|
|
|
|
Детство человека и животного
Детство человека и животного
Содержание
Введение
1.
Исторический анализ понятия "детство"
2. Детство
человека и животного
2.1
Врожденное поведение
2.2 Инстинкт
собственности и замещающее поведение
2.3
"Воришки" и "консерваторы" в животном и человеческом мире
2.4 Игры
детей и животных
2.5 Игрушки
2.6 Страхи
детей и детенышей животных
3. Родители
и дети в животном и человеческом мире
Заключение
Список
литературы
Детство - период, когда
закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую
устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и
целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а
формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у
ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться
другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться
многому.
Детство - это период усиленного
развития, изменения и обучения.
Человек, являясь на свет, наделен
лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому
строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее
регуляции человек - наиболее совершенное существо в природе. По состоянию на
момент рождения у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как
правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его
детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков парадокс природы.
Цель данной работы - выявить и
сопоставить детство человека и детство животного.
Задачи:
изучить литературу по данной
теме;
выявить основные закономерности
в детстве человека и животного;
изучить взаимоотношения
родителей и детей в животном и человеческом мире.
Человек, появляясь на свет,
наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По
физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и
способам ее регуляции человек - наиболее совершенное существо в природе. Однако
по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства
- у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем
выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем
беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы,
который предопределяет историю детства.
В ходе истории непрерывно росло
обогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия
человеческий опыт увеличился во много раз. Но за это же время новорожденный
ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологов об
анатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и современного европейца, можно
предположить, что новорожденный современного человека ни в чем существенном не
отличается от новорожденного, жившего десятки тысяч лет назад.
Детство - период, продолжающийся
от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической
зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого
общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна
продолжительности детства в эпоху Средневековья или в наши дни. Этапы детства
человека - продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи
лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне
развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность
детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной
культуры общества.
В ходе истории росло обогащение
материальной и духовной культуры человечества. Но за тысячелетия новорожденный
ребенок практически не изменился. Продолжительность детства находится в прямой
зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.
Памятники культуры, имеющие
отношение к детям, бедны. Даже в тех, не очень частых случаях, когда в
археологических раскопках находят игрушки, это обычно - предметы культа,
которые в древности клали в могилы, чтобы они служили хозяину в загробном мире.
Миниатюрные изображения людей и животных использовались также в целях
колдовства и магии. Можно сказать, что экспериментальным фактам предшествовала
теория.
Исторически понятие детства
связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным
статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором
доступных для него видов и форм деятельности. Много интересных фактов было
собрано французским демографом и историком Филиппом Ариесом. Его интересовало,
как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось
понятие детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Его
исследования привели его к выводу, что вплоть до XIII
века искусство не обращалось к детям. Детство считалось периодом быстро
проходящим и малоценным.
Открытие детства позволило
описать полный цикл человеческой жизни. Для характеристики возрастных периодов
жизни в научных сочинениях XVI-XVII
веков использовалась терминология, которая до сих пор употребляется в научной и
разговорной речи: детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость,
сенильность (глубокая старость). В старину периоды жизни соотносились с
четырьмя временами года, с семью планетами, с двенадцатью знаками зодиака. Совпадение
чисел воспринималось как один из показателей фундаментального единства Природы[1].
Вопрос об историческом
происхождении периодов детства, о связи истории детства с историей общества,
без решения которых невозможно составить содержательное понятие о детстве, был
поставлен в детской психологии в конце 20-х годов XX
века и продолжает разрабатываться до сих пор. И хотя история детства еще не
исследована в достаточной мере, важна сама постановка этого вопроса в
психологии XX века. Если на многие вопросы теории
психического развития ребенка еще нет ответа, то путь решения уже можно
представить. И видится он в свете исторического изучения детства.
Большое влияние на разработку
концепции с общими установками бихевиоризма оказали идеи И.П. Павлова. Уже в
первых экспериментах Павлова с выведенной наружу слюнной железой была
реализована идея связи зависимых и независимых переменных, которая происходит
через все исследования поведения и его генеза не только у животных, но и у
человека.
Атака на бихевиоризм и,
особенно, на те его стороны, которые более близки психологии развития,
проходила по нескольким направлениям. В современной психологии многие считали,
что закономерности поведения могут быть получены только путем просеивания
индивидуальных различий и случайных отклонений. Такая установка послужила
причиной еще большего расширения масштабов исследования[2].
