РУБРИКИ |
ВИНК Лукойл |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
ВИНК ЛукойлВИНК Лукойл- Введение - Современная нефтяная компания - это нечто большее, чем сложнейшие высокие технологии на всех стадиях от разведки месторождений до транспортировки и переработки нефти плюс не менее сложная система управления и принятия решений. Крупная нефтяная компания сегодня - это прежде всего высочайшая ответственность, поскольку ее сверхзадача - бережное использование подземных богатств, эффективное превращение их в необходимый потребителю конечный продукт и его своевременная доставка по назначению. Масштаб этой деятельности - в прямом географическом смысле и в финансовом измерении - столь велик, что неизбежно воздействует на жизнь всей страны, а иногда и планеты. Хорошо известно, под каким пристальным (и иногда и пристрастным) вниманием прессы, экологов, просто активных граждан работает вся нефтяная отрасль. Не стоит забывать и про ответственность компании перед своими акционерами. Требования и принципы устойчивого развития крупных промышленных, в том числе нефтяных компаний стали сейчас актуальными для большинства стран мирового сообщества. Но можно ли их применить к условиям России, находящейся в переходном периоде к рыночному хозяйству? Опыт крупнейшей нефтяной компании России «ЛУКойл» говорит, что это не только можно, но и нужно. Что переход к устойчивому развитию крупных промышленных, в том числе нефтяных компаний - основной путь для российской экономики. Глава 1. Общая характеристика НК «ЛУКойл» §1. ЛУКойл –ведущая вертикально интегрированная НК НК «ЛУКойл» - ведущая вертикально-интегрированная нефтяная компания в Число занятых по состоянию на 01.01.1998 г. – 141 тыс. чел. Акционирование: Держатели акций (на 1.01.1998г.): НК ЛУКОЙЛ первой среди российских нефтяных компаний завершила в 1997 г. переход на единую акцию. Компания создана в апреле 1993 г. на основе государственного
концерна Лангепас-Урай-Когалымнефтегаз. В 1995 г. постановлением
правительства к ней были присоединены еще четыре добывающие компании и ряд
сбытовых и сервисных предприятий. Сейчас в состав консолидированной группы Темпы развития компании в последние годы опережают средние
российские и отраслевые показатели, что усиливает конкурентоспособные
позиции НК ЛУКОЙЛ и ее роль в российской экономике. В последние годы
компания усиливает свои позиции за рубежом, стремясь стать полноценной
транснациональной корпорацией. В настоящее время нефтяная компания имеет
доли в международных проектах на шельфе Каспия, в Казахстане, Египте, Большую часть в общей добыче НК ЛУКОЙЛ составляет нефть,
добываемая в Западной Сибири (почти 80%). В 1997 г. увеличилась доля нефти,
добываемой совместными предприятиями (9%) и за рубежом (0,9%). С 1995 г. добыча нефти НК ЛУКОЙЛ росла, но в текущем году увеличения добычи не ожидается в связи с неблагоприятной конъюнктурой – резким понижением мировых цен на нефть. ЛУКойл Нефтедобыча: Производство Нефтеродукто- Нефтепродуктов: обеспечение: ЛУКойл- ЛУКойл-Волгоград- ЛУКойл-Фбадзех- Астраханьнефть нефтепереработка нефтепродукт ЛУКойл- ЛУКойл-Пермнеф- ЛУКойл-Адыгея- Западная Сибирь -тегеорг синтез нефтепродукт Лангепаснефтегаз ЛУКойл-Астрахань Урайнефтегаз -нефтепродукт Когалымнефтегаз ЛУКойл-Волгоград ЛУКойл-Калинин- Нефтепродукто- -нефтепродукт -градморнефтегаз обеспечение: ЛУКойл-Дон ЛУКойл-Нижне- -волжскнефть ЛУКойл-Ставрополь ЛУКойл-Киров- нефтепродукт Коробовский ГПЗ ЛУКойл-Челябинск- -нефтепродукт ЛУКойл-Пермнеф- ЛУКойл-Перм- -тепродукт -нефть ЛУКойл-Краснодар- Схема 1. Структура ВИНК ЛУКойл Нефтепродукт §2. Финансовые и производственные показатели 1. Производственные показатели НК «ЛУКойл» 1997 1996 1995 1994 1993 Как уже было сказано выше, НК «ЛУКойл» включает в себя два российских Объемы нефтедобычи НК «ЛУКойл" намного превосходят объемы
переработки, в связи с этим компания стремится к приобретению
дополнительных мощностей. В январе 1998 г. компания приобрела контрольный
пакет (51%) акций Румынского НПЗ "Петротел" мощностью 4,7 млн. тонн в год,
в апреле – контрольный пакет нефтехимического предприятия АО НК «ЛУКойл» также использует для переработки своей нефти мощности НПЗ других нефтяных компаний. В 1997 г. на сторонних НПЗ НК переработала 3 млн. тонн нефти. Компания ведет агрессивную политику на рынке сбыта
нефтепродуктов, которые НК распространяет на внутреннем рынке через
