой торговле осуществляются на условиях коммерческого кредита, причем
средний срок по нему составляет около 60 дней, что существенно превышает
срок фактической реализации товаров непосредственным потребителям. В России
эта форма кредитования до последнего времени была ограничена сферой
обращения. В других отраслях ее распространению объективно препятствовали
такие факторы, как высокие темпы инфляции, кризис неплатежей, ненадежность
партнерских связей, недостатки конкретного права. Глава 3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Государственное регулирование и поддержка играют исключительно важную роль в развитии предпринимательства, именно по этой причине я включил этот вопрос в свою курсовую работу. К тому же существенную роль в финансировании предпринимательской деятельности играет именно государство. Анализ нормативных актов в этой сфере с позиции их влияния на развитие предпринимательства в России позволяет определить, что механизм государственного воздействия включает организационно-управленческие и экономические меры. Организационные структуры поддержки бизнеса сегодня представлены в
первую очередь Государственным комитетом РФ по поддержке и развитию малого
предпринимательства, Федеральным фондом поддержки малого
предпринимательства, региональными фондами, агентствами, центрами и др. Все
более активно действуют на федеральном и региональном уровнях союзы,
ассоциации, и другие общественные объединения малых предприятий. Вторую группу мер поддержки предпринимательства составляют различные фонды, источники их финансирования, рычаги и стимулы как межотраслевого, так и регионального воздействия. В развитии предпринимательства существенную роль играет региональная система регулирования и поддержки малого предпринимательства. Формы и методы реализации региональной политики в отношении малого предпринимательства исходят, с одной стороны, из мер, принимаемых на государственном уровне, с другой - определяются задачами развития и спецификой каждого конкретного региона. Большое значение в системе управляющего воздействия имеют конкретные формы и методы взаимоотношений администрации с предпринимательством, механизм его поддержки. Одна из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на начальной стадии, - предоставление субъектам предпринимательства кредитов. Кредиты могут предоставляться непосредственно администрацией из бюджета и внебюджетных средств, либо через банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства.[9] Важной сферой регулирования является применение финансовых методов в отношении тех рыночных структур, которые работают с предприятиями малого бизнеса. Здесь может применяться снижение ставки налогообложения организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороны местной администрацией финансовых гарантий. В качестве гарантий администрацией могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты муниципальной собственности, недвижимости. Деятельность субъектов предпринимательства во многом зависит от
действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер
государственной поддержки развитие предпринимательства невозможно. ФЗ «О
государственной поддержке малого предпринимательства в Российской ЗАКЛЮЧЕНИЕ Существующая правовая система России все еще не может обеспечить
защиту прав и интересов предпринимателей. Официальное право оказалось
оторванным от реальных процессов, происходящих в социально-экономической
жизни России. Именно поэтому большая часть экономической, в том числе
предпринимательской деятельности, осуществляется за ее пределами. “Вакуум
права”, отсутствие эффективных правовых норм, поддерживающих современные
социально-экономические процессы, с одной стороны, приводят к правовому
нигилизму, недоверию людей к государству вообще. С другой стороны, этот Список использованных источников 11. Гражданское право России: Курс лекций, часть-первая / Отв. ред. О.Н. ----------------------- [3] Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. - М., 1994, с. 61. [8] Экономика и жизнь. 1999, № 47 [10] Федеральный закон «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 года // [11] Федеральная программа поддержки малого предпринимательства в [12] Федеральная программа поддержки малого предпринимательства в |
|
© 2010 |
|