РУБРИКИ |
Целенаправленное конструирование общения |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Целенаправленное конструирование общенияЦеленаправленное конструирование общенияЦеленаправленное конструирование общенияЕвгений Сергеевич Пастухов, кандидат физико-математических наук, начальник отдела анализа внешней среды Европейского трастового банка. Общение является результативным при том условии, что оно подчинено достижению ряда целей, например, таких, как: изучение психологии собеседника; установление более тесных контактов; обеспечение сотрудничества; обсуждение конкретной проблемы; получение нужной информации; передача своей фактуры или дезинформации; убеждение в чем-то; принуждение к чему-либо. В ходе полноценного взаимодействия можно выделить перетекающие друг в друга фазы, включающие: предварительную подготовку; начало разговора с обеспечением подходящего психоэмоционального настроя собеседника; проведение своей темы и направление беседы в предусмотренном направлении; завершение диалога с закреплением достигнутого результата. На этапе предварительной подготовки занимаются: прояснением того, чего нужно достичь в результате разговора, отмечая предпочтительный максимум и приемлемый минимум; получением изначальной информации (о партнере и затрагиваемой проблеме); обдумыванием тактики контакта (сообразно с психологией объекта и иными действующими здесь факторами); отрабатыванием выигрышных компонентов общения (выбор подходящего момента, места, обстановки и обстоятельств встречи). Начало разговора с поддержанием соответствующего психоэмоционального настроя у визави строится на пресечении негативных эмоций и отбрасывании всевозможных барьеров, затрудняющих необходимое взаимопонимание. Негативные реакции собеседника засекают по различным внешним проявлениям (резкости фраз, зажатости поз, узости зрачков...) и снимают различными психологическими приемами (выбором особо действующих слов, мимикой, телесным копированием...). Проведение избранной темы и подстройка беседы к колебаниям диалога опираются на исходную тактику с постоянным наблюдением за различными (жесты, выражения лица, взгляд...) реакциями партнера и коррекцией, исходя из них, своего последующего поведения. Завершение беседы с закреплением достигнутого результата подразумевает, что данный акт общения скажется необходимым образом на мышлении и поступках собеседника, не заставив его поменять суждение о визави на негативное. Общие рекомендации по организации встречи Готовясь к перспективному контакту, следует учитывать, что: в холодные и сухие дни человек лучше работает, тогда как слишком жаркая или влажная погода заметно снижает уровень интеллекта; около 19 часов нервно-психическое состояние людей становится менее устойчивым, что может проявиться в излишней раздражительности и вспыльчивости; там, где нет толпы и музыка звучит не очень громко, легче придать беседе интимно-доверительный характер; любая радость увеличивает альтруизм; обида или разочарование уменьшает его; нас всегда притягивают знающие и опытные люди; человек любит тех, кто любит симпатичных ему людей; чем чаще мы видим партнера по общению, тем больше вероятность того, что он нам понравится, но чрезмерные контакты, однако, снижают его привлекательность; люди часто ценятся лишь в той степени, в какой они могут помочь в реализации личных целей партнера; чем больше кто-либо обладает властью, тем меньше этот индивид стремится к дружеским контактам; многие люди чаще всего придерживаются принципа: «пусть друзьям во всем сопутствует успех, но в том, что важно для меня, не более, чем мне». Вступая в разговор и устраняя внутреннее напряжение у партнера, помните, что: — твердое, уверенное рукопожатие, сопровождаемое взглядом в глаза, нравится обычно почти всем; — дипломатичное поведение предполагает осторожность, тактичность и элементарную учтивость; — банальное начало ориентирует на банальность всей беседы; — субъекта более всего оскорбляет, когда сообщают, что не помнят его имени, — ведь этим ему как бы намекают, что он не имеет совершенно никакого значения для партнера; — доброжелательная установка (а попросту — готовность слушать