РУБРИКИ |
Анализ развития толерантности посредством сказкотерапии у детей младшего школьного возраста |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Анализ развития толерантности посредством сказкотерапии у детей младшего школьного возрастаАнализ развития толерантности посредством сказкотерапии у детей младшего школьного возрастаОглавление Введение 2 1. Теоретический аспект толерантности 4 2. Понятие сказкотерапии 8 3. Сказкотерапия как средство развития толерантности 18 4. Эмпирическое исследование уровня толерантности у детей младшего школьного возраста 26 4.1 Описание методик и процедуры исследования уровня толерантности у детей младшего школьного возраста 26 4.2 Анализ результатов эмпирического исследования уровня толерантности у детей младшего школьного возраста 28 Заключение 34 Список использованной литературы 36 Введение Проблема толерантности, актуализировавшаяся в XVI-XVII веках в качестве вопроса веротерпимости, в настоящий момент экстраполирована в светскую сферу, в том числе и в систему образования, и приобрела междисциплинарный характер. Воспитание личности, обладающей толерантной ментальностью, является одной из важнейших проблем современности в связи с глобальными переменами и неравновесностью мира, в котором они протекают, поэтому развитие толерантности по отношению к иным культурам, к иным способам жизни в личности подрастающего поколения становится актуальным. Современная проблематика толерантности многообразна. Уделяется внимание толерантности в процессе обретения целостности (А.Г. Асмолов, Е.Ф. Казаков, В.А Тишков), рассматривается толерантность как принцип правового, социально-политического аспекта (М.П. Мчедлов), толерантность в обществе рыночной экономики (Н.А. Баранова, Г.Л. Бардиер), толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования (Б.С. Гершунский), проблемы межэтнической толерантности (А.В. Петрицкий, Г.У. Солдатова, О.Е. Хухлаев). Толерантность рассматривают как некоторую философию (В. Лекторский), как отношенческую категорию (Е.Ю. Клепцова, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров), как культуру толерантного сознания (А.Г. Асмолов, А.М. Кондаков), как познавательную стратегию (А.В. Коржуев, Н.Ю. Кудзиева, В.А. Попков). Наиболее часто толерантность рассматривается в плане национальных, этнических, политических отношений между людьми, реже в педагогическом процессе, в межличностных отношениях и применительно к профессиональной сфере деятельности. Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости изучения развития толерантности посредством сказкотерапии у детей младшего школьного возраста. С учетом проблемы нами была сформулирована тема исследования: Развитие толерантности посредством сказкотерапии у детей младшего школьного возраста. Объект исследования: развитие толерантности у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: развитие толерантности посредством сказкотерапии у детей младшего школьного возраста. Цель исследования: рассмотреть развитие толерантности посредством сказкотерапии у детей младшего школьного возраста. Задачи исследования: Рассмотреть теоретический аспект толерантности. Исследовать понятие сказкотерапии. Проанализировать сказкотерапию как средство развития толерантности. Выявить уровень толерантности у детей младшего школьного возраста. Гипотеза исследования: развитие толерантности у детей младшего школьного возраста будет происходить более эффективно, если систематически и последовательно использовать сказкотерапию. База исследования: Детский оздоровительный лагерь «МЕЧТА». Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы. 1. Теоретический аспект толерантности Само по себе явление толерантности представляется сложным и может быть рассмотрено с разных точек зрения: философской, культурологической, социологической, этнологической, политологической, а также психолого-педагогической. Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс находится в развитии и сейчас, накапливая разносторонние значения, стремится соответствовать действительности. В настоящее время существует огромное множество толкований данного понятия, в том числе и в психологической литературе. Толерантность не имеет однозначного определения и понимается в различных научных дисциплинах по-разному: как активная форма отношения к миру, как приспособительная функция организма, как эквивалентность и мера различаемости, как нравственная сдержанность, как терпимость, эмоциональная устойчивость. Таким образом, толерантность можно рассматривать как минимум в трех аспектах: во-первых, овладение определенной философией толерантности как ценностью; во-вторых, как культура толерантного сознания; в-третьих, как отношение к соответствующей действительности, воплощающееся в реальном поведении, [16,13]. Многомерный подход к рассмотрению явления толерантности инициирован сложностью рассматриваемого явления как интегративной, многокомпонентной и многоплановой проблемы. Таким образом, на основании изученной литературы и имеющихся подходов к пониманию сущности толерантности, выявлено следующее: под толерантностью следует понимать качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека. Толерантность основывается на понимающем сопереживании, которое ведет к уяснению целей взаимодействия противоположной стороны, мотивации и точек зрения. Несогласие с рассуждениями, взглядами, образом поведения партнера не приводит к конфликту, а предусматривает существование его мнения как данности, как объективно существующей реальности, сохраняя при этом внутреннее спокойствие, самоуважение, свободу. Толерантность не предусматривает снисхождение, потворство, уступку, не предполагает отказ от критики, а проявляется в активном поиске точек соприкосновения и возможности выбора. Наличие в структуре толерантности коммуникативного и поведенческого компонентов раскрывает широкие возможности для развития толерантности через обучение специальным способам понимания и выражения своего понимания другого человека. Освоение внешних способов выражения толерантности