РУБРИКИ |
Базовая мотивация. Стратегии ее выделения |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Базовая мотивация. Стратегии ее выделенияБазовая мотивация. Стратегии ее выделенияБазовая мотивация. Стратегии ее выделения.Мотив – то, что побуждает и направляет деятельность субъекта. У Леонтьева мотив – обязательно предмет, непосредственно побуждающий к деятельности. Потребность – состояние нужды в чем-либо, которое необязательно может быть закреплено в организме. И потребности и мотивы – побудители действий. Базовая мотивация – это основные мотивы поведения человека, первичные, универсальные. Суть проблемы: где находится источник побуждения к действию? Источник побуждения находится внутри субъекта - поиск базовой мотивации Источник мотивации раскрывается при взаимодействии субъекта с объектом. Основные положения базовой мотивации: Мотивационная сфера разделяется на 2 уровня, на базовый (первичный) и производный (вторичный). Базовый уровень считается генетически заданным, врожденным (базовый уровень - врожденный, производный - приобретенный). Производный уровень - значит, должен быть механизм приобретения или механизм преобразования базовой мотивации в производную. Базовый уровень рассматривается как изначальный для анализа. Основные стратегии выделения базовой мотивации: 1) Умозрительный подход (результат наблюдений и жизненного опыта) - Фрейд, Мак-Дауголл. 2) Факторный анализ - Р.Кетелл. 3) Эмпирический метод - проективные техники - Мюррей (ТАТ) - базовыми являются потребности и мотивы; более элементарное выделить нельзя, нет инструмента. 4) Анализ биографии, интервью, опросники. Стратегии выделения базовой мотивации: 1) У. Мак-Дауголл. Выделение инстинктов (склонностей). Основное понятие - инстинкт или склонность. Инстинкт - это внутренний источник поведения, который восстанавливается во времени. Мак-Дауголл относил к инстинктам то, что нельзя разложить далее - потребность в общении, познавательную потребность, стремление к комфорту, передвижение в поисках новых впечатлений, сон. Механизм преобразования базовой мотивации - появление новых мотивов с помощью механизма запечатления, импринтинга (Лоренц). Результат запечатления - это производная потребность. Признаки базовой мотивации (Хекхаузен - Мак-Дауголл): 1) врожденность, 2) постоянство проявления (идет изнутри, ее проявления не вызваны обстоятельствами), 3) устойчивость мотивации (в разных ситуациях, во времени – не насыщаются), 4) универсальность (видовая), 5) автономия (БМ не может быть удовлетворена замещающей деятельностью. Инстинкт изначально присущ субъекту, побуждает к действию. Действие является результативным и снижает напряжение; затем инстинкт спонтанно возобновляется. Если мотивацию, не только животных, но и человека, называют инстинктивной, то предполагается, что речь идет о мотивации биологической, врожденной. Врожденные мотивы входят в структуру инстинктов, являются компонентами инстинктивного поведения. Они называются мотивационными диспозициями – это внутренняя предрасположенность к определенным действиям. В инстинктивном поведении можно выделить 3 последовательных процесса: Избирательность восприятия (познавательная составляющая). Предрасположенность к селективному восприятию в зависимости от специфических состояний организма (нужды), например, более быстрое обнаружение съедобных объектов в состоянии голода. Соответствующий эмоциональный импульс – это ядро инстинкта, и если инстинкты – базовые потребности, то и эмоциональные импульсы тоже будут базовыми. Инстинкт – любопытство, эмоция – удивление. Пищевой и половой потребности (основные) – рост и размножение – эмоциональных импульсов подобрать не смог. Список разный – 20 или 12 инстинктов. Активность инструментального типа, направленная на достижение цели. Волевой (моторный) компонент, выражается в наличии механизмов (в организме), предназначенных для реализации инстинкта. Триединство инстинкта: избирательность восприятия, эмоциональный импульс и готовность действовать. Лоренц изучал только третью часть. Он описал превращение базовой потребности (или базового инстинкта) в производный. Раз есть базовый, значит есть производные. Или, другими словами, если есть первичные, есть и вторичные. Импринтинг – это доопределение инстинкта. Набор базовых инстинктов и составляет базовые мотивации:
|