|
|
|
|
Агрессия как социально-психологический феномен
Агрессия как социально-психологический феномен
Министерство Образования Российской Федерации Воронежский Государственный Технический Университет Кафедра Со и П Курсовая работа по психологии Тема: Агрессия как социально-психологический феномен Студента: СО-001 Кудинова Е.А. Руководитель: Асс. каф. СО и П Пасынкова И.В. Воронеж 2002 Содержание. Введение. 3 1. Понятие агрессии и подходы к её изучению. 4 2. Становление человеческой агрессии. 13 3. Изучение индивидуальных, внешних и социальных факторов, влияющих на агрессивное поведение. 26 4. Биологические предпосылки формирования агрессивности. 31 5. Воздействие стимуляторов на агрессивное поведение. 37 6. Управление агрессией. 41 Заключение. 46 Список используемой литературы. 47 Введение. Ни одно общество не свободно от таких явлений, как убийство и разрушение.
Наше непосредственное окружение полно красноречивых сцен: омерзительная
пьяная драка на улице, убийство из ревности, ограбление. Насилие устрашает,
повергает в смятение и возмущает. Нам всем хочется жить в мире с другими.
Мы надеемся прийти к этой цели, выслушав конфликтующие стороны. На словах
все без исключения искренне против насилия. Все они подчеркивают, что
предпочитают решать любой конфликт мирным путем и прибегают к насилию
только в крайних случаях. Однако дело обстоит в точном соответствии с
поговоркой о благих намерениях, которыми вымощена дорога в ад - все наши
попытки воплотить эти намерения в жизнь терпят неудачу. Расхождение между
нашими словами и действиями проявляется со всей остротой. Вот реальности
сегодняшнего дня. Агрессия, насилие есть средство подавить и победить соперника. И все же:
почему применяющий силу не оставляет противника в покое после того, как тот
потерпел явное поражение? Что такое агрессия? Почему же насилие несет в
себе черты необъяснимого магнетизма? Что же происходит с нами? Почему от
зловещей тени не свободен даже мир детства? Какое воздействие оказывают на
наше поведение факторы окружающей среды и стимуляторы? Как можно
предотвратить или взять под контроль агрессивное поведение? Целью
исследования является попытка ответить на предложенные вопросы. В данной работе сосредоточено свое внимание на глубинно-психологических
корнях феномена человеческой агрессии. Вместо бессмысленных сетований по
поводу несовершенства человеческой натуры попытаемся разобраться в истоках
агрессивного поведения. В ходе работы были использованы газетные и журнальные статьи, а также
труды таких исследователей этой проблемы как Роберт Бэрон и Дебора
Ричардсон и их книга «Агрессия», Можгинский Ю. («Агрессия подростков:
эмоциональный и кризисный механизм»), Бандура А. и др. Если принят во
внимание даты написания данной литературы очевидно становиться, что в
работе отражены современные взгляды на поставленную проблему. Поистине
изучение человеческой агрессии наиглубочайшая тема, привлекающая
пристальное внимание ученых, которые пытаются воссоздать полную картину
исследуемого феномена. Понятие агрессии и подходы к её изучению. Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин
подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-
то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других,
или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным,
пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает
свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых
проблем. Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы
сразу же сталкиваемся с серьёзной и противоречивой задачей: как найти
выразительное и пригодное определение основного понятия. Согласно одному из определений, предложенному Бассом, агрессия – это любое
поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Второе определение, предложенное, несколькими известными исследователям,
содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были
квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды
или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. И, наконец,
третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление
термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических
повреждений.[1] Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии,
многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию
определения, близкого ко второму. В это определение входит как категория
намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким
образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение:
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или
причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Это определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как
модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Это важное
утверждение породило большую путаницу. Термин агрессия часто ассоциируется
с негативными эмоциями, – такими как злость; с мотивами, – такими как
стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками, –
такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти
факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого
становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием
для подобных действий. Злость вовсе не является необходимым условием
нападения на других; агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего
хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также
совершенно не обязательно чтобы агрессоры ненавидели или даже не
симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют
страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно. Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны,
весьма полезным оказывается ограничить изучение подобного поведения
концептуальными рамками, предложенными Бассом. По его мнению, агрессивные
действия можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная,
активная — пассивная и прямая — непрямая.[2] Их комбинация дает восемь
возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных
действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным
оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое
насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и
прямые. Категории агрессии по Бассу.
|Тип агрессии |Примеры |
|Физическая – активная – прямая|Нанесение другому человеку ударов |
| |холодным оружием, избиение или |
| |ранение при помощи огнестрельного |
| |оружия. |
|Физическая – активная – |Закладка мини-ловушек; сговор с |
|непрямая |наемным убийцей с целью уничтожения |
| |врага. |
|Физическая – пассивная – |Стремление физически не позволить |
|прямая |другому человеку достичь желаемой |
| |цели или заняться желаемой |
| |деятельностью (например, сидячая |
| |демонстрация). |
|Физическая –пассивная – |Отказ от выполнения необходимых |
|непрямая |задач (например, отказ освободить |
| |территорию во время сидячей |
| |демонстрации). |
|Вербальная – активная – прямая|Словесное оскорбление или унижение |
| |другого человека. |
| |Распространение злостной клеветы или|
|Вербальная – активная – |сплетен о другом человеке. |
|непрямая |Отказ разговаривать с другим |
| |человеком, отвечать на его вопросы и|
|Вербальная – пассивная – |т.д. |
|прямая |Отказ дать определенные словесные |
| |пояснения или объяснения (например, |
|Вербальная –пассивная – |отказ высказаться в защиту человека,|
|непрямая |которого незаслуженно критикуют). | Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение,
имеющее отношение к агрессии, – это то, согласно которому данное поведение
по своей природе преимущественно инстинктивное. Согласно этому довольно
распространённому подходу, агрессия возникает потому, что человеческие
существа генетически или конституционально «запрограммированы» на подобные
действия. Агрессия как инстинктивное поведение: психоаналитический подход. В своих ранних работах Фрейд утверждал, что все человеческое поведение
проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия
(известная как либидо) направлена на упрочение, сохранение и
воспроизведение жизни. В этом общем контексте агрессия рассматривалась
просто как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов.