человека) рождает состояние свободы и непринужденности: чем менее мы судим говорящего, тем более самокритичным он проявится, выказывая свои мысли и чувства гораздо откровеннее, чем в ситуациях с осознанным контролем; — люди обычно любят говорить о собственной персоне и подчеркивать свою значительность; — беседовать с субъектом желательно лишь на его привычном языке, не злоупотребляя незнакомыми словами (что раздражает) и не высказываясь чрезмерно упрощенно (вас могут заподозрить в низком уровне интеллекта); — на первый план в ходе общения необходимо выдвигать суждения и устремления собеседника (вместо «я бы хотел...» — «вы хотите...»), поскольку он охотнее поддерживает разговор о собственных проблемах и желаниях; — приятно беседовать с людьми, имеющими оживленное лицо и экспрессивные жесты, а также с теми, кто спонтанно принимает непринужденную позу (с субъектами, которые при разговоре откидываются назад или разваливаются в кресле, обычно чувствуют себя не очень уютно); — чтобы наладить полное взаимопонимание и породить непринужденность при контакте, желательно незаметно копировать как позу, так и жесты собеседника; такое «отзеркаливание» сообщает визави, что вы поддерживаете его мнения и взгляды, и предрасполагает человека к вам; — нелишне иной раз отображать эмоциональные переживания партнера, показывая, что отлично понимаете его психическое состояние; это очень приятно и улучшает доверительные отношения; — когда человек эмоционально возбужден, он часто выражается излишне экспрессивно и как бы нападает на собеседника, хотя это совсем не так; — устойчивый контакт глазами с говорящим выказывает заинтересованность и вдохновляет визави на продолжение монолога; — простейшие нейтральные слова («конечно», «разумеется»...) с сочувственным наклоном головы подбадривают собеседника и вызывают у него желание продолжать общение; — когда человек видит, что его слушают, он с симпатией настраивается на собеседника и в свою очередь старается прислушиваться к нему; — любому человеку нравится, когда ему сообщают приятные вещи; — немалое значение для приведения субъекта в доброжелательное состояние всегда имеет умно сказанный комплимент; — лесть не воспринимается болезненно, когда она не выглядит как слишком явная ложь; — нельзя рассчитывать на дружескую откровенность в ответ на фальшь, пусть даже замаскированную; — не стоит задавать излишнее количество вопросов, поскольку это может помешать вам обрести необходимое доверие; — безудержная очевидная хвастливость, как правило, неэффективна, и прибегать к ней есть какой-то смысл только тогда, когда доверие партнера уже обретено; — красивый энергичный жест, подчеркивающий главенствующую мысль, обычно не помеха, но избегайте прибегать к рукам для привлечения внимания; — для вызывания враждебности вполне хватает сухости и сдержанности в обмене информацией; — для обретения дружественности нужна непринужденность и избыточность в сообщении разных сведений. Ведя разговор, не забывайте, что людей обыкновенно раздражают: — негативный эгоцентризм (речь о своих сугубо личных и интимных делах, будь то болезни или неприятности на работе); — банальность (треп об известных всем вещах, повторение избитых шуток и афоризмов); — пассивность (поддакивание собеседнику и нежелание высказывать обдуманное мнение); — самоуглубленность (сосредоточенность лишь на своих успехах и проблемах); — низкая эмоциональность (неизменяемое выражение лица, однообразный голос, стремление не смотреть партнеру в глаза); — угрюмость (подчеркнутое нежелание поддерживать беседу, когда нужно «клещами тащить каждое слово»); — серьезность (полное отсутствие улыбки и принятие всего всерьез); — льстивость (заискивающий тон, искусственная веселость и показное дружелюбие); — отсутствие тактичности и скоропалительные выводы (излишние перебивания собеседника и субъективные оценки по первому же впечатлению) заставляют визави принять оборонительную позицию, препятствующую нормальному общению; — повышенная отвлекаемость (увиливание от рассматриваемой проблемы по любому поводу, использование в разговоре сленга...); — притворство (разыгрывание заинтересованности или сопереживания; отсутствие