РУБРИКИ |
Билеты по истории психологии |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Билеты по истории психологииp> Никто из мыслителей не осознал с такой остротой, как Спиноза, что дуализм Декарта коренится не столько в сосредоточенности на приоритете души(это веками служило основанием бесчисленных религиозно-философских доктрин), сколько во взгляде на организм как машинообразное устройство. Тем самым механический детерминизм, определивший вскоре крупные успехи психологии, оборачивался принципом, который ограничивает возможности тела в причинном объяснении психических явлений. Все последующие концепции были поглощены пересмотром декартовой версии о сознании как суб станции, которая является причиной самой себя (causa sui), о тождестве психики и сознания. Из исканий Спинозы явствовало, что пересматривать следует и версию о теле (организме) с тем, что бы придать ему достойную роль в человеческом бытии. Попытку построить психологическое учение о человеке как целостном
существе запечатлел главный труд Спинозы "Этика". В нем он поставил задачу
объяснить все великое многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил
человеческого поведения, притом объяснить "геометрическим способом", т. е.
с такой же неумолимой точностью и строгостью, с какой геометрия делает свои
выводы о линиях и поверхностях. Надо, писал он, не смеяться и плакать Таким образом, рационализм Спинозы приводит не к отрицанию эмоций, а к
попытке их объяснения. При этом он связывает эмоции с волей, говоря о том,
что поглощенность страстями не дает человеку возможности понять причины
своего поведения, а потому он не свободен. В то же время отказ от эмоций
открывает перед человеком границы его возможностей, показывая, что зависит
от его воли, а в чем он не свободен, зависит от сложившихся обстоятельств. Спиноза выделял три главные силы, которые правят людьми и из которых можно вывести все многообразие чувств: влечение (оно есть "не что иное, как самая сущность человека"), радость и печаль. Он доказывал, что из этих фундаментальных аффектов вы водятся любые эмоциональные состояния, причем радость увеличивает способность тела к действию, тог да как печаль ее уменьшает. Этот вывод противостоял декартовой идее раз деления чувств на
коренящиеся в жизни организма и чисто интеллектуальные. В качестве примера Тем самым Декарт полагал, что наука бессильна перед высшими и наиболее
значимыми проявлениями психической жизни личности. Эта декартова дихотомия К детальному изучению этого спора в XX веке обратился Л.С.Выготский,
доказывая, что будущее за Спинозой. "В учении Спинозы, – писал он, –
содержится, образуя его самое глубокое и внутреннее ядро, именно то, чего
нет ни в одной из двух частей, на которые распалась современная психология
эмоций: единство причинного объяснения и проблема жизненного значения
человеческих страстей, единство описательной и объяснительной психологии
чувств. Спиноза поэтому связан с самой насущной, самой острой злобой дня
современной психологии эмоций. Проблемы Спинозы ждут своего решения, без
которого невозможен завтрашний день нашей психологии". В основе этого единства, по мнению Лейбница, лежит духовное начало. Это предположение перечеркивало декартову идею равенства психики и сознания. Согласно Лейбницу, "убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она сознает, является источником величайших заблуждений". В душе непрерывно происходит незаметная деятельность "малых перцепций", или неосознаваемых восприятий. В тех же случаях, когда они осознаются, это становится возможным благодаря особому психическому акту – апперцепции, включающей внимание и память. Таким образом, Лейбниц выделяет в душе несколько областей,
отличающихся по степени осознанности тех знаний, которые в них
располагаются. Это область отчетливого знания, область смутного знания и
область бессознательного. Рациональная интуиция открывает содержание идей,
которые находятся в апперцепции, поэтому эти знания являются ясными и
обобщенными. Доказывая существование бессознательных образов, Лейбниц тем
не менее не раскрывал их роль в деятельности человека, так как считал, что
она связана преимущественно с осознанными идеями. При, этом он обратил
внимание на субъективность человеческих знаний, связывая ее с
познавательной активностью. Лейбниц доказывал, что не существует первичных
или вторичных качеств предметов, так как даже на начальной стадии познания
человек не может пассивно воспринимать сигналы окружающей действительности. На вопрос о том, как соотносятся между собой духовные и телесные явления, Лейбниц ответил формулой, получившей название психофизического параллелизма: зависимость психики от телесных воз действий – иллюзия. Душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически. Вместе с тем между ними существует предопределенная свыше гармония; они подобны паре часов, которые всегда показывают одно и то же время, так как запущены с величайшей точностью. Доктрина психофизического параллелизма нашла многих сторонников в годы