Агрессия как таковая не трактовалась ни как неотъемлемая, ни как постоянная
и неизбежная часть жизни. Пережив опыт насилия первой мировой войны, Фрейд постепенно пришел к более
мрачному убеждению в отношении сущности и источника агрессии. Он
предположил существование второго основного инстинкта, танатоса — влечения
к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни. Он
утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного
взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует
постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между
сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы
(например, смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в
направлении от «Я». Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится
наружу и направляется на других. Положение об инстинкте стремления к смерти является одним из наиболее
спорных в теории психоанализа. Оно было фактически отвергнуто многими
учениками Фрейда, разделявшими его взгляды по другим вопросам Тем не менее, утверждение о том, что агрессия берет начало из врожденных,
инстинктивных сил, в целом находило поддержку даже у этих критиков. Взгляды Фрейда на истоки и природу агрессии крайне пессимистичны. Это
поведение не только врожденное, берущее начало из «встроенного» в человеке
инстинкта смерти, но также и неизбежное, поскольку, если энергия танатоса
не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушению самого
индивидуума. Единственный проблеск надежды связан с тем, что внешнее
проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызывать разрядку
разрушительной энергии и, таким образом, уменьшать вероятность появления
более опасных действий. Этот аспект теории Фрейда (положение о катарсисе)
часто интерпретировался следующим образом: совершение экспрессивных
действий, не сопровождающихся разрушением, может быть эффективным средством
предотвращения более опасных поступков. Однако при лучшем знакомстве с
произведениями Фрейда обнаруживаются доводы против подобных утверждений.
Хотя у Фрейда не было четкой позиции по отношению к силе и
продолжительности действия катарсиса, он все же склонялся к тому, что это
действие является минимальным и кратковременным по своей природе. Таким
образом, Фрейд проявлял на этот счет меньший оптимизм, чем полагали
теоретики более позднего периода. Агрессия как инстинктивное поведение: взгляд на проблему с позиций эволюционного подхода. В этом разделе мы рассмотрим три взгляда с позиций эволюционного подхода
на агрессивное человеческое поведение. Данные в поддержку этих теорий были
получены прежде всего в результате наблюдений за поведением животных. Три
подхода, о которых пойдет речь, сходятся в признании того, что
предрасположенность человека к агрессии является следствием влияния
естественного отбора. Утверждается, что агрессия обеспечивала биологические
преимущества нашим доисторическим предкам. Этологический подход. Лоренц, лауреат Нобелевской премии, выдающийся
этолог, придерживался эволюционного подхода к агрессии, демонстрируя
неожиданное сходство с позицией Фрейда. Согласно Лоренцу, агрессия берет начало прежде всего из врожденного
инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у
других живых существ. Он предполагал, что этот инстинкт развился в ходе
длительной эволюции, в пользу чего свидетельствуют три его важные функции.
Во-первых, борьба рассеивает представителей видов на широком географическом
пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизация имеющихся
пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд
вида за счет того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и
энергичные индивидуумы. Наконец, сильные животные лучше защищаются и
обеспечивают выживание своего потомства. В то время как у Фрейда не было однозначного мнения относительно
накопления и разрядки инстинктивной агрессивной энергии, у Лоренца был
совершенно определенный взгляд на эту проблему. Он считал, что агрессивная
энергия (имеющая своим источником инстинкт борьбы) генерируется в организме
спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с
течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий
является совместной функцией 1) количества накопленной агрессивной энергии
и 2) наличия и силы особых облегчающих разрядку агрессии стимулов в
непосредственном окружении. Другими словами, чем большее количество
агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен
для того, чтобы агрессия «выплеснулась» вовне. Фактически, если с момента
последнего агрессивного проявления прошло достаточное количество времени,
подобное поведение может развернуться и спонтанно, при абсолютном
отсутствии высвобождающего стимула. Как отмечал Лоренц у некоторых животных
агрессивность соответствует всем правилам снижения порога и инстинктивного
поведения. Можно наблюдать животного в ожидании опасности; человек тоже
может вести себя подобным образом». Одно из наиболее любопытных следствий теории Лоренца состоит в том, что с
ее помощью можно объяснить тот факт, что у людей, в отличие от большинства
других живых существ, широко распространено насилие в отношении
представителей своего собственного вида. Согласно Лоренцу, кроме
врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью
подавлять свои стремления; последняя варьирует в зависимости от их
способности наносить серьезные повреждения своим жертвам. Таким образом,
опасные хищники, например, львы в тигры, которых природа щедро снабдила
всем необходимым для успешного умерщвления других живых существ
(проворством, огромными когтями и зубами), имеют очень сильное сдерживающее
начало, препятствующее нападению на представителей собственного вида, в то
время как менее опасные существа — люди — обладают гораздо более слабым
сдерживающим началом. Когда на заре истории человечества мужчины и женщины,
действуя агрессивно против своих соплеменников, пускали в ход свои зубы и
кулаки, отсутствие вышеупомянутых ограничений не было столь страшным. В
конце концов, вероятность того, что они могли нанести друг другу серьезные
увечья, была относительно низкой. Однако технический прогресс сделал
возможным появление оружия массового уничтожения, и в связи с этим
потакание своим стремлениям представляет все большую опасность — под
угрозой находится выживание человека как вида. Кратко можно сказать так:
Лоренц истолковывал стремление мировых лидеров подвергать целые нации риску
самоуничтожения в свете того факта, что человеческая способность к насилию
превалирует над врожденными сдерживающими началами, подавляющими
агрессивные действия. Несмотря на то, что Лоренц, как и Фрейд, считал агрессию неизбежной, в
значительной степени являющейся следствием врожденных сил, он более
оптимистично смотрел на возможность ослабления агрессии и контроля
подобного поведения. Он полагал, что участие в различных действиях, не
связанных с причинением ущерба, может предотвратить накопление агрессивной
энергии до опасных уровней и таким образом снизить вероятность вспышек
насилия. Можно с некоторым преувеличением сказать, что угроза всплеска
насилия у человека может быть предотвращена посредством тысячи других
действий. Лоренц утверждал также, что любовь и дружеские отношения могут
оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать
ее проявление. Охотничья гипотеза. Ардри, сценарист из Голливуда, «археолог-любитель»,
написал несколько книг, благодаря которым многие люди познакомились с
популярной версией эволюционной теории. Ардри утверждает, что в результате
естественного отбора появился новый вид — охотники: «Мы нападали, чтобы не
голодать. Мы пренебрегали опасностями, иначе перестали бы существовать. Мы
адаптировались к охоте анатомически и физиологически». Эта охотничья
«природа» и составляет основу человеческой агрессивности. Еще два изобретения, имеющие своим началом человеческую потребность
«убивать, чтобы жить», делают возможным участие в социальном насилии и
войнах. Во-первых, чтобы успешно охотиться группами, люди придумали для
общения язык, содержащий такие понятия, как «друг» и «враг», «мы» я «они»,
служащие для оправдания агрессивных действий против других. Во-вторых,
появление оружия, поражающего на расстоянии, такого как лук и стрелы
(вместо дубинок и камней), привело к тому, что люди стали более удачливыми
«вооруженными хищниками». В беседе с Ричардом Лики, известным антропологом,
Ардри уточнил значение изобретения такого оружия: «Когда у нас появилась
эта вещь, предназначенная для наступления, убивать стало настолько легче,
что благодаря насилию мы стали другими существами».Итак, Ардри уверяет, что
именно охотничий инстинкт как результат естественного отбора в сочетании с
развитием мозга и появлением оружия, поражающего на расстоянии, сформировал
человека как существо, которое активно нападает на представителей своего же
вида. Социобиологический подход. В отличие от сторонников эволюционной теории,
социобиологи предлагают более специфическое основание для объяснения
процесса естественного отбора. Их основной аргумент сводится к следующему.