какого-либо интереса и скука отлично вычисляются по выражению лица, как бы его владелец ни изощрялся, а это иной раз воспринимается как оскорбление); — высокомерие (надменность и пренебрежение к собеседнику, «процеживание» слов сквозь зубы...); — грубость (отчетливое и достаточно неучтивое противоречие...); — болтливость (владение разговором как личной вотчиной); — непрошеные советы (дача советов, когда об этом совершенно не просят, особенно если советующий не очень-то разбирается в затрагиваемом вопросе); — решительность утверждений (безаппеляционные замечания с небрежным отметанием чужого мнения; такое отношение вызывает подсознательный протест и может привести к ссоре); — закрытые вопросы (то есть вопросы, требующие однозначного — «да» или «нет»; они ведут к созданию напряженности в беседе, поскольку ограничивают у партнера пространство для маневра и он может почувствовать себя как на допросе). Реализуя целевую установку, нелишне знать, что: — первым чаще всего вынужден говорить более слабый; — для поддержания интереса к себе можно интриговать партнера своей осведомленностью; — тон собственного голоса полезно измерять по тону собеседника: когда последний повышает тон, говорите тише, что вынудит и визави понизить силу голоса; при этом он будет сожалеть о собственной горячности, оставив, таким образом, победу в этом эпизоде за вами; — в конфликтных ситуациях накал эмоций зачастую удается снять, дав человеку просто высказаться; — чтобы с успехом что-либо внушить, надо уметь заставить себя слушать; — обман целесообразен, лишь если он наверняка не может быть разоблачен; — мелкая ложь способна породить большое недоверие; — вернейший способ быть обманутым — это считать себя хитрее всех других; — нечетко сформулированный вопрос нередко настораживает собеседника; — опасно игнорировать предубеждения визави; — полезно давать партнеру шанс продемонстрировать свои познания в любой области; — люди болезненно относятся к напоминаниям о тех ошибках, которые они уже не совершают; — критические замечания принимаются, если объект осознает, что критикующий сочувствует ему или критика выражается в тактичной форме; — одно и то же критикующее замечание, произнесенное спокойным, ровным тоном, способно вызвать: возбуждение у холерика, прилив энергии у сангвиника, потерю настроения у меланхолика и совершенно не воздействовать на хладнокровного флегматика; — не следует воспринимать молчание как внимание; нередко это может быть лишь погруженность человека в свои мысли. Заканчивая диалог, учитывайте, что: — нечеткий и невыразительный конец беседы способен развеять благоприятное впечатление от всех ваших высказываний; — последние фрагменты разговора запоминаются прочнее всего; — необходимо уметь вовремя остановиться, иначе эффективность проведенного контакта значительно понизится. Психологические аспекты Чтобы добиться от объекта ожидаемого реагирования, необходимо понимать особенности человеческого восприятия: — смысл фраз, составленных более чем из 13 слов (по другим данным, из 7 слов), сознание обычно не воспринимает, поэтому нет смысла их применять; — речь можно понимать лишь при ее скорости, не превышающей 2,5 слова в секунду; — фраза, произносимая без паузы дольше 5—6 секунд, перестает осознаваться; — мужчина в среднем слушает других внимательно 10—15 секунд, а после начинает думать, что бы ему добавить к предмету разговора; — любое эмоциональное возбуждение (но только не сопереживание) обычно затрудняет понимание других; — типичный собеседник как слышит, так и понимает намного меньше, чем он хочет показать; — люди, имеющие склонность к самоанализу, неважно понимают тех, кто не задумывается над своим внутренним миром; — беседуя с известным человеком в знакомых ситуациях, партнеры обычно слышат то, что предполагают услышать, а потому сообщение, не очень характерное для него, обычно пропускают мимо ушей или воспринимают неверно; — неправильная речь оказывает отрицательное влияние на восприятие сообщаемого. Несоответствие употребляемого выражения стандартному значению, а то и стилистическим канонам иной раз вызывает негативные эмоции, сводящие на нет всю пользу