становления психологии как самостоятельной науки. Идеи Лейбница изменили и
расширили представление о психическом. Его идеи о бессознательной психике, Такая связь получила впоследствии название ассоциации. Об ассоциации
как факторе, объясняющем, почему данный психический образ оставляет у
человека именно такой, а не другой след, было известно со времен Платона и Декарт, Спиноза и Лейбниц принимали ассоциации за один из основных психических феноменов, однако считали их низшей формой познания в сравнении с высшими, к которым относили мышление и волю. Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии. Ему безостаточно подчинены как абстрактное рациональное познание, так и произвольное действие. Произвольность – это иллюзия, которая порождена не знанием причин поступка (такого же мнения придерживался Спиноза). Так волчок, запущенный в ход ударом кнута, мог бы считать свои движения самопроизвольными. У Гоббса механический детерминизм получил применительно к объяснению психики предельно завершенное выражение. Весьма важной для будущей психологии стала и беспощадная критика Гоббсом версии Декарта о "врожденных идеях", которыми человеческая душа наделена до всякого опыта и не зависимо от него. До Гоббса в психологических учениях царили идеи рационализма (от лат. Д.Локк родился недалеко от города Бристоля в семье провинциального
адвоката. По рекомендации друзей отца он был зачислен в Виндзорскую школу,
по окончании которой поступил в Оксфордский университет. В Оксфорде он
занимается философией, естественными науками и медициной, в это же время он
знакомится с сочинениями Декарта. Знакомство с лордом А.Эшли, которое скоро
переросло в тесную дружбу, изменило жизнь Локка. В качестве врача и
воспитателя сына Эшли он становится членом его семьи и делит с ним все
превратности его судьбы. Лорд Эшли, который был главой вигов – политической
оппозиции английского короля Якова II, дважды занимал высокие места в
правительстве, делая Локка своим секретарем. После отставки Эшли Локк
вынужден был бежать вместе с ним в Голландию, где оставался и после смерти Как и Гоббс, он исповедовал опытное происхождение всех знаний. Доказав таким образом, что нет врожденных идей, Локк далее утверждал, что психика ребенка является "чистой доской" (tabula rasa), на которой жизнь пишет свои письмена. Таким образом, и знания, и идеалы не даны нам в готовом виде, но являются результатом воспитания, которое формирует из ребенка сознательного взрослого человека. Естественно поэтому, что Локк придавал огромное значение воспитанию. В самом опыте Локк выделил два источника: ощущение и рефлексию. Наряду с идеями, которые "доставляют" органы чувств, возникают идеи, порождаемые рефлексией как "внутренним восприятием деятельности нашего ума". И те, и другие предстают перед судом сознания. "Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме". Это определение стало краеугольным камнем интроспективной психологии. Считалось, что объектом сознания служат не внешние объекты, а идеи Такое понимание сознания определило формирование последующих психологических концепций. Они были пронизаны духом дуализма, за которым стояли реалии социальной жизни, общественной практики. С одной стороны, это научно-технический прогресс, сопряженный с великими теоретическими открытиями в науках о физической природе и внедрением механических устройств; с другой, – самоосознание человека как личности, которая, хотя и сообразуется с промыслом Всевышнего, способна иметь опору в собственном разуме, сознании, понимании. Указанные внепсихологические факторы обусловили как появление
механодетерминизма, так и обращенность к внутреннему опыту сознания. Именно
эти на правления в их нераздельности определили отличие психологической
мысли Нового времени от всех ее предшествующих витков. Как и прежде,
объяснение психических явлений зависело от знания о том, как устроен
физический мир и какие силы правят живым организмом. Речь идет именно об
объяснении, адекватном нормам научного познания, ибо в практике общения
люди руководствуются житейскими представлениями о мотивах поведения,
умственных качествах, влиянии погоды на расположение духа, зависимости
характера от расположения планет и т.д. Для великих ученых XVII века научное познание психики как познание
причин ее явлений имело в качестве непреложной предпосылки обращение к
телес ному устройству. Но эмпирические знания о нем были, как показало
время, столь фантастичны, что прежние свидетельства следовало игнорировать. 2. общая характеристика когнитивной психологии.
одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. К.п.