Влияние генов столь длительно, потому что они обеспечивают адаптивное
поведение, то есть гены «приспособлены» до такой степени, что вносят свой
вклад в успешность репродукции, благодаря чему гарантируется их сохранение
у будущих поколений. Таким образом, социобиологи доказывают, что
индивидуумы, скорее всего будут содействовать выживанию тех, у кого имеются
схожие гены (то есть родственников), проявляя альтруизм и
самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от
них отличается или не состоит в родстве, то есть у кого наименее вероятно
наличие общих генов. Они будут пользоваться любой возможностью, чтобы
навредить им и, возможно, ограничить возможности последних иметь потомство
от членов собственного клана. Согласно социобиологическому подходу, агрессивные взаимодействия с
конкурентами представляют собой один из путей повышения успешности
репродукции в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами —
недостатком пищи или брачных партнеров. Очевидно, успешная репродукция
более вероятна, если у индивидуума имеется достаточное количество пищи и
партнеров, с которыми можно производить потомство. Однако агрессия будет
повышать генетическую пригодность данного индивидуума только в том случае,
если выгода от нее превысит затраченные усилия. Потенциальная цена агрессии
зависит от риска смерти или серьезных повреждений у тех индивидуумов, кто
должен выживать для обеспечения выживания своего потомства. Чья-либо
генетическая пригодность не будет повышаться, если агрессивная конкуренция
приведет к гибели его рода. Таким образом, социобиологи убеждают нас в
следующем: агрессивность — это средство, с помощью которого индивидуумы
пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает
успех (преимущественно на генетическом уровне) в естественном отборе. Фрустрационная теория. Эта теория, предложенная Д.Доллардом, противопоставляется двум, выше
описанным. Здесь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а
не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:
Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.
Агрессия всегда является результатом фрустрации. В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:
1. Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;
2. Сила препятствия на пути достижения цели;
3. Количества последовательных фрустраций. Т.е., чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее
препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет
толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой,
то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию
большей силы. Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют агрессией на
фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не
проявляется в тот же момент фрустрации, прежде всего из-за угрозы
наказания. В этом случае происходит “смещение”, в результате которого
агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на
которого ассоциируется с наименьшим наказанием. Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности против
фрустатора сильный страх наказания, прибегает к смещению своих наладок,
направляя на другие мишени - на тех лиц, по отношению к которым у данного
индивидуума не действует сдерживающий Какие же факторы ослабляют агрессивную мотивацию? Ответ на этот вопрос
следует искать в процессе катарсиса, т.е. такие акты агрессии, которые не
приносят ущерба, снижают уровень побуждения к агрессии. (Оскорбление,
агрессивные фантазии, удар по столу кулаком - акты агрессии, которые
снижают уровень побуждения к последующей более сильной агрессии). Теория социального научения. В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой
усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение
соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет
изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Эта теория была предложена Бандурой и объясняла усвоение, провоцирование и
регуляцию агрессивного поведения. Теория социального научения Бандуры.
|Агрессия, приобретаемая |Биологических факторов (например,|
|посредством: |гормоны, нервная система) |
| |Научения (например, |
| |непосредственный опыт, |
| |наблюдение) |
|Агрессия провоцируется: |Воздействием шаблонов (например, |
| |возбуждение, внимание) |
| |Неприемлемым обращением |
| |(например, нападки, фрустрация) |
| |Побудительными мотивами |
| |(например, деньги, восхищение) |
| |Инструкциями (например, приказы) |
| |Эксцентричными убеждениями |
| |(например, параноидальными |
| |убеждениями) |
|Агрессия регулируется: |Внешним поощрением и наказанием |
| |(например, материальное |
| |вознаграждение, неприятные |
| |последствия) |
| |Викарным подкреплением (например,|
| |наблюдение за тем, как поощряют |
| |или наказывают других) |
| |Механизмами саморегуляции |
| |(например, гордость, вина) | С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех
моментов:
1. Способов усвоения подобных действий;
2. Факторов, провоцирующих их появление;
3. Условий, при которых они закрепляются. Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных
посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей
агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей
может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей
обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение
человеком широкого диапазона агрессивных реакций - прямое поощрение такого
поведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает
вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем.
Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е.
достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится
и викарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное
поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и
самонаказание - модели открытой агрессии, регулируемые поощрением и
наказанием, которые человек устанавливает для себя сам.[3] Хочется отметить, что эта теория оставляет гораздо больше возможностей
предотвратить и контролировать человеческую агрессию. Тому есть две
причины:
1. Согласно теории, агрессия - приобретенная модель социального поведения. Отсюда может быть ослаблена с помощью процедур (устранение условий).
2. Социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях. В настоящее время теория социального научения является наиболее
эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть
сведения об агрессоре и ситуации социального развития. В то время как различные теории агрессии как инстинкта сильно разнятся в
деталях, все они сходны по смыслу. В частности, центральное для всех теорий
положение о том, что агрессия является следствием по преимуществу
инстинктивных, врожденных факторов, логически ведет к заключению, что
агрессивные проявления почти невозможно устранить. Ни удовлетворение всех
материальных потребностей, ни устранение социальной несправедливости, ни
другие позитивные изменения в структуре человеческого общества не смогут
предотвратить зарождения и проявления агрессивных импульсов. Самое большее,
чего можно достичь, — это временно не допускать подобных проявлений или
ослабить их интенсивность. Поэтому, согласно данным теориям, агрессия в той
или иной форме всегда будет нас сопровождать. И в самом деле, агрессия
является неотъемлемой частью нашей человеческой природы. Становление человеческой агрессии. В этой главе речь пойдёт об эволюции агрессивного поведения на протяжении
жизни, а скорее о возникновении и закреплении агрессивных реакций. Какие
факторы, связанные с образом жизни, семьёй и ранними детскими
переживаниями, могут предопределить последующую агрессивность человека? Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных
источников. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного
поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного
поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями
агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со
сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во
время игр. И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на
реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на
символических, предлагаемых масс-медиа. Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере
взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими
людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в
подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное
поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень
семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями
или сестрами — вот факторы, которые могут предопределять агрессивное
поведение ребенка в семье и вне неё, а также влиять на его отношения с
окружающими в зрелые годы. Прежде чем обратиться непосредственно к семейным взаимоотношениям,
следует отметить, что такая характеристика семьи, как «полная или
неполная», представляется связанной с агрессивностью детей. Эта
характеристика квалифицирует как раз те самые составляющие семейной
обстановки, которые связываются со становлением агрессивности, — один или
оба родителя живут с ребенком под одной крышей и каков характер отношений
между ними. Например, Геттинг обнаружил, что малолетние убийцы зачастую
происходят из неполных семей. Мак-Карти сообщает, что малолетние убийцы,
как правило, происходят из «семей, где царит атмосфера беспорядка и
безмолвия, где безразличие к чувствам других часто идет рука об руку с
физической жестокостью и недостаточной поддержкой и заинтересованностью» в
жизни ребенка.[4] Чтобы лучше понять, почему возможно говорить о корреляции
между детской агрессивностью в полных—неполных семьях, ниже мы рассмотрим
более специфические аспекты семейных отношений, которые могут объяснить эту
взаимосвязь. Несколько исследований продемонстрировали зависимость между негативными
взаимоотношениями в паре «родители—ребенок» и агрессивными реакциями со
стороны ребенка. Если у детей (независимо от того, к какой возрастной
группе они принадлежат) плохие отношения с одним или обоими родителями,
если дети чувствуют, что их считают никуда не годными, или не ощущают
родительской поддержки, они, возможно, окажутся втянутыми в преступную
деятельность; будут ополчаться на других детей; сверстники будут отзываться
о них как об агрессивных; будут вести себя агрессивно по отношению к своим
родителям. Штайнметц сообщает, что для людей, совершавших заказные
политические убийства (или покушения), характерно происхождение из
распавшихся семей, где родителям было не до ребенка. Женщины, на которых в
детстве их собственные матери обращали не так много внимания и которые не
получили от родителей необходимой поддержки, склонны применять карательные
меры воспитания (например, браниться, шлепать) и срывать гнев на своих
детях. Убедительно демонстрируют специфическую зависимость между
ответственностью родителей и агрессивностью детей результаты эксперимента
Джонса и др. Исследователи наблюдали в лабораторных условиях, как общаются
со своими мамами и другими детьми дети в возрасте 15, 21 и 39 месяцев.
Среди множества различных параметров измерялось время, через которое мать
берет ребенка на руки, после того как он заплакал или протянул к ней руки;
фиксировалось также агрессивное поведение, направленное на других
(например, удары, укусы, толчки, стремление отобрать какой-либо предмет).
Дети, к которым матери не торопились подходить, вели себя более агрессивно,
чем те, чьи матери быстро реагировали на плач или приглашение к контакту. Согласно теории привязанности, маленькие дети различаются по степени
ощущения безопасности в своих взаимоотношениях с матерью. У надежно
привязанного ребенка в прошлом — надежное, устойчивое и чуткое отношение со
стороны матери; он склонен доверять другим людям, имеет довольно хорошо
развитые социальные навыки. Ненадежно привязанный или тревожащийся по
поводу своей привязанности ребенок будет либо резистентным, либо
избегающим. Тревожный избегающий ребенок в общем и целом избегает своей
воспитательницы. Такие дети несговорчивы и сопротивляются контролю.
Резистентный ребенок расстраивается при разлуке с матерью, а ей нелегко его
успокоить при новой встрече. Такие дети проявляют физическую агрессию,
импульсивны, для них характерны эмоциональные вспышки. Кон сообщает, что
ненадежно привязанные дети оценивались своими сверстниками как участвующие
в большем числе драк, чем надежно привязанные. Изучая последствия родительского вмешательства в драки между детьми в
семье, Фельсон обнаружил, что дети проявляют больше физической или
вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех
остальных детей, с которыми они общаются. Очевидно, взаимоотношения ребенка
с братом или сестрой являются основополагающими для научения агрессивному
поведению. Галли и др. собрали у студентов колледжей сведения о насилии в их семьях.
