РУБРИКИ |
Общая характеристика государственного регулирования предпринимательства в Украине |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Общая характеристика государственного регулирования предпринимательства в УкраинеОбщая характеристика государственного регулирования предпринимательства в Украине
Одесская Национальная Юридическая Академия кафедра предпринимательского и коммерческого права КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УКРАИНЕ студента 4 курса, 2 группы факультета гражданского права и предпринимательства Елизарова А.В. Одесса 2003 ПЛАН Введение 3 Раздел I. Государственное регулирование предпринимательства в Украине 5 1.1 Необходимость государственного регулирования предпринимательства 5 1.2 Понятие, виды и правовая регламентация государственного регулирования предпринимательства. 8 1.3 Условия и предпосылки государственного регулирования предпринимательской деятельности. 20 Раздел II. Регулирование проверок деятельности предпринимателей. 23 Заключение 32 Список использованной литературы 34 Введение Государство, закрепив в Конституции Украины право каждого на предпринимательскую деятельность, которая не запрещена законом, одновременно провозгласило, что обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства?. Для обеспечения права на предпринимательскую деятельность государству необходимо, прежде всего, создать максимально благоприятствующую условия для неё, на что и направленно государственное регулирование предпринимательской деятельности. В настоящее время, во время переходного периода от административно- плановой к рыночной экономике, государственное регулирование предпринимательской деятельности является одним из наиболее актуальных вопросов. Реформирование народного хозяйства молодой суверенной Украины, укрепление и дальнейшее развитие экономического фундамента предпринимательства разных форм собственности на основе равноправного их существования – это исключительно сложные и неоднозначные проблемы и задачи государственного регулирования предпринимательской деятельности, которые требуют скорейшего своего разрешения. Сам процесс государственного регулирования предпринимательства также требует усовершенствования. Для этого нужны, прежде всего, законодательные усилия, разработка новых законов и важных дополнений и изменений действующих, принятие новых подзаконных нормативно-правовых актов и подробного толкования существующей законодательной базы. Стоит также при этом обратить внимание на то, что достижение
соответствующего уровня правового регулирования предпринимательства
актуальная проблема не только современного, но и будущего социально-
экономической жизни страны. Кроме того, правовое
регулирование Раздел I. Государственное регулирование предпринимательской деятельности 1.1 Необходимость государственного регулирования предпринимательства. Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд социально, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения. Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство. Прерогатива государства — обеспечение надежного правопорядка в стране, национальной безопасности, а это, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики?. Таким образом, предпринимательство в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующих условий для этого. Государство всегда регулирует современную экономику. При этом организационно-правовое воздействие направленно на стимулирование частной инициативы и помощь хозяйствующим субъектам путём создания необходимых условий для их успешного функционирования. Затянувшийся экономический кризис в нашей стране, характеризующийся
спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и
совпавшей по времени с переходом на рыночную экономику, во многом обусловлен слабым, а порой и некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические процессы; тем самым государство не выполняет важнейшие свои функции, которые на него возлагаются. Для стабилизации рыночных отношений и преодоления экономического кризиса на государство возлагаются следующие основные функции: 1. Создание правовой основы. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции и т.д. При помощи правовой основы государство обеспечивает законные "правила игры", регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности. 2. Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов предпринимательской деятельности. Если государство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. 3. Стабилизация экономики, т.е. устойчивое развитие экономики, когда
достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные
макроэкономические показатели: объем валового национального продукта,
национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом и в негативном плане может повлиять на предпринимательскую деятельность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы. 4. Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой в гарантированном обеспечении всех работающих минимумом заработной платы, пенсиями по старости и инвалидности, пособиями по безработице; в обеспечении различных видов помощи малоимущим; в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и т.д. Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе. 5. Защита конкуренции. В рыночной экономике конкуренция – один из
основных регулирующих инструментов. Конкуренция — основа прогресса во всех
сферах экономики, она заставляет производителей товаров и услуг внедрять
