РУБРИКИ

Аналитическая работа по тексту Л.С. Выготского "Проблема возраста"

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Аналитическая работа по тексту Л.С. Выготского "Проблема возраста"

Аналитическая работа по тексту Л.С. Выготского "Проблема возраста"

Аналитическая работа по тексту Л.С. Выготского «Проблема возраста»

В работах Л.С. Выготского рассматривается проблема сознания в аспекте исторического, а также онтогенетического развития (понимавшегося им как качественное изменение психики) с учетом влияния социальных условий жизни и речевого общения между людьми. В этом, пожалуй, и заключается основная особенность культурно-исторической концепции, которой придерживался Л.С. Выготский. Это можно доказать на примере его текста.

Размышляя о динамике детского развития, Л.С. Выготский выделяет такое понятие как кризис, и пишет: «Внешние условия, разумеется, определяют конкретный характер обнаружения и протекания критических периодов. Несхожие у различных детей, они обуславливают крайне пеструю и многообразную картину вариантов критического возраста» (с.250). Дальше он приводит такие данные: «Установлено, что если кризис (3 лет) в силу каких-либо причин протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребенка в последующем возрасте» (с.253). Словосочетания «внешние условия» и «какие-либо причины» как раз и подразумевают под собой окружающую ребенка обстановку - совокупность взаимоотношений и социальной среды, в которой находится ребенок. Все это влияет на различные типы его развития, в частности кризисы, а значит и на формирование личности ребенка в целом.

В небольшом абзаце своей работы Л.С. Выготский затрагивает вопрос о соотношении знаний об эмбриональном и внеутробном развитии ребенка и в качестве вывода пишет: «Психология изучает не наследственность и не утробное развитие как таковое, а лишь влияние наследственности и утробного развития на процесс его социального развития» (с.255). Из этих слов можно заключить, что наследственность и результат созревания плода в утробе матери - есть база для дальнейшего развития личности ребенка, но оно не определяется только этой базой. Для полноценного формирования сознания ребенка нужна культура, взаимоотношения, деятельность. Нужна социализация ребенка. Возможно, именно потому, что в период внутриутробного развития нет влияния социальной ситуации - одного из главных понятий в работе - Л.С. Выготский не включил в свою схему возрастной периодизации момент эмбрионального формирования, хоть оно и является немаловажным в процессе всего развития ребенка.

Так, пока плод находится в утробе матери, помимо других функциональных систем и органов, у него формируется и развивается на определенном физиологическом уровне нервная система и мозг. После рождения - это база для развития психических процессов и сознания. «Если мы остановимся на сознании ребенка, понимаемом, как его «отношение к среде», и примем сознание, порожденное физическими и социальными изменениями индивида, за интегральное выражение высших и наиболее существенных особенностей в структуре личности, то увидим, что при переходе от одного возраста к другому растут и развиваются не только отдельные его функции или способы деятельности, сколько в первую очередь изменяется общая структура сознания, которая в каждом данном возрасте характеризуется прежде всего определенной системой отношений и зависимостей, имеющихся между отдельными его сторонами, отдельными видами его деятельности» (с.257). Это высказывание еще раз подтверждает, что Л.С. Выготский придерживался культурно-исторической концепции. В развитии сознания он видит не только качественное изменение отдельных его функций или характеристик (например, предметное сознание, развитие речи, интеллект), но и изменение системы отношений ребенка с окружающим миром.

Так, по мере взросления ребенок приобретает новые знания, умения, навыки в определенном виде деятельности. Он как бы становится на уровень выше. Соответственно, на более высоком уровне развития к нему предъявляют более высокие требования, у него появляются новые обязанности, он должен осваивать новые социальные роли. В процессе освоения нового сознание ребенка вновь претерпевает изменения, следовательно, снова меняется система отношений, снова идет развитие.

Л.С. Выготский полно и тщательно, с привлечением особого внимания читателя, выводит то понятие среды, которое является одним из главных в его работе. Он даже перефразирует понятие «социальная среда» в более точное для его концепции - «социальная ситуация развития». Он пишет о ней так: «Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому, ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным» (с.258-259). Главный тезис здесь: социальная действительность - основной источник развития. И с этим нельзя поспорить, ведь все, что окружает ребенка с момента его рождения обусловлено и социальными отношениями людей, и отношениями людей к предметам. Сюда входят и общепринятые нормы поведения и морали, и история развития народа или собственной семьи, и уровень жизни - одним словом, вся культура той среды, в которой выпало родиться и жить ребенку. Все это было до его появления, и будет сопровождать его в течение всей жизни. Это и есть тот путь, проходя по которому, ребенок будет усваивать исторически сформировавшиеся формы и способы поведения и деятельности, и они будут уже особенностью его личности.

Л.С. Выготский отмечает также, что «Социальная ситуация развития … определяет строго закономерно весь образ жизни ребенка» (с.259). Сравним, например, ребенка из мегаполиса и глухой африканской деревушки (одного возраста). Различны социальные ситуации развития - различны и образы жизни. Это довольно глобальное сравнение. Однако у большинства детей больших городов образ жизни примерно одинаковый, а различия в их развитие вносят отношения с окружающими людьми.

При рассмотрении такого понятия, как зона ближайшего развития, Л.С. Выготский пишет: «С помощью подражания ребенок всегда может сделать в интеллектуальной области больше, чем то, на что он способен, действуя только самостоятельно» (с.263). И если сегодня при решении задача не может быть решена ребенком без помощи кого-либо, то завтра он может справиться с ней сам, если оказанная ему помощь пойдет на пользу. Следовательно, развитие «пойдет в гору» под влиянием все той же социальной ситуации развития, в конкретном случае - взаимодействия с более опытным человеком.

Закончить работу хотелось бы такой цитатой: « Развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество с другими людьми» (с.265). Под словом «сотрудничество» здесь можно понимать весь спектр человеческих отношений (речевое общение, чувственные отношения, совместная деятельность, протекающие в рамках определенной культуры), которые, возникая в каждый момент жизни ребенка, вносят свою лепту в развитие его как личности.



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.