Они интересовались отношениями до того момента, пока вы не стали взрослыми
между родителями, между родителями и детьми, а также между детьми, включая
самих испытуемых. Респондентов просили также спрогнозировать вероятность
того, что они будут вести себя агрессивно в нескольких гипотетических
ситуациях. Результаты исследования подтвердили тезис, что наличие или
отсутствие насилия во взаимоотношениях между братьями—реестрами позволяет
предсказать индивидуальный уровень агрессивности каждого из них. Как
оказалось, существует сильная корреляция между выраженностью агрессивных
отношений между детьми в одной семье (испытуемого к брату или сестре, брата
или сестры к испытуемому, братьев и сестер между собой) и прогнозом
испытуемым своей собственной агрессивности, а по сообщениям о насилии
испытуемого по отношению к брату или сестре можно предсказать другие
аспекты агрессивного поведения. Исследователи подчеркивают важность
взаимоотношений между братьями и сестрами для развития агрессии: «...исходя
из этих» данных представляется, что наличие насилия во взаимоотношениях
между детьми в одной семье... оказывает большее, чем все прочие семейные
взаимоотношения, влияние на социализацию индивида, результатом которой
становится усвоение силовых моделей поведения».[5] Паттерсон сообщает, что «... братья и сестры — это учителя... в том самом
процессе, который разрушает им жизнь». Он обнаружил, что братья и сестры
агрессивных детей более склонны отвечать на нападение контратакой, чем
братья и сестры обычных детей — что повышает вероятность продолжения и
эскалации силового противостояния. Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес
социологов, — это характер семейного руководства, то есть действия
родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или
изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании
они сознательно придерживаются политики невмешательства — позволяют ребенку
вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не
замечая, приемлемо или' неприемлемо его поведение. Другие же родители
вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, соответствующее социальным
нормам), либо наказывая (за неприемлемое агрессивное поведение). Иногда
родители непреднамеренно поощряют за агрессивное поведение или наказывают
за принятое в обществе поведение. Намеренное или ненамеренное, но
подкрепление существенно предопределяет становление агрессивного поведения. Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным
поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а
также на контроле родителей поведения детей. В общем и целом выявлено, что
жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности
детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким
уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением. Эрон и его коллеги провели лонгитюдное исследование зависимости ряда
параметров и становления агрессии. Они собирали сведения у испытуемых, их
родителей и сверстников три раза — в первый раз, когда испытуемые были в
третьем классе, затем спустя 10 лет, а затем еще через 22 года. А теперь
рассмотрим данные о взаимосвязи наказаний и агрессивности. В первом эксперименте серии участвовало свыше 800 третьеклассников.
Уровень агрессивности того или иного ребенка определялся по отзывам
одноклассников — всех детей просили перечислить учеников, для которых
характерно агрессивное поведение (например тех, кто пихается и толкается»).
Строгость наказаний измерялась по ответам родителей на 24 вопроса о том,
как они обычно реагируют на агрессивное поведение своего ребенка. В целом к
лояльным наказаниям относили просьбы вести себя по-другому и поощрения за
изменение поведения, к умеренным — выговоры и брань, а такие способы
физического реагирования, как шлепки и подзатыльники, рассматривали в
качестве строгих наказаний. Эрон и другие обнаружили, что дети,
подвергавшиеся строгим наказаниям, характеризовались своими сверстниками
как более агрессивные. Воздействие наказаний представляется довольно длительным. Последующие
эксперименты с теми же самыми детьми выявили, что суровость наказаний,
применявшихся к детям, когда им было 8 лет, коррелировала с агрессивностью
их поведения в 18- и 30-летнем возрасте. Лефковитц и другие сообщают, что
наименее агрессивные 18-летние юноши были как раз из числа тех, кого в 8
лет родители наказывали умеренно. «Когда родители слишком снисходительно
или слишком сурово относятся к агрессивности своих сыновей, эти мальчики в
позднем подростковом возрасте склонны быть более агрессивными». Эрон и
Хыосман сообщают, что суровость наказаний в 8-летнем возрасте положительно
коррелирует с оценкой собственной агрессивности в возрасте тридцати лет и с
суровостью, с которой испытуемые наказывают своих собственных детей. Паттерсон и Стаутхамер-Лебер изучали зависимость между характером
семейного руководства и асоциальностью. Исследователи проанализировали
взаимоотношения в семьях более чем двухсот мальчиков из четвертого,
седьмого и десятого класса. Они обнаружили, что два параметра семейного
руководства — контроль (степень опеки и осведомленности о своих детях) и
последовательность (постоянство в предъявляемых требованиях и методах
дисциплинарного воздействия) связаны с количеством приводов ребенка в
полицию и с его личной оценкой собственного образа жизни по отношению к
социальным нормам. При этом сыновья родителей, которые не следили за их
поведением и были непоследовательны в наказаниях, как правило, вели себя
асоциально. Паттерсон и Стаутхамер-Лебер так резюмируют свои данные: «Кажется, что родители асоциальных детей безразличны к их
времяпрепровождению, к сорту их компаний и роду занятий... такие родители
менее склонны в качестве наказания запрещать ребенку делать то, что ему бы
очень хотелось, или не давать ему денег на карманные расходы... Если они
вообще обратят на это внимание, то наиболее вероятны нотации, брань и
угрозы; в любом случае эти придирки не приведут к эффективным
результатам».[6] Использование физических наказаний как средства воспитания детей в
процессе социализации скрывает в себе ряд специфических «опасностей». Во-
первых, родители, наказывающие детей, фактически могут оказаться для тех
примером агрессивности. В таких случаях наказание может провоцировать
агрессивность в дальнейшем. Во-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться
избегать родителей или оказывать им сопротивление. Если они «не сгибаются»
под ударами «карающих мечей», вряд ли потом они усвоят другие, не такие
горькие уроки, которые помогли бы им социализироваться. Вдобавок аверсивное
обращение может в конце концов привести ребенка в компанию «людей,
демонстрирующих и одобряющих чрезвычайно рискованное поведение, которое
действительно должно быть наказано». В-третьих, если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они
могут забыть причину, породившую подобные действия. Фактически стратегия
социализации в этом случае мешает усвоению правил приемлемого поведения.
