РУБРИКИ

Теневая и криминальная экономика России

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Теневая и криминальная экономика России

p> После проведенного отбора пробы плавильщик по сговору с работниками ОТК или пользуясь их халатностью добавлял в тигель не 200-500 г меди (это делается для лучшего извлечения золота из шлака), а 5-10 кг и отливал один лишний слиток, который затем похищал. Совершению данного хищения способствовало то, что проба отбиралась один раз, содержание золота в самих слитках не анализировалось и сравнение по химическому составу не производилось. Поскольку пробность поступившего сырья по данным поставщика и сведениям лаборатории завода, как правило, различаются незначительно, то при существовавшей системе отбора проб данное хищение выявить было довольно сложно.

При той системе, которая действовала на заводе, плавильщик самостоятельно набирал партию металла для плавки в количестве от 100 до
500кг. Поскольку одновременно в тигле плавятся партии золота различной пробности, то содержание золота при этом усредняется, этим и маскировалось хищение, совершенное на предыдущей плавке. При плавке высокопробного металла (остатки анодов, брак катодного золота, ушки и др.) плавильщик обычно мог похитить от 200 до 500 г.

Аналогично может быть совершено хищение 5-10 кг золота путем добавления меди в расплав после хлорирования и отбора пробы. При этом также отливается лишний слиток и затем похищается. Поскольку в этом случае аноды поступают сразу на электролиз, то выявить хищение путем анализа документальных данных
(приказа на плавку, листка пробирного анализа) затруднительно. Это можно сделать, только проведя целевую проверку химического состава отлитых слитков до их помещения в ванны с электролитом.

В целях снижения себестоимости продукции и производственных затрат плавильщики по указанию технологов цеха проводили плавки с максимально возможным количеством сырья (до 500 кг). В одном тигле одновременно выплавлялось высокопробное золото (90%) и низкопробное сырье-шлам, содержание золота в котором колеблется в пределах 30-60%. При таких плавках составить точные металлургические балансы невозможно, поскольку содержание золота в шламе определяется весьма приблизительно. Используя это обстоятельство, плавильщики отливали несколько лишних слитков общим весом от 10 до 20кг, прятали их в плавильном отделении, а затем выносили, используя для этого различные ухищрения (ведро с краской, мусором и т.д.).
Проведение таких совместных плавок было основным условием, которое способствовало совершению крупных хищений золота.

Опытные плавильщики специально набирали из разных плавок необходимое количество золота (5-15 кг), отливали слиток и похищали его. Это делалось для того, чтобы в случае обнаружения похищенного слитка невозможно было установить по данным химического анализа конкретную плавку и смену.

После проведения приемной плавки золото поступает на участок аффинажа
(очистки). Здесь из слитков весом от 10 до 20 кг отливают аноды весом 3-4 кг, которые затем передаются на электролиз. И именно с участка электролиза и было похищено наибольшее количество высокопробного золота.

Так, в сезон (июль-ноябрь) одновременно в ваннах электролиза на штанги навешивается по 2-3 т золота, т.е. 500-800 анодов и примерно такое же количество матриц. Процесс электролиза (растворение золотого анода и перенос золота через электролит на катодную матрицу) длится 30-40 часов, что в среднем составляет 4-5 смен. В течение смены аппаратчики постоянно проводят замену выработанных анодов, снимают матрицы с осажденным на них катодным золотом (проба до 99,95%, средний вес 700 - 1000 г). Пользуясь тем, что невозможно определить, в каких именно ваннах была произведена замена анодов, аппаратчики похищали 1-2 анода, выбирая по цвету те, где содержание золота было максимальным. Подобным образом изымались матрицы с осажденным золотом, взамен которых вешались новые.

Наибольшая уязвимость участка электролиза для хищения объясняется тем, что в силу существующей технологии растворение анода происходит неравномерно: верхняя часть, не входящая в электролит, остается целой, средняя растворяется практически полностью, а нижняя часть, как правило, растворяется лишь частично, и ее остаток падает на дно ванны. При обходе линии и осмотре ванн аппаратчик выбирает остатки анодов, переносит их в барабан для промывки, потом они передаются в печь для сушки и только после этого производится взвешивание всех остатков анодов, которые затем помещаются в отдельный ящик. После того как остатков соберется до 80-100 кг, они отправляются на повторную переплавку в аноды. При этом нельзя определить, в какую смену и на какой операции изъят тот или иной остаток анода. Этим обстоятельством пользовались аппаратчики, которые при осмотре ванн похищали 1-2 остатка за смену.

В ходе расследования уголовных дел были выявлены факты, когда в хищении золота по предварительному сговору участвовала вся смена аппаратчиков завода на участке электролиза, а также плавильщик и контролер ОТК.

Таким образом, главной трудностью при выявлении фактов хищения на предприятиях по производству золота является непрерывность производственного процесса, в ходе которого 20-25% металла находится в постоянной работе, в связи с чем установить недостачу крайне сложно.

3. Укрытие изъятого золота в тайниках на территории предприятия.

В зависимости от роли, которую в процессе хищения выполняют работники завода, они подразделяются на две основные группы:

- лица, непосредственно работающие с драгоценными металлами. К ним относятся приемщики драгметаллов, которые получают и хранят поступающее сырье (шлих, самородки и т.д.); плавильщики; аппаратчики участка электролиза. Эти лица прячут похищенный драгметалл в промежуточные тайники: бачки в туалетах, лестничные и подлестничные пролеты, щели в колоннах, стенах, возле лифтов, в полостях производственного оборудования;

- работники вспомогательного персонала - электрики, сантехники, слесари- ремонтники, строители, работники других служб (ОТК, режима, лаборатории и т.д.). Данная категория работников имеет доступ в производственные помещения завода, а в ночное время и выходные дни остается без контроля.
Лица, работающие в ночное время и выходные дни, подыскивают или пробивают отверстия (проломы, щели) в стенах. По указанию руководителя группы забирают похищенный металл из промежуточного тайника и прячут в основной тайник. После того как в тайнике собрано необходимое количество золота (от
3 до 30 кг), в строго определенное время выбрасывают золото через отверстие, дыру в стене, пролом в локальную зону.

В ряде случаев имела место определенная универсализация (совмещение функций), т.е. одно лицо (аппаратчик или плавильщик) и похищал металл, и выбрасывал его. Этому в немалой степени способствовало то, что в период массового поступления металла использовались дополнительные производственные помещения, где отсутствовал видеоконтроль, либо в период недогрузки производственных мощностей эти лица использовались в качестве вспомогательного персонала (для уборки мусора, ремонта и т.д.), т.е. контроль за ними ослабевал.

2.8.4 Вынос похищенного золота за пределы предприятия

На начальном этапе работы Приокского завода цветных металлов вынос золота из основного производства практически не представлял сложности для преступников. Этому способствовало то, что здание цеха, где производится аффинаж золота и серебра, было построено по проекту, абсолютно не соответствующему требованиям и условиям сохранности драгоценного сырья.
Производственный корпус состоит из четырех блоков высотой от 2 до 5 этажей, длиной свыше 100 м каждый, приемные кладовые, плавильные отделения, участок электролиза расположены в разных блоках, пути перевозки металла составляют
100-150 м. Вследствие того что здание строилось с участием так называемых
"химиков", качество строительно-монтажных работ было крайне низким: стены зияли десяткам незаделанных отверстий, щелями между панелями и блоками фундаментов, часть панелей была заменена кирпичной кладкой толщиной в 1-1,5 кирпича. Используя это обстоятельство, члены ОПГ в ночное время или в выходные дни, когда в цехе отсутствовал основной персонал, выискивали щели либо, выбивая кирпичи, легко проделывали дыру, маскируя ее глиной и краской. В ходе расследования основная часть таких отверстий была обнаружена в углах помещений за колоннами на высоте 6-18 м, за шахтами грузовых и пассажирских лифтов на высоте от 6 до 10 м, на уровне земли или под отмосткой на глубине 10-15 см.

Преступления осуществлялись следующими способами:
V используя то обстоятельство, что по всему периметру здания были установлены большие оконные блоки, под рамами легко пробивались отверстия, в которые можно было протолкнуть золотые полосы, штанги, ушки, матрицы;
V в верхних частях оконных рам (обычно за подвесным потолком или в помещениях, куда ограничен доступ) сначала в швах просверливались отверстия, через которые полотном от ножовки выпиливался стеклоблок, шов маскировался глиной, а потом блок вынимался и в образовавшийся проем выбрасывался металл;
V с крыши производственных 4-5 - этажных корпусов в ночное время золото выбрасывалось с помощью пращи на расстояние до 60-70 м, сразу за внешнее ограждение;
V через вентиляционные трубы основного диаметра, которые были проложены под землей и выходили из основного производства, преступники проникали за локальную зону и выбрасывали золото через заранее пробитые в трубах отверстия на уровне земли, после чего золото подбиралось и выносилось;
V из-за халатности работников службы режима или по прямому сговору с ними золото выносилось через тамбуры в специально оборудованных тайниках, сделанных в списанном оборудовании или в том, которое подлежало ремонту вне основного производства, в бочках с остатками краски, батареях отопления, мешках с мусором и т.д. В ряде случаев золото непосредственно передавалось военнослужащим (офицерам и прапорщикам), охранявшим тамбуры.

