РУБРИКИ

Дети раздоров

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Дети раздоров

Дети раздоров

                                      


                                              ВВЕДЕНИЕ:

   

Семья –это общество в миниатюре, от

целостности которого зависит

безопасность всего большого

человеческого общества.

Ф.Адлер.

 

Семья приносит полноту жизни, семья

приносит счастье, но каждая семья…

является прежде всего большим

делом, имеющим государственное

значение.

А.С. Макаренко.

 

     Что такое семья? Это семь Я: отец, мать да пятеро детей. Именно столько детей было в средней российской семье сто лет тому назад. Конечно, не все дети выживали, некоторые умирали в младенчестве от болезней и голода, но тем не менее семью, состоящую из родителей и пятерых детей, в те времена никто бы многодетной не назвал. Это было нормой, обусловленной нормой жизни, экономической и хозяйственной необходимостью. К однодетной семье в то время относились как к чему-то немощному, ненормальному больному.

     Совсем иначе выглядит семья сегодня. Редко в какой увидишь более двух детей. Зато количество «хромающих» семей,( так с грустной иронией называют демографы семью из трех человек: мать, отец и ребенок, где всегда налицо половой перекос ее членов) неуклонно растет. А ведь для нормального воспроизводства населения (с учетом бездетных семей, которых тоже немало: свыше 20%) в семье должно быть не менее трех детей. Подобное положение отрицательно сказывается не только на воспроизводстве населения. Жизнь показывает, что в семье с одним, двумя детьми появляются условия для формирования у ребенка эгоистических черт. Характерологические качества единственных детей: неуступчивость, капризность, неподготовленность к товариществу –малоприятны и для их семейной   жизни в будущем в качестве мужа, жены, отца, матери. Как свидетельствует статистика, семьи, созданные выросшими единственными детьми, нередко неустойчивы, часто распадаются, в них так же бывает не больше одного ребенка. «Однодетная эстафета», которая истощает не только людские ресурсы страны, но и духовные психологические ресурсы советской семьи, передается все дальше и дальше.

     Существенным образом изменился не только состав семьи.

      Изменились и отношения супругов между собой, главным образом в связи с изменением их ролевых семейных функций.

     Раньше отношения полов строились исключительно на фундаменте мужской ответственности за семью. Теперь значительная доля этой ответственности перешла к женщине. Процесс этот объективен, он связан с ее экономическим раскрепощением. Однако, психология семейных отношений меняется не так быстро, как социально-экономические факторы нашей жизни.

       Традиции, привычки, обычаи, связанные с семейным укладом жизни, довольно живучи. Здесь, как говорят психологи, довлеет стереотип, то есть совокупность  прошлых установок, привычек и взглядов, не только приобретенным самим человеком, но и переданных ему как бы по наследству опытом прошлых поколений, и в первую очередь опытом родителей.

  В этой связи сегодня следует констатировать, что мужской семейный стереотип поведения оказался более консервативным, более негибким, чем женский. Женщина, получив экономическую самостоятельность и социальное равенство с большим успехом сумела приспособиться, адаптироваться к новым условиям и использовать их в системе семейных отношений, тогда как для мужчины социальные перемены сыграли не столь очевидную положительную роль.

     Более того, до сих пор психологический стереотип, о котором упоминалось, тащит мужчину назад, если не в «домострой», где муж (отец) был властелином и повелителем, то во всяком случае в семью с авторитарным стилем управления, где муж, выполнял роль ее главы. Но семья-то в реальной жизни стала уже иной! В этой семье женщина из рабыни и домашней хозяйки превратилось в главное действующее лицо на семейной сцене. В результате в сегодняшней семье царит своеобразное семейное «двоевластие». Он (мужчина) –номинальный глава семьи, она (женщина) –фактический.

     Такое двоевластие, как и любое другое в социальной общности, долго продолжаться не может. При нормальных отношениях оно должно перерасти в семейное содружество, как в хозяйственно-бытовой сфере, так и в сфере воспитания детей. Одним из необходимых условий такого сотрудничества должно явиться выравнивание семейной нагрузки. Существенные эволюционные изменения произошли не только во взаимоотношениях мужа и жены, но и во взаимоотношениях родителей с детьми. В основе этих изменений лежит переход от преимущественно материально-профессиональной заботы родителей о детях к заботе об их духовном  развитии, от воспитания отдельных личностных свойств и качеств к целенаправленному формированию всесторонне развитой личности.

     Если раньше, например, мать хотела воспитать дочь по своему образу и подобию и старалась вылепить из нее прежде всего верную жену и хорошую хозяйку, то сейчас задачи материнского воспитания значительно шире.

     Еще более зримыми стали изменения, происходящие в сфере отношений отца с дочерью. С учетом особенностей малодетной семьи (преимущественно однодетной) усилились эмоциональные контакты, возросла потребность во взаимной поддержке, в совместном проведении свободного времени.

