РУБРИКИ

Правовое регулирование индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Правовое регулирование индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица

Правовое регулирование индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕФЕРАТ

Тема: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

|Студентка: |Е.В. Распутина |
|Группа: |508-К |
|Руководитель: |А.Я. Пучков |

КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ, 2000

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Понятие предпринимательства и его субъекты 4
2. Права, обязанности, ответственность и гарантии предпринимателя 5

1. Права предпринимателя 5

2. Обязанности предпринимателя 5

3. Ответственность предпринимателя 5

4. Гарантии предпринимательской деятельности 6
3. Запрет на занятие предпринимательской деятельностью 7
4. Регистрация индивидуального предпринимателя 7

1. Порядок государственной регистрации предпринимательской деятельности

7

2. Постановка на учет в налоговом органе 9

3. Регистрация предпринимательской деятельности в органах ПФР 10

4. Порядок уплаты страховых взносов в ФОМС 10
5. Лицензирование отдельных видов деятельности 11
6. Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя 12

Заключение 13

Литература 15

Приложения 16

ВВЕДЕНИЕ

Существует достаточно большое количество организационно-правовых форм предприятий. Среди них: хозяйственные товарищества (полное товарищество, товарищество на вере), общества (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества, дочерние и зависимые общества), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия и др. Однако в данной работе автор останавливается на такой организационно-правовой форме как индивидуальный предприниматель или предприниматель без образования юридического лица. В настоящее время нам очень часто приходится сталкиваться с таким понятием как предприниматель. Это понятие достаточно новое для нашей страны, но уже получило свое широкое распространение.

Данная работа охватывает широкий спектр проблем, связанных с организацией предпринимательской деятельности. Это как государственная регистрация предпринимательской деятельности, так и регистрация в пенсионном фонде и налоговой инспекции, процедура банкротства предпринимателя и многое другое.

Цель работы описать и проанализировать такую организационно правовую форму, как индивидуальный предприниматель.

Для достижения этой цели использовались следующие методы:
1. Метод теоретического анализа литературы,
2. Анализ документов.

1. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО СУБЪЕКТЫ

Впервые термин предпринимательства был закреплен в Законе СССР от 1 мая 1987 года «Об индивидуальной трудовой деятельности». Этот Закон допускал индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Документами, удостоверяющими право граждан заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, являлись регистрационные удостоверения или патенты, выдаваемые на определенный срок.

Российский Закон от 25 декабря 1990года «О предприятиях и предпринимательской деятельности» года закрепил право граждан вести предпринимательскую деятельность как индивидуально, не применяя наемный труд, так и создавая предприятия с привлечением наемных работников.
Граждане, не использующие наемный труд, регистрировались в качестве физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 года называет таких граждан индивидуальными предпринимателями.

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли.

Субъектами предпринимательской деятельности могут быть:
. граждане РФ, не ограниченные в установленном законом порядке в своей дееспособности;
. граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах правомочий, установленных законодательством РФ;
. объединения граждан – коллективные предприниматели (партнеры).

Право гражданина заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью, возникает по достижении им восемнадцатилетнего возраста, т.е. с момента, когда он становится полностью дееспособным. Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации гражданина в порядке, установленном законодательством РФ. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации запрещается. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без привлечения наемного труда, может регистрироваться как индивидуальная трудовая деятельность. Предпринимательская деятельность, осуществляемая с привлечением наемного труда, регистрируется как предприятие.

Гражданин, желающий стать индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица, должен подать заявление об этом в отдел торговли и предпринимательства администрации района (города) на имя главы администрации или его заместителя. К заявлению прилагается тетрадь, которая будет прошита и пронумерована в налоговой инспекции района. Тетрадь служит предпринимателю кассовой книгой. Если предприниматель открывает магазин или павильон, он должен установить там кассовый аппарат, который регистрируется в налоговой инспекции района и на него выдается регистрационная карточка.
Затем предприниматель должен зарегистрироваться в пенсионном фонде и фонде обязательного медицинского страхования.

2. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ГАРАНТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

1. Права предпринимателя

Каждый субъект предпринимательской деятельности имеет право:
. самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РФ и договорами;
. оспаривать в суде в установленном законом порядке действия граждан, юридических лиц, органов государственного управления.

