РУБРИКИ |
Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личностиАбрахам Маслоу: гуманистическая теория личностиМОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Курсовая работа по психологии Тема: Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности. Студентки 3 курса вечернего отделения Психологического факультета Храпоновай Марии Владимировны м о с к в а 1998 г. СОДЕРЖАНИЕ: I. Вступление II. Краткая биография III. Часть первая. IV. Часть вторая V. Заключение VI. Литература I. Вступление С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонников бихевиоризма, трактующих людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды. Сторонниками гуманистических взглядов, Рассматривающих людей, как
активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и
развивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными
воздействиями можно назвать таких видных теоретиков, как Фром, Олпорт, II. Краткая биография Абрахам Харальд Маслоу (Abraham Harold Maslow) родился в Бруклине, Первоначально, поступая в колледж, Маслоу собирался изучать закон, чтобы угодить отцу. Две недели, проведенные в Сити-колледже в Нью-Йорке, убедили его, что он никогда не станет адвокатом. В юношеские годы Маслоу перебрался в Университет Висконсина, где закончил официальный академический курс по психологии, получив степень бакалавра в 1930 году, магистра гуманитарных наук в 1031 и доктора в 1934 году. Во время учебы в Висконсине он работал с Гарри Харлоу (Harry Harlow), известным психологом, который в то время организовывал лабораторию приматов для изучения поведения макак резусов. Докторская диссертация Маслоу Была посвящена исследованию сексуального и доминантного поведения в колонии обезьян! Не задолго до переезда в Висконсин Маслоу женился на Берте Гудман. В 1951 году Маслоу был назначен заведующим кафедры психологии в «Эупсихея : дневник» (1965) «Психология науки: рекогносцировка» (1966) «Мотивация и личность» (1967) «По направлению к психологии бытия» (1968) «Новые измерения человеческой природы» (1971, сбо- рник статей, опубликованных раннее) «Памяти Абрахама Маслоу»(1972,опубликован посмертно, при участии его жены) III. Часть первая. Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двум
наиболее важным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму. Своими
корнями она уходит в экзистенциальную философию, которая отвергает
положение, что человек является продуктом либо наследственных Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели
принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди
предоставляемых возможностей. Основная концепция этого направления - это
концепция становления. Человек никогда на бывает статичен, он всегда
находится в процессе становления. Этому свидетельствует наглядный пример
становления мужчины из мальчика. Но это не является становлением
биологических потребностей, сексуальных или агрессивных побуждений. Но несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск подлинного смысла жизни не легок. Другой взгляд можно охарактеризовать как феноменологический или Маслоу чувствовал, что слишком долго психологи сосредотачивались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что пытались понять, а именно человека в целом. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, и то, что случается в како-то части, влияет на весь организм. Так, рассматривая человека, он подчеркивал его особое положение, отличное от животных, говоря, что изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристика, которые присущи только человеку (юмор, зависть, вина и т.д.), он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Основное место в его концепции занимает вопрос о мотивации. Маслоу говорил, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Он описывал человека, как «желающее существо», который редко достигает состояния полного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилие человека. Маслоу предположил, что все потребности врожденные и представил свою концепцию иерархии потребностей в мотивации человека в порядке их очередности:
В основе этой схемы лежит правило, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху, т.е. удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. По Маслоу, это является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует. Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так: физиологические - 85%, безопасность и защита - 70%, любовь и принадлежность - 50%, самоуважение - 40%, самоактуализация - 10%. Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены. Теперь рассмотрим иерархию потребностей по Маслоу более подробно: Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку она очень быстро становится настолько доминирующей, что все другие потребности исчезают или отходят на задний план. Потребности безопасности и защиты. Сюда включены следующие потребности: потребности в организации,
стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от
таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти
потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании. Другое проявление потребности в безопасности и защите можно видеть, когда люди сталкиваются с реальными чрезвычайными обстоятельствами - такими, как война, наводнение, землетрясение, восстание, общественные беспорядки и т.д. Потребности принадлежности и любви. На этом уровне люди стремятся установить отношения привязанности с другими в своей семье или в группе. Ребенок хочет жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности удовлетворяются и он получает много ласки. Подростки, стремящиеся найти любовь в форме уважения и признания своей независимости и самостоятельности, тянуться к участию в религиозных, музыкальных, спортивных и других сплоченных группах. Молодые люди испытывают потребность в любви в форме сексуальной близости, то есть необычных переживаний с лицом противоположного пола. Маслоу определил два вида любви у взрослых: дефицитарная или Д-
любовь, и бытийная или Б-любовь. Первая основана на дефицитарной
потребности - это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не
хватает, скажем, самоуважения, секс или общество кого-то, с кем мы не
чувствуем себя одинокими. Это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает. Потребности самоуважения. Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения. Маслоу разделил их на два типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. Здесь человеку необходимо знать, что то, что он делает, признается и оценивается. Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство
уверенности, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы. Потребности самоактуализации. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать
тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается
полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности,
т.е. самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым мы можем
стать, достичь вершины нашего потенциала. Но, по Мнению Маслоу
самоактуализация очень редка, т.к. многие люди просто не видят своего
потенциала, либо не знают о его существовании, либо не понимают пользы
самосовершенствования. Они склонны сомневаться и даже бояться своих
способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Так же тормозное влияние на процесс самоактуализации оказывает социализация. Иными словами людям нужно «способствующее» общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. Еще одно препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, - сильное негативное влияние оказываемое потребностями безопасности. Дети воспитанные в безопасной, дружеской обстановке, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста. В дополнение к своей иерархической концепции мотивации Маслоу выделил
две глобальные категории мотивов человека: В отличии от Д-мотивов мотивы роста (или метапотребности, или бытийные потребности, или Б-мотивы) имеют отдаленные цели. Их функция состоит в обогащении и расширении жизненного опыта. К метапотребностям можно отнести: целостность, совершенство, активность, красота, доброта, уникальность, истина, честь, реальность и т.д. IV. Часть вторая Оценка самоактуализации. РОI состоит из двух основных шкал и десяти субшкал. первая, основная шкала измеряет то, в как степени человек является
направленным на себя, а не направленным на других в поисках ценностей и
смысла жизни. (характеристика: автономность, самостоятельность, свобода -
зависимость, потребность в одобрении и приятии)
вторая основная шкала называется компетентность во времени. Она измеряет
то, в какой степени человек живет в настоящем, а не концентрируется на
прошлом или будущем. Многочисленные исследования позволяют считать валидность POI доказанной. Единственным серьезным ограничением для использования РОI , имеющего ----- 1. Я не стыжусь ни одной из своих эмоций Характеристики самоактуализирующихся людей: V. Заключение С точки зрения гуманистической психологии только сами люди
ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что , если
людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих
собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует правильность выбора. Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой - лучше рассматривать ее как движение. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Хотя взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они все-таки разделяют определенные фундаментальные концепции на природу человека. Практически все эти концепции имеют глубокие корни в истории западного философского мышления. Самоактуализация - процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, что бы они могли стать тем, кем могут стать. Самоактулизирующиеся люди - люди, которые удовлетворили свои дефицитарные потребности и развили сой потенциал настольно, что могут считаться в высшей степени здоровыми людьми. VI. Литература 1. Л.Хьелл, Д. Зиглер «Теории личности»; 2. Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей «Теории личности»; 3. Психологический словарь под редакцией В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова |
|
© 2010 |
|