     Меняются цели и задачи отцовского и материнского воспитания по отношению к сыну. Растут их требования к его нравственному, социальному и профессиональному становлению, усилилась необходимость борьбы с различными вековыми отрицательными мужскими привычками (курение, злоупотребление алкоголем, высокомерное отношение к женщине).

     Отец в современной семье все больше и больше меняет амплуа законодателя и строгого судьи на роль учителя и старшего друга своего сына. А мать все чаще и чаще задумывается о его будущем как работника, что раньше было заботой одного отца.

     Все изменения необходимо учитывать в своей работе воспитателям всех уровней, в том числе и профсоюзным активистам, когда им приходиться иметь дело с трудными семьями и трудными детьми.

     В моей курсовой работе речь пойдет о родителях и детях. Мы поговорим о разных семьях – полных, где есть мать, отец, а нередко и бабушки с дедушками, и не полных, где ребенка воспитывает одна мать; познакомимся с особенностями воспитания мальчиков и девочек и задачами, которые в связи с этими особенностями встают перед каждым из родителей; вместе поразмышляем о роли отцовского и материнского воспитания.


































                             РОДИТЕЛИ И ДЕТИ, ИЛИ

              ПЕДАГОГИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

       «Все мы родом из детства», «Все –и хорошее и плохое –человек получает в семье». Эти педагогические мудрости известны наверное всем. Именно семья была, есть, и по- видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни.

     Факторы, которые влияют в семье на личность ребенка, специалисты условно подразделяют на три группы. Первая –это социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, введение их в сложности и противоречия современного мира. Вторая –это внутри – и внесемейная деятельность, по преимуществу бытовой труд, являющейся могучим оружием социализации человека и его приобщение к будущей жизнедеятельности. Эта группа факторов полностью сохраняет свое значение на селе, но, увы, основательно слабо в городе. Третья группа –это собственно семейное воспитание, некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий.

     Вряд ли кто ни будь возьмется оспаривать утверждение, по которому первые две группы факторов (1      >, 2<), могут быть представлены педагогикой семейных отношений, -той самой, о которой с гениальной прозорливостью писал великий педагог А.С.Макаренко. «Ваше собственное поведение, - утверждал он в своей «книге для родителей», -самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету –все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия!

Так изучая детей из благополучных семейных союзов –полных, материально обеспеченных и впрямую плохо не влияющих на ребенка –ученые обнаружили два типа семей, в которых они выросли. Первый –с потребительским стилем воспитания, где материальное благополучие сочеталось с полной бездуховностью, с мещанскими и стяжательными интересами, и второй –с отсутствием эмоциональных контактов родителей с детьми, нормальных, теплых взаимоотношений.

     Наконец, изучая воспитанников спецшколы –интерната (с явными дефектами воспитания), специалисты выяснили, что в их семьях наблюдался один из трех типов явных нарушений правильного отношения к ребенку. Гиперопека со стороны матери. Полное равнодушие к ребенку. И жестокое, агрессивное отношение со стороны одного из родителей. Нельзя не отметить, что именно нравственно-психологическое благополучие родительской семьи, по обобщенным данным целого ряда работ, является едва ли не главным фактором, определяющим стабильность семейного союза выросших в этой семье юношей и девушек. Особенно это выражается в сохранении своеобразной преемственности отношений. Так, например, оказалось, что характер взаимоотношений супругов –родителей определяет установки на взаимоотношения, сложившиеся у их детей, а стиль этих взаимоотношений, зачастую усваивается как эталонный.

     Важной областью в семейных отношений выступают «горизонтальные» взаимоотношения между супругами-родителями и прочими взрослыми членами семьи и ее близлежащего семейного окружения –взаимоотношения, которые более всего и задают особенности морально-психологического климата семьи.

    В современной социальной психологии принято делить все виды отношений между людьми на следующие:

Сотрудничество –идеальный случай взаимоотношений, предполагающий взаимоотношения и взаимоподдержку.

Паритет –равные, союзнические отношения, основанные на взаимной выгоде членов союзов.

Соревнования –желание добиться большего и лучшего в благожелательном соперничестве.

Конкуренция –стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах.

И наконец, синтагонизм –резкие противоречия между членами групп, при которых их объединение носит явно вынужденный характер, сохраняется из-за сильного давления извне. Естественно, что наилучшим видом для последующего воспроизводства выступает сотрудничество.

     К сожалению, возможность сохранение подобных взаимоотношений дарована далеко не всем семьям, и в случае избыточного взаимопривыкания, усталости, а то и эрозии семейных чувств общесемейные взаимоотношения могут перейти в паритет, то есть, равенство и равноправие сторон при разбирательстве каких либо конфликтов. Что ж, это тоже не плохо, хотя момент необходимый для приоритета взаимовыгодны может временами становиться излишне острым: далеко не всегда то, что выгодно одному, является таковым же и для другого, да и для детей холодноватая атмосфера паритета не может быть признана идеальной –слишком важна для них эмоциональная связь с родителями, а вот эмоций –то здесь как раз и не достает. Однако, еще раз подчеркнем, что паритет –это все-таки не плохо.

