РУБРИКИ |
Теневая экономика - антипод цивилизованного мира |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Теневая экономика - антипод цивилизованного мираТеневая экономика - антипод цивилизованного мираОГЛАВЛЕНИЕ Оглавление 2 Введение 3 1. Теневая экономика – антипод цивилизованного мира 2. Определение точки самоокупаемости 18 2.1. Расчет налогов П.6 2.2. Группировка затрат 2.3. Расчет первой точки самоокупаемости 2.4. Расчет налога на добавленную стоимость 24 2.5. Расчет второй точки самоокупаемости 2.6. Подоходный налог 26 3. Краткие выводы Список использованной литературы 30 ВВЕДЕНИЕ С обретением Казахстаном экономической самостоятельности (конец 1991 года) наступил переломный момент в истории развития молодого государства. С этого времени началось активное интегрирование экономики страны в мировое сообщество, что потребовало перехода на принятую в международной практике систему показателей, характеризующих итоги функционирования национальной экономики. Последнее было обусловлено еще тем, что возникла объективная необходимость в сравнении внутренних показателей социально-экономического развития страны с аналогичными показателями мировых экономических сообществ. За короткое время в Казахстане проделана работа в плане перехода от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов. В настоящее время проводится ежеквартальные оценки производства и использования валового внутреннего продукта (ВВП), однако существуют серьезные трудности с формированием новых экономических показателей. Они связаны с получением объективных и достаточно подробных данных по всем отраслям ввиду развитости теневой экономики. В последние годы проблемам борьбы с экономическими преступлениями, организованной преступностью, теневой экономикой посвящено не мало страниц периодической печати. Но их разработка не поставлена на серьезную, научную основу. По данным вопросам необходимы исследовательские программы на государственном уровне, активное участие в них министерств и ведомств, академических институтов, а также высших школ МВД РК. Хозяйственная деятельность, наказуемая в уголовном порядке, относится многими авторами к понятию «экономическая преступность». Ею является обычная преступная деятельность, посягающая на экономическую систему государства, обусловленная общими факторами, совершаемыми лицами, которые выполняют экономические хозяйственные функции в государственных, коллективных, частных предприятиях, либо в отношениях между гражданами. 1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА – АНТИПОД ЦИВИЛИЗОВАННОГО МИРА. Одним из аргументов против радикализации хозяйственной реформы и перехода к рынку являются утверждения, что ключевые позиции в хозяйстве в этом случае захватят представители теневой экономики, что они сконцентрируют в своих руках материальные ресурсы и основную массу денежных средств, «взвинтят» цены, скупят землю, навяжут работникам выгодные для себя условия труда – иначе говоря, установят свое господство над трудящимися, овладеют рынком и станут диктовать стране свои условия ведения хозяйства. А это еще больше ухудшит экономическое положение основной массы населения. В данной связи возникает необходимость концептуально разобраться в том, что собой представляет сегодня так называемая теневая экономика, каково ее происхождение, насколько она сильна, что ей противостоит, а что ее, напротив, стимулирует, возможно ли ее вытеснение или хотя бы ослабление и сужение сфер ее распространения, каковы пути, формы и средства этого процесса. На вопрос о том, что такое теневая экономика, в социально-
экономической и юридической литературе даются самые разные ответы. Так,
высказывается мнение, согласно которому теневая экономика – это
экономическая деятельность, противоречащая действующему законодательству,
то есть представляет собой совокупность нелегальных хозяйственных действий,
которые «подпитывают» уголовные преступления различной степени тяжести. Известна позиция, рассматривающая внутреннюю структуру теневой экономики как феодальный тип хозяйствования, где наблюдается общая иерархичность взаимоотношений и монопольно-рентный механизм распределения доходов снизу вверх. При установлении отношений с официальными институтами власти складывается своеобразный тип предпринимательства, который можно характеризовать как «государственно-монополистически-феодальный»[1]. Каждая из указанных точек зрения по-своему правильна и соответствует разным этапам развития и сторонам экономики и различному состоянию общественного осознания происходящих в ней социально-экономических процессов. К настоящему времени все эти точки зрения в той или иной мере отражают наблюдающиеся в экономике реальные процессы и дополняют друг друга, когда речь идет о «теневых» явлениях в современной экономике. Они характеризуют теневую экономику с различных сторон и, по существу, не противоречат одна другой. В то же время они не вскрывают природу данного феномена – явления сложного, противоречивого, в определенной мере неоднозначного, включающего или затрагивающего основную часть общественных структур народного хозяйства. Хозяйственные преступления имеют место во всех странах и при всех типах экономики. В этом смысле наша страна с первых лет советской власти не была исключением. Однако до конца 20-х годов преступления эти определялись преимущественно спецификой рыночных отношений, характерных и для современных развитых стран, когда в зависимости от особенностей форм регулирования экономических процессов существуют и нелегальный бизнес, и уклонение от финансового контроля, и т.п. Такого рода хозяйственные действия выражались в стремлении – при наличии известных возможностей, а порой и необходимости – вывести часть экономической деятельности из сферы контроля. С конца 20-х годов в условиях становления и укрепления административно-централистских отношений в экономике ситуация изменилась – нелегальная деятельность стала быстро развиваться, захватывая эти отношения. К данному периоду можно отнести появление экономики, нареченной впоследствии «теневой». В самом термине «теневая экономика» заключена некая двусмысленность. С одной стороны, в нем выражено некоторое нелегальное и преступное начало, а с другой стороны, утверждается, что речь идет все-таки об экономике, то есть об определенной совокупности общественных производственных отношений. Базой расширения теневой экономики послужили постоянное усиление
