РУБРИКИ |
Диагностические методы психологической готовности детей к школьному обучению |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Диагностические методы психологической готовности детей к школьному обучениюСубъективно готовность к школе нарастает вместе с неизбежностью первого сентября идти в школу. В случае здорового, нормального отношения близких к школе и к учению ребенок с нетерпением готовится к школе. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для успешного достижения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям, как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации. В своей работе мы исследовали проблему диагностики психологической готовности детей к обучению в школе. Мы выяснили, что в данном конкретном случае тесной взаимозависимости между высоким уровнем готовности к школе и школьной адаптацией нет – множество внешних, объективных и субъективных факторов оказывает большое влияние на процесс адаптации ребенка в школе и его развитие в современной школьной среде. Тем не менее, мы не можем отрицать того факта, что чем лучше готовность к школе, тем быстрее и успешнее ребенок адаптируется в школе. Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы: 1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. 2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка. 3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования. 4. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого. Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе: 1. понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе. 2. выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости. 3. распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме. 4. отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста). По итогам диагностического обследования могут создаваться специальные группы и классы развития, в котором ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе. Список использованной литературы 1. Анастази А. Психологическое тестирование: Т.2, – М., 1992. – 210 с. 2. Бадулина О.И. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования // Начальная школа, 2002. – № 1. – С. 101. 3. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. – Харьков, 1997. – 135 с. 4. Безруких М. «Портрет» будущего первоклассника. // Дошкольное воспитание, 2003. № 2 – С.47; № 3 – С.53; № 4 – С.70; № 6 – С.94. 5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 2001. – 349 с. 6. Венгр Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1998. – 130 с. 7. Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М., 1994. – 192 с. 8. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальными звеньями системы образования, 2000. – № 1. – С. 7-12. 9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2003. – 216 с. 10.Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. – М., 1985. – 80 с. 11.Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. – М., 1991. – 144 с. 12. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Что на свете не бывает? – М., 1994. – 218 с. 13. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М., 1984. – 127 с. 14. Житникова Л. Учите детей запоминать М., 1985. – 96 с. 15. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2000. – 384 с. 16. Заика Е.В.Упражнение для формирования навыков чтения у младших школьников // Вопросы психологии. 1995. № 6 – С. 43-54. 17. Землянухина Т.М. Познавательная и коммуникативная активность ребенка при подготовке его к обучению в школе.// Начальная школа, 2002. – №6. – С.50. 18. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Л.Я. Тесты для детей. – М., 1997. 19. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика/ Пер. с нем. – М., 1991. – 240 с. 20. Истомина З.М. Развитие памяти. – М., 1978. – 176 с. 21. Конышева Н.М. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап жизни? // Начальная школа, 2002. – № 1. – С. 96. 22. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1983. – С. 56. 23. Лаак Я. Тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – М., 1996. – 384 с. 24. Лук А.Н. Мышление и творчество. – М., 1976. – 211 с. 25. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983. – 96 с. 26. Маклафлин К. Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса // Новые ценности образования: забота – поддержка – консультирование. Вып. 6. Инноватор. – М.,1996. 27. Михайлова З.А. Игровые, занимательные задачи для дошкольников. – М., 1985. – 143. с. 28. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу! М., 1998. – 192 с. 29. Немов Р.С. Психология. Кн. 3. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с. 30. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 1981. – 208 с. 31. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995. –. 32. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М. 1999. – 240 с. 33. Панов В.И. и соавт. Психологические аспекты развивающего образования// Педагогика. 1996. № 6. 34. Пилиповский В.Я. Эффективная школа: слагаемые успеха в зеркале американской педагогики//Педагогика. 1997. № 1. 35. Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР/ Под ред. Л.А. Парамоновой. – М., Братислава, 1989. – 176 с. 36. Поддъяков Н. Проблема психологического развития ребенка // Дошкольное воспитание, 2001. – № 9. – С. 68-75 37. Психология. Учебник. / Под ред. А.А. Крылова. – М., 2001. – 584 с. 38. Психология детства. Учебник/под ред. А.А. Реана. –СПб., 2003. – 368 с. 39. Психолог в детском дошкольном учреждении / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М., 1996. – 144 с. 40. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996. – 529 с. 41. Рубцов В.В. и соавт. Образовательная среда школы: оценка развивающего эффекта // Докл. Юбилейной научной сессии, посвящ. 85-летию Психологического института им. Л.Г. Щукиной. – М.,1999. – С. 56. 42. Сазонова А. Диагностика психологической готовности ребенка к школе // Дошкольная педагогика, 2003. – № 1. – С. 10-15. 43. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор-Bennett College. – М., 1997. 44. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников.– Ярославль, 1998. – 208 с. 45. Улановская И.М. Образовательная среда.// Начальная школа: плюс – минус, 2002. № 1. – С. 3-13. 46. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 2001. – 336 с. 47. Фисюкова Л.Б. От трех до семи: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек. – Харьков, 1996. – 192 с. 48. Хрестоматия по возрастной психологии. – М. 1998. – 352 с. 49. Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М., 1998. – 80 с. 50. Чейпи Дж. Готовность к школе: Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе / Пер. с англ. Н.В. Елизаровой. – М., 1992. – 128 с. 51. Эльконин Д.Б.Избранные психологические труды. – М., 1989, – С. 287. Приложение 1 Восприятие цвета Раскрась радугу. Назови цвета радуги. Приложение 2 Концентрация внимания Приложение 3 Произвольное внимание Пространственное восприятие, сенсомоторная координация (Методика «Домик» Н.И. Гуткиной) Приложение 4 Тест «Школьной зрелости» (А. Керн) Приложение 5 Инструкция по оценке результатов теста «Школьной зрелости» (А. Керн) Оценка полученных результатов: Сравните выполнение заданий ребенком с приведенными выше примерами и поставьте оценки. «Школьно-зрелыми» считаются дети, получившие в сумме 3-5 баллов. «Средне-зрелыми» – 6-9 баллов. «Незрелыми» – 10 и более баллов. Приложение 6 Протоколы диагностических исследований психологической готовности детей к обучению в школе и дальнейшей школьной адаптации Протокол психологической диагностики 1) Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний Д/с «Солнышко». Подготовительная к школе группа. 3.06.2007.
Протокол психологической диагностики 2) Тест для оценки словесно-логического мышления Д/с «Солнышко» Подготовительная к школе группа. 6.06.2007.
Протокол психологической диагностики 3) Графический диктант (по Д.Б. Эльконину) Д/с «Солнышко». Подготовительная к школе группа. 6.06.2007.
Протокол психологической диагностики 4) Восприятие цвета 5) Концентрация внимания 6) Произвольное внимание. Пространственное восприятие, сенсомоторная координация (методика «Домик» Н.И. Гуткиной) 7) Воображение Д/с»Солнышко». Подготовительная к школе группа. 4.06.2007, 5.06.2007.
Протокол психологической диагностики 8) Тест «Школьной зрелости» (А. Керн) Д/с « Солнышко» Подготовительная к школе группа. 4.06.2007.
Протокол психологической диагностики 9) Отношение ребенка к обучению в школе Д/с»Солнышко». Подготовительная к школе группа. 3.06.2007.
Протокол психологической диагностики 10) Тест «Какой Я?» Д/с «Солнышко»Подготовительная к школе группа. 2.06.2007.
Протокол психологической диагностики 11) «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Д/с» Солнышко». Подготовительная к школе группа. 2.06.2007.
|
|
© 2010 |
|