оказывается мощным средством, запускающим глубокие личностные трансформации самих участников процесса. Освоение способов толерантного взаимодействия, в конечном счете, приводит к личностному присвоению толерантности. Опираясь на сущностные характеристики, структуру и функции позитивной толерантности, определены следующие критерии: поведенческий, коммуникативный, ментальный, [16,13]. Поведенческий - отражает меру принятия человека и терпения в ситуациях, когда он (человек) не соответствует требованиям и ожиданиям; характеризует толерантное поведение. Поскольку поведение не содержит сознательного полагания личностно нравственных целей, оно может носить приспособительный характер к моральным нормам, к социальным нормам вообще. Коммуникативный - предполагает наличие коммуникативной компетентности (вербальной и невербальной), которая реализуется в русле принятых норм и правил. Данный критерий вбирает в себя не только вербальную и невербальную стороны коммуникации (общения), но и поведенческую сторону. Коммуникативный аспект легко поддается диагностике и педагогическому взаимодействию. Его реализация - наиболее доступный и педагогически осуществимый путь развития толерантности. Ментальный - характеризует глубинные процессы личности, активность при принятии решений, способность к рефлексии, самонаблюдению, отражает систему ценностных ориентаций личности; проявляет себя в адекватном выборе способов деятельности в той или иной ситуации, [4,14]. Сущностные характеристики толерантности, выделенные философией, этикой и психологией играют методологическую роль в решении проблемы развития толерантности и позволяют выделить ведущие подходы. Ориентируясь на ценности в образовательном процессе, аксиологический подход определяет содержание образования, средства, формы, методы работы. Аксиологический подход определяет направленность активности личности на осмысление, признание, актуализацию и создание ценностей толерантности. Личностно-деятельностный подход определяет использование стратегий толерантного взаимодействия, учета и соблюдения баланса интересов субъектов деятельности, предписывает организацию предметно-практической деятельности в определенном социальном контексте, создающем положительный эмоционально-мотивационный фон. В свете двух вышеупомянутых подходов, решающим принципом в основе развития ценностей толерантности является принцип диалога. Диалог рассматривается как специфическая форма социального взаимодействия, основанная на равенстве и свободе участвующих в нем сторон, направленная на прояснение, сближение и взаимное обогащение позиций. Особое значение приобретает иное, глубокое понимание диалога такое, как «вненаходимость» (М.М. Бахтин), «слушание-слышание» (А.У. Хараш), «доминанта на собеседнике» (А.А. Ухтомский), «другодоминантность» (Ю.В. Сенько), «творческий акт, порожденный духовной индивидуальностью» (В. Гумбольдт). Диалог имеет социальную природу, он реализует фундаментальную потребность человека в общении, взаимодействии, сотрудничестве, сотворчестве. В структуре диалогического взаимодействия, как и в структуре толерантности, преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, отсутствие стереотипности в восприятии других, через гибкость мышления, умение видеть свою индивидуальность, умение адекватно оценивать свою личность. Поэтому диалогическое взаимодействие может рассматриваться как методологическая основа толерантности, [4,15]. Таким образом, толерантность есть не только нравственная характеристика отдельного человека, но и специфическая технология взаимодействия людей, такая технология, которая обеспечивает достижение целей через уравновешивание интересов, убеждение сотрудничающих сторон в необходимости поиска взаимоприемлемого решения. Обучение человека диалогу, способам ведения переговоров, умению слушать и уважительно относиться к другой точке зрения - проблема современного общества в области воспитания и развития. 2. Понятие сказкотерапии Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке. Однако до того как появились исследования Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоев общества. В дальнейшем на основании исследований была построена современная концепция работы со сказкой, [10,15]. Сказка, - говорил Э. Фромм, - также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством, [18,104]. О влиянии сказки на развитие личности ребенка, на его речевое развитие писали такие ученые как М.-Л. фон Франц, А. Адлер, Э. Берн, Б. Брун, Э. Пендерсон, В. П. Аникин и другие. В литературе неоднократно обсуждался вопрос о том, полезна ли работа со сказкой. Конец века все поставил на свои места и сегодня метод работы со сказкой активно разрабатывается в нашей стране многими известными психологами, педагогами и логопедами. В нашей стране, в Санкт-Петербурге открыт первый Институт сказкотерапии. Он представляет собой научно-практический и исследовательский центр, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии. Ректор Института - Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева - доктор психологии, сказкотерапевт, автор психолого-педагогической технологии «Комплексная Сказкотерапия», преподаватель Института специальной педагогики и психологии, [6,53]. Огромный вклад в разработку данного метода внесла Т. М. Грабенко- сурдопедагог, дефектолог, логопед, игротерапевт, преподаватель Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга, автор уникальных программ по игровой сказкотерапевтической фонетической ритмике, Лауреат Премии Мэра, победитель многих конкурсов педагогического мастерства, Ведущий сотрудник Института сказкотерапии, [7,18]. Множество прекрасных сказок для детей, имеющих проблемы и недостатки развития, написано А. В. Гнездиловым - доктором медицинских наук, профессором НИПНИ имени В. М. Бехтерева и кафедры психиатрии МАПО, почетным доктором Эссекского университета в Англии, основателем хосписного движения в России. Т. Сергеевой написаны и применяются в детских садах уникальные логопедические сказки-помощницы. Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской подобраны замечательные логосказки, которые несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. Логопеды считают, что использование логосказок для обогащения словарного запаса, наблюдение над законами словообразования и словоизменения помогает сделать развивающее общение с ребенком радостным и интересным, а значит, более действенным. Н. Погосова отмечает, что тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Исследованием роли сказки в работе с детьми сегодня занимаются и такие ученые как М. А. Поваляева, Д. Ю. Соколов, О. В. Защиринская, С. А. Черняева и многие другие. Рис. 1 Схема современной дифференциации сказок Сказки дифференцируют, так как они имеют различный механизм психологического влияния, воздействия на человека. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет пять видов сказок (Рис. 1), [6,48]. К художественным сказкам относят сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями. Народные сказки. Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок - единство человека и природы. Народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи: - окружающий нас мир - живой. В любой момент все может заговорить с нами; - ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь; - разделение добра и зла, победа добра; - самое ценное дается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти; - вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами, [6,35]. Жизнь людей многогранна, потому и сюжеты народных сказок многообразны. Сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных. Дети дошкольного возраста идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут детям жизненный опыт. Бытовые сказки. Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьмы, упыри, лешие, оборотни, вурдалаки и прочая нечисть. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Волшебные сказки. Это наиболее увлекательные сказки для детей старшего дошкольного возраста. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека. Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Именно авторские истории расскажут нам о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания. Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Психотерапевтические сказки. Здесь рассказывается о многих проблемах человека, и каждый может узнать себя на страницах литературного произведения. К психотерапевтическим сказкам можно отнести сказки сочиненные самим ребенка и сказки сложенные совместно с ребенком. Медитативные сказки создаются, как пишет Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, с целью накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов. Главное назначение медитативных сказок - сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим Миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок - это отсутствие конфликтов и злых героев, [8,63]. Литературная и народная сказка по праву считается ядром круга чтения детей праву дошкольного и младшего школьного возраста. У читателей 7-10 лет сказки вызывают сильнейший эмоциональный отклик: исследования, проведенные в детских библиотеках различных регионов России, убеждают, что более всего младшие школьники ценят и любят сказочный жанр за возможность сопереживания, сострадания любимым героям, [13,27]. Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире. Если первое десятилетие жизни в этом отношении складывалось у ребенка благополучно (заботливые родители и педагоги читали, рассказывали сказочные истории, совместно их обсуждали), то в бессознательном маленького человека формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций. То есть набор знаний о динамике внутренних процессов, способов взаимоотношений между людьми, возможностях самореализации, устройстве Мира и прочее. Если сказочные и мифологические истории не обсуждались с ребенком, а просто читались или рассказывались, этот «банк», эти знания находятся в пассивном состоянии. Это тоже прекрасно, ибо ресурс успешной социализации в любом случае у ребенка имеется. Если же взрослые нашли в себе силы и мудрость обсуждать с ребенком сказочные истории, осмыслять жизненные уроки, ища параллели с реальными явлениями, то «банк» знаний о Мире переходит в активное состояние. Что это значит? Ребенок естественным путем формирует способность осознанно действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями; размышляет о своем предназначении, исследуя собственные способности и возможности; осознанно и неосознанно проявляет созидательные ипостаси души. [5,76]. Сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его и к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. Это как бы мостик из прошлого в настоящее. Сказочное действо сообщает детям гораздо больше того, что содержится в сюжетных перипетиях и приключениях героев. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребёнком моментов. Важной чертою сказки является то, что в ходе ее происходит трансформация. Некто маленький и слабый в начале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного. Это можно назвать историей о повзрослении. Юнг говорил о похожем, когда основным мотивом сказки считал процесс индивидуации. Это не вообще повзросление: это вполне конкретная его стадия, на которой уже оформившееся и отделившееся сознание возвращается к своей подсознательной основе, обновляя и углубляя их взаимные связи, расширяясь, обретая доступ к новым архетипическим образам и энергиям. Можно сказать, что ребенка сказка тянет вперед, а взрослого возвращает назад, в детство. Так и тянется она ниточкой, сшивая порванные края... Что добро, что зло без лишних сложностей, сказки прямо и доходчиво, на ярких примерах объясняют ребенку, что быть плохим значит действовать себе во вред, а быть хорошим правильно и выгодно, ведь положительного героя всегда ждет награда - полцарства, принцесса или на худой конец сладкий пряник. Но сказки, вовсе не приучают ребенка к мысли, что хорошим быть легко и ему все достается просто так. Любую награду надо заслужить. У положительных героев, кстати, в сказке вовсе не легкая