     И конкурентные, и антогонистические отношения пагубны для семьи в целом, но еще страшнее они сказываются на детях, которые в подобной семье непрерывно сталкиваются с целым рядом препятствующих нормальному формированию личности моментов. По мнению специалистов, отрицательный опыт конфликтной семьи для будущей брачной семейной жизни детей может быть сведен к следующему:

1.   Ребенок растет в условиях противоречивых, несогласованных требований матери и отца, что препятствует формированию адекватных брачно-семейных представлений.

2.   Духовная атмосфера семьи лишена покоя, мира, благополучия и стабильности, то есть необходимых условий для полноценного духовного и психического развития детей.

3.   Резко возрастает риск нервно-психических заболеваний детей.

4.   Растет безнадзорность и бесконтрольность поведения.

5.   Снижается способность ребенка к адоптации.

6.   Ребенок не усваивает целый ряд нравственных общечеловеческих норм.

7.   У него очень часто формируются противоречивые чувства к своим родителям, а иногда и враждебное отношение к одному из них.

     Остановимся на одном важном моменте педагогике семейных отношений –на роли отца в семье. Дело в том, что с возрастом детей его влияние на психику ребенка увеличивается. В частности в школьном возрасте социальный статус отца важен для чувства уверенности и стабильности психики ребенка, тогда как статус матери определяет для него специфику его будущей семьи и собственной роли в ней, а братья и сестры расширяют общественное познание ребенка, его социальную активность и способность ориентироваться в микрогруппах.

      Именно активное, деятельное участие отца в жизни семьи делают ее подлинно благополучной. В связи с этим в работе с семьей учителю следует уделять внимание разъяснению значения отца в воспитании, прежде всего ориентируя представителей сильного пола на осуществление воспитательных воздействий в сфере досуга. Не будем скрывать, что пока только сравнительно небольшая часть родителей приблизительно 1,3 постоянно организует досуг своих детей, реализуя тем самым возможности воспитания содержащиеся в совместных досуговых и любительских занятиях.

     Однако весьма симптоматично, что по данным социологов, участие детей в длительном семейном отдыхе современные отцы и матери расценивают как одно из решающих условий его эффективности.

     А как определить, на кого именно из учащихся в первую очередь следует обратить внимание в связи с возможными нежелательными последствиями педагогики семейных отношений? Можно предложить учителю некоторые инструменты психологического изучения взаимоотношений в системе «родители и дети» в своей семье. С одним из них –тестом психолога из ГДР Т. Шрайбера мы и хотели бы познакомиться.

     Предложите учащимся выразить с помощью пятипунктовой шкалы степень своего согласия с нижеприведенными высказываниями.












Индекс высказывния

      


          Высказывание

                                Шкала

Полностью согласен

согласен

Не знаю

Не согласен

Совершенно  не согласен


   А

Охотнее всего, я уехал бы из дома







   Б

Если семья не выполняет моих желаний, я скандалю







  

   В

В моей семье меня никто не может понять, поэтому я обсуждаю свои проблемы с друзьями, которые меня понимают.







   Г

Для  семьи я делаю только то, что мне поручают.







   Д

Если в семье возникают какие-либо проблемы, я иногда способствую их разрешению.







   Е

Я старалась использовать малейшую возможность чтобы доставить радость своей семье.







  

  Ж

Я стараюсь понять родителей, братьев и сестер, даже тогда, когда не считаю правильным то, что они от меня требуют.







   З

Если я чем ни будь озабочен, то говорю об этом откровенно с родителями, братьями и сестрами и прошу у них совета.






  

     Теперь можно подсчитать сумму баллов, которую набрал каждый из учеников, с учетом «веса» суждения и «веса» высказывания по таблице. Для этого необходимо последовательно перемножить эти «веса» по каждому из высказываний а потом суммировать результаты произведений. Последнее, что осталось сделать, это рассчитать процентное выражение отношения каждого из учащихся к жизни в своей семье по формуле:




1)     «Вес» суждений оценочной шкалы.



Оценочные суждения

                                Их «вес» в

     Положительных

      высказываниях

         (Д, Е, Ж, З)

         Отрицательные

          высказывания

            (А, Б, В, Г)

Полностью согласен

      Согласен

       Не знаю

    Не согласен

Совершенно не согласен

5

4

3

2

1

1

2

3

4

5

2)     «Вес» высказываний.

        Индекс высказывания

                        Его «вес»

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

1,10

1,95

3,0

4,0

6,0

7,0

8,0

8,95

     Объектом самого пристального внимания должны стать семьи, выходцы из которых продемонстрировали относительно низкие оценки отношения к жизни в своей семье.














       ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СЕМЕЙНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ. 

              РАЗВОДЫ, ИХ  ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ.

 

     Первое, что необходимо сделать учителю, - это проанализировать и оценить некоторые характеристики семьи, что бы с их учетом и осуществлять педагогические взаимодействия. При этом, целесообразно учитывать следующие факторы, раскрывающие в первом приближении особенности отношений в семье:

1)     Образ жизни и поведение в семье.

2)     Нравственный и культурный уровень отца и матери.

3)     Взаимоотношения их друг с другом.

4)     Отношения матери и отца к своему ребенку.

5)     Осознание и понимание ими целей, задач семейного воспитания и средств, способов их достижения.

     Особое внимание следует уделить неблагополучным семьям, характеризующимся той или иной степенью дезорганизации семейных связей. Это исходно неполные семейные группы (незаконнорожденность), где потенциальный «отец-муж» не может выполнять свои ролевые функции по отношению к матери и ребенку, распавшиеся и «заброшенные» (частые отлучки одного из родителей) семьи (в первых из них к отсутствию одного из родителей добавляется еще и психотравмирующее влияние разрыва семейных отношений); семьи –пустые «оболочки», где их члены поддерживают минимальные контакты и связи друг с другом и не способны выполнять свои обязанности, особенно связанные с эмоциональной поддержкой; «внешне кризисные» семьи, в которых какие либо события извне привели к длительному временному или постоянному отсутствию одного из супругов (тюремное заключение, смерть, семьи с внутренним кризисом, в которых существует сложившиеся невыполнения своей роли члена семьи –из-за болезни или патологии.

     Однако, хотелось бы написать, что внешне вполне благополучные семьи так же могут оказаться неблагополучными в отношении к своим детям, если в них процветает потребительство и бездуховность, что может сформировать у детей гипертрофированные потребности или, напротив, не сформировать эмоциональные связи детей с родителями, совместные положительные эмоциональные переживания, что препятствует к развитию нравственных чувств[1]

     Так, специалисты занимающиеся проблемой семейных разногласий, подразделяют все относительно неблагополучные семьи на три типа:

конфликтные, кризисные и проблемные. К конфликтным супружеским союзам они относят такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции. К кризисным –такие, где противостояние интересов и потребностей супругов носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи. Наконец, к проблемным супружеским связям относят такие, перед которыми возникли особо трудные жизненные ситуации, способные нанести ощутимый удар стабильности брака: отсутствие жилья и средств, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, осуждение на длительный срок и.т.д.

     Вторая из выделенных нами частых причин семейных конфликтов –злоупотребление алкоголем –заслуживает отдельного разговора. К сожалению, исследования ученых показали, что еще не все молодые люди смогли выработать в себе не просто пассивно-снисходительное, но активно отрицательное отношение к «зеленому змию». Оказалось, что трезвость и воздержанность были включены ими в число второстепенных качеств, причем юноши были, судя по ответам, более снисходительны к употреблению алкоголя своими будущими женами, чем девушки –к алкогольному пристрастию будущих мужей. Печальней всего то, что большинство невест не обнаружили должной тревоги по поводу «умеренного» употребления своими женихами спиртных напитков.

                         Алкоголь и семья не совместимы!

     Именно этот тезис должен последовательно, но безоговорочно внедряться в сознание будущих семьянинов! И хотя первые годы брака обычно характеризуются некоторым спадом пагубного влечения, дальнейшее не редко бывает отмечено усугубляющимся алкоголизмом. Размолвки и недоразумения в этом случае становятся опять-таки поводом для употребления, а потом и злоупотреблением спиртными напитками, что в свою очередь приводит к новым, уже более серьезным семейным конфликтам. Увеличение употребления алкоголя приводит к нарушениям интимных отношений супругов –и на почве прогрессирующей импотенции мужчин, и в силу невозможности совершения полноценного любовного акта в состоянии опьянения, когда на смену нежности и ласки приходит развязанность и грубость, обычно чреватая имеющим далеко идущие последствия пересечением границ пристойности, что порождает новые, еще более глубокие разногласия. Последующее злоупотребление неизбежно сопровождается деградацией личности, падением чувства ответственности и сужением круга интересов.

     Постоянная угроза со стороны «зеленого змия» последовательно ухудшает семейный микроклимат. Семья становится тягостно-ненужной для всех ее членов и прочно дефектной для нормального воспитания детей. Поэтому, если супруга павшего жертвой пагубной страсти, не находит сил и воли для борьбы с болезненным пристрастием, а окружающие оказываются не в состоянии вывести его на правильный путь, вернуть к здоровому образу жизни, единственный выход для такой семьи –развод.