Во время отгрузки промышленных отходов в железнодорожные вагоны расхитители вскрывали мешки, не нарушая пломбы, изымали часть отходов и помещали туда равное по весу количество золота. После визуального осмотра мешков работниками службы режима и контрольного взвешивания они грузились в вагоны. Похищенное золото изымалось во время стоянки транспорта на станции.

Работники ряда вспомогательных служб, как правило с 5 до 6 часов утра, подбирали выброшенное ночью золото вблизи отверстий, указанных руководителем преступной группы, затем прятали его в промежуточный тайник, находящийся на территории, прилегающей к основному производству, либо сразу выносили.

В определенный период основным способом хищения золота стал его вынос с помощью военнослужащих, несших службу на посту голевого досмотра. В это время произошла замена военнослужащих срочной службы на сверхсрочников, большинство из которых - местные жители. Они были лично знакомы с расхитителями, нередко вместе учились, служили в армии, поэтому легко шли на контакт и вербовались. Дежурство на посту несли два прапорщика в течение
12 часов. Используя то обстоятельство, что в ночное время наряд практически оставался без контроля (проверка проводилась ночью один раз, и время ее было заранее известно), они, в нарушение должностной инструкции, заходили в раздевалку основного производства, где в условленном месте забирали металл, выносили и прятали его на прилегающей территории. А утром, после сдачи дежурства, они выносили металл уже за пределы завода, для чего использовались специально изготовленные мешки или карманы, пришитые с внутренней стороны одежды. Причем при выходе с территории военнослужащие никогда не подвергались проверке. В ходе следствия были выявлены неоднократные факты, когда подобным способом за один раз выносилось по 10-
15 кг золота.

Бывало и так, что охранники пропускали через пост расхитителей без досмотра, те прятали металл в тайниках на прилегающей к цеху территории и сразу же возвращались на рабочее место. Чтобы не допустить дешифровки членов своей преступной группы, один из военнослужащих просил своего напарника покинуть пост на 5-10 минут за вознаграждение (около 1 000 долл.).

Нередко охранники обслуживали одновременно несколько преступных групп, в результате чего им удалось вынести от 15 до 30 кг золота.

Все эти преступления заранее планировались их организаторами, которые:
V прорабатывали детали операции от хищения до выноса металла и его последующей реализации;
V через членов своих групп выясняли состояние и возможности технических средств (срабатывание сигнализации, разрешающая способность видеокамер, в том числе видимость в ночных условиях, технические характеристики системы голевого контроля ), работу различных служб - режима и охраны и т.д.;
V привлекали (вербовали) сотрудников службы режима, военнослужащих охраны, работников завода;
V поддерживали связь с членами других ОПГ;
V организовывали поиск тайников для закладки похищенного металла или покупали их у другой группы;
V вели переговоры с другими ОПГ о совместных действиях;
V с учетом графика работы работников завода - членов группы и заступления на дежурство военнослужащих определяли место, время выброса, количество драгметалла;
V реализовывали похищенный металл за пределами области;
V обеспечивали защиту членам ОПГ от других преступных групп.

В 60% случаев организаторами преступных групп были лица, ранее судимые за кражи, грабежи, и местные жители, не работавшие на заводе.

Похищенные драгметаллы сбываются в основном ювелирам (более 20%), лицам, профессионально занимающимся скупкой и перепродажей таких металлов
(около 40%), зубным техникам (примерно 15%), иностранным гражданам, а также эмиссарам незаконных вооруженных формирований.

8. Создание фиктивных предприятий-посредников как способ криминализации хозяйственных процессов

Один из самых распространенных способов криминализации хозяйственных процессов включение организованной преступностью в реальные товарные и финансовые потоки фиктивных предприятий-посредников для совершения мошеннических действий.

Использование фиктивных предприятий становится возможным из-за несовершенства действующего законодательства и механизмов контроля, что позволяет организованным преступным сообществам регистрировать, как правило, по подложным документам или на подставных лиц любое количество юридических лиц различных организационно-правовых форм. В результате этого организованной преступностью создана целая подпольная сеть структур, играющих наиболее деструктивную роль в экономике России. В настоящее время действует порядка 500-550 тысяч такого рода фирм, не отчитывающихся перед налоговыми органами либо представляющих нулевые балансы.

Фиктивные хозяйствующие субъекты стали по сути универсальным средством совершения преступлений в сфере экономики:
V в кредитно-финансовой - для проведения противоправных расчетных операций, незаконного получения кредитных ресурсов, для обналичивания и отмывания денежных средств, полученных преступным путем;
V во внешнеэкономической деятельности - для вывоза капитала за рубеж по фиктивным контрактам, для проведения контрабандных операций и уклонения от уплаты таможенных платежей;
V в промышленности и на транспорте - для многократного завышения контрактных цен, оставления на счетах фиктивных посредников и последующего присвоения большей части прибыли, уклонения от уплаты налогов в бюджеты всех уровней в реальные производственные цепи активно внедряются лжефирмы-посредники;
V при использовании бюджетных средств - для расхищения направляемых на инвестиционные и социальные цели финансовых ресурсов;
V при реализации товаров, осуществлении работ и оказании услуг на потребительском рынке - для мошеннического завладения организованными преступными группами чужой собственностью, что составляет значительную часть зарегистрированных преступлений экономической направленности.

2.10 Обстоятельства, способствующие криминальному контролю за территориями и объектами экономики

|Обстоятельства, способствующие |Количество ответов |Количество ответов |
|осуществлению контроля |опрошенных |опрошенных работников|
|организованной преступностью за |сотрудников МВД (в |хозяйствующих |
|территориями и объектами |%) |субъектов (в %) |
|экономики | | |
|Слабость государственной власти |32 |53 |
|Коррумпированность чиновников |50 |72 |
|Страх предпринимателей и других |16 |32 |
|граждан за свою безопасность | | |
|Сильное влияние организованной |4 |28 |
|преступности | | |
|Большой уровень безработицы |9 |8 |
|Падение престижа работы в |17 |12 |
|государственных органах | | |
|Падение уровня морали и |13 |21 |
|нравственности в обществе | | |
|Большие налоги и отчисления |8 | |
|Безразличие властных структур к |19 |24 |
|жизни граждан | | |
|Совпадение интересов лидеров | | |
|преступных группировок и | | |
|представителей теневой экономики|19 |25 |
|в сфере предпринимательской | | |
|деятельности | | |
|Отсутствие порядка в | | |
|хозяйственной деятельности и |34 |22 |
|ответственности руководителей | | |
|всех уровней | | |
|Недостаточный контроль | | |
|государства за хозяйственной |26 |14 |
|деятельностью | | |
|Слабая профессиональная | | |
|подготовка работников |8 |22 |
|правоохранительных и | | |
|контролирующих органов | | |

Таким образом, обе группы респондентов на первое место среди названных обстоятельств поставили коррумпированность чиновников, для которых наиболее характерны "экономические" методы поддержания коррумпированных связей
(взятки, услуги, особо благоприятные условия кредитования, финансирования, снабжения и т.д.). Причем надо отметить, эти связи интенсивно поддерживаются с предпринимателями всех секторов экономики.

Наряду с этим обеими группами отмечены такие обстоятельства, как слабость государственной власти, безразличие властных структур к жизни граждан, совпадение интересов лидеров преступных группировок и представителей теневой экономики в сфере предпринимательской деятельности.

2.11 Формы осуществления организованной преступностью контроля за объектами экономики и территориями

|Формы осуществления организованной |Ответы сотрудников|Ответы работников |
|преступностью конроля за объектами |МВД (в %) |хозяйствующих |
|экономики и территориями | |субъектов (в %) |
|Вымогательство с руководителей | | |
|предприятий и организаций денежных |9 |25 |
|средств или материальных ценностей | | |
|Принуждение к совершению сделки | | |
|через членов организованных | | |
|преступных групп (ОПГ) либо через |29 |34 |
|подконтрольные им коммерческие | | |
|структуры | | |
|Совершение незаконных хозяйственных | | |
|операций (преступлений) через | | |
|созданные ОПГ фиктивные | | |
|лжепредприятия (предприятия, |44 |43 |
|прекращающие деятельность после | | |
|совершения 1-2 хозяйственных | | |
|операций) | | |
|Скупка акций предприятий или самих |47 |44 |
|предприятий на преступные доходы | | |
|Внедрение путем насилия или обмана | | |
|«своих людей» на ключевые посты в |19 |14 |
|предприятия, отрасли хозяйственной | | |
|деятельности | | |
|Осуществление контроля территории | | |
|путем объединения отдельных | | |
|преступных групп, управляемых из | | |
|одного центра и совершающих |11 |10 |
|различные преступления, незаконные | | |
|доходы от которых используются | | |
|лидерами организованной преступности| | |
|Осуществление контроля | | |
|организованными преступными группами| | |
|с участием представителей органов | | |
|государственной власти, органов |17 |40 |
|муниципального самоуправления или | | |
|сотрудников правоохранительных | | |
|органов | | |
|Осуществление контроля посредством | | |
|использования частных охранных |7 |16 |
|предприятий и служб безопасности | | |

Итак, обе группы опрошенных считают, что к наиболее распространенным формам контроля относятся:

. принуждение предприятий в лице их руководителей через членов ОПГ к совершению различных сделок с подконтрольными им коммерческими структурами;

. скупка акций предприятий или самих предприятий на преступные доходы;

. совершение незаконных хозяйственных операций (преступлений) через созданные ОПГ фиктивные лжепредприятия.

