РУБРИКИ |
Брачность и разводимость |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Брачность и разводимостьСейчас средняя семья в России состоит из 3,2 человека. Этот показатель существенно различается в зависимости от региона бывшего СССР. Наибольший показатель имеет население Таджикистана и Азербайджана (средняя численность детей составляет 5—6 человек), а наименьший показатель — население стран Прибалтики, Белоруссии. Здесь значительный удельный вес занимает семья с одним ребенком. Наличие единственного ребенка характерно для большинства городских семей. И хотя в 80-х гг. количество таких семей уменьшилось, даже простое воспроизводство находится под угрозой. Пока этот процесс не остановлен, сохраняется вполне реальная возможность депопуляции населения в ряде регионов страны. На репродуктивную функцию семьи негативно влияют разводы, поэтому общество не может безучастно относиться к этому явлению. Огромное значение придается здоровью супругов, их способности к воспроизводству самих себя. Как свидетельствует статистика, до 15% семей страдают бесплодием, причем 40% из них по причине бесплодия мужа. В то же время увеличение двух-, трехдетных семей сдерживается не только личными устремлениями супругов, но и экономическими условиями и правовыми положениями. Именно последние факторы и явились причиной того, что в 1997 г. смертность превысила рождаемость в России. На поведении молодежи отражаются знания обо всех сторонах семейной жизни. Как показывают социологические исследования, уровень культуры половых взаимоотношений между супругами, как правило, очень низкий. Между тем формирование правильных установок молодежи в интимной сфере является одной из важных составляющих их воспитания (И.С. Кон). Сегодня значительная часть молодежи или совсем не получает информацию о семье, об этой сложной стороне отношений, или получает ее очень недостаточно, что отрицательно сказывается и на дееспособности семьи, и на стабильности браков. К сожалению, подготовка к браку сводится лишь к теоретическим изложениям некоторых догм семейной жизни. Однако этот курс требует и эмоциональной, психологической готовности, культуры межличностных отношений, которую обязана закладывать семья. Такая эмоциональная подготовленность — основа умения любить, бережно, внимательно, чутко относиться к ближнему, стараться понимать других и правильно оценивать свое поведение. Оптимизировать процесс самоопределения молодежи в сфере личной жизни одна семья, конечно же, не в состоянии. Это задача, которую призвана решать вся система воспитания, включая и искусство, и массовую информацию, и общественное мнение, и общественные организации. Что касается хозяйственно-потребительской функции семьи, то она охватывает такие стороны семейных отношений, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета. Среди различных аспектов этой функции можно особо выделить проблему «семейной власти» и социализации ребенка при его подготовке к будущей самостоятельной жизни. Тенденция к установлению равноправия в семье позитивна по своей сути. В то же время перекос в сторону феминизации семейного управления в связи с возросшей экономической самостоятельностью женщины, ее определяющей ролью в воспитании детей ведет к нарушению психологического комфорта. Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами. Лучший пример - это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье. Если говорить о ребенке, то в семье он получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказывает помощь по дому, приобретает опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а главное, учится разумному потреблению материальных и духовных благ. Эффективность семейного воспитания зависит, с одной стороны, от социально-экономического потенциала семьи, с другой — от нравственно-психологического климата. Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале жизненного пути, когда закладываются нравственные, психологические, эмоциональные основы личности. Как никакая другая социальная группа, семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. Это особенно доверительная нравственно-эмоциональная атмосфера между ее членами, наглядный пример родителей в выполнении общественных и семейных обязанностей, совместный труд, беседы с детьми на интересующие их темы, наконец, авторитет родителей в решении ряда сложных и важных для ребенка и подростка проблем и т.