РУБРИКИ

Декларация независимости русского киберпространства

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Декларация независимости русского киберпространства

Декларация независимости русского киберпространства

Декларация независимости русского киберпространства

Zhurnal.Ru опубликовал перевод Декларации независимости Киберпространства Джона Перри Барлоу уже довольно давно - по сетевым меркам, гораздо более динамичным, чем "обычное время". Однако, в отличие от американской интернетовской публики, для которой Декларация Барлоу стала четким руководством к действию по освобождению от "довиртуальных" цензурных оков, на русский интернет она, похоже, никак не повлияла. Ну если и повлияла - то лишь как благопожелание всем пользователям вкуса полной свободы, но не как нечто более оперативное - потому что в современной России такое ярко выраженное либертарианство воспринимается еще как экзотика, если не экстремизм.

Разница между людьми, живущими "обычной жизнью", и теми, для кого этой "обычностью" и стал Интернет, здесь оказалась весьма несущественной. Если не считать довольно узкого (в общесоциальном смысле) слоя людей, занятых профессиональным обслуживанием Сети, а также научившихся проникать в американские банки хакеров, то надо признать, что особого, специфически "сетевого" сознания в среде растущей массы "простых юзеров" пока не возникло. Это сознание связано с капитальной психологической трансформацией личности, обретающей теперь возможность свободного самовыражения вне зависимости от пространственных и временных рамок своего физического пребывания. Но видимо, такая степень свободы для многих слишком высока. Поэтому большинство "фирменных" сайтов по всей стране заняты просто рекламой своих товаров и услуг (обычно мало кому интересных уже в другом регионе - Интернет таким образом превращается в "местную электронную газету"), а частные homepages иногда просто шокируют глубиной послания urbi et orbi их обладателей, типа "меня зовут Вася", тут же васина физиономия в полэкрана, непременное "пишите мне по e-mail" и вечное "under construction".

Потому разговор о киберпространстве не в сугубо техническом, а в идейно-содержательном его аспекте у нас пока еще с неизбежностью носит элитарный характер. Что не значит, будто кто-то к этому разговору не допускается, но просто констатируется факт, что сама эта проблематика интересна сейчас не самому широкому кругу пользователей. И обращение к проблеме именно русского интернета парадоксальным образом позволяет этот круг расширить, поскольку "американоцентричная" декларация Барлоу все же выглядит слишком отвлеченной от непосредственных интересов выходящего в Сеть белоруса или сибиряка. И кроме того, реальная независимость глобального киберпространства складывается из независимых национальных киберпространств - в противном случае она останется иллюзорной претензией, ограниченной рамками западного "свободного мира", а все остальные будут вынуждены подчиняться "своему" государственному регулированию Интернета.

Итак, русское киберпространство. Именно русское, а не "российское" по принадлежности к государству. Главный редактор "Русского журнала" Глеб Павлов ский нарисовал, пожалуй, наилучший портрет нынешней беловежской Новомосковии: "Гигантская обезьяна, забравшаяся на склад исторического реквизита всех времен и народов. Большая обезьяна, бесхозная и, главное, - не жилец... Не зная, что делать, она лихорадочно завладевает все новыми значками, магически полагая, что сумма обозначений реального когда-то пересилит гложущую пустоту, придав небывальщине статус вещи. Но перед нами пока что лишь активная нежить; эктоплазма. Имя "Россия" слишком велико, непосильно для этой страны. Может быть, оно и пришло слишком рано?"

Складывающееся русское киберпространство тождественно иной, виртуальной России, не имеющей ничего общего с тем историческим и геополитическим недоразумением, которое носит ее имя с 1991 года. Это киберпространство просто по природе своей будет независимо от каких бы то ни было государственных "интересов" этого недоразумения и его обезьяньей цензуры, мутировавшей из коммунистической "партийности" в либеральную "политкорректность". Для новых, независимых и оригинальных русских философов, писателей, музыкантов, художников - граждан виртуальной России, свободных от попсово-усредняющей диктатуры продажных СМИ, очевидна перспектива превращения русской Сети в "духовное явление" (Дмитрий Галковский), в особый, творческий мир, альтернативный официально поощряемому массовому культурному "деградансу". Именно поэтому идейно, культурно и политически независимый русский интернет может возникнуть гораздо проще и естественнее, чем американский, поскольку там Барлоу со товарищи все же вынуждены согласовывать свои амбиции с общественным мнением, имеющим длительную историю становления, а не сконструированным за несколько смутных лет.