огосударствления, унифицированности, негибкости системы экономических
отношений, все больший отрыв их от потребностей и интересов человека. Есть две силы, которые создали такое единообразие общественных отношений, - это жесткая административная централизация и тотальное огосударствление. Оба этих явления неотделимы друг от друга и неосуществимы друг без друга. Оба они убийственно опасны для общества. И та единственная форма собственности, которая культивировалась и насаждалась, - государственная собственность, является воплощением и реализацией взаимодействия указанных сил. Жестко централизованное хозяйство не могло не только мобилизовать и включить в хозяйственный оборот все имеющиеся ресурсы, но и вообще охватить всевозможные сферы развития производства и экономических отношений. В этих условиях возникли не только основы, но и прямая неизбежность появления негосударственного сектора экономики. Формы и структура данного сектора, доля в нем нелегальных экономических образований определяются отношением к нему государства. Очевидно, что такой сектор был в принципе мало совместим с тотально централизованной официальной экономической системой. Последняя должна была не только ограничивать, но и отторгать негосударственные формы хозяйства, что и явилось главной причиной возникновения и распространения теневой экономики. Была и в известном смысле сохраняется до сих пор еще одна особенность сложившейся системы отношений – их перевернутость, маскарадный характер. Поскольку огосударствление означало, что никаких отдельных собственников не существует, поскольку все действия можно было прикрывать именем народа, общества, желанием достичь высшего интереса. Так, государственная собственность была объявлена общенародной. Глобальные искажения структуры народного хозяйства, сделавшие невозможным достаточное удовлетворение потребностей людей даже в предметах первой необходимости, оказались «воплощением кровных интересов народа». Все большее отставание уровня жизни людей от имевшихся возможностей трактовалось как наращивание заделов для рывка в светлое будущее. Диктат над личностью, духовными и творческими интересами человека стал «воплощением» высшей степени его свободного и всестороннего развития и т.п. Официальная трактовка содержания и характера экономических отношений превратилось в прикрытие реально существовавшей и нараставшей социальной дифференциации общества. Усиливавшийся разрыв между апологетической картиной строя и реальностью, которая неизбежно проявлялась и ощущалась, стимулировал теневую деятельность в целях получения благ на уровне социальной элиты, становился, таким образом, питательной средой теневой экономики. Тотальное огосударствление хозяйства, унификация всех хозяйственных
форм и попытки решить экономические проблемы с помощью идеологических
методов очень скоро выявили свою экономическую и социальную
несостоятельность и неэффективность. Постоянный дефицит практически всех
видов продукции, а особенно сельскохозяйственной, низкий уровень жизни
населения и т.п. сопутствовали огосударствленной, административо-
централистской экономике. В условиях острой нехватки продукции и
неспособности государственной системы решить данную проблему государством в
качестве компенсирующего фактора был разрешен негосударственный сектор. Этот сектор играл в нашем хозяйстве весьма своеобразную роль. Он, включая колхозное производство, подсобные промыслы, потребительскую и промысловую кооперацию, личное подсобное хозяйство, остатки разрешенной индивидуальной производственно-хозяйственной деятельности, в значительной мере обеспечивал потребительский рынок страны, кормил основную часть населения, а тем самым одновременно способствовал и укреплению административно-централистской системы. Он использовался ей и как идеологический жупел, с помощью которого классовые интересы рабочих противопоставлялись всем структурам, формально, но не фактически, неогосударствленным, поскольку рабочий класс, как правило, не был включен ни в одну из них. Практически все структуры негосударственного сектора подверглись огосударствлению, хотя и в разной мере. Возможности развития официально разрешенного негосударственного сектора жестко ограничивались. Его деятельность, включая и личное подсобное хозяйство, находились под постоянным, сдерживающим экономический рост контролем. В результате и негосударственный сектор не смог использовать в полной мере возможности развития, нереализованные в государственном хозяйстве. Экономические «ниши» стала заполнять теневая экономика, которая развивалась как неофициальная или, точнее, как запрещенная негосударственная производственно- хозяйственная деятельность. Одновременно теневая экономика искала связи как с негосударственными, так и с государственными секторами, стремилась к максимальному проникновению в них. В официально разрешенный государственный сектор она проникла благодаря тому, что, во-первых, по существу, у них были общие виды деятельности, обусловленные реально имевшими место потребностями, хотя некоторые из этих видов деятельности