все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее
производство. Поэтому одна из функций государства – защита конкуренции. Для Украины проблема создания конкурентной сферы и ее защита особенно важны на современном этапе, поскольку среда для настоящей конкуренции в стране еще не создана и экономика в значительной степени монополизирована. Выход из создавшегося положения очевиден: демонополизация экономики –
создание конкурентной среды – защита конкуренции. Для выполнения этих и
других функций государство должно использовать все имеющиеся в его
распоряжении рычаги и средства. 1.2 Понятие, виды и правовая регламентация государственного регулирования предпринимательства Общие положения государственного регулирования предпринимательской деятельности законодательно закреплены в ст. 42 Конституции Украины и в ст. 15 Закона Украины «О предпринимательстве» от 7 февраля 1991 года, в которых, в частности, предусмотрено, что государство обеспечивает свободу конкуренции между предпринимателями, защищает потребителей от проявлений недобросовестной конкуренции и монополизма в либо каких сферах предпринимательской деятельности. Вмешательство государственных органов в хозяйственную деятельность предпринимателей не допускается, если оно не затрагивает предусмотренных законодательством Украины прав государственных органов относительно осуществления за деятельностью предпринимателей. Государственные органы и служебные лица могут давать предпринимателям указания только в пределах своей компетенции, установленной законодательством. В случае издания государственным или иным органом акта, который не соответствует его компетенции или требованиям законодательства, предприниматель может обратиться в суд с заявлением о признании такого акта недействительным. Не допускается принятия государственными органами актов, которые определяют привилегированное положение субъектов предпринимательской деятельности одной из форм собственности относительно предпринимательской деятельности других форм собственности?. Государственное регулирование предпринимательской деятельности — это
основанная на законодательстве одна из форм государственного воздействия на
предпринимательство, реализуемая посредством установления и применения
государственными органами правил, нацеленных на корректировку экономической
деятельности физических и юридических лиц, В определении регулирования экономики важно подчеркнуть, что это
деятельность государственных органов, которая по своей сути нацелена на
корректировку экономической деятельности субъектов. Важной характеристикой
регулирования экономики в отличие от других элементов государственного
воздействия на нее следует считать то, что оно осуществляется посредством
применения норм, поддерживаемых юридической ответственностью. Как справедливо отмечает Саниахметова Н.А., недостатком статьи 15 Многочисленные и разнообразные виды деятельности, подпадающие под
понятие государственного регулирования экономики, можно классифицировать в
зависимости от того, в чью пользу они осуществляются. Так, одни виды
регулирования нацелены на защиту групп предпринимателей (например, запрет
ценовой дискриминации среди конкурирующих субъектов предпринимательской
деятельности, защита малого и среднего предпринимательства), другие — на
защиту потребителей (регулирование безопасности товаров,
добросовестности рекламы) либо могут Классификация регулирования возможна также в зависимости от того,
воздействует ли оно на отдельную отрасль экономики либо на экономику в
целом, т. е. имеет узкоотраслевую направленность либо общеэкономическую. Государственное регулирование экономики также можно подразделить на два типа в зависимости от того, нацелено ли оно на замену конкуренции либо является дополнением к рыночным механизмам и предназначено для достижения других специфических целей. Классическим примером первого типа регулирования является естественная монополия. Она существует в отраслях, связанных с большим объемом продукции, где в силу технологических особенностей производства наиболее эффективно удовлетворение спроса в отсутствие конкуренции, при функционировании одного субъекта предпринимательства. Наиболее крупный субъект предпринимательской деятельности в такой отрасли является и наиболее эффективным, поскольку его расходы на единицу продукции минимальные. Такой субъект способен вытеснить конкурентов с рынка, и меньшие по размерам субъекты предпринимательства не могут конкурировать с ним. При отсутствии регулирования в такой отрасли монополия способна установить более высокие цены, чем это обусловлено расходами производства. Государственная политика в отношении естественной монополии заключается в том, что одному крупному субъекту дозволено функционировать на рынке, но при этом использовать регулирование его деятельности для предотвращения монопольных цен. Следовательно, регулирование естественной монополии позволяет государству использовать преимущества отраслей экономики с объемной продукцией без возложения на потребителей бремени монополистических цен и без затрат на преобразование монополистов в малые и средние предприятия, которые будут производить то же или меньшее количество продукции, но по более высоким ценам. Оказание коммунальных услуг — типичный пример такой монополии, а
регулирование доступа на рынок, цен и доходов субъектов предпринимательства Таким образом, вышеуказанный тип регулирования экономики охватывает