     Юридическому прекращению брака предшествует эмоциональный развод, выражающийся в утрате любви и доверия супругов друг к другу и возникновении чувства отчужденности. После него иногда следует «физический» развод, -временный разъезд супругов, когда они уже думают о разводе, но не считают его единственным выходом из ситуации. Затем возможен «пробный» развод, когда супруги живут порознь что бы убедиться если у них желание восстановить отношения. Правда, пробный развод крайне редко способствует восстановлению супружества, обычно наступает формой смягчения перехода к разведенному состоянию. Именно на стадии пробного развода супруги подают на алименты и начинают решать вопросы раздела имущества. Затем наступает собственно, юридический процесс.

     По результатам одного исследования первое место среди причин развода занимает нарушение супружеской верности, далее по значимости располагаются утраты чувств, несоответствие характеров, неспособность одного из супругов иметь детей или половая неудовлетворенность в браке. Согласно второму исследованию среди причин разводов лидирует загруженность женщин домашними делами, после чего следует отсутствие взаимопомощи, низкий уровень сотрудничества и измена.

     Сопоставимы ли эти исследования? В том-то и дело, что не слишком, ибо единственным совпадающим моментом в списках «главных причин» оказалась супружеская измена (да и то с различным рангом).

     Может быть, здесь, что-то упущено? Возможно. Ведь, если смотреть на главные причины разводов с точки зрения мужчин и женщин, их список несколько расширяется. Для женщин может главенствовать пьянство мужа, его грубость и жестокость, после чего последует опять таки нарушение супружеской верности.

     Мужчины же рьяно будут ссылаться на несоответствие характеров, утраты чувств к жене и все ту же измену. В чем тут дело?  Здесь полезно вспомнить, например, о различие между знаемыми и реально существующими мотивами, т.е. о мотивировках и действительно мотивах. Или о мотивах –смыслах, в дальнейшем объясняющих нам самим наши действия и поступки. Во всех случаях подлинные причины разводов оказываются столь глубоко «запрятанными» в нашей психике, что вряд ли можно надеяться на то, что они окажутся вскрытыми в обычных опросах или в самонаблюдении непривычного к нему человека.

 


            ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ.  


     Важным понятием, которое должно быть усвоено, является «Семейный конфликт». Обсуждение этого в целом негативно для семейной жизни явления следует начинать с опровержения бытующего в обыденном сознании представления об идеальной семье как заведомо бесконфликтной. Учителю следует подчеркнуть не только неправомерность, но и опасность подобного представления, поскольку в соответствии с ним супруги, в семье которых время от времени возникают разногласия, весьма далеки от критических, вправе решить, что брак их является неудачным.

     В последующем обсуждении темы конфликта следует обратить внимание на основные элементы их теории, объясняющие своеобразную «скрытость» подлинных причин разногласий, ограниченные возможности для их опознания и определения. В социальной психологии в качестве составных элементов конфликта выделяется объективная конфликтная ситуация – с одной стороны, и ее образцы у участников разногласия – с другой. В связи с этим, американский психолог М.Дойч предложил рассматривать следующие 6 типов конфликтов:

1.     Подлинный конфликт, существующий объективно и воспринимаемый адекватно (жена хочет использовать свободную комнату как кладовку, а муж как фотолабораторию).

2.     Случайный или условный конфликт, который легко может быть разрушен, хотя это и не осознается его участниками.

3.     Смешанный конфликт когда за «явным» конфликтом скрывается нечто совсем другое.

4.     Неверно приписанный конфликт, когда например, жена ругает мужа за то, что он сделал, выполняя ее же распоряжение, о котором она уже прочно забыла.

5.     Латентный (скрытый) конфликт –по тем или иным причинам неосознаваемое супругами противоречия, которое тем не менее объективно существует.

6.     Лонный конфликт, который существует только из-за ошибок восприятия супругов, без подлинно объективных причин.

Следует добавить, что подлинные причины конфликта весьма трудно обнаружить и из-за других психологических моментов. Во-первых, в любом конфликте рациональное начало, как правило, ослаблено шорами эмоций. Во-вторых, подлинные причины конфликта могут быть надежно скрыты и психологически защищены в глубине подсознания и проявляться на поверхности только в виде приемлемых для Я –концепции мотивировок. В-третьих, причины конфликтов могут быть неуловимы из-за так называемого закона круговой наузальности (причинности) семейных отношений, который сполна проявляется и в супружеских конфликтах

     Что же касается конкретного методического инструмента анализа разногласий, то здесь можно предложить сравнительную несложную методику анализа конфликтной ситуации (МАКС) советского психолога В.А.Смехова, сущность которой сводится к последовательному разбору конфликта посредством ответа на 10 вопросов:


1.     Как реально я себя вел(а) ?

2.     Как я хотел(а) бы вести себя в подобной ситуации?

3.     Как я должен был вести себя в подобной ситуации?

4.     Как реально он(а) себя вел(а)?

5.     Как он(а) должен был вести себя в подобной ситуации?