были запрещены или имели ограничения. Во-вторых, негосударственный сектор функционировал на основе хозяйственной инициативы с элементами рыночных отношений, поскольку в нем не могли планироваться и централизованно учитываться все хозяйственные действия и процессы в их полном объеме. Теневая экономика, базировавшаяся в основном на полуизвращенных рыночных отношениях и учитывавшая спрос и предложение в различных формах, установила рыночные контакты с негосударственным сектором. Следует добавить, что с позиции официальной идеологии даже разрешенный негосударственный сектор рассматривался как явление временное, носившее на себе печать старого строя, то есть как нечто близкое теневой экономике. Это нашло отражение и в общественном сознании. Работник негосударственного сектора часто воспринимался в соответствии с идеологией того времени не как производитель необходимого обществу продукта, а как частник, спекулянт, получатель нетрудовых доходов, то есть как нечто враждебное новому строю. Это особенно ярко проявлялось в ликвидации кулачества как класса, фактически означавшей уничтожение наиболее производительной и эффективной части крестьянского населения. На такой основе и формировалось представление о рыночной экономике как теневой и нелегальной. Но поскольку без такой экономики государственное хозяйство существовать не могло, то негосударственный сектор хотя и не поощрялся, но и не запрещался. Во многом подобное отношение к негосударственному сектору сохранилось и до последнего времени. Другим направлением разрастания теневой экономики было ее
проникновение в государственное хозяйство и распространение внутри него. Разные направления теневой экономики всегда были связаны друг с
другом как общими источниками получения ресурсов, так и в значительной мере
общими формами ее реализации. Теневые отношения развивались как в формах,
которые присущи вообще любой экономике (например, незаконный наем рабочей
силы, выгодный и нанимателям и нанимаемым), так и в формах, присущих только
советским условиям (использование сырья и оборудования государственного
сектора в негосударственном секторе; неофициально не разрешенная продажа
продукции, произведенной сверх установленных планов, в том числе и по
рыночным каналам, и т.п.). Теневые отношения внутри государственного
сектора были связаны также с криминальными явлениями (приписки, сокрытие
ресурсов, незаконные льготы и т.п.). В целом теневая экономика всегда была
связана с «черным» рынком, спекуляцией, с так называемым блатом и т.п. Резкое сокращение негосударственного сектора в конце 50-х – начале Ущемление потребительской сферы вызвало создание теневых структур Каждое время имело и своих главных «теневых» антигероев. Фигура Начиная с 70-х годов в хозяйстве вполне легально происходили процессы, которые не только провоцировали, но и культивировали теневую экономику, способствовали расширению ее масштабов и, если можно так выразиться, возникновению ее нового «качества». Укрупнение производства, понимаемое как критерий социалистичности, предполагало резкий рост производства, обусловленный его специализацией, унификацией и кооперацией. Государственные планы верстались исходя из этой посылки, планировался ежегодный рост производства от достигнутого по всем показателям. Выполнение плана всегда было и остается главным показателем, характеризующих работу министерств, ведомств, предприятий, хозяйственных звеньев, их руководителей, отдельных работников. Однако планы практически никогда не выполнялись. На уровне народного хозяйства это происходило ежегодно и в каждую пятилетку. Отдельному же предприятию, если оно план выполняло, добавлялись новые задания. Давно стало ясно, что выполнить план, навязанный сверху, можно, если только договориться (в том числе и за взятку) о снижении его напряженности или заняться приписками. Но план определял все, и гонка по его выполнению стала нормой, «сметая» на своем пути жизнь и здоровье людей, социальные программы, экологическое равновесие в природе и т.п. Приписки стали нормой, создался новый вид фактически стимулируемой теневой экономики – фиктивная экономика. Приписки, штурмовщина, выпуск брака означали выплаты незаработанных денег. В то же время жесткое нормирование и постоянное снижение тарифных ставок и расценок при повышении норм выработки, ограничения на выплаты не давали работнику честно зарабатывать на основном производстве, не стимулировали труд и рост производства, что и порождало приписки. Так, непрерывное повышение норм выработки и снижение расценок в строительстве без должного роста его технической оснащенности послужило одним из основных факторов массовых приписок объемов работ. Систематические отвлечения людей от работы на различные «кампании», часто ничего не дающие хозяйству, также становились основой приписок. Все такого рода явления воспроизводились на расширяющейся базе. В основу планирования закладывался достигнутый (с учетом приписок) уровень производства. Предприятия были поставлены в положение весьма специфических монополистов. Они были искусственно лишены не только конкурентов, но и сырья, материалов, иногда рабочих рук. Им устанавливались цены и каналы реализации продукции и т.