В последнее время организованная преступность для установления контроля над предприятиями осуществляет следующие действия: скупает акции предприятий или сами предприятия на преступные доходы. По оперативным данным МВД России, более четверти установленных преступных сообществ (а в экономически развитых регионах - до половины) "отмывают" преступно нажитые капиталы через легальные коммерческие структуры путем приобретения недвижимости, контрольных пакетов акций предприятий, вложения средств в различные виды бизнеса (по оценкам специалистов, с учетом латентности эта цифра достигает 70%); использует установленные законом процедуры банкротства и иные схемы смены собственника и управленческого персонала; более активно использует внедрение путем насилия или обмана "своих людей" на ключевые посты в предприятии, отрасли хозяйственной деятельности; более активно принуждает руководителей предприятий к совершению сделки через членов организованных преступных формирований либо через подконтрольные им коммерческие структуры; осуществляет контроль за предприятиями через представителей органов государственной власти или сотрудников правоохранительных органов.

Применяется и совокупность указанных приемов для установления контроля за предприятиями, в том числе за банками.

В сфере криминального влияния находится 550 банков (более 50% от общего числа). Если раньше попытки установления такого контроля осуществлялись преимущественно через службы безопасности либо путем шантажа (физического или психического насилия) руководителей банка, то в настоящее время отмеченные методы все больше уступают экономическим способам захвата власти.

Алгоритм установления криминального контроля следующий. Сначала у банка, попавшего в тяжелое финансовое положение (часто искусственно провоцируемого путем организации хищений кредитных средств), скупается контрольный пакет акций. Затем в правление кредитной организации вводятся
"свои" люди. А потом за счет криминальных средств, отмытых через ряд коммерческих структур, происходит наращивание уставного капитала банка. В последующем при использовании организационных структур этого банка осуществляются массированные финансовые махинации.

Таким образом, изложенное позволяет прийти к выводу, что в настоящее время организованная преступность для контроля над высокодоходными предприятиями осуществляет следующее: стремится получить в собственность эти предприятия, для чего скупает акции предприятий или сами предприятия на преступные доходы; использует установленные законом процедуры банкротства и иные схемы смены собственника и управленческого персонала; внедряет путем насилия или обмана "своих людей" на ключевые посты в предприятии, отрасли хозяйственной деятельности, для того чтобы распоряжаться полученной прибылью; с этой же целью в ряде случаев принуждает руководителей предприятий через членов организованных преступных формирований к совершению сделок с подконтрольными им коммерческими структурами.

Для проведения подобных действий организованная преступность активно использует представителей органов государственной власти или сотрудников правоохранительных органов, а также частные охранные структуры, службы безопасности. Это направление деятельности организованной преступности свойственно ее высшим, элитным слоям.

Другое направление связано с осуществлением организованной преступной деятельности при совершении экономических преступлений. Оно характерно для более низших слоев организованной преступности.

2.12 Региональные особенности организованной преступной деятельности в сфере экономики

Основными очагами деятельности преступных сообществ остаются
Центральный, Приволжский, Волго-Вятский, Уральский, Западно-Сибирский регионы.

Рассмотрим особенности такой деятельности в сфере экономики этих регионов.

В Центрально-Черноземном регионе возрастает количество мошенничества, незаконного предпринимательства, взяточничества.

Анализ данных свидетельствует, что участники организованных преступных формирований в преобладающем большинстве контролируют предприятия малого и среднего бизнеса, лиц, занимающихся частнопредпринимательской деятельностью. В основном это муниципальные рынки, в дирекцию которых входят лидеры ОПГ или их ставленники. Руководители отдельных акционерных обществ используют криминальных лидеров в целях своей безопасности.
Существует и тенденция криминализации руководства крупных промышленных предприятий региона, как правило, в условиях коррумпированной поддержки со стороны чиновников властных и исполнительных органов.

В пяти из шести областях Приволжского региона отмечен рост преступных посягательств в сфере экономической деятельности. Преступные интересы ОПГ распространяются на потребительский и сырьевой рынки, кредитно-финансовую систему, внешнеэкономическую деятельность.

Наибольший ущерб экономической, хозяйственной и финансовой системе наносит деятельность организованных преступных формирований с межрегиональными и международными связями. Обширные связи таких формирований за пределами Поволжья и России используются для легализации
(отмывания) грязных денег.

Растет трансграничная преступность. Количественный рост операций со странами СНГ связан не только с изменением конъюнктуры рынка, но и с различием систем уголовного правосудия России и Казахстана.

В Восточно-Сибирском регионе сферами интересов субъектов организованной преступной деятельности являются незаконный оборот алкогольной продукции, топливно-энергетический комплекс, нецелевое использование бюджетных средств.

Дальневосточный регион традиционно развивался за счет оборонных объектов (авиа - и судостроительные заводы, военно-морские базы и иные объекты оборонного назначения), в экономике преобладали отрасли энергетики и промышленности, связанные с разработкой природных ресурсов.

Для этого региона характерны наиболее устойчивые организованные преступные сообщества: "воровской общак" численностью до 1 800 человек; группировки криминальных "спортсменов" - до 200 человек; этнические группировки, в том числе чеченские - до 140 человек, азербайджанские - до
190 человек, корейские - до 16 человек. В последнее время наблюдается рост преступности граждан КНР. Заселение Дальнего Востока России китайцами приобретает стихийный характер. Эта "экспансия" грозит поставить под угрозу истребляемую флору и фауну региона, его морские и лесные ресурсы.

Процессы, происходящие в преступной среде, свидетельствуют о наличии у
ОПС постоянно расширяющихся устойчивых межрегиональных и международных связей с организованной преступностью Японии, Южной и Северной Кореи, Китая
(не только северных, но и южных провинций, имеющих оффшорные зоны), США.

Анализ складывающейся в регионе обстановки свидетельствует о тенденции к увеличению числа хищений денежных средств в кредитно-банковской сфере, незаконному вывозу за рубеж капиталов, стратегического сырья, продукции рыбодобывающей и лесной промышленности.

Продолжается процесс сращивания организованных групп общеуголовной ориентации с группировками, действующими в сфере экономики. Значительная часть сконцентрированных в криминальной сфере теневых капиталов способствует усилению потенциала организованной преступности в регионе.
Увеличивается ее интеграция в экономическую сферу с целью получения сверхвысоких незаконных доходов.

Криминальная ситуация становится более напряженной в районах с высокой степенью предпринимательской активности, благоприятными возможностями быстрого оборота финансового капитала, в том числе нелегального, для извлечения высокой прибыли (Приморский край, Сахалинская, Камчатская области).

В центре криминальных интересов преступных сообществ находятся приграничные территории, места добычи и переработки топливно-энергетических ресурсов, морепродуктов, транспортные магистрали. Для обеспечения безопасности своей преступной деятельности ОПС устанавливают связи с представителями органов государственной власти и управления на региональном и федеральном уровнях. В настоящее время наблюдается тенденция к постепенному переходу коммерческих структур, контролируемых ОПС, от теневой к легальной экономической деятельности.

Основными видами противоправной деятельности организованных формирований остаются вымогательство части прибыли у различных коммерческих структур; незаконный вывоз сырья, материалов, морепродуктов за границу; создание лжекоммерческих структур и использование фиктивных документов с целью совершения хищений; совершение мошенничества при заключении сделок на поставки продукции или сырья; организация игорного бизнеса; проституция; сокрытие различных видов доходов от налогообложения.

Для укрепления своих позиций и расширения сфер влияния ими устанавливаются связи с преступными группировками других регионов России и зарубежья. Особый интерес для преступных группировок представляют оффшорные зоны на территории Южной Кореи и Китая, использование которых позволяет свободно перекачивать денежные средства в эти зоны под видом различного рода контрактов, переводя их потом на счета в зарубежные банки.

Экономика Западно-Сибирского региона представлена предприятиями металлообрабатывающей, машиностроительной, электронной, лесной, деревообрабатывающей, нефтегазодобывающей, химической промышленности и до недавнего времени традиционно опиралась на промышленное производство с высоким удельным весом военно-промышленного комплекса.

Географическое положение этого региона, граничащего с Китаем и
Казахстаном, развитая транспортная инфраструктура делают его важным стратегическим узлом, что активно используется организованными преступными формированиями, особенно для транзита и распространения наркотиков, контрабандного ввоза и вывоза различных товаров и ценностей.