6.     Как он(а) хотел(а) бы вести себя в подобной ситуации?

7.     Каким он(а) видел(а) меня в этой ситуации?

8.     Каким он(а) предпочел бы видеть меня в подобной ситуации?

9.     Каким я предпочел бы видеть (ее) его в подобной ситуации?

10.         Каковы причины, цели и обстоятельства всего происходящего?









                                                                         Главный смысл и цель семейной жизни

–       воспитание детей.

Главная школа  воспитания детей –это взаимоотношение мужа и жены, отца и матери.

                                    В. Сухомлинский.



                               КАКИЕ БЫВАЮТ СЕМЬИ.

     Раньше мужчины и женщины расходились из-за измены, из-за пьянства одного из супругов, иногда из-за материальных трудностей. А сейчас? Сейчас чаще всего и привычек-то объяснить не могут. И не задумываются над судьбой детей, над их исковерканным детством и исковерканной душевной жизнью. Вырастают дети и помня, как вели себя родители продолжают их путь. Или станут циниками или одинокими, или еще какими ни будь, но в любом случае – несчастливыми.

     Неужто для того развивалась цивилизация чтобы узаконить невозможность детского счастья? Счастья, немыслимого без полноценной семьи?

     Дефекты воспитания –это и есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи.

Атмосферу проблемной семьи чувствуешь очень быстро.

     В проблемных семьях лица и тела людей говорят об их страданиях. Их тела скованны и напряжены или неуклюже сутулятся. Их лица кажутся мрачными, угрюмыми или печальными или могут ничего не выражать словно маска. Глаза смотрят в пол, они не видят других людей. Кажется, что они не только не видят, но и не  слышат. Голоса их звучат резко и скрипуче, или почти не слышны.

     Трудно заметить хоть какие то проявления дружеского расположения между членами этих семей, где никто никогда не улыбается. Кажется, что эти люди живут друг с другом исключительно по обязанности. Юмор в таких семья чаще превращается в иронию, сарказм или даже насмешку. Взрослые настолько заняты, ибо без конца диктуют детям и друг другу, что должно и не должно делать, что у них просто не остается возможности для радостного общения. Не редко члены проблемной семьи искренне поражаются тому, что можно наслаждаться обществом друг друга. Не материальные, ни бытовые, не престижные показатели не охарактеризует степень благополучия или неблагополучия семьи, -только отношение к ребенку. Поэтому, когда рассказываем о тех психических расстройствах, в основе которых лежит неблагополучие семьи или которые усиливаются и уж во всяком случае не прекращаются опять не из- за неблагополучия в семье, во всех этих случаях рассказываем о неправильном воспитании подрастающего поколения.

     Мы говорим о детях из неблагополучных семей, т.е. о детях, о неблагополучных семьях, о том, что случается с ребенком если он окажется в неблагополучной семье;

А что такое неблагополучная семья?

Социологи выделяют разные типы семьи.

 Вот некоторые из них:

1.     Гармоничная

2.     Распадающаяся

3.     Распавшаяся

4.     Неполная

Встречаются семьи полные, деструктивные, где нет согласия, где постоянные ссоры. Иногда семья внешне кажется крепкой, сплоченной, а копнешь глубже, посмотришь, какова она на самом деле, и увидишь, что ее сплоченность лишь видимость. По существу она псевдосолидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет взаимного уважения друг к другу, все друг другу если не враги, то уже недоброжелатели и соперники наверняка. Так какая эта семья благополучная, а какая нет?

     Психологи и психиатры по разному отвечают на этот вопрос. Ясно, что неблагополучная семья –это в первую очередь та, где имеются явные дефекты воспитания, хотя и это не единственный критерий выделения неблагополучной семьи.

     Какие дефекты воспитания встречаются чаще всего?

     Воспитание по «типу Золушки», или явное или скрытое эмоциональное отторжение. Ребенка не любят, ему это постоянно показывают, на сей счет у него нет никаких иллюзий. Ребенок тоже реагирует на эту горькую истину по разному: замыкается, входит в мир фантазий и  мечтаний о сказочном разрешении собственных проблем, пытается вызвать к себе жалость, угождает родителям, чтобы они его полюбили, старается обратить на себя внимание (иногда хорошей учебой, порой хулиганством)  , ожесточается, мстит родителям за презрение к нему. Есть и другие способы реагирования – все не перечислишь. Педагоги это замечают, видят, что ребенок озлобился, что с ним что-то происходит. А как помочь школьнику? Поговорить с родителями, объяснить им плоды их сухого, недоброжелательного отношения к сыну или дочери? Кто же скажет это родителям? Ведь когда ребенок заболеет и попадет к детскому психиатру (на почве дурного к нему отношению), может быть уже поздно. А с помощью педагога можно исправить положение значительно раньше.