Исследователей в европейских
странах интересовали стадии и этапы развития поведения в фило- и онтогенезе. Так,
после работ И.П. Павлова, Э. Торндайка, В. Келлера австрийский психолог К. Бюлер
предложил теорию трех ступеней развития: инстинкт, дрессура, интеллект. Проводя
на детях эксперименты, К. Бюлер заметил сходство примитивного употребления
орудий у обезьян и ребенка, и поэтому период проявления первичных форм мышления
у ребенка он назвал шимпанзеподобным возрастом. Изучение ребенка с помощью
зоопсихологического эксперимента было важным шагом к созданию детской
психологии как науки.
Много ли инстинктивных действий
мы можем наблюдать у ребенка? Оказывается, их сотни. Ребенок родился и сосет
молоко - это сложный инстинктивный акт. Редко у кого из детей он бывает нарушен
- тогда выкормить такого ребенка очень трудно, а научить сосать невозможно. Малыш
сосет и, вскидывая руки, судорожно сжимает пальцы. Если дать ему теплый
пушистый предмет - он сожмет его и замрет. Это древний инстинкт приматов -
найти мать и уцепиться за ее шерсть. Мать стала другим видом - человеком и
лишена шерсти, а инстинкт жив.
Вот ребенок научился
поворачиваться на бок, но не на любой, а на тот, что ближе к стене или более
темному предмету. Это тоже инстинкт. Малыш ловит ногами погремушку, пробует все
предметы на вкус, особенно стремится подбирать все с земли - все это врожденные
реакции.
У хвостатых приматов детеныш,
обследуя мир, сохраняет спасительный контакт с матерью, держась за ее хвост. Ребенок,
если он волнуется, цепляется вместо хвоста за юбку матери.
Выше уже было сказано, что ребенок,
родившись, инстинктивно ищет мать, покрытую шерстью. Когда он волнуется или
хочет спать, ему очень важно, чтобы рядом был пушистый предмет - игрушка,
одеяло, волосы матери. Инстинктивная потребность успокоить себя контактом с
матерью остается на всю жизнь. В любом возрасте чаще других слов человек в
отчаянии кричит: "Мама!". И хватается руками за шерсть, которая
всегда под рукой, - за собственные волосы. Точно также поступают обезьянки, у
которых на глазах утаскивают мать, но они хватаются за собственную шерсть в
любом месте.
Инстинкт собственности - один из
самых мучительных для детей человека: из-за собственности приходится вступать в
конфликты с другими детьми. Ребенок может быть добрым нежадным, но если у него
силен этот инстинкт, он не может не отнимать у других и отстаивать то, что
считает своим. Не сумев удержать собственность, он испытывает страшное горе.
У наших первобытных предков
личная собственность являлась неприкосновенной. Поэтому после смерти человека
никто не смел взять ее. И его орудия, его собаку, позднее его жену погребали
вместе с ним.
Лишение собственности или
ограничение владения ею деформирует психику и взрослого человека, делает его
завистливым, агрессивным.
Замещающее поведение широко
распространено среди животных. Два петуха конфликтуют, один напирает, а другой
боится драться, но и не хочет отступить. И в самый драматический момент он
начинает клевать несуществующие зерна. Петух-забияка растерян, так как пищевое
поведение второго петуха совсем не агрессивно и драться не с кем.
Некоторые ученые считают, что
ложь ребенка имеет в основе своего формирования программы замещающего поведения.
У собак замещающее поведение очень похоже на детское. Перед тем как лечь,
собака скребет лапой паркет или линолеум (это начальная часть врожденной
программы - образование центральной ямки в траве и земле), а затем, изогнувшись
дугой, крутится на месте (примятие травы в форме лунки) - из этого можно
сделать вывод, что собака полностью перешла на инстинктивное поведение, ведь
она прекрасно знает, что никакой травы вокруг нет.
К огорчению родителей, их совсем
маленькие, все имеющие дети вдруг попадаются на воровстве. Причем крадут не
что-то им нужное, а для других не существенное, а именно то, что красть нельзя,
и именно там, где им этого делать никак не следовало. Детские психологи давно
поняли, что это не беда, что красть запретное детям очень хочется. Ребенку
хочется украсть именно потому, что он прекрасно знает, что это запретно.
Для этологов в этом плане нет
ничего особенного: программа воровства есть у многих животных. В трудных условиях
оно помогает выжить, особенно если животное оказалось на дне иерархической
пирамиды в группе и его к пище не подпускают более сильные сородичи. У сытного
животного воровство проявляется в виде игры. Живущие в достатке городские
вороны могут подолгу крутиться вокруг собаки, пока не украдут из-под носа
припрятанную кость. Ручные вороны крадут и прячут все подряд. Этот инстинкт
этологи назвали клептоманией.
