РУБРИКИ

Адаптация на основе оверлейной модели умений

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Адаптация на основе оверлейной модели умений

Адаптация на основе оверлейной модели умений

Адаптация на основе оверлейной модели умений

Ildar Galeev, Larissa Tararina, Oleg Kolosov

Kazan State Technological University,Russia

В работе излагаются вопросы построения адаптивных частично интегрированных обучающих сред. Рассматривается типовая структура электронного учебника, включаемого в среду. Ядром среды является интеллектуальная обучающая система, спроектированная с помощью инструментальных средств серии MONAP. Описан новый, дополнительный метод адаптации, интегрированный в инструментальные средства.

1. Introduction

В настоящее время описаны многие методы и технические приемы адаптивной гипермедиа [1].

В последних работах авторов рассмотрен ряд вопросов построения частично интегрированных сред обучения, адаптация в которых базируется на оверлейной модели умений обучаемого, представленной в виде набора пар “операция (правило) – значение” [2-4]. Оверлейная модель умений создается и поддерживается в интеллектуальных обучающих системах, спроектированных с помощью инструментальных средств серии  MONAP [2, 3]. На основе оверлейной модели умений обеспечивается адаптивное управление обучаемым, заключающееся в выдаче ему на очередной шаг обучения учебной задачи оптимальной трудности и сложности. Дополнительные возможности в увеличении уровня адаптивности процесса обучения возникают в интегрированной среде, включающую в себя электронный учебник и интеллектуальную обучающую систему. В таких средах требуется разрабатывать новые интегрированные методы адаптации к обучаемому, обеспечивающие, в частности, на каждом шаге обучения выдачу релевантного учебного материала по результатам решения учебной задачи.

2. Типовая структура электронного учебника

Разработка инвариантных к предметной области (ПО) обучения интегрированных методов адаптации к обучаемому в интегрированной среде обучения, включающий в себя электронный учебник (ЭУ) и интеллектуальную обучающую систему (ИОС), осуществляется на основе анализа структур ЭУ. Анализ структур ЭУ предполагает выделение инвариантных к ПО структурных компонентов ЭУ и отношений между этими компонентами. Под структурным компонентом ЭУ понимается адресуемая часть учебного материала. Адресация обеспечивает возможность ссылки и перехода на некоторый структурный компонент ЭУ из других компонентов, блока содержания ЭУ, указателя, словаря (глоссария), тезауруса и контролирующего теста или учебной задачи. На рис.1 приведена типовая структура ЭУ.

 Адаптация на основе оверлейной модели умений

Figure 1. Типовая структура ЭУ.

Учебный материал представлен вершинами графа, а отношения – ребрами. Выделены отношения трех типов: иерархические (предок – потомок, часть– целое и т.д.), просмотровые последовательности (вперед – назад); семантические (ассоциативные). В соответствии с иерархическими отношениями структурным компонентам приписываются индексы, каждый из которых отражает путь к соответствующей вершине от корневой (УМ – учебный материал в целом). На рис.1 выделено пять уровней, считая корневую вершину (УМ). В конкретных реализациях ЭУ количество и наименование уровней могут быть различными. Индексы используются для идентификации и адресации структурных компонентов. Структурные компоненты, не имеющие подчиненных (листья на дереве) обычно называются кадрами, страницами, экранами. На множестве соподчиненных вершин одного иерархического уровня, то есть имеющих на предыдущим уровне общую подчиняющую вершину (предок), определяются отношения, служащие для описания порядка предъявления обучаемому соответствующих структурных компонентов. Часто эти отношения называют просмотровыми последовательностями. Семантические отношения связывают структурные компоненты ЭУ содержание которых обладает смысловой корреляцией. Эти отношения называют гиперссылками или гиперсвязями. Как правило, эти отношения двунаправлены.

Кроме того, в структуре ЭУ, как правило, можно выделить набор общих информационных компонентов, ассоциируемых с учебными материалом, но не охватываемых его иерархической декомпозицией. К их числу относятся: блок содержания, словарь (глоссарий), указатели, тезаурус.

3. Определение релевантного учебного материала

При выполнении учебной задачи используется некоторая реализация  алгоритмического предписания [5], характеризуемая используемым набором операций  Адаптация на основе оверлейной модели умений, которые определяют свойства задачи. Под типовой операцией понимается законченная по смыслу, учитывающая специфику предметной области обучения операция, предполагающая элементарные действия над концептами. Ядро оверлейной модели умений обучаемого представлено в виде вектора  Адаптация на основе оверлейной модели умений, где  Адаптация на основе оверлейной модели умений – вероятность правильного применения операции  Адаптация на основе оверлейной модели умений-го типа, вычисляемая с использованием байесовского подхода по результатам решения учебной задачи на  Адаптация на основе оверлейной модели умений-ом шаге обучения [3]. Выдача обучаемому релевантного учебного материала по результатам решения учебной задачи обеспечивается установлением взаимосвязи операций и концептов. Взаимосвязь операций (правил) и концептов отражает отношение  Адаптация на основе оверлейной модели умений, где  Адаптация на основе оверлейной модели умений – множество операций, а  Адаптация на основе оверлейной модели умений – множество концептов. Это отношение задается матрицей  Адаптация на основе оверлейной модели умений, строки которой соответствуют операциям  Адаптация на основе оверлейной модели умений, а столбцы – концептам  Адаптация на основе оверлейной модели умений. Элемент матрицы  Адаптация на основе оверлейной модели умений определяется следующим образом:

 Адаптация на основе оверлейной модели умений=



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.