Еще один вид дурного воспитания – гиперопека, или как ее ныне многие называют, гиперпротекция. Она бывает скрытая и явная. При гиперопеке очень часто с ребенка “сдувают пылинки”, содержат его в оранжерейных условиях, не дают ему проявить элементарную самостоятельность, не позволяют вести себя ответственно и решительно. Бабушки, дедушки, родители (а при нынешней частоте разводов и повторных браков у одного ребенка может оказаться по 2-3 матери и по столько же отцов) норовят внести свой вклад в изоляцию ребенка от прозы жизни.

Из таких школьников, лишенных бойцовских качеств, нередко вырастают капризные, привередливые, инфантильные мужчины и женщины, не способные отстаивать свои житейские принципы. Ученые называют таких людей конформными. Склонны такие люди к пьянству, социальной пассивности и другим, много не украшающим формам поведения. Особенно заметно это у представителей мужского пола. Жалобы на то, что нынешние мужчины нередко оказываются вялыми, ленивыми, неприспособленными к жизни, не способными взять на себя ответственность, должны быть обращены к семье -–именно в ней истоки этого социально-психологического уродства. Сейчас пора перейти от констатации явления к решительной борьбе с ним. А без педагогов тут не обойтись – на них вся надежда.

Гипоопека (гиперпротекция) в наши дни видимо встречается, реже, чем прежде.

Приводит она к безнадзорности, замедлению формирования социальных навыков, к хулиганству и безделью. Однако нельзя забывать, что к этим формам нарушенного поведения  также часто приводит и гиперопека и иные виды дурного воспитания, - тут прямых пропорций между типом воспитания и  видом нарушенного поведения нет. Да и виды воспитания тоже могут меняться: сегодня гипоопека, после-завтра еще что-то.

В некоторых семьях дети детей воспитывают сурово и сухо, формируя в них повышенную моральную ответственность. Все хорошо в меру, а когда все чересчур – добра не жди. Некоторые из таких детей, хотя внешне и успевают в школе и не вызывают опасений в семье, потом страдают разными психическими расстройствами (в частности, навязчивостью).

Очень распространено противоречивое воспитание: одна бабушка говорит одно, другая другое, родители тоже каждый в свою сторону тянут, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения. Что делать бедному школьнику? Неврозами и другими нарушениями психики нередко расплачивается он за несогласованность и противоречивость воспитания (да еще и в школе нередко ему внушают совсем не то, что дома). Например, мать несколько раз выходила замуж. Каждый отчим воспитывал сына по-своему. Нет каждый воспитывал правильно, ничего в этом воспитании плохого не было, никаких крайностей. Важно тут другое: всякий раз воспитание было разным. А это уже плохо. Такая смена воспитательных приемов в зависимости от психологии, темперамента и образования воспитателя весьма распространена в конце XX столетия. А всякая крайность может не пройти бесследно для хрупкой психики ребенка.

Итак, что такое неблагополучная семья? Односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно – и благополучие, и не благополучие. Мы имеем лишь неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, одни ранимые, на все реагирующие, все замечающие (особенно семейные неурядицы), а другим все трын-трава, ничем их не проймешь, всякий объективно существующий раздор и развал семьи для них таковым не является. Стало быть, говорить о ребенке в неблагополучной семье – значит говорить о том:

1.     Какие бывают неблагополучные семьи;

2.     Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие;

3.     Как отражается семейное неблагополучие на ребенке, склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагоприятные факторы;

4.     Как больной ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывать у родителей раздражение, злость, нетерпеливость их. Т.е. превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь, может еще больше усугублять психическое состояние ребенка;

5.     Что должны – хотя бы в общих чертах – предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку – ведь он-то не виноват, что живет в неблагополучных условиях.

1.     Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что мальчик или девочка не должны быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с другом;

2.     Если не удастся образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу, нужно как-то изолировать ребенка от подобных родителей: посоветовать передать на время ребенка другим родственникам;

3.     Если у школьника уже появились психологические аномалии на почве семейных раздоров, его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего в школу для профилактических осмотров.

Педагог обязан неустанно следить за социально-психологическим климатом в семье школьника, сохранять спокойствие, мужество и чувство собственного достоинства независимо от социального престижа родителей, их самомнения и давления на него.

И как бы хорошо в материальном отношении ни жили многие школьники, какие бы высокие посты ни занимали их родители, учителя никогда не должны пасовать перед ними, если им очевидно, что неблагополучие семьи породило неблагополучие школьника.

      

                                    Помогите детям.

Неблагополучная для ребенка семья – это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого с формальной точки зрения сказать нельзя, но тем не менее для данного конкретного ребенка – эта семья будет неблагополучной. Конечно, семья пьяницы или хулигана для любого ребенка будет неблагополучной, однако в большинстве случаев, понятие неблагополучной семьи может возникнуть лишь в отношении с конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует. Для одного ребенка семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений “семья - ребенок” имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.