Отмечена значительная активизация деятельности группировок, занимающихся подпольным производством фальсифицированных спиртных напитков.
Высокая рентабельность от незаконных операций в сфере автобизнеса привлекает лидеров преступных сообществ к этому виду преступной деятельности. Действующие в этом направлении организованные преступные группировки располагают обширными коррумпированными связями среди государственных служащих и представителей правоохранительных органов.

Московская область - экономический район с высокой концентрацией промышленности и сельскохозяйственного производства, один из крупнейших научных центров страны. Основные отрасли промышленности - авиационная, электронная, машиностроение, легкая промышленность, пищевая, полиграфическая, энергетика. Это, а также выгодное географическое положение области (непосредственная граница с Москвой) и развитая транспортная инфраструктура стали притягательными для криминальных формирований. Они проявляют интерес к производственно-хозяйственной деятельности области, предпринимают значительные усилия с целью установления контроля за наиболее рентабельными хозяйственными отраслями.

Широкое распространение получили хищение денежных средств с использованием подложных платежных документов, безвозвратное получение и нецелевое использование льготных кредитов, ссуд, дотаций, должностные злоупотребления руководителей и служащих банков.

Основными видами преступной деятельности ОПГ становятся наиболее прибыльные криминальные алкогольный, оружейный, авто- и наркобизнес, коммерческая деятельность в сфере распределения нефтепродуктов.

Поделив сферы влияния, группировки вкладывают имеющиеся у них средства в легальный бизнес, в контролируемые ими коммерческие структуры, стараются не попадать в поле зрения правоохранительных органов, используя для этого подставных лиц, имеющих обширные связи в органах государственной власти и управления и органах внутренних дел. В последнее время отмечается усиление тенденции консолидации подмосковных организованных преступных группировок с
ОПГ Москвы и прилегающих областей.

Под криминальным влиянием находится ряд крупных объектов экономики региона, что тормозит развитие производства, лишает федеральный и местный бюджеты части доходов, отпугивает инвесторов, обостряет социально экономические проблемы. При отсутствии должного контроля в сфере экономики со стороны властей и при коррумпированности ряда чиновников создаются благоприятные условия для отмывания доходов преступными формированиями.

Анализ обстановки в Московском регионе свидетельствует о наличии тенденций, связанных с консолидацией преступности и организацией централизованного управления существующими организованными преступными формированиями.

Для Северо-Кавказского региона характерны снижение уровня жизни, отсутствие социальных гарантий, резкая поляризация общества. Особенно тревожная ситуация сложилась в Дагестане. Главная причина социального и криминального напряжения здесь кроется в замаскированной под борьбу за национальные или религиозные интересы деятельности различных кланов и лидеров этнических движений, которые, опираясь на вооруженную поддержку, в том числе криминалитета, фактически устремились во власть и к финансовым потокам.

Среди основных тенденций можно выделить полную криминализацию рыночных структур, коррумпированность чиновников.

На территории региона действуют организованные преступные формирования как общеуголовной, так и экономической направленности. Основную долю экономических преступлений составляют хищения, фальшивомонетничество, мошеннические операции с использованием фиктивных документов, подставных лиц и коммерческих структур в наиболее значимых отраслях экономики - зерновой рынок, нефтебизнес, кредитно-финансовая система, алкогольный бизнес, потребительский рынок.

К факторам, осложняющим обстановку в Уральском регионе, прежде всего относятся крупнейшие транспортные узлы, граница с Казахстаном, проблемы, связанные с перераспределением собственности, конверсией военно- промышленных предприятий.

Наличие крупной сырьевой базы, в первую очередь топливно- энергетической, большое количество предприятий военно-промышленного комплекса, переход крупных предприятий и целых отраслей производства из государственной формы собственности в коллективную и частную, отсутствие централизованного контроля за их деятельностью обусловливают функционирование источников хищения и каналов контрабандного вывоза стратегического и иного важного сырья, подпольных цехов по изготовлению огнестрельного оружия.

Экономический потенциал региона притягивает к себе организованные преступные формирования возможностью в короткие сроки получать огромные прибыли. Активизируется процесс сращивания корыстно-насильственной и экономической преступности, что приводит к значительному росту финансовых средств, находящихся в распоряжении преступных формирований.

Организованная преступность стремится к увеличению и легализации своих доходов. Преступления насильственного характера успешно сочетаются с проникновением через коррумпированные связи в экономику и финансовую систему региона. Наиболее привлекательными остаются топливно-энергетический комплекс, приватизация, рынок жилья и иной недвижимости, противоправные операции со стратегическим сырьем. Используя созданные или контролируемые ими коммерческие банки, кредитно-финансовые структуры, иные легальные экономические структуры, преступные формирования обеспечивают стабильное финансовое обеспечение осуществляемых противоправных акций, привлечение необходимых сил и средств.

Криминальные сообщества всеми способами стремятся приобретать контрольные пакеты акций различных предприятий и организаций, внедряться во внешнеэкономические структуры, перенося свою деятельность на международный уровень. Создавая обширную сеть подконтрольных им коммерческих предприятий, они вкладывают денежные средства в наиболее доходные отрасли производства и экономические структуры различных форм собственности.

Активизируется деятельность криминальных формирований, организующих контроль за территорией и предоставляющих "защиту" торговым, финансовым и иным компаниям, активно занимающихся деятельностью в экономической сфере, как в теневом, так и легальном секторах экономики.

Проведение организованными преступными группами незаконных операций сопряжено с контрабандой, использованием фиктивных документов, уклонением от уплаты налогов и таможенных платежей. Экспортно-импортные операции, легальная предпринимательская деятельность служат для них удобным прикрытием для совершения крупномасштабных махинаций с присвоением неконтролируемой прибыли, большая часть которой оседает в иностранных банках, способствуют отмыванию преступно нажитых капиталов.

Преступные формирования легко проникают в хозяйственную и финансовую деятельность предприятий топливно-энергетического комплекса, где ими уже созданы и вполне легально действуют различные коммерческие структуры и совместные предприятия. При поддержке коррумпированных должностных лиц органов государственной власти и управления преступная среда оказывает влияние на выбор экспортеров углеводородного сырья, формирование отпускных цен, объемы реализации и распределение валютных и рублевых средств, полученных от неконтролируемого экспорта.

Отсутствие полноценно обустроенной государственной границы с бывшими союзными республиками обусловливают интерес преступных сообществ к экономической контрабанде не только энергоносителей, но и цветных и редкоземельных металлов, леса, драгоценных камней, стратегического промышленного сырья и т.п.

В последние годы криминальные структуры все большее внимание уделяют высокодоходному бизнесу на рынке алкогольной продукции, занимаясь контрабандным ввозом и вывозом спирта, изготовлением в подпольных цехах и сбытом фальсифицированных спиртных напитков, а также прямым хищением ликероводочной продукции с заводов-изготовителей, устанавливая контроль над государственными и коммерческими предприятиями, специализирующимися на выпуске и реализации алкогольных напитков.

Важной особенностью российской ситуации является то, что организованная преступность в России быстро выходит за традиционные границы и вторгается в сферы, криминализация которых создает серьезную угрозу для международной стабильности и безопасности.

2.13 Причины и условия преступности в сфере внешнеэкономической деятельности

Реформы в экономике России начиная с 90-х годов привели к диспропорциям и противоречиям, которые по своему всеохватывающему характеру, степени развития и силе действия имеют беспрецедентные последствия криминального свойства. Это касается как фактических экономических отношений, так и экономического сознания общества переходного периода.

В России сформировалась глубоко деформированная хозяйственная система с выраженными криминальными последствиями. Об этом, в частности, свидетельствует анализ типичных схем или формул преобладающих экономических отношений, сложившихся в реформируемой России.

Первая формула такова: продажа сырья - получение валютной выручки - покупка товаров потребления. В соответствии со второй формулой экономические отношения строились так: валютный кредит - закупка товаров потребления - долговые обязательства. Ущербность применения подобных формул, имевших едва ли не универсальный характер, проявлялись по-разному.

В первом случае экономика не ориентировалась на развитие собственного потенциала, на внедрение новых наукоемких технологий, на востребование достижений отечественной науки. Состояние бюджета страны становилось жестко зависимым от уровня мировых цен на сырье. А это значит, что политика государства, возможности реализации социальных программ все в большей мере определялись внешними воздействиями. Применение первой формулы, означающей бездумную распродажу невосполнимых природных ресурсов, вполне реально угрожает ресурсной независимости экономики России в XXI веке.

Что касается второй формулы, то основной результат ее реализации - растущий валютный долг каждого россиянина мировому сообществу.

Баланс избранных вариантов организации экономических отношений для страны, общества, большинства населения был в конечном итоге негативным (и это подтвердила жизнь), но на ограниченный круг лиц (участников экспортно- импортных операций, коррумпированных чиновников, раздававших по своему усмотрению лицензии, квоты и льготы, и др.) воистину пролился золотой дождь.

Необходимо подчеркнуть, что многие деформации в экономике переходного периода связаны как раз с внешнеэкономической деятельностью, в частности с ее усиленной криминализацией.