Чайки - клептоманы, но, когда
дел много, они воруют и отнимают редко. Среди птиц есть подлинные клепто-паразиты,
например, некоторые поморники, у которых на основе воровской программы развился
особый образ жизни. Поморник терпеливо ждет, когда какая-нибудь птица поймает
рыбу, а затем преследует ее, пока не отнимет.
У человеческих детей клептомания
врожденная и пока носит форму игры. Они не воры во взрослом понимании этого
порока, но кое-кто может им стать. Иногда встречаются люди, у которых
клептомания - болезнь.
Животные очень консервативны. У
них огромная потребность жить в бесконечно повторяющемся мире, где царит раз и
навсегда заведенный порядок, который не всегда удобный и иногда даже нелепый. Они
ходят по одной и той же дороге, осматривают одни и те же кормные места,
отдыхают в одном и том же месте, останавливаются у одних и тех же предметов.
Среди людей навязчивая
склонность к излишнему порядку и строгому соблюдению ритуала проявляется у
детей. В возрасте 2 - 4 лет ребенок требует, чтобы все лежало на определенных
местах, чтобы кормление и одевание происходили по неизменному порядку, чтобы
взрослый держал книгу определенным образом, по много раз читал одну и ту же
сказку, ставил один и тот же мультфильм и т.д. [3]
Разгадку такого поведения дал К.
Лоренц. Мозг, не способный безошибочно разбираться в причинно - следственных
связях между событиями, не должен пользоваться результатами их анализа, потому
что, приняв следствие за причину, можно жестоко поплатиться. Лучше эти события
воспринимать как единое целое, запоминать комбинации, оказавшиеся успешными или
безопасными, и стремиться их повторять. Например, если на этой поляне вчера
поймал зайца, то и сегодня надо искать его там же.
Молодые животные очень много
играют - между собой, с родителями, с детенышами других видов, с предметами. Даже
те виды, которые всю взрослую жизнь живут одиночками, - например, медведи,
дикие кошки, - в детстве очень общительны и игривы. Игры не только приятное
провождение времени, они необходимы для полноценного развития особи, как
физического, так и психического. Лишенные игр детеныши вырастают агрессивными,
трусливыми. Их реакция на ситуации, особенно при контактах с другими особями,
часто ошибочны. Им трудно образовывать пары, жить в стае.
Этологи видят в играх
тренировку, проверку выполнения врожденных программ поведения - как подходить к
своим, как действовать с половым партнером, детенышами, объектами охоты, как
убегать от хищника, как драться, как побеждать и уступать, строить, прятать.
В играх можно нарушать личную
дистанцию, вступать в тесный контакт с партнером, бороться, то есть узнавать,
что такое другая особь, чего от нее можно ожидать и как себя вести. Большинство
игр - вариации на три главные темы:
"хищник - жертва" - один
убегает, другой догоняет;
"брачные партнеры" - разыгрываются
ритуалы знакомства, ухаживания, спаривания, борьбы за самку, строительство
гнезд;
"родители - дети" - один
делает вид, что кормит другого, защищает, согревает, чистит, переносит с места
на место и т.п.
Для игр обязательна смена ролей.
Сначала один изображает хищника, а другой - жертву, а потом - наоборот. Молодой
самец выполняет ритуалы то самца, то самки, а самка выполняет ритуалы самца. Молодая
особь проверяет не только те действия, которые ей всерьез предстоит производить
в будущем, но и те, которые будет выполнять партнер, объект охоты или враг.
В детстве воспроизводятся и
такие программы, которыми взрослые уже не пользуются, но которые были у предков.
Особенно ярко это можно проследить у кошек. Взрослые кошки охотятся двумя
способами: подкарауливает, затаившись, или прыгает, подкравшись. А котята,
играя, демонстрируют еще несколько способов: догоняя, ударяют лапой по спине
жертвы (как львы), догоняя, хватают двумя передними лапами (как гепарды),
прыгая сверху, вцепляются в загривок жертвы (как леопарды и рыси). Играя на
гладком полу шариком, они, согнув лапу крючком, резким движением поддевают его
снизу и подбрасывают его вверх. Это ловля рыбы из воды, так охотится кошка -
рыболов.
Во что же играют человеческие
дети? Игры в догонялки, прятки, пап и мам, мнимое кормление кукол, уход за
ними, игры в войну - все знакомые темы, общие с животными. Поэтому дети так
легко находят общий язык и играют со щенками, котятами.
Конечно, дети играют в не
меньшей степени и в чисто человеческие игры, в которые со щенком не поиграешь,
подражают труду взрослых, играют в специально разработанные родителями и воспитателями
игры, в игры, развивающие память, эрудицию и т.д.
