РУБРИКИ |
Алкоголизация общества |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Алкоголизация обществаАлкоголизация обществаПлан: Введение Введение. Похититель рассудка — так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих
свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей
эры – с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления
алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Социальная особенность. Борьба с преступностью в республиках бывшего СССР осложняется тем
обстоятельством, что имеется несколько мощных социальных источников
преступности, действие которых как бы накладываются друг на друга, и
создает чудовищный кумулятивный эффект «подпитки» уголовного мира. Это Особое место в этом ряду занимает пьянство – не только повальное, но одновременно еще и особого вида, резко отличающееся от того, какое имеет место в США и других странах мира (за исключением разве что Финляндии). Без его преодоления нечего и думать справиться с преступностью: подавляющее число агрессивных преступлений совершается либо в состоянии сильного опьянения, либо в состоянии горького похмелья – наркотической «ломки», когда ради стакана спиртного наркоман-алкоголик способен на любое преступление, либо в погоне за вожделенной выпивкой – с той же готовностью на любые средства для этого. Но повальное пьянство не только источник преступности. В его русском Такие механизмы давно выработаны у народов, приобщившихся к потреблению
алкоголя тысячелетия назад. К примеру, можно взглянуть, как они действуют у
народов Восточно-Азиатской цивилизации (Китай, Корея, Япония), с их
ритуальным потреблением небольших доз рисовой водки по торжественным
случаям, с заботливым ограждением от нее будущих отцов и матерей. У кочевых
народов Средней Азии, с их ритуальным потреблением кислого конского молока Народы России в данном отношении сначала шли в общем русле «алкогольной цивилизации» Северной Европы, а затем, после появления в XVI веке крепких спиртных напитков, пути разошлись: германцы, от англичан до шведов, постепенно «перебежали» в романский лагерь, а восточные славяне и угро- финны (исключая Венгрию, но, включая Финляндию) пошли своим путем. Польша в данном отношении оставила как бы «буферное пространство» с элементами различных культур. Это не могло объясняться экономическими причинами (в Финляндии и России разная экономика, а пьют одинаково). Не могло объясняться и расовыми причинами (финны и венгры – одного племени, а пьют различно). Кроме того, те же финны и русские, эмигрировав, скажем, в США, минимум во втором поколении, если не в первом, пьют не как финны и русские, а как все американцы. Значит, дело в социальных особенностях. Исторический аспект. На просторах Северо-восточной Европы невозможно было развить
ресторанную культуру Средиземноморья. Люди жили, в основном, хуторами или
малыми деревнями по полдюжине изб в каждой (правда, в каждой избе
размещалось до полутора-двух десятков людей, из них половина – дети). К
тому почти не у кого не было денег: сплошное рабство. К тому же от деревни
до деревни – многие версты плюс сплошное бездорожье, и морозы под 40
градусов. А выпить хочется. И наши предки нашли гениальное решение
проблемы, сохранившееся до 30-х годов, пока их не уничтожила Потребление спиртного, согласно этим традициям, приурочивалось только к
ритуалам свадьбы, похорон, церковных праздников и т.д. застолье собиралось
обычно в одной избе, куда приглашалось много гостей из соседних изб и даже
из соседних деревень. «Посадочных мест» – максимум два-три десятка, а
приглашенных – в несколько раз больше. Как быть? Сначала сажали за стол Следующими были «матриархи» – почтенные матери семейств, которым
традиция предписывала самое умеренное потребление спиртного, грозя
осуждением за излишество. И только потом наступал черед молодежи, на долю