Такова прежде всего масштабная утечка капиталов из страны, где миллионы людей живут на грани бедности или стали нищими. Важный экономический показатель - доля импорта в продуктовой массе - достигал у нас в середине
90-х годов почти половины (47%), в то время как критическое значение этого показателя колеблется между 30 и 40%. Доля продукции обрабатывающей промышленности в экспорте должна быть не менее 45%, а в России она составляла всего 12. Такие диспропорции влекут за собой стратегическую зависимость жизнедеятельности страны от импорта, от воли (а нередко и своеволия) зарубежных партнеров.

Обобщенным показателем глубоких деформаций и одновременно свидетельством мощного криминального потенциала всей хозяйственной системы служит бурный рост в годы реформ теневой экономики.

Российские органы статистики используют разработанное Статистическим управлением ЕС Руководство по неформальной экономике. По предложенной в нем методике теневой капитал в России оценивается в 40-42% внутреннего валового продукта. Денежный оборот теневой экономики составляет от 40 млрд. долл. до
50 млрд, т.е. сопоставим с годовым федеральным бюджетом.

Из них 12% теневой экономики приходится на наркобизнес, нелегальный оборот оружия, проституцию; 11% - на хищение сырья, неучтенную продукцию; около 4% - на нецелевое использование бюджетных средств; 9% - на контрабанду, занижение таможенных платежей.

Все это так или иначе сопрягается с внешнеэкономической деятельностью
(ВЭД), связи которой с теневой экономикой прослеживаются везде.

В теневой экономике выделяются:

. неофициальная экономика, включающая в себя легально разрешенные виды деятельности, осуществляемой без регистрации, разрешений, лицензий, в рамках которой статистикой не учитывается производство товаров и услуг, скрываемых от налогообложения, остающихся "в тени";

. фиктивная экономика, куда входят спекулятивные сделки, приписки, хищения, различные мошеннические действия, связанные с получением и передачей денег; подпольная экономика, к которой относятся запрещенные законом виды экономической деятельности, включая организованную экономическую преступность.

В качестве объективного фактора, способствующего усиленной криминализации внешнеэкономической деятельности, необходимо отметить также, что она по самой своей природе является высокоприбыльной отраслью хозяйства. Она дает возможность без особых затрат, масштабных и долгосрочных инвестиций, серьезных структурных новаций получать не просто прибыль, а сверхприбыль. Уникальная экономическая ситуация, при которой можно было получать баснословную прибыль за счет разницы внутренних и мировых цен на нефть, служила почвой не только для легального обогащения, но и для различных злоупотреблений, прежде всего перекачки (как говорится, всеми правдами и неправдами) валюты за рубеж.

Если в советское время "нефтедоллары" проедала вся страна, а на деньги, полученные от экспорта нефти и газа, осуществлялись грандиозные проекты
(строительство БАМа, космодромов, гидроэлектростанций и т.п.), развивался
ВПК, производились экономическая поддержка стран "третьего" мира и т.д., то после форсированной либерализации экспорта средства, полученные за те же природные ресурсы, стали оседать в карманах новых хозяев, переводиться на их личные (или подставных лиц) счета в зарубежных банках.

В ряду объективных факторов, способствующих преступлениям, следует назвать и саму возможность законного вывоза капитала за рубеж (по разрешениям и лицензиям, выдаваемым Центральным банком РФ, путем открытия счетов резидентов за границей с разрешения Банка России либо предоставления кредитов нерезидентам).

До 1995 г. вообще не существовало системы таможенно-банковского контроля за экспортными и импортными операциями. Разумеется, с учетом интеграции России в европейское и мировое сообщество, ее включения в международную экономическую кооперацию такая возможность не может и не должна быть устранена. Но фактом остается то, что, не сопровождаемая жестким контролем и другими превентивными запретными механизмами, она используется, и очень активно, криминально ориентированными лицами для осуществления контрабандных операций, отмывания "грязных" денег через иностранные банки и другие учреждения, для совершения иных корыстных правонарушений.

Весьма ощутимым криминогенным фактором в сфере ВЭД выступает незащищенность государственных границ Российской Федерации. К сожалению, то же следует сказать и о таможенной границе. Это проблема во многом политическая (а также правовая и организационно-управленческая). Однако у нее есть явная экономическая основа - отсутствие денег на создание и надлежащее обустройство границ. За несколько недель после распада СССР
Россия получила тысячи километров бывших административных границ, на обустройство которых в качестве государственных нужны огромные средства.

Экономические трудности сдерживали оперативное становление, развитие и укрепление систем таможенных органов, органов валютного контроля, других регулятивно-контрольных механизмов, снижали темпы работы по созданию в них необходимой инфраструктуры, научно-методического и материально-технического оснащения, подготовки кадров, решения других вопросов деятельности государственных структур, функционально предназначенных для противодействия правонарушениям в рассматриваемой сфере.

Криминогенным фактором экономического характера стала и "долларизация" российской экономики.

Среди социальных криминогенных факторов можно выделить следующие: слабо выраженная социальная ориентированность реформ; резкое имущественное расслоение населения, обнищание, люмпенизация и маргинализация значительной его части; безработица; невыполнение государством своих социальных обязательств перед гражданами; рост социальных конфликтов; отсутствие взвешенной и последовательной антиалкогольной политики; ослабление семейных устоев и всех институтов гражданского общества и как следствие - системы социального контроля.

Применительно к внешнеэкономической деятельности указанные негативные факторы проявляются по-разному и в целом весьма специфично.

Среди совершающих преступления в сфере ВЭД вряд ли удастся найти много спившихся люмпенов и маргиналов. Однако это не означает, что рассматриваемая сфера была вовсе избавлена от типичных для переходного периода социальных недугов. Так, именно разрушение прежних социальных гарантий, обесценение сбережений, потеря работы и подобные обстоятельства заставили миллионы людей (среди которых - инженеры, учителя, врачи, люди с учеными степенями) стать "челноками", заняться внешнеторговой деятельностью, немалая часть которой криминализирована. Следует иметь в виду, что криминальный потенциал значительного слоя безработных ориентирован в большей степени не на традиционную общеуголовную преступность, а на включение в криминальный бизнес организованной преступности.

В регионах с особо неблагополучной социально-экономической обстановкой приграничная торговля, в частности нелегальная, стала для многих основным источником существования, способом выживания.

Еще ощутимее для сферы ВЭД негативное значение общего ослабления социального контроля в стране, традиционные формы которого были отвергнуты, а новых, соответствующих изменившимся условиям жизни общества, так и не возникло. Например, был ликвидирован народный контроль, существенно свернут общественный. Оба эти вида контроля в свое время активно использовались для противодействия преступности.

К сожалению, российское государство, особенно на старте реформ, не только не смогло реализовать в полной мере свой антикриминогенный потенциал, но как своей политикой в целом, так и рядом конкретных действий
(и бездействием) в определенной мере способствовало обострению криминальной ситуации.

Начало глубочайших преобразований в жизни общества, представляющих собой в сущности смену одной социально-экономической формации на другую, неизбежный при этом рост социальной энтропии и дезорганизации, переход к рыночным отношениям, которые "изначально беременны преступностью, не сопровождались проявлением политической воли к решительному и бескомпромиссному противодействию преступности. А такая воля была нужна, как никогда, в условиях рыночной стихии, во многом принявшей антисоциальные и антигуманные формы, при переходе к рынку, который изначально стал складываться как нецивилизованный. Нельзя не признать, что в первые годы реформ органы власти и государство в целом порой просто теряли способность управлять важными сторонами преобразований, пускали дело на самотек.
Конечно, этим не преминули воспользоваться люди, стремившиеся к противоправному обогащению, в том числе те, кто мог разрабатывать и эксплуатировать в своих корыстных интересах такую "золотую жилу", как внешнеэкономическая деятельность.

Без каких-либо сложных теорий и расчетов, с позиций элементарного здравого смысла сейчас понятно: преобразование отношений собственности, разгосударствление, приватизация, освобождение торговли от многочисленных административно-командных, чиновно-бюрократических пут, разумная либерализация внешнеэкономической деятельности не только целесообразны, но и необходимы.

От политиков, от органов власти, от государства в решающей степени зависел выбор конкретных вариантов жизненно важных преобразований. Увы, избирались далеко не самые оптимальные, а порой и заведомо ущербные пути.
Такова, например, беспрецедентная по масштабам и тяжести последствий ваучерная приватизация, ставшая по сути проведенной от имени государства мошеннической операцией: обманутыми оказались десятки миллионов людей.

В этом плане внешнеэкономическая деятельность не представляла собой какого-либо исключения, она оказалась весьма лакомым куском делимого всеми правдами и неправдами пирога. С содержательной стороны это были экономические (точнее, антиэкономические) процессы, происходившие в русле реализации определенной политики, линии государства, решений, принимаемых органами власти, высшими должностными лицами страны. Отсюда и основания рассматривать их не только в экономическом, но и в политическом контексте.