д. «Концы» в такой системе находить было все труднее. Экономика приобрела иррациональный характер. Сумма дотаций, выплачиваемая из госбюджета по мясу, мясопродуктам, молоку и молочным продуктам, в несколько раз превышает стоимость всех основных фондов мясомолочной промышленности. Это воспроизводит условия для теневых, в том числе криминальных, отношений. При государственной собственности и многоэтажном принятии решений по распределению и обороту общественных средств возникает возможность принятия на более высоких иерархических уровнях произвольных и аномальных решений, ориентированных на удовлетворение групповых или личных интересов распорядителей более низких уровней. И как следствие этого – плата за принятие таких решений, за власть в форме различных взяток в денежной или натуральной форме, а также оказание различного рода ответных услуг. Такая коррупция характерна для экономики как нашей страны, так и других стран с нерыночной экономикой. Нередко при этом слой управляющих дробит свои функции для того, чтобы максимизировать доход всего слоя в целях предотвращения внутри него конкурентной борьбы и его консолидации. Такая система не только создает условия для более полного удовлетворения легальных хозрасчетных интересов первичных звеньев, ведомств или регионов, но и питает ресурсами теневое производство. Таким образом, существующая государственная система планирования, нормирования и распределения ресурсов не только продлила несколько видов теневых отношений, но фактически поддерживает и развивает их в силу своих внутренних способностей. Централизованные планирование, материально- техническое снабжение, ценообразование, нормирование дают возможность получения заниженных планов, завышенных ресурсов, льготных нормативов в том числе и налогов, утверждение более высоких цен и т.д., что создает основу для организации любого параллельного производства или деления готовой продукции на две части (легальную и нелегальную). Перелив ресурсов из официальной экономики в теневую (хотя часто их уже не возможно разделить) ведет к колоссальным потерям в народном хозяйстве: во-первых, к прямому уничтожению продукции. Сырья, материалов при условии. Что конъюнктура на рынке складывается неблагоприятно (дорого хранение, низки цены и т.п.) или надо скрыть преступление, как, например, в торговле; во-вторых, к огромным запасам товарно-материальных ценностей в народном хозяйстве. Всеобщий дефицит и инфляция, характерные для нашей экономики, породили погоню за материальными ценностями, что усугубляет эти явления. Если владельцы личных сбережений скупают драгоценные металлы, ковры, меха, автомобили и дачи, то хозяйственные звенья накапливают материальные ресурсы (металл, цемент, топливо и т.д.). Запасы материальных ценностей на предприятиях достигли 60% валового национального продукта страны. Материальные запасы являются основой натуральных обменов между предприятиями (кстати, часто не в корыстных целях а для осуществления производства). Металлопрокат на так называемом «сером» рынке выступает своего рода валютой, взамен которой можно приобрести буквально все. Деньги просто не участвуют в такой системе хозяйственных отношений. А это означает, что деньги не отовариваются материальными ресурсами. Происходят сращивание и натуральный обмен между рынком средств производства и рынком предметов потребления: стройматериалы, телевизоры, видео техника, легковые машины, квартиры, путевки в санатории и т.д. меняются на лес, металл, топливо и т.п. Это база для инфляции, дефицита, «черного» рынка. В хозяйственные теневые операции втянуты, сами того не подозревая, огромные массы людей. Часто работники, чтобы поддержать выполнение плана своим предприятием, не останавливать производство, вынуждены зарабатывать деньги на эти цели неразрешенным способом. Давно известно, что во многих случаях запасные части практически ко всем видам техники работники, эксплуатирующие их, должны покупать сами (такой оказалась система снабжения). Для этого таксист берет высокие чаевые; шофер на грузовике перевозит «левые» грузы; станочнику на заводе «выводится» большая оплата; механизатор, слесарь, сварщик в сельском хозяйстве обслуживают домашнее и личное подсобное хозяйство односельчан; снабженцу выписывают высокие премии и т.п. Органы управления официальной экономикой в своей хозяйственной политике неявно исходят из существования теневой экономики. Так, оплата труда в торговле занижена в расчете на то, что добавочный доход торговым работником будет получен им самим по известным рецептам - перепродажей, недовесами, взятками. На сегодняшний день понимание связей теневой экономики с государственными структурами как государственно- монополистического натурального типа отношений соответствует реальному положению дел, также как и те определения, которые трактуют теневую экономику как виды деятельности, использующие ресурсы общества во вред основной массе его членов. Теневая экономика вырастает из экономики официальной - они неразделимы. Нередко расцвет теневой экономики в 80-х годах пытаются приписать хозяйственной реформе, возникновению кооперативов, совместных предприятий, и других новых форм хозяйствования. Но ведь господство в течение почти 60 лет только государственной собственности (включая государственные колхозы) не только не помешало развитию теневой экономики еще в 30-х годах. Но и привело к ее пышному расцвету в 80-х годах. Новые социальные формы хозяйствования (кооперативы, совместные предприятия, коммерческие банки и т.д.), вступая в конце 80-х годов в нашу деформированную экономику, вынуждены в борьбе за ресурсы и вообще за место под солнцем культивировать теневые отношения. Их теневая деятельность, следовательно, отчасти вынуждена (что, разумеется, юридически ее не оправдывает) конкуренцией, борьбой за выживание на этом исковерканном и разваливающемся «рынке». Теневое производство и хозяйство у нас – стихийное, «нелегальное»
проявление силы экономических законов, противодействующих