Если после сурового наказания ребенок расстроен или рассержен, он из-за
боли может забыть, за что его наказали. И наконец, дети, изменившие свое поведение в результате столь сильного
внешнего воздействия, скорее всего не сделают нормы, которые им пытаются
привить, своими внутренними ценностями. То есть они повинуются только до
тех пор, пока за их поведением наблюдают. Возможно, эти дети так никогда и
не примут правил приемлемого в обществе поведения, тех правил, которые
предотвратили бы необходимость наказаний в дальнейшем. По сути дела,
наказание заставляет скрывать внешние проявления нежелательного поведения,
но не устраняет его. Хотя наказание и дает порой нежелательные эффекты, тем не менее порой оно
может оказаться действенным средством модификации поведения. Результаты
экспериментов и исследовательских программ свидетельствуют, что наказание
может вызывать устойчивые изменения в поведении, если применяется в
соответствии с определенными принципами. Наказание должно быть напрямую связано с поведением ребенка, с тем чтобы
акт наказания регулярно и с высокой вероятностью осуществлялся после
совершения проступка. Временной разрыв между неприемлемым действием и
наказанием должен быть минимален, так как наказание непосредственно после
проступка предполагает большую важность запрета определенной модели
поведения в является более действенным, чем отсроченное, когда в течение
некоторого времени не делается никаких замечаний и оценок нежелательных
действий. Кроме того, немедленное наказание приносит неприятности до того,
как нарушитель сможет осознать удовольствие от совершенного проступка.
«Чистое наказание убеждает в большей степени, чем наказание, к ощущениям от
которого примешивается удовольствие от совершенного проступка». Мы отмечали, что у ребенка непоследовательные наказания ассоциируются с
агрессией. Родители, которые грозятся наказать, но не осуществляют свои
угрозы на практике, по сути дела учат ребенка игнорировать их самих. Тот,
кто сотрясает словами воздух — предъявляет негативные вербальные стимулы
или постоянно командует ребенком — неумышленно дает ему понять, что команды
и угрозы не имеют большого значения. Наказание окажется наиболее
эффективным, если его будут применять последовательно, то есть за одно и то
же нарушение всегда будет назначаться одна и та же санкция; нельзя один раз
наказать за проступок, а в другой раз — проигнорировать подобное поведение. И наконец, предлагая альтернативу поведению, за которое ребенок был
наказан, вы закладываете фундамент будущих. Вдобавок, разъясняя, какой
поступок повлек за собой наказание и рассматривая возможные альтернативы
поведения, вы не создаете барьеры, которые могут помешать осуществлению
каких-либо действий вообще и желаемых в частности. Например, ребенок часто
перебивает взрослых, когда те разговаривают, Если родители накажут его без
объяснений, он, возможно, подумает, что ему просто запрещено говорить, и
может стать робким и застенчивым, особенно в присутствии взрослых. Если же
родители ребенка объяснят ему, что нельзя перебивать других людей, и будут
отвечать ребенку, когда он потребует их внимания в подходящие моменты,
тогда, вероятно, он научится проявлять в аналогичных ситуациях адекватные
социальные навыки. Процедуры типа временной изоляции, хотя и относятся к наказаниям,
означают отсутствие поощрения, а не демонстрацию неприязненного отношения,
поэтому они не вызывают многих проблем, неизбежных при физических
наказаниях. Такие процедуры эффективны для модификации поведения
непослушных и агрессивных детей. Когда ребенок ведет себя плохо, его на
короткое время оставляют в одиночестве в тихой комнате. «Ребенку должно быть четко разъяснено, почему в качестве наказания
выбрана именно временная изоляция. Эта процедура дает ребенку понять, что
отклоняющееся поведение не поощряется и не принимается и что пока он не
научится себя вести, ему нельзя будет общаться с другими».[7] И, наконец, любое наказание требует разъяснения, оно должно занимать
определенную нишу в системе эмоциональных отношений между родителями и
ребенком. Дети усваивают различные модели поведения (как приемлемые, так и
неприемлемые социально) в ходе взаимодействия с другими детьми. И различные
формы агрессивного поведения также возникают при общении со сверстниками.
Здесь мы рассмотрим то, как ребенок, общаясь с другими детьми, приобретает
навыки агрессивного поведения, и то, к каким последствиям приводит
агрессивная реакция ребенка на сверстников. Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным
реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбление). Шумные игры — в
которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются и
стараются причинить друг другу какой-то вред — фактически могут оказаться
сравнительно «безопасным» способом обучения агрессивному поведению. Дети
говорят, что им нравятся их партнеры по шумным играм и они редко получают
травмы во время таких игр. Существуют также свидетельства, полученные при изучении детей, посещавших
дошкольные учреждения, что частое общение со сверстниками может быть
связано с последующей агрессивностью сообщает, что дети, которые в течение
пяти лет перед школой регулярно посещали детский сад, оценивались учителями
как более агрессивные, чем посещавшие детский сад менее регулярно. Можно
предположить, что дети, которые чаще «практиковались» в агрессивном
поведении со сверстниками (например, в детском саду), успешнее усвоили
подобные реакции и скорее способны применить их в других условиях
(например, в школе). Агрессивных детей сверстники не любят и часто навешивают на них ярлык
«самых неприятных». Кои и Купершмидт исследовали зависимость между
агрессивностью и социальным статусом на выборках знакомых между собой и
незнакомых детей. Установив социальный статус учеников четвертых классов
(основой послужили отзывы их одноклассников), исследователи пригласили
мальчиков — как знакомых между собой (то есть все — из одного и того же
класса), так и незнакомых (например, все — из разных школ) — после школьных
занятий принять участие в командной игре. В полном соответствии с
результатами других экспериментов, школьники, которые оценивались своими
сверстниками как «самые неприятные», в общении со сверстниками чаще
демонстрировали социальное поведение, как вербальное (угрозы,
ругательства), так и физическое (удары, пинки), вызывающее неприязнь.
