РУБРИКИ |
Алгоритм определения перечня специальных квалификационных характеристик (компетентностей) |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Алгоритм определения перечня специальных квалификационных характеристик (компетентностей)Алгоритм определения перечня специальных квалификационных характеристик (компетентностей)Алгоритм определения перечня специальных квалификационных характеристик (компетентностей)Водянников Максим Геннадьевич, учитель информатики МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 37" г. Омска, Почетный работник общего образования РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года поставила перед образовательной школой ряд задач, одна из которых - формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Под ключевыми компетенциями здесь понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся [3]. Такой подход требует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной школы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает умение педагога составлять ориентировочную основу деятельности - совокупность сведений о деятельности, которая включает описание предмета, средств, целей, продуктов и результатов деятельности [6]. Интересно, что такое умение с полным правом можно отнести к ключевым компетентностям, так как оно требует последовательного осуществления трех этапов принятия решения - основной задачи любого работника: анализа проблемы, постановки задачи и построения описательной и формализованной модели [7]. Алгоритм создания ориентировочной основы деятельности и определения перечня специальных квалификационных характеристик (компетентностей) государственных служащих можно найти в Послании Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 года. Президент провел анализ зарождения новейшей российской истории с целью раскрытия "глубинного смысла ценностей свободы и демократии, справедливости и законности". Среди основных направлений деятельности, Президент выделил центральное - меры по развитию государства, которое еще не в полной мере эффективно. Создание эффективного государства - одна из частных задач, сформулированных в Послании, и направленных на решение главной политико-идеологической задачи: "...развитие России как свободного, демократического государства" [1]. Известно, что "...моделирование означает материальное или мысленное имитирование реально существующей (натуральной) системы путем специального конструирования аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы" [8]. Классический пример моделирования по аналогии находим в Послании Президента: "Наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса. И потому задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению" [1]. Президент выделил отличительные признаки недобросовестной части бюрократии: замкнутость и надменность, коррумпированность и неэффективность, безответственность и непрофессионализм, умение "...потреблять достигнутую стабильность в своих корыстных интересах" и использование "...появившихся у нас, наконец, благополучных условий и появившегося шанса для роста не общественного, а собственного благосостояния", всё большего отрыва от интересов общества и нежелание слышать запросы людей. Это позволило ему провести аналогию между чиновничьим аппаратом и кастой - единицей разделения туземного населения Остиндии, отличительной чертой которого являлась замкнутость отдельных каст и их обособленность друг от друга. Полученная аналогия оказалась еще глубже, чем кажется на первый взгляд. Первые две касты - касты Брахманов и касты Кшатриев "первое время должны были находиться в состоянии совершенной гармонии, которая поддерживала видимость первоначального единства, насколько то позволяли условия существования человечества в новой фазе" [4]. Такое единение со своим народом неизменно демонстрирует наша политическая и чиновничья элита в периоды выборов и сразу после назначения на должности. "...на следующей стадии развития это разделение должно было трансформироваться в противопоставление и противостояние, а гармония - расстроиться и уступить место борьбе двух властей, когда низшие функции начинают стремиться к превосходству, что в дальнейшем приведет к полнейшему замешательству, отрицанию и крушению любой иерархии" [4]. Такое противостояние было представлено у кельтов в образе борьбы медведя и кабана. Рассмотрение этой символики в современном российском обществе открывает широкое поле для аналогий и выводов. Занятно, что сами чиновники и их идеологи, например Евгений Гонтмахер, не считают формирование чиновничьей касты негативным процессом. "Чиновничья каста - это естественная специализация каждого общества, в котором есть государство. Поэтому уж лучше пусть эта каста будет закреплена законом, чем она будет существовать неформально" [5]. Имеется в виду Федеральный Закон о государственной гражданской службе [2], который, по их мнению, "...упорядочивает и легализует на очень высоком правовом уровне то, что фактически уже есть на самом деле" [5]. Таким образом, можно определить список квалификационных характеристик (компетенций) чиновников: - строгое соблюдение законности; - предоставление качественных публичных услуг населению; - открытость и эффективность; - желание слышать запросы людей; - ответственность и профессионализм. Хочется верить, что чиновникам хватит профессионализма для соотнесения реальных предметов и реальных средств с их описаниями в ориентировочной основе. Только "в ходе реального процесса деятельности ориентировочная основа достраивается до содержания деятельности, содержание оформляется в виде продуктов деятельности" [6]. Общие цели, общие средства в работе, общее содержание деятельности могут, однако, породить появление "коллективно мыслящего существа", считающего все внешнее чужим и инородным и придумывающего для своей касты все новые меры защиты: льготы и привилегии. Для того чтобы такого эффекта не возникло, чиновникам нужно придерживаться ключевой компетентности: "современный российский чиновник обязан научиться разговаривать с обществом на современном языке сотрудничества, языке общественной заинтересованности, диалога и реальной демократии" [1]. Список литературы1. Послание Президента Российской федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, 25 апреля 2005. 2. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", 2004, 27 июля, № 79-ФЗ. 3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, 2002, 11 февраля 4. Генон Р. Человек и его осуществление согласно Веданте. Восточная метафизика. - М.: Беловодье, 2004. - 256 с. 5. Гонтмахер Е. Ш. Наконец начала формироваться новая чиновничья каста// Политический журнал, 2004, 2 августа 6. Дубенский Ю. П. Дидактика физики: Исследовательско-конструкторский подход: Учебное пособие. Омск, ОмГУ, 1995. - 96 с. 7. Лапчик М. П. Вычисления. Алгоритмизация. Программирование: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с. 8. Фролов И. Т. Жизнь и познание: О диалектике в современной биологии. - М.: Мысль, 1981. - 268 с. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/ |
|
© 2010 |
|