волюнтаристическим попыткам загнать хозяйственную жизнь в надуманные схемы. Теневое производство в пределах государственного сектора – самое выгодное производство для производителя, ибо оно основано на частном использовании государственной собственности и производимых в ее рамках продуктов труда. «Теневик», как правило, не вкладывает собственных – за исключением взяток – средства в развитие производства, ему выгоднее за взятку получить государственные вложения. Он использует сырье и материалы, сэкономленные в процессе производства или мобилизованные из огромных регламентированных сверху «потерь», частично расплачивается с работниками из легального фонда оплаты труда. Затраты «теневика» сводятся к некоторой дополнительной оплате рабочим, кроме того, часть его огромной сверхприбыли перераспределяется по вертикальным и отчасти горизонтальным каналам («все хотят жить»). При этом из данной сверхприбыли выплачиваются взятки не только в вышестоящие плановые и хозяйственные органы, но и в партийные, государственные, а также правоохранительные структуры. Так происходит сращивание официальной экономики с теневой. Первая питает вторую ресурсами ценой собственной неэффективности, обеспечивает ее удобными законами и подзаконными актами, охраняет ее «права». Прибыль участникам теневого производства достается почти без иных собственных капитальных вложений, поэтому эффективность хозяйствования в теневой экономике для ее субъектов огромна. Если раньше продукция теневого производства, как правило, продавалась в государственной торговле по установленным розничным ценам, то в условиях обострившегося дефицита и развала внутреннего рынка все большая часть этой продукции поступает на «черный» рынок и продается по спекулятивным ценам, привлекая к теневому бизнесу дополнительные слои населения в лице спекулянтов и усиливая деформированность государственного и негосударственного секторов. Децентрализация системы внешнеэкономических связей привела к
достраиванию этой системы подсистемой нелегальной (контрабандной) внешней
торговли, использующей разницу в уровне мировых и внутренних цен на товары. Выгодность теневой экономики определяется также тем, что она
утилизует часть огромных потерь, фиксируемых официальной статистикой. В то же время теневая экономика и ее социальные последствия для
широких масс населения вызывают крупные социальные потрясения в стране. Конечно, необходима и правовая борьба с преступлениями, но основы различных видов теневой экономики могут быть подорваны только в том случае, если произойдут кардинальные перемены в самой официальной, прежде всего государственной экономике, если она будет основываться на общих объективных закономерностях развития, а не на надуманных идеологических схемах. Многие из нелегальных криминальных явлений в экономике, как мы полагаем, уйдут сами собой, возрастет возможность их предвидения, а следовательно, и поисков правовых и экономических средств борьбы с ними. Как ни парадоксально, теневая экономика во многом не только указывает путь к рынку, но и определяет те сферы, в которых такой переход необходимо совершит срочно. Теневая экономика указывает и формы, в которых переход к рынку возможен. Подобные утверждения базируются на той реальной экономической ситуации, которая сложилась в стране и которая требует скорейших перемен, прежде всего в отраслях потребительской сферы, в сельском хозяйстве, в социальной инфраструктуре. Вместе с тем в условиях нынешнего этапа формирования экономических отношений, когда сохраняются старые структуры, вводятся только отдельные новые формы и некоторые элементы рыночных отношений, уже можно констатировать ряд изменений в теневой экономике и в сфере народного хозяйства, близких к ней или с ней непосредственно связанных. Процесс разгосударствления путем расширения негосударственного сектора, развития новых форм кооперации, фермерских хозяйств, других хозяйственных форм, а также изменения в самом государственном хозяйстве через введение арендных отношений и акционирование способствуют вытеснению существующих видов теневой экономики, но в ряде случаев вызывают ее основные разновидности. Так, были легализованы и стали действовать на кооперативных принципах многие ранее бывшие нелегальные производства, которые не считали для себя выгодным и возможным в условиях жесткой централизации, администрирования, унификации и единообразия хозяйственных форм включаться в легальную государственную систему. Законами о кооперации, о собственности, законодательными актами об аренде и земле, постановлением об акциях и акционировании декретируется введение элементов рынка путем вовлечения средств населения в производство, допускаются договорные и свободные цены на некоторые продукты и виды услуг, начинается регулирование видов деятельности и доходов с помощью налогов, выпуск акций и других ценных бумаг и т.д. Все это в некоторой мере ослабило закрепощенность хозяйства, способствовало созданию условий для усиления заинтересованности работников в труде (возросла оплата труда, в ряде случаев произошла персонификация собственности, расширились возможности вторичной занятости и т.д.), ликвидация ряда убыточных предприятий путем перевода их в кооперативы, сдачи в аренду, что освободило бюджет от необходимости выплачивать им дотации, рационализации некоторых хозяйственных связей и т.п. Однако в полной мере новые отношения реализоваться не могли, ибо отсутствует современный рынок, сохраняется и продолжает действовать административная система с набором ее регламентаций, регулирований, нормирования и т.п. Несопоставимы пока по масштабам охвата экономики новые отношения и старые устоявшиеся системы (новая кооперация, например, дает не более 5% общего объема производства товаров и услуг в стране), что не может не вести к подстраиванию новых форм под старые структуры. Появление новых отношений в старой экономической системе привело к возникновению целого ряда обстоятельств, обусловивших новые теневые отношения. Во-первых, введение новых отношений (функционирование новых