от беседы (излишне высокопарные выражения — смешат, банальные — нередко раздражают, ошибочная лексика — настраивает на иронию); — у большинства людей есть некие критические слова, воздействующие на психику так, что, услышав их, объект внезапно теряет нить ведущегося разговора; — мгновенный переход от дружелюбия к немотивированной враждебности способен вызвать растерянность, оцепенение, страх и даже эмоциональный шок; — когда нужно воздействовать на чувства человека, то ему говорят преимущественно в левое ухо, когда на логику — в правое; — людей, охваченных внезапным гневом, заметно легче рассмешить, чем в обычном настроении — в этом состоит один из ценных способов нейтрализации конфликтов; — активность восприятия в огромной степени зависит от способности полученной информации разбередить в памяти человека таящиеся там воспоминания; — то, что всецело ново для партнера и никаким образом не стыкуется с его познаниями, не вызывает у него и особого интереса, а чем больше индивид знаком с предметом, тем более его интересуют частности и нюансы; — когда субъект вообще не знаком с каким-либо вопросом, последующее восприятие предмета обычно сильно обусловливается первичным сообщением о нем; — известию, полученному первым, гораздо больше доверяют, чем всем полученным в дальнейшем; — люди обычно преувеличивают информационную ценность событий, подтверждающих их гипотезу, и недооценивают информацию, противоречащую ей; — человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слушающие его воспринимают лишь 70% из этого, понимают — 60%, в памяти же у них остается от 10 до 25%; — чтобы партнер смог воспринять передаваемую информацию, необходимо постоянно повторять ему главенствующие там мысли и положения; — чем лучше мы осознаем предмет беседы, тем легче ее запоминаем; — «средний человек» удерживает в памяти не более четверти того, что было сказано ему лишь пару дней назад; — лучше всего память работает между 8—12 часами утра и после 9 часов вечера, хуже всего — сразу после обеда; — лучше всего запоминается последняя часть информации, несколько хуже — первая, тогда как средняя — чаще всего забывается; — память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он видит, и 10% из того, что он слышит; — прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два раза лучше, чем законченные; — слишком значительный объем текущей информации сбивает с толку и препятствует ее переработке; — интеллект лучше всего работает в положении человека сидя, хуже — стоя, совсем плохо — лежа; — пожилые люди лучше всего соображают утром, молодые — вечером; — стоящий человек имеет некое психологическое преимущество над сидящим; — взаимодействуя в условиях большого шума, необходимо смотреть на говорящего, использовать лишь хорошо знакомые слова, слегка растягивать слоги, глаголы типа «запрещаю» ставить в начале фразы, типа «разрешаю» — в ее конце; — мысль изменяется в зависимости от слов, которыми она передается; — иначе расставляемые слова приобретают другой смысл, иначе расставляемые мысли произведут другое впечатление; — при импульсивном эмоциональном реагировании обычно понимается не более чем треть от воспринимаемой информации, поскольку возникающий при этом стресс готовит для активного ответа тело (выбрасыванием в кровь адреналина, активизацией дыхания и пульса, задействованием резервов сахара и жира...), блокируя «ненужную» работу мозга; — женщина рассматривает разговор как способ установления контакта, высказывания чувств или симпатий-антипатий, а главное, как способ поиска решения различных проблем; — мужчины больше любят говорить о собственных успехах, чем слушать о чужих, а женщины — наоборот; — мужчина озабочен личным статусом во мнении окружающих и смотрит на общение как на возможность обмена информацией, а не переживаниями; он жаждет утвердить здесь свою собственную независимость; — женщины ориентируются на внутреннее содержание (мысли, намерения, чувства и отношения) беседы, усматривая всевозможные намеки во всяких безобидных репликах; они верят словам обычно больше, чем поступкам. Список литературыДля подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/ |
|
© 2010 |
|