РУБРИКИ |
Акцентуации и психопатии у подростков |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Акцентуации и психопатии у подростковАкцентуации и психопатии у подростковОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПСИХОПАТИИ» И «АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА». Психопатии — это такие аномалии характера, которые «определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни... не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям» и «мешают... приспособляться к окружающей среде» . В подростковом возрасте эти же критерии служат основными ориентирами в
диагностике психопатий. Подросток, наделенный психопатией, обнаруживает
свой тип характера в семье и школе, со сверстниками и со старшими, в учебе
и на отдыхе, в труде и развлечениях, в условиях обыденных и привычных и в
самых чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит
энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а
истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Таким образом, можно дать следующее определение акцентуациям характера Акцентуации характера — это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. типы конституциональных АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. КЛИНИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА Клинический метод является наиболее распространенным и пока наиболее
точным для определения акцентуаций характера. Этот метод слагается из
опроса подростка, опроса родителей и сведений от других лиц, осмотра
подростка и наблюдения за его поведением. 1. Учеба — любимые и нелюбимые предметы, причины неуспеха, отношения с учителями, участие в общественной работе, имевшиеся нарушения дисциплины. 2. Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности. 3. Отношения со сверстниками — предпочтение одного близкого друга или компании приятелей, положение среди товарищей (душа компании, преследуемый изгой, независимый одиночка и т. п.), причины выбора приятелей— по определенным личным качествам, по общности увлечений, для увеселений и т. п. 4. Увлечения в настоящем и прошлом, под чьим влиянием был сделан выбор, каковы были достигнуты результаты, почему заброшены и т. д. 5. Отношения с родителями и внутрисемейные отношения — состав семьи (кто назван первым, о ком забыл упомянуть!), кто занимался его воспитанием, наиболее близкий член семьи, с кем в семье конфликтные отношения и причина их, конфликты между другими членами семьи и отношение к ним подростка. В случае распавшейся семьи необходимо выяснить, в каком возрасте был подросток, когда это случилось, его отношение к разводу родителей, поддерживается ли им контакт с тем из них, кто ушел из семьи. 6. Нарушения поведения в прошлом — прогулы занятий и работы, мелкое хулиганство, курение, выпивки, знакомство с различными дурманящими средствами, побеги из дому; был ли задержан или взят на учет милицией — когда и за что был взят. 7. Наиболее тяжелые события в прошлой жизни — и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей. 8. Перенесенные соматические заболевания — как. они сказались на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или в прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения. 9. Сексуальные проблемы. Прежде чем затронуть эту тему, подростку надо объяснить, что врача эти вопросы интересуют не сами по себе, а целью является выяснить возможные переживания по этому поводу и получить более полное представление о его характере. Необходимо предупредить также, что все сообщаемые им сведения без его согласия никому из его родных, знакомых и т. п. не будут переданы (что должно неукоснительно соблюдаться). Опрос касается здесь первых влюбленностей и связанных с ними психических травм, самооценки своей привлекательности, начала половой жизни и скрытых опасений по поводу своей сексуальной неполноценности. В заключение опроса следует снова вернуться к психотравмирующей ситуации
и теперь при установившемся контакте постараться получить более подробные и
точные сведения, включая те вопросы, отвечать на которые подросток ранее
избегал. Помимо родителей, необходимо получить сведения с места учебы (работы). Далее при осмотре следует обратить внимание на все, что могло бы
послужить предметом тягостных переживаний для подростка, зачастую
скрываемых от окружающих: физические недостатки, избыточная полнота или
чрезмерная худоба. Особенно существенны даже незначительные, но бросающиеся