У многих приматов есть
врожденные программы строить себе убежища или занимать подходящие места -
дупла, пещеры. И дети проходят период увлечения строительством примитивных
настилов, шалашей, а к дуплам, пещерам и похожим на них выемкам их тянет очень
сильно. Но они не подражают взрослым, строящим свои дома. На оборудованной
площадке для игр могут стоять домики, большие кубики, из которых можно
построить дом, но, если где-нибудь в углу площадки растет дерево с большим
дуплом, оно гораздо сильнее притягивает детей, чем подготовленные взрослыми
сооружения.
Игрушки нужны детям, и, если их
им не хватает, они способны находить и делать их сами. Современного ребенка
окружает огромный мир игрушек. Большое количество специалистов создают все
новые и новые игрушки. Чем точнее игрушки воспроизводят настоящую вещь, тем
больше они нравятся детям. Но с игрушками, изображающих животных, это не так. Точная
копия животного меньше привлекает ребенка, чем искаженная, но искаженная
определенным образом. Голова должна быть большая и круглая, конечности
укорочены, нос приплюснут, уши большие, округлые и топорщиться, глаза смотреть
вперед, живот большой и округлый. В таком исполнении ребенок одинаково хорошо
принимает и мышь, и зайца, и медведя, и тигра. Его не смущает, что некоторые из
них хищники. Но, если, наоборот, сделать голову меньше и удлиненней, уши
прижатыми и острыми, дети будут избегать таких игрушек, особенно изображающих
хищников. Очень хорошо, если игрушка покрыта шерстью и эта шерсть мягкая и
длинная.
Дело в том, что детям нравятся
игрушки, несущие общие для многих животных признаки детенышей. Это не зайцы,
псы, медведи, а зайчата, щенята, медвежата и т.д. С ними можно играть, они
будут играть, а со взрослыми играть нельзя.
Многие животные оп этим же
признакам узнают детенышей не только своего вида, но и многих чужих видов. И
если в их программах есть табу обижать детеныша или обижаться на него, это табу
часто срабатывает и на детеныша чужого вида. Очень хорошо это заметно по
повадкам собак. Пес терпеливо сносит заигрывания ребенка, котенка потому, что
он не может обижать щенка. Взрослые люди тоже испытывают теплое чувство,
жалость, умиление к детенышам с ярко выраженными детскими признаками[4].
В играх, как известно, игрушки
оживают. Для ребенка противоречие между тем, что они заведомо неживые, и тем,
что они должны быть живые, так как изображают животных, преодолимо. Первое
знание разумное, второе - инстинктивное. Такая же двойственная реакция на
модели живых объектов обнаружена у многих детенышей животных.
Дети очень любят качели. И в
этой страсти они нашли бы общий язык с детенышами обезьян или медведей, но ни
щенку, ни жеребенку качели не доставляют удовлетворения. Потому что у них нет
врожденных программ брахиации (перепрыгивание с ветки на ветку, раскачавшись на
руках), а у людей эти программы сохранились. И один из мотивов снов почти у
всех людей - полеты во сне - полет брахиатора. И отсюда ночные кошмары,
воспроизводящие ощущение при падении в бездну, - частый страх для брахиатора
промахнуться и разбиться. Темноты люди тоже боятся инстинктивно как все дневные
животные, а не в силу каких-то реальных опасностей.
Все животные наделены инстинктом
самосохранения, страхом смерти - программами, обеспечивающими узнавание
главных, стандартных опасностей с первого предъявления. Для гусенка или
индюшонка это летящий темный крест с укороченной передней перекладиной - образ
хищной птицы. У многих детенышей птиц и зверей врожденный образ хищника - совы,
кошачьих - это овал с острыми ушами, круглыми, нацеленными на них глазами.
Самый страшный хищник для
наземных приматов и первобытных людей - леопард. Увидев днем в листве маску -
морду леопарда, дети пугаются ее сразу. Усиливая "хищные признаки" в
облике животных, художники и мультипликаторы создают образы кровожадных
хищников для того, чтобы дети пугались. Они хотят этого сами, нуждаются в этом.
Если взрослые не дают этого, они придумывают их сами, то есть по сути сами
устраивают для себя игровое обучение узнавать хищников и проверять свои
врожденные реакции на них.
Для животных их хищник - это
тот, кто, в конце концов, окончит их дни. Но для детенышей он не страшен и
отвратителен, а завораживающе прекрасен. Таким его заставляет видеть программа,
которая есть у очень многих животных.
