РУБРИКИ

Девиантное поведение молодежи

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Девиантное поведение молодежи

9

5. Проводить семинары и тренинги по профилактике употребления наркотиков

5

16

6

30

6. Жестко пресекать распространение наркотиков на территории студгородка

6

52


Таблица 17

Какие меры профилактики наркомании могут быть предприняты в вашем вузе? (в % от числа ответов по вузам)

Меры

УГТУ

УГЛТА

УрГУ

УГППУ

УГМА

УГАХА

УГЭУ

НТГПИ

1.Уделять больше внимания организации досуга

15

19

14

16

19

21

17

20

2. Усилить информационную, просветительскую работу среди студентов

9

10

16

9

11

15

7

5

3. Создать психотерапевтич. реабилитационный центр, телефон доверия

22

14

21

26

22

28

24

22

4. Определить "группы риска" и работать с ними

13

13

13

10

18

5

10

12

 


2. Отношение студентов ТГНГУ и ТГУ к наркомании


     Это социологическое исследование является попыткой взглянуть на проблему наркомании глазами ее непосредственных очевидцев и участников, выяснить отношение студентов к наркомании. Предметом данного исследования является молодёжь, тогда объектом – девиантное поведение молодёжи.  Базу составили результаты опроса студентов Тюменского Государственного Нефтегазового Университета и Тюменского Государственного Университета.

      Задачи социологического исследования:

1.     Выяснить отношение студентов к наркомании.

2.     Выявить уровень информированности студенческой молодёжи о разных видах наркотиков.

3.     Определить представление студентов об образе наркотика и наркомана.

4.     Узнать причины употребления наркотиков.

5.     Выявить виды наркотиков, наиболее употребляемые молодёжью.

6.     Определить значимость проблемы наркомании среди студентов.

     В соответствии с поставленными задачами можно выделить следующие гипотизы:

1.     Большая часть студентов отрицательно относится к наркомании.

2.     Уровень информированности студенческой молодёжи о разных видах наркотических веществ можно оценить как достаточно высокий.

3.      Большинство студентов считают наркоманию угрозой для жизни, а наркомана больным, глупым человеком.

4.     Главной причиной употребления наркотиков является неумение занять, организовать свободное время.

5.     Большинство студентов, употребляющих наркотики, предпочитают план и анашу.

6.      Употребляющие наркотики студенты, также как и неупотребляющие, считают проблему наркомании существенной в России.

     На основе полученных результатов студенты были разделены на две группы: употреблявшие и неупотреблявшие наркотики. Почти половина (48%) имеют тот или иной опыт употребления наркотиков.

     Молодёжь демонстрирует признание остроты проблемы. Только 4% опрошенных считают проблему наркомании несущественной. Важно подчеркнуть, что студенты, регулярно употребляющие наркотики, осознают и оценивают ситуацию точно так же, как и их сверстники, никогда не имевшие этого опыта.

     Образ наркомана, воссозданный респондентами, весьма непривлекателен: бледный, глупый, худой, замкнутый, бесчувственный, больной, мёртвый. Важно также,что в описании этого образа доминируют не внешние его черты, а внутренние, личностные характеристики. Не менее показателен и образ наркотиков: в большем числе случаев наркотик ассоциируется с угрозой для жизни (40%) и ядом (32%). 20% опрошенных считают, что наркотики – вид развлечения. 16 % ответов отражают ассоциации с каким-либо конкретным видом наркотических веществ. Тот факт, что наркоман воспринимается студенчеством прежде всего как больной, а наркотик как яд, обуславливает и превалирование понимания сущности наркомании как болезни.

     В чем же кроются причины употребления наркотиков?

     На основе полученных данных самымой значимой причиной употребления наркотиков являются неумение занять, организовать свободное время (56%). Отсутствие возможности самореализации находится на II месте. Причем, вторая причина более распространена у студентов, употребляющих наркотики, а первая – у неупотреблявших наркотические вещества.

     На первый взгляд , неумение организовать своё свободное время является субъективной, личностной характеристикой. Однако за ней скрывается целый пласт молодёжной субкультуры, а также состояние культурной среды города, её направленность на реализацию социокультурных потребностей молодёжи.

     Что касается условий для содержательного проведения молодёжного досуга, то 23,1% молодёжи, никогда не употреблявших наркотики, отмечают, что таких мест явно недостаточно.

     Проблемы взаимоотношений с семьей респонденты ставят на одно из последних мест в рейтинге причин наркомании. Нельзя не учитывать того обстоятельства, что наличие этой проблемы не всегда осознаётся, а, следовательно, и оценивается должным образом. Интерпретируя позицию студентов относительно понимания ими роли семьи в наркоманизации  молодежи, необходимо учитывать также и специфику исследуемого объекта. Студенчество – своеобразный авангард российской молодёжи. Их родители – не типичные “ среднестатистические ” россияне : это люди, ориентированные на то, чтобы дать своим детям высшее образование, и способные материально обеспечить их содержание на период учёбы в вузе. Можно предположить по этому, что у других групп молодёжи – учащейся   в средних и среднеспециальных учебных заведениях, в системе ПТУ, работающей молодежи – показатели значимости семьи и проблем взаимодействия с родителями как причины употребления наркотиков могут быть гораздо выше, чем у студентов. В оценке значимости этого фактора мнения опрошенных студентов расходятся с позицией многих специалистов, занимающихся проблемами наркомании .

      Уровень информированности студенческой молодёжи о разных видах наркотических веществ можно оценить как достаточно высокий (табл. 1).


Таблица18

Рейтинг наркотических веществ, известных студентам

Виды

наркотиков

По массиву, %

Процент по подмассивам

Употребляющие

Неупотребляющие

План

96

100

92,3

Анаша

92

100

84,6

Кокаин

92

91,7

92,3

Героин

92

91,7

84,6

Экстази

72

75

69,2

Меднаркпрепараты

72

83,3

61,5

Амфетамины

72

83,3

61,5

ЛСД

60

66,7

61,5

Маковая соломка

56

58,3

53,8

Ханка

48

50

46,2

Первитин

32

16,7

46,2

Другие

12

25

0

Не знаю никаких

4

0

7,7

 

 

 

 

 


     Самыми употребляемыми являются лёгкие наркотики : план (96%), анаша (92%), кокаин (92%),героин (92%).

     Широко бытует мнение, что у наркомании “мужское лицо”. Не исключено, что ещё в недавнем прошлом так и было. В данном исследовании из 100% девушек 50% употребляют наркотики, что свидетельствует о равной степени привлечённости к употреблению наркотиков как женского, так и мужского пола.

      Чрезвычайно важным в контексте рассматриваемой проблемы является определение возрастных групп, наиболее подверженных наркоманизации. Чаще всего (66,7% случаев) опыт употребления наркотиков происходит в 16-18 летнем возрасте – период завершения школьного образования и начало новой  “взрослой”, относительно самостоятельной жизни.

     Почти  все опрошенные первый раз попробовали наркотики по своей воле с целью удовлетворения любопытства (91,7%), что свидетельствует об отрицательном влиянии молодёжной культуры, СМИ.

     Студенческая молодёжь употребляет наркотики везде, где им захочется: на улице, на дискотеке и даже на площадках детских садов. 100% респондентов чаще всего употребляют наркотики в компании.

    Ответы респондентов относительно перспектив самостоятельного излечения от наркозависимости расходятся во мнениях. Студенты, никогда не употреблявшие наркотики, считают что нельзя самостоятельно избавиться от наркозависимости, а употреблявшие уверены, что можно (100%).

    Проблема профилактики, нейтрализации и борьбы с наркоманией была рассмотрена респондентами. Студенты полагают, что самыми эффективными способами избавления от наркомании являются медицинские мероприятия, применение жёстких мер, отчисление студента – наркомана, ограничение продажи наркотиков, алкоголя, больше информировать молодёжь о последствиях употребления наркотиков и приводить наглядные примеры. 20% студентов считают, что профилактика наркомании не нужна, так как положительных результатов не принесет.

    В целом проведённое исследование является попыткой осмыслить отношение молодёжи к распространению в её среде такого явления, как наркомания. Однако её реализация требует знания специфики мировоззренческих и поведенческих установок различных групп молодёжи: имевших и не имевших опыт употребления; учащейся и работающей; проживающих в крупных индустриальных городах и малых городах.

    


    






ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, в данной роботе были рассмотрены наиболее важные теоретические проблемы, возникающие при изучении психологии отклоняющегося поведения молодёжи.

Были проанализированы отклоняющееся поведение, его причины возниикновения среди молодёжи. Рассмотренно, что понимается под отклоняющимся поведением сегодня.

Как было сказано выше, под девиантным (отклоняющимся) поведением можно понимать: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

Отклонения могут происходить в сфере индивидуального поведения, они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые.

Зна­че­ние изучения этих пробле­м оче­вид­но: отклоняющееся поведение пред­став­ля­ет со­бой со­ци­аль­ное и психологическое яв­ле­ние, которое имеет некоторые отклонения от признанных норм и законов, а иногда свя­зан­ное с оп­ре­де­лен­ным ан­ти­об­ще­ст­вен­ным по­ве­де­ни­ем лю­дей. Сами отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, аскеты, святые, гении и т.д. Объ­яс­нить та­кое по­ве­де­ние, рас­крыть его при­чи­ны, най­ти эф­фек­тив­ные пу­ти и сред­ст­ва пре­ду­пре­ж­де­ния  мож­но толь­ко при глу­бо­ком изу­че­нии психологии отклоняющегося поведения

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



1.        Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учеб. пособие /Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. –576 с.

2.        Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 1999. – 512 с.

3.        Девятков В. “Пожелай мне удачи в бою…” //Тюменские известия от 16 октября 2003 года.

4.        Добренько В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 520 с.

5.        Завьялова Н.Ф. Проблемы девиантного поведения //Социс. – 1999
– № 7. – С.23-31.

6.        Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // СОЦИС. 2000. № 3.

7.        Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 480 с.

8.        Луков В.В. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // СОЦИС. 1998. № 12.

9.        Льюис К.С. Христианское поведение // Иностранная литература. 1990. №5.

10.    Маликова Н.Н. Типология отношения студентов к наркомании //Социс. – 2000 - №7. – С. 50-57.

11.     Менеджмент в социальной сфере /Под ред. А.Н.Силина. – Тюмень: Издательство “Вектор Бук”, 2000. – 192 с.

12.    Преступность в 21 веке //Социс. – 1996. – № 7.

13.    Профилактика девиантного поведения молодежи. Уч. пособие. /Научный ред. В.Т.Лисовский. СПб.-М.-Березники, 1998.

14.    Проценко Е.Н. Наркотики и наркомания /Сер.: Путь к новой жизни. – 1999. – № 12. – 200 с.

15.    Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // СОЦИС. 1998. № 4

16.    Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодёжи //Социс. – 2002. - №1. – С. 105-110

17.    Тарасов А. Молодежь как объект классового эксперимента // Свободная мысль. 1999. № 10.

18.    Ю.Р. Вишневский, Л.Н. Боронина, А.Я. Пучков. Исследование девиантных форм поведения студенческой молодёжи Свердловской области /Университетское управление. УрГУ. Свердловск. N3-4(10-11).

19.    Чупров В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // СОЦИС. 1998. №3


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета

    

Уважаемый респондент, прошу Вас в рамках моего исследования, ответить на следующие вопросы анкеты. Целью моего исследования является рассмотрение типологии отношения студентов к наркомании. Информация, полученная от Вас, конфиденциальна и не требует никаких обязательств.

     1. Ваш пол:

         1) мужской                                                                  2) женский                           

     2. Как вы относитесь к наркомании?

         3) положительно                                                        5) другой ответ______________

         4)отрицательно

     3. Какие из перечисленных наркотиков Вам известны:

        6) анаша                                                            12) героин     

        7) кокаин                                                                      13) ЛСД

        8) ханка                                                             14) экстази

        9) маковая соломка                                          15) меднаркопрепараты

        10) план (гашиш)                                                         16) амфетамины

        11) первитин                                                    17) не знаю никаких

        18) другие_____________

     4. Употребляли(ете) ли Вы наркотики ( если нет, то на вопросы 7-12 не отвечайте )?

        19) да                                                                            20) нет

     5. Какие из перечисленных наркотиков Вы употребляли(ете)?

        21) анаша                                                          27) героин     

        22) кокаин                                                                    28) ЛСД

        23) ханка                                                                       29) экстази

        24 маковая соломка                                         30) меднаркопрепараты

        25 план (гашиш)                                                          31) амфетамины

        26) первитин                                                    32) другие_______________

     6. В каком возрасте Вы первый раз попробовали наркотики?

        33) до 16

        34) 16-18

        35) после 18

     7. С какой целью Вы первый раз попробовали наркотики?

        36) ради удовлетворения любопытства

        37) намеренно, целенаправленно

        38) другой ответ______________

     8. Сколько раз Вы употребляли наркотики?

        39) 1                                                                              41) более 50

        40)  1- 50

      9. При какой обстановке Вы употребляли(ете) наркотики?

        42) в компании                                                45) с другом

        43) на дискотеке                                                          46) другой ответ______________

        44) дома

     10. Наркотики – это …….

        47) вид развлечения                                        50) угроза для жизни

        48)  вредная привычка                                    51)  яд

        49) опасность                                                   52) другой ответ______________

     11. Опишите, на Ваш взгляд, образ наркомана.

        53)____________________

     12. Выделите наиболее существенные причины употребления наркотиков.

        54) неумение занять, организовать свободное время

        55) доступность к наркотикам

        56) проблема взаимоотношений с семьёй

        57) отсутствие возможности самореализации

        58) нехватка мест молодёжного досуга

        59) отрицательное влияние СМИ, музыки, киноискусства

        60) другой ответ _______________

     13. Как вы считаете, достаточно ли в наше время информирована молодёжь о вреде наркомании?

        61) да                                                                            62) нет

    14. Как Вы думаете, можно ли самостоятельно избавиться от наркозависимости?

        63) да                                                                            64) нет

    15. Считаете ли Вы проблему наркомании существенной?

        65) да                                                                            66) нет  

  


 16. Нужно ли предпринимать какие-то меры по профилактике наркомании

(если да, то, какие)?

        67) нет

        68)да,________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Перфокарта

 

 

№ вопроса

№ ответа

Рабочее поле

количество

%

1

1


10

40

 

2


15

60

2

3


2

8

 

4


20

80

 

5


3

12

3

6


23

92

 

7


23

92

 

8


12

48

 

9


14

56

 

10


24

96

 

11


8

32

 

12


23

92

 

13


15

60

 

14


18

72

 

15


18

72

 

16


18

72

 

17


1

4

 

18


3

12

4

19


12

48

 

20


13

52

5

21


11

91,7

 

22


1

8,3

 

23


1

8,3

 

24


0

0

 

25


11

91,7

 

26


0

0

 

27


0

0

 

28


0

0

 

29


0

0

 

30


1

8,3

 

31


0

0

 

32


0

0

6

33


3

25

 

34


8

66,7

 

35


1

8,3

7

36


11

91,7

 

37


0

0

 

38


1

8,3

8

39


1

8,3

 

40


7

58,3

 

41


4

33,3

9

42


12

100

 

43


7

58,3

 

44


6

50

 

45


6

50

 

46


3

25

10

47


5

20

 

48


5

20

 

49


4

16

 

50


10

40

 

51


8

32

 

52


4

16

11

53


15

60

12

54


14

56

 

55


9

36

 

56


7

28

 

57


13

52

 

58


5

20

 

59


7

28

 

60


5

20

13

61


18

72

 

62


7

28

14

63


15

60

 

64


10

40

15

65


24

96

 

66


1

4

16

67


4

16

 

68


21

84

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Перфокарта

 

№ вопроса

№ ответа

употребляют(ли)

не употребляют(ли)

Рабочее поле

Количество

%

Рабочее поле

Количество

%

1

1

 

7

58,3

 

3

23,1

 

2

 

5

41,7

 

10

76,9

2

3

 

2

16,7

 

0

0

 

4

 

7

58,3

 

13

100

 

5

 

3

25

 

0

0

3

6

 

12

100

 

11

84,6

 

7

 

11

91,7

 

12

92,3

 

8

 

6

50

 

6

46,2

 

9

 

7

58,3

 

7

53,8

 

10

 

12

100

 

12

92,3

 

11

 

2

16,7

 

6

46,2

 

12

 

11

91,7

 

11

84,6

 

13

 

8

66,7

 

8

61,5

 

14

 

9

75

 

9

69,2

 

15

 

10

83,3

 

8

61,5

 

16

 

10

83,3

 

8

61,5

 

17

 

0

0

 

1

7,7

 

18

 

3

25

 

0

0

10

47

 

3

25

 

2

15,4

 

48

 

3

25

 

2

15,4

 

49

 

2

16,7

 

2

15,4

 

50

 

6

50

 

4

30,8

 

51

 

1

8,3

 

7

53,8

 

52

 

3

25

 

1

7,7

11

53

 

 75

 

 6

 46,2

12

54

 

5

41,6

 

9

69,2

 

55

 

5

41,6

 

4

30,8

 

56

 

3

25

 

4

30,8

 

57

 

8

66,7

 

5

38,5

 

58

 

2

16,7

 

3

23,1

 

59

 

4

33,3

 

3

23,1

 

60

 

3

25

 

2

15,4

13

61

 

11

91,7

 

7

53,8

 

62

 

1

8,3

 

6

46,2

14

63

 

12

100

 

3

23,1

 

64

 

0

0

 

10

76,9

15

65

 

11

91,7

 

13

100

 

66

 

1

8,3

 

0

0

16

67

 

4

33,3

 

0

0

 

68

 

8

66,7

 

13

100

 



ГЛОССАРИЙ



ДЕВИАНТ – нарушитель.

ДЕВИАЦИЯ – отклонение от поведенческой нормы, рассматриваемое большинством членов общества как предосудительное и недопустимое.

ДЕЛИКВЕНТ – правонарушитель.

ДЕЛИКВЕНТНОСТЬ – в социологии обозначение административно, реже – уголовно наказуемых деяний.

ИНДИВИД – отдельно взятый человек как единичный представитель общества, нации, класса, социальной группы.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ – изучение методами социологии социальных объектов, явлений, процессов, направленное на выявление закономерностей социальной жизни.

КОНФЛИКТ – проявление объективных и субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон.

КОНФОРМИЗМ – некритическое следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам и принципам.

НАСИЛИЕ – применение силы или угрозы применения силы по отношению к субъектам или их собственности с целью запугивания и принуждения к определенным действиям.

НОРМЫ – правила поведения в определенной ситуации.

ОПРОС – способ получения социальной информации о мнениях и мотивах людей, связанных с постановкой определенных вопросов респондентам (опрашиваемым).

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ – тип социального поведения индивида или группы, не соответствующий принятым в обществе нормам и правилам поведения.

ПРЕСТУПНОСТЬ – социальное явление, включающее совокупность преступлений, совершенных в данном обществе в данный период времени, и характеризующиеся количественными (динамика, состояние) и качественными (структура, характер) показателями.

ПРЕСТУПНОСТЬ ОРГАНИЗОВАННАЯ – преступления, совершаемые членами формальных организаций, деятельность которых связана с нарушением закона, и имеющих иерархическую структуру.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ – Организации (газеты, журналы, телевидение, радио и кино), которые предлагают информацию значительной части населения.

ТЕРРОРИЗМ – вменение силы или жестоких насильственных действий против людей или собственности с целью запугивания и принуждения правительства, формальной организации или гражданского населения к выполнению определенных политических, религиозных или социальных условий.


Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.