РУБРИКИ |
Анатомия конфликта |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Анатомия конфликтаАнатомия конфликтаАнатомия конфликтаШрагина Л. И. "Завидев Алису, чаевники закричали: Занято! Занято! Мест нет! Как это нет?! – возмутилась Алиса и уселась..." Льюис Кэрролл Источником активности любого живого существа, в том числе человека, являются его потребности. Потребности, вызывая мотивацию ("Я хочу!"), побуждают живое существо к деятельности. Одной из форм проявления активности, обеспечивающих поддержание жизненно важных связей с окружающим миром и возникающих в процессе деятельности, является общение - взаимодействие между субъектами в форме установления и развития контактов между ними. Во время контактов возникают межличностные отношения и происходит удовлетворение тех или иных потребностей в той или иной форме. [5, 6] Воспользуемся краткой, но наиболее обобщающей классификацией потребностей личности [3] и рассмотрим их с точки зрения функционального подхода: какую основную функцию (ОФ) в жизни человека они выполняют. 1. Биологические потребности. Сюда входят физиологические потребности (удовлетворение голода, жажды, полового влечения и др.) и потребность в безопасности (чувствовать себя защищенным, не испытывать страх, быть здоровым). ОФ биологических потребностей - быть живым: обеспечить видовое и/или индивидуальное существование человека. В широком смысле в качестве одного из субъектов общения могут выступать любые объекты, например, море ("Прощай, свободная стихия!"), собака ("Дай лапу, Джим, на счастье мне!") и другие. В рамках данной работы мы не будем останавливаться на общении как форме отношения человека с самим собой, природой, Богом и т.д. 2. Социальные потребности. К ним относятся потребность в принадлежности к общности (необходимость находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими), потребность уважения (компетентность, достижение успехов, признание, авторитет) и другие. Человек как вид закрепился в "стадном" существовании, и, таким образом, к чисто биологическим потребностям присоединяется требование не просто "быть живым", а "быть живым в стаде". Основная функция социальных потребностей: принадлежать к социальной группе, занимать в ней определенное место, по льзоваться вниманием окружающих, испытывая чувство значимости в форме любви, авторитета или власти среди себе подобных. 3. Высшие (идеальные, или духовные) потребности. К ним относятся познавательно-творческие (знать, понимать, уметь, исследовать, создавать что-либо новое), духовные (познание смысла своего существования и смысла жизни), нравственные и эстетические. Высшие потребности - реализация своих способностей, развитие собственной личности - наиболее полно способствуют самоактуализации человека. Если первых два вида потребностей приcущи практически всем биологическим сообществам живой природы, то третий вид принадлежит только представителям человеческого сообщества. Именно наличие высших потребностей (если такую категорию, как потребности, взять для анализа различий между живыми существами) является видовым признаком человека. Наличие и реализация этих потребностей выполняет, на наш взгляд, функцию "очеловечивания" человека. (Очень важным фактором является форма удовелетворения потребностей на всех уровнях: они разли_ 247;ны как у этнических групп, так и у отдельных людей.) Можно сказать, что история развития личности есть история развития ее потребностей! В масштабах жизнедеятельности человека общение, то есть взаимодействие с другими людьми, является главным условием выживания, а также обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития личности [7]. Человеческое сообщество по половому и возрастному признакам состоит из мужчин, женщин и детей, что позволяет обобщенно представить все формы межличностного общения в виде следующей таблицы (морфологической матрицы):
|