Согласно сообщениям других членов их команд, «самые неприятные» проявляли
также наибольшую неуживчивость и наибольшую готовность подраться. В
большинстве случаев, независимо от того, играл ли ученик со знакомыми или
незнакомыми ребятами, его социальный статус в игровой группе был таким же,
как в классе. Хотя до сих пор нет адекватных данных, свидетельствующих о
наличии жесткой причинно-следственной связи между агрессивностью и
социальным статусом среди сверстников, этот эксперимент все-таки
продемонстрировал, что и неприязнь сверстников, и агрессивность —
параметры, сохраняющиеся в различных ситуациях, то есть, если ребенок
агрессивен и нелюбим в школе, он скорее всего будет агрессивен и нелюбим и
в другой окружающей обстановке. Приведенные выше данные могли бы позволить нам предположить, что
отвергаемый сверстниками ребенок должен быть весьма неприятным субъектом с
малым количеством друзей. Однако необязательно, что ребенка, к которому
неприязненно относятся некоторые сверстники, будут игнорировать абсолютно
все дети. Фактически ребенок, которого не принимает одна группа, может
получать одобрение со стороны другой группы и, более того, играть в ней
важную роль Кэйрнс и его коллеги утверждают, что агрессивные дети будут
включены в социальные группы с такой же вероятностью, как и их
неагрессивные сверстники, но при этом агрессивные дети попадут в группы,
состоящие из таких же агрессивных детей. Исследователи обнаружили, что
школьников и школьниц с высоким уровнем агрессии называло в качестве своих
лучших друзей такое же количество сверстников, что и менее агрессивных; их
так же часто называли членами социальных групп. Тем не менее, как и
предполагалось, агрессивные дети склонны объединяться со столь же
агрессивными сверстниками. Резюмируя, скажем, что: «... неприязнь со стороны отдельно взятых сверстников не означает
отвержения целым обществом или полную изоляцию от социальных структур. От
подростков с высоким уровнем агрессии могут отворачиваться многие
одногодки, но отношения, которые устанавливаются у агрессивных, подростков
с некоторыми сверстниками, представляются же менее важными, чем отношения
неагрессивных».[8] Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек,
существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем
проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются
два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также
обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного
поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.[9] Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного
поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена
склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек -
к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков
наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию
"вербальная - физическая", сколько выражение ее в прямой, открытой форме и
непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение
именно вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной. Хотя
косвенная форма оказывается все-таки более распространенной. Тенденция
большей выраженности у мальчиков прямой агрессии (часто физической), а у
девочек - косвенной вербальной, очевидно, является кросскультуральной,
характерной для подростков различных. В другом исследовании было показано, что если у 10-11летних подростков
преобладают проявления физической агрессии, то по мере взросления у
подростков 14-15 лет на первый план выходит вербальная агрессия. Это,
однако, не связано со снижением проявления физической агрессии с возрастом.
Максимальные показатели проявления всех форм агрессии (как физической, так
и вербальной) обнаруживаются именно в 14-15 лет. Но динамика роста
физической и вербальной агрессии по мере взросления неодинакова: проявления
физической агрессии, хотя и увеличиваются, но не значительно. А вот
проявления вербальной агрессии растут существенно более быстрыми
темпами.[10] Можно отметить также, что в младшем возрасте (10-11 лет) между разными
формами агрессии существует достаточно слабая дифференциация. То есть, хотя
они и выражены неодинаково, но различия между ними по частоте встречаемости
невелики. В возрасте же 14-15 лет между различными формами агрессии
обнаруживаются более четкие и явные различия по частоте встречаемости. Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как
возрастными, так и половыми особенностями. В раннем подростковом возрасте у
мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражена
незначительно - они отдают предпочтение вербальной форме проявления
агрессии. Однако, как показывают исследования, уже в возрасте 12-13 лет как
у мальчиков, так и у девочек, наиболее выраженной оказывается такая форма
проявления агрессии как негативизм.[11] Под негативизмом в концепции
агрессии/враждебности Басса-Дарки понимается оппозиционная манера
поведения, обычно направленная против авторитета, которая может проявляться
как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против
действующих правил, норм, обычаев. Второе место по частоте встречаемости в указанный возрастной период у
мальчиков занимает физическая агрессия, а у девочек - вербальная. В старшем
возрасте (подростки 14-15 лет) у мальчиков доминируют негативизм и
вербальная агрессия (которые представлены практически одинаково), а у
девочек - вербальная агрессия. Физическая агрессия в этом возрасте не
является доминантной формой проявления агрессии уже и у мальчиков. Следует
отметить также, что, независимо от возраста, у мальчиков все формы
агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек. Исследования связи агрессивного поведения с социальным статусом подростка
в группе сверстников показали, что среди подростков с наиболее высоким
социометрическим статусом ("эмоциональные лидеры") 48% составляют лица с
уровнем агрессии выше среднего. Вместе с тем, установлено также, что среди
"эмоциональных лидеров" 33% имеют показатели агрессии средней величины, а
19% - низкие уровень агрессии. Относительно выраженности различных типов агрессивного поведения в этой
группе подростков можно отметить, что наиболее часто встречается прямая
физическая агрессия - 43% лиц с высоким социометрическим статусом склонны
именно к ней. У 30% "эмоциональных лидеров" ведущим способом агрессивного
поведения является прямая вербальная агрессия, а еще у 27% - косвенная
вербальная.[12] Иногда понятие "агрессивность" употребляется как синонимичное с понятием
"конфликтность". Такое смешение понятий осуществляется как бы не случайно,
а на том основании, что в исследованиях выявляются корреляционные связи
между агрессивностью и конфликтностью, а также однотипные корреляции обоих
этих понятий с рядом других личностных свойств (наступательность,
вспыльчивость, обидчивость, нетерпимость и др.). Однако, наличие таких корреляционных связей, на самом деле, еще не дает
оснований для отождествления понятий. Необоснованность такой логики видна
хотя бы из следующей простой аналогии. Рост и вес человека коррелирует
между собой, также обе эти характеристики имеют однотипные корреляции с
рядом других параметров (например, с качеством питания ребенка). Но все это
не дает нам оснований считать, что рост и вес - это одно и то же, что эти
понятия синонимичны. С содержательно-психологической точки зрения понятия "агрессивность" и
"конфликтность" обозначают различные психологические феномены, что находит
отражение как на уровне современных теорий агрессивности и конфликтности,