возникла в конце 50 — начале 60-х гг. XX в. как реакция на характерное для
господствующего в США бихевиоризма отрицание роли внутренней организации
психических процессов. Первоначально главной задачей К. п. являлось
изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула
на рецепторные поверхности до получения ответа (Д. Бродбент, С. Стернберг). Билет 11. 1. Психофизическая проблема в новое время и способы её решения. ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА, в широком смысле — вопрос об отношении
психических явлений к физическим, в узком — о соотношении между
психическими и физиологическими (нейрогуморальными) процессами. На базе
механистической философии 17 в. возникли два варианта решения:
психофизическое взаимодействие (Декарт; сознание испытывает влияние тела —
в ощущениях, аффектах и т. п. и воздействует на него — в актах воли) и
психофизический параллелизм (параллельное протекание психических и
физических процессов), который обосновывался с различных позиций Г. В. До сих пор при обсуждении деятельности мозга и центральной нервной системы, а также психических процессов мы считали эти понятия почти синонимами. Тем не менее с философской точки зрения вопрос о характере связи между мозгом и психикой весьма далек от разрешения. Философы бьются над вопросом, который носит название психофизическая проблема, уже много веков, и нам вряд ли удастся разрешить его в нескольких параграфах. Но это важный вопрос, и психологи должны иметь представление о его содержании. Суть проблемы состоит в следующем: ни один человек не может быть
уверен ни в чем, кроме того, что он существует. Предположим, я говорю вам,
что я - сумасшедший ученый, а вы на самом деле вовсе не читаете эту книгу,
как вам кажется: в действительности вы - это просто мозг с вживленными в
него электродами, находящийся в моей лаборатории. Стимулируя ваш мозг, я
создаю ваши иллюзорные мысли. Если я изменю тип стимуляции тканей вашего
мозга, то я заставлю вас поверить, что вы, например, прогуливаетесь или
катаетесь на велосипеде. Эти утверждения нельзя строго опровергнуть:
описываемая ситуация чрезвычайно маловероятна, но не является невозможной. Все эти рассуждения производят именно такое впечатление, из-за
которого многие не любят философию. Они напоминают хитроумную игру словами,
поскольку совершенно ясно, что в повседневной жизни люди не тратят свое
время на размышления о реальности существования материального мира. В
повседневной жизни об этом не задумываются даже философы и психологи. На первый взгляд решение проблемы кажется очень простым. Нам
известно, что поражения мозга могут приводить к нарушениям психической
деятельности, а при поражения специфических областей мозга происходят
изменения, касающиеся определенных аспектов мышления и поведения. Можно ли
считать эти данные строгим доказательством того, что психика является
продуктом деятельности мозга? К сожалению, проблема так просто не решается. Поэтому некоторые ученые заключили, что всякая психологическая наука, основанная на гипотезе о существовании связи между психикой и мозгом, изначально "ошибочна". Однако они не правы. На самом деле показано, что невозможно логическое доказательство существования связи между психикой и мозгом, но также недоказуемо и ее отсутствие. Все вышесказанное свидетельствует о том, что данная проблема относится к числу неразрешимых философских головоломок. Тем не менее из накопленных эмпирических данных вытекает следующая вполне правдоподобная, хотя логически небезупречная рабочая гипотеза: психика и тело связаны между собой, поэтому имеет смысл проводить исследования, основанные на предположении о наличии сложной и многосторонней связи между процессами мышления и физиологическими процессами, протекающими в мозге. Современный психоанализ. Билет 12 1. Развитие психологи внутри естествознания. 2. Фрейд и постфрейдисты. В отличие от Юнга и Адлера, которые подчеркивали, что разошлись с Хорни исходила из того, что доминирующим в структуре личности являются не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство беспокойства, которое Хорни называет чувством коренной тревоги. Хорни писала, что оно связано с "имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире. Таким образом, в ее теории сохраняется не только идея Фрейда о значении бессознательного, но и его мысль об антагонизме между внешним миром и человеком. Хорни считала, что причинами развития тревоги могут быть и отчуждение
родителей, и чрезмерная их опека, подавляющая личность, враждебная
атмосфера и дискриминация или, наоборот, слишком большое восхищение
ребенком. Каким же образом все эти противоречивые факторы могут стать
основой развития тревоги? Отвечая на этот вопрос, Хорни выделяет прежде
всего два вида тревоги: физиологическую и психологическую. Физиологическая
тревога связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные
потребности – в еде, питье, комфорте. Ребенок боится, что его вовремя не
перепеленают, не покормят, и потому испытывает такую тревогу постоянно в
первые недели своего существования. Однако со временем, если мать и
окружающие о нем заботятся и удовлетворяют его нужды, это беспокойство
уходит. В том же случае, если его потребности не удовлетворяются, тревога
нарастает, являясь фоном для общей невротизации человека. Если избавление
от физиологической тревоги достигается простым уходом и удовлетворением