региональную сеть главным образом в Поволжье, на юге России и на Урале. Компания расширяет свое присутствие за рубежом через сеть своих 2. Финансовые показатели Результаты ($ млрд.) 1997 1996 1995 1994 1993 Несмотря на значительное увеличение выручки в 1997 г., чистая прибыль, напротив, несколько уменьшилась. Отрицательное влияние на динамику нормы прибыли компании оказало снижение экспортных поставок. Негативно сказались также выросшие ставки акцизов на нефть, транспортно- энергетические тарифы. Оценка (Консолидированный бухгалтерский баланс, млрд. руб.) 1.10.97 1.01.97 1.01.96 1.01.95 Несколько ухудшились в 1997 г. показатели ликвидности компании, что обусловлено главным образом замедлением оборота средств, ростом дебиторской и кредиторской задолженности. 1.10.97 1.01.97 1.01.96 1.01.95 В 1997 г. НК "ЛУКойл" продолжала наращивать инвестиции в
основной капитал, они составили около 7 млрд. деноминированных рублей, или В 1997 г. уменьшился коэффициент финансовой независимости, что связано с активным привлечением компанией заемных средств на мировом рынке капиталов. В октябре 1997 г. ЛУКОЙЛ осуществил уже 4-ый выпуск конвертируемых еврооблигаций сроком на 5 лет на сумму $350 млн. На 1998 г. был запланирован еще один выпуск еврооблигаций на $300-$350 млн., но, возможно, в связи с неблагоприятной обстановкой на мировых финансовых рынках он был отложен. «ЛУКойл» - третья крупнейшая по уровню капитализации компания В шестнадцатый раз газета «Файнэшнл таймс» опубликовала обозрение ведущих компаний мира «ФТ 500», которое является едва ли не самым полным корпоративным рейтингом. Компании оценены в нем по размеру рыночной капитализации (т.е. стоимости, полученной в результате умножения числа выпущенных акций на их рыночную цену), подсчитанной на конец сентября 1997 г. Рейтинг 500 крупнейших компаний мира, по мнению британских специалистов в области экономики, подтверждает прогнозы об экономическом росте нефте-газовых компаний России. К РАО Газпром, дебютировавшему в этом списке в 1997 г., в нынешнем присоединились еще два российских представителя - нефтяная компания «ЛУКойл» и РАО «ЕЭС России». Причем, первая с капитализацией в 16,438 млрд. долларов и второе - в 16,376 млрд. сразу же заняли соответственно 224-е и 225-е места. |222|307|Tesco |UK |16480.|493| (По данным информационного агенства «Интерфакс») §3. Организационная структура ОАО «ЛУКойл» Общее Собрание Акционеров Аппарат Совета Совет директров Комитет формиро- директоров -вания и развития новых структур Президент Советник, Экс- Юридическое -пертный советник управление Правление Аппарат Президента Научно-технический совет Вице-президент Руководитель Вице-президент по общим Европейского представительства вопросам Компании Главный бухгалтер Вице-президент по внешне- экономическим связям и за- -рубежным проектам Первый вице-президент по Первый вице-президент по Коммерции производству Вице-президент по реализации Вице-президент по добыче нефти и нефтепродуктов нефти Первый вице-президент по Вице-президен по переработке. Экономике, планированию и нефти и нефтепродуктообеспеч Финансам Департамент по геологии и разведке -ческому анализу и информации Департамент оборудования и машиностроения Вице-президент по экономике И планированию Управление охраны окружа- -ющей среды и безопасности Вице-президент по финансам труда Департамент ценных бумаг ЦДУ Отдел науки и инжениринга Схема организационной структуры НК ЛУКойл подтверждает факт тот, что изменения стратегий и организационная структура находятся в тесной взаимосвязи. Стратегия компании является основным фактором, определяющим ее организационную структуру; многоцелевая стратегия усложняет организа- ционную структуру компании, совершенствуя которую компания обеспечивает эффективность решения стратегических задач. Как известно, можно выделить несколько этапов в развитиии фирмы, а именно 6. Нефтяная компания ЛУКойл находится на высшем уровне своего развития, т.е. компания занимает ведущее место среди НК на национальном рынке, и постепенно завоевывает позиции на мировом, расширяя сеть филиалов и представительств. Глава 2. Транснациональные планы компании - веление времени. Становление «ЛУКойла» как транснациональной нефтяной компании было
одной из важнейших задач, решение которой можно признать успешной. Постоянные усилия компании по расширению географии своей деятельности
позволили заключить в марте 1997 г. наиболее крупный контракт по разработке
нефтяного месторождения Западная Курна - вторая очередь в Республике Ирак,
где доля «ЛУКойла» составляет 68,5%. Данное месторождение относится к
одному из крупнейших в мире. Извлекаемые запасы нефти составляют около 1
млрд т. Проект, рассчитанный на 23 года, предусматривает добыть около 700
млн тонн при инвестициях в проект 3,7 млрд долларов. В настоящее время
