РУБРИКИ |
Ответственность предпринимателей |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Ответственность предпринимателейОтветственность предпринимателейГосударственный комитет по высшему образованию Государственная академия управления им. Серго Орджоникидзе
Кафедра предпринимательства
Реферат по дисциплине “Основы предпринимательства” Тема: Ответственность предпринимателей
Выполнил: студент ФМ 3-1 Голубев А.А. Проверил: доцент, к.э.н. Варакута С.А.
Москва 1996
Общие положения
В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством, регулирующим деятельность предприятий независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, а также от функционирования различных видов договорных отношений (договоров, контрактов, сделок) предприятия и должностные лица несут различные формы (виды) ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из законов Российской Федерации, нормативных актов и заключенных договоров. В ст. 307 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации говорится, что в силу обстоятельств одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право потребовать от должника выполнения его обязанности. В п.2 ст. 307 первой части ГК Российской Федерации установлено, что обстоятельства возникают из договора, вследствие причинения вреда и других оснований, предусмотренных данным Кодексом. Таким образом, наиболее общим основанием для возникновения обязательств предприятий и их ответственности является договор, под которым понимается соглашение 2-х или нескольких лиц (физических или юридических) об установлении, изменении или прекращении гражданских прав или обязанностей (ст. 420, п.1 ГК Российской Федерации ), которые возникают: · из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; · из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания гражданских прав и обязанностей; · из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; · в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; · в результате создания произведений науки, искусства, литературы, изобретений и иных результатов интеллектуальной собственности; · вследствие причинения вреда другому лицу; · вследствие неосновательного обогащения; · вследствие иных действий граждан и юридических лиц; · вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. Руководители предприятий и должностные лица должны руководствоваться положением ст. 10 ГК Российской Федерации, в соответствии с которой не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Ответственность предприятий за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в соответствии с законами и другими нормативными актами и договорами регулируется первой частью ГК Российской Федерации, иными правовыми актами Российской Федерации, а также Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик, постановлением ВС Российской Федерации от 14 июля 1992 г. “ О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы” и от 3 марта 1993 г. “ О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации”, которые применяются постольку, поскольку не противоречат части первой ГК Российской Федерации. В соответствии с гражданским законодательством исполнение обязательств предприятием (ответственность) обеспечивается посредством экономических санкций, залогом, удержанием имущества предприятия-должника, поручительством, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. При этом предприятие, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Неисполнение обязательства в соответствии с законом и договором вызывает необходимость применения экономических санкций в форме неустойки, под которой понимается определенная законом или договором денежная сумма, которую предприятие-должник обязано уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Неустойка осуществляется в двух формах: в виде штрафа и пени. В ст. 331 ГК Российской Федерации говорится, что соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства; если это положение не соблюдено, то соглашение о неустойке будет считаться недействительным. Прекращение обязательств предприятия осуществляется следующим способами: · надлежащим исполнением обязательства; · предоставлением взамен исполнения отступного, размер сроки и порядок которого устанавливаются сторонами; · полным или частичным зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или не определен моментом востребования; · совпадением должника и кредитора в одном лице; · соглашением сторон о замене первоначального обязательства существующего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация); · освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора; · невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельствами, за которые ни одна из сторон не отвечает; · на основании акта государственного органа; · ликвидацией юридического лица. Не допускается прекращение обязательства в зачет требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о пожизненном содержании, а также в иных случаях, предусмотренных законом или договором. Ответственность предприятий за неисполнение обязательств перед бюджетом Ответственность предприятий возникает при сокрытии (занижении) прибыли (дохода), сокрытии объектов от налогообложения, при несвоевременном перечислении налогов (платежей) в соответствующие уровни бюджета, при неисправном (неточном) ведении учета затрат и др. Одной из форм проявления ответственности предприятий является изъятие документов, свидетельствующих о нарушении. Данная форма ответственности представляет собой административно-правовую форму воздействия на предприятие. Ее осуществление должностными лицами ГНС оказывает существенное воздействие на финансово-хозяйственную жизнь предприятия. В соответствии с действующими положениями в объем и состав документов, подлежащих изъятию у предприятия, входят следующие: · первичные документы; · денежные документы; · планы; · сметы; · декларации; · справочные материалы; · расчеты, а также иные документы, связанные с начислением и уплатой налогов и других обязательных отчислений в бюджет. Документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, определенную в установленном законодательством порядке, не изымаются. При изъятии документов производится их тщательный осмотр в местах хранения, а недооформленные тома документов (неподшитые, непронумерованные и т.