хозяйственных форм даже при дозированных хозяйственных свободах) не
увязывалось с существующими в старом огосударствленном хозяйстве, более
того, иногда наметившиеся перемены искусственно ограничиваются С одной стороны, это способствует деформации новых отношений, их встраиванию в огосударствленные структуры, ведет к потере ими ряда сущностных черт, их дискредитации (из-за отсутствия оптовой торговли происходит ориентация на нематериалоемкие сферы деятельности; двойной гнет партийных и отраслевых структур в сельской местности не позволил развиваться там кооперации; колебания правительства и ведомств при выборе тактических решений при проведении нового курса, частые отступления, принятие сдерживающих производство мер, произвол мест при создании новых форм хозяйства – все это привело к резкой дифференциации экономического состояния самих этих форм, монопольному положению некоторых из них, дифференциации в уровне доходов работников разных социальных форм хозяйства и т.п.). С другой стороны, отсутствие сущностных крупномасштабных перемен в по-прежнему доминирующем государственном хозяйстве, а также принятие некоторых правительственных решений провоцируют теневые явления. Так, постановлением правительства о запрещенных видах деятельности кооперативов разрешено последним заниматься отдельными видами деятельности только на основе договоров, заключаемых с государственными предприятиями, для которых эти виды деятельности являются основными. Государственные предприятия, обладая ресурсами, а кооперативы – большими хозяйственными свободами, объединив свои усилия фактически на теневых начала, используют свободное ценообразование в кооперативах, посредничество, особенности формирования и расходования фондов и т.п. для вполне определенных целей, в том числе и для получения максимально высокой оплаты, незаработанных денег, перелива безналичных денег в наличные и т.п. Во-вторых, сами новые отношения и базирующиеся на них хозяйственные формы воспринимаются официальными структурами и государственными органами без учета тенденций и динамики их трансформации в существующих экономических условиях. Иногда желаемое в таких случаях выдается за действительное. В частности, допустив развитие новой кооперации на своей периферии, огосударствленная система не могла и предположить, что даже в условиях ограниченных свобод разовьются многообразные хозяйственные отношения, отличные от кооперации и несущие в своей основе столь необходимые нашей экономике предпринимательские, коллективные или индивидуальные начала, не вписывающиеся ни в закон о кооперации, на в закон об индивидуальной трудовой деятельности. А поскольку законодательно подобные хозяйственные формы не разрешены, то создается питательная среда для расширения теневых отношений в негосударственном секторе, вместе с тем возникают и новые опасения относительно правомерности введения рынка. Процесс разгосударствления, многообразие форм собственности, в том числе ее приватизация, создание полноправного рынка не только не усилят теневую экономику, но частично, напротив, заставят ее выйти из подполья, нести большие затраты, а частично приведут к ее самоликвидации в связи с ростом эффективности официальной экономики вследствие ее отделения от криминальной и возникновения нормальных экономических отношений Привлекательность и живучесть теневой экономики так же, как и эффект, приносимый ею для ее участников, объясняются и тем, что в ней человек в принципе находит себе применение в соответствии со своими возможностями в отличие от официальной экономики, в которой наблюдается перевернутость – личные способности человека часто не важны, а важны другие факторы – анкета, родственные связи, знакомства, занимаемая должность и т.п. Основы, виды, разрастание теневой экономики, ее сращивание с официальными экономическими структурами свидетельствуют о том, что современная экономика нашей страны в целом должна быть в корне изменена, и как можно скорее. * * * Коль скоро теневая экономика существует в сфере базисных отношений, она создает и свои «теневые» надстроечные структуры: этику, неофициальное право, свои внешнюю (коррумпированная власть государственных структур) и внутреннюю (рэкетиры, боевики) службы безопасности, парламентское лобби, свою идеологию прикрытия. Роль такого прикрытия вольно или невольно выполняет консервативная идеология с присущими ей лозунгами борьбы с разгосударствлением экономических и других общественных отношений, против широкого развития разнообразных форм хозяйства, включающих частное хозяйство, и перехода к рынку. Ведь успешная реализация этих мер, демонтаж административно- централистской системы лишили бы теневиков самого выгодного условия деятельности – использование государственной собственности для целей частного присвоения. Парадокс современной общественно-политической борьбы состоит в том, что нередко люди, искренне выступающие против эксплуатации населения страны дельцами теневой экономики, своими догматическими позициями способствуют сохранению государственной системы и объективно оберегают ее «сиамского близнеца» - теневую экономику. 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЧКИ САМООКУПАЕМОСТИ Для расчета точки самоокупаемости необходимые данные приведены в таблице 2.1. Так же предполагается, что все значения и расчеты будут проводиться по состоянию на начало 2000 года, следовательно, все расчетные показатели и налоги берутся по ставке на I квартал 2000 года. Исходные данные Таблица 2.1. 2.1. РАСЧЕТ НАЛОГОВ П.6. Раздел VI-II Социальный налог Глава 24-3. Общие положения по социальному налогу
1. Объектом налогообложения является фонд оплаты труда. 2. Социальный налог начисляется до удержания соответствующих налогов, независимо от источников финансирования.