2.13.1 Методика совершения преступлений при осуществлении экспортно-импортных операций

Для успешного проведения таких операций организованной преступной группировке необходимо в первую очередь провести маркетинг товаров, которые в одних случаях, пользуются постоянным спросом на мировом рынке, например таких, как лес, металл в виде проката или лома, нефтепродукты и морепродукты, в связи с чем при их экспорте можно получить солидную прибыль, в других - выяснить, какие зарубежные товары наиболее востребованы в России. Для этих целей организованной преступной группировке надо либо привлечь консультанта (например, в таможенных органах, в предпринимательской среде), либо этим должен заниматься один их членов ОПГ на постоянной основе. Уже исходя только из этого, становится понятным специализация различных ОПГ в определенном виде хозяйственной деятельности.

Кроме того, как правило, организованные преступные группы заключают контракты с зарубежными партнерами от имени фиктивных фирм (лжепредприятий, фирм-однодневок и т.п.), которые регистрируются по утерянным или поддельным паспортам. Это делается для того, чтобы впоследствии, когда выявятся факты неуплаты таможенных платежей, невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте и других правонарушений, нельзя было установить виновных лиц.

Следовательно, членам организованных преступных групп (формирований) необходимо найти (купить, украсть и т.п.) паспорт, по которому можно зарегистрировать фиктивную фирму с использованием подставных физических лиц или реквизитов посторонних коммерческих структур.

Далее, нужно найти денежные средства для перевода в оплату импортируемого товара. Эти средства либо заимствуются у предпринимателей или представителей теневой экономики, либо используются средства, полученные криминальным путем, отчисляемые в "общак" и т.п.

Когда при перечислении денежных средств одновременно преследуется цель незаконного невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте, то определяется схема перемещения денежных средств по банковским счетам, зачастую через банки, расположенные в оффшорных зонах. Это делается для того, чтобы затруднить либо сделать невозможным установление движения средств с целью избежания ответственности. К разработке таких схем также привлекаются консультанты из числа специалистов.

Для совершения незаконных экспортных операций необходимо приобрести экспортный товар. Многие предметы, товары, изделия, составляющие объект и предмет экспорта и перемещаемые через таможенную границу Российской
Федерации, предварительно изготовляются на соответствующих российских предприятиях отраслевого и территориального подчинения. Поэтому члены ОПГ должны либо купить на этих предприятиях такой товар, либо вступить в преступный сговор с руководителями и иными лицами, связанными с изготовлением, отбором и оформлением товаров на экспорт.

Для заключения контракта и осуществления поставок при совершении импортных операций необходимо установить деловые или криминальные партнерские связи за рубежом. Установление криминальных связей продиктовано следующим обстоятельством. По мере накопления опыта борьбы с контрабандой, усовершенствования таможенных технологий, усиления таможенного контроля и ужесточения санкций, применяемых к правонарушителям, ОПГ вынуждены привлекать иностранных контрагентов для организации пересечения границы с грузами по фиктивным товаросопроводительным документам, изготовленным за рубежом. Подобные махинации обычно осуществляются через лиц российского происхождения, выступающих посредниками при ведении переговоров с представителями зарубежных поставщиков за границей.

Такие же связи надлежит установить с перевозчиком товаров, а затем определить декларанта. С этими лицами члены ОПГ должны предусмотреть схему пересечения таможенной границы России - контрабандным или официальным путем.

Следует отметить, в настоящее время на государственной границе России существует множество "прозрачных" участков, позволяющих беспрепятственно перемещать товары и транспортные средства в обход таможенного контроля. Это западный участок на российско-украинской границе, где по Ростовской и
Белгородской областям проходит более 360 проезжих дорог, южный участок на границе с Грузией, восточный - на границе с Казахстаном, перекрыть которые силовые структуры не в состоянии. Следовательно, члены ОПС должны выбрать маршрут перемещения транспортных средств через границу и по территории
России, разработать схему сопровождения или продумать способы отслеживания, иногда им требуется найти лиц, которые могли бы стать проводниками при пересечении границы в неустановленных местах.

Члены ОПГ ведут постоянное отслеживание наличия контроля на границе и передают перевозчику сведения об участке границы и времени его беспрепятственного пересечения, используя для этого современные средства факсимильной, радиотелефонной, пейджинговой связи, электронной почты и т.п.
Известны факты, когда организаторы контрабандного перемещения грузов на территорию России уведомляли по факсимильной связи своих соучастников о конкретных местах пересечения границы с учетом имеющихся "связей" на постах.

2.13.2 Криминальные связи членов ОПГ с работниками таможенных органов.

При выборе официального пути пересечения границы члены ОПГ в целях уменьшения уплаты таможенных платежей могут установить криминальную связь с работниками таможенных органов.

По одному делу было установлено, что члены ОПГ составили от имени фиктивных юридических лиц контракты на закупку у иностранных поставщиков аккумуляторов, которые начали поступать на указанные в контракте адреса фирм, расположенных в Риге. Там соучастники неоднократно отгружали через некую фирму аккумуляторы и направляли их в адрес фирм, указанных в договоре. При этом в инвойсах были отражены действительное количество АКБ и их фактическая стоимость. Из Риги товар направлялся на таможенные посты
Москвы, где и происходило его растаможивание и выпуск в свободное обращение.

По прибытии в Москву машины с грузом встречал Терехов, который менял подлинные инвойсы на подложные, соответствующие по номерам настоящим, но содержащим ложные сведения - в них были значительно занижены количество и стоимость груза. Именно на основании ложных данных производилось декларирование груза, заполнялись грузовые таможенные декларации, производилось начисление таможенных платежей. Всего в таможенных документах было занижено количество поступивших аккумуляторов на 26 321 штуку на сумму
7 867 321 410 руб.

Совершение этого преступления стало возможным в результате коррумпированности таможенных органов, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства.

Непосредственное оформление документов в таможне производили доверенные лица подсудимых, которые платили деньги работникам таможенных терминалов за составление для них таможенных деклараций на основании подложных инвойсов.
Эти документы принимались таможенными инспекторами безоговорочно, несмотря на то что в подложных инвойсах отсутствовали штампы и отметки Пыталовской таможни, расположенной на государственной границе России. Груз, находившийся в автомашинах, инспекторами московских таможенных постов не пересчитывался.

Злоупотреблению при проведении внешнеэкономических операций наиболее часто способствуют следующие категории работников таможенных органов: начальник таможенного поста; инспекторы, занимающиеся выпуском грузов; сотрудники отдела контроля таможенной стоимости и валютного контроля; сотрудники отдела контроля доставки; специалисты по тарифному и нетарифному регулированию; работники отдела таможенного оформления и таможенного контроля.

Совершение продолжительных противоправных операций возможно и при наличии сговора владельцев складов временного хранения (СВХ), таможенных складов с недобросовестными участниками ВЭД и таможенниками. На основании положений таможенного законодательства товары, поступающие на СВХ и прошедшие краткое декларирование на пограничных таможенных пропускных пунктах, считаются находящимися на таможенном оформлении, конечным этапом которого признается определение подлежащих уплате таможенных платежей и выпуск товаров под заявленный таможенный режим. Это обстоятельство активно используется членами ОПС для совершения махинаций с документами и грузами.

В этих целях они предпринимают следующие действия: товар, поступивший на СВХ, не отражается в учетных документах; часть товара, учтенного на СВХ, похищается и реализуется без уплаты таможенных платежей; владельцами или работниками СВХ по сговору с владельцами товара осуществляется подмена налогоемких товаров другими.

Сотрудники СВХ могут участвовать в фальсификации документов с целью неправомерного растаможивания. Организация такого растаможивания на СВХ с участием его руководителей и сотрудников достаточно распространенное преступление, совершение которого предполагает наличие различных вариантов, когда подмена достоверных документов на фиктивные осуществляется на самом складе его сотрудниками или конспиративно за пределами склада.

При доставке товара на склад временного хранения его работники в случае отсутствия на нем сотрудников таможенных органов должны направлять об этом уведомление таможенным органам. Однако недобросовестные владельцы складов зачастую игнорируют это предписание. Тем самым в преступную деятельность оказываются вовлеченными руководитель склада (директор), бухгалтерские работники, ответственные за достоверность ведения учета товароматериальных ценностей, в том числе и в электронной форме, представляемой во внутренние таможни, кладовщики (чаще старший по смене) и другие лица.

В целях уменьшения уплаты таможенных платежей часто используется занижение таможенной стоимости товаров. Заявляемые декларантом таможенная стоимость и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определимой, объективной и документально подтвержденной информации. Поэтому вместе с государственной таможенной декларацией декларант представляет в таможенный орган декларацию таможенной стоимости и сопровождающие ее документы. Последняя является приложением к соответствующей ГТД и без нее недействительна.

Для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости декларант должен также представить: счет-фактуру (инвойс), банковские платежные документы (если счет оплачен) и иные платежные и/или бухгалтерские документы, подтверждающие стоимость товара; страховые документы, если таковые имеются в зависимости от условий поставки.