д.) в присутствии должностного лица ГНС дооформляются должностными лицами предприятия. Изъятые документы хранятся налоговой инспекции до принятия решения об их осмотре, проверке и исследовании. При отсутствии злоупотреблений документы возвращаются предприятию с распиской об их получении. Если в изъятых документах обнаружены злоупотребления, они передаются в следственные органы для проведения бухгалтерской или специальной экспертизы. В данном случае решении об их возвращении принимают следственные органы, о чем письменно сообщает ГНС руководителю предприятия. Помимо административно-правовых форм воздействия применяются финансовые санкции, установленные подпунктом “а” п.1 ст. 13 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. Финансовые санкции применяются только по результатам документальных проверок в следующем порядке и размерах: 1. За сокрытие или занижение дохода (прибыли) взыскивается налоговым органом вся сумма сокрытого или заниженного дохода (прибыли) и штраф в размере той же суммы. При этом необходимо руководствоваться положением, что неправильное начисление льгот по налогу на прибыль нельзя рассматривать как сокрытие (занижение) размера прибыли с применением соответствующих санкций. 2. За иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения (кроме сокрытия дохода (прибыли)) с предприятия взыскивается сумма налога и штраф в размере такой же суммы. 3. За повторное нарушение, допущенное предприятием в течение года с момента применения санкций за аналогичное нарушение (независимо от того, за счет каких факторов или каким способом завершено это событие), к предприятию применяются налоговые санкции в виде взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в двукратном размере этой суммы. Если судом (арбитражным судом) установлено, что предприятие умышленно скрывает или занижает доход (прибыль), с него может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода ( прибыли). 4. За отсутствие учета объектов налогообложения из ведение учета объектов налогообложения с нарушением установленного порядка, что влечет за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, предприятие уплачивает штраф за каждое нарушение в размере 10% доначисленных сумм налога. Вышеуказанный размер штрафа может быть применен за отсутствие учета прибыли, если не сформированы конечный результат деятельности предприятия, а также сумма прибыли, подлежащая налогообложению ( с учетом сумм фактических затрат и расходов, учитываемых в соответствии с законодательством при исчислении льгот на налог на прибыль). Под нарушениями порядка ведения учета объекта налогообложения (прибыли) понимаются следующие: · отсутствие установленных нормативными документами по ведению учета регистров, книг, журналов и др.; · отнесение на себестоимость продукции (работ, услуг) затрат, не связанных с ее производством и реализацией, а также расходов, не связанных с извлечением внереализационных доходов; · другие нарушения порядка ведения учета объекта налогообложения (прибыли), установленного действующими нормативными актами Минфина Российской Федерации, приведшие к искажению отчетности и финансовых результатов деятельности предприятия. 5. За непредставление или несвоевременное представление предприятием в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также уплаты налога (бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов и деклараций и других документов), предприятие выплачивает штраф в размерер 10% причитающихся к уплате сумм налога по очередному списку платежей. 6. Кроме применения вышеуказанных видов ответственности (санкций), налоговый орган может принять решение о приостановлении операций предприятия по счетам в банках и в иных кредитных учреждениях в случае непредставления в налоговый орган документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. 7. Если предприятие, осуществляющее хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, не может уплатить установленные законодательством налоги и другие платежи в бюджет, налоговый орган в соответствии с законодательством имеет право обратиться в арбитражный суд о признании предприятия несостоятельным (банкротом). 8. В соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а иакже сумм штрафов и иных санкций производится с предприятий в бесспорном порядке в течение 6 лет с момента образования указанной недоимки. Ответственность предприятий за нарушение законодательства об уплате обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды Своевременное перечисление предприятиями средств в государственные внебюджетные фонды имеет огромное экономическое и социальное значение в первую очередь для неработающих пенсионеров, временно неработающего дееспособного населения, пожтому законодательством установлена система санкций к хозяйствующим субъектам за несвоевременность отчисления денежных средств в вышеуказанные фонды. При отказе или несвоевременной регистрации предприятий (при их создании) в качестве плательщиков в государственные внебюджетные фонды они обязаны перечислить дополнительно к причитающимся суммам 10% не уплаченных в срок страховых взносов за соответствующий отчетный период. Если предприятие - плательщик страховых взносов виновно в сокрытии или занижении сумм оплаты труда, на