плательщиками налога являются: - юридические лица; - физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Плательщики социального налога осуществляют уплату налога по месту своего нахождения. Глава 24-4. Уплата налога Статья 104-9. Ставка Налога 1. С 1 января 2000 года социальный налог юридическими лицами
уплачивается по ставке 26 процентов от фонда оплаты труда граждан Социальный налог рассчитывается по формуле: Соц. Нал. =(ФЗП - (*ФЗП)*0,26 где ФЗП – фонд заработной платы; ( - доля обязательных отчислений в накопительный пенсионный фонд п.6.1.1.2. Соц. Нал.1ед. = (330-0,1*330)*0,26 = 77,22 ( 80 так как эти затраты переменные, следовательно, Соц. Нал.100ед. = 8000 Соц. Нал.1000ед. = 80000 п.6.1.2.2. Для того чтобы найти сумму социального налога для административно-управленческого персонала, необходимо данные п.6.1.2.1. умножить на количество инженерно- технических работников и служащих (п.2.3. + п.2.4. = 10 человек). ФЗПАУП = 66000*10 = 660000 Соц. Нал.АУП = (660000-660000*0,1)*0,26 = 154440 так как эти затраты постоянные, следовательно, Соц. Нал.1ед. = Соц. Нал.100ед. = Соц. Нал.1000ед. = 154440 Раздел II Подоходный налог с юридических и физических лиц Глава 24-3. Вычеты и убытки
Амортизационные отчисления на автотранспортные средства производятся в размере 15 процентов от их стоимости. Статья 20. Амортизационные отчисления и вычеты по основным средствам Амортизационные отчисления на прочие основные производственные фонды составляют 10 процентов от их стоимости. Статья 21. Вычеты по расходам на ремонт Затраты на ремонт составляют 7 процентов от стоимости прочих основных производственных фондов. п.6.1.5. Для расчета амортизации автотранспортных средств, использую данные п.11 «Стоимость автотранспортных средств». АА/ТР = 440000*0,15 = 660000 так как эти затраты не зависят от объема производства, следовательно, они постоянные для любого объема производства. п.6.1.6. Для расчета амортизации прочих основных производственных фондов и затрат на ремонт п.6.1.7., использую данные п.12. «Стоимость прочих основных производственных фондов». АОПФ = 5500000*0,1 = 550000 РОПФ = 5500000*0,07 = 385000 Эти затраты постоянные, так как не зависят от объема производства. Статья 133. Ставка налога на имущество Налог на основные производственные и непроизводственные фонды юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, уплачивается ежегодно по ставке 1 процент от стоимости указанных фондов п.6.2.2.1. Стоимость ПОПФ = 5500000 Нал. Им. = 5500000*0,01 = 55000
Налог на транспортные средства уплачивается один раз в год и
исчисляется в месячных расчетных показателях по следующим ставкам: п.6.2.2.2. ГАЗ-3110 1998 года выпуска 2100 см3 – 1 шт. КАМАЗ-4310 10 тонн - 5 шт. ПАЗ-672 24 п. места - 1 шт. Согласно инструкции №39 «О порядке исчисления и уплаты налога на транспортные средства», утвержденной приказом Министерства финансов РК 21.06.99 №149 (с изменениями и дополнениями от 05.05.99 №457) В соответствии с п.5 настоящей Инструкции, превышение объема двигателя данного автомобиля, от объема двигателя 2000 см3 составляет 10 см3, соответственно налог на транспортное средство (ГАЗ-3110), составляет: (22*725)+(100*12) = 17150 22 – ставка налога; 725 – МРП на I квартал 2000 года; 100 – превышение объема от 2000 см3; 12 – ставка налога за каждую единицу превышения от 2000 см3. КАМАЗ-5310 5*15*725 = 54375 ПАЗ-672 1*15*725 = 10150 итого налог на транспортные средства по предприятию составляет: 17150+54375+10150 = 81675 Статья 112.Базовые ставки налога на землю населенных пунктов Базовые ставки налога на землю населенных пунктов устанавливается в расчете на один квадратный метр площади. По городу Усть-Каменогорску ставка налога в тенге на земли занятые нежилыми строениями, сооружениями, участками, необходимыми для их содержания, а также санитарно-защитными зонами объектов, техническими и иными зонами, составляет 5,00. п.6.2.2.3. Организация имеет 1000 м2 под промышленными объектами: Зем. Нал. = 1000*5 = 5000 2.2.ГРУППИРОВКА ЗАТРАТ. Анализируя п.6 таблицы 2.1., можно произвести группировку затрат по видам. Группировка затрат Таблица 2.2. [pic] п.1. Доход от реализации продукции без учета косвенных налогов (НДС). [pic](1+R) где R – рентабельность (R=35%); [pic]- общие затраты при объеме производства 1000 ед.; [pic]= 3949015*(1+0,35) = 5331170,25 ( 5331 тыс. тг. п.3. Цена единицы продукции без учета косвенных налогов (НДС). Д(Q) = P*Q => P = [pic] P = [pic][pic] = 5331 2.3.РАСЧЕТ ПЕРВОЙ ТОЧКИ САМООКУПАЕМОСТИ. [pic], где Р – цена за 1 ед. продукции; V – затраты на производство 1 ед. продукции; Зпост – постоянные затраты. [pic]= 653 ед. [pic] 2.4.