Во-вторых, следует особо подчеркнуть, что это новое киберпространство будет русским, а не "русскоязычным" - эту расхожую уродливую тавтологию мы оставляем непонятным "россиянам", которые пусть тогда и Шекспира называют "англоязычным поэтом" (потому что "английским" нельзя - это шовинизм!). Оно будет русским именно потому, что никакой "русскоязычной культуры", общей для разных цивилизаций (как "англоязычны" Англия и США и "испаноязычны" Испания и Латинская Америка) в природе не существует. Русская культура едина во всей своей многоликости - от древних подвижников до рок-н-ролльных культов - и открыта для всех, кто считает ее своей. В том числе и для тех поклонников киберкультуры, кому есть что сказать миру помимо сабж имхо кул. Ошибаются те, кто полагает, будто киберкультура - это "глобальное и самодостаточное" явление, вернее - она настолько же "глобальна и самодостаточна" как, скажем, кино: камеры, пленка и другая техника могут быть одинаковы, но европейские фильмы все равно будут отличаться от американских и азиатских. (Именно поэтому сленг операторов - еще не знак принадлежности к киноэлите.) Киберпространство само по себе - это только технически наиболее авангардная форма для человеческого самовыражения. А станет ли она авангардной качественно - зависит от воли и культурного потенциала самих пользователей. На сегодняшний день уже можно констатировать, что все идейное и культурное многообразие США - от официоза и университетов до экзотических учений и маргинально-радикальных организаций - практически полностью представлено в киберпространстве. И несмотря на цензорские атаки чиновников (которые последователи Барлоу уже научились достойно отражать, пожелаем им удачи!), главное состоялось - американское киберпространство превратилось из технического "дополнения" к традиционным средствам коммуникации в самостоятельный, живой и динамичный информационный мир, аккумулирующий в себе творчество нации во всем невероятном множестве независимых проектов и стилей. И если бы там появились некие самозваные "обозреватели" -надзиратели,поучающие, как надо и как не надо думать, их бы просто проигнорировали. Да и вообще для киберлибертарианцев это было бы неприятным сюрпризом - бороться за свободу Сети от госцензуры, чтобы в самой Сети получить ее подобие.

Пора сказать правду: русская Сеть так пока и не может сложиться в самостоятельное, многообразное идейное и творческое явление, пока в ней заправляет олигархия "обозревателей" (а то и "обозревателей обозревателей"), зачастую анонимных или с донельзя остроумными псевдонимами, чьи культурные вкусы (об идейных отличиях лучше молчать - эта тема вне рамок тоталитарной "политкорректности") либо поверхностно-либеральны, либо попсово-анекдотичны. Однако они и задают стиль русскому интернету, который, судя по наиболее посещаемым местам, производит впечатление единого огромного справочника, сдобренного сальными анекдотами, некачественной эротикой и пустопорожней болтовней в чатах. Здесь господа либералы могут возразить своей обычной аппеляцией к свободе выбора. Но выбор должен быть реальным, а у неискушенного пользователя, впервые входящего в Сеть и практически сразу попадающего в такую атмосферу, легко складывается представление, что вся Сеть именно такова и другой быть не может! Что стиль общения здесь, особенно в конференциях, это сленг, а страничку надо делать не такой, какая нравится, а как принято у мэтров, раздающих награды. И наконец, что самые опытные и мудрые дяди в Интернете - это "обозреватели", в поте лица находящие для нас, темных, что-то светлое и не устающие объяснять, что к чему, благодетели...

Понятно, что на таком сером культурном фоне затруднительно говорить о скором возникновении у нас широкого спектра альтернативных электронных изданий, о русском аналоге Yahoo/News_and_Media/Magazines/Alternative, не говоря уже о более серьезном сборнике Alternatives . Хотя независимые молодые интеллектуалы вполне могли бы освоить это пространство и превратить его в нонконформистскую и культурно самостоятельную виртуальную Россию или Русскую Автономную Зону (перефразируя Хаким Бея). Говорят, этого не будет, потому что у нас быстро побеждает "виртуальный постмодерн", не оставляющий места и времени для отвлеченной философии, а литературу превращающий в сплошной набор гипертекстовых ссылок. Но говорящие это просто путают модное слово "постмодерн" с банальной энтропией, они, оказывается, так и не поняли ни Курехина, ни Пелевина. Но в одном они правы: в виртуальном мире действительно стирается различие между метафизической фантастикой и реальной экзистенцией. Поэтому нет смысла спорить - понимающему достаточно: земные служители энтропии, духовно препятствующие возникновению независимого русского киберпространства, не догадываются, что покушаются на владения тех, кто может однажды воплотиться из виртуального состояния и проголосовать за свое пространство не "мышью".

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www. teneta.rinet.ru/




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.