д. Семья легче и эффективнее всего осуществляет индивидуальный подход к человеку, вовремя замечает просчеты в воспитательной деятельности, активно стимулирует проявляющиеся (порой очень рано) положительные качества и борется с отрицательными чертами характера. При этом если учитывать, что на первые годы жизни ребенка приходится ряд важных «сенситивных пиков» развития (эмоций, познавательной активности, характера), то значение семейного воспитания оказывается практически незаменимым компонентом среди других социальных институтов. Вот почему, упуская возможности воздействия на ребенка в дошкольные годы, семья часто лишается их вообще. Конечно, у каждой семьи, каждого взрослого свои формы и свои пределы возможностей работы с детьми. Это зависит не только от экономического базиса семьи, образованности и общей культуры ее членов и даже не всегда от педагогических способностей того или иного родителя (они могут быть направлены и на воспитание ханжеских и корыстных качеств). Эти возможности определяются всей совокупностью духовно-нравственных, личностных черт каждого из супругов и членов семьи, ее морально-психологической атмосферой. Подлинный авторитет завоевывается не просто дидактическими назиданиями (как это пытаются делать в семье, а особенно в школе), а своим образом жизни, поведением. Обычно такой авторитет не подвержен никакой инфляции. Авторитет же силы, зависимости, страха легко переходит в свою противоположность, как только лишается своих подпорок. Например, у подростка появляется физическая сила, и родители уже не в состоянии его наказать. Или: молодой человек начинает сам, любыми путями, порой нечестными, добывать деньги, и родители не могут, как раньше своими подачками, заставить его «уважать» себя, прислушиваться к их мнению. Проблема нравственного внутрисемейного авторитета очень важна и актуальна, так как ее решение выходит далеко за рамки семьи и школы. Настоящее воспитание в семье — большой труд: и физический, когда мать ухаживает за малышом, и умственный, когда речь идет о его духовном развитии. К сожалению, это требование в должной мере не осознается обществом (воспитание недостаточно стимулируется материально, а нравственная и социальная ценность труда матери-воспитательницы не приравнена ни в общественном мнении, ни в трудовом законодательстве к профессиональному труду), да и самой семьей, которая часто воспитывает (иногда и неплохо) лишь своим «бытием». Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее. Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д. это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе–путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов. Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому–деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах. Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой – привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов. Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений. Взаимосвязь функций семьи.Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость. Репродуктивная функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением «воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий»[iv]. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Сколько современной семье иметь детей? На эту тему возникают дискуссии на страницах газет, журналов. Их ведут социологи, демографы, психологи. Почему этот вопрос стал таким актуальным? Причин здесь много. Они непросты и взаимосвязаны. Рассмотрим только некоторые из них. Раньше в нашей стране был повсеместно распространен тип многодетной семьи, в настоящее время сложилась другая картина. Более половины всех семей имеют одного ребенка или вообще не имеют детей, значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей. Среди причин возникновения такой ситуации демографы называют распространение городского образа жизни. В этом есть доля истины. Полвека назад в нашей стране восемь семей из десяти были сельскими. Теперь в городах живет две трети населения страны. Немало сельских семей ведут городской образ жизни. Производственная занятость женщины, рост культуры людей, взрыв потребностей—это тоже относят к числу указанных выше причин. И это правильно. Возросли запросы людей, их требовательность друг к другу. Изменились взаимоотношения в семье: они стали более сложными и тонкими психологически, в их основе на первом месте нравственные нормы, а не экономическая зависимость, как было раньше. Меняется и отношение к детям. Имея весьма скромный прожиточный минимум и более чем скромные жилищные условия, многие родители ограничиваются одним ребенком. Двумя и тем более тремя детьми обзаводятся крайне редко. Но зато своего единственного ребенка стараются хорошо одеть, стремятся дать ему хорошее и разностороннее образование. Однако часть социологов и демографов главную причину падения рождаемости видят в другом. Раньше наблюдалась высокая детская смертность. Она компенсировалась высокой рождаемостью. Родители этого, конечно, не осознавали. К смерти ребенка иногда относились как к вполне естественному явлению: «Бог дал — бог взял. Бог еще даст...» Для воспроизводства численности родителей надо было иметь 5—7 детей, а теперь достаточно 2—3. Значит, вслед за резким снижением детской смертности сократилась и рождаемость. Теперь возможно заранее планировать столько детей, сколько по силам вырастить и воспитать: у родителей есть уверенность, что не один ребенок из четверых, как раньше, а по меньшей мере девять из десяти доживут до свадьбы. Такое планирование многие родители фактически уже осуществляют. Нетрудно заметить, что все