жизнь, они все время преодолевают трудности, кого-то спасают, что-то разыскивают. Но при этом всегда добиваются успеха. Сказка учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним, не взирая на трудности. Недаром в сказках всегда присутствует магическое число «3», - три раза надо закинуть невод, у Змея-Горыныча срубить три головы, даже свиснуть или топнуть приходиться не менее трех раз. Сказка мягко и ненавязчиво приучает ребенка к мысли, что в жизни даром ничего не дается. Но и добиваться успеха тоже надо уметь, так чтобы не навредить ни себе ни другим. И сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, предостерегая его от всего, что в дальнейшем может испортить его отношения с окружающим миром. Недаром в сказках всегда осуждается непомерная гордыня, глупость, неумение строить с другими, причем не только людьми, но и животными и предметами хорошие, уважительные отношения. Опять же прямая и разумная линия - будешь плохим - останешься со своими бедами один на один, да еще врагов себе наживешь на ровном месте, а у хорошего человека в трудную минуту всегда найдутся друзья готовые ему помочь. Ведь старушка, которой ты поднес корзину может оказаться доброй волшебницей, а разбитый глиняный горшок - заколдованным. Вообще сказки щедро делятся с ребенком своими надеждой и оптимизмом. Какие бы трудности не стояли перед сказочными героями, они их обязательно преодолеют, своим трудолюбием, добротой, щедростью и умом. Самые страшные приключения в конце концов венчает пир на весь мир, или веселая свадьба. С детства сказки зажигают в нашей душе веру - что зло будет наказано, справедливость восторжествует, а добро победит. Не только пряники. При этом не стоит думать что сказка, с ее верой в лучшее, уводит ребенка от суровых реалий жизни, приучая его к чрезмерной мечтательности и пустым надеждам на обязательный хороший конец истории. Вовсе нет. Сказка умеет пугать и учить ребенка осторожности и осмотрительности, это великолепный инструмент его адаптации ко всем сложным жизненным ситуациям. Инструмент тем ценный, что все сказочные приемы отработаны веками и проверены не на одном поколении. Даже самые простые сказки несут в себе воспитательный момент. «Колобок», это история о малыше, который не слушался родителей и за это поплатился. «Красная шапочка» - лучше всяких родительских назиданий, втолкует ребенку, почему не стоит разговаривать с незнакомыми, а печальный пример семи козлят научит не открывать дверь кому попало. В сказке, как и в жизни, есть место и обману и предательству и жестокости. Другое дело, что великая мудрая учительница - сказка, не запугивает ребенка своими историями до панического ужаса перед жизнью, а учит с этим неизбежным злом жить, избегать его и бороться с ним. В то время как сказка рассказывает ребенку свои увлекательные истории, нам взрослым она может очень многое поведать о самом ребенке. Использование диагностической роли сказки, позволяет выявить эмоционально-личностные проблемы ребенка и с помощью той же сказки скорректировать их. Сказка испокон веков использовалась как средство положительного воздействия на эмоциональное состояние ребенка,[5,56]. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, например, при работе с перчаточными игрушками, произнося слова и делая движения за своего персонажа. Замечено, что даже дети с патологической агрессией хотят играть роли положительных героев, тем самым, стремясь быть хорошим ребенком. Сказочные образы несут в себе огромный смысловой и чувственный заряд. Например, образ зайца в русских народных сказках сцеплен с такими человеческими качествами, как трусость, нерешительность, он вызывает у детей сочувствие, сопереживание, желание помочь. Робкие дети нередко отождествляют себя с этим сказочным персонажем. Победа трусливого сказочного зайчишки над волком или лисой воспринимается ими как их собственная и может послужить стимулом к преодолению собственных страхов ребёнка. Сказки закладывают в детской душе представления о добре и зле, о должном и недолжном, о жизни и смерти. Почти любая сказка - это поле напряжённой битвы добра и зла. Битвы, в которой рельефно проявляются как самые высокие, так и самые низменные стороны человеческой натуры. Осознание своих негативных чувств - первый шаг к управлению ими. Второй шаг - проигрывание их, и здесь тоже может помочь сказка. Игра в сказочного героя или в сказочного злодея и есть управление своей агрессией. Кроме того, игра в злодея, то есть возможность быть плохим «понарошку», а потом снова стать хорошим, показывает ребенку, что после того, как он совершит ошибку или поступит дурно, он снова может стать хорошим, что он не останется плохим навсегда. Очень часто только в сказочной форме дошкольники могут познакомиться с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как верность и предательство, бескорыстие и алчность, самоотверженность и подлость. В сказках всё это изображено вполне доступно для восприятия ребёнка и в то же время совсем не примитивно. Это те необходимые уроки нравственности, без которых маленький человек не может сформироваться как полноценная, гармоничная личность. Как отмечает Б. Шелби, ребенок, слушая, повторяя или выдумывая рассказы и сказки, дает волю своим чувствам, изливает дозу природной агрессивности. Некоторые рассказы вызывают у него страх, но это страх, замешанный на удовольствии и возбуждении. Неправильно полагать, что ребенок защищен от подобных эмоций. Напротив, желание эпизодически вспоминать мрачные и будоражащие воображение ситуации - признак хорошего психологического здоровья. Настораживать должны лишь излишества. Или, напротив, постоянный отказ слушать рассказы, содержащие элементы тревоги и беспокойства, может быть признаком нарушений. Уход от сложных ситуаций в жизни - это всегда признак неуверенности и страха, и если страх не является следствием реальной угрозы, то здесь можно говорить об определенном нарушении в душевном состоянии ребенка, [5,57]. Таким образом, эффективность использования сказки в период дошкольного и школьного детства обеспечивается спецификой деятельности ребенка в этом возрасте, а также притягательной силой этого литературного жанра, позволяющего свободно мечтать и фантазировать. Психокоррекция с помощью сказки связана с рождением у человека новых креативных потребностей и способов их удовлетворения. Это процесс воспитания внутреннего ребенка, его гармоничного мироощущения, что становится основой для созидательных действий по отношению к себе, близким, окружающему миру. 3. Сказкотерапия как средство развития толерантности К особенностям сказочного жанра, который способствует эффективной коррекционно-воспитательной работе относятся: 1. Отсутствие дидактизма, прямых назиданий и нравоучений. Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки - это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире. 2. Неопределенность места действия и главного героя. Отсутствие четких персонификаций. Определенное место действия психологически отдаляет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно, если он там никогда не был. Детям легче перенести себя за тридевять земель. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем. 3. Сказка-кладезь мудрости. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы. 4. Сказке свойственно четкое разделение добра и зла. Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе. 5. Ореол тайны и волшебства, [14, 42]. Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством. Таким образом, под сказкой следует понимать расширение поля сознания и поведения ребенка под воздействием сказочного жанра и влияние на его эмоциональный мир и интеллектуальную сферу. При работе со сказкой с детьми необходимо принимать во внимание: - занятия не должны быть длинными и перегруженными; - с повышенным вниманием необходимо относиться к выбору героев и сюжетов, стараясь избежать стрессорных факторов. - лучше избегать и таких персонажей, как злая мачеха и уж тем более родители, бросающие своих детей в лесу (что часто встречается в сказках братьев Гримм); - опыт показывает, что меньше всего страхов вызывают у детей бытовые сказки о животных. Хотя, конечно, волшебные гораздо интересней; - крайне осторожно следует отнестись и к теме ночи. Естественно, это время суток часто упоминается в волшебных сказках. А действие многих и разворачивается именно ночью, поскольку ночная атмосфера придаёт сказке таинственность. Так что совсем обойти данный момент нельзя, но педалировать его ни в коем случае не следует. Целесообразно придумать и продекламировать какой-нибудь простенький стишок, с помощью которого герой (а с ним и дети) прогнал бы страх. Исходя из многочисленных наблюдений и их анализа, были выработаны основные этапы работы над сказкой: 1. Знакомство с персонажами сказки. Задача педагога - вместе с детьми выделить и перечислить всех персонажей сказки, в соответствии очередностью их появления. Здесь важно обратить внимание ребенка на внешний облик персонажа, его величину, окраску, форму, звукоподражание, форму передвижения. 2. Знакомство с главным объектом (героем) сказки. Из всех героев сказки педагог совместно с детьми выделяет главного и комментирует, почему. 3. Рассказывание сказки с акцентом на эмоциональное состояние. Главная цель - установление эмоционального контакта с ребенком, обращение внимания ребенка на эмоции педагога, его отношение к рассказываемому. 4. Рассказывание сказки с акцентом на причинно-следственные связи. Цель - научить ребенка правильно воспроизводить последовательность появления каждого героя, осознавать события, предшествующие их появлению. 5. Анализ сказки. На этом этапе педагог задает ребенку вопросы по содержанию сказки, выясняет отношение ребенка к каждому персонажу. Вопросы к сказке формулируются учетом интеллектуального и психологического уровня развития детей. 6. Стимулирование детских «подcказок» (повторное рассказывание сказки педагогом). 7. Совместное рассказывание сказки: педагог и ребенок. На этом этапе рекомендуется использовать фланелеграф с плоскостными изображениями персонажей, настольный театр, кукольный театр. 8. Проведение игр-импровизаций с ребенком. Занятия по сказкотерапии, согласно методике О. Смирновой, проходят индивидуально и в подгруппах по 2-3 человека, [14, 45]. Широко используется работа с карточками, отгадывание загадок, различные игры, помогающие усвоить содержание и смысл сказок. Дети учатся распознавать эмоциональные состояния сказочных персонажей, изображённых на картинках, пересказывать сказки. Естественно, для таких дошкольников даже самые простые, знакомые с младенчества сказки должны быть адаптированы. Используются и элементы куклотерапии. Например, игрушечная ворона загадывает детям загадки, а отгадки-куклы появляются в окошке теремка в случае правильного ответа. Обсуждая сказку с детьми, педагог должен помнить, что фрагментарность освоения художественного текста - одна из основных характеристик читательского развития ребенка. Н.К. Сорокина выделяет пять уровней понимания литературного текста учащихся. Для первого уровня характерно понимание информационного плана текста и его идеи, второй - характеризуется частичным пониманием плана и пониманием идеи; третий - пониманием идейного плана и непониманием идеи; четвертый - частичным пониманием информационного плана и не пониманием идеи; пятый - не пониманием плана и не пониманием идеи. Чтобы помочь детям усвоить идейное содержание текста, можно использовать различные приемы. Выразительное чтение педагога с интонационной характеристикой персонажей русских народных сказок помогает развитию образного и логического мышления детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, [15, 37]. «Следует подчеркнуть, что обделенные судьбой, презираемые ровесниками дети особенно остро откликаются на зло и несправедливость и, вместе с тем, трепетно относятся к проявлениям доброты, как со стороны окружающих их педагогов, так в отношении друг с другом сказочных персонажей, поэтому так важно для библиотекаря, читая сказку, точно передать характеры ее героев», [13, 54]. После окончания чтения можно