в глаза дефекты (кривые ноги, большие пятна на теле и т. п.). Ареал обитания, т. е. места, где подросток проводит большую часть времени, также немало говорят о его характере. Гипертимного подростка можно видеть везде и всюду. Шизоид предпочитает уединённые места. Сенситивный подросток хотя и держится среди других, но так, чтобы особенно не обращать на себя внимание. Наоборот истероид всегда там, где можно быть у всех на виду Эпилептоид занимает самые удобные и комфортабельные места и заботливо их для себя оберегает. Неустойчивые всегда там, где их компания, а лабильные — чаще около того, кто им покровительствует. ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП Сведения от родных свидетельствуют, что с детства гипертимные подростки отличаются большой подвижностью, общительностью, болтливостью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым. С первых лет жизни они везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся командовать ими. Воспитатели детских учреждений жалуются на их неугомонность. Однако лишь в очень редких случаях возбудимость в детстве бывает столь сильной, что заставляет обратиться к врачу. Первые трудности могут выявиться при поступлении в школу. При хороших способностях, живом уме, умении все схватывать на лету обнаруживаются неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность. Учатся поэтому очень неровно — то блеснут пятерками, то «нахватают» двоек. Главная черта гипертимных подростков — почти всегда очень хорошее, приподнятое настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии. Причиной негодования обычно служат противодействие со стороны окружающих, стремление со стороны последних слишком круто подавить желания и намерения подростка, подчинить его чужой воле. Реакция группирования проходит не только под знаком постоянного тяготения к компаниям сверстников, но и стремления к лидерству в этих компаниях. Это стремление обнаруживается, как только гипертимный подросток хоть немного освоился в обществе, куда он попал. В отношении лидерства в неформальных группах сверстников гипертимы обычно добиваются успеха. Неудержимый интерес ко всему вокруг делает гипертимных подростков неразборчивыми в выборе знакомств. Контакт со случайными встречными не представляет для них проблемы. Устремляясь туда, где «кипит жизнь», они порой могут оказаться в неблагоприятной среде, попасть в асоциальную группу. Всюду они быстро осваиваются, перенимают манеры, обычаи, поведение, одежду, модные хобби. Однако энергия и эмоциональность не позволяют гипертимным подросткам замкнуться только в рамках интересов и жизни одной группы. Гипертимные подростки склонны к групповым формам делинквентного
поведения. Нередко они сами становятся вдохновителями групповых
правонарушений, на которые их толкают не только жажда развлечений или
желание заполучить средства для удовольствий,— элемент риска также
привлекателен для них. Еще большее значение имеет «престиж» среди
асоциальных сверстников. Аккуратность отнюдь не составляет их отличительной черты ни в занятиях,
ни в выполнении обещаний, ни, что особенно бросается в глаза, в денежных
делах. Незаконная сделка, мелкая кража в их глазах нередко не носят
характера серьезного проступка. ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП Исследования позволили выделить в подростковом возрасте два варианта
циклоидной акцентуации — типичные и лабильные циклоиды. ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП Главная черта лабильного типа — крайняя изменчивость настроения. Как известно, изменчивость настроения вообще присуща подросткам. В какой-то мере почти все они наделены эмоциональной лабильностью. Поэтому диагностика данного типа в подростковом возрасте представляет трудную, но все же выполнимую задачу. О формировании лабильного типа можно говорить, когда настроение меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих коренных перемен бывают ничтожны. Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и сон, и аппетит, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди. Соответственно настроению меняется и отношение к своему будущему — оно то расцвечивается самыми радужными красками, то представляется серым и унылым. И прошлое то предстает как цепь приятных воспоминаний, то кажется сплошь состоящим из неудач, ошибок и несправедливостей. Маломотивированная смена настроения иногда создает впечатление поверхностности и легкомыслия. На самом деле подростки этого типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Это прежде всего сказывается в их отношении к родным и близким, но лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь, заботу и участие. К ним привязанность сохраняется, несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор. Не менее свойственна лабильным подросткам и преданная дружба. В друге они неосознанно ищут психотерапевта. Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, к похвалам и поощрениям — все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны погрузить в беспросветное уныние. Реакция эмансипации выражена весьма умеренно. Им хорошо в семье, если они
чувствуют там любовь, тепло и уют. Эмансипационная активность проявляется в
виде коротких вспышек, обусловленных перепадами настроения, которые обычно
трактуются взрослыми как простое упрямство или капризы. Им чужды и опьяняющий азарт игр, и скрупулезная дотошность
коллекционирования, и настойчивое совершенствование силы, ловкости, умений,
и высоты утонченных интеллектуально-эстетических наслаждений. Тем более они
нигде не претендуют на лидерство. Общение с товарищами, художественная
самодеятельность да еще некоторые домашние животные (особенно