указанные причины переплетаются, взаимодополняются, смыкаются в единый комплекс, который и привел к снижению рождаемости. Вместе со снижением рождаемости изменяется и структура семей. Они в основном состоят из двух поколений: родителей и детей. В настоящее время семей, которые объединяют три-четыре поколения, очень мало. Оба эти явления закономерны и не должны вызывать беспокойства. Однако рождаемость стала уже ниже уровня, в котором заинтересовано общество. Демографы считают, что для простого воспроизводства населения семье мало иметь двоих детей. Ведь не каждый мужчина становится отцом, не каждая женщина — матерью. Подсчитано, что население, состоящее из двухдетных семей, примерно через тридцать лет теряет третью часть своей численности. Для простого воспроизводства для населения нашей страны необходимо, чтобы половина семей имела по трое детей, а остальные по двое. Однако общество заинтересовано в том, чтобы численность населения возрастала, а не только воспроизводилась. Значит, трехдетных семей должно быть больше половины. Но намерения молодых родителей намного скромнее. Это серьезное противоречие может быть преодолено совместными усилиями общества, семьи и личности. Тут необходимы взаимодополняемые экономические, юридические, педагогические и психологические меры. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, растить и воспитывать их. Без удовлетворения этой потребности человек, как правило, не чувствует себя счастливым. И это не случайно. Если супружество пробуждает в людях новые силы и новые чувства, то появление детей преображает супругов. В них пробуждается родительская любовь и развивается целая гамма связанных с нею чувств, которые только и могут появиться с рождением детей: у женщины — материнство, у мужчины — отцовство. А в чем суть общесемейных интересов, связанных с репродуктивной функцией? Они имеют отношение, прежде всего, к числу детей. Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все сильно усложняется. И это понятно. В семье, где несколько детей, коллектив создается самой жизнью; здесь есть с кого брать пример, есть за кого отвечать, есть наставники и подопечные. В такой семье идет активное взаимовоспитание детей, в жизни каждого ребенка естественным образом воспитываются коллективизм, сопереживание, солидарность, чувство товарищества и дружбы, любовь к брату или сестре. Итак, семья — единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжения рода. Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи. Продолжительное время ошибочно утверждалось, что социалистические преобразования ведут к отмиранию непосредственного участия семьи в производстве средств к жизни, что ее участие в общественном производстве должно сводиться только к тому, чтобы взрослые члены трудились на государственных предприятиях и таким образом обеспечивали материальную основу существования. Такой левацко-ущербный подход в настоящее время пересмотрен. Опыт семейного подряда, участие семей в кооперативной деятельности, индивидуальная трудовая деятельность, развитие семейного садоводства и подсобных хозяйств вносят заметный вклад в производство материальных благ, в улучшение благосостояния семьи, расширяют ее воспитательный потенциал. Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует укреплению супружеских отношений, нравственному и трудовому воспитанию детей. При несправедливом распределении домашних обязанностей в семье, когда они взваливаются в основном на женщину, мужчина выступает в роли «патриарха», а дети - лишь в роли потребителей, влияние, безусловно, будет неблагоприятным. С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Как уже отмечалось, советской семье все меньше присущи черты единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин, иногда весьма существенных) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие. Для большинства семей характерно примерно равное участие супругов в управлении домашним очагом. Конечно, это самый прогрессивный принцип семейного управления. При этом равенство супругов должно быть примерным, в тех вопросах, в которых более компетентна жена, ей должно принадлежать первенство, а в ряде других вопросов право решающего голоса может принадлежать мужчине. К этому надо стремиться каждой семье. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Успех выполнения воспитательная функции семьи зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально-психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества, родителей. «Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент—специфика самого процесса семейного воспитания. Человек испытывает воздействие семьи со дня рождения до конца своей жизни. Значит, семейному воспитанию свойственны непрерывность и продолжительность. И в этом с семьей не может сравниться ни один другой воспитательный общественный институт. Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. Сама естественная жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей — его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе. Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия. Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. А.С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком». Выходит, воспитательная функция органически сливается с репродуктивной. Тесная взаимосвязь существует и между другими функциями. Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают (иногда даже считают самостоятельной функцией) деятельность по созданию психологического климата семьи. По сути, с этим нельзя не согласиться: в нашу динамичную эпоху сильно возрастает значение семьи как психологической ячейки. Жизнь семьи многогранна. Мной кратко рассмотрены только ее предназначения и основные функции. Но и этот анализ показывает, что она удовлетворяет и многообразные индивидуальные потребности личности (материальные, духовные, физиологические и др.), и групповые (общесемейные) потребности, и важнейшие потребности общества. Как общество влияет на семью, создавая определенный ее тип, так и семья оказывает немалое влияние на развитие и образ жизни общества. Семье принадлежит важная роль в ускорении экономического и социального развития общества, в воспитании подрастающего поколения, в достижении счастья каждым человеком. Словом, преувеличить важность этой социальной и экономической ячейки общества невозможно—необходимость семьи обусловлена потребностью человеческого общества в духовном и физическом воспроизводстве самого человека. 11. Кризис современной семьи Семья, как и все общественные установления, на протяжении своей истории испытала ряд изменении. Ее развитие не остановилось и на современных ее формах. Вдумчивое изучение ряда явлений показывает, что в настоящее время семья как социально-правовая организация определенного вида переживает острый перелом; старые и отчасти современные ее формы мало-помалу исчезают и уступают место иным формам, известным пока лишь в самых общих чертах. Коротко говоря, современная семья изменяется и переходит в наши дни к новой, грядущей семье. Конечно, этот процесс изменения ее состоит в связи с изменением всей остальной общественной жизни. По мере того как изменяются основы современного общества, изменяется и семья. Но так ли это? Не есть ли сказанное простое заблуждение? Мне думается, что нет: в современной семье, действительно, происходит какой-то перелом, грозящий смести се основные черты. Кратко указать доводы, говорящие за это, — такова задача нижеследующих строк. Современная семья представляет собой союз, во-первых, мужа и жены, затем родителей и детей и, в-третьих, более широко, союз родственников и свойственников. Основанием союза супругов является брак, признанный государством, заключаемый в определенной юридической форме и влекущий за собой определенные юридические последствия — личные и имущественные. Церковь определяет брак как таинство, посредством которого два существа сливаются в "едину плоть", в союз, наподобие союза Христа с Церковью. Юристы, следуя определению Модестина, понимают под браком состояние полной жизненной общности между супругами, пожизненную связь, основанную на божеском и человеческом праве. Переводя эти юридические положения на более простой язык, можно сказать, что в принципе современный брак означал полное слияние двух существ, пожизненное шествие их по дороге жизни и совместное осуществление поставленных себе задач. Эта связь была до сих пор достаточно прочной и для огромного большинства — пожизненной. Два существа, действительно, превращались в "плоть едину" и совместно с детьми представляли своего рода "государство в государстве". Являясь такой самостоятельной ячейкой, современная семья и помимо брака как полового союза была объединена и скреплена рядом других связей. Как союз родителей и детей она была своего рода независимым хозяйственным целым ("домашний очаг") и первой школой и воспитателем. На родителях, обладающих рядом прав по отношению к детям, лежали и обязанности — заботиться об их материальной обеспеченности и об умственном и нравственном воспитании. Определенные права и обязанности лежали и на детях. Государство почти не вмешивалось в этот внутренний распорядок семьи. Она была ограждена своего рода запретной стеной, за черту которой, кроме случаев исключительных, носящих уголовный характер, государственная власть не переступала. Она предоставляла семье полную самостоятельность и ревниво оберегала ее прочность, независимость и ее основы. Посягательства на ослабление или разрыв супружеской связи (половая чистота, оскверняемая прелюбодеянием, и внебрачные половые связи) всячески преследовались и, особенно в древности, жестоко карались. Чтобы сильнее закрепить эту связь, государство и церковь всячески мешали ее разрыву, путем ли разводов или раздельного сожительства. Католичество, исходя из слов Христа: "Что Бог соединил, того человек да не разлучает", и до сих пор не допускает никакого развода. В тех же целях жена была отдана в опеку мужу, дети — в распоряжение родителей. Эту же задачу преследовало