предложить детям пересказать прочитанную сказку. При этом необходимо учить ребенка правильно называть сказочных персонажей, точно воспроизводить сюжетный ход и основные поступки действующих лиц. Большие сказки следует разделить на несколько логических частей. К последующей части необходимо подобрать наводящие вопросы, которые помогут ребенку вспомнить ее содержание и облегчат процесс пересказа. Данный приём коррекционно-воспитательной работы может быть модифицирован, если предложить пересказать ребенку сказку от лица одного из персонажей. Такой пересказ помогает развитию воображения, способности к децентрированию. Например, сказку «Золотой петушок» можно пересказать от имени деда, петушка, царя. Когда слабость абстрактного мышления, бедность образов воображения мешает детям успешно справиться с заданием, педагогу необходимо использовать ряд приемов: необходимо показать детям яркие, выразительные иллюстрации к сказке, игрушки, изображающие ее героев. Если читателям не нравится окончание сказки, можно предложить детям пересказать ее по-своему, изменив сюжет. Модифицируя сказочное повествование, вводя в художественную ткань сказки новых персонажей, изменяя конец, ребенок выбирает сюжетный ход, наиболее соответствующей его душевному состоянию и позволяющий ему освободиться от внутреннего психического напряжения. Устные рассказы для детей - не новая и не единственная форма детской терапии, но особое сочетание приемов при сочинении таких рассказов может дать удивительные результаты. Сопереживая, ребенок легко погружается в свой внутренний мир, создать который помогает терапевт своей историей, представляющей сложное сплетение наблюдений. Обучающих навыков, интуитивных подсказок и целеполаганий. В результате ребенок получает ценный и важный посыл, стимулирующий его неповторимые ассоциации и переживания. Инсценирование сказок - другой эффективный приём помогающий изжить эмоционально травмирующие ситуации, улучшающий социальную адаптацию детей. Педагог-психолог должен отбирать такие сказки, которые не только доступны пониманию детей, но и побуждают их к играм, дают своеобразную «пищу» для размышления (сказки С. Маршака, В. Сутеева, Дж. Родари, А. Линдгрен, Н.Н. Носова, К.И. Чуковского, С.В. Михалкова, а также русские народные сказки «Репка», «Колобок», «Морозко»), [14, 48]. Процесс подготовки спектакля (репетиции, изготовление костюмов и декораций) должен быть предельно демократичен, т.е. каждый желающий должен иметь возможность принять посильное участие в инсценировке. Не каждый ребенок способен сыграть роль, однако все дети с видимым удовольствием помогают взрослым делать декорации, шить костюмы. Для усвоения детьми содержания сказки необходимо познакомить их с каждым действующим лицом, дать им возможность самим осуществлять действия с куклами, выступать от лица каждого персонажа. Ни в коем случае не надо требовать от детей заучивания ролей. Достаточно, если они будут говорить близко к тексту сказки. Используя метод синтеза искусств, педагог - психолог может эффективно сочетать работу над литературным произведением со стимулированием изобразительного творчества учащихся. Занятие изобразительным искусством оказывает ощутимое коррекционное воздействие на творческое развитие ребенка. Для преодоления примитивных стереотипов изображения после прочтения сказок и стихотворений, которые необходимо проиллюстрировать, детям следует показывать плакаты, игрушки, наглядные пособия, чтобы у них могло сложиться образное представление о героях, которых предстоит нарисовать. В ходе занятия педагогу следует напоминать детям о том, что наглядные пособия могут помочь им в работе, так как, рисуя, они иногда забывают посмотреть на плакаты и игрушки. Педагог может предложить ребенку рассказать о содержании своего рисунка. Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. В сказке всегда есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж - плохой, а этот - хороший. И ребенок узнает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее. Особая роль сказки отводится тому, чтобы научить детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, овладеть умением выражать свои мысли вслух, отстаивать свою точку зрения, находить и анализировать положительные поступки. Чтобы ребенок мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций, учить владеть средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей. По мнению М.И. Новиковой, сказка с элементами музыкотерапии, куклотерапии, театрализованной игры - наиболее эффективный способ социально-личностного становления, [11,29]. Психологи, педагоги, психотерапевты все больше используют рассказ - сказку, притчу, миф - в своей работе. Именно контекст профессионального использования метода придает ему окончательный смысл и определяет результат. В одном случае мы имеем дело с действительно мощным воздействием, в другом - просто одной из многих техник, а в третьем терапевтическая метафора и сказка останутся симпатичными украшениями, что также неплохо и немало. Таким образом, метод работы со сказкой имеет многовековую историю, хотя научное обоснование и целенаправленное использование в работе с детьми, в частности в логопедии, он получил только около десяти лет назад. Метод работы со сказкой является сегодня одним из наиболее широко освещаемых в современной литературе и одним из самых перспективных в работе с детьми. Использование сказки в коррекционно-воспитательном процессе пробуждает у детей любовь к чтению и интерес к книге, развивая чувство родного языка, обогащая активный и пассивный словарь учащихся, обучая детей навыкам анализа художественного произведения, развивая воображение и эстетические задатки. 4. Эмпирическое исследование уровня толерантности у детей младшего школьного возраста 4.1 Описание методик и процедуры исследования уровня толерантности у детей младшего школьного возраста В соответствии с целью работы представлено эмпирическое исследование уровня толерантности у детей младшего школьного возраста. В исследовании участвовало 19 детей младшего школьного возраста (11 девочек, 8 мальчиков); Для исследования уровня толерантности у детей младшего школьного возраста были проведены следующие диагностические методики: 1. Определение уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность» был проведен в виде контрольного опроса, который содержал следующие вопросы: 1. Что такое «Я» и как ты это понимаешь? 