привлекательна собственная собака) относятся к тому роду увлечений, которые
дают легкий отток эмоциональной энергии, наполняющей в моменты перепадов
настроения. Ни одно из хобби не длится долго и скоро сменяется другим. «Слабым местом» данного типа является отвержение со стороны эмоционально значимых лиц, утрата близких, вынужденная разлука с ними. Лабильная акцентуация может служить почвой для острых аффективных реакций, неврозов, особенно неврастении, реактивной депрессии. Именно только в этих случаях лабильные подростки попадают под наблюдение психиатра. АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП Этот тип является той точкой, где области психопатий и неврозов
соприкасаются особенно тесно. Нет нужды доказывать, что лица, склонные к
неврастеническим реакциям, обладают особым складом характера. Поэтому
астено-невротический тип правомерно рассматривать как одну из
разновидностей акцентуаций, которая благоприятствует невротическим
реакциям, особенно неврастенического круга. На основе этой акцентуации
может начаться «невроз развития» или, точнее невротическое развитие При этом типе акцентуации не встречается ни делинквентности, ни побегов из дому, ни алкоголизации. Стремление к эмансипации от старших или тяга к группированию со
сверстниками, не получая прямого выражения в силу астеничности,
утомляемости, могут исподволь подогревать маломотивированные вспышки
раздражения в отношении родителей, воспитателей, побуждать к обвинению
близких в том, что они не уделяют должного внимания их здоровью, или даже
порождать глухую неприязнь к сверстникам, у которых подростковые
поведенческие реакции выражаются прямо и открыто. СЕНСИТИВНЫЙ ТИП Этот психоз развивается у личностей особого склада: чрезмерная
чувствительность и впечатлительность сочетаются у них с высокими моральными
требованиями к самим себе, с «этической скрупулезностью». Под ударами
судьбы они легко становятся крайне осторожными, подозрительными и
замкнутыми. Было подмечено, что за всем этим лежит резко выраженное чувство Сенситивная психопатия формируется относительно поздно. Ее становление
чаще всего падает на возраст 16—19 лет, т. е. на постпубертатный период, на
время самостоятельного вступления в социальную жизнь. Школа пугает их скопищем сверстников, шумом, возней и драками на
переменах, но, привыкнув к одному классу и даже страдая от некоторых
соучеников, они крайне неохотно переходят в другой коллектив. Учатся обычно
старательно. Пугаются всякого рода проверок, контрольных, экзаменов. Начало пубертатного периода обычно проходит без особых осложнений. Реакция эмансипации у сенситивных подростков бывает выражена довольно слабо. К родным сохраняется детская привязанность. К опеке со стороны старших относятся не только терпимо, но даже охотно ей подчиняются. Упреки, нотации и наказания со стороны близких скорее вызывают слезы, угрызения и даже отчаяние, чем обычно свойственный подросткам протест. Тем более не возникает желания оспорить или отвергнуть духовные ценности, интересы, обычаи и вкусы старшего поколения. Чувство собственной неполноценности у сенситивных подростков делает
особенно выраженной реакцию гиперкомпенсации. Они ищут самоутверждения не в
стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, где могут раскрыться их
способности, а именно там, где чувствуют свою неполноценность. Девочки
стремятся показать свою веселость и общительность. Робкие и стеснительные
мальчики натягивают на себя личину развязности и даже нарочитой
заносчивости, пытаются продемонстрировать свою энергию и волю. Но как
только ситуация требует от них смелости и решительности, они тотчас же
пасуют. Если удается установить с ними доверительный контакт и они
чувствуют от собеседника симпатию и поддержку, то за спавшей маской «все
нипочем» обнажается жизнь, полная укоров и самобичевания, тонкая
чувствительность и непомерно высокие требования к самому себе. Нежданное
участие и сочувствие могут сменить заносчивость и браваду на внезапно
хлынувшие слезы. ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП Психастенические проявления в детстве незначительны и ограничиваются робостью, пугливостью, моторной неловкостью, склонностью к рассуждательству и ранними «интеллектуальными интересами». Иногда уже в детском возрасте обнаруживаются навязчивости, особенно фобии — боязнь незнакомых людей и новых предметов, темноты, боязнь остаться за запертой дверью и т. д. Реже можно наблюдать навязчивые действия, невротические тики. Критическим периодом, когда психастенический характер развертывается почти во всей полноте, являются первые классы школы. В эти годы безмятежное детство сменяется первыми заботами — первыми требованиями к чувству ответственности. Подобные требования представляют один из самых чувствительных ударов для психастенического характера. В нашу эпоху материального благополучия пришлось столкнуться с иной формой воспитания в условиях «повышенной ответственности». Родители лелеют слишком большие надежды на успехи своего чада, требуя только отличной учебы или заметных достижений в какой-либо престижной для них области — в занятиях музыкой или языками, или отдавая дань какой-либо очередной моде вроде фигурного катания на коньках. Склонный к психастении ребенок не остается безучастным к родительским надеждам, чутко воспринимает эти высокие экспектации и страшится их не оправдать, дабы не потерять всей полноты родительского внимания и любви. Главными чертами психастенического типа характера в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость возникновения обсессий — навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений. Психологической защитой от постоянной тревоги за будущее становятся
специально придуманные приметы и ритуалы. Если, например, шагая в школу,
обходить есе люки, не наступая на их крышки, то «не провалишься», отвечая
уроки, на экзаменах и т. п.; если не дотрагиваться до ручек дверей, то не
заразишься и не заболеешь; если при всякой вспышке страха за мать
произносить про себя самим выдуманное заклинание, то с нею ничего плохого
не случится. Самооценка, несмотря, казалось бы, на склонность к самоанализу, далеко не всегда бывает правильной. Часто выступает тенденция находить у себя самые разнообразные черты характера. ШИЗОИДНЫЙ ТИП Наиболее существенными чертами данного типа считаются замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении. Сочетание противоречивых черт в личности и поведении — холодности и утонченной чувствительности, упрямства и податливости, настороженности и легковерия, апатичной бездеятельности и напористой целеустремленности, необщительности и неожиданной назойливости, застенчивости и бестактности, чрезмерных привязанностей и немотивированных антипатий, рациональных рассуждений и нелогичных поступков, богатства внутреннего мира и бесцветности его внешних проявлений — все это заставило говорить об отсутствии «внутреннего единства». Шизоидные черты выявляются в более раннем возрасте, чем особенности
характера всех других типов. С первых детских лет поражает ребенок, который
любит играть один, не тянется к сверстникам, избегает шумных забав,
предпочитает держаться среди взрослых, иногда подолгу молча слушая их
беседы. К этому может добавляться какая-то недетская сдержанность в
проявлении чувств, которая воспринимается как холодность. Внутренний мир шизоида почти всегда закрыт от посторонних взоров. Лишь
иногда и перед немногими избранными занавес внезапно приподнимается, но
никогда не до конца, и столь же внезапно может вновь упасть. Шизоид скорее
раскрывается перед людьми малознакомыми, даже случайными, но чем-то
импонирующими его прихотливому выбору. Но он может навсегда оставаться
скрытой, непонятной вещью в себе для близких или тех, кто знает его много
лет. Шизоидные акцентуации обычно не ведут за собой ни социальной
дезадаптации, ни тяжелых нарушений поведения, ни невротических расстройств. Скрытая шизоидная акцентуация может обнаруживаться, если ситуация
предъявляет непосильные для данного типа характера требования — например,
быстро установить широкий круг неформальных и достаточно эмоциональных
контактов. Шизоиды также срываются, когда к ним настойчиво и бесцеремонно ЭПИЛЕПТОИДНЫЙ ТИП Главными чертами эпилептоидного типа являются склонность к дисфории и тесно связанная с ними аффективная взрывчатость, напряженность инстинктивной сферы, иногда достигающая аномалии влечений, а также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всей психике — от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Дисфории, длящиеся часами и днями, отличает злобно-тоскливая окраска настроения, накипающее раздражение, поиск объекта, на котором можно сорвать зло. Все же, чем спокойнее обстановка вокруг, тем легче протекают дисфории и в одиночестве скорее достигается успокоение. Аффективные разряды эпилептоида лишь на первый взгляд кажутся внезапными. С первых лет такие дети могут подолгу, многими часами плакать, и их невозможно бывает ни утешить, ни отвлечь, ни приструнить. В детстве дисфории проявляются капризами, стремлением нарочито изводить окружающих, хмурой озлобленностью. Рано могут обнаружиться садистские склонности — такие дети любят мучить животных, исподтишка дразнить и бить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина, устанавливающего свои правила игр и взаимоотношений, диктующего всем и все, но всегда выгодно для себя. Можно видеть также недетскую бережливость одежды, игрушек, всего «своего». Любые попытки покуситься на их детскую собственность вызывают крайне злобную реакцию. В первые школьные годы выступает мелочная скрупулезность в ведении
тетрадей, всего ученического хозяйства, но эта повышенная аккуратность
превращается в самоцель и может полностью заслонить суть дела, саму учебу. В подавляющем большинстве случаев картина эпилептоидной психопатии
развертывается лишь в период полового созревания — от 12 до 19 лет. По
нашим наблюдениям, в этом возрасте на первый план выступают дисфории. Аффективные разряды могут быть следствием дисфории — подростки в этих состояниях могут сами искать повод для скандала. Повод для гнева может быть мал и ничтожен, но он всегда сопряжен хотя бы с незначительным ущемлением интересов. В аффекте выступает безудержная ярость — циничная брань, жестокие побои, безразличие к слабости и беспомощности противника и, наоборот, неспособность учесть его превосходящую силу. Любовь у представителей этого типа почти всегда бывает окрашена мрачными тонами ревности. Измен, как действительных, так и мнимых, они никогда не прощают. Невинный флирт трактуется как тяжкое предательство. Ревность нередко заостряется в периоды дисфории — тогда безо всяких оснований они терзают ревностью объект влюбленности. При ревнивом отношении к другим сами эпйлептоидные подростки склонны к измене. У эпилептоидных подростков истинные суицидные действия крайне редки. У подростков этого типа нам приходилось сталкиваться только с демонстративным суицидальным поведением, нередко носящим характер явного суицидального шантажа. Суицидальные демонстрации чаще всего были спровоцированы наказаниями, которые подростками трактовались как несправедливые, и были окрашены чувством мести в отношении обидчика и предназначены, чтобы доставить ему серьезные неприятности. Другой причиной суицидальных демонстраций бывает ревность к объекту влюбленности. Попытка обычно совершается во время самой сцены ревности, «на глазах», испуг на лице объекта влюбленности доставляет немалое удовольствие. Реакция группирования со сверстниками тесно сопряжена со стремлением к
властвованию. Поэтому охотно выискивается компания из младших, слабых,
безвольных, неспособных дать отпор. В группе эпилептоидные подростки желают
установить свои порядки, всегда выгодные для них самих. Симпатиями они не
пользуются, и их власть держится на страхе перед ними. ИСТЕРОИДНЫИ ТИП Главная черта данного типа — беспредельный эгоцентризм, ненасытная
жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания,
сочувствия. На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть
окружающих в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие — только не
перспектива остаться незамеченным. Все остальные качества истероида
питаются этой чертой. Лживость и фантазирование целиком направлены на
приукрашение своей персоны. Другой причиной суицидальной демонстрации может служить необходимость выпутаться из опасной ситуации, избежать серьезных наказаний, вызвав сочувствие, жалость, сострадание. Сама же суицидальная демонстрация с переживаниями окружающих, суетой, скорой помощью, любопытством случайных свидетелей дает немалое удовлетворение истероидному эгоцентризму. Реакция группирования со сверстниками всегда сопряжена с претензиями на
лидерство или, во всяком случае, на исключительное положение в группе,
подросток рвется к лидерству доступными для него путями. Но они всегда
оказываются вожаками на час — перед неожиданными трудностями пасуют, друзей
легко предают, лишенные восхищенных взоров, сразу теряют весь задор. Увлечения почти целиком сосредоточиваются в области эгоцентрического типа хобби. Увлечь может лишь то, что дает возможность покрасоваться перед другими. Если есть способности, то художественная самодеятельность открывает здесь наибольшие возможности. Самооценка истероидных подростков далека от объективности. Выставляются те черты характера, которые в данный момент могут произвести впечатление. НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП В детстве представители этого типа отличаются непослушанием, часто непоседливостью, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются ими с трудом. За ними все время приходится следить. Все дурное словно липнет к ним. Образцами для подражания служат лишь те модели поведения, которые сулят немедленные наслаждения, смену легких впечатлений, развлечения. Еще детьми они начинают курить. Легко идут на мелкие кражи, тянутся к уличным компаниям. Когда же они становятся подростками, то прежние развлечения вроде кино их уже не удовлетворяют. В ход идут более сильные и острые ощущения — хулиганские поступки, алкоголь и другие дурманящие средства. С наступлением пубертатного периода такие подростки стремятся
высвободиться из-под родительской опеки. Реакция эмансипации у неустойчивых
тесно сопряжена все с теми же желаниями удовольствия и развлечения. Их увлечения целиком ограничиваются информативно-коммуникативным типом хобби да азартными играми. К спорту они испытывают отвращение. Только автомашина и мотоцикл сохраняют дли них заманчивость как источник почти гедонического наслаждения бешеной скоростью с рулем в руках. Но упорные занятия и здесь отталкивают их. Все виды хобби, требующие хоть какого-то труда, для них непостижимы. Романтическая влюбленность проходит мимо них, на искреннюю любовь они неспособны, как и на преданную дружбу. Компания для развлечений для них всегда предпочтительнее настоящего друга. Побеги из дому и интернатов — нередкий поступок неустойчивых подростков. Кроме явной акцентуации по неустойчивому типу, когда все особенности
поведения и характера налицо, приходится сталкиваться со скрытой
акцентуацией. В этих случаях нарушения поведения, свойственные типу
неустойчивых, выявляются внезапно на фоне предшествующего благополучия. КОНФОРМНЫЙ ТИП Этот тип встречается только в форме акцентуации характера. Эти люди «плывут по течению», слепо подчиняются своей среде. За них думает и действует общество, совершенствование у них ограничивается подражанием. Черты этого типа— постоянную готовность подчиниться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к ходячей морали, благонравию, консерватизму. Представители конформного типа — это люди своей среды. Их главное
качество, главное жизненное правило — жить «как все», думать, поступать В хорошем окружении — это неплохие люди и исполнительные работники. Но,
попав в дурную среду, они постепенно усваивают все ее обычаи и привычки,
манеры и поведение, как бы это ни противоречило всему предыдущему в их
жизни и как бы пагубно ни было. Реакция эмансипации ярко проявляется только в том случае, если родители, педагоги, старшие отрывают конформного подростка от привычной ему среды сверстников, если они противодействуют его желанию быть «как все» его ровесники, перенять распространение в его группе моды, увлечения, манеры, намерения. Увлечения конформного подростка целиком определяются его группой и модой времени. СМЕШАННЫЕ ТИПЫ Смешанные типы представляют почти половину случаев явных акцентуаций характера и более половины — психопатий. Несмотря на кажущееся разнообразие смешанных типов, встречающиеся сочетания не случайны. Как в отношении акцентуаций характера, так и в отношении психопатий эти сочетания подчиняются определенным закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других практически никогда. Заключение Если обратиться к истории человечества, то можно увидеть, что временами наступали периоды, когда подрастающее поколение становилось жгучей социальной проблемой. «Молодежь теперь любит роскошь. У нее плохие манеры. Ояа презирает
авторитет, у нее нет уважения к старшим. Она занимается болтовней, в то
время как должна работать. Молодые люди уже не встают, когда входят
старшие... Они противоречат своим родителям, пустословят в обществе,
заглатывают за столом еду, кладут йогу на ногу и тиранизируют отца и мать» В эпохи исторического застоя ничего не было слышно о подростках — они легко включались в привычную, стабильную, испокон века регламентированную общественную жизнь. В периоды бурного развития, ломки привычных жизненных устоев этот процесс осуществляется гораздо труднее. Во второй половине нашего столетия поколение подростков росло после того, как отошли в прошлое ужасы второй мировой войны и трудные, для многих полуголодные, первые послевоенные годы. Оно росло во времена наконец наступившей сытости, достатка, быстро растущих потребностей и кипучей, насыщенной событиями, полной напряженного темпа жизни, когда здоровью и развитию детей и подростков стали уделяться небывалые дотоле внимание и заботы. Неожиданно для старших именно с этим поколением подростков оказались связаны определенные трудности. Психиатрия среди всех областей медицины, возможно, одной из первых эти трудности почувствовала. Новое обнаружилось там, где патология теснее всего соприкасается с нормой, - в области так называемых пограничных состояний и прежде всего в той их части, где наиболее ярко выступают нарушения характера и поведения, т. е. при психопатиях и при психопатоподобных расстройствах. В итоге психопатии и психопатоподобные нарушения поведения стали одним из главных полей деятельности подростковой психиатрии. Более двух третей госпитализированных в психиатрические стационары подростков и еще большая доля наблюдаемых психоневрологическими диспансерами относятся к этой области расстройств. Классификация типов психопатий и акцентуаций, как и всякая научная систематика, оправдывает затраченный на нее труд, если открывает перспективы для ее практического использования. Дифференциация между психопатиями и акцентуациями характера, разделение психопатий по степени тяжести и акцентуаций по выраженности служат прежде всего делу прогноза и связанным с ним вопросам экспертной практики. Довольно сложная систематика типов психопатий и акцентуаций, пристальное внимание к особенностям, отличающим 'внешне довольно сходные варианты, например гипертимно- неустойчивый от неустойчивого, шизоидный от сенситивного, лабильно- истероидный от истероидного и т. п.,— все это предназначено для решения главной задачи: отыскать правильные терапевтические и профилактические пути, эффективнее использовать разные формы психотерапии, - дать нужные медико-педагогические рекомендации. Если эта цель не будет всегда и везде видеться перед собой, самые изощренные наблюдения, самые обстоятельные описания, самые тщательно разработанные систематики теряют свой смысл. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Медицина, 1983 г., 255 с. 2. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статистика, динамика, систематика.. – В книге Избранные труды. М., 1964 г. |
|
© 2010 |
|