установление общности имущества супругов, солидарности их интересов и передача материальной и духовной заботы о детях в руки родителей. Одним словом, семья была цельной общественной единицей, ведущей свою самостоятельную жизнь в государстве. Что же мы видим в течение последних десятков лет? А видим, что время исподволь и постепенно подкапывается под все автократические основы семьи и мало-помалу разъедает все основные связи, делавшие ее цельной единицей. По мере приближения к нашему времени становятся более слабым и союз мужа и жены, и союз родителей и детей. Все быстрее и быстрее растущий процент разводов и "разлучений от стола и ложа" уменьшение самого числа браков, свидетельствующее о том, что все больше и больше становится лиц, не желающих связывать себя современными узами "законного брака", рост "внебрачных" союзов мужчины и женщины, рост проституции, падение рождаемости детей, освобождение женщины из-под опеки мужа и изменение их взаимных отношений. Все более и более слабая охрана супружеской верности и самого брака государством. Эти факты, если они действительно верны, достаточны для того, чтобы сказать: дальнейшее существование семьи в современных принудительных формах и в самом деле становится весьма трудным. Совокупность их для того, кто умеет понимать язык "безгласных" цифр, говорит о том, что современная семья переживает глубокий кризис. Уже само по себе развитие этих явлений служит признаком падения современных "устоев" семьи, применительно же к факту ослабления семейной связи оно является неопровержимым доказательством. Одновременно и причиной ослабления семьи, и в то же время признаком ее распада служит и факт уменьшения деторождения в браке. Что же мы видим в последние десятилетия? А то, что рождаемость постепенно падает. В "моду входят" "бездетные" браки. Иметь детей считается теперь "неудобным и непрактичным" по целому ряду соображений: говорят в этих случаях и о трудности жизни, и о материальных и экономических заботах, и о том, что дети — "роскошь", стоящая весьма дорого, и о трудности их содержания, воспитания, обучения, и о том, что они связывают руки. В глубокой древности дети были совершенно бесправны и отданы в бесконтрольную власть родителей. Государство решительно ни в чем здесь не ограничивало власть отцов. Родитель имел право жизни и смерти над детьми, мог продать их в рабство, мог изувечить, не давая никому отчета в своих действиях. Наряду с личной бесправностью дети не имели никаких прав и по отношению к имуществу. Так было в Риме, так же было и у других народов. Но затем власть родителей постепенно ограничивалась. Государство мало-помалу ставило ряд условий, которые отец безнаказанно не мог нарушать. Отняты было у родителей право жизни и смерти, право продажи в рабство и право нанесения других оскорблений и повреждений детям. Рядом с этим росла и имущественная правоспособность детей. В итоге опека родителей постепенно падала, власть их все более и более ограничивалась, государство мало-помалу вторгалось в права родительской власти. Подобная же история происходила и у нас. С падением родительской власти исчез и "клей" принуждения. Связь отцов с детьми стала зависеть не только от воли первых, но и вторых. То, что раньше дети должны были терпеть, теперь они не обязаны. Если раньше они при всей тягостности их доли должны были эту связь поддерживать, то теперь они свободно разрывают ее, не жертвуя ни совестью, ни честью, ни благосостоянием. Раньше дети были рабы, теперь — они свободные и равноправные с отцами личности. Раб терпит все, личность требует уважения к себе и протестует против посягательств на ее права. Отсюда вывод — теперь принудительная, связь родителей и детей стала слабее, пала и легче может быть разорвана. А это значит, что "китайская стена", охранявшая эту связь на почве родительской власти, рухнула. Таков конец той долгой дороги, которой развивались отношения родителей и детей. Отсюда вывод — если раньше семья была единственной или главной воспитательницей, школой и опекуном, то теперь эта роль семьи должна исчезнуть. И действительно, на наших глазах мы видим, как государство мало-помалу отнимает у семьи ее воспитательные, учительские и опекунские функции и берет их в свои руки. Раньше все это принадлежало семье; теперь государство берет это на себя. Раньше последнее не вмешивалось в хозяйничанье родителей, теперь все больше и больше врывается в эту сферу, требует у родителей отчета, накладывает на них ряд обязанностей и говорит: "это ты не можешь делать, это не имеешь права, то-то должен делать" и т.