В комплект документов, на основании которых таможенными органами определяется таможенная стоимость, наряду с перечисленными входят:
V акт таможенного досмотра, содержащий подробное описание товаров, позволяющий определить коммерческую ценность и классифицировать эти товары в соответствии с ТН ВЭД СНГ;
V документация о технических характеристиках товаров, включая информацию, на основе которой выдается сертификат соответствия (технические паспорта, инструкция о применении товаров и пр.);
V заключения таможенной лаборатории о физико-химических, качественных и иных характеристиках товаров.

Для получения дополнительных сведений таможенные органы могут затребовать и иные документы. При отсутствии необходимой информации таможенные органы вправе использовать имеющиеся у них сведения (ценовую информацию по аналогичным товарам, в том числе содержащуюся в каталогах торговых фирм и иных справочниках) с соответствующей корректировкой.

Чтобы уменьшить таможенные платежи, члены ОПГ обычно фальсифицируют требуемые документы путем либо их изготовления, либо подделки, а для этого надо приобрести различные бланки, изготовить фальшивые печати или штампы, обосновать перед таможенными органами стоимость товаров и т.п.

Для уменьшения суммы таможенных платежей применяются и иные способы. К их числу относятся неправильное указание таможенных режимов; подмена документов на ввозимый товар; перемещение товара не под своим наименованием; заявление кода ТН ВЭД для товаров, имеющих сходные потребительские характеристики; перемещение товаров и транспортных средств под видом гуманитарной помощи; незаконное использование льгот по таможенным платежам; недекларирование, недостоверное декларирование либо недоставка товара в таможенные органы назначения; псевдоэкспорт; лжеэкспорт, использование недобросовестных фирм-перевозчиков, следующих по процедуре
МДП. Раскроем некоторые из них.

Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей путем неправильного указания таможенных режимов может совершаться практически при использовании любого таможенного режима, который предполагает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей, в частности режимов переработки, временного ввоза (вывоза), таможенного склада, уничтожения, экспорта (импорта), транзита.

Под видом товаров, направляемых на переработку вне таможенной территории, на самом деле могут быть вывезены товары для выпуска в свободное обращение. Например, нефтепродукты, якобы направляемые на переработку для изготовления бензина, продаются за рубеж, а в Россию в качестве компенсации ввозится импортный товар, не имеющий никакого отношения к нефтепродуктам. Может перерабатываться только часть вывезенного товара, а остальная продается, после чего ввозится компенсационный товар, количество которого значительно меньше, чем должно было быть получено при переработке всего объема перемещаемого товара.

Нарушителями также используется таможенный режим переработки на таможенной территории Российской Федерации для контрабандного вывоза товаров под видом продуктов переработки. Этот механизм нередко лежит в основе толлинговых операций, когда вместо зарубежного сырья используется российское, а продукт переработки вывозится за рубеж без налогообложения под видом толлингового.

Контрабанда может маскироваться использованием режима временного ввоза
(вывоза) товаров - вместо этого товары свободно реализуются недобросовестными участниками ВЭД на территории России без уплаты соответствующих таможенных платежей.

Для совершения преступлений указанными способами членам ОПГ необходимо приобрести денежные средства, товары, решить вопрос о их перемещении, осуществить иные действия.

Нередко преступления маскируются ложным использованием таможенного режима уничтожения. Они совершаются, как правило, при сговоре с работниками таможни, поскольку в силу Положения о таможенном режиме уничтожения товаров, утвержденным приказом ГТК России от 10 января 2000 г. N 3 (в ред. приказа от 30 марта 2001 г. N 316), на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации должны быть оформлены соответствующие документы. Однако после этого товар зачастую реализуется без уплаты таможенных платежей за определенное вознаграждение таможенных работников.

Недоставка товаров осуществляется, как правило, с участием перевозчиков, в сговоре с которыми находятся участники ВЭД и работники складов временного хранения. В последнее время применяются схемы, когда товар перегружается на другое транспортное средство или складируется до прибытия транспортных средств в зону таможенного контроля. При этом перевозчику вручаются документы, оформленные при участии недобросовестных владельцев СВХ, подтверждающие закрытие процедуры доставки.

2.13.3 Ложный экспорт подакцизных товаров

Суть этого вида преступления заключается в том, что некоторые фирмы, как правило "однодневки", оформляют перевозочные документы на отправку товара из стран ближнего или дальнего зарубежья транзитом через территорию
Российской Федерации. В документах таможенного оформления отражается транзитное движение товара через территорию России в адрес вымышленной фирмы, расположенной на территории одного из государств СНГ, а товар остается на территории России в режиме свободного обращения без уплаты необходимых таможенных платежей.

Для совершения противоправных действий указанным способом членам ОПГ необходимо зарегистрировать фирму-"однодневку", найти перевозчика, который бы доставил товар не в указанное в документах место назначения, а в названное членами ОПГ. Кроме того, товары, ввозимые в страну, из таможни, расположенной в пункте пропуска на границе (таможня отправления), направляются по документу контроля доставки под таможенным сопровождением либо под таможенным обеспечением в таможню, в зоне деятельности которой находится получатель товара (таможня назначения), либо в таможню пропуска за границу. Правонарушители для сокрытия факта невывоза груза за пределы
Российской Федерации вступают в сговор с таможенными перевозчиками, а в случае таможенного сопровождения- с работниками таможенных органов с целью оформления документа контроля доставки без доставки груза на приграничный пост для вывоза и обеспечивают подкуп специалистов, имеющих возможность внесения недостоверной информации в электронную базу контроля доставки.

После того как товар выпущен в таможенный режим "для свободного обращения" или поступил на таможенную территорию России, членам ОПГ для хранения или перегрузки товара необходимо на время подыскать складские помещения, где он мог бы храниться непродолжительное время без таможенной очистки. Порой для этого арендуются склады определенных (криминальных) фирм. Затем необходимо решить вопрос, связанный с реализацией товара его приобретателем может быть как оптовый, так и розничный покупатель.

Преступные сообщества, располагая значительными денежными средствами, имеют возможность широко использовать автотранспорт и связь, крытые складские помещения большой площади, охраняемые закрытые стоянки, что позволяет совершать масштабные противоправные операции.

В организованных преступных сообществах обычно хорошо налажена оперативная информация. Это делается либо посредством наблюдения за действиями таможенных и правоохранительных органов, либо благодаря подкупу работников таможенных органов, которые сами информируют членов ОПГ о проведении ими проверок автомашин, перевозящих импортные товары, поступившие как контрабандным, так и официальным путем, но не прошедшие таможенное оформление. Так, московская оперативная таможня совместно с ФСБ
России, милицией и пограничной службой в рамках ежегодного мероприятия
"Караванавто" проводили специальную операцию, направленную на пресечение незаконного оборота товаров. Главное внимание таможенники уделяли автомагистралям, проверяя большегрузный транспорт. Однако после часа работы трасса стремительно пустела, поскольку у контрабандистов был налажен обмен соответствующей информацией.

Тогда сотрудники таможни изменили тактику и стали проверять те организации, в отношении которых имелась оперативная информация о том, что они предоставляют складские помещения для хранения нерастаможенных товаров.
Одновременно в поле зрения таможенников попали преступные сообщества, систематически занимающиеся подделкой таможенных документов. В ходе операции были проверены 13 автосалонов, 25 фирм, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, 34 склада временного хранения. Стоимость задержанных товаров составила около 245,5 млрд руб. (для сравнения: в предыдущей операции было задержано товаров на сумму 187 млрд).

В ходе второй операции сотрудники столичных оперативной и автогрузовой таможен задержали на территории склада ЗАО "Гросс" автомашину, прибывшую из
Гамбурга (отправитель- фирма "ШВА", получатель - фирма "Протек"). По таможенным документам груз должен был состоять из баночного пива. Как выяснилось, автомашину на склад фирмы "Гросс" завезли и там разгрузили, минуя таможенный контроль. Проверяя склад, таможенники обнаружили огромное количество спиртных напитков отечественную и импортную водку, молдавские вина, баночное пиво. На весь товар, стоимость которого составляла более 2 млн долл., отсутствовали таможенные документы.

2.13.4 Угон и сбыт автомашин

Ряд ОПГ специализируются на поставках в Россию иностранных автомашин как угнанных в России, различных зарубежных странах, так и приобретенных законным путем.

При угоне и сбыте автомашин распределяются роли между членами ОПГ, одна часть которых совершает угоны автомашин, другая - осуществляет их нелегальный перегон, третья - легальный, четвертая - подыскивает покупателей, пятая - изготовляет или приобретает поддельные документы на транспортные средства, шестая - обеспечивает оформление документов и получение на них необходимых отметок на таможнях Литвы, Белоруссии, России, седьмая - проводит другие необходимые действия по продаже автомашин.