основных потребностей детей, то преодоление психологической тревоги – более
сложный процесс, так как оно связано с развитием адекватного "образа Я". Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите, о которой пи сал еще Фрейд. Однако Хорни пересматривает и это его положение. Фрейд считал, что психологическая защита помогает разрешать внутренние конфликты, возникающие между двумя структурами личности – Ид и Супер-Эго. С точки зрения Хорни, психологическая защита направлена не на пре одоление конфликта между обществом и человеком, так как ее задача – привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем окружающих, т.е. два "образа Я". Хорни выделяет три основных вида защиты, в основе которых лежит удовлетворение определенных невротических потребностей. Если в норме все эти потребности и, соответственно, все эти виды защиты гармонически сочетаются между собой, то при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к развитию у человека того или иного невротического комплекса. Защиту человек находит либо в стремлении к людям (уступчивый тип), либо в стремлении против людей (агрессивный тип), либо в стремлении от людей (устраненный тип). При повышенном развитии стремления к людям человек надеется преодолеть свою тревогу за счет соглашения с окружающими, в надежде на то, что они в ответ на его конформную позицию не заметят (или сделают вид, что не замечают) неадекватность его "образа. Я". Проблема в том, что при этом у субъекта развиваются такие невротические потребности, как потребность в привязанности и одобрении, потребность в партнере, который принял бы на себя заботу о нем, потребность быть предметом восхищения других людей, потребность в престиже. Как любые невротические потребности, они нереалистичны и ненасыщаемы. Добившись признания или восхищения от других, человек старается получить все больше и больше похвал и признания, испытывая страх перед малейшими, часто мнимыми признаками холодности или неодобрения. Такие люди совершенно не переносят одиночества, испытывая ужас от мысли, что их могут покинуть. Это постоянное напряжение и служит основой развития невроза. Развитие защиты в виде ухода, стремления от людей дает возможность
игнорировать мнение окружающих, оставшись наедине со своим "образом Я". Попытка преодолеть тревогу, навязав другим людям свой "образ Я", также не приводит к успеху, так как в этом случае развиваются такие невротические потребности, как потребность в эксплуатации других, стремление к личным достижениям, к власти. Знаки внимания, уважения и покорности от окружающих кажутся таким людям все более недостаточными, в своей тревоге им надо все больше власти и доминирования. Психотерапия, считала Хорни, помогает человеку понять самого себя и
сформировать более адекватное представление о себе. Подход Хорни к понятию
психологической защиты существенно повлиял на позиции современной
психологии. Это признается большинством исследователей, как и ее роль в
развитии социологической школы психоанализа. Фромм считается наиболее социально-ориентированным из всех
психоаналитиков, так как для него социальное окружение являлось не просто
условием, но важнейшим фактором развития личности. При этом, в отличие от Фромм пришел к выводу, что движущими сила ми развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма: потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивидуализации, напротив, толкает к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека, который всегда тщетно стремится каким-то образом соединить эти противоположные тенденции в своей жизни. Стремление примирить эти потребности является, с точки зрения Фромма,
двигателем не только индивидуального развития, но и общества в целом,
которое также пытается уравновесить эти стремления. Единственным чувством, которое, по мнению Фромма, помогает человеку
примирить эти две противоположные потребности, является любовь в самом
широком понимании этого слова. В стремлении к индивидуализации люди обычно
стремятся к свободе от других, от обязательств и догм, определяющих их
жизнь в обществе. Желание свободы от всех и любой ценой не дает человеку
возможности задуматься над тем, зачем ему нужна эта свобода. Поэтому,
обретая ее, он не знает, что с ней делать, и у него возникает желание
променять ее опять на укорененность. В то же время есть и другая свобода, Фромм также говорил о механизмах психологи ческой защиты, с помощью которых человек стремится избежать внутриличностного конфликта. По Фромму, это садизм, мазохизм, конформизм и деструктивизм. При садизме и мазохизме происходит "укорененность" жертвы с палачом, которые зависят друг от друга и нуждаются друг в друге, хотя разность их позиций и дает им некое ощущение собственной индивидуальности. При конформизме чувство укорененности берет верх, в то время как при деструктивизме, наоборот, верх одерживает стремление к индивидуализации, стремление разрушить то общество, которое не дает человеку возможности укорениться в нем. Таким образом, хотя эти механизмы и помогают человеку преодолеть внутреннее несоответствие, они, тем не менее, не решают глобальных проблем. Фромм приходит к выводу, что есть два способа реализации своей внутренней природы: способ быть и способ иметь. Люди, которые живут, чтобы иметь, ориентированы на внешнюю сторону, на укорененность в обществе. Для них главное – продемонстрировать свое значение, придать себе вес в глазах других. При этом неважно, за счет чего они хотят придать себе значительность, чем они хотят обладать – знаниями, властью, любовью или религией. Главное – показать всем, что это их собственность. Отсюда их догматизм, нетерпимость, их агрессивность и неуверенность, так как они бессознательно боятся, что кто-то отберет у них незаслуженную собственность. Все это приводит к неврозу, делая потребность иметь ненасыщаемой и приводя ко все большей невротизации и напряженности человека. Развитие по принципу быть характеризуется внутренней свободой и