случаи необходимости регулирования ввиду того, что конкуренция не может
работать в теории или в практике, поскольку может существовать только один
субъект предпринимательской деятельности и, как следствие, нет конкурента,
соперничающего с ней. Такое регулирование требуется в ситуации с природной
монополией – альтернатива конкуренции для предотвращения злоупотребления
монопольной властью. Цель регулирования в этой ситуации - удержать затраты
и цены низкими, а обслуживание и качество - высокими. Экономическое
регулирование осуществляется для достижения тех же рыночных целей, что и
конкуренция. Целью регулирования в таких случаях является защита прав потребителей, их здоровья и безопасности путем информирования потребителей о товарах, производимых и реализуемых на рынке. Регулирование в этой сфере может принимать формы установления государственных требований и стандартов относительно маркировки и сертификации товаров, обозначения товарных знаков и др.? Государство использует множество форм воздействия и механизмов для
непосредственного или опосредованного воздействия на субъектов
предпринимательской деятельности. В них проявляются различные аспекты
государственного воздействия на нее, включающие содействие
предпринимательству, планирование, регулирование. Кроме того, государство
во взаимоотношениях с предпринимателями может выступать в качестве
покупателя, собственника, менеджера экономики. Свою функцию поддержки
предпринимательства государство выполняет посредством субсидий и иных форм
финансовой помощи, которые предназначены для содействия отдельным отраслям
промышленности, регионам страны, а иногда и отдельным предпринимателям. государство также оказывает содействие посредством принятия на себя
значительных затрат на научно-исследовательские работы в отдельных
отраслях, которые считаются важными для обеспечения национального
благосостояния и обладают комплексной технологией?. - законодательные меры, развёрнутое правовое регулирование различных отношений; при этом особо важную роль играет антимонопольное, или конкурентное законодательство; - непосредственное управление государственной собственностью ( в том
числе находящимися в собственности государства природными и финансовыми
ресурсами), доля которых в странах с развитой экономикой достаточно велика - программирование (планирование) экономического и социального развития; - создание путём учредительства или национализации государственных либо смешанных компаний:; определение статуса корпораций и других субъектов хозяйствования; приватизация и деприватизация предприятий; - государственные закупки товаров и услуг; - меры по стимулированию капиталовложений в технически передовые отрасли; - государственное финансирование научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ; - дотации и субсидии частным и государственным предприятиям, выделяемые из средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; - кредиты, субсидируемые государством или предоставляемые под - налоговые льготы; - экспортные субсидии Государство может являться своеобразным гарантом отдельных субъектов предпринимательства, не допуская их банкротства, если это может привести к неблагоприятным последствиям для всей экономики. Оно выступает в качестве покупателя, закупая товары и услуги предпринимателей для государственных нужд. Кроме того, государство осуществляет функции собственника в отношении государственной собственности, а также участвуя в предприятиях, основанных на соединении частной и государственной собственности. Выступая в роли менеджера экономики, государство широко использует финансовую, монетарную политику и политику планирования. Государство также воздействует посредством мониторинга субъектов предпринимательской деятельности, в частности, требований представления определенных видов информации, например, финансовыми институтами и иностранными инвесторами. Хотя государственное регулирование предпринимательской деятельности основывается на законодательстве, однако не исчерпывается им, поскольку это сложный процесс, охватывающий в комплексе различные организационно-правовые средства. Организационный аспект государственного регулирования проявляется в создании определенных государственных органов и наделении их соответствующими полномочиями для оказания целенаправленного воздействия на экономические отношения и предпринимательскую деятельность. При осуществлении государственного воздействия на экономику во избежание неадекватности используемого метода регулирования и его цели необходимо принимать во внимание следующее. В структурно конкурентных отраслях приоритет должен быть отдан рыночной системе перед регулированием рынка. Для достижения целей воздействия необходимо использовать не одно средство, а систему средств и методов, включая стимулы. Государству следует осуществлять и продолжать экономическое дерегулирование в тех сферах, где складывается эффективная конкуренция. Имеется много сфер экономики, где альтернативы регулирования могут работать более эффективно, чем регулирование для достижения тех же целей. Немаловажное значение в осуществлении государственного регулирования предпринимательской деятельности в Украине имеет Указ Президента Украины «О введении единой государственной политики в сфере предпринимательства» от 22 января 2000года?. Этот указ издан с целью недопущения сужения