д. В настоящее время очень мало, так называемых, сложных семей, в состав которых входят «старики». Моральные нормы и ценности последних лет очень сильно изменились. Теперь молодые предпочитают жить отдельно от родителей, хотя это очень сильно связано с их материальным положением. Сейчас не каждая молодая семья может позволить себе отдельную квартиру, а иногда и отдельную комнату. Иногда это становится причиной снижения количества браков в стране. В советском Союзе, когда люди вступали в брак, им предоставлялись: -льготы при приобретении жилья; -льготные кредиты для обустройства; -они могли получить квартиру. Сейчас все эти привилегии отменены, что оказывает влияние на демографические процессы. С другой стороны, когда молодая семья живет с родителями (не отдельно), это приводит к недопониманию друг друга, увеличению стрессовых состояний и, в конечном счете, к разводу. По статистике современной женщине после 30 лет легче выйти замуж после развода, чем «старой деве». Это значит, что мужчины предпочитают опыт и уверенность. На фоне ухудшения здоровья женщин растет число больных новорожденных детей. Не уменьшается инвалидизация детского населения. По данным бюро медстатистики при Комитете здравоохранения Москвы показатели общей заболеваемости детей продолжают повышаться. Так, в 1997 году по сравнению с 1996 годом контингент диспансерных больных увеличился на 8% (с 13935 до 15088 на 100000 детей соответственно). Несомненно, загрязнение окружающей среды города оказывает неблагоприятное влияние на здоровье детского населения. В первую очередь, это касается загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий и автотранспортом, что приводит к аллергизации населения, к появлению функциональных нарушений центральной нервной системы. Число семей, имеющих детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, увеличилось на 2133 чел. (1997 год - 18346; 1998 год - 20479). Сравнивая статистические данные по стране в целом и ее отдельным регионам, можно сказать, что наиболее высокие коэффициенты брачности наблюдались в 1980 году, затем они постепенно снижаются, и в 1996 году – достигают минимального значения (табл.3.). Одна из причин снижения этого показателя - экономическая нестабильность в стране. Характеристику экономической нестабильности последних лет можно получить из анализа величины отклонений показателей средней заработной платы и отношения доходов к прожиточному минимуму. Кризис семьи проявляется в резком ослаблении ее экономической функции. Выявилось противоречие: с одной стороны, экономическая свобода позволяет ныне семье учить детей экономической деятельности, с другой - экономическая культура родителей, как правило, чрезвычайно низка, их старые экономические знания, если они у кого и были, непригодны для новых условий. Сложилась парадоксальная ситуация: дети вынуждены полностью самостоятельно овладевать новой экономической реальностью, более того, они учат этому отцов, зачастую содержат семью. Избрав политику повышения цен на все, кроме цены рабочей силы, нынешнее государство сохранило уровень зарплаты, ориентированный лишь на поддержание существования самого работника, без учета необходимости содержания семьи и детей, тем самым ставя под большое сомнение право на обзаведение семьей и воспитание детей. Вот как выглядела оценка материального положения семьи, по данным опроса ВЦИОМ, проведенного в феврале прошлого года среди четырех тысяч семей России. Свое материальное положение оценили как "очень хорошее" - 0,3 процента, как "хорошее" - 6, "среднее" - 51, "плохое" - 34, "очень плохое" - 7. Затруднились ответить 2 процента. Данные опроса, проведенного в июне нынешнего года, уже такие. Наша семья живет: "богато" - 2 процента, "скорее бедно" - 48, "бедно" - 32, затруднились ответить - 18. Основными причинами бедности названы: низкие заработки - 32 процента, несправедливое распределение доходов в обществе -14, недостаточная помощь государства малообеспеченным семьям - 11, потеря работы -10, неумение жить, быть предприимчивым - 33. Обострилась и проблема улучшения жилищных условий для миллионов остронуждающихся семей - с каждым годом в России все меньше становится семей, получающих жилье и улучшающих свои жилищные условия. Как следствие ухудшения материального положения семьи увеличилась заболеваемость новорожденных, усилилась задержка психического развития детей, возросло число самоубийств среди подростков. Общая смертность от самоубийств за последние пять лет увеличилась на 30 процентов, а среди подростков - на 60. Любопытно сравнить мнение респондентов о вероятности для их детей стать наркоманами, алкоголиками и преступниками, высказанное в 1992 году и двумя годами позже (в процентах)
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1992 |
1994 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наркоманом |
18 |
28 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Алкоголиком |
19 |
29 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преступником |
20 |
40 |
В связи со всем вышеизложенным мы можем выделить следующие тенденции брачности и разводимости:
Уменьшение числа браков, вызванное экономической несостоятельностью, психологическими и социальными причинами, ухудшением общего здоровья нации.
Увеличение числа разводов вызванное теми же причинами, а также увеличением случаев хронического алкоголизма и наркомании, увеличением экономической и моральной состоятельности женщин в обществе.