Членам ОПГ приходится приобретать или фальсифицировать поддельные бланки свидетельств о регистрации транспортных средств, бланки справок- счетов, справки из ГАИ Белоруссии или Украины, на которых имеются оттиски печатей и штампов, необходимых для пересечения таможенной границы, другие документы:

. имеющие отметки таможенных органов Белоруссии о выпуске товара для свободного обращения, в случае перемещения транспортных средств через эту республику;

. идентифицирующие само транспортное средство (паспорт транспортного средства, сертификат и документы с отметками органов автоинспекции о снятии с учета автомобиля);

. подтверждающие право собственности и стоимость транспортного средства - счет-справка, купчая, договор купли-продажи, инвойс и др.;

. удостоверяющие личность и полномочия граждан, осуществляющих перемещение транспортного средства (паспорт, доверенность и пр.).

Нередки случаи, когда на автомашину представляется полный пакет фиктивных документов, выполненных на высоком профессиональном уровне с применением современной оргтехники и полиграфического оборудования.

При изготовлении новых документов изменяются номера кузова, шасси, двигателя, проверка которых работниками ГИБДД МВД России при соответствующей договоренности членов ОПГ проводится поверхностно. Более того, некоторые сотрудники ГИБДД в корыстных целях нарушают должностные инструкции, не производя фактическую сверку номеров указанных агрегатов.

Необходимо также решить вопрос о постановке на учет в ГИБДД этих автомашин, зачастую еще до их приобретения. По результатам опроса сотрудники ГИБДД наиболее часто способствуют совершению злоупотреблений в сфере ВЭД путем:

. содействия в сопровождении грузов;

. содействия в постановке на учет контрабандно ввезенных иномарок;

. попустительства при пересечении таможенной границы в обход таможенных постов;

. подделки ответов на запросы о регистрации иномарок в другом регионе.

Следовательно, одним из условий осуществления преступного умысла на совершение преступлений в сфере ВЭД является наличие сговора между неопределенным множеством лиц, распределением криминальных ролей и доходов.
Причем логика преступных действий ОПГ аналогична логике обычного бизнеса с поправкой на незаконность их совершения.

2.14 Характеристика налоговой преступности

Налоговую преступность нельзя признать принципиально новым общественно опасным социально-правовым явлением для России. В различные периоды в той или иной степени велась борьба с преступными нарушениями налогового законодательства, которая в отдельные годы приобретала исключительно острый характер. Например, в 1922 году по РСФСР за уклонение от государственных повинностей и налогов были осуждены 20 572 человека. Эти цифры до сих пор являются самыми высокими в истории отечественного налогообложения.

С сожалением следует отметить, что становление современной российской налоговой системы сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений и правонарушений.

По различным оценкам, в российской экономике от 25 до 40% валового внутреннего продукта создается в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России, из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны недопоступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате этого законопослушные налогоплательщики, а это в основном легальные товаропроизводители, производят отчисления в государственную казну в виде налогов, составляющих около половины валового внутреннего продукта. В среднем же получается, что в бюджет отчисляется порядка одной трети валового внутреннего продукта.

Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в государственную казну.

О реальных масштабах налоговой преступности в той или иной степени свидетельствуют следующие показатели:

- значительный разрыв между официальными и реальными доходами населения;

- очевидная разница между расходами на потребление отдельных граждан
(приобретение в больших объемах валютных ценностей, недвижимости, автомобилей, предметов обстановки и дорогостоящих услуг) и декларируемыми ими доходами;

- скрытая занятость населения (наличие значительного числа работающих на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых органах или осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность);

- рост объема денежной наличности, находящейся во внебанковском обороте
(использование "черного нала" в расчетах с другими предприятиями, оплате труда);

- обострение кризиса неплатежей, заключающееся в неспособности или нежелании организаций рассчитываться деньгами с другими хозяйствующими субъектами в рамках коммерческой деятельности (преобладание бартерных операций, использование в расчетах векселей и иных ценных бумаг), а также с бюджетом (зачеты, натуральная оплата);

- снижение собираемости налогов, отмечающееся даже в период ожидания сезонного роста поступлений налогов в бюджет;

- увеличение из года в год значительными темпами размера бюджетной недоимки;

- повышение объемов капиталов, незаконно вывозимых за рубеж (открытие счетов в зарубежных банках, приобретение компаний и ценных бумаг за рубежом).

ГЛАВА 3. Предложения по повышению эффективности борьбы с организованной преступностью в сфере экономики

Криминальный передел собственности 90-х годов, проникновение организованной преступности во все сферы жизнедеятельности российского общества требуют повышения эффективности деятельности государства и правоохранительных органов, которая пока неадекватна сложившейся криминогенной обстановке, о чем свидетельствуют результаты опроса экспертов
МВД России. На вопрос о том, какова эффективность борьбы с организованной преступностью в сфере экономики, низкой считают 56% опрошенных, средней -
31% и только 2% - высокой.

Среди обстоятельств, затрудняющих выявление и раскрытие преступлений, совершенных организованными преступными формированиями можно отметить:

. отсутствие специальных законов по борьбе с организованной преступностью, защите свидетелей и пр.;

. несовершенство уголовного законодательства ;

. несовершенство уголовно-процессуального законодательства ;

. недостатки взаимодействия правоохранительных органов между собой ;

. недостатки взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов;

. коррупция в правоохранительных органах ;

. давление со стороны властных структур.

Одна из ключевых проблем современной экономической политики, требующая неотложных мер по ее решению, - преодоление криминализации экономики.

В целях противодействия расширению влияния организованной преступности экономической направленности требуется проведение различных организационных, правовых и иных мер.

|Меры, которые должны быть предприняты |Ответы сотрудников|Ответы |
|по выводу объектов экономики и |МВД (в %) |работников |
|территорий из под контроля | |хозяйствующих |
|организованной преступности | |субъектов (в %) |
|Повысить эффективность работы |29 |55 |
|правоохранительных органов | | |
|Снизить налоги |16 |40 |
|Усилить контроль за осуществлением |39 |34 |
|хозяйственных операций | | |
|Обеспечить финансовый контроль за |31 |16 |
|доходами физических лиц | | |
|Ужесточить ответственность |38 |38 |
|руководителей за правонарушения | | |
|Снизить уровень безработицы |16 |15 |
|Повысить уровень жизни граждан |24 |26 |
|Принять меры к воспитанию |9 |10 |
|нравственности граждан | | |

Сотрудники МВД России на первые четыре места поставили:

. усиление контроля за осуществлением хозяйственных операций;

. ужесточение ответственности руководителей предприятий за правонарушения;

. обеспечение финансового контроля за доходами физических лиц;

. повышение эффективности работы правоохранительных органов по выявлению и раскрытию преступлений.

Работники хозяйствующих субъектов на первое место поставили повышение эффективности работы правоохранительных органов по выявлению и раскрытию преступлений. Далее следуют снижение налогов; ужесточение ответственности руководителей предприятий за правонарушения; усиление контроля за осуществлением хозяйственных операций.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что для повышения эффективности борьбы с организованной преступностью в сфере экономики следует навести порядок в проведении хозяйственных операций и повысить эффективность работы правоохранительных органов.

К наиболее предпочтительным направлениям борьбы с организованной преступностью в сфере экономики можно отнести: ограничение деятельности контролируемых организованными преступными формированиями «легальных» предприятий и организаций (их ликвидация, отзыв лицензий, арест банковского счета и пр.) ; выявление и нейтрализация лидеров (руководителей) организованных преступных формирований, осуществляющих преступную деятельность в сфере экономики; привлечение к уголовной ответственности участников организованных преступных формирований за "фоновые" преступления (ношение оружия, хранение наркотиков и пр.).

Для повышения эффективности работы правоохранительных органов следовало бы расширить возможности применения поощрительных мер к лицам, оказывающим содействие правоохранительным органам в борьбе с организованной преступностью в сфере экономики, в частности: ввести в законодательство институт "сделки с преступником", т.е. освобождение от уголовной ответственности и его защита за предоставление доказательств преступной деятельности активных участников и организаторов преступных групп и преступных сообществ; предусмотреть возможность освобождения от уголовной ответственности за участие в преступной организации в связи с деятельным раскаянием (активное содействие правоохранительным органам в раскрытии преступной деятельности формирования) .

Наряду с перечисленным было бы целесообразным предусмотреть в УПК РФ: возможность выступления в суде сотрудников правоохранительных органов в качестве "свидетеля со слов" ; возможность допроса свидетелей в закрытом судебном заседании ; возможность допроса свидетелей без раскрытия их анкетных данных ; институт "главного свидетеля"; проведение допросов в качестве свидетелей лиц, установленных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, до момента возбуждения уголовного дела, а также проведение экспертиз до возбуждения уголовного дела.

Теневая экономика стала проблемой не только правоохранительных органов, но и всего государства в целом. Поэтому уже давно назрела необходимость в разработке комплекса мер воздействия на теневую экономику.

При разработке такого комплекса мер не отрицая необходимости силовых мер, первостепенной задачей следует считать изменение общих условий хозяйствования, совершенствование законодательства, устранение правовых пробелов, всех "экономических нонсенсов", делающих невыгодной и обреченной предпринимательскую деятельность. В основу такого комплекса мер могла бы быть положена идея интеграции теневой и легальной экономики, допускающей в определенных пределах такие меры, как налоговая амнистия, применение финансовых индульгенций, репатриацию капиталов.


Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.