так и на уровне методов их диагностики. А, кроме того, на поведенческом
уровне конфликтность вряд ли может коррелировать с популярностью, а вот
агрессия, как было показано на эмпирическом уровне, не исключает такой
взаимосвязи, и, при определенных условиях, коррелирует с социометрическим
статусом, эмоциональной предпочитаемостью личности. Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой
подростка. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем
выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее
составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной
агрессии, так и для другой формы агрессии - враждебности. В одном
исследовании было показано, что уровень физической агрессии подростков 14-
17 лет коррелирует с уровнем общей самооценки личности. Чем выше была
самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению физической
агрессии. Оказалось, кроме того, что парциальные самооценки, такие как
самооценка способности к лидерству и самооценка своего "физического Я",
коррелируют с такой формой агрессии как негативизм.[13] Таким образом,
оппозиционная манера поведения, направленная против авторитетов и
установившихся правил, в большей степени характерна именно для подростков с
высокой самооценкой своих лидерских потенций, а также для подростков,
высоко оценивающих свою физическую привлекательность и телесное
совершенство. Очевидно, в наибольшей степени подростковый негативизм
выражен в том случае, когда обе эти парциальные самооценки "сходятся" в
одной личности. В том же исследовании было показано, что вербальная агрессия коррелирует
с различными аспектами самооценки подростков. Также как и в случае с
негативизмом, уровень проявления вербальной агрессии выше у тех, для кого
характерна высокая самооценка способности к лидерству. Кроме того,
вербальная агрессия оказалась связанной с уровнем самооценки собственной
самостоятельности, автономности и с самооценкой интеллекта.[14] Таким
образом, наибольшая вероятность проявления высокой вербальной агрессии
также связана с высокой самооценкой личности, особенно, если для этого
подростка характерны представления о себе как о высоко автономной,
самостоятельной личности, отличающейся выраженной способностью к лидерству
и высоким интеллектом. Еще одна тенденция, которая обнаруживается в исследованиях, состоит в
том, что более агрессивные подростки чаще имеют крайнюю, экстремальную
самооценку - либо чрезвычайно высокую, либо крайне низкую. Для не
агрессивных подростков более характерной тенденцией является
распространенность средней по уровню самооценки. Так, если в группе
высокоагрессивных подростков высокую самооценку имеют 31% испытуемых, то в
группе не агрессивных такую самооценку имеют в два раза меньше подростков -
15%. Соответственно, низкую самооценку в группе высокоагрессивных имеют
25%, а в группе не агрессивных - только 15%.[15] Для понимания подростковой агрессии важное значение имеет рассмотрение не
только самой по себе самооценки личности, но и анализ соотношения
самооценки и внешней оценки, которая дается референтными лицами, например,
учителями или сверстниками. Если самооценка не находит должной опоры во
внешнем социальном пространстве, если оценка подростка значимыми лицами из
ближайшего окружения всегда (или преимущественно) ниже его самооценки, то
эта ситуация, несомненно, должна рассматриваться как фрустрирующая. При
этом здесь фрустрация касается не чего-то второстепенного, так как
блокируется одна из базовых, фундаментальных потребностей личности,
каковой, несомненно, является потребность в признании, уважении и
самоуважении. И как любой фрустратор эта ситуация может провоцировать
проявление агрессии. Хотя ортодоксальные сторонники фрустрационной теории
агрессии сказали бы в этом случае более категорично - такая ситуация не
просто может, но явно будет приводить к агрессии. Специальные исследования, проведенные по этому поводу, показали, что,
действительно, подростки, чья самооценка находится в конфликте с внешней
оценкой социума (оценка ниже и не соответствует самооценке), значимо
отличаются от своих сверстников более высокими показателями агрессии.
Наиболее существенные различия обнаруживаются по уровню выраженности
косвенной агрессии и негативизма. Однако, кроме того, подростки с
конфликтным соотношением самооценки и внешней оценки имеют также и более
высокий уровень таких форм агрессии как раздражительность, физическая
агрессия и обида. Одной из форм агрессивного поведения вообще, и у подростков в частности,
является аутоагрессивное поведение, то есть агрессия, направленная на
самого себя. Аутоагрессия, по существу, представляет собой деструктивное,
саморазрушающее поведение. Феномен аутоагрессии представляется наиболее
загадочным, и, конечно, не должен сводиться лишь к клинической мазохистской
интерпретации. Понятно, что аутоагрессия, также как и агрессии вообще,
представляет значительный интерес именно для "нормальной" психологии
личности Аутоагрессия, как мы могли убедиться выше, - это, как правило, низкая
самооценка и неприятие себя. Уже это вполне достаточные основания для
появления трудностей социально-психологического характера, связанных с
установлением контактов и осуществлением продуктивного общения. Что
собственно и фиксируется на поведенческом уровне в высоких показателях
застенчивости и низких показателях общительности. Наличие аутоагрессии связано с особенностями восприятия других людей.
Однако связи эти являются далеко не тривиальными, а, на первый взгляд, даже
и парадоксальными. Аутоагрессия, по нашим данным, практически не связана с
негативизацией восприятия других. Напротив, уровень аутоагрессии
коррелирует с позитивностью восприятия значимых "других". Наиболее сильно
эта тенденция позитивного восприятия других с ростом уровня аутоагрессии
проявляется у подростков и юношей в отношении учителей и в отношении
собственных родителей (дифференцированно изучалось отношение к отцу и к
матери - тенденция оказалась общей). Уровень аутоагрессии оказался
отрицательно связанным лишь с представлением о том, "каким меня видят
другие" (двойная рефлексия). Чем выше уровень аутоагрессии субъекта, тем
более негативными являются представления об оценке другими его личности. Вероятно, наибольшую озабоченность и у родителей, и у специалистов
вызывают модели агрессии, демонстрируемые по телевидению. И это не
случайно, ведь и вербальная и физическая агрессия на наших телеэкранах
вовсе не редкость. Так, Уильяме, Забрак и Джой сообщают, что в наиболее
популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в
среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии.
Таким образом, даже ребенок, проводящий у телевизора, например, всего лишь
два часа, видит за день в среднем свыше 17 актов агрессии. А ведь от показа
секса и насилия не свободны даже анонсы телепрограмм; Уильяме сообщает,
например, что в телеменю секс и насилие так или иначе фигурируют более чем
в 60% анонсов телепрограмм, идущих в прайм-тайм. В связи с тем, что дети так часто сталкиваются с насилием в масс-медиа,
многие люди выражают озабоченность в связи с тем, что подобная «видеодиета»
может повысить у детей склонность к агрессивному поведению. И не случайно
эта тема, представляющая особый интерес для психологической науки и
обладающая высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к
себе все более пристальное внимание исследователей.
Страницы: 1, 2
|
|
|
|
|