уверенностью в себе. Таким людям все равно, что о них думают другие, так
как главное для них – не демонстрировать обладание знанием, религиозностью,
властью или любовью, но быть, чувствовать себя любящим, религиозным,
знающим человеком. В этом и реализуется индивидуальность, понимание своей
самоценности. Такие люди не стремятся рвать связи с окружающими, к свободе
от всего. Им нужна только свобода для самоосуществления, для того чтобы
быть самими собой. Они уважают и стремление других быть самим собой, а
потому они терпимы и неагреесивны в отличие от тех, кто живет по принципу
иметь. Эти люди подходят к жизни как к творчеству, выходя в акте творчества
за пределы себя как творения, оставляя пределы пассивности и случайности
своего существования и переходя в область целенаправленности и свободы. Работы Фромма заложили основы направления, одно время популярного в западной психологии и получившего название "фрейдо-марксизм". Одна ко главное значение его работ в том, что они, оставаясь в русле основных положений психоанализа, отвечали и на новые, возникшие уже во второй половине XX века вопросы, соединяя идеи Фрейда и с Адлером, и с гуманистической психологией. По пытки на языке психоанализа отказать противоречивость позиции человека в его общении с окружающими, роль общества в развитии личности имели большое значение не только для психологии, но и для смежных наук – истории, социологии, философии, педагогики. На фрейдистской почве возникло еще одно течение, сторонники которого
попытались истолковать в понятиях психоанализа своеобразие культур но-
исторического облика различных народов. Согласно одному из главных
сторонников этого направления, американскому психиатру и этнологу Кардинер исходил из фрейдистского понимания механизма развития
личности и ее строения, дополнив его предположением, что влечения,
отнесенные Фрейдом к разряду изначально присущих человеческому роду,
свойственны отдельным формам культуры. Отправным пунктом для Эриксона были его изыскания в области культурной
антропологии, социальной этологии и этнопсихологии, которые он осуществил,
изучая жизнь индейцев различных племен, проживающих на севере Калифорнии и
в штате Южная Дакота. Результаты этих исследований стимулировали интерес Наиболее существенным моментом "психоисторического" метода Эриксона стало стремление объединить в "психоисторическом контексте" психологию индивида и общества на основе синтеза теоретических представлений и результатов полевых наблюдений. Утверждая доминирующее значение психических факторов в историческом процессе, Эриксон подчеркивал особую роль личностного начала в жизни. Он полагал, что психическая жизнь людей почти зеркально отражает исторические события, и что их личностные кризисы соответствуют социальным кризисам и характеризуются той же структурой. В силу этого, анализируя развитие личности, можно с большой степенью точности реконструировать развитие истории. Утверждая, что личность вообще, а выдающаяся в особенности может выступать и выступает в роли своеобразного индикатора исторического процесса, Эриксон подчеркивал, что особая роль в истории, которую играют лидеры, обусловливается способностью этих людей выводить разрешение различных индивидуальных кризисов за пределы собственной личности и умением возлагать преодоление их на все свое поколение. Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, a не только первые шесть лет, как полагал Фрейд. Влияет на этот процесс не только узкий круг людей, как считал традиционный психоанализ, но и общество в целом. Сам этот процесс Эриксон называл формированием идентичности, подчеркивая важность сохранения и поддержания личности, цельности Эго, которое является главным фак тором устойчивости к неврозам. Он выделил восемь основных этапов развития идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой, причем каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он себя идентифицирует. . Первая стадия – до одного года. В это время развитие детерминируется в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, т.е. открытости к миру или настороженности, закрытости. . Вторая стадия – от одного года до трех лет. В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от окружающих – вследствие то го, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. . Третья стадия – от трех до шести лет. В это время у детей развивается либо чувство инициативы, либо чувство вины – в зависимости от того, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение. . Четвертая стадия – от шести до четырнадцати лет. В это время у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. В этот период школа, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации. От того, насколько успешно ребенок учится, как у него складываются отношения с учителями и как они оценивают его успехи в учении, и зависит развитие этих качеств. |
|
© 2010 |
|