Семья может быть неполной. Может быть полной, но с противоречивым воспитанием, или с воспитанием, подавляющим ребенка, или с оранжерейными условиями.

Порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная, хотя и полная (скажем отец-пьяница, терроризирующий семью, потом, наконец-то он уходит из семьи, семья вздыхает с облегчением, в ней воцаряется мир).

Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители, чрезмерно занятые своими производственными делами, мало внимания уделяют детям, - это тоже может приводить к дурным последствиям для ранимой души маленького человека.

А если ребенок родился от ненормальных родов, часто болел, если у него плохой характер из-за каких-то наследственных причин? Такой ребенок Такой ребенок может слишком обостренно или как-то парадоксально воспринимать отношения к себе родителей.

Все дети разные, у каждого свой характер, свои привычки и особенности, у каждого своя нервная система. Поэтому к каждому педагог должен подобрать индивидуальный ключик, найти свой подход.


                  Между нормой и патологией.


Развитие цивилизации неумолимо требует, чтобы дети раньше начинали учиться чем прежде. Чем раньше дети будут приступать к обучению, тем больше будут выявляться индивиды с теми или иными психоневрологическими расстройствами, которые не были бы заметны, если бы на ребенка не пали непосильные для него нагрузки. Иными словами, число детей, которым будут ставить диагноз “задержка интеллектуального и эмоционально-волевого развития”, зависит не только от абсолютного количества таких лиц в обществе, но и от социальных требований к ним предъявляемым.

Помимо легких, обратимых расстройств, так называемых пограничных нарушений, пребывающих на грани нормы и аномалии, существуют и самые настоящие психические болезни, которые могут надолго и основательно нарушить социальную адаптацию ребенка. Положение таких детей – школьников, страдающих шизофренией, эпилепсией, и другими психическими заболеваниями, зачастую очень драматично. В редких случаях они растут в полноценных семьях. Даже если в семье и нет других душевнобольных, то чаще всего это неполные семьи. Обычно отцы не выдерживают совместного пребывания в душевнобольным сыном или дочерью, начинают пить или вообще покидают семью, и без того обделенный судьбой ребенок оказывается еще и без отца. Понятно, что проблем у матери становится больше, порой нервы ее не выдерживают и она выходит из себя, чем еще более травмирует ребенка и делает атмосферу в семье очень непростой.

По Фрейду, у ребенка имеется сексуальная привязанность к родителю противоположного пола и враждебность по отношению к однополому родителю. В случаях патологии такие взаимоотношения действительно порой наблюдаются. А в норме? Мнения тут противоречивы, но все-таки большинство ученых считают, что идентификация со своим полом обычно сочетается с эмоционально теплым отношением к родителю противоположного пола, т.е. зависти, враждебности тут почти не встретишь. Дело не в извечных комплексах, которые якобы борются в душе ребенка, а в том, как относятся к нему родители, - в зависимости от этого по-разному проявляется или нарушается и индентификация. Если один из родителей пытается в ущерб другому родителю привлечь ребенка на свою сторону, приблизить его, заменить собою обоих родителей, то к добру это не приводит.

Психиатр А.И. Захаров пишет: “Подобная картина нередко наблюдается в тех случаях, когда тревожная мать привязывает к себе мальчика в такой степени, что он лишается общения с отцом и сверстниками. В итоге мальчик не может выработать навык соответствующего полу поведения, особенно в тех ситуациях, когда мать односторонне доминирует в семье и ревниво относится к влиянию отца на сына.

К тем же результатам приводит искусственное культивирование одним из родителей своего авторитета, особенно если он при этом использует излишние строгие ограничения и наказания, отрицая ценность эмоционального контакта с другим родителем. В обоих случаях возможно появление эффективной зависимости от расположения одного из родителей и инфантилизма, а так же стремления к компенсаторному, реактивно заостренному самоутверждению среди сверстников.”

Уже доказано, что возраст наиболее выраженной индентификации[2] с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, а у девочек – 3-8 лет. Успешность идентификации зависит главным образом от престижности родителя того же пола в представлении детей, т.е. опять не от воспитания, от поведения родителей в собственной семье. Есть отцы, которые на работе ведут себя очень решительно и властно, а в семье “тряпки”, “подкаблучники”. Ребенок, как правило, тонко чувствует это, улавливает двусмысленность поведения отца и не хочет ему подражать, т.е. может нарушиться идентификация со своим полом.

Начиная » с 9-10 летнего возраста дети стремятся освободиться от родительского авторитета и вести себя независимо. Чтобы этот процесс был безболезненным и не приводил к аномалиям, необходимо разумное терпеливое поведение родителей, не навязывающих свою волю детям, а исподволь, собственным примером, стремящихся завоевать авторитет в собственном доме. Иными словами все опять сводится к проблеме благополучия и неблагополучия в семье.

Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.