которой обычно оставались жалкие, символичные остатки спиртного. Причем Так минимизировалось алкогольное зло. Перестройка … При массовом переходе от традиционного сельского хозяйства к современному городскому образу жизни вековые ритуалы исчезли, а связанные с ним стереотипы потребления спиртного остались. Вот почему русский человек элементарным качеством настоящего мужчины опрокинуть в себя залпом стакан любого спиртного – от крепчайшего спирта до теплого шампанского, а затем, если возможно, повторить эту процедуру бесчисленное количество раз, а заодно с презрением отозваться о «бабе-немце», который часами смакует едва ли десятую долю дозы водки, приличествующей каждому уважающему себя мужчине. При массовом распространении подобного стереотипа практически на
каждодневное потребление крепкого алкоголя последствия оказались сходными с
эпидемией чумы или холеры. Не секрет, что стакан 40-градусной водки делает
почти каждого человека явно «не в себе» – нередко просто буйно помешанным –
и это на срок от двух до четырех часов. А два-три стакана – тем более. Во-первых, начинается массовая гибель людей – напрямую от алкоголя Во-вторых, начинается разорение страны, сопоставимое по масштабам с войной или землетрясением. Государственная монополия на продажу спиртного давала казне в 70-х годах до 58 миллиардов рублей ежегодно – без этого невозможно было свести концы с концами в 400-миллиардном бюджете. Но затем проклятый стакан водки стал уносить из национального до 120-миллиардов рублей в год. После стакана водки поезд, словно сам собой врезается в другой состав, теплоход – в другой теплоход, автомашина таранит в лоб другую автомашину – десяток убитых, опрокидывается в кювет автобус с полусотней пассажиров, врезается в стену трактор, ломается дорогой станок, сотни пожаров каждый день в самом буквальном смысле развеивают в дым миллиарды рублей, – а причиной почти каждого пожара был и остается пустой стакан водки и непогашенная сигарета в руках задремавшего после такой дозы человека. Достаточно сказать, что десятилетиями в сельское хозяйство каждый год бесплатно отправляли, чуть ли не миллион тракторов, – и каждый год получали соответствующую груду металлолома. Задумайтесь, в трезвом виде можно угробить такую громаду? В-третьих, алкоголь, как известно, - такой же наркотик, как и никотин,
только слабее кокаина или морфия. Все государства мира, объявляющие
преступлением продажу наркотиков, жульнически исключают их списка алкоголь
и никотин, потому что иначе не ясно, почему за одни наркотики грозит
тюрьма, а другие продаются свободно, в том числе самим государством. В этом
отношении государственные мужи напоминают того средневекового монаха,
который перекрестил поросенка и карася, чтоб с аппетитом съесть их во время
поста. Но ведь природу не обманешь. И если сотню, даже полсотни лет назад
алкоголиков в России было в десятки раз меньше, чем, скажем, во Франции,
то теперь Россия с ее более чем полудюжиной миллионов алкоголиков обогнал В-четвертых, к стакану водки все чаще прикладываются женщины, молодежь,
даже подростки. Сравнительно недавно на сто мужчин-алкоголиков в России
приходилась одна женщина-алкоголичка, сегодня соотношение 10:1, и дело
быстро идет к западным стандартам, по которым соотношение близко 1:1. Но в Все это еще в начале 70-х годов позволило квалифицировать алкогольную
проблемную ситуацию в России как острокритическую с тенденцией перерастания
в катастрофическую. По распоряжению правительства было образовано несколько
исследовательских групп, которые с 1976 по 1980 года независимо друг от
друга изучали проблему и к 1981 году представили свои рекомендации в Сделать бюджет возможно менее зависимым от «алкогольных инъекций». Без этого любая борьба против пьянства изначально разбивалась об экономику, упиралась в «экономический фронт». С такой целью было предложено около 20 программ расширения производства товаров народного потребления, от сборных коттеджей и автомашин до модной одежды и коллекционных книг. Реализация давала доход, намного превышавший доход от государственный монополии на спиртное. Развить «индустрию досуга», уровень которой в стране до сих пор близок
к нулю. Миллионы людей принимают стакан водки только для своего рода Организовывать эффективное лечение миллионов алкоголиков на специальных
с/х фермах по принципу само обеспечению себя продуктами при личном трудовом
участии пациентов. Кстати имелось несколько конкретных многообещающих