2. У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие «Я и другие»? 3. Ты живешь вместе с мамой и папой, братом, сестрой, а что по твоему означает слово «семья»? 4. Ты не слушаешь взрослых, а правильно ли такое поведение? 5. Кто в твоей семье главный? 6. Как нужно себя вести в школе, в общественных местах, среди сверстников? 7. Кто-то обижает слабого, как ты думаешь это злой, жестокий человек? 8. Ты не ссоришься со сверстниками, значит боишься или проявляешь терпение, терпимость? 9. В твоем классе ученики разных национальностей, как ты к ним относишься, помогаешь им? 10. К вам в отряд пришел новый человек, он чернокожий, подашь ли ты ему руку? Оценка знаниям давалась по следующим параметрам: - полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 - высокий уровень; - достаточно полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 - средний уровень; - неполный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 - низкий уровень; - неумение дать достаточно полный или неполный ответ на основные вопросы - группа риска. 2. Проективная методика исследования личности; предложена М.3. Друкаревич. Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других - одним цветом и т. д.). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций. Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности. Цель использования данной методики в нашем исследовании - выявление тревожности и агрессивности как показателя уровня сформированности толерантности у детей младшего школьного возраста. Материалы для исследования: листы бумаги А4, простой карандаш. 4.2 Анализ результатов эмпирического исследования уровня толерантности у детей младшего школьного возраста 1. Определение уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность» было проведено в виде контрольного опроса, который содержал следующие вопросы: 1. Что такое «Я» и как ты это понимаешь? 2. У тебя есть друзья, как ты можешь объяснить понятие «Я и другие»? 3. Ты живешь вместе с мамой и папой, братом, сестрой, а что по твоему означает слово «семья»? 4. Ты не слушаешь взрослых, а правильно ли такое поведение? 5. Кто в твоей семье главный? 6. Как нужно себя вести в школе, в общественных местах, среди сверстников? 7. кто-то обижает слабого, как ты думаешь это злой, жестокий человек? 8. Ты не ссоришься со сверстниками, значит боишься или проявляешь терпение, терпимость? 9. В твоем классе ученики разных национальностей, как ты к ним относишься, помогаешь им? 10. К вам в отряд пришел новый человек, он чернокожий, подашь ли ты ему руку? Оценка знаниям давалась по следующим параметрам: - полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 - высокий уровень; - достаточно полный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 - средний уровень; - неполный ответ на вопросы 1, 3, 6, 7, 8, 9, 10 - низкий уровень; - неумение дать достаточно полный или неполный ответ на основные вопросы - группа риска. Результаты опроса видны на диаграмме 1: Диаграмма 1. Уровень знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность» -Количество детей, принимавших участие в опросе - 19; -количество детей, давших полный ответ на группу контрольных вопросов - 7; -количество детей, давших достаточно полный ответ на группу контрольных вопросов - 8; -количество детей, давших неполный ответ на группу контрольных вопросов - 3; -количество детей, не сумевших дать достаточно полный или неполный ответ на группу контрольных вопросов - 1; Процентное соотношение данных опроса следующее: 100% - количество детей, принявших участие в опросе; 37% - количество детей, имеющих высокий уровень знаний; 42% - количество детей, имеющих средний уровень знаний; 16% - количество детей, имеющих низкий уровень знаний; 5% - количество детей, относящихся к группе риска Графически это выглядит так: (см. диаграмму 2): Диаграмма 2. Процентное соотношение детей по уровню показателя толерантности Таким образом, мы видим, что уровень знаний, определяющих уровень толерантности в группе - средний. Следует также выделить детей, которые относятся к группе риска. Это Чевычелов Данил. Результаты его ответов по контрольным вопросам (анкета № 1 в приложении 2): 1. Не смог дать определение Практически не ответил ни на один вопрос. Ребенок, не сразу понял, что от него хотят. 2. Друзья. Отвечал неохотно. 3.- 4.- 5.- 6. Хорошо. 7. Плохой. 8. Боюсь. 9. Помочь. 10. Да. При анализе результатов опроса, выяснилось, что затруднения вызывают ответы на вопросы связанные с определением учащимися таких понятий как «я», «я и другие», «терпение» и «терпимость», «семья», «зло», «жестокость», что объясняется тем, что дети не в полной мере знакомы с этими понятиями, недостаточно владеют информацией в данном направление, толерантность не достаточно развита. 2. По результатам анализа рисунков детей по проективной методике «Несуществующее животное» следующие показатели: Количество детей, принимавших участие в опросе - 19; -с высоким уровнем тревожности - 8; -с высоким уровнем агрессии - 7; -доброе отношение к окружающим, без агрессии - 4; Результаты видны на диаграмме 3: Диаграмма 3. Количественное соотношение детей по уровню сформированности толерантности Графически это выглядит так: Диаграмма 4. Процентное соотношение детей по по уровню сформированности толерантности Высокий уровень агрессивности, говорит о интолерантности, дети обладают низким объемом фактических представлений о ценностях межличностной толерантности, не умеют отличать границы толерантности и интолерантности; отсутствуют выдержка, самообладание, терпение; толерантность носит избирательный характер, проявляется в конкретной ситуации, к конкретному индивиду; при определенных условиях может возникнуть конфликт, гибкость