Б. Спок выделяет в развитии
духовной жизни детей период после четырех лет как период интенсивного раздумья
о смерти, ее причинах, способах избежать ее. Не только разговоры взрослых или
смерть кого-то из них, но в большей мере наблюдения гибели мелких зверьков,
птиц, насекомых, цветов питают размышления ребенка. В конце концов, маленький
человек осознает, что, скорее всего тоже смертен, но уверен, что ему удастся
перехитрить смерть. Современный ребенок, подчиняясь древней программе, упорно
анализирует то, о чем, казалось бы, ему лучше пока что совсем ничего не знать. Именно
в этом возрасте дети часто совершают внешне беспричинные, жестокие убийства
мелких животных. Потребность своими глазами увидеть смерть - одна из причин
этого[5].
У многих видов родители
привязаны к своим детям. Часто именно только к своим. Чайка клюет и может даже
убить чужого птенца, зашедшего на ее окологнездовую территорию. Есть и люди, которых
тоже любят только своих детей. Но у большинства есть и другая любовь - любовь к
детям вообще. Скорее всего, она возникла во времена первобытных людей. Крупные
человекообразные обезьяны по образу жизни собиратели. Они живут не стадами, а
малыми родственными группами. У человека много инстинктивных программ,
соответствующих такому же образу жизни: территориализм с его стремлением не
пускать посторонних на свою территорию, инстинкт собственности, индивидуальная
дистанция - минимальное расстояние до другой особи, нарушение которого вызывает
дискомфорт, агрессивность.
Как и некоторые животные, люди
помнят и любят своих детей до конца жизни. Дети тоже, но их реакция имеет
возрастную программу. Ребенок, родившись, запечатлевает мать - ее голос, запах,
даже ритм пульса. Все ее качества окрашиваются положительными эмоциями и не
обсуждаются рассудком, пока ребенок находится в зависимом возрасте.
У человеческого ребенка есть
потребность иметь отца. Это говорит о том, что у первобытных предков отцы были
подключены к заботе о потомстве. У человекообразных обезьян самцы о детях не
заботятся и детеныши в отцах не нуждаются. Для многих животных, как и для
людей, родитель противоположного пола - модель будущего брачного партнера. Поэтому
дети часто проходят период влюбленности в одного родителя и ревности его к
другому. С наступлением половой зрелости молодого поколения семья у большинства
животных должна распасться, чтобы дети начали самостоятельную жизнь. Инициатива
в осуществлении распада семьи у многих видов животных возложена на молодых. Они
начинают инстинктивно проявлять такое поведение, которое нетерпимо для взрослых.
Подросшие самцы время от времени обращаются с отцом, как посторонние взрослые
самцы, раздражая его и даже угрожая ему. На старого самца такие нападки
действуют вызывающе, и он дает отпор им, демонстрируя всю мощь своей агрессии,
перед которой молодой самец пасует и возвращается к зависимому детскому
поведению. Однако стычки повторяются, и в конце концов выводок распадается, так
как родители перестают узнавать в молодых своих детенышей, а молодые - своих
прежних родителей.
В человеческом обществе это представлено
проблемами "отцов и детей". Современные дети, особенно переходного
возраста, еще полностью зависимы от родителей юридически, территориально, материально
и духовно. Они не могут покинуть семью, что усиливает конфликт. Можно сказать,
что подлинно человеческие отношения между родителями и детьми складываются лишь
после того, как переходный возраст пройдет.
Исторически понятие детства
связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным
социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду
жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Много интересных
фактов было собрано французским демографом и историком Филиппом Ариесом. Как
уже отмечалось, вопрос об историческом происхождении периодов детства, о связи
истории детства с историей общества, без решения которых невозможно составить
содержательное понятие о детстве, был поставлен в детской психологии в конце
20-х годов 20 века и продолжает разрабатываться до сих пор.
Как можно увидеть из проделанной
работы, человеческое детство и детство животных очень схожи между собой. Поэтому
детство людей можно изучать и соотносить с детством животных, и на этом
основании строить различные концепции и теории познания ребенка.
1.
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. - 336с.
2.
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании
птиц и зверей. - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 208с.
3.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М.: Тривола,
1995. - 196с.
4.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология
развития человека. М.: Школьная пресса, 2000. - 416с.
5.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Питер, 1996. - 302с.
[1]
Обухова Л.Ф.Детская психология: теория, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. –
с.-18.
[2]
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология
развития человека. М.: Школьная пресса, 2000. – с.-134.
[3]
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компании птиц и
зверей. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – с.-55.
[4]
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – с.-132.
[5]
Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Питер, 1996. – с.166.
|
|
|
|
|