Увеличение числа официально не зарегистрированных браков и браков «по переписке», когда супруги не проживают совместно.
Увеличение числа неполных семей
Общие коэффициенты брачности по некоторым регионам
Российской Федерации
(на 1000 населения)
1980
1987
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Российская Федерация
10,6
9,3
8,9
8,6
7,1
7,5
7,4
7,3
5,9
Северо-Западный район
11,3
10,8
9,5
8,6
7,4
7,7
7,7
7,7
6,4
г. Санкт-Петербург
12,0
11,9
10,3
9,1
7,7
8,0
8,1
8,2
6,9
Ленинградская область
10,3
9,4
8,3
7,9
6,9
7,2
7,3
7,4
6,1
Новгородская область
10,2
9,2
8,1
7,7
6,8
7,0
6,6
6,4
5,4
Псковская область
9,8
9,1
8,1
8,0
6,9
7,2
6,9
6,9
5,3
Центральный район
10,2
9,8
8,7
8,1
6,8
7,5
7,6
7,6
6,6
Брянская область
10,3
10,1
9,0
9,1
7,4
8,2
8,0
7,8
5,7
Владимирская область
9,8
9,1
8,2
7,8
6,7
7,2
6,7
6,7
5,5
Ивановская область
9,6
9,0
8,4
7,7
6,5
6,8
6,4
6,3
5,2
Калужская область
10,2
9,7
8,6
8,2
6,8
7,2
7,1
6,8
5,8
Костромская область
10,0
8,7
7,9
7,5
6,2
6,8
6,5
6,3
5,2
г. Москва
10,5
10,5
9,4
8,4
6,9
7,6
8,2
8,2
7,6
Московская область
10,1
9,5
8,2
7,6
6,5
7,5
7,8
8,1
7,2
Орловская область
9,7
9,6
8,5
8,4
7,1
7,9
7,7
7,6
5,9
Северо-Кавказский район
10,2
9,7
9,2
9,1
7,4
8,0
8,0
7,9
6,1
Республика Адыгея
10,2
9,5
9,0
9,0
7,4
7,9
7,9
8,0
5,9
Республика Дагестан
10,5
10,3
10,0
9,9
8,5
7,7
7,7
6,9
6,1
Кабардино-Балкарская Республика
11,0
9,9
9,9
9,1
7,8
7,5
7,2
7,1
6,3
Карачаево-Черкесская Республика
10,5
9,5
8,6
8,6
6,9
6,8
7,0
7,0
5,5
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Республика Северная Осетия-Алания
9,9
9,2
8,3
7,7
6,4
6,4
6,7
6,6
5,6
Краснодарский край
9,9
9,9
9,6
9,7
7,8
8,5
8,5
8,8
6,5
Ставропольский край
10,5
9,7
9,3
9,2
7,7
8,1
8,2
8,1
6,2
Ростовская область
10,3
9,9
9,1
9,1
7,2
7,9
7,8
8,0
8,0
Общие коэффициенты разводимости по некоторым регионам Российской Федерации (на 1000 населения)
1980
1987
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
А
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Российская Федерация
4,2
4,0
3,8
4,0
4,3
4,5
4,6
4,5
3,8
Северо-Западный район
5,5
4,9
5,0
5,1
5,5
5,7
5,6
5,3
4,3
г Санкт-Петербург
5,9
5,3
5,5
5,4
5,7
5,8
5,5
5,1
4,4
Ленинградская область
6,0
5,1
4,7
5,2
5,7
6,0
6,4
6,1
4,4
Новгородская область
4,1
3,7
3,6
4,1
4,7
5,0
5,2
4,7
3,8
Псковская область
3,9
3,5
3,5
3,8
4,5
5,2
5,2
5,2
3,8
Центральный район
4,6
4,2
4,1
4,3
4,6
4,9
4,9
4,8
4,3
Брянская область
3,7
3,7
3,5
3,9
4,5
4,8
5,2
5,3
3,8
Владимирская область
3,6
3,5
3,4
3,7
4,2
4,5
4,7
4,7
3,5
Ивановская область
3,9
3,8
3,2
3,4
4,1
4,7
4,9
4,9
3,3
Калужская область
4,3
3,9
3,9
4,0
4,3
4,9
5,0
5,0
4,4
Костромская область
2,7
2,7
2,5
2,9
3,6
3,9
4,1
4,4
3,0
г Москва
5,2
4,6
4,8
4,9
4,7
5,1
4,9
4,6
5,1
Московская область
5,4
4,5
4,4
4,7
5,1
5,4
5,3
5,2
4,6
Орловская область
3,4
3,6
3,4
3,8
4,0
4,2
4,4
4,4
3,6
Северо-Кавказский район
4,2
3,9
3,8
3,9
3,9
4,1
4,2
4,1
3,6
А
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Республика Адыгея
4,6
4,3
4,2
4,2
4,3
4,2
4,7
4,0
4,0
Республика Дагестан
1,7
1,8
1,7
1,8
1,6
1,4
1,5
1,3
1,1
Кабардино-Балкарская Республика
3,4
3,6
3,2
3,5
3,5