2. Обязанности предпринимателя

Предприниматель обязан:
. выполнять обязательства, вытекающие из законодательства РФ и заключенных им договоров;
. своевременно предоставлять декларацию о доходах и уплачивать налоги в порядке и размерах, определяемых законодательством РФ;

3. Ответственность предпринимателя

. предприниматель несет ответственность в соответствии с законодательством

РФ за ненадлежащее исполнение заключенных договоров, нарушение прав собственности других субъектов, загрязнение окружающей среды, нарушение антимонопольного законодательства, реализацию потребителям продукции, причиняющей вред здоровью;
. гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание;
. деятельность предпринимателя, нарушающего правила предпринимательской деятельности, в результате которой причинен вред охраняемым законом правам и интересам граждан и государства, либо создана угроза причинения такого вреда, может быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством РФ, до устранения допущенных нарушений;
. предприниматель может быть лишен специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности за нарушение условий, содержащихся в лицензии, в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

4. Гарантии предпринимательской деятельности

1. В РФ гарантируется:
V право заниматься предпринимательской деятельностью;
V недопущение отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности;
V защита прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, недопущение дискриминации со стороны государства, его органов и должностных лиц;
V равное право доступа всех субъектов предпринимательской деятельности на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предпринимателей;
V свободный выбор предпринимателем сферы деятельности в пределах, установленных законодательством и заключенными договорами;
V экономическая, научно-техническая, правовая поддержка предпринимательской деятельности;
V возможность страхования предпринимательского риска страховыми обществами;
V недопущение на рынке монопольного положения отдельных предпринимателей и недобросовестной конкуренции.
2. Вмешательство государства и его органов в деятельность предпринимателя не допускается, кроме как по установленным законодательством основаниям и в пределах правомочий указанных органов. Предприниматель имеет право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными актов государственных и иных органов не соответствующих законодательству и нарушающих охраняемые законом права и интересы.

3. ЗАПРЕТ НА ЗАНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Для отдельных категорий граждан законами РФ установлен запрет на занятие самостоятельной предпринимательской деятельностью. При этом в одних случаях закон исходит из несовместимости предпринимательства с общественным положением лица. В других случаях запрет является результатом наказания.

Так к первому случаю относится Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который запрещает должностным лицам органов государственной власти и государственного управления заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью. В
Федеральном Законе РФ «Об основах государственной службы Российской
Федерации» сказано, что «государственные служащие не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через посредников». В Законе РФ
«О милиции» записано, что сотрудникам милиции запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, но данный запрет не распространяется на творческую, научную и преподавательскую деятельность.
Аналогичный запрет содержится в Законе РФ «О военнослужащих».
Самостоятельной предпринимательской деятельностью не вправе заниматься судьи, работники прокуратуры, сотрудники органов федеральной безопасности, налоговой полиции, нотариусы.

Запрет на занятие предпринимательской деятельностью может быть и результатом наказания. Так, например, в соответствие с Уголовным кодексом
РФ незаконное предпринимательство в сфере торговли наказывается наряду с лишением свободы или штрафом еще и лишением права заниматься предпринимательской деятельностью на срок до пяти лет.

4. РЕГИСТРАЦИЯ ИНДИВИДУЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

1. Порядок государственной регистрации предпринимательской деятельности

Государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется соответствующей администрацией районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского органа местного самоуправления по месту постоянного жительства этого лица.

Для регистрации физическое лицо представляет (или направляет по почте):
- заявление с просьбой о регистрации (см. Прил. №1),
- документ об уплате регистрационного сбора,
- конверт с обратным адресом и знаками оплаты почтового перевода, при направлении документов по почте.

Государственная регистрация осуществляется регистрирующим органом в день представления документов либо в трехдневный срок с момента получения документов по почте. В этот же срок заявителю выдается (высылается по почте) свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя (см. Прил.
№2), в котором кроме данных о гражданине указываются виды деятельности, которыми он будет заниматься. Существующими нормативными документами не предусмотрено ограничение срока, на который может быть выдано свидетельство. Количество видов деятельности также неограниченно.
Физическому лицу может быть отказано в регистрации, если оно изъявило желание заниматься запрещенной законом деятельностью. Для изменения
(дополнения) видов деятельности необходима новая регистрация с уплатой сбора.