которые начисляются страховые взносы, то в пенсионный фонд и фонд социального страхования должны быть перечислены сокрытая или заниженная сумма и штраф в размере сокрытой или заниженной суммы оплаты труда, а в фонд обязательного медицинского страхования и в фонд занятости населения - страховые взносы с сокрытой или заниженной суммы оплаты труда и штраф в размере страховых взносов с сокрытой или заниженной суммы оплаты труда. Если предприятие в течение года повторно допустит сокрытие или занижение сумм оплаты труда, на которые начисляются стразовые взносы, оно должно перечислить в каждый фонд штраф в двойном размере. Если предприятием допущена недоимка по страховым взносам (которой считается невнесенная сумма страховых взносов в государственные внебюджетные фонды после истечения установленных сроков, а также сумма задолженности, выявленная при проверке), то предприятие в пенсионный фонд и фонды социального и обязательного медицинского страхования должно уплатить пени в результате в размере 1% суммы недоимки за каждый день просрочки, а в фонд занятости населения - 0,7% суммы недоимки за каждый день просрочки платежей. Вышеназванные санкции и недоимки с предприятий взыскиваются в бесспорном порядке. Срок исковой давности для юридических лиц установлен 6 лет. Ответственность предприятий (изготовителей, исполнителей, продавцов) за качество и безопасность товаров (работ, услуг). В соответствии с Законом Российской Федерации “О защите прав потребителей” за ненадлежащую информацию о товарах (работах, услугах) предприятия-изготовители (исполнители, продавцы) несут ответственность. Если предоставление недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), а также о предприятии- изготовителе повлекло приобретение товара, не обладающего необходимыми потребителю свойствами, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения нанесенного ему ущерба; невозможность использования приобретенного товара по назначению - потребитель вправе потребовать предоставления необходимой информации или расторгнуть договор и потребовать возмещения понеменных убытков; причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя - потребитель вправе предъвить предприятию требования в соответствии со ст. 12 “Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги) Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”, а также потребовать возмещения убытков, причиненных природым объектам, находящимся во владении потребителя на праве собственности, либо по иным основаниям, предусмотренныцм законом или договором. При обнаружении в товарах недостатков потребитель вправе потребовать от предприятия-продавца (изготовителя), а также предприятия, выполняющего их функции, немедленной замены товара. Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены предприятием-изготовителем в течение 10 дней, а предприятием-продавцом - в течение 20 дней. Если названные сроки нарушаются, то за каждый день просрочки, а также при отказе заменить товар аналогичным изготовитель (продавец) выплачивает потребителю неустойку в размере 1% стоимости товара за каждый день задержки выполнения требований потребителя. В соответствии с действующим законодательством предприятия (изготовители, продавцы) несут экономическую (материальную) и уголовную ответственность за недостатки товаров, за нарушение требований по безопасности и правил сертификации товаров (работ, услуг) Ответственность предприятий за правонарушения в области строительства Ответственность за правонарушения предприятий устанавливается в соответствии с Законом Российской Федерации от 17 декабря 1992 г. № 4121-1 “Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций, и объединений за правонарушения в области строительства”, “Полжением о порядке наложения штрафов в области строительства”, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от27 июля 1993 г. №729. Предприятия, выполняющие проектные, строительно-монтажные работы, производящие строительные материалы, конструкции и изделия, являющиеся заказчиками в строительстве или совмещающие функции заказчика и подрядчика, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке за сследующие правонарушения: 1. Строительство объекта без полученного в установленном порядке разрешения - в размере 100 000 руб.; 2. Уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаений , выданных органами Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации, - в размере от 10 000 до 250 000 руб.; 3. Осуществление строительной деятельности без получения в установленном порядке лицензии - в размере 250 000 руб.; 4. Нарушение правил приемки объекта в эксплуатацию - в размере 100 000 руб.; 5. Нарушения обязательных требований нормативных актов в области строительства при выполнении проетных, строительно-монтажных работ, при производстве строительных материалов, конструкций и изделий, снижении или потери прочности, устойчивости, надежности зданий, сооружений, их частей, отдельных коструктивных элементов: · в размере от 750 000 руб. до 1 000 000 руб., если нарушение повлекло за собой потерю прочности, устойчивости; · в размере от 500 000 руб. до 750 000 руб., если нарушение повлекло за собой снижение прочности, устойчивости; · в размере от 50 000 руб. до 500 000 руб., если нарушение повлекло за собой снижение надежности. В Положении о порядке наложения штрафов за правонарушения в области строительства установлено, что под прочностью понимается способность материала, конструкции, изделия, узлов их сопряжения, грунта, основания здания и сооружения воспринимать, не разрушаясь, расчетные значения нагрузок и воздействий. Под устойчивостью понимается способность здания, сооружения сохранять состояние устойчивого равновесия и противостоять различным воздействиям и нагрузкам. Под надежностью понимается способность