начата реализация положений контракта, создана операционная компания – Большое внимание компания придает развитию морских проектов на
территории Российской Федерации. Свидетельством тому стал выигрыш в
конкурсе на право пользования недрами (поиск, разведка и добыча
углеводородов) на шельфе Северного Каспия. Для ведения геолого-разведочных
и добычных работ в этом районе создано дочернее предприятие «ЛУКОЙЛ- Расширяется деятельность компании и в Азербайджане. Свидетельством тому стало подписание и ратификация Соглашения о разведке, разработке и деловом разделе добычи по перспективному блоку Д-222 (Ялама-Самурский свод) в Каспийском море. На шельфе Балтийского моря компания прорабатывает варианты
обустройства и разработки месторождения Кравцовское. В прошлом году был
произведен расчет технико-экономических показателей проекта, подготовлен
бизнес-план. Произошло существенное продвижение в освоении нефтяных месторождений в Наиболее очевидной формой такого присутствия может быть сеть дочерних структур или представительств компании в нефтедобывающих странах, представляющих интерес для «ЛУКОЙЛа» с точки зрения либо добычи, либо сбыта нефти и нефтепродуктов, как, впрочем, и выполнения целого ряда родственных задач. В этом отношении любопытен опыт иностранных нефтяных компаний, для которых такая сеть филиалов и представительств является фундаментом, на котором строится вся их зарубежная деятельность. Поэтому, продолжая решать задачи по поиску новых перспективных проектов в странах СНГ и дальнего зарубежья, увеличивая добычу нефти и запасов углеводородного сырья, компания будет совершенствовать и структуру управления зарубежными проектами. Заключение: от метода проб и ошибок к стратегическому планированию Опыт «ЛУКойла» показал, что характерный для сегодняшней практики метод проб и ошибок исчерпал себя. В условиях рыночной экономики и растущей конкуренции допускаемые ошибки в стратегиях могут обострить проблемы и создать угрозы самой выживаемости нефтяных компаний. Выход, по мнению президента НК «ЛУКойл» Вагита Алекперова, состоит в создании научно обоснованной концепции и моделей устойчивого развития нефтяных компаний с решением на этой основе практических задач. Суть нового подхода - целевая ориентация на одновременное и взаимосвязанное увеличение ресурсно-производственного потенциала, повышение финансовых результатов, обеспечение социальной и экологической безопасности. Это означает, что долгосрочное и стабильное увеличение прибыли как критерий успеха в условиях рыночной экономики должно иметь прочное, постоянно укрепляемое ресурсно-производственное основание, придающее росту финансовых результатов деятельности нефтяных компаний необходимую устойчивость. При этом обязательным условием является решение социальных задач и достижение экологической безопасности. Все эти задачи в той или иной степени решались и раньше. Но только в рамках концепции устойчивого развития их взаимосвязанное сбалансированное достижение ставится на прочную долгосрочную плановую основу. Основой выбора путей устойчивого развития нефтяной компании является стратегический маркетинг с оценкой перспектив динамики спроса, предложения и цен на нефть и нефтепродукты. Уровень спроса и его динамика - это наиболее мощный внешний фактор, определяющий устойчивость развития нефтяных компаний. В условиях экономического кризиса слабый и даже сокращающийся платежеспособный спрос на внутреннем рынке России - главное препятствие на пути устойчивого развития отечественных нефтяных компаний. Именно в связи с вялым платежеспособным спросом возникают неплатежи, суррогатные платежные инструменты, невостребованность производственных мощностей и другие сложности на пути достижения эффекта устойчивого развития. Что касается спроса на внешних рынках, то на сырую нефть такой спрос есть. Но необходимо учитывать ограниченные возможности транспортировки нефти на экспорт и просто общественную недопустимость игнорирования пусть неплатежеспособного, но существующего внутреннего рынка. В целом, с учетом динамики спроса и разницы внутренних и мировых цен, еще на многие годы вперед наращивание экспорта нефти - основа устойчивости финансового положения нефтяной компании. Список литературы: 1. Алекперов В.Ю. «Вертикально-интегрированные компании России». М., 1996, изд. Аутопан. 2. «Нефть Росии» , М.,97г., №2 3. «Нефть России», М., 97г., №3 4. Колядов Л.В., Н.П.Епифанова...»Структурная престройка в нефтегазовом комплексе страны» М.1997г 5. Колядов Л.В., Л.А. Комарова, Н.П.Епифанова «Структура управления нефтяными компаниями», М.1997г. 6. «Нефть России», М.,97г, №1 |
|
© 2010 |
|