Физические лица, изъявившие желание заниматься предпринимательской деятельностью, уплачивают регистрационный сбор за государственную регистрацию их в качестве предпринимателей. Предельный размер ставки регистрационного сбора, а также категории плательщиков, которым предоставляются льготы по сбору, устанавливаются органами администрации.
При этом предельный размер ставки сбора не должен превышать установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Конкретный размер ставки сбора для отдельных плательщиков в пределах установленного размера ставки определяют органы местной власти при рассмотрении заявления о регистрации.

По Закону РФ «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и порядке их регистрации» с 05.08.1992 полностью освобождены от уплаты регистрационного сбора категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, принимающие платежи от населения в уплату налогов и сборов.
Сумма сбора зачисляется в соответствующий бюджет по месту регистрации предпринимателя. Уплаченный регистрационный сбор не возвращается.

Свидетельство о регистрации физического лица в качестве предпринимателя оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр свидетельства выдается предпринимателю, второй остается у местной администрации, осуществляющей регистрацию, третий экземпляр направляется налоговому органу по месту регистрации предпринимателя.

В случае утери предпринимателем свидетельства при наличии уважительных причин местная администрация выдает ему дубликат свидетельства, за который взимается 20 процентов от суммы ранее уплаченного сбора. В других случаях производится новая регистрация в порядке, установленном законом. Копии свидетельств и их дубликатов, выданные в ином порядке, являются недействительными.

Государственная регистрация физических лиц в качестве предпринимателя утрачивает силу, а свидетельство о государственной регистрации подлежит возврату в следующих случаях: a) с момента вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом); b) с момента подачи предпринимателем местной администрации, выдавшей свидетельство, заявления о прекращении предпринимательской деятельности; c) с момента вынесения судом решения о признании недействительной регистрации предпринимателя в связи с нарушениями действующего законодательства при его регистрации.

Основанием для аннулирования государственной регистрации предпринимателя является решение суда или арбитражного суда. Аннулирование государственной регистрации производится в течение семи календарных дней с момента получения регистрирующим органом судебного решения.

2. Постановка на учет в налоговом органе

Физические лица, получившие разрешение заниматься предпринимательской деятельностью, обязаны своевременно встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговый орган по месту осуществления деятельности либо по месту жительства.

При постановке на учет в госналогинспекции должностные лица налоговых органов выясняют у предпринимателя все обстоятельства, связанные с предпринимательской деятельностью, разъясняют порядок ведения учета доходов и расходов, связанных с извлечением дохода, и вручают ему памятку о порядке ведения учета доходов и расходов и об ответственности за несоблюдение законодательства.

Регистрация предпринимателей в налоговых инспекциях производится в специальных книгах регистрации физических лиц, получивших разрешение заниматься предпринимательской деятельностью. На свидетельстве о регистрации ежегодно делается отметка налоговой инспекции о регистрации налогоплательщика на отчетный календарный год.

Все документы на предпринимателя хранятся в специальном деле по налогообложению.

3. Регистрация индивидуального предпринимателя в органах ПФР

Регистрация предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов в пенсионный фонд может быть произведена только после подачи им в орган ПФР соответствующего заявления. Перечисление им платежей (без регистрации в качестве плательщика страховых взносов) не дает основания для его регистрации. При выявлении индивидуальных предпринимателей не прошедших регистрацию в органах ПФР в их адрес направляются письменные уведомления о необходимости регистрации и заполнения анкеты застрахованного лица.
Финансовая санкция в виде взыскания 10% причитающихся к уплате взносов за весь период его деятельности может быть применена только по истечении указанного срока. Расчет страховых взносов и финансовых санкций производится уполномоченными пенсионного фонда на основании данных налоговых органов о фактически полученном предпринимателем доходе.
Финансовые санкции взыскиваются в судебном порядке. Финансовая санкция применяется и за несвоевременную регистрацию индивидуального предпринимателя в органах ПФР.

4.4 Порядок уплаты страховых взносов в ФОМС

Страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования начисляются на доходы, полученные индивидуальным предпринимателем от осуществления им предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Уплата страховых взносов в ФОМС производится из размера совокупного годового дохода, определяемого как разница между валовым доходом, полученным в течение календарного года, и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечением этого дохода.
Индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в ФОМС в размере
3,6% дохода от предпринимательской деятельности. За несвоевременное осуществление индивидуальным предпринимателем страховых взносов в ФОМС производится начисление пеней.

5. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Индивидуальный предприниматель вправе заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом. Вместе с тем отдельными видами деятельности, перечень которых определен законом, он может заниматься только на основании специального разрешения – лицензии, выданной органами, уполномоченными на ведение лицензирования. Так, например, в соответствии с Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, приведен в Приложении №1 к Постановлению
Правительства РФ от 24 декабря 1994 года №1418.

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления (см. Прил. №3).

Для получения лицензии заявитель представляет в органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, следующие документы:
- заявление о выдаче лицензии с указанием фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства), вида деятельности, срока действия лицензии;
- справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.
В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании соответствующего вида деятельности может быть предусмотрено предоставление иных документов. Все документы, представленные для получения лицензии регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности.

Лицензия выдается на каждый вид деятельности. В случае если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, лицензиату одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии с указанием местоположения каждого объекта. Копии лицензий регистрируются органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности.

При ликвидации или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя, выданная лицензия теряет юридическую силу.

В случае изменения паспортных данных физического лица или утраты лицензии, лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии.

Передача лицензии другому физическому лицу запрещается.

6. НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

Требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание, и имеют следующую очередность:
1. Требования граждан, перед которыми предприниматель несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о взыскании алиментов;
2. Расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
3. Требования кредиторов, обеспеченные залогом принадлежащего индивидуальному предпринимателю имущества;
4. Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
5. Расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
После завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью. Сохраняют силу требования граждан, перед которыми он несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также иные требования личного характера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с Гражданским кодексом РФ индивидуальный предприниматель, как и коммерческое юридическое лицо, действует от своего имени и совершает любые, не запрещенные законом сделки, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, совершаются систематически или постоянно и направлены на получение прибыли. Однако понятие систематичности можно рассматривать с двух точек зрения. С точки зрения лингвистики «систематический – постоянно повторяющийся, непрекращающийся».
С точки зрения трудового права систематическими нарушениями трудовой дисциплины считаются такие нарушения, за которые ранее хотя бы один раз применялись взыскания, то есть событие, произошедшее хотя бы два раза.
Таким образом, в условиях подобной неопределенности толкование этого признака и вытекающих последствий будет различаться у гражданина и заинтересованных государственных органов. Органы, осуществляющие государственное регулирование, ставят собственника – не предпринимателя в худшее положение по сравнению с зарегистрированным лицом.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя и предприятия различны по своему значению. До государственной регистрации предприятие юридически не существует, не имеет прав и обязанностей. Но правоспособность гражданина возникает с момента его рождения. Регистрация факта рождения носит учетный, вторичный характер, лишь подтверждающий юридическое событие. Отсутствует четкое правовое разделение постоянно хозяйствующего субъекта и гражданина.

Как и коммерческое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель является субъектом налогообложения. Но если коммерческое юридическое лицо уплачивает налог в соответствии с Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий», то порядок уплаты налога с доходов индивидуального предпринимателя определяется Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц».

Существуют особенности и в порядке внесения индивидуальными предпринимателями платежей во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования). Коммерческое юридическое лицо уплачивает страховые взносы в пенсионный фонд по ставке 28% с начисленной заработной платы как работодатель. Работники предприятия выплачивают страховые взносы по ставке 1% от заработной платы. Индивидуальный предприниматель, работающий без привлечения наемного труда, занимается индивидуальной трудовой деятельностью, то есть его доходы являются его заработной платой. Однако он уплачивает страховые взносы по ставке 28% как работодатель, при исчислении пенсии средняя заработная плата не рассчитывается и пенсия устанавливается в минимальных размерах.

Для индивидуальных предпринимателей открытие расчетного счета не является обязанностью, как для коммерческого юридического лица. Они не должны становиться на учет в органы государственной статистики. Отчетность индивидуальных предпринимателей намного проще. Чем отчетность юридических лиц. Индивидуальный предприниматель свободнее в выборе форм и способов расчетов со своими контрагентами.

ЛИТЕРАТУРА


1. Гражданский кодекс Российской Федерации


2. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 года №445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности»


3. Методическое пособие по учету доходов и расходов физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Приложение к письму

Госналогслужбы России от 20 февраля 1996 года №НВ-6-08/112


4. Закон РСФСР от 7 декабря 1991 года «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации»


5. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 года «О лицензировании отдельных видов деятельности»




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.