здания, сооружения, его инженерных систем, несущих и ограждающих конструкций выполнять функции, определенные значениями нормативных показателей. Вышеприведенные размеры штрафных санкций за правонарушения в области строительства подлежат индексации. Ответственность за нарушение таможенных правил В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации ответственность за нарушение таможенных правил несут лица, под которыми понимаются российские лица - предприятия, учреждения и организации с местонахождением в Российской Федерации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации (ст. 18 п. 7), а также должностные и физические лица. Ответственность наступает при нарушении таможенных правил, под которыми понимается противоправное действие или бездействие лица, посягающего на установленный Таможенным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации “О таможенном тарифе”, другими актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международным договорам Российской Федерации (ст. 230) Ответственность за нарушение таможенных правил осуществляется путем наложения следующих видов взысканий: 1. Предупреждения; 2. Штрафа; 3. Отзыва лицензии и квалификационного аттестата, выданного таможенным органом Российской Федерации на осуществление определенных видов деятельности, предусмотренных ТК Российской Федерации ; 4. Конфискации товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; товаров и транспотрных средств со специально изготовленными тайниками, испольщованными для перемещения через границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющимися непосредственными объектами нарушения таможенных правил. 5. Взыскания стоимости товара и транспортныхт средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через границу Российской Федерации с окрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; 6. Конфискации транспортных средств (на которых перевозились товары), являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил. Штраф на нарушителя таможенных правил налагается в соответствующем исчислении (в зависимости от вида нарушения) по отношению к размеру месячной минимальой оплаты труда, существующей на день совершения правонарушения (или на день его обнаружения). Под стоимостью товаров и транспортных средств при наложении взыскания понимается их свободная (рыночная) стоимость на день обнаружения правонарушения. Ответственность за нарушение правил постановки на учет и ведения денежной наличности В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей” налогоплательщик подлежит в обязательном порядке постановке на учет в налоговых органах по месту его регистрации. Банки и иные кредитные учреждения открывают расчетные (текущие) счета только по предъявлении им документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе, а иные счета, включая валютные, ссудные депозитные и другие, - при предъявлении им документа (справки) об уведомлении налогового органа о намерении налогоплательщика открыть в банке соответствующие (кроме расчетного и текущего) счета, и в пятидневный срок сообщают в этот налоговый орган об открытии налогоплательщику вышеназванных счетов. Если органы ГНС Российской Федерации выявят факты открытия банками и иными кредитными учреждениями расчетных (текущих, валютных, ссудных, депозитных и других) счетов без уведомления налогового органа, на руководителей предприятий, банков и других кредитных учреждений, на индивидуальных предпринимателей налагаются административные штрафы в размере стократного установленного законодательством Российской Федерации размера минимальной месячной оплаты труда. Если предприятия, индивидуальные предприниматели не соблюдают условия работы с денежной наличностью, а также порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, то к ним применяются следующие виды финансовой ответственности: · за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм - штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа; · за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности - штраф в 3-кратном размере неоприходованной суммы; · за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов - штраф в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности. Работа с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций организуются предприятием в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. №40. Правительство Российской Федерации постановлением от 17 ноября 1994 г. №1258 “Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами” установило предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами в сумме 2 млн. руб. по наличному платежу. Все расчеты между юридическими лицами по одному платежу свыше 2 млн. руб. должны производиться только в безналичном порядке, за исключением случаев предусмотренных отдельными нормативными актами Российской Федерации. Под сверхлимитной кассовой кассовой наличностью понимается средняя величина, рассчитанная исходя из суммы и количества дней превышения лимита остатака денег в кассе предприятия. Лимит остатка денег в кассе предприятия устанавливается обслуживающими банками предприятий независимо от организационно-правовых форм и сферы их деятельности. На руководителей предприятий, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в сумме 50-кратного установленного законодательством Российской Федерации минимальной месячной оплаты труда, действующего на момент совершения указанного нарушения. Список использованной литературы 1. Справочник директора предприятия, М., 1996 2. Гражданский кодекс Российской Федерации 3. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, М., 1992-1995. Список использованных сокращений ВС — Верховный совет ГК — Гражданский кодекс ГНС — Государственная налоговая служба ТК — Таможенный кодекс |
|
© 2010 |
|