3,4
3,4
3,4
2,9
Карачаево-Черкесская Республика
3,5
3,6
3,6
3,7
3,3
3,2
3,5
3,3
2,7
Республика Северная Осетия-Алания
3,1
3,7
3,5
3,6
3,3
2,9
2,9
2,6
2,2
Краснодарский край
5,0
4,6
4,7
4,7
4,8
4,7
5,0
5,0
4,4
Ставропольский край
4,7
4,3
4,4
4,5
4,5
4,5
4,6
4,5
3,9
Ростовская область
4,9
4,4
4,3
4,4
4,6
4,6
4,8
4,8
12. Заключение
Анализ состояния и тенденции демографических процессов и их причин свидетельствует о невозможности стабилизации демографической обстановки в стране без преодоления социально-экономического и политического кризиса, последующего подъема экономики и повышения уровня жизни населения.
В результате Россия стала страной, опасной для жизни людей, - и по войнам и расстрелам, и по заболеваемости и преступности, и по массовости отражений от невиданной прежде алкоголизации населения и распространения недоброкачественных продуктов.
Преодоление демографической катастрофы еще возможно, но потребует гигантских усилий всего общества.
Однако, если это не будет сделано, то, малодетность и бездетность станут нормой, и сокращение населения России, и более того его вырождение станут постоянной константой. Официальные прогнозы Госкомстата (1996 г.) таковы.
Не будет никакого прироста населения в России к 2010 году даже по оптимистическому варианту (если вдруг все чудесным образом устроится), а, напротив, в 2000-2005 годам он все равно уменьшился (правда, всего лишь на миллион).
По пессимистическому, т.е. тому, что полностью соответствует нынешнему курсу властей, нас останется к тому же самому году 133602 тысячи. То есть потеряем 14 миллионов! К 2040г. население России составит по разным вариантам 80-90 миллионов, а к 2050 г. - половина.
Рассчитывать на то, что семья в одиночку справится с обрушившимися на нее трудностями, не приходится. Потому очень важно определить, наконец, роль семьи как имеющего ценность института воспитания молодого поколения, а не только как ячейки общества. В условиях обострения экономической ситуации не обойтись без социальной защиты семьи, предусматривающей оказание ей упреждающей помощи, разработку ориентированной на семью политики доходов-налогов-кредитов. Необходимо также признать родительство как профессию, соответствующим образом оплачиваемую и в государственных, и в коммерческих структурах.
Жизнь настоятельно выдвигает требования создать территориальные службы поддержки семей, попавших в кризисную ситуацию. К сожалению, в большинстве регионов нет комплексных межведомственных программ, объединяющих усилия всех, кто заинтересован в укреплении семьи, а деятельность органов власти и общественных организаций явно недостаточна.
Список используемой литературы
1. Брак и семья. Демографический аспект. – М., 1975
2. Основные итоги всероссийской переписи
населения 2002 года=The 2002 all-Russia
population census: main resuls. –М., 2003.-48 с., 8 цв. вкл.
3. www.5ballov.ru.
4. #"#">#"#_ednref1" name="_edn1" title="">
[ii] Харчев А.Г. Человек после развода. Вильнюс, 1985. С.3.
[iv] Харчев А. Г., Мацковскии М. С. Современная семья и ее проблемы. - М, 1997.—С. 34—35
Страницы: 1, 2
|
© 2010 |
|