РАСЧЕТ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ Раздел III Налог на добавленную стоимость Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой отчисления в бюджет части прироста стоимости, добавленной в процессе производства и обращения товаров, работ или услуг, а так же отчисления при импорте товаров на территорию РК. НДС, подлежащий уплате в бюджет, определяются как разница между суммами НДС, начисленными за реализованные товары, работы или услуги, и суммами НДС, подлежащими уплате за приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги. Статья 58. Размер облагаемого оборота 6-1. При реализации товаров по экспортным операциям ниже цены приобретения для торгово-посреднической деятельности и фактически сложившихся затрат для производственной деятельности разница между ценой приобретения для торгово-посреднической деятельности и фактически сложившимися затратами для производственной деятельности подлежит налогообложению по ставке 20 процентов. п.14. Косвенные налоги (НДС). НДС начисляется в размере 20% от доходов от реализации продукции без учета НДС (п.1.). [pic] п.15. НДС к возмещению. НДС к возмещению – это НДС начисленный на стоимость материалов, полуфабрикатов, ГСМ и электроэнергии. Он не уплачивается в бюджет, так как уже был косвенно уплачен при покупке материалов и прочего. [pic] п.16. НДС к уплате в бюджет. НДС к уплате в бюджет равен разнице между НДС, начисленным за реализацию продукции (п.14) и НДС к возмещению (п.15). [pic] 741833 = 888500 – 146667 п.17. Выручка от реализации продукции с учетом НДС. Сумма выручки будет равна доходам от реализации продукции без учета НДС (п.1.) увеличенным на 20%. Д’ = Д1000 + 20% = 5331 тыс. тг + 20% = 6397 тыс. тг п.18. Цена с учетом НДС Цена с учетом НДС равна цене за единицу продукции без учета НДС (п.3.) увеличенную на 20%. P’ = Р + 20% = 5271 + 20% = 6397 2.5.РАСЧЕТ ВТОРОЙ ТОЧКИ САМООКУПАЕМОСТИ [pic] [pic] З’общ – общие затраты с учетом НДС (Зобщ + НДСК кпл = 4739 тыс. тг) [pic] 2.6.ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ Раздел II Подоходный налог с юридических и физических лиц Статья 6. Плательщики 1. Плательщиками подоходного налога с юридических и физических лиц Плательщики подоходного налога осуществляют уплату налога по месту своего нахождения. Юридические лица в порядке, установленном налоговым законодательством РК, осуществляют уплату подоходного налога за свои филиалы, представительства и иные обособленные структурные подразделения в соответствующие бюджеты по месту их нахождения. Статья 7. Объект налогообложения 1. Объектом обложения подоходным налогом является облагаемый доход, исчисленный как разница между совокупным годовым доходом и вычетами, предусмотренными настоящим Указом. 2. Облагаемый доход определяется в тенге. В случае когда облагаемый доход выражен в иностранной валюте, он пересчитывается в тенге по официальному курсу Национального банка РК на момент уплаты налога. Глава 3. Совокупный годовой доход 3. В совокупный годовой доход включаются денежные или другие средства за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги и другие операции, подлежащие получению (полученные) налогоплательщиком, направленные в порядке взаиморасчетов третьим лицам или на погашение прямых или косвенных расходов. 4. К совокупному годовому доходу относятся все виды доходов, включая: 1) доходы, получаемые в виде оплаты труда и пенсионных выплат; 2) доходы от предпринимательской деятельности; 3) имущественный доход физических лиц. п.4. Совокупный годовой доход. По данным таблицы 2.1. имеется только один доход – «Доход от реализации продукции без учета НДС» (п.1.). Следовательно, совокупный годовой доход будет равен последнему. Сов.Год.Дох. = 5331 тыс. тг Глава 4. Вычеты и убытки 1.Из совокупного годового дохода юридических и физических лиц вычитаются все расходы, связанные с его получением, в том числе расходы по оплате труда, предоставлению материальных и социальных благ их работникам, обложенных подоходным налогом, кроме затрат по приобретению основных средств, их установке и других затрат капитального характера, а также обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды. Вычета производятся при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с получением доходов от предпринимательской деятельности. п.4. Налогооблагаемый доход. Согласно п.1. ст.7. «Объект налогообложения» Указа, имеем: Нал.-обл.Дох. = Сов.Год.Дох – Вычеты = 1382 тыс. тг Глава 5. Ставка подоходного налога 1.Налогооблагаемый доход юридического лица подлежит обложению налогом по ставке 30 процентов. п.9. Сумма подоходного налога. Согласно п.1. ст.30. «Ставки подоходного налога для юридических лиц», имеем: Под.Нал. = 30% от Нал-обл.Дох. Под.Нал. = 1382 тыс. тг*30% = 414600 п.10. Чистый доход. Исходя вышесказанного следует, что чистый доход исчисляется как разница между налогооблагаемым доходом и суммой подоходного налога. Чист.Дох. = Нал.-обл.Дох. – Под.Нал. = 967 тыс.тг п.13. Уровень валовой прибыли. УВП – доля маржинальног дохода в общей выручке. [pic] Р – цена за единицу продукции (Р = 5331 тг); V – затраты на производство одной единицы продукции (V = 1350 тг). [pic] 3.КРАТКИЕ ВЫВОДЫ Из проделанных расчетов можно сделать следующие выводы: - Точка самоокупаемости – это точка, в которой прибыль равна нулю, то есть доходы равны расходам. - Сумма налогов составляет 1679215 тг, что составляет 26,25% в общей выручке Список использованной литературы 1. Никифоров Л., Кузнецов Т., Фельзенбаум В. «Теневая экономика: основы возникновения, эволюции, ослабления»: Вопросы экономики – 1991 - №1 с. 100-111. 1995 - №3 с. 26-43. России»: Вопросы экономики – 1998 - №3 с. 38-54. Вопросы экономики – 1998 - №10 с. 58-80. 1995 - №12 с. 63-66.
----------------------- Чистый доход п.10. 967 тыс. тг Подоходный налог п.9. 415 тыс.тг Налогооблагаемый доход п.7. 1382 тыс. тг Вычеты п.6. 3949 тыс. тг Совокупный годовой доход п.4 5271 тыс.тг Все виды доходов п.1. 5331 тыс. тг - = = - Рисунок 2.4. Схема расчета подоходного налога. |
|
© 2010 |
|