РУБРИКИ

Алгоритм определения перечня специальных квалификационных характеристик (компетентностей)

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Алгоритм определения перечня специальных квалификационных характеристик (компетентностей)

Алгоритм определения перечня специальных квалификационных характеристик (компетентностей)

Алгоритм определения перечня специальных квалификационных характеристик (компетентностей)

Водянников Максим Геннадьевич, учитель информатики МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 37" г. Омска, Почетный работник общего образования РФ

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года поставила перед образовательной школой ряд задач, одна из которых - формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Под ключевыми компетенциями здесь понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся [3]. Такой подход требует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной школы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает умение педагога составлять ориентировочную основу деятельности - совокупность сведений о деятельности, которая включает описание предмета, средств, целей, продуктов и результатов деятельности [6]. Интересно, что такое умение с полным правом можно отнести к ключевым компетентностям, так как оно требует последовательного осуществления трех этапов принятия решения - основной задачи любого работника: анализа проблемы, постановки задачи и построения описательной и формализованной модели [7].

Алгоритм создания ориентировочной основы деятельности и определения перечня специальных квалификационных характеристик (компетентностей) государственных служащих можно найти в Послании Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 года.

Президент провел анализ зарождения новейшей российской истории с целью раскрытия "глубинного смысла ценностей свободы и демократии, справедливости и законности".

Среди основных направлений деятельности, Президент выделил центральное - меры по развитию государства, которое еще не в полной мере эффективно. Создание эффективного государства - одна из частных задач, сформулированных в Послании, и направленных на решение главной политико-идеологической задачи: "...развитие России как свободного, демократического государства" [1].

Известно, что "...моделирование означает материальное или мысленное имитирование реально существующей (натуральной) системы путем специального конструирования аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы" [8]. Классический пример моделирования по аналогии находим в Послании Президента: "Наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса. И потому задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению" [1].

Президент выделил отличительные признаки недобросовестной части бюрократии: замкнутость и надменность, коррумпированность и неэффективность, безответственность и непрофессионализм, умение "...потреблять достигнутую стабильность в своих корыстных интересах" и использование "...появившихся у нас, наконец, благополучных условий и появившегося шанса для роста не общественного, а собственного благосостояния", всё большего отрыва от интересов общества и нежелание слышать запросы людей. Это позволило ему провести аналогию между чиновничьим аппаратом и кастой - единицей разделения туземного населения Остиндии, отличительной чертой которого являлась замкнутость отдельных каст и их обособленность друг от друга.

Полученная аналогия оказалась еще глубже, чем кажется на первый взгляд. Первые две касты - касты Брахманов и касты Кшатриев "первое время должны были находиться в состоянии совершенной гармонии, которая поддерживала видимость первоначального единства, насколько то позволяли условия существования человечества в новой фазе" [4]. Такое единение со своим народом неизменно демонстрирует наша политическая и чиновничья элита в периоды выборов и сразу после назначения на должности.

"...на следующей стадии развития это разделение должно было трансформироваться в противопоставление и противостояние, а гармония - расстроиться и уступить место борьбе двух властей, когда низшие функции начинают стремиться к превосходству, что в дальнейшем приведет к полнейшему замешательству, отрицанию и крушению любой иерархии" [4]. Такое противостояние было представлено у кельтов в образе борьбы медведя и кабана. Рассмотрение этой символики в современном российском обществе открывает широкое поле для аналогий и выводов.

Занятно, что сами чиновники и их идеологи, например Евгений Гонтмахер, не считают формирование чиновничьей касты негативным процессом. "Чиновничья каста - это естественная специализация каждого общества, в котором есть государство. Поэтому уж лучше пусть эта каста будет закреплена законом, чем она будет существовать неформально" [5]. Имеется в виду Федеральный Закон о государственной гражданской службе [2], который, по их мнению, "...упорядочивает и легализует на очень высоком правовом уровне то, что фактически уже есть на самом деле" [5].

Таким образом, можно определить список квалификационных характеристик (компетенций) чиновников:

- строгое соблюдение законности;

- предоставление качественных публичных услуг населению;

- открытость и эффективность;

- желание слышать запросы людей;

- ответственность и профессионализм.

Хочется верить, что чиновникам хватит профессионализма для соотнесения реальных предметов и реальных средств с их описаниями в ориентировочной основе. Только "в ходе реального процесса деятельности ориентировочная основа достраивается до содержания деятельности, содержание оформляется в виде продуктов деятельности" [6].

Общие цели, общие средства в работе, общее содержание деятельности могут, однако, породить появление "коллективно мыслящего существа", считающего все внешнее чужим и инородным и придумывающего для своей касты все новые меры защиты: льготы и привилегии. Для того чтобы такого эффекта не возникло, чиновникам нужно придерживаться ключевой компетентности: "современный российский чиновник обязан научиться разговаривать с обществом на современном языке сотрудничества, языке общественной заинтересованности, диалога и реальной демократии" [1].

Список литературы

1. Послание Президента Российской федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, 25 апреля 2005.

2. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", 2004, 27 июля, № 79-ФЗ.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, 2002, 11 февраля

4. Генон Р. Человек и его осуществление согласно Веданте. Восточная метафизика. - М.: Беловодье, 2004. - 256 с.

5. Гонтмахер Е. Ш. Наконец начала формироваться новая чиновничья каста// Политический журнал, 2004, 2 августа

6. Дубенский Ю. П. Дидактика физики: Исследовательско-конструкторский подход: Учебное пособие. Омск, ОмГУ, 1995. - 96 с.

7. Лапчик М. П. Вычисления. Алгоритмизация. Программирование: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.

8. Фролов И. Т. Жизнь и познание: О диалектике в современной биологии. - М.: Мысль, 1981. - 268 с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.