проектов на сей счет, детально разработанных и опробованных на практике. Нейтрализовать «теневую» экономику (подпольное частное производство спиртного в подрыв государственной монополии), которая одна способна свести на нет любые усилия по борьбе с пьянством. Для этого приблизить цены на спиртное к реально рыночным, применять разорительные штрафы для крупных подпольных производителей спиртного – на страх миллионам мелких, затяжная борьба с которыми не давала и не могла давать заметных результатов. Ввести жесткие санкции за появление в общественных местах пьяным – вплоть до лишения «вида на жительства», составляющего главную ценность в глазах каждого россиянина, и ссылки для принудительного лечения в специальные трудовые колонии. Широко пропагандировать более высокую культуру потребления спиртного, разъяснять анахронизм традиций – пережитков прошлого, возбуждать чувства стыда у людей за скотское пьянство, за неумение потреблять спиртное без потери чувства человеческого достоинства. Создать массовое общество борьбы за трезвый образ жизни, заимствовать
ценный зарубежный опыт (особый интерес представлял опыт организации «Сухой закон». Как повелось в СССР, рекомендации были положены под сукно. О них
надолго забыли. А напомнить, как следует, было некому. Потому что – тоже
как повелось в СССР – специалисты по проблемам алкогольной ситуации
разделились на два смертельно враждующих лагеря: сторонники немедленного
введения «сухого закона» и сторонники постепенного распространения более
высокой культуры потребления спиртного, по западным стандартам. Горький
опыт «сухого закона» в России, США и Финляндии в 20-х годах наглядно
показывал, что любая авантюра подобного рода изначально обречена на провал
и лишь обогатит теневую экономику, то есть стоящую за ней мафию. С другой
стороны, любая попытка за несколько лет приобщить скифскую алкогольную
цивилизацию к стандартам средиземноморской обречена на провал по причине
малого срока. Тем не менее, именно борьба новоявленных «остроконечников» и Упор был сделан на постепенное ограничение потребления спиртного
административными мерами. Были установлены «зоны трезвости» – целые районы,
где перестали продавать спиртное. И «время трезвости», резко ограничившее
часы и пункты торговли спиртным. Результат нетрудно было предугадать. По
оценкам специалистов, взрослое население СССР в отношении потребления
алкоголя делилось в пропорции 20:60:20. В первую составляющую входили
трезвенники, во вторую – «символически», «мало» и «умеренно» пьющие; в
третью – «сильно» пьющие и алкоголики. Таким образом, кампания оказалась
направленной против 80% взрослого населения, не представляющего себе не
одного сколько-нибудь значительного события жизни без застолья со спиртным. Заключение. Поражение правительства Горбачева оказалось сокрушительным. За какой-
нибудь год подпольное производство спиртного сравнялось по своим масштабам
с государственной монополией. Потреблением алкоголя осталось на прежнем
уровне, а государство стало терять ежегодно десятки миллиардов рублей –
контрибуция побеждающей мафии. Сначала попытались дать ей бой, но когда
выяснилось, что придется арестовывать ежегодно миллионы человек,
правительство капитулировало полностью. Начатая в 1986 году кампания уже к Тем самым оказался вновь включенным часовой механизм «адской машины»,
рассчитанный как уже говорилось, на 30-50 лет, после чего народы Восточной Положение усугубляется тем, что алкогольная проблемная ситуация
перерастает через критическую в катастрофическую на фоне очень высокого
потребления никотина, очень плохого состояния окружающей среды и очень
плохого состояния здравоохранения. Оно усугубляется так же тем, что Россия
оказывается совершенно беззащитной перед лицом надвигающегося цунами
сильных наркотиков. До сих пор СССР не представлял для мировой наркомафии
никакой ценности: охотится неконвертируемой валютой может только
сумасшедший. Но теперь российская валюта стала фактически конвертируемой. И тогда России, не имеющей опыта борьбы с наркотиками, - конец. Если не помогут ООН, Интерпол и другие международные организации. Список литературы: «Коварный враг» Л.Ф. Петренко, 1981 год «Когда человек себе враг» Г.М. Энтин, 1973 год 3. «Россия накануне XXI века», 1997 год |
|
© 2010 |
|