отсутствует; наличие отрицательного отношения к отличиям других. Высокий уровень тревожности, говорит нам о том, что дети с низким уровнем толерантности, они озабочены, напряжены, раздражительны, равнодушны, недоверчивы, стремятся к лидерству, самоутверждению, обладают низким уровнем коммуникативной компетентности. Дети с высоким и средним уровнем толерантности изображали миролюбивых животных, линии рисунка были равномерные, уверенные; дети с низким уровнем (интолерантные) изображали животных с клыками, рогами, человекообразных монстров, таким образом, показывая тенденцию к агрессивному поведению. Следовательно, проанализировав результаты эмпирического исследования уровня толерантности у детей младшего школьного возраста, мы выявили, что толерантность не достаточно развита, затруднения вызвали вопросы, связанные с определением таких понятий как «я», «я и другие», «терпение» и «терпимость», что объясняется тем, что дети не в полной мере знакомы с этими понятиями, недостаточно владеют информацией в данном направлении. Также у детей наблюдается высокий уровень агрессивности и тревожности. Заключение В данной курсовой работе был выполнен ряд задач: Рассмотрен теоретический аспект толерантности. Исследовано понятие сказкотерапии. Проанализирована сказкотерапия как средство развития толерантности. Выявлен уровень толерантности у детей младшего школьного возраста. Проведя эмпирическое исследование и выявив, что толерантность у детей младшего школьного возраста недостаточно развита, мы пришли к выводу, что развитие толерантности будет проходить эффективно при использовании сказкотерапии. Толерантность представляется сложным явлением и может быть рассмотрена с разных точек зрения: философской, культурологической, социологической, этнологической, политологической, а также психолого-педагогической. Толерантность не имеет однозначного определения и понимается в различных научных дисциплинах по-разному: как активная форма отношения к миру, как приспособительная функция организма, как эквивалентность и мера различаемости, как нравственная сдержанность, как терпимость, эмоциональная устойчивость. Толерантность есть не только нравственная характеристика отдельного человека, но и специфическая технология взаимодействия людей, такая технология, которая обеспечивает достижение целей через уравновешивание интересов, убеждение сотрудничающих сторон в необходимости поиска взаимоприемлемого решения. Обучение человека диалогу, способам ведения переговоров, умению слушать и уважительно относиться к другой точке зрения - проблема современного общества в области воспитания и развития. Сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его и к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. Это как бы мостик из прошлого в настоящее. Сказочное действо сообщает детям гораздо больше того, что содержится в сюжетных перипетиях и приключениях героев. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Сказка учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним, не взирая на трудности. Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, предостерегая его от всего, что в дальнейшем может испортить его отношения с окружающим миром. Сегодня метод работы со сказкой активно разрабатывается в нашей стране многими известными психологами, педагогами и логопедами. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Даже самые простые сказки несут в себе воспитательный момент. Список использованной литературы 1. Битов А. Разновидностей человека нет /А. Битов //Известия. - 2002. - 16 ноября. 2. Битянова М. Волшебный кристалл: Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х классов /М. Битянова, И. Вачков //Литература. - 2002. - №39. - С. 7-8. 3. Битянова М. Встречи во Вселенной: Игра на развитие толерантности для старшеклассников /М. Битянова, И. Вачков //Литература. - 2002. - №39. - С. 9-10. 4. Битянова М. Радужный камень: Игра на развитие толерантности для уч-ся 3-4 классов /М. Битянова, И. Вачков //География. - 2002. - №35. - С.14-18. 5. Гнездилов, А. В. Авторская сказкотерапия: дым старинного камина. Сказки доктора Балу / А.В. Гнездилов. - СПб.: Речь, 2002. - 290 с. 6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб.: Речь, 1998 - С 48. 7. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Волшебный источник творчества сказкотерапия: [О курсе психотерапевт. коррекции, разраб. авт. ст.] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева // Вестн. психосоциал. и коррекц. реабилитац. работы. - 1997. - № 3. - С. 15-26 8. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству. (Теория и практика сказкотерапии): Кн. для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологови методистов / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб. : Златоуст, 1998. - 349 с. 9. Из опыта преподавания прав человека в начальной и средней школе: Сборник методических материалов. - М.: Молодежный центр прав человека и правовой культуры, 1999. - 256с. 10. Макеева И.П. Сказка как средство развития эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями поведения //Дошкольное образование. - 2002. - № 1. С. 70 11. Новикова М.И. Элементы сказкотерапии в социально-личностном становлении детей с проблемами в развитии. - www.korped.ru <http://www.korped.ru/> 12. Риэрдон, Б.Э. Толерантность - дорога к миру /Б.Э. Риэрдон. - М.: Бонфи, 2001. - 304 с. 13. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы: Метод. пособие для детских практ. психологов учреждений образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - М. Академия 1999. 14. Смирнова О.И. Использование сказок в нравственном воспитании младших школьников. - www.festival.1september.ru. 15. Соколов Д.Ю. Лоскутное одеяло, или Психотерапия в стиле дзен. М.: Эксмо, 2002. 16. Тарусина Г. Конфликты и их толерантное разрешение в обществе /Г. Тарусина //История. - 2001. - №48. - С.13-14. 17. Толерантность - идеология гражданского мира. - М.: Бонфи, 2001. - 48 с. 18. Шишова Т. Лечение сказкой // Сельская школа. - 2004. - № 2. - С. 104-107. |
|
© 2010 |
|