содержания и объёма права граждан на предпринимательскую деятельность, введения эффективного государственного регулирования в сфере предпринимательства. В нём закреплено положение о том, что обеспечение проведения единой регуляторной государственной политики в сфере предпринимательства является одним из главных приоритетов в деятельности органов исполнительной власти относительно осуществления экономических реформ. Под единой регуляторной государственной политики в сфере предпринимательства признаётся деятельность, направленная на достижение оптимального регулирования государством предпринимательской деятельности, устранение правовых, экономических и административных препятствий в реализации права на предпринимательскую деятельность. Единая государственная регуляторная политика в сфере предпринимательства осуществляется путём упорядочения нормативного регулирования предпринимательской деятельности, т. е. издания нормативно- правовых актов, а также директивных писем. Основными принципами упорядочения нормативного регулирования - целесообразность, достаточность и соответствие нормативного регулирования требованиям рыночных отношений; - эффективность и обеспечение достижения экономических и социальных результатов введения регулятивных актов; - системность, последовательность и скоординированость действий относительно разработки, издания и исполнения регулятивных актов; - гласность в процессе подготовки проектов наиболее важных регуляторных актов, которые существенно воздействуют на рыночную среду, права и интересы предпринимателей, и публичное обсуждение этих проектов; - обязательность и своевременность доведения изданных регуляторных актов до ведома субъектов предпринимательской деятельности. На государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства возложена координация деятельности органов исполнительной власти по подготовке проектов, издания и исполнения регуляторных актов. Установлено, что проекты регуляторных актов подлежат обязательному согласованию с Государственным комитетом Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. Также указанно, что проекты регуляторных актов, которые существенно воздействуют на рыночную среду, права и интересы предпринимателей, подлежат опубликованию для публичного обсуждения. Решение об опубликовании таких проектов для публичного обсуждения принимает и опубликование проектов обеспечивает государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. Запрещено внесение Президенту Украины и Кабинету Министров Украины проектов регуляторных актов, издание Кабинетом Министров Украины, другими органами исполнительной власти регуляторных актов без обоснования целесообразности вмешательства государства в соответствующую сферу предпринимательской деятельности, адекватности и эффективности предложенных путей и способов разрешения затронутых в проекте вопросов, характеристики ожидаемых социально-экономических последствий введения мер, предусмотренных проектом, а также без предварительного согласования соответствующего проекта регулятивного акта, в порядке, предусмотренном статьёй 4 названного указа. Государственное регулирование предпринимательской деятельности не
является достаточным для создания благоприятного окружения
предпринимательства. Необходимо формирование комплекса организационно-
правовых средств для создания макросреды предпринимательской деятельности,
включая развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства, правовые
механизмы стимулирования развития предпринимательской деятельности и
эффективной системы защиты прав и законных интересов предпринимателей, а
также общественных и государственных интересов в сфере предпринимательства. В частности, в статье 12 сказано, что государство для реализации экономической политики, выполнения целевых экономических и других программ и программ экономического и социального развития применяет разнообразные средства и механизмы регулирования хозяйственной деятельности. Предусмотрены основные средства регулирующего воздействия государства на деятельность субъектов хозяйствования: - государственный заказ, государственное задание; - лицензирование, патентование и квотирование; - сертификация и стандартизация; - применение нормативов и лимитов; - регулирование цен и тарифов; - предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот; - предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий. Условия, объёмы, сферы и порядок применения отдельных видов средств государственного регулирования хозяйственной деятельности, а также установление и отмена льгот и преимуществ в хозяйственной деятельности отдельных категорий субъектов хозяйствования регулируется Хозяйственным кодексом, программами экономического и социального развития и другими законодательными актами. В соответствии со статьёй 13 Хозяйственного кодекса, государственный
заказ является способом государственного регулирования экономики путём
формирования на договорной (контрактной основе) состава и объёмов продукции Что касается лицензирования, патентования и квотирования как средств
государственного регулирования предпринимательской деятельности, то они
направлены на обеспечение единой государственной политики в этой сфере и
защиту экономических и социальных интересов, государства, общества и
отдельных потребителей. Правовые основы лицензирования и патентования
определённых видов хозяйственной деятельности и квотирования определяются
исходя из конституционного права каждого на осуществление
предпринимательской деятельности, не запрещённой законом, а также принципов
хозяйствования, закреплённых в статье 6 Хозяйственного кодекса. Относительно сертификации и стандартизации в статье 15 Хозяйственного кодекса сказано, что в сфере хозяйствования применяются государственные стандарты Украины, кодексы устоявшейся практики, классификаторы, технические требования, международные, региональные и национальные стандарты других стран (применяются в Украине в соответствии с действующими международными договорами Украины). Сертификация, то есть подтверждение соответствия качества продукции услуг требованиям стандартов осуществляется с целью предупреждения предоставления услуг и реализации продукции, опасных для жизни, здоровья и имущества граждан и окружающей природной среды, содействия потребителю в выборе продукции, создания условий для участия субъектов хозяйствования в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле. _________________ 1.3 Условия и предпосылки государственного вмешательства Государственное регулирование экономики и предпринимательской деятельности должно применяться только в случае доказанности превышения потенциальных результатов над его потенциальными затратами. Цели регулирования и методы достижения этих целей следует избирать сообразно степени их соответствия общественным интересам. Только при наличии определенных условий и предпосылок государство должно вмешиваться в экономику. Условия могут быть и позитивными, и негативными. Негативные условия — это всякого рода негативные явления и тенденции в
различных сферах человеческой деятельности, которые могут отрицательно
повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Такими условиями для вмешательства государства могут быть: требования национальной безопасности, социальная напряженность в обществе, негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, неконкурентность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и др.), ухудшение окружающей среды. Одна из серьезнейших функций государства — своевременное выявление и устранение предпосылок, т.е. не очевидных проявлений негативных условий и тенденций в экономике и других сферах человеческой деятельности. Под позитивными условиями понимаются различные позитивные явления и процессы в различных сферах человеческой деятельности, которые положительно влияют на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по их поддержанию. Знание условий и предпосылок еще не достаточно для государственного вмешательства, государство должно знать их критерии, т.е. признаки, на основании которых можно было бы произвести оценку их количественного соотношения. Например, к негативным явлениям относятся инфляция, безработица, спад промышленного производства, дефицит бюджета, спад инвестиционной деятельности и др. Для государственного вмешательства необходимо знать их критерии, чтобы можно было выбрать адекватные меры воздействия для их устранения. Безработица – это неотъемлемый элемент рыночной экономики. Определенный
ее уровень – 4-6% численности рабочей силы – считается нормальным, или
оправданным и называется естественным уровнем. Естественной считается
фрикционная и структурная безработица. Эта безработица связана с поиском
более выгодной работы, сезонными перерывами, а также с изменениями спроса
на те или иные профессии. Инфляция — это повышение общего уровня цен на товары и услуги, и как
явление более сложное чем, безработица. Инфляция характерна для всех стран
мира, так как цены на товары и услуги не являются постоянными
величинами, находятся в движении. Поэтому до определенного уровня
инфляция не представляет серьезной опасности, а более высокий ее уровень
может принести много бед для экономики и общества в целом. Ибо по силе
негативного влияния вряд ли можно еще найти подобное явление. Поэтому
государство должно отслеживать этот процесс, чтобы инфляция не могла выйти
из-под его контроля. Меры, принимаемые государством, зависят от уровня
инфляции. Поэтому различают умеренную, галопирующую и гиперинфляцию. Противоинфляционные меры государства зависят не только от уровня инфляции, но и причин ее породивших. Исходя из этого различают инфляцию двух типов: инфляцию спроса и инфляцию предложения. Каждая из них имеет свои особенности, поэтому "лекарства" для их лечения тоже свои. Дефицит бюджета — это превышение расходов государства над его доходами. _________________ Раздел II. Регулирование проверок деятельности предпринимателей. Проверки деятельности предпринимателей регулируются в соответствии с Появление этого Указа Президента Украины вызвано в первую очередь тем, что предпринимательство в Украине находится под давлением чрезмерного государственного регулирования. Необходимость выполнения значительного количества установленных различными нормативами разного уровня правил и процедур тормозит появление на рынке новых субъектов предпринимательской деятельности и мешает нормальной работе уже действующих субъектов предпринимательства. В частности, это касается многочисленных проверок контролирующих органов, которых насчитывается около тридцати. Среди наиболее частых нарушений со стороны проверяющих органов указывается: - использование служебного положения в личных интересах; - трактовка законодательства исключительно в пользу проверяющих; - принуждение предпринимателей к перечислению средств в различные фонды и организации; - навязывание предпринимателю различных компьютерных программ; - проверки субъектов предпринимательской деятельности без соответствующих разрешений, по собственной инициативе; - превышение допустимой частоты проверок?. При этом зачастую контролирующие органы руководствуются не законами, а подзаконными актами или ведомственными инструкциями, которые не прошли соответствующую регистрацию в Министерстве юстиции Украины Указ Президента Украины «О некоторых мерах по дерегулированию В соответствии с пунктом 1 вышеназванного указа, органы исполнительной
власти, уполномоченные от имени государства осуществлять проверку финансово-
хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности Плановая выездная проверка – это проверка финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, которая предусмотрена в плане работы контролирующего органа и проводится по местонахождению такого субъекта или по месту расположения объекта собственности, относительно которого проводится такая плановая выездная проверка. Плановая выездная проверка проводится по совокупным показателям финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности по письменному решению руководителя соответствующего контролирующего органа не чаще одного раза в календарный год в пределах компетенции соответствующего контролирующего органа. Указом запрещается проведение плановых выездных проверок по отдельным
видам обязательств перед бюджетами, кроме обязательств по бюджетным займам
и кредитам, гарантированным бюджетными средствами. Исходя из пункта 2 Указа Президента Украины «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» под внеплановой выездной проверкой следует понимать проверку, которая не предусмотрена в планах работы контролирующего органа при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: а) по последствиям встречных проверок выявлены факты, которые свидетельствуют о нарушении субъектом предпринимательской деятельности норм законодательства; б) субъектом предпринимательской деятельности не представлены в установленный срок документы обязательной отчетности; в) выявлена недостоверность данных, заявленных в документах обязательной отчетности; г) субъект предпринимательской деятельности подал в установленном порядке жалобу о нарушении законодательства должностными лицами контролирующего органа при проведении плановой или внеплановой выездной проверки; д) в случае возникновения необходимости в проверке сведений, полученных от лица, которое имело правовые отношения с субъектом предпринимательской деятельности, если субъект предпринимательской деятельности не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа в течение трех рабочих дней со дня получения запроса; е) проводится реорганизация (ликвидация) предприятия. В указе сделана оговорка о том, что внеплановые выездные проверки на основании, определенном в пункте «е», проводятся только органами государственной налоговой службы и органами контрольно-ревизионной службы в пределах их полномочии. Внеплановая выездная проверка может осуществляться и на основании решения Кабинета Министров Украины. В соответствии с пунктом 4 указа, вышестоящий контролирующий орган может по собственной инициативе проверить достоверность заключений нижестоящего контролирующего органа путем проверки документов обязательной отчетности субъекта предпринимательской деятельности или заключений акта проверки, составленного нижестоящим контролирующим органом. Вышестоящий контролирующий орган вправе принимать решение о повторной проверке субъекта предпринимательской деятельности только в том случае, если в отношении должностных или служебных лиц контролирующего органа, которые проводили плановую или внеплановую проверку указанного субъекта, начато служебное расследование или возбуждено уголовное дело. Государственная налоговая администрация Украины вправе принять решение о проведении повторной проверки субъекта предпринимательской деятельности в случае, если такое решение оформляется приказом за подписью ее Председателя. В указе Президента Украины «О некоторых мерах по дерегулированию
предпринимательской деятельности» указан исчерпывающий перечень органов,
которые имеют право проводить плановые и внеплановые выездные проверки
финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской
деятельности, это: а) органы государственной налоговой службы — относительно уплаты
налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные
целевые фонды, неналоговых платежей; б) таможенные органы — относительно уплаты ввозной пошлины, акцизного
сбора и налога на добавленную стоимость, которые взимаются в случае ввоза Указанные контролирующие органы имеют право проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности только в указанных пределах их компетенции. Осуществление плановых и внеплановых выездных проверок по указанным
вопросам другими государственными органами запрещается. Плановые выездные
проверки проводятся всеми контролирующими органами одновременно в день,
определенный органом государственной налоговой службы. В случае невозможности проведения одновременной проверки всеми контролирующими органами (отсутствие условий труда для всех проверяющих, невозможность сотрудничества работников проверяемого субъекта предпринимательской деятельности одновременно со всеми проверяющими) проверки проводятся в разные сроки, согласованные контролирующими органами с субъектом предпринимательской деятельности. В соответствии с пунктом 2 постановления Кабинета Министров Украины от При согласовании сроков проведения указанных проверок приоритетными
признаются установленные государственными налоговыми инспекциями сроки,
которые не должны превышать 30 рабочих дней, кроме субъектов
предпринимательской деятельности с годовым совокупным валовым доходом 20
млн. гривен и более, срок проверки которых может превышать 30 рабочих дней. Как гарантия защиты субъектов предпринимательской деятельности в пункте К проведению плановых выездных проверок контролирующие органы имеют право привлекать как экспертов специалистов других государственных органов. По результатам проведенных плановых выездных проверок работниками каждого контролирующего органа составляются отдельные акты (справки) в соответствии с их компетенцией и принимаются необходимые меры?. Важным положением является указание на то, что решения об изъятии
документов первичного учета, приостановлении операций на счетах в В пункте 7 Указа Президента Украины «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» от 23.07.98 г. рекомендовано предприятиям, учреждениям и организациям всем форм собственности ведение журналов посещения их и их структурных подразделений представителями контролирующих органов с обязательным указанием в этих журналах сроков и цели посещения, должности и фамилии представителя, который обязательно ставит свою подпись в этом журнале. Отказ представителя контролирующего органа от подписи в журнале является основанием для недопущения его к проведению проверки. О факте этого отказа субъект предпринимательской деятельности сообщает письменно в трехдневный срок контролирующему органу, в котором работает такой представитель. Форма и порядок ведения журнала посещения субъектов предпринимательской
деятельности контролирующими органами установлены приказом Ведение журнала является правом, а не обязанностью субъектов предпринимательской деятельности и осуществляется на добровольных началах, но практика показывает, что такой журнал имеется почти на каждом предприятии. Журнал регистрации проверок находится по месту осуществления предпринимательской деятельности. В случае наличия у субъектов предпринимательства территориально обособленных филиалов, представительств и других подразделений в каждом из них ведется отдельный Журнал регистрации проверок. Он прошивается субъектом предпринимательства и заверяется печатью и подписью директора или собственника (для юридических лиц) либо только подписью (для физических лиц) субъекта предпринимательской деятельности. Представитель контролирующего органа перед началом проверки должен обязательно сделать запись в журнале, заполняя все предусмотренные графы, и поставить свою подпись. Субъект предпринимательской деятельности имеет право проверить наличие соответствующих полномочий лица, осуществляющего проверку, до начала проверки, в том числе позвонив в соответствующий контролирующий орган. В графе «Примечание» субъект предпринимательской деятельности может зафиксировать свои замечания или сделать отдельные примечания. Нормативно-правовые акты контролирующих органов, которые регламентируют порядок проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности, согласовываются с Государственным комитетом Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. Внеплановые проверки соблюдения субъектами предпринимательской деятельности пожарной безопасности не осуществляется, если субъект предпринимательской деятельности заключил договор страхования гражданской ответственности перед третьими лицами о возмещении последствий возможного ущерба. В таком случае ущерб, нанесенный третьим лицам в связи с нарушением субъектом предпринимательской деятельности требований пожарной безопасности, компенсируется в полном объеме страховой комиссией. Государственные органы по делам защиты прав потребителей осуществляют внеплановую проверку деятельности субъектов предпринимательской деятельности исключительно на основании полученных от потребителей жалоб о нарушении такими субъектами требований законодательства о защите прав потребителей. Жалоба потребителя должна подаваться в письменном виде и содержать сведения о его фамилии, имени, отчестве, месте жительства, серии и номере паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, а также данные о товаре, при продаже которого были нарушены права потребителя. Органы по делам защиты прав потребителей не имеют право разглашать указанные сведения о потребителе, который подал жалобу?. Ограничения в сроках и основаниях проведения проверок субъекта предпринимательской деятельности, определенные этим Указом, не распространяется на проверки, проводимые по личной просьбе субъекта предпринимательской деятельности, или проверки, проводимые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. _________________ Заключение Тщательно проанализировав такой институт предпринимательского права, как государственное регулирование предпринимательской деятельности, можно сделать следующие выводы. Государственное регулирование предпринимательской деятельности — это основанная на законодательстве одна из форм государственного воздействия на предпринимательство, реализуемая посредством установления и применения государственными органами правил, нацеленных на корректировку экономической деятельности физических и юридических лиц, которое поддерживается возможностью применения правовых санкций при их нарушении. В условиях перехода к рыночной экономике необходимо смешанное регулирование предпринимательской деятельности, то есть соединение саморегулирования конкурентного рынка и государственного воздействия на экономику. В переходной период государственное регулирование предпринимательской деятельности необходимо как дополнительный механизм к системе саморегуляции рынка направленный на корректирование поведения предпринимателей в интересах общества. Государственное регулирование предпринимательской деятельности не является достаточным для создания благоприятного окружения предпринимательства. Необходимо формирование комплекса организационно- правовых мер для создания макросреды предпринимательской деятельности, включая развитую инфраструктуру поддержки предпринимательства, правовые механизмы стимулирования развития предпринимательской деятельности и эффективные системы защиты прав и законных интересов предпринимателей, а также общественных и государственных интересов в сфере предпринимательства. Анализ правовых норм, регламентирующих государственное регулирование предпринимательской деятельности, даёт возможность прийти к выводу о том, что отечественные средства по регулированию предпринимательства не являются системными и больше похожи на эклектическое соединение разных методов и форм воздействия. Вне сомнения тот факт, что опыт зарубежных стран в совершении экономических реформ заслуживает на всестороннее изучение и продуманное, вымеренное и адаптированное использование в Украине. Список использованной литературы 1. Конституція України // Відомості Верховної Ради України. - 1996. - № 30. - ст.141. 2. Господарський кодекс України від 16 січня 2003р. // Відомості Верховної Ради України. - 2003. - № 18. - ст.144. 3. Про підприємництво: Закон України. // Відомості Верховної Ради України. - 1991. - № 14. - ст.168. 4. Про підприємства в Україні: Закон України. // Відомості Верховної Ради України. - 1991. - № 24. - ст.272. 5. Про державне регулювання ринку цінних паперів в Україні: Закон України. // Відомості Верховної Ради України. - 1996. - № 51. - ст.292 6. Концепція переходу Української РСР до ринкової економіки. // Відомості Верховної Ради України. - 1990. - № 48. - ст. 632. 7. Про Порядок координації проведення планових виїзних перевірок фінансово-господарської діяльності суб'єктів підприємницької діяльності контролюючими органами: Постанова Кабінету Міністрів України від 29 січня 1999 р. // Урядовий кур’єр. - 1999. - № 5. - ст. 16. 8. Про деякі заходи з дерегулювання підприємницької діяльності: Указ Президента України від 23 липня 1998 року. // Урядовий кур’єр. - 1998. - № 23. - ст. 14. 9. Про усунення обмежень, що стримують що стримують розвиток підприємницької діяльності: Указ Президента України від 3 лютого 1998 року. // Офіційний вісник України. – 1998. - № 5. – ст. 173. 10. Про запровадження єдиної державної регуляторної політики у сфері підприємництва: Указ Президента України від 22 січня 2000 року. // Урядовий кур’єр. - 2000. - № 4. - ст. 28. 11. Про затвердження форми та Порядку ведення Журналу відвідання суб'єктів підприємницької діяльності контролюючими органами: Наказ державного комітету України з питань розвитку підприємництва від 10.08.98 року. № 18 12. „Щодо нормативного регулювання підприємницької діяльності”: Лист державного комітету України з питань регуляторної політики та підприємництва від 07.02.2001року. // „Бухгалтер". - N 7. - 2001г. - ст. 23. 13. Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. – 672 с. 14. Кравцова Т. „Правова природа державного регулювання підприємницької діяльності”. // Підприємництво, господарство, право. – 2003. - № 8. – ст. 3. 15. Кулик В. „Поняття державного регулювання підприємництва”. // Держава і право: Збірник наукових праць. Юридичні і політичні науки. Випуск 3. – К.: Інститут держави і права ім. В.М. Корецького НАН України; Спілка юристів України; Видавничий Дім „Юридична книга”, 1999. – 296 с. 16. Курс предпринимательства: Учебник для вузов. – В.Я. Горфиндель, В.А. Швандер, Е.М Купряков и др.: Под ред. проф. В.Я. Горфинделя, проф. В.А. Швандера. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 439 с. 17. Ластовецкий А. „Державне регулювання у ринковій економіці”. // Підприємництво, господарство, право. – 2003. - № 6. – ст. 126. 18. Мачуський В.В. Правове забезпечення підприємницької діяльності: Курс лекцій. – К.: КНЕУ, 2002. – 348 с. 19. Паламарчук В. Підприємництво: необхідність економіко-правового регулювання. // Право України. – 1997. – № 7. – с. 34. 20. Підприємницьке право: Навч. посіб. / Ніколаєва Л.В., Старцев О.В., Пальчук П.М., Іваненко Л.М. – К.: Істина, 2001. – 480 с. 21. Саниахметова Н. „Государственное регулирование экономики и предпринимательства”. // Підприємництво, господарство, право. – 2001. - № 7. – ст. 3. 22. Саниахметова Н.А. Юридический справочник предпринимателя. Издание четвёртое, переработанное и дополненное. – Х.: ООО «Одиссей», 2002. – 960 с. 23. Саніахмєтова Н.А. Підприємницьке право: Суб’єкти підприємництва. Кредитування. Оренда. Лізинг. Зовнішньоекономічна діяльність. Інвестиції. Антимонопольне законодавство. Захист від недобросовісної конкуренції. Реклама: Навч. Посібник. – К.: А.С.К., 2001. – 704 с. 24. Труш І. Удосконалювати правове регулювання малого підприємництва